Выпиши корни слов. Укажи чередование согласных.
Пример:
река — речка;
рек– — реч–;
чередование к//ч;
стригу — стрижка.
Корни
– —
–.
Чередование
;
огурец — огуречный.
Корни
– —
–.
Чередование
Ответы
ух уш свеч свещ пиши это ,это правильно
уш ух свеч свещ пиши
ответ:ушастый — ухо чередование х/ш корни Уш, ух, шагать — шажок корни шаг шаж, чередование г/ж
В слове ушастый корень уш так как уш корень, АСТ суффикс, ый окончание. Так и остальные слова
отметь как лучший ответ если тебе не трудно
Источник статьи: http://0tvet.com/russkij-yazyk/question36715524
Правописание корней с чередованием гласных
Дидактический материал
Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.
На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.
В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.
Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Безударные гласные корня, | ||
проверяемые ударением | чередующиеся | не проверяемые ударением |
глота’ть – гло‘тка | убирать | кастрюля |
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.
Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
-гор- и -клон- только о: гореть и склонить;
Исключения: пловец, пловчиха, плывун.
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:
Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.
раст
Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!
Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться.
Палочка касается тыквы.
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
-бер- – -бира-: уберу – убираю
-дер- – -дира-: удеру – удираю
-мер- – мира-: умереть – умирать
-пер- – -пира-: запереть – запирать
-тер- – -тира-: утереть – утирать
-блест- – -блиста-: блестеть – блистать
-стел- – -стила-: стелить – застилать
-жег- – -жига-: зажег – зажигать
-чет- – -чита-: счет – считать
Исключения: сочетать, сочетание.
В сочетаниях букв -има-, -ина-
пишется -и-:
снимать (снять), пожинать (пожать)
Написание гласной в корне зависит от значения слова
-равн- – пишется в словах, означающих равенство:
Реши уравнение.
-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:
Разровняй складочки.
2 x 2 + 5 y = 0
Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),
уровень (отметка, равная какому-то значению),
-мак- – погружение в жидкость:
обмакни кисточку
-мок- – все остальное:
намокает под дождем
-скак- – много раз или долго:
скакать на лошади
-скоч- – один раз или быстро:
проскочить через обруч
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, —скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.
Новый материал объединен в таблице.
(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
запира’ть – запереть
непромокаемый (плащ)
блестеть на солнце
блистать в обществе
выросли в деревне
предположить худшее
обмакнуть в чернила
поклониться знакомому
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
бл_стающий на балу
вым_кший под дождем
ур_внять в правах
соч_тание звуков
заг_реться от искры
зам_реть от восторга
разж_гать вражду
приб_ру в квартире
уд_рать от хулигана
заж_гать огонь
зам_рать от страха
бл_стеть на солнце
соб_раться с друзьями
зап_реть дверь
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | |||
Заг_р | |||
Р_внина | |||
Прод_раться | |||
Ср_внять | |||
Р_стительность | |||
Непром_каемый | |||
З_ря | |||
Обм_кнуть | |||
Прик_сновение | |||
Зап_реть | |||
Заг_релый | |||
Бл_стеть | |||
Отр_сль | |||
Подл_жить | |||
Выр_щенный | |||
Р_сток | |||
К_сание |
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.
IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Вариант I
1. В каком слове пишется буква а?
в) приг_реть;
2. В каком слове пишется буква о?
3. В каких словах пишется буква о?
4. В каких словах пишется буква а?
5. В каких словах пишется буква о?
а) Вым_кнуть под дождем;
б) вым_кать в воде;
в) пром_кательная бумага;
г) вым_кать все чернила;
д) м_кать вареник в сметану.
6. В каких словах пишется буква а?
в) р_внять (дорожки);
7. В каких словах пишется буква а?
а) Оз_рять;
8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?
а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;
б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:
в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;
г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;
д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.
9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?
а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.
б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.
г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.
10. В каких словах пишется буква е?
а) Поч_тать книгу;
Вариант II (для старшеклассников)
1. В каких словах пишется буква а?
2. В каких словах пишется буква о?
3. В каких словах пишется буква а?
4. В каких словах пишется буква о?
5. В каком слове пишется буква е?
а) Соб_раться (в экспедицию);
б) ст_ральный порошок;
в) душеразд_рающий (крик);
д) прот_реть (глаза).
6. В каком слове пишется буква е?
а) Бл_стательный (дебют);
б) п_рующие (студенты);
в) зап_раться на ключ;
г) расст_лающийся туман;
7. В каких словах пишется буква о?
8. В каких словах пишется буква и?
а) Прод_рется (сквозь заросли);
б) выб_рите корень;
в) заж_гательная (речь);
г) (устойчивое) словосоч_тание;
д) прим_ряющий костюм.
9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?
а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;
б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;
в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;
г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;
д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.
10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?
а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;
б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;
в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;
г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;
д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.
11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.
б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.
в) Он долго выбирал поплавок и блисну.
г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
Источник статьи: http://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200901208