Стрижка кадета по уставу
Одним из первых ударов по самолюбию «маменькиному сыночку», попавшему в Корпус, было расставание с прической. Как бы коротко волосы ни были подстрижены, даже ёжиком», с ними приходилось расставаться. Все кадеты были стрижены наголо, «под ноль». Таким образом, волос на голове оставалось чуть больше, чем если бы ее побрили. Как только волосы вырастали более одного сантиметра, любое начальство могло приказать «немедленно постричься!» Ротный командир второй роты любил при этом приговаривать: «Это что еще за парикмахеры развелись!».
Стрижка всегда производилась кадетами, умеющими стричь ручной машинкой, а учиться было не трудно: прически не испортишь, стриги, пока машинка стрижет. Когда волосы уже не попадались между зубцами машинки, «прическа» закончена. Почему-то чаще всего стригли друг друга на перевернутом деревянном мусорном ящике в спальне. Все происходило быстро и довольно безболезненно, за исключением тех случаев, когда машинка не была смазана как следует и «драла» волосы. После нескольких криков стригущегося, машинку развинчивали и смазывали постным маслом из лампадки.
Над новичками-первоклассниками, едущими впервые в Корпус, издевались гимназисты: «Постригут тебя, как стригут баранов!» При первой стрижке многие из нас вспоминали эти слова. Но зато, когда мы видели вокруг себя кадет, постриженных точно так же, по-военному, зависти никакой ни у кого быть не могло.
Причин именно такой «прически» было несколько. Во-первых, она способствовала наиболее легким способом держать голову чистой, в особенности малышам. Во-вторых, она напоминала о том, что кадет является военным, поэтому и пострижен по-военному. В-третьих, кадеты с красивыми волосами и кадеты, не обладающие таковыми, друг другу завидовать не могли, так как все оказывались равны.
Красоваться прической и уделять ей много времени — дело женское. Кадет же должен быть красив всем свои внешним видом и поведением. Выправка, аккуратно пригнанная вычищенная форма, вежливость и предупредительность в отношении с другими и с достоинством носимые погоны были более важными атрибутами, чем прическа. С такой логикой бороться невозможно. В особенности, после первых каникул, во время которых большинство гимназисток оставляли своих «длинноволосых» (как мы их называли) кавалеров, предпочитая встречу с подтянутыми, по-военному воспитанными кадетами.
Очень скоро после поступления, мы поняли, что всё, что делается в Корпусе, совершается продуманно и правильно. Тем не менее, перед наступлением летних каникул многие кадеты старались отпустить волосы, чтобы летом был вид прически «ёжиком». Для этого надо было избежать зорких глаз воспитателя или ротного командира, который мог и в последний день перед отъездом на каникулы приказать постричься.
Всё белье, обмундирование и обувь кадеты получали из цейхгауза, находившегося в мое время на верхнем этаже между второй и третьей ротами, напротив «музыкалки». Цейхгауз имел свой специфический запах нафталина, стиранного белья, ношенной обуви и креозота, которым смазывали для дезинфекции полы. Заведующим цейхгаузом, каптенармусом был георгиевский кавалер всех четырех степеней вахмистр Вербицкий. Высокого роста, крепко сложенный, с большими усами, вахмистр одним видом являл фигуру полновластного хозяина своих владений. В отличие от гг. офицеров-воспитателей и кадет, говорил он простоватым языком, что немало нас забавляло.
Когда первоклассники прибывали в Корпус, то начальство, не разбираясь особенно в их росте, выдавало им смены белья и формы приблизительно, на основании опыта с прежними классами. Только уж очень неподходящее по росту белье несли обратно в цейхгауз, где вахмистр, взглянув на кадетика из-за прилавка и прикинув в голове нужную «смерку», порывшись в чистых сменах, выдавал замену. Так же заменял он и форму. Что касается ботинок, то их получали и примеряли прямо в цейхгаузе. Из нескольких рядов обуви малыши выбирали себе подходящие и примеряли на скамейке перед вахмистром. Если ботинки не подходили к ноге, Вербицкий строгим голосом приказывал :»Ложи взад!» В течение своего пребывания в Корпусе кадеты не раз слышали этот приказ вахмистра, запомнившийся на всю жизнь. Обращались кадеты к Вербицкому словами: «Господин вахмистр», и очень скоро поняли, что с ним гораздо лучше жить в дружбе, чем во вражде, так как от него зависело какую одежду получишь.
Как уже упоминалось, корпус жил в очень стеснительных, почти бедных условиях. Так например, когда я поступал в корпус в 1937 году, в цейхгаузе выдавались кадетам повседневные формы, которые носили до нас еще кадеты Крымского или Донского кадетских корпусов, не считая кадет нашего корпуса предыдущих выпусков. Всё, что мог себе корпус позволить в мое время, это сшить кадетам по одной смене парадной формы, состоящей из фуражки, парадных двух рубах (защитной и белой), одной парой черных парадных брюк и одной пары ботинок. Вся остальная форма и белье, включая и шинели, бывала уже ношеной кем-то и доставалась по наследству.
Это обстоятельство ничуть не тревожило нас, Княже-Константиновцев, и очень скоро этот материальный недостаток мы заменили в наших понятиях «богатством наследия». Надевая повседневные брюки синего цвета с раструбом, которые носил до нас кадет Донского корпуса, мы чувствовали себя наследниками Донского корпуса. То же относилось и к одежде крымцев.
Белье выдаваемое малышам, приехавшим в корпус впервые, производило не меньший шок, чем стрижка. Белье состояло из нижней рубахи плотного полотна, длинных кальсон из такого же материала, имевших внизу две тесемки, и пары портянок. Что такое рубаха и кальсоны, всем известно, а вот порятнки известны не всем. Это были два белых полотняных куска материи, приблизительно размером 40 на 70 см., заменяющих носки. Такие портянки носили солдаты русской армии. В каждую из них следовало так замотать ногу, чтобы было тепло и удобно ходить, и чтобы они не «выглядывали» наружу. У малышей, привыкшим к носкам, такое чудо долгое время оставалось неосвоенным. Хотя в корпусе и разрешалось иметь собственные носки, (единственное, что разрешалось из одежды), но где и как их стирать оставалось вопросом нерешенным, а портянки сдавались в прачечную и менялись каждую неделю. Приходилось постепенно осваивать и эту науку.
На ночь портянки развешивались под сложенной одеждой на табуретке для проветривания и запах от них был удивительно неприятный, напоминающий испорченный сыр. Поэтому в спальне ночью поистине «пахло казармой». За это благоухание кадеты называли их «сырами», «сырниками» и даже «портками», хотя портки — совершенно другая одежда.
Верхнюю часть портянок надо было уметь как следует завязать тесемками от кальсон, хотя тесемки постоянно развязывались и болтались при ходьбе вместе с упрямыми концами портянок, не желающими оставаться там, где им было предназначено неумелыми детскими руками. В первые недели, главной причиной выхода из строя малышей, просивших на это разрешение, была необходимость поправить тесемки и портянки, торчавшие из-под брюк. Поначалу казалось, что этой науке никогда не научиться. Тем не менее, очень скоро в классе появлялись два-три молодца, осиливших эту премудрость ранее других и становившихся теперь «инструкторами» для своих одноклассников. Справедливость требует отметить, что были и такие кадеты, которые этой премудрости так и не постигли, и носили носки, устроив стирку в городе через швейцара, или еще каким-нибудь другим способом.
В наших спартанских умывалках круглый год текла только холодная вода, и лишь один раз в день, вечером, приносилось несколько кувшинов горячей воды для разбавки холодной в бачках для мытья ног. Ежедневное мытье ног было обязательным, и перед тем как ложиться спать, первоклассник должен был явиться к своему «дядьке» на осмотр. Дядька проверял, хорошо ли вымыты физиономия, шея, уши, руки и ноги, а также вычищены ли зубы. Фамилию каждого проверенного он отмечал в своих записях и словчить от такого осмотра было делом безнадежным. А что касается портянок, то все, научившиеся носить их, оценили их как удивительно хороший и простой способ держать ноги в тепле и в удобстве при постоянной маршировке. Бесспорно, носить носки было проще и красивее, но на такую роскошь денег в корпусе не было.
На первой неделе после прибытия всего состава корпуса, в каждой роте выстраивали кадет по общему ранжиру — по росту, невзирая на классы — и каждому назначался его порядковый номер. В дальнейшем, эти номера в цейхгаузе отмечались тушью на белье и каждый кадет получал свою смену. Износившееся белье заменялось в цейхгаузе в таком же порядке, как и при его получении в первый раз. Собственной прачечной в корпусе не было, поэтому белье отдавалось в стирку в город. Обмен белья происходил раз в неделю.
Источник статьи: http://www.ruscadet.ru/library/01-books/skvortcov/skv_8.htm
Основные требования к внешнему виду воспитанников и кадет
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Кадетская школа № 1778
«Московский Шереметьевский кадетский корпус»
__________________________________
Москва, 129346 ул. Коминтерна, д. 52
тел. / факс (499) 184-23-36
Принято: на заседании Управляющего совета Председатель Управляющего совета __________ Е.Н. Осипов Протокол № 15__ «7» октября 2013 г. | Утверждено: директор ГБОУ кадетская школа №1778 __________Е.М. Дементьева Приказ № 75__ «7» октября 2013г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
О внешнем виде воспитанников и кадет
ГБОУ кадетской школы № 1778
(локальный акт к Уставу школы)
Общие положения
Настоящие положение разработано с целью воспитания культуры, формирования личной гигиены, культуры внешнего вида у воспитанников и кадет в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о кадетской школе и кадетской школе-интернате, об общеобразовательном учреждении и Уставом ГБОУ кадетской школы № 1778. Положение имеет своей целью способствовать улучшению организации режима работы ГБОУ кадетской школы № 1778, защите гражданских прав всех субъектов образовательного процесса: воспитанников, кадет, родителей, сотрудников школы. Соблюдение Правил содействует повышению качества и эффективности получаемых образовательных услуг, гарантирует психологически комфортные условия учебного процесса.
Основные требования к внешнему виду воспитанников и кадет
2.1.Воспитанники и кадеты ГБОУ КШ № 1778 должны быть всегда опрятными, аккуратно одетыми, правильно подстрижены, причесаны, не иметь лишних элементов в одежде.
2.2. Воспитанники 1-4 классов одеваются в школьную форму установленного образца, утвержденного Управляющим Советом школы. В одежде предпочтительно использовать спокойные, умеренные тона. Недопустимы элементы одежды кричащих расцветок.
2.3. Кадеты и воспитанники 5-11 классов одеваются в кадетскую форму установленного образца.
2.4. На занятия физической культурой воспитанники и кадеты являются в спортивной форме установленного образца, утвержденного Управляющим Советом школы:
— для занятий в зале: футболка синего цвета (с логотипом МШКК), черные спортивные брюки и кеды (подошва не должна оставлять следов на покрытии спортивного зала);
— для занятий на улице: спортивный костюм синего цвета с логотипом МШКК (допускается другой спортивный костюм синего или черного цвета) и кроссовки для бега на улице.
2.5. В помещении школы воспитанники и кадеты ходят в сменной обуви:
— для девочек 1-4 классов: классические модели туфель с каблуком до 2 см или закрытые сандалии черного цвета (подошва не должна оставлять следов на полу);
— для девочек 5-6 классов: классические модели туфель черного цвета с каблуком до 4 см. (подошва не должна оставлять следов на полу);
— для девушек 7-9 классов: классические модели туфель черного цвета с каблуком до 6 см. (подошва не должна оставлять следов на полу);
— для девушек 10-11 классов: классические модели туфель черного цвета с каблуком до 8 см. (подошва не должна оставлять следов на полу);
— для мальчиков и юношей 1-11 классов: классические модели туфель или закрытые сандалии черного цвета (подошва не должна оставлять следов на полу).
— мальчики и юноши 1-11 классов: короткая стрижка (экстравагантность не допускается);
— девочки и девушки 1-11 классов: аккуратные прически, цвет волос естественных тонов, запрещается ношение распущенных длинных волос и ярких аксессуаров.
В здании школы недопустимо ношение каких-либо головных уборов.
2.7. Украшения и макияж:
— украшения (кольца, серьги), выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок, кулонов и т.п.;
— макияж дневной, легкий, естественных тонов;
— длина ногтей должна быть удобной для работы, лак для ногтей следует выбирать спокойных тонов, не допускаются яркие элементы маникюра и насыщенные цвета покрытия;
— запрещается ношение браслетов, брошей, символов, выражающих принадлежность воспитанника или кадета к тем или иным неформальным организациям или движениям;
— запрещаются любые виды пирсинга.
2.8 Школьные портфели (рюкзаки) и мешки для сменной обуви:
— воспитанники 1-4 классов имеют школьные портфели (рюкзаки) и мешки для сменной обуви удобные в применении для учеников начальной школы любых цветов;
— воспитанники и кадеты 5-11 классов имеют школьные портфели (рюкзаки) и мешки для сменной обуви черного или темно-серого цвета без какой-либо символики.
Источник статьи: http://lektsii.org/13-39777.html
Запрет на прически в кадетских классах — это законно?
Моя школа целиком состоит из кадетских классов (но зовётся МОУ СШ — это не КК. Как обычная, только с формой военной, парадной и камуфляжной на повседневные занятия и уклоном в сторону всего военного. Например, строевые, соревнования военно-спортивные, на марши нас периодически отправляют и много подобных мероприятий в которых мы участвуем). Ситуация такая. У меня достаточно густые, плотные, блестящие волосы. Давно хотел себе длинную прическу и вот летом всё-таки решил отрастить волосы подлинней и получил бурю негодования от учителей. Мне сказали, что я обязан буду подстричься, либо меня отчислят. Заявили, что кадетский класс — это как маленькая армия и в нем нельзя носить такие длинные волосы мальчику по уставу (около 12 см на момент конфликта). Много пацанов уже отказались от желаемых причесок из-за психологического давления со стороны педсостава, даже не попытавшись узнать получше свои права. Мне не понятно. В ст. 38 закона «Об образовании», определяющей аспект внешнего вида ученика, ничего не сказано о причёске, а лишь указано, что образовательные учреждения вправе менять фасон, знаки отличия и т.п. элементы школьной формы. Поэтому, насколько я понимаю, у школы нет оснований запретить носить волосы, например, больше определенной длины уставом? Я слышал до инцидента, что такой закон существует и воспринимал как должное, что меня не смогут ограничить в данном плане, но разговаривая с преподавателями на эту тему, я был немного обескуражен упорством их тезисов, что заставило меня сомневаться в моей осведомленности и поэтому я даже не стал спорить. Сказали, что в законе есть поправки для классов с уклоном на военно-патриотическое воспитание и т.п. школам, в которых это оговаривается, однако я не могу найти эти поправки. Помогите, сказав номера этих статей . Действительно ли я не прав и моя школа «как маленькая армия», или всё же мои суждения верны, и между моей и обычной школой нет различий в плане их полномочий на ограничения внешнего вида ученика? Ответьте с пояснениями, пожалуйста. Но если я реально ошибаюсь, то в таком случае у меня возникает резонный вопрос (возможно больше этического характера и все же), чем отличается обычный несовершеннолетний ребенок из общеобразовательной школы и кадет, тоже не достигший совершеннолетия? Почему второй лишается прав на самовыражение?
Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/zapret_na_pricheski_v_kadetskikh_klassakh_5a789ae6/