Стрижка как у евреев

Халаке — первая стрижка ребенка (Опшерниш)

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Халаке (на идиш Опшерниш) — это церемония в честь первой стрижки мальчика, которая обычно проводится в 3 года, так как есть древний обычай не стричь мальчика до этого возраста. Этот обычай упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим (Ваикра 19:23). Отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет».

В упомянутой мидрашом фразе Торы можно увидеть основание для т. н. Законов Орла (плоды деревьев первых трех лет с посадки).

Но, согласно словам самого мидраша, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим, «запрещены к использованию» (если буквально —«герметично замкнуты на себя»).

И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме Обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» (Ваикра 19:27): «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (“пеат рошхэм”)».

При первой стрижке мальчику оставляют пейот (пейсы в русском произношении) — «края». С этого момента ребенок начинает носить кипу (ермолку) и цицит — одежду с четырьмя углами, на которых носят особые кисти (собственно цицит). Носить такие кисти на одежде с четырьмя углами заповедано Торой. >

Источник обычая не стричь мальчика также находим в книге Каванот (Каванат Корбан Песах) раби Хаима Виталя. Там раби Хаим Виталь рассказывает о том, что его учитель Аризаль (Ари аКадош) подстриг своего сына в день Лаг баОмер на могиле раби Шимона бар-Йохая.

Кроме того, по мнению некоторых мудрецов, сам человек уподобляется дереву (в соответствии со стихом в Дварим 20:19), а волосы человека в Каббале связаны с мудростью, которая в действительности является истинным «плодом» человека.

Стригут обычно сами или у парикмахера. Существует обычай предоставлять право стрижки первых локонов какому-нибудь праведнику или старшему родственнику, папе или дедушке.

Также в день первой стрижки ребенок начинает изучать Тору, а точнее «алеф-бет» — алфавит, основу всех знаний.

Говорят, что Виленский Гаон всю жизнь был благодарен ребе (учителю), научившему его алфавиту. Этому есть две причины. Первая: алфавит, умение читать — вот что даёт человеку возможность точно знать, что такое Тора, ему не приходится полагаться на чьи-то, может быть, ошибочные, трактовки. Вторая: алфавит — основа всех будущих знаний. Поэтому очень важно, чтобы ребенок получил от первого знакомства с Торой приятные впечатления и ассоциации.

Обычай еврейского народа в Израиле таков: буквы «алеф», «мэм» и «тав» [первая, средняя и последняя буквы еврейского алфавита] мажут мёдом и дают ребенку слизать мёд с буквы, после того, как он правильно повторит звук, обозначаемый этой буквой, за ребе. После этого «проходят» весь алфавит с ребе.

Умелые ребе могут разыграть ребенка так, что даже в новой обстановке он повторяет с радостью и воспринимает это как игру. Если ребенок стесняется, ничего страшного, это не значит, что он, не дай Б-г, не воспринимает слова Торы, просто он ещё маленький.

Также принято давать ребёнку медовый пирог и варёное яйцо. Есть ребе, преподаватели начальных классов, которые организуют эту процедуру для детей. Обычно Вы можете узнать о них у подруг и знакомых. Есть специальные предложения — когда ребенку дают пирог и яйцо, произносят стихи из книг Пророков. Пирог — тоже для того, чтобы знакомство с Торой было приятным, а яйцо — символ бесконечности Торы (как и всякая поверхность, не имеющая начала и конца).

У некоторых принято нести ребенка к ребе завернутым в талет, дабы он не видел ничего нечистого в этот столь важный день первого прикосновения к Торе. И хотя в наше время дети видят много всего до своего третьего дня рождения, все-таки обычай остался.

Подытожим. Вы находите ребе, печёте пирог, приносите мёд и варёное яйцо, подарки для ребе и его учеников, заворачиваете ребенка в талит… И в хедер! (Хедер — начальная школа для мальчиков). Потом к раввинам — состричь первые локоны, а потом — к парикмахеру. Локоны можете сохранить на память, но это на ваше усмотрение.

Источник статьи: http://toldot.ru/halake.html

Пейсы или пеот: зачем евреи их носят

Происхождение

В Торе есть специальное писание-запрет: «Углы волос головных не должны быть закруглены». Рабби Шломо Ицхаки объясняет такой запрет: «Состригать виски важно к одному уровню с кончиками волос за линией ушей и лба, так, чтобы край волос во всех кругах создал круг. Просто за уровнем ушей корни расположились в разы выше, чем на висках».

Другими словами, височную область им брить запрещено.

В результате этого в общинах есть обычай, который пользуется авторитетом с древности. Только так удается выделить особенный «заповеданный» статус. В некоторых старинных культурах вообще запрещено трогать локоны, что растут на висках.

Читайте также:  Как правильно начинать растить бороду

На иврите слово «пейсы» значит «края».

Отращивать пейсы стало обязательной частью уникальной еврейской культуры. По ним они могли идентифицировать себя среди других представителей разных культур. Вот зачем все евреи носят пейсы.

Моше бен Маймон считал, что культ образования длинных локонов на височной доле — результат безграмотного чтения божественной литературы. По его мнению, правильная трактовка Торы запрещает только брить волосы, а состригать их можно, даже на висках.

Обратим внимание на йеменских евреев (они отличаются характерными косичками в виде антенн, что нередко называют симаним –— «отличительные особенности»).

Существует знамение, по которому длинные неподстриженные пряди волос начали отращиваться в начале 17 века.

Первоначально — по нормативам правящей элиты — евреев пейсы должны были унижать. Но самая богатая нация мира превратила персональные «особенности» в элемент восхищения и тщательного ухода.

Назначение

Сегодня евреи гордятся своими длинными неподстриженными прядями волос.

Эта прядь символизирует классическую причёску ортодоксальной и ультраортодоксальной общины. Согласно мировым традициям, мужчины должны носить неподстриженные пряди. Также не стоит пренебрегать бородой и головными уборами.

Какая длина локонов допустима? Первоначально это не имеет значения, оптимальным считается даже минимум волос. Но в некоторых общинах из уважения к данному предписанию и желания существенно отличиться от других наций было принято решение отращивать длинные локоны в височной доле.

Длина локона зависит от традиции общины и местности, поскольку заповеди Торы распространяются на всех евреев, и только они решают каким следовать. Чаще всего это случается традиционно: каким заповедям и нормам следует община, таким следует и сам верующий.

В писании указано не состригать даже край волос на голове: «Не уничтожайте краев своей бороды». Потом старцы объяснили что имеется в виду локоны на височной доле, сбривать их запрещено. Правда никто не сказал, что их нужно сильно отпускать. Но, чтобы отдать дать канонам, традициям, местные взяли на себя право реализации данного обычая.

С годами локоны, что растут на висках, стали характерным символом нации. Любопытно, что ношение пейсов во многих странах было запрещено, наряду с Еврейской символикой или одеждой.

Например, в России до XIX веке было запрещено носить еврейскую одежду, тем более коренным жителям. Вся она обязательно уничтожалась, а идентификации не проводилась вообще.

Строго запрещалось употребления символики слов и языка, говорить на иврите разрешали только во время богослужения в синагоге. Также это распространялось на законы польского королевства, евреям было запрещено носить шелковые одежды, лапсердак, удлиненный капот и пояса, шапки из меха, короткие панталоны и башмачки. Евреям было запрещено ходить с удлиненными локонами у висков. Но, как мы можем увидеть, евреи верны своим обычаям.

Согласно канонам Торы, иудеям запрещается бриться опасной, острой бритвой, но допускается использование электрических приборов и современных ножниц. Однако борода тоже может укоротиться ножницами или электрической бритвой, но никак не сбиваться.

Как их делают

Многие современные жители Израиля с уважением относятся к этой норме. Для создания пейсов молодые люди часто записываются в парикмахерскую, чтобы был идеально ровный срез. В домашних условиях сделать такой не всегда получается. Носить нужный атрибут в виде пейсов готов практически каждый еврей.

Длинные локоны нередко накручивают или заплетают в косички.

Шляпа с пейсами

Это большая еврейская шляпа с пейсами, которая покрывает верхнюю часть головы евреем. Нередко искусственные волосы прикалываются к шляпе заколками.

Черная шляпа — своего рода символ еврейской религии, но этот обычай он не закреплен на законодательном уровне. Нигде в Таре или Талмуде не написано надевать ее голову.

В западных странах человек демонстрирует дань уважения снимая шляпу, еврей наоборот выказывают его, надевая ее. По всем еврейским канонам, покрытая голова — символ того, что у человека есть могущественная сила. Евреи всегда носят шляпу, консерваторы только в синагоге, во время трапезы или вечерней прогулки.

В центре города можно все чаще встретить молодых и старых мужчин в шляпах с локонами. Большие меховые изделия покупают исключительно хасиды, надевая головной убор только в дни праздника. Это их своеобразная мода. Ношение шляпы — это не закон, а скорее рекомендация.

Тора строго запрещает священникам проводить богослужения с непокрытой головой, а весь народ должен быть подобен священникам. В Талмуде сказано, что сын рабы никогда не будет ходить на расстоянии 4 рук с лысой головой. Объясняется это тем, что над волосами еврея пребывает Всевышний.

В Талмуде также рассказывается еще одна история о женщине. Ей рассказали, что ее сын начнет воровать, если сейчас не покроет голову. Женщина попросила сына надеть шляпу, потому что на него обрушится страх небес. И вот однажды, сидя под пальмой, которая принадлежала другому хозяину, мальчик читал книгу. Внезапно накидка, которая покрыла его волосы, соскользнула, и мальчик увидел спелые плоды. Они лежали и висели перед ним и соблазняли отведать чужое. Голод выиграл, парень вылез на пальму и начал перекусывать финиками.

Тора прямо не указывает, что важно покрывать волосы, такой нормы нет. Известный польский старейшина говорит, что читать важную заповедь Торы или текста ШМА может человек с непокрытой головой. Но некоторые мудрецы наоборот утверждают, что при чтении Торы голова должна быть покрыта.

Читайте также:  Для чего нужны усы растению

Современные дизайнеры придумали уникальную шляпу с пейсами, которая позволяет не отращивать специально длинные локоны модным евреям, если они не хотят этого делать. Единственное главное правило для них остается неизменным: они не могут брить висок.

Шляпа это не принципиальный элемент, но религиозные евреи часто носят кипу и шляпу, главные отличительные головные уборы. Кипа в свою очередь символизирует о принадлежности к еврейству и определённой касте общества.

Многие называют шляпу с пейсами символом еврейского народа, без которого Бог не слышит молитву. Некоторые благочестивые даже во время ночного сна не снимают кипу. Детям покрывают волосы, чтобы приучить их к национальным традициям. Пейсы у евреев —символ самой нации.

Источник статьи: http://beardy.blog/stil/zachem-evrei-nosjat-pejsy/

КОШЕРНАЯ СТРИЖКА И БРИТЬЕ

Что такое кошерная стрижка ? Как кошерно и правильно побриться ? Дело мужское – дело житейское, житее не бывает: волосы растут, их надо стричь (те, что на голове – об остальных частях тела целомудренно промолчим!) или брить (если на лице).

Во всем мире это делается простор: идут к парикмахеру, либо берут в руки бритву, помазок, крем, – и придают волосам желанную длину.

Во всем мире – но не у евреев: здесь всё как всегда кошерно, т. е. сложно, многотрудно, по ниточке, зато б-гоугодно. А все потому, что устами Торы, Б-г повелевает еврею соблюдать целый ряд особых законов при стрижке волос и бритья бороды, которые, в принципе, можно свести к одному: «Не стричь волосы на висках и не брить лицо бритвой».

Начнем по порядку: Тора строго запретила мужчине брить бороду (Ваикра, 19:27). Если разобраться, то, в сущности, запрет касается только некоторых областей на мужском лице и, например, не включает в себя область усов, которые брить можно, но, как всегда, евреи решили быть святее папы римского и определили: нельзя гладко выбриться – и точка!

Точнее – точка с запятой, потому что речь идет о законе, не имеющем логического объяснения, поэтому его благополучно обошли – и вот как мы это сделали. В Торе написано: «Не уничтожай края бороды твоей», а ниже «Края бороды пусть не срезают», т. е. запрет сбривать бороду есть, но не указано ни одной технической подробности, ни то, какие длинные должны быть эти самые края, ни то, каким инструментом можно, а каким нельзя пользоваться…

Все это – ряд лазеек, сквозь которые умные евреи и проникли, сделав субтильную разницу между «не уничтожай» и «не срезай», а из разницы – вывод: запрещено такое бритье, при котором происходят оба действия: и уничтожение и сбривание, а происходит это когда еврей пользуется лезвием бритвы. Но если еврей сделает только что-то одно, употребляя ножницы, пинцет (для выдергивания волос), и самое главное – электробритву, то бритье не запрещено.

Многомудрые мудрецы вывели еще ряд правил – о применении кремов для депиляции лица (пользоваться им вполне кошерно), применении электробритв, работающих по принципу «lift and cut» или с сеточками «micro-screen» (однозначно нельзя), или о триммерах, оставляющих волосы такой длины, что его можно захватить ногтем (тоже кошерно), и пр.

И, наконец, о пейсах: не разрешено стричь все волосы, растущие на висках – их необходимо оставлять, чтобы получились чисто еврейские «пейот» (пейсы). Относительно их длины и густоты следует обращаться к авторитетному раввину по месту жительства.

При этом законы о пейсах отличаются от законов бритья бород, про которые говорилось выше. Здесь единственный способ кошерной стрижки вокруг да около них – только триммер, который будет срезать волосы на некотором расстоянии от кожи. Длина волос после стрижки должна быть такой, чтобы можно было ухватиться за них пальцем.

Волосы же самих пейсов нельзя ни срезать, ни вырывать, ни уничтожать каким бы то ни было иным способом. Более того, во избежание даже случайного причинения вреда, их запрещено даже причесывать!

Вот так и живем – песато-бородатые, б-гоизбранные и счастливые.

Источник статьи: http://krasnaja-nit.ru/publ/evrejskie_tradicii_i_obychai/koshernaya_strizhka_i_brite/20-1-0-286

Что означают пейсы у евреев, национальные особенности женских и мужских причёсок

Выделиться из толпы, привлечь внимание с легкостью удается истинным евреям. У представителей этого народа особое отношение к моде. Многие мужчины и женщины строго соблюдают обычаи, противоречащие современным модным тенденциям. Некоторые элементы облика считаются смешными и странными. Например, пейсы у евреев удивляют многих. Характерные черты национальных причесок, способы выполнения укладок, принципы формирования моды по-еврейски рассмотрим далее.

Мода и стиль: исторические моменты

С древних времен у евреев сложился стереотип на использование добротной, удобной, скромной одежды. Женщины использовали длинные платья и туники из натуральных материалов неброских расцветок. Мужчины носили просторные рубахи, штаны, кафтаны. Присутствие аксессуаров — редкое явление.

Ситуация резко изменилась во времена правления царя Соломона. Появилось много заимствованных элементов в одежде. Наряды стали дорогими, яркими. Стало распространенным использование украшений.

По мере дробления еврейского государства, переселения народа по миру менялся создаваемый облик мужчин и женщин. Евреи старались сохранить обычаи, но внешне слиться с окружением.

Читайте также:  Прическа с большими сережками

Одежда евреев подчиняется следующим принципам:

  • индивидуальность. Евреи всегда стремились отличаться от других народов. Это отражалось в наряде, прическе, манере поведения;
  • стоимость. Внешне одежда евреев проста, старомодна. Все элементы костюма шьют из натуральных, «отборных» тканей. Каждый элемент гардероба выглядит добротно;
  • удобство. Каждый элемент одежды продуман до мелочей. Наряды скроены по фигуре, облегчая движения;
  • соответствие обычаям. Внешний вид, функциональность элементов гардероба подчинены вере, традициям.

Типичным облачением чтущего традиции еврея считается старомодный костюм образца границы XIX–XX веков. Характерными элементами выступают длинный сюртук или фрак, ермолка, высокая шляпа с полями. В женском гардеробе присутствует закрытое платье темных оттенков, расширяющееся от талии. Используется длина по щиколотку, крупные зауженные манжеты, воротничок-стойка.

Характерные черты причесок

Состригать волосы в соответствии с древними обычаями евреям не принято. Большинство верующих мужчин и женщин носят длинную шевелюру. Как минимум, оставляют нетронутыми пряди на висках, называемые пейсы. Этот элемент причисляют к самым узнаваемым особенностям верующего иудея.

Современные мужчины не всегда придерживаются обычаев. Многие носят короткие стрижки, отказываются от бороды. Для особых случаев всегда можно использовать накладные пейсы, часто закрепляемые на поля традиционной шляпы с полями.

Женщины редко делают короткие стрижки. Подавляющее большинство дам обладает длинными, пышными шевелюрами. Волосы носят распущенными, собирают в разные прически. Укладку часто дополняют маленькой шляпкой или платком. Популярно высвобождение из собранной прически прядей по бокам, по аналогии с мужскими пейсами.

Обоснование традиций

Отказ от состригания пеота, прядей на висках, не считается строгим запретом, предписанным представителям еврейского народа. Сохранение длины локонов относится к традициям, которые евреи склонны бережно сохранять. Многим европейцам интересно, зачем нужны эти нелепые локоны. Вариант направлен на достижение внешнего отличия иудея в многонациональной толпе.

Пейсы оставляют или имитируют с помощью накладных прядей многие верующие евреи. Длинные локоны обычно завивают. Пейсы сочетают с длинной или короткой шевелюрой. Элемент символизирует принадлежность к вере, почитание требований Торы.

Пряди по бокам могут иметь разную длину. Некоторым достаточно оставить локоны до подбородка. Иные отращивают пряди, спускающиеся до пояса. За пейсами трепетно ухаживают, считая элемент отличительной особенностью и достоянием еврея.

Образ иудея считается неполным без характерной шляпы. Небольшая ермолка, едва прикрывающая макушку, более крупный вариант в черном цвете с полями или штраймл в меховом исполнении. По характерному головному убору получится точно сказать о принадлежности к иудаизму.

Кому подходит

Верующие евреи предпочитают придерживаться традиций. Мужчины, невзирая на современные модные тенденции, в повседневной жизни носят сюртуки, пейсы и шляпы. Традиции прививают детям, с 3-х лет не состригая мальчикам волосы на висках.

Ношение пейсов, характерных элементов одежды не зависит от внешних данных. Вариант является данью традициям, решение о необходимости соблюдения которых принимается индивидуально. Важную роль играет принадлежность к определенной общине. Многие современные мужчины ограничиваются ермолкой, используемой только во время посещения синагоги.

Характерные атрибуты ортодоксального еврея выделяют представителя нации на общем разношерстном фоне. Традиционные элементы можно использовать ситуационно или носить ежедневно. Многим удается составить органичный образ в сочетании с современной одеждой.

Общие рекомендации

Еврейскую прическу с пейсами реально выполнить без посторонней помощи. Достаточно отрастить в области висков пряди желаемого формата. Удлиненные волосы принято завивать в локоны. Для этого используют плойку, закручивают влажную прядь на кусок материи или плотной бумаги.

Пейсы недостаточной длины рекомендуется подкрутить минимально. Длинные пряди завивают различным образом. Встречаются тугие локоны, сильно завитые прядки, разделенные на несколько частей. Как красиво завить длинные волосы, читайте на нашем сайте.

Внимание! Обладателям плохого роста волос, лысины, короткой стрижки не надо отчаиваться создать подобающий образ для особого случая. Для этого используют накладные пряди, которые часто закрепляют к шляпе.

Популярные вариации

Пейсы реально сочетать с короткой и длинной стрижкой. Вариация в коротком исполнении основной массы шевелюры для европейцев кажется нелепой. Длинные пряди со стрижкой минимальной длины удачно выглядят только в присутствии традиционной шляпы.

Верующие евреи предпочитают не стричь волосы. Длинная шевелюра с пейсами в соседстве с густой бородой выглядят органично. Вариант часто встречается в Израиле, но в европейских странах такой образ — редкость.

Максимальной нелепостью для европейца выглядит присутствие пейсов на фоне бритой головы. Такой вариант встречается не очень часто. Оголенный череп удачно компенсирует присутствие традиционной шляпы, полностью закрывающей голову.

Женщины не носят пейсы. Традициями предписывается отказываться от стрижки волос. Хотя некоторые глубоко верующие замужние дамы, наоборот, наголо бреют голову, нося парик или платок.

Звездные примеры

Многие звезды с мировой известностью имеют еврейские корни. В числе таковых: Хариссон Форд, Дэвид Бэкхэм, Ричард Гир, Майкл Дуглас. Большинство из них гордится своим происхождением, уважительно относятся к традициям, но не придерживаются рекомендаций Торы. Изредка удается увидеть на звездных мужчинах ермолку.

Пейсы у евреев — дань традициям. Мужчины с таким элементом прически выглядят индивидуально и броско, становясь заметными на «безликом» фоне в европейской массовке. Вариант применим иудеями, не встречается среди представителей других народов мира.

Ускорить рост волос помогут народные средства:

Полезные видео

Зачем евреям пейсы.

Можно ли быть религиозным евреем без шляпы и пейсов?

Источник статьи: http://expertpovolosam.com/pricheski/istoricheskie/evreyskie-pricheski

Оцените статью
Adblock
detector