- «Оселедец»: как появилась знаменитая казачья прическа
- «Хохол» или «оселедец»?
- Происхождение оселедца
- Значение этой прически для казаков
- Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились
- 1. Что говорит история
- 2. Что думают по этому поводу сами казаки
- Как у запорожских казаков появилась традиция носить чуб?
- Знак зрелости
- Символ знатности
- Средство спасения из Ада
- Чуб-оселедец, зачем его носили казаки
- 1. Что говорит история
- 2. Что думают по этому поводу сами казаки
- Материалы по теме
- А вот ещё:
- Карл Брюллов и его «Последний день Помпеи»
- Сюжет
- Контекст
- Судьба автора
«Оселедец»: как появилась знаменитая казачья прическа
Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.
Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.
«Хохол» или «оселедец»?
Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».
Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.
Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.
Происхождение оселедца
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».
Значение этой прически для казаков
Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.
Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.
Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/141294-oseledec-kak-poyavilas-znamenitaya.html
Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://novate.ru/blogs/140820/55677/
Как у запорожских казаков появилась традиция носить чуб?
Чуб – отличительная часть причёски запорожских казаков. Запорожцев с характерной длинной прядью волос можно увидеть на картинах и старинных гравюрах. Щеголяют с чубом и современные казаки. Интересно, а как появилась традиция отпускать длинную прядь волос?
Чуб, остелец, чупрун – длинная прядь волос на обритой голове. Эта причёска, наравне с шароварами, жупаном и вышитой сорочкой (вышиванкой), является характерным атрибутом запорожских казаков. Чубатых молодцов можно увидеть на знаменитой картине Ильи Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». Чупрун носил гоголевский Тарас Бульба.
Традицию выбривать голову, оставляя длинный локон волос, сохранили и современные представители запорожского казачества. А что лежит в основе этой традиции? На этот счёт есть три версии.
Знак зрелости
Сейчас среди современных молодых запорожцев и украинской молодёжи модно щеголять с чубом, особенно в среде националистов. А ещё лет 150 назад такую причёску надо было заслужить!
Вопреки устоявшемуся мнению, не все запорожские казаки раньше имели право носить чуб.
Во времена Запорожской Сечи характерную длинную прядь волос дозволялось отпускать лишь казакам, которые успели хорошо проявить себя в ратном деле. Остелец был для них своеобразным символом воинской зрелости.
Юноши и молодые воины, не успевшие «понюхать порох», обычно были пострижены «под горшок» или просто побриты налысо.
Символ знатности
Сейчас остелец носят все казаки. Вне зависимости от тяжести кошелька и социального положения. Но вполне вероятно, что в очень далёкие времена это была прерогатива избранных людей.
Большой клок волос на выбритой голове оставляли многие народы мира: гунны, готы, поляки, печенеги и даже древние египтяне.
Такая причёска символизировала, что её владелец не простолюдин, а принадлежит к касте избранных: жрец, знатный воин или просто богатый человек.
Праобраз чуба имели воины и князья Древней Руси. Например, такая причёска была у знаменитого древнерусского князя Святослава Игоревича.
Возможно, русичи позаимствовали эту причёску у тюркских народов, которые активно обменивались культурой с Русью.
А от своих предков – русичей – традицию отпускать чуб могли перенять казаки.
Правда такая причёска не была прерогативой знатных казаков. Обычаи и порядки запорожцев отличались демократичностью. Поэтому носить остелец дозволялось всем казакам.
Средство спасения из Ада
В массовой культуре сформировался положительный образ запорожского казака. В книгах и фильмах перед нами предстаёт удалой воин, пылкий поборник правды, защитник Родины и православной веры. Однако благородный портрет не совсем стыкуется с историческим образом. Казаки часто занимались такими неблагопристойными занятиями, как грабёж и работорговля. Причём часто грабили и уводили в полон своих же единоверцев.
Поэтому запорожцы справедливо полагали, что гореть им за эти грехи в аду.
Спасение было лишь в . чубе. Якобы, Бог, смилостивившись над казаком-грешником, мог вытащить его за чупрун из геенны огненной.
Вряд ли современные казаки совершают смертные грехи, чтобы бояться Ада. Но традиция отпускать остелец осталась.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c5926d54c240600b03fded7/kak-u-zaporojskih-kazakov-poiavilas-tradiciia-nosit-chub-5d09f33c0cb54200ae3d5c7f
Чуб-оселедец, зачем его носили казаки
Запорожский казак у многих ассоциируется с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак. Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.
Четкого ответа на вопрос когда, зачем и почему казаки носили чуб, в документах тех времен не существует / Фото: ok.ru
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков / Фото: militaryexp.com
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.
Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец / Фото: novosti333.ru
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
По другой версии, чупрына — это сарматская прическа / Фото: kozaku.in.ua
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах / Фото: pinterest.ru
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою / Фото: yandex.by
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака / Фото: ii.yakuji.moe
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец / Фото: zp.vgorode.ua
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены / Фото: armyinform.com.ua
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Материалы по теме
А вот ещё:
Карл Брюллов и его «Последний день Помпеи»
Последний день древнего города стал первым в карьере Карла Брюллова. Художник заставил Европу рукоплескать русскому живописному гению.
Сюжет
На полотне — одно из мощнейших в истории человечества извержений вулкана. В 79 году Везувий, молчавший до этого так долго, что его давно считали потухшим, внезапно «проснулся» и заставил навсегда заснуть всё живое в округе.
«Последний день Помпеи». Источник: Государственный Русский музей
Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и … давила на нас плотной массой, продвигая вперёд, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены.
Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке…
Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».
Помпеи сегодня. Источник: pinterest.ru
Сокрушительный удар по городам произошёл через 18−20 часов после начала извержения — у людей было достаточно времени, чтобы спастись. Однако не все были благоразумны, погибли в основном те, кто планировал переждать стихию дома.
На полотне Брюллова люди в панике, стихия не пощадит ни богача, ни бедняка. И что примечательно — для написания людей разных сословий автор использовал одну модель. Речь о Юлии Самойловой, её лицо встречается на полотне четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части холста; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу; женщина, закрывающая детей и спасающая их вместе с мужем. Лица для остальных героев художник искал на римских улицах.
Удивительно на этой картине и то, как решён вопрос света. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрёг сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», — писали тогда в газетах.
Контекст
К моменту, когда Брюллов решил написать гибель Помпей, его считали талантливым, но только ещё подающим надежды. Для утверждения в статусе мастера нужна была серьёзная работа.
В то время в Италии тема Помпей была популярной. Во-первых, очень активно велись раскопки, во-вторых, — произошла ещё пара извержений Везувия. На сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини «L’Ultimo giorno di Pompeia», то есть «Последний день Помпеи». Скорее всего, художник видел её.
Автопортрет. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Идея написать гибель города пришла в самих Помпеях, которые Брюллов посетил в 1827 году по инициативе своего брата — архитектора Александра. На сбор материала ушло 6 лет. Художник был щепетилен в деталях. Так, вещи, выпавшие из шкатулки, украшения и другие различные предметы на картине скопированы с тех, что нашли археологи во время раскопок.
Несколько слов скажем о Юлии Самойловой, лицо которой, как уже говорилось выше, четырежды встречается на полотне. Для картины Брюллов искал итальянские типажи. И хотя Самойлова была русской, внешность её отвечала представлениям Брюллова о том, как должны выглядеть итальянки.
Портрет Ю. П. Самойловой. Источник: Hillwood Estate, Museum & Gardens
Они познакомились в Италии в 1827 году. Брюллов там перенимал опыт старших мастеров и искал вдохновение, а Самойлова прожигала жизнь. В России она уже успела развестись, детей у неё не было, и за чересчур бурную богемную жизнь Николай I попросил её уехать подальше от двора.
Когда работа над картиной была завершена и итальянская публика увидела полотно, начался бум на Брюллова. Это был успех! Каждый при встрече с художником считал за честь поздороваться; при его появлении в театрах все вставали, а у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много людей, чтобы приветствовать его. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого поклонения, как Карл Брюллов.
На родине живописца также ждал триумф. Общая эйфория по поводу картины становится понятной после прочтения строк Баратынского:
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.
Судьба автора
Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провёл в Европе. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге. Оказавшись в Италии, Брюллов поначалу писал в основном итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Последние стали очень популярным сувениром из Италии.
Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившим античную красоту своих предков.
«Прерванное свидание», 1827. Источник: wikimedia.org
Брюллов творил одновременно с Делакруа и Энгром. Это было время, когда в живописи на первый план выходит тема судьбы огромных человеческих масс. Поэтому неудивительно, что для своего программного полотна Брюллов выбрал историю о гибели Помпей.
Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, Брюллов познакомился и подружился с Пушкиным, Глинкой, Крыловым.
Фрески Брюллова в Исаакиевском соборе. Источник: wikimedia.org
Последние годы художник провёл в Италии, пытаясь спасти здоровье, подорванное при росписи Исаакиевского собора. Часы долгой тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе плохо сказались на сердце и обострили ревматизм.
Источник статьи: http://www.kramola.info/vesti/rusy/chub-oseledec-zachem-ego-nosili-kazaki