- Словари
- Тонзура — это что такое
- Давний обычай
- Авторитетные комментарии
- Разновидности церковной стрижки
- Русский аналог тонзуры
- Тонзура: зачем католические монахи выстригали на макушке круг
- Откуда это пошло?
- Тонзура и гуменцо
- Символизм
- Долгая традиция
- Тонзура: зачем священники и монахи выбривали головы
- Откуда это пошло?
- Тонзура и гуменцо
- Символизм
- Долгая традиция
- Как выглядят пейсы, тонзура, гуменцо и другие мужские прически в разных конфессиях
- Жизненная сила, отращивание прядей и пейсы
- Тонзура и гуменцо
- Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды
Словари
2. Прическа, которая получается в результате подстригания волос.
СТРИ́ЖКА, стрижки, жен.
1. только ед. Действие по гл. стричь во всех знач., кроме2. Стрижка волос. Стрижка деревьев. Стрижка под гребенку.
2. Форма прически, способ подстригания волос. Модная стрижка. Красивая стрижка. Стрижка в скобку.
2. Причёска, к-рую делают, подстригая волосы. Модная с.
СТРИ́ЖКА, -и, мн род. -жек, дат. -жкам, ж
Волосы, которым придана определенная длина и форма с помощью ножниц, машинки и т.п.
Своей короткой стрижкой и черной бородкой [Гартвиг] смахивает на француза (Триф.).
СТРИ́ЖКА -и; мн. род. -жек, дат. -жкам; ж.
1. к Стричь (1-4, 6 зн.) и Стри́чься (1 зн.). Отказаться от стрижки. Отложить стрижку. С. волос. С. овец. С. деревьев.
2. Способ подстригания волос, тип причёски. С. под мальчика. Модельная с.
-и, род. мн. -жек, дат. -жкам, ж.
1. Действие по глаг. стричь (в 1 и 3 знач.).
Стрижка волос. Стрижка овец. Стрижка деревьев.
2. Способ подстригания волос.
— Но возникает вопрос: как именно стричь? Стрижка бывает разная. Есть нулевая, есть под гребенку, есть под бокс, есть с чубчиком. Катаев, Сын полка.
Дать/ задать стрижку кому. Диал. Избить кого-л. Мокиенко 1990, 48.
стри́жка, -и, род. п. мн. ч. -жек
стри́жка, стри́жки, стри́жек, стри́жке, стри́жкам, стри́жку, стри́жкой, стри́жкою, стри́жками, стри́жках
сущ., кол-во синонимов: 24
срезание, оболванивание, подстрижка, обрезывание, уравнивание, укорачивание, выстригание, тонзура, скобка, причесон, сэссон, прическа, нулевка
переносить стрижку => действие, объект
— Операция, которую нужно применять при зарастании.
— После этой процедуры козу несколько суток держат в помещении, чтобы не простудилась или не получила солнечный удар.
— Песенка «Жил да был брадобрей» утверждает, что после этой процедуры «кошки были, словно мышки, даже глупые мартышки походили на людей!».
— «Не готово, что ж такого? . только начата!».
Стрижка за семь копеек — об очень короткой стрижке.
Об отсутствии волос, лысине.
Стрижка под Котовского — об очень короткой стрижке.
Источник статьи: http://sanstv.ru/dict/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%B0
Тонзура — это что такое
Тонзура – это слово, которое относится к церковной лексике. Оно происходит от латинского существительного tōnsūra, обозначающего стрижку. Католические монахи и священники на голове выбривали или выстригали место, которое свидетельствовало об их принадлежности к церкви. Изначально оно находилось надо лбом, а впоследствии – на макушке. Подробнее о тонзуре, фото которой находится ниже, будет рассказано в статье.
Давний обычай
Обычай, согласно которому кающиеся грешники остригали себе головы наголо, существовал еще с давних времен. Позже он перешел к монастырской братии, а с 6-го века его переняли и все духовные лица в христианстве. Законную форму этой традиции придал четвертый Толедский собор, прошедший в 633 году.
Уже к концу 7-го века обычай выстригать волосы на голове у христианских священнослужителей распространился почти повсеместно и стал общепринятым. Об этом среди других, более ранних подтверждений свидетельствует, например, правило Трулльского собора 692 года за номером 21 о стрижке волос особым способом.
Согласно этому правилу, священнослужителям, которые были низложены, но раскаялись, было предписано стричься «по образу клира». Того момента, как именно представители клира состригали свои волосы, данное правило не уточняет.
Авторитетные комментарии
Ряд авторитетных толкователей усматривает здесь так называемое гуменцо. Это место, которое выстригалось на темени. Похожие комментарии по поводу данного правила обнаруживаются в славянской Кормчей книге, относящейся к 13-му веку. Там говорится о пресвитере и диаконе, изверженных из сана, которым необходимо выстригать «на главе гуменце».
Прическа священнослужителей предполагала, что волосы должны, во-первых, выстригаться наверху, на темени, а во-вторых, подстригаться снизу «в кружок».
По поводу того, зачем нужна тонзура, иерусалимский патриарх Софроний писал следующее: «На главе священника кругловидное острижение волос означает терновый венец. Тогда как двойной венец, который образуется волосами, является изображением честной головы верховного Апостола (Петра). Ее остригли в насмешку те, кто не уверовал, и ее благословил Иисус Христос».
Таким образом, по одной из версий, предназначение тонзуры – это показать принадлежность к Церкви Христовой.
Разновидности церковной стрижки
В церковной традиции существовало два основных вида тонзуры. Это:
- Как у апостола Павла. В данном случае наголо стригли переднюю часть головы. Этот вид был характерен для греческой церкви. В несколько измененной конфигурации он применялся также у ирландцев и у британцев. Такая форма носила название тонзуры апостола Иакова.
- Как у апостола Петра. Она вошла в обиход после четвертого собора, состоявшегося в Толедо в 633 году. Ее делали на макушке, выстригая волосы в виде круга. Второй вид был общепринятым у священников и монахов, относящихся к западной церкви.
В начале 19-го века тонзура у католического духовенства обычно выстригалась в одно время с производством в низший сан. При этом она была величиной всего лишь с монету небольшого размера. У тех, кто имел сан священника, она по размеру походила на гостию (евхаристический хлебец в латинском обряде).
Еще большей тонзура была у епископов. Что касается пап, то у них оставлялась только узкая полоска из волос, находившаяся надо лбом. Нужно отметить, что описываемая традиция существовала довольно долго. Отмена тонзуры – это дело совсем недалекого времени. Ее ношение было упразднено с января 1973 г. римским папой Павлом VI.
Русский аналог тонзуры
На Руси выстриженная голова у служителей клира называлась «гуменце». Это слово происходит от старославянского «гоумьньце» и связано с «гумном». Последнее обозначает участок земли, который выровнен, вычищен и предназначен для молотьбы. Еще тонзуру русские называли «оброснение» – от глагола «оброснять», что значит «облысеть», «оплешиветь».
В просторечии существовал и такой вариант, как «попова плешь». В письменных документах, принадлежащих к допетровской эпохе, слово «плешь» иногда выступало как аналог наименования духовного лица. Было и еще одно название – «стрижники», которое, вероятно, является калькой, взятой с латинского tonsurātus.
Оброснение головы осуществлялось во время посвящения в низшую духовную степень. После совершения епископом крестообразного пострижения волос, то есть пострига, кто-то из клириков брался за выстрижение гуменца. В качестве внешнего признака лица, относящегося к духовному званию, гуменцо требовалось носить всю жизнь или до дня лишения сана. Когда эта традиция на Руси была отменена, точно не известно. По одним сведениям, это произошло в конце 17-го века, по другим – в конце 18-го.
Источник статьи: http://fb.ru/article/455168/tonzura—eto-chto-takoe
Тонзура: зачем католические монахи выстригали на макушке круг
Наверняка многие замечали на картинах средневековых художников круглые проплешины на макушках католических монахов и священников. Эту выбритую часть головы называют тонзурой. Что же она символизировала?
Откуда это пошло?
На самом деле стрижка волос практиковалось в религиях, которые имеют гораздо древнее происхождение, чем христианство. К таким религиям относится, например, буддизм. Буддийские монахи до сих пор бреют голову наголо. Одной из основных причин для возникновения подобной традиции некоторые считают соблюдение элементарной гигиены.
Однако не только к чистоте тела стремятся буддисты. Они просто освобождают себя от необходимости следить за своей прической. Кроме того, полное избавление от волос на голове и лице означает для представителей этого учения абсолютное обезличивание и отречение от старого, мирского.
Тонзура и гуменцо
Бритье головы в форме круга на макушке стало христианской традицией около VI века. Христиане переняли ее у отшельников и кающихся людей. Оголенную часть на голове католики назвали тонзурой, что можно перевести с латинского как «стрижка». Согласно решению 4-ого Толедского собора, состоявшегося в 633 году, тонзуру обязаны были носить все представители «католического клира».
Интересно, что тонзура была распространена и на Руси. Только у нас она называлась гуменцо. Лингвист Макс Фасмер утверждал, что слово «гуменцо» является уменьшительной формой существительного «гумно» (расчищенный участок земли). Этот обычай пришел в нашу страну из Византии. Длинные волосы и бороды появились у православных священников только в XV веке, когда Константинополь пал, и служители церкви взяли на себя чиновничьи функции. Чиновникам же предписывалось носить именно длинные волосы.
Символизм
Выбритая округлая площадка на голове монахов и священников, конечно, являлась отличительной особенностью представителей духовенства. По такому признаку любой мирянин сразу определял, что перед ним стоит служитель церкви.
Несомненно, тонзура (как, впрочем, и гуменцо) имела в первую очередь символическое значение. Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Так, в сохранившихся документах Собора, созванного патриархом Иоакимом в 1675 году, говорится: «… на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».
Долгая традиция
Постепенно гуменцо исчезло с голов православных священников. Однако произошло это совсем не быстро. На сайте «Православная Москва» опубликованы воспоминания святителя Филарета Московского. Живя в XIX веке, он еще встречал старых представителей церкви с гуменцом.
Что касается тонзуры, то ее ношение стало необязательным для католических монахов лишь в 1973 году. Такое решение принял известный и другими своими реформами папа римский Павел VI.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/153919-tonzura-zachem-katolicheskie-monakhi-vy.html
Тонзура: зачем священники и монахи выбривали головы
Наверняка многие замечали на картинах средневековых художников круглые проплешины на макушках католических монахов и священников. Эту выбритую часть головы называют тонзурой. Что же она символизировала?
Откуда это пошло?
На самом деле стрижка волос практиковалось в религиях, которые имеют гораздо древнее происхождение, чем христианство. К таким религиям относится, например, буддизм. Буддийские монахи до сих пор бреют голову наголо. Одной из основных причин для возникновения подобной традиции некоторые считают соблюдение элементарной гигиены.
Однако не только к чистоте тела стремятся буддисты. Они просто освобождают себя от необходимости следить за своей прической. Кроме того, полное избавление от волос на голове и лице означает для представителей этого учения абсолютное обезличивание и отречение от старого, мирского.
Тонзура и гуменцо
Бритье головы в форме круга на макушке стало христианской традицией около VI века. Христиане переняли ее у отшельников и кающихся людей. Оголенную часть на голове католики назвали тонзурой, что можно перевести с латинского как «стрижка». Согласно решению 4-ого Толедского собора, состоявшегося в 633 году, тонзуру обязаны были носить все представители «католического клира».
Интересно, что тонзура была распространена и на Руси. Только у нас она называлась гуменцо. Лингвист Макс Фасмер утверждал, что слово «гуменцо» является уменьшительной формой существительного «гумно» (расчищенный участок земли). Этот обычай пришел в нашу страну из Византии. Длинные волосы и бороды появились у православных священников только в XV веке, когда Константинополь пал, и служители церкви взяли на себя чиновничьи функции. Чиновникам же предписывалось носить именно длинные волосы.
Символизм
Выбритая округлая площадка на голове монахов и священников, конечно, являлась отличительной особенностью представителей духовенства. По такому признаку любой мирянин сразу определял, что перед ним стоит служитель церкви.
Несомненно, тонзура (как, впрочем, и гуменцо) имела в первую очередь символическое значение. Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Так, в сохранившихся документах Собора, созванного патриархом Иоакимом в 1675 году, говорится: «… на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».
Долгая традиция
Постепенно гуменцо исчезло с голов православных священников. Однако произошло это совсем не быстро. На сайте «Православная Москва» опубликованы воспоминания святителя Филарета Московского. Живя в XIX веке, он еще встречал старых представителей церкви с гуменцом.
Что касается тонзуры, то ее ношение стало необязательным для католических монахов лишь в 1973 году. Такое решение принял известный и другими своими реформами папа римский Павел VI.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/99906-tonzura-zachem-svyashhenniki-i-monakhi-vyb.html
Как выглядят пейсы, тонзура, гуменцо и другие мужские прически в разных конфессиях
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жизненная сила, отращивание прядей и пейсы
Уже в древности вопрос о том, как должна выглядеть шевелюра, был подчинен старинным нормам и обычаям, у разных народов были свои поверья и традиции. В Древнем Египте, остригая детям волосы, оставляли отдельные пряди волос на висках или на темени. Считалось, что в волосах заключена жизненная сила.
Это верование позже нашло отражение в библейском повествовании о Самсоне, что был посвящен в назореи и принял обет не укорачивать волосы. Славяне не стригли ребенку волосы до достижения определенного возраста – этот обычай нередко соблюдается и в современном мире.
Следуя предписаниям Торы, иудеи носили бороду, головной убор и не сбривали волосы на висках – они получили название пеот или пейсы. Необязательно, чтобы длина этих прядей превышала длину остальных волос на голове, но для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к иудаизму, свое религиозное рвение, часто пеот не стригли вовсе.
Сейчас заметные пейсы носят скорее ортодоксальные евреи, длина прядей при этом зависит от традиций общины и от местности – как и одежда верующих. Порой пейсы завивают – так делают, например, хасиды.
Характерные особенности внешнего облика иудеев демонстрировали верность библейским заветам вместе с готовностью следовать им при любых обстоятельствах. Еще в первой половине XIX века пейсы подвергались гонениям: император Николай I издал указ, запрещавший евреям носить подобные прически. Но санкции не уничтожили традицию, евреи подвергались наказаниям, но продолжали сохранять верность традиции. Позже, столкнувшись с нацистским режимом, им пришлось отстаивать свои убеждения уже в несравнимо более опасных условиях.
Тонзура и гуменцо
Выстрижение волос при проведении христианского обряда символизирует приобщение к церкви. Когда возник этот обычай – стричь волосы при посвящении в ту или иную степень духовного служения, точно не известно. Во всяком случае, так делали уже в первые столетия новой эры. Поначалу волосы выстригали надо лбом. А с 683 года, когда состоялся IV Толедский собор, официально было закреплено правило о тонзуре — пострижении кругообразно, на макушке, оставляя волосы «в круг».
Таков был знак перехода в статус монаха или священнослужителя. Остригая большую часть волос, христианин провозглашал тем самым свою принадлежность церкви; в те времена полностью выбритая голова могла быть лишь у рабов.
«Ободок» невыстриженных волос символически напоминал терновый венец Христа. Требование носить тонзуру для католических монахов сохранялось вплоть до 1973 года, до того момента, когда оно было признано необязательным по решению папы Павла VI.
Православная церковь долгое время сохраняла ту же традицию – выбривать или выстригать волосы на темени, оставляя их по краям. На Руси такая стрижка получила название «гуменцо» — от слова «гумно», то есть выровненная, вычищенная часть земли. На голове носили шапочку-скуфью, которая еще носила название «плешегрейка» или «наплешник».
Традиция выстригать гуменцо пришла на Русь из Византии и благополучно просуществовала вплоть до реформ патриарха Никона в середине XVII века. По новому правилу следовало оставить в прошлом обычай носить «венец Христов», а волосы отпускать.
На практике гуменцо сохранялось и после официальных нововведений. Лишь к середине XIX века священники и монахи в России обрели привычный для настоящего времени вид. Когда именно перестали выстригать гуменцо – вопрос остается открытым. Кстати, что касается православных греков, то женатым священнослужителям полагается носить короткую стрижку, в отличие от холостых, монашествующих – те отпускают волосы.
Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды
Буддисты полностью сбривают волосы на голове. Таким образом они освобождаются от разного «мусора» — тщеславия, зависти, всего суетного и мешающего двигаться на пути к просветлению. Волосы, по философии буддизма, хранят информацию о личности человека, его мыслях и поступках – все это надлежит оставить в прошлом.
А вот сам Будда, как правило, изображается с волосами, уложенными в пучок. В кругах, где вращался Сиддхартха, предполагалась такая прическа – это было необходимо для ношения тюрбана. На макушке изображают ушнишу – выпуклое образование на макушке, символ достигнутого просветления.
До того, как Будда достиг просветления, он носил длинные волосы, а став аскетом, остриг их, отказавшись от своего происхождения.
Кстати, по легенде, традиционное изображение Будды – сидящего в позе лотоса, правой рукой касающегося земли, а в левой держащего чашу для подаяний – возникло благодаря чуду. Когда один из правителей Индии пожелал иметь при себе портрет Будды, он пригласил лучших мастеров-художников, но ни один не смог добиться точного отображения внешности принца. Тогда кисти и краски сами создали этот портрет – первый, по преданию, портрет Будды.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/190620/46754/