Внешность Тараса Бульбы и его образ в целом
Произведения Николая Гоголя вводят читателя в таинственный мир человеческого существа, его души, в комические и трагические ситуации из жизни отдельной личности и целого народа. Персонажи писателя всегда гармоничны — внешние черты перекликаются с внутренними качествами. Так показано и в выдающемся произведении автора «Тарас Бульба», истории о защитниках земли и национальном характере, о славных временах казачества на примере одной личности и его семьи. Как внешность Тараса Бульбы отражает внутренние особенности запорожца и как она описана в повести?
Характер и внешность героя
Настоящего казака отличает мужество и верность товариществу. Интересы войска и державы — выше собственного счастья. Таким и был Бульба-старший — глава семейства и полка. Описанию внешности героя Гоголь умышленно уделил немного строк. И все эти качества так или иначе указывают на характер героя. Так, статность, упитанность указывают на положение Тараса в обществе казаков как воина, на которого равняется войско, его авторитет. Кроме того, это показатель безбедного существования его семьи (жены и двоих сыновей).
Возраста Бульба среднего. Имеет большие усы и ровную осанку — однозначные признаки уверенности, гордости героя, примера для окружающих. Характер Тараса — это характер типичного казака. Он носит шаровары, хорошо держится в седле и не выпускает из рук курительную трубку. Без этих элементов сложно представить запорожца. Именно этим Гоголь подчеркивает, что Тарас в первую очередь казак, а, значит, ему свойственны все казаческие атрибуты внешности.
Острый взгляд, статность фигуры, уверенные и точные движения указывают на его возраст и социальное положение. Другие внешние черты второстепенны по отношению к внутреннему содержанию образа героя.
Описание внешности Тараса Бульбы
Тарас носит привычную для казака одежду — широкие шаровары, папаху. Прическа — классический оселедец (чуб) запорожца. Характер Бульбы отражается в его отношении к внешности. Он не терпит излишеств, не видит смысла в приукрашивании своего облика, называя это «барскими замашками». Например, шаровары у героя всегда запачканы дегтем.
Тарас носил при себе саблю, пистолеты, фитильное ружье, в седле проявлял всю свою стойкость и уверенность. На коне он держался прямо и очень любил конную езду.
В целом, описание внешности Тараса Бульбы можно представить так: мужчина средних (ближе к преклонным) лет, среднего роста, коренастый, широкоплечий, с мускулистыми руками, полный. Голова обрита, но есть оселедец, поседевший с годами и от перенесенных трудностей. Бороду не носит, но отращивает усы. На лице и теле много шрамов (последствий проведенных сражений). Одет в привычную казацкую одежду, носит оружие, курит трубку и часто ездит на лошади.
Внешность Тараса Бульбы: цитаты
О том, как выглядит герой, можно судить по нескольким описаниям, коротким и емким. Его сильное, здоровое тело описано как «чрезвычайно тяжел и толст», со «здоровым румянцем» на лице. Физическая мощь и величавая внешность Тараса Бульбы показана как «могучие плечи», «дебелый казак», «сильная рука». Много цитат указывают на седину героя и его преклонный возраст: «поник седою головою», «посеребрившеюся головою» и прочие.
В каждой фразе произведения видно не столько внешность Тараса Бульбы, сколько характер: «гордо провел рукою по усам», рубцы делают его облик «повелительным», «очи хмурые», «крепкий, как дуб».
Сами казаки признают, что более доблестного, чем он, человека в их войске нет. Полководец он беспощадный к врагам и мудрый в кругу собратьев. Деятельность, строгость и справедливость читается в описании мужественных черт лица и стана героя.
Собирательность образа
Для читателей становится ясно, что не так важно, как выглядел Тарас Бульба. Самое главное заключается в том, что олицетворяет его образ. Мужество, неприхотливость, преданность идеалам войска и гражданскому долгу — те качества, которые можно рассмотреть за поверхностным описанием внешности главного героя. Тарас Бульба со своими классическими шароварами, оселедцем, мощной фигурой, горделивой осанкой и уверенным, смелым взглядом становится неким идеальным образом казака.
Тех нескольких строк, в которые Гоголь собрал описание внешности Тараса Бульбы, достаточно, чтобы понять: настоящий защитник не нуждается в выразительном облике. Его сущность в доблести и готовности отдать жизнь за народные идеалы. Блестяще воплотил образ этого культового персонажа Богдан Ступка в фильме «Тарас Бульба», снятом в 2008 году Владимиром Бортко.
Источник статьи: http://fb.ru/article/305656/vneshnost-tarasa-bulbyi-i-ego-obraz-v-tselom
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Герои в повести. Характеристика
Краткое содержание:
Тарас Бульба
Тарас Бульба является главным героем произведения. О внешности Тараса Бульбы известно, что это здоровый на вид человек. Толстый, крупный и сильный казак с седыми волосами и бровями, шрамы на лице и теле, как у всех казак были усы и чуб.
Гоголь показывает его читателю в образе запорожский казак преклонного возраста. Тарас Бульба уважаемый человек, к склону лет он является зажиточным паном, дворянином. Именно положение в обществе стало причиной отправить сыновей учиться в Академию (Остап и Андрий). Однако уважение Бульба получил за военные заслуги. Старый казак является талантливым полководцем. Застава для него была смыслом жизни, где место было только для походов и боев. Преимуществом атамана в военных походах заключалось не только в опыте вести свое войско, но и в невероятной ненависти к врагам.
В первой главе, когда Бульба сообщает, что отвезет сыновей на заставу, его жена боится больше не увидеть сыновей. Она вспоминает, что муж часто уезжал сражаться, казак мог бывать дома несколько дней в году или пропадать на несколько лет.
К характеристики Тараса Бульбы можно отнести и его подход к воспитанию сыновей. Он не признает послаблений для них, ведь в сыновьях видит казаков и будущих мужчин, готовых защищать свой народ и Родину. Бульба хочет видеть в них продолжение своего дела, для него важен не столько дворянское обучение сыновей, сколько их мужественность и честь, именно поэтому в первой главе он поощряет «бой» со старшим сыном. Ведь Остап отстаивал свою честь, он не позволил даже отцу смеяться над собой. А вот младший разочаровывает отца уже с первых страниц своей «изнеженностью», тем что Андрий стал ближе к дворянству, чем к вольным казакам. Сам же старый казак признает простую жизнь в степи. Запорожская Сечь — вот что важно.
Так как в повести события происходят в период противостояния Украины и Польши, то не удивительно, что некоторые герои и общество начинали перенимать польские обычаи. Например, стали приобретать прислугу, проводить обеды, дворы, покупать ловчих и соколов. Так как главный герой ненавидел врагов и не принимал подобный уклад, то он называл сторонников варшавского уклада «холопами польских панов». Стоит отметить, что у самого атамана есть свои хутора и слуги.
Так же стоит отметить, хоть Тарас Бульба очень образованный человек, но показывает себя простым и понятным для окружающих. Необычность ума можно отметить и тем, что в моменты гуляний казак не расслабляется, он помнит о важных делах и контролирует окружающих.
Защищая свой народ, атаман бережет и православие, говоря, что за христианство можно воевать против поляков и татар. Он православный христианин, например, соблюдает обычай «присесть перед дорогою».
У Тараса Бульбы сильный характер и упрямый нрав (об этом часто пишет Гоголь), он не способен сидеть без дела, неугомонный и живой. Это прямой, вспыльчивый и достаточно грубый человек: оскорбляет и бьет жену. При этом ему нет равных в доблести и непреклонности. К врагам относится с особой беспощадностью и ненавистью, свирепостью и жестокостью. Гоголь пишет, что «только огонь и виселицу определяла седая голова». Бульба не просто убивал врагов, он истреблял их, призывая не жалеть поляков. Ко всем этим качествам относится и его мстительность. Образ бывалого казака, предводителя и бесстрашного война дополняет его конь, которому Гоголь даёт кличку Чёрт.
Несмотря на отрицательные качества Тараса Бульбы, он борется за свободу своей Родины и народа, ставя свободное будущее выше своей жизни и жизни близких людей. Один из самых сильных поражений для Бульбы является предательство Андрия, который предает казаков. Но даже здесь атаман показывает свою неумолимость, ведь даже сын, который прильнул к врагам, не имеет шанса на прощение. Старый атаман лично убивает предателя, показывая свою неумолимость по отношению к врагам Родины. В характеристике старого казака выделяется стойкость, внутренняя сила, которая притягивала к нему людей.
Во многих литературных произведениях и исторических сводках есть великие полководцы и сильные люди, но столь сильной личности как Тарас Бульба, единицы. Рассмотрим момент с казнью Остапа.
Можно сказать любимый сын Тараса Бульбы. Тот кто оправдал ожидания. Остапа казнят, казнь весьма показательная, его мучают. И вот перед самой смертью Остап радуется, что среди людей нет родных. Молодому казаку не хочется слышать стенаний. Ему необходима поддержка настоящего казака. Важно что бы отец видел его стойкость и поддержал перед смертью.
Остап кричит: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?».
Это самый напряженный момент. Стоит народ в молчании, наблюдая за казнью. Вопрос Остапа воспринимается, как последний рывок, возможно даже крик отчаянья, но. Все вздрагивают, когда до их слуха доносится одно единственное слово.
Тарас Бульба сильный герой не только телом, но и духом. Он пришел на казнь сына, что бы поддержать его, проводить в последний путь. Не просто как сына, а как мужчину, как война, как защитника Родины и своего народа.
Сам же Тарас Бульба был сожжен заживо поляками. Его привязали цепями к дереву и подожгли. Но не зря Гоголь ранее показывал атамана сильной личностью. Даже умирая, он думал только о своих людях, он наставлял их, предупреждал об опасности, направляя двигаться к реке.
Тарас Бульба — невероятный герой, неповторимая личность.
Остап Бульба
Остап — старший сын Тарасы Бульбы, ему 22 года. Так же как отец является помещиком. В силу своего возраста, пылкий и порывистый человек. С двенадцати лет был отдан на обучение в Киевскую академию. Первое время молодой человек был «диковатым», он не признавал обучение и в первое же время сбежал. Часто закапывал учебники и учиться не хотел. Для него отец был авторитетной личностью, поэтому после его наставления стал учиться и очень в этом преуспел.
Остап очень гордый, это качество отмечает сам Тарас еще в самой первой главе, когда юноша даже отцу не разрешает над собой смеяться. Даже на казнь он шел без страха в глазах, а с долей гордости. Возможно, если не смерть, то из него получился бы хороший и казак и будущий атаман, он смог бы стать достойной заменой своему отцу. Сам старый атаман предполагал, что полковник из сына будет еще более талантливый, чем сам Тарас Бульба.
Планы Тараса Бульбы по отношению к старшему сыну объективны, ведь Остап и Андрий всегда были первыми, но старший больше тянулся к укладу казаков, хорошо держался в рукопашном бою. Братья выделялись среди казаков своей удалью, могли переплыть Днепр против течения, что так же указывает на их физическое развитие. В произведении есть момент, где Остап сражается против шести и одерживает победу.
Остап и Андрий не избалованы отцом. Атаман имеет достаток, но раз в год когда начинались каникулы, братья пешком добирались до дома. Это объяснялось тем, что школярам не разрешалось ездить на коне. Жеребцов подарил им отец, когда братья закончили обучение.
Старший сын отличается своей собранностью и способностью ясно мыслить в сложных ситуациях, трезво оценивать свои силы. Эти качества и природная гибкость ясно проявлялись в сражениях Остапа, подтверждая его задатки вождя для казаков. Остап верный и честный человек, что проявляется в его умении дружить. Он некогда не сдавал своих товарищей, принимал розги, но оставался верным себе.
Остап порой напоминает Тараса Бульбу, но в более молодом возрасте. Этих героев много объединяет: сильный характер, военная жизнь, любовь к свободе и разгульным пирушкам. По меркам того времени юноша был добр и прямодушный с равными себе людьми. Он способный к военному делу молодой мужчина. Будучи моложе всех казаков, он был назначен командующим батальоном казаков (куренной атаман). Казаки отмечали, что Остап вел свое войско так же как это делал его отец.
Остап личность сильная, но Гоголь не забывает показать читателю, что это обычный человек, через простые вещи. Например, писатель указывает на его храп. Гоголь пишет, что юноша «храпел на все поле», «от силы храпа, шевелилась трава».
Остап мужественный мужчина, на что указывает момент казни, ведь он под пытками не издал не одного стона или крика, пока поляки ломали его тело.
До приезда в Запорожскую Сечь Остап представлен, как крепкий молодой юноша, рослый, на лице имеется «пушок», видно, что он еще не начал бриться. Чуб еще длинный, что указывает на молодость казака. Одежда добротная и новая, например, сапоги сафьяновые с серебряными подковами, шаровары перетянуты золотым поясом.
Остап возмужал за месяц, черты лица стали грозными и сильными, тело дышало силой, он словно приобрел «широкую силу льва».
Андрий Бульба
Андрий — младший сын Тараса Бульбы, ему примерно 20-21 год. Тоже является помещиком, учился с братом в академии.
Андрий был хорошим казаком: ловким и сильным. В бою не каждый мог одолеть его, он лишь немного уступал брату. Младший сын казака был неприхотливым, мужественным и смелым (рукой смог остановить за колесо телегу). Андрий гордый, но ему не хватает расчетливости. Он не умет здраво оценивать свои силы, продумывать действия. Отец удивлялся способностью сына в момент запальчивости делать неожиданные вещи, которые никогда не повторит воин с хладнокровным мышлением.
Андрий более чувственный, в сравнении с другими казаками, кажется что его чувства развиты сильнее. Гоголь чаще описывает его душевные и сердечные переживания. Младший любит уединение, сострадателен к обездоленным, с затаенным дыханием слушает музыку. Андрей способный и не глупый человек: учится легко в Киеве, умел изворачиваться от казни плетями в детстве, был изобретательным. Такому человеку проще жить в мирное время, где нет просторов степи и вольных казаков.
Так как Андрий более душевный, то не удивительно, что чувства оказались для него важнее разума. Погибель многих мужчин именно в женщинах, герой не оказался исключением. Он зависим от женских речей, Андрию необходима была любовь. Женщина-полячка, дочь врага, стала ему дороже Родины и семьи. Ее имя произносил в бреду.
За любовь панночки Андрий отказывается от отца, брата и товарищей, прося Янкеля передать всем, что теперь он будет сражаться против всех казаков. Если для Тараса Бульбы отчизна — это Украина, то Андрий видит отчизну в том, что дорого, куда душа стремится. Для Андрия отчизна — любовь, а полюбил он панночку. В поэме горой говорит: «Отчизна моя – ты! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!.»
Как бы это не казалось романтичным, но сын предал отца. Младший из братьев предал страну и народ, а предателей Тарас Бульба, как и врагов, не прощал. Поэтому этот герой погибает от руг собственного родителя.
Внешне Андрия считают красивее остальных, он молод, волосы черные, мужественное лицо, черные брови, светлая кожа. Он был крепок как настоящий казак, а лицом был похож на настоящего дворянина. После пребывания в Сечи Андрий вытянулся словно черный тополь, стал более загорелым, отросли черные молодые усы, стал сильнее, черты лица стали более жесткими.
Янкель
Янкель — это персонаж, которого нельзя отнести к категории главных, но и для второстепенного героя, он слишком значим в общем сюжете. Начнем с внешности. Мужчина высок и очень худощав. Это еврей польского происхождения, который промышляет торговлей в Запорожской Сечи. Очень изворотливый и корыстный человек. Продает все, что только возможно, обогащается любым доступным способом.
Янкель труслив, именно страх им движет. Сильнее страха только желание обогатиться. Торгуя в Сечи, он боится казаков, но не может устоять перед прибылью.
Этот герой не думает о морали поведения, чести или долга. Своей предприимчивостью и развитым даром ораторства Янкель собирает вокруг себя евреев, он может проникнуть в любое место и получить выгоду из любой ситуации. Именно он передает Тарасу Бульбе о предательстве Андрия, и этот же герой помогает атаману проникнуть на казнь к Остапу. Можно проникнуться к Янкелю уважением, что за спасение жизни он помогает вожаку казаков, но выяснилось, что за доставку атамана до Варшавы, торговцу было обещано вознаграждение.
Панночка
Панночка — это один из ярких женских образов в повести. Необычностью является то, что Гоголь описывает лишь ее общие черты, но не называет ее имени и не описывает ее внешний вид. Известно, что у нее длинные темные волосы, звонкий смех и мелодичный голос. Героиня красива и нравится мужчинам.
Панночка — дочь польского воеводы города Дубно. Она молода, выросла в роскоши, достаточно ветрена и легкомысленна. Панночка великодушна и горда, аристократия видна в ней независимо от положения.
С Андрием девушка познакомилась впервые, когда юноша учился в Киеве, через два года они встречаются в городе Дубно. Панночка по-прежнему предстает красавицей, она повзрослела и стала более решительной и расчетливой. Она использует Андрия в своих целях, заманивает его в город.
По отношению к главному герою панночка не является положительным героем, а сам образ скорее собирательный в повести. В ней указано все, что может привлечь мужчину в женщине, а Андрий не способен устоять перед красотой и чувствами. Если же рассматривать панночку по отношению к близким ей людям, то она положительный персонаж. Ведь девушка любит свою семью и готова на много ради их спасения. Она не выбирает чувства в противовес семье, как это сделал молодой казак.
Жена Тараса Бульбы
Гоголь так же не называет нам имя жены атамана. Но вот сам образ очень значителен. Это образ женщин, которые отправили на войну своих муже и детей, образ сильной женщины. Данный образ полон горя и сострадания, ожидания и страдания. Женщина в простом обществе того времени не имела права голоса и свободы на свое мнение. Ее роль быть тихой и покорной.
Жена Бульбы добрая женщина, которая безумно любит своих сыновей. В повести есть момент, где Андрий рассказывает о своей матери, о том, что она привела своих лошадей в табун его отца, и что у нее имеется три хутора. Это указывает на то, что женщина из состоятельной семьи. Ранее она была красивой и вышла за атамана по любви, в юности они с мужем жили хорошо, но после он стал все чаще уезжать в сражения. Бывали случаи, когда она могла видеть мужа несколько дней в год, или не видеть годами. Внешность женщины указывает на ее несчастную жизнь: бледная и худая, щеки опали, лицо в глубоких морщинах, в глазах слезы. Бульба порой бил жену и называл ее стара.
Образ жены примечателен и тем, что с первых страниц поэмы героиня предугадывает будущее своих детей. Она долго сидит в изголовье спящих детей, боится отпускать их в Запорожскую Сечь, предчувствуя, что на этом их детство закончится и начнется взрослая жизнь. Она понимает, что теперь ее дети могут уже не вернуться.
Если образ Тараса Бульбы — это образ воевавших мужчин. Мужчина решителен и всегда на передовой, он все знает и сам руководит действиями. То образ его жены — это образ женщин, которые не могут повлиять на события, их уделом остается ожидание.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771049444/