- Азбука Формы. От А до Я. Академия ESTEL. www.profhairs.ru
- Оглавление
- БАЗОВЫЕ ФОРМЫ СТРИЖЕК
- Виды формы:
- Массивная форма
- Градуированная форма
- Прогрессивная форма
- Равномерная форма
- Формы причесок: фото типов причесок, силуэт, ритм и пропорции прически
- Типы причесок для мужчин и женщин
- Форма (объем) прически
- Силуэт прически (силуэтная форма)
- Ритм прически (чередование элементов)
- Пропорции в прическе (соотношение деталей)
- Композиция прически
- Композиционный (главный) центр прически
- 5.3. Операции стрижки
Азбука Формы. От А до Я. Академия ESTEL. www.profhairs.ru
Оглавление
Главная цель Академии ESTEL – повышение уровня профессионального образования парикмахеров и вовлечение. мастеров в мир творчества. Новые знания станут толчком к реализации самых разнообразных замыслов и оригинальных творческих идей. Академия ESTEL – это профессиональная поддержка парикмахерского искусства и искренняя заинтересованность в росте мастерства парикмахеров. В Академии ESTEL ценят и уважают индивидуальность каждого парикмахера и дают возможность развития и продвижения.
Академия ESTEL – это высокие стандарты качества образования во всех сферах парикмахерского искусства. Мы всегда смотрим в будущее, опережая время.
БАЗОВЫЕ ФОРМЫ СТРИЖЕК
Выделяют 4 основных формы, которые при использовании по отдельности или в комбинациях, охватывают все виды стрижек.
Хотя эти формы можно использовать для создания стри- жек на волосы различной длины, каждая форма имеет уникальную структуру, текстуру и контур.
Виды формы:
При анализе стрижек мы выделяем четыре основных формы. Все стрижки состоят из этих форм или их комбинаций.
Массивная форма
Структура массивной формы состоит из прогрессии длины волос, которая увеличивается от внешней к внутренней зоне. При естественном распределении волосы оказываются на одном уровне, образуя неактивированную гладкую текстуру. Верхний контур стрижки повторяет форму головы. По периметру основания образуется концентрация максимального веса стрижки.
Градуированная форма
В градуированной форме длина волос увеличивается от внешней зоны головы ко внутренней, при этом концы волос располагаются одни над другими. Это создает ощущение активированной текстуры снаружи и неактивированной – изнутри. Основной вес в градуированной форме располагается над линией периметра формы. Градуированная форма имеет треугольную форму.
Прогрессивная форма
В этой форме длина волос увеличивается от внутренней зоны к внешней, образуя в результате полностью активированную текстуру. При этом практически незаметно, как распределяется вес в стрижке. Форма слоями с увеличением имеет вытянутую форму.
Равномерная форма
Длина волос в равномерной форме одинакова. Вес распределяется неявно. Волосы отстают от головы на одинаковое расстояние, образуя полностью активированную текстуру. Равномерная форма стрижки имеет округлую форму (повторяет выпуклости головы).
Источник статьи: http://www.profhairs.ru/addons/books/estel-professional/?chapter=7
Формы причесок: фото типов причесок, силуэт, ритм и пропорции прически
Существует 4 основных типа причесок, и каждый из них подбирается парикмахером в соответствии с типом лица клиента. Некоторые (обратный и ацентральный) подходят как мужчинам, так и женщинам. Другие (концентрированный и фронтальный) применимы только для причесок представительниц прекрасной половины человечества.
Выбор формы прически зависит от размеров и очертаний черепа. В основном, этот параметр субъективен – здесь во многом опираются на объемного восприятие.
Создание прически — безусловно, процесс творческий. Однако если парикмахер будет просто размахивать ножницами, бездумно отстригая прядь за прядью, клиент вряд ли останется доволен работой.
В основе любой прически лежит целый ряд параметров, которые необходимо учитывать парикмахеру.
Различают 4 основных типа причесок: ацентральный, или ниспадающий; обратный; концентрированный; фронтальный, или передний.
При укладке феном с насадкой-концентратором очень удобно пользоваться цилиндрической расческой с металлическим основанием, так как она при нагреве горячим воздухом дополнительно завивает волосы.
Типы причесок для мужчин и женщин
Обратный тип прически. Все волосы в такой прическе располагаются от лица к затылку. Чаще всего такой тип прически выбирают мужчины. Однако, этот тип подходит и женщинам. Как и ацентральные, обратные прически могут быть выполнены как на длинных волосах , так и на коротких.
Концентрированный тип прически. Вся масса волос, в концентрированной прическе, в том числе волосы нижней части затылка и шеи, направляются от краевой линии роста к макушке. Выполнить такую прическу можно только на длинных волосах, поэтому ее делают только женщинам.
Ацентральный, или ниспадающий тип прически. Волосы направлены по естественному росту: от макушки в разные стороны. Длина волос значения не имеет, такой тип прически можно делать как женщинам, так и мужчинам.
Как видно выше на фото, этот тип прически обязательно выполняется с челкой, поэтому передняя часть волос в любом случае короче остальной массы.
Фронтальный, или передний тип прически. Волосы в таких прическах направлены от затылка на лоб. Чтобы фронтальная прическа получилась удачной, волосы нижней части затылка и шеи должны быть достаточно длинными. Тогда они будут доходить до темени, а потом плавно перетекать в короткую челку. Фронтальные прически выполняются очень редко, в основном в качестве конкурсных работ, и подходят они только женщинам.
Композиция прически — это расположение ее составных частей. Она складывается из объема, силуэта и пропорции. Композиция прически может быть объемной и плоскостной.
Форма (объем) прически
Форма прически — это ее объемное, трехмерное восприятие. Одна из важнейших составляющих формы — ее геометрический вид (например, куб, шар). Этот параметр зависит от высоты, ширины и глубины прически.
Форма (объем) прически составляется из ее элементов и деталей, каждая из которых имеет собственные очертания. Объем прически зависит от размера головы.
Совокупность элементов прически составляет ее общий объем и выражает эмоциональные свойства ее формы.
Моделируя прическу, необходимо обращать внимание на то, как соотносится ее объем с фигурой, формой головы, лица, шеи. Объем прически — показатель субъективный, зависящий, в первую очередь, от веяний моды.
Обратите внимание на фото: формы причесок в разное время были различными — то компактными, то расплывчатыми, то приплюснутыми, то сверхобъёмными, то легкими, то тяжелыми:
Современная мода допускает самые разнообразные степени объема прически.
Силуэт прически (силуэтная форма)
Силуэт прически — это ее двухмерное восприятие, которое представляет собой плоскостную фигуру, ограниченную четкими контурами. Силуэт мы наблюдаем, когда смотрим на прическу в профиль и анфас. Парикмахеры обычно используют термин «силуэтная форма прически». Она может быть квадратной, треугольной, круглой и т. п.
Силуэт прически выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей внешности и модных тенденций.
Поверхность и контуры формы прически состоят из линий прически. Они образуются элементами и деталями прически. Линии отражаются на эмоциональных свойствах прически.
Например, прямые линии пробора, челки, контура создают впечатление строгости и четкости. Локоны, завитки и другие элементы с ломаными линиями создают легкомысленный, кокетливый, мягкий образ.
Ритм прически (чередование элементов)
Ритм прически — еще одна важная составляющая ее композиции. Ритм — это определенный порядок чередования отдельных элементов прически и расстояний между ними.
Эта характеристика прически влияет на зрительное восприятие ее объемной формы. Разнообразные ритмы влияют на степень динамичности формы. Например, неожиданно прерывающееся ритмичное чередование определенных линий создает ощущение статичности, а значит, нарушает гармонию прически.
Пропорции в прическе (соотношение деталей)
Пропорции в прическе — это соотношение деталей, элементов, объема, линий и размеров прически между собой и с фигурой человека. В разделе о выборе прически в зависимости от фигуры приводились примеры того, как неудачно выбранная стрижка визуально делает человека непропорционально сложенным.
Моделируя прическу, надо учитывать, как голова вместе с прической соотносятся с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтов одежды.
Существует «золотая» формула: голова вместе с прической должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.
Композиция прически
Для композиции прически важны такие характеристики, как симметрия, асимметрия и контраст.
Симметрия достигается за счет одинакового расположения одних и тех же элементов относительно определенной точки или оси. Благодаря симметрии, композиция получается уравновешенной.
Асимметрия противоположна симметрии, а значит, достигается она за счет разного расположения одинаковых элементов относительно воображаемой оси или точки.
Асимметрия придает прическе динамизм, новизну, оригинальность. Кроме чисто художественного значения, она несет и практическую пользу: позволяет скрыть некоторые дефекты строения головы и лица.
Асимметрия достигается при стрижке, окраске или моделировании объемной формы прически. Главное, чтобы асимметричная форма была композиционно уравновешена.
Контраст — это противопоставление и одновременно сосуществование различных форм прически. Например, часть прически может быть более объемной по сравнению с другой частью. Контраст может проявляться и в цвете прически. Контрастные прически всегда динамичные, стильные, неожиданные.
Сочетая симметрию, асимметрию и контраст, парикмахер создает различные образы, разные стили причесок.
Если при укладке волос феном вы используете средства разного назначения (для объема, фиксации, гладкости и т. д.), то термозащитное средство наносите в последнюю очередь.
Композиционный (главный) центр прически
У прически обязательно должен быть композиционный центр — главная часть, где соединяются все элементы. Композиционный (главный) центр в прическе доминирует, на нем делается акцент.
В этой роли может выступать любой элемент или любая часть прически: челка, пучок, украшение. В сложных моделях причесок допускается присутствие нескольких взаимосвязанных композиционных центров.
Композиционный центр должен органично сочетаться с другими элементами прически посредством пропорций, ритма, пластичности, цвета, соразмерности частей, использования украшений.
Источник статьи: http://openfile.ru/krasota-i-moda/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D0%B8.html
5.3. Операции стрижки
Стрижка — это не только творческий, но и сложный технологический процесс. Однако, прежде чем говорить об операциях стрижки и сложных техниках, необходимо ввести некоторые наиболее простые понятия.
Форма стрижки — это трехмерный объем, который занимает прическа в пространстве. Форш может быть соотнесена с геометрическими телами: шаром, цилиндром, конусом и т.п.
Стрижка бывает четырех форм:
- монолитная (массивная) — например, классическое каре. Все волосы подстрижены по какой-либо одной линии;
- градуированная — при этой форме волосы на нижней затылочной зоне короче, а на теменной и верхней затылочной зонах длиннее;
- каскадная (прогрессивная) — волосы теменной зоны короче, чем на височных и затылочной зонах;
- равномерная — длина волос по всей голове одинакова, повторяет форму головы.
Силуэт стрижки — это наружный контур прически, определяющий ее форму. Можно сказать, что силуэт — проекция на плоскости формы прически. Например, силуэт массивной формы близок к квадрату или трапеции, градуированная форма в силуэте — это расширенный овал, каскадная форма в силуэте — удлиненный овал, а равномерная — окружность.
Структура стрижки — это распределение длины волос в различных зонах. Например, при стрижке каре волосы нижней затылочной зоны самые короткие, а в верхней части их длина увеличивается. При естественном падении все волосы располагаются на одном уровне.
Контрольная прядь (КП) — это прядь, ориентируясь на длину которой выполняется стрижка последующей пряди. Углы оттяжки или отчеса прядей рассматриваются по отношению к поверхности головы.
Рис. 5.9. Параллельная постановка пальцев при срезе
Линия стрижки задается положением пальцев, которое при срезе по отношению к проборам может быть как параллельным (рис. 5.9), так и непараллельным (рис. 5.10). Линию стрижки часто определяют по отношению к горизонту:
- горизонтальная — параллельна горизонту;
- вертикальная — перпендикулярна горизонту;
- диагональная — под каким-либо углом к горизонту.
Рис. 5.10. Непараллельная постановка пальцев на срезе
Как правило, все эти линии стрижки требуют параллельной постановки пальцев по отношению к пробору. Линии стрижки также подразделяются на вогнутые или выгнутые.
Угол среза — это угол между плоскостью пряди и пальцами при непараллельном положении пальцев.
Угол оттяжки (подъема пряди) — это угол между поверхностью головы (касательной плоскостью в данной точке) и плоскостью пряди.
Угол отчеса — это угол, который образует направление отчеса волос в пряди по отношению к пробору. Говоря об угле отчеса, часто имеют в виду отчее к лицу или к затылку.
Виды среза. Сечение срезанного волоса зависит от положения пальцев по отношению к пряди и от того, как полотна ножниц располагаются по отношению к плоскости пряди. Это, в свою очередь, влияет на внешний вид стрижки, легкость или сложность при укладке волос.
Рис. 5.11. Прямой срез:
а — сечение волоса при прямом срезе; б — постанавка пальцев при прямом срезе
Срез называют прямым, если сечение волоса круглое (рис. 5.11, а). Полотна ножниц располагаются при этом перпендикулярно плоскости пряди, а прядь оттянута, как правило, под углом 90° к поверхности головы (рис. 5.11, б). Срез можно выполнить как с внутренней, так и с наружной стороны ладони.
Срез называют острым, если полученное сечение волоса овальной формы (рис. 5.12, а). Полотна ножниц располагаются под углом к плоскости пряди (рис. 5.12, б). Подобный срез можно получить бритвой, если ее жало расположено под большим углом к плоскости пряди.
Рис. 5.12. Острый срез:
а — сечение волоса при остром срезе; б — постанавка пальцев при остром срезе
Овальное сечение волоса получается также при так называемом внутреннем или внешнем срезе.
Внутренний срез получается путем разворота пряди при выполнении среза от себя. В результате мы получаем сечение пряди, в которой внутренний слой волос короче, чем внешний. Это позволяет волосам при укладке лежать вниз.
Внешний срез получается путем разворота пряди при выполнении среза на себя. В результате мы получаем сечение пряди, в которой внутренний слой волос длиннее, чем внешний. Это позволяет волосам при укладке лежать вверх.
Рис. 5.13. Сечение волоса при скользящем срезе слайсинг
Скользящий срез слайсинг дает очень длинный овал в сечении волоса (рис. 5.13). Скользящий срез получают прямыми ножницами без насечек или бритвой. Для выполнения скользящего среза ножницами прядь волос захватывают между первым и вторым пальцами левой руки, оттягивают, вводят полураскрытые полотна ножниц в прядь и легко продвигают ножницы от корня к концам волос. Не следует закрывать полотна ножниц или двигать ими, иначе прядь срежется.
Зубчатый срез пойнтинг применяется для одновременного укорачивания волос и филировки (рис. 5.14). При таком срезе волосы как бы вчесываются друг в друга. В этом случае стрижка выглядит очень аккуратно, «волосок к волоску». Выполняют прямыми ножницами. Прядь отчесывают, оттягивают под тем же углом, что и при стрижке, и кончиками ножниц делают срез в виде бахромы.
Рис. 5.14. Зубчатый срез пойнтинг
При этом удобно развернуть руку тыльной стороной ладони на себя. Глубина врезания ножниц от 0,5 до 3 — 4 см.
Точечный срез пойнкат применяют в очень точных геометрических стрижках с одновременным выполнением филировки. При этом срез выполняется кончиками ножниц, которые расположены практически перпендикулярно пряди. Глубина среза 1 — 2 мм. Такой вид среза очень трудоемок, стрижка требует много времени, но волосы лежат очень хорошо. Особенно великолепны такие стрижки при монолитной форме.
В процессе выполнения стрижки можно выделить несколько операций, различных по приемам работы и используемым инструментам:
- сведение «на нет»;
- тушевка;
- перекидка;
- филировка;
- окантовка;
- снятие на пальцах.
Сведение «на нет» — плавное, постепенное изменение длины волос от самых длинных в центральных зонах (Тз, ВЗз) к самым коротким на периферийных участках (Вз, НЗз) по краю их роста (зона сведения).
Эту операцию можно выполнить любым режущим инструментом. Наиболее распространенный способ — машинкой с насадками или без них. Но одной машинкой, меняя насадки, нельзя получить плавный и красивый переход в длине волос. Машинкой выполняется только черновая обработка, для окончательной проработки необходима кропотливая работа ножницами. Перед выполнением операции необходимо четко представлять фасон и форму будущей стрижки. От длины волос на теменной зоне зависит высота зоны сведения. Предположим, длина волос на Тз достаточно велика (6 — 8 см), тогда зона сведения будет совсем маленькой, 1 — 2 см на шее и, может быть, на висках (рис. 5.15, а). Если длина волос на Тз невелика (3 — 5 см), то высота зоны сведения увеличивается, и ее можно провести параллельно КЛРВ (рис. 5.15, б). При достаточно коротких (1 — 2 см) волосах на Тз высота зоны сведения может достигать височных и затылочных бугров или даже макушки (рис. 5.15, в).
Рис. 5.15. Зона сведения «на нет» и форма стрижки:
а — при длине волос на Тз 6 — 8 см; б — при длине волос на Тз 3 — 5 см; в — при длине волос на Тз 1 — 2 см
Сведение волос «на нет» с помощью машинки можно выполнить двумя способами — без расчески и с расческой. Нельзя забывать, что работа машинкой выполняется только на сухих волосах.
Первый способ (без расчески) выполняется с насадками или без них. Нижняя пластина машинки должна быть прижата к коже только пяткой, а зубья направлены вверх под углом 10 — 20°. Чем резче нужен переход в длине волос, тем больше должен быть угол между зубьями и поверхностью головы. Машинка плавно движется вверх против роста волос; сначала пятка плотно прижимается к коже, а затем зубья машинки постепенно выводятся вверх. На параллельных участках справа и слева следует внимательно следить за движениями машинки, чтобы волосы имели одну длину.
Второй способ (с расческой) заключается в том, что под пятку машинки подкладывают расческу и волосы срезают по плоскости расчески, которая движется против роста волос. Нож машинки движется перпендикулярно направлению роста волос. Движением расчески вниз срезанные волосы вычесывают. Расческу держат в левой руке четвертым и пятым способами (см. подразд. 2.1). При необходимости создания плавного перехода в длине волос зубья расчески выводят под небольшим углом к поверхности головы, а обушок плотно прижимают к коже. Качество стрижки во многом зависит от равномерного и согласованного продвижения расчески и машинки. Нельзя допустить, чтобы машинка или расческа опережали друг друга, иначе будут выхваты или ступеньки.
В любом случае после обработки волос машинкой необходимо доработать стрижку с помощью ножниц. Эта операция самая кропотливая и сложная, требующая умения и терпения мастера. Важно правильно держать расческу и ножницы, получая правильный срез. Контролируйте движения полотен ножниц — должно работать только верхнее полотно. При работе двух полотен в зону среза попадают волосы сверху и снизу пряди; в результате самые короткие волосы получаются в ее середине, что сразу отражается на качестве стрижки и ее трудоемкости, так как работа требует постоянного исправления. Движения расчески должны быть быстрыми, четкими, плавными и согласованными с работой ножниц. Расческа Движется при срезе против роста волос, продвигаясь постепенно от КЛРВ вверх и тут же вниз, вычесывая только что состриженные волосы. Ножницы продвигаются вместе с расческой, рабочие полотна параллельны плоскости расчески. Полотна ножниц могут быть направлены как влево, так и вправо (например, при обработке правой стороны затылка или правой заушной раковины). Можно работать кончиками полотен или всей плоскостью. Для облегчения выполнения этой операции и создания более плавного перехода часто применяют односторонние филировочные ножницы.
Можно выполнить сведение «на нет» и с помощью опасной бритвы. Волосы перед этим нужно тщательно намочить, чтобы не причинить вреда чешуйкам при срезе.
Тушевка — операция получения плавного перехода от коротких к длинным волосам. Эта операция подобна сведению волос «на нет», но требует более тщательного выполнения. Даже малейшее нарушение плавного перехода от длинных волос к коротким приведет к тому, что на отдельных участках появятся характерные ступеньки, которые свидетельствуют о некачественном выполнении тушевки. Последняя выполняется простыми ножницами, тонкими концами которых удается очень точно выполнить операцию. При тушевке ножницами мастер в левой руке держит расческу, которой систематически вычесывает волосы в направлении планируемой прически, в правой руке находятся ножницы. После вычесывания очередной пряди волос, концы которой срезаются под тупым углом, вычесывается следующая прядь. Таким образом мастер переходит от коротких волос (у основания шеи) до длинных (на макушке). Ножницы все время находятся в движении. Чем больше переход от коротких волос к длинным, тем эффектнее он смотрится, но и тем труднее выполняется.
Перекидка — это вспомогательная операция, применяемая при сведении «на нет» и при тушевке. Волосы длиной свыше 0,5— 1 см неудобно стричь техникой тушевки. Чтобы облегчить последующую стрижку, полураскрытыми ножницами подхватывают прядь волос, перекидывают ее на зубья расчески и срезают до нужной длины. Расческа держится в левой руке зубьями вверх, срезанные волосы вычесываются, расческа движется вниз. Убрав таким образом излишнюю длину по всему участку волосяного покрова, начинают выполнять сведение «на нет» или тушевку.
Филировка — это плавное, постепенное изменение длины волос от самых длинных в центральных зонах (Тз, ВЗз) к самым коротким на периферийных участках (Вз, НЗз) по краю их роста. Филировка подчеркивает текстурность стрижки, облегчает концы волос, подчеркивает форму.
В парикмахерской практике применяют следующие виды филировки: прикорневая, по всей длине пряди, по концам волос.
Прикорневая филировка используется для прореживания густых и тяжелых волос в целях создания дополнительного объема. Этот вид работы выполняется:
- простыми ножницами методом выщипывания (или врезания). Глубина филировки составляет 2 — 3 см от корня. Для этого выделяют прядь толщиной 1 — 3 см, отчесывают ее и оттягивают под углом 90° к поверхности головы. Концами ножниц, направленных перпендикулярно пряди, в произвольном порядке выполняют точечные срезы отдельных волосков на разном уровне, создавая как бы «подшерсток»;
- филировочными ножницами с одним или двумя полотнами (рис. 5.16). Глубина филировки также 2 — 3 см от корня. Ножницы вводят в прядь и выполняют один срез. При этом полотна ножниц расположены под углом 45° к плоскости пряди.
Рис. 5.16. Филировка методом врезания
Филировка по всей длине пряди придает стрижке пластичность, текстурность, прореживает густые тяжелые волосы и облегчает процесс укладки. Ее можно также применить для коррекции лица. Например, применяя филировку по всей длине пряди, корректируют круглое лицо, если клиент предпочитает длинные волосы, а объемность лица не нужна. Этот вид филировки выполняется:
- простыми ножницами методом врезания, срезая при этом волосы на разных уровнях по всей длине пряди и продвигая ножницы от корней к концам волос. Можно применить скользящий срез. Например, при обработке лицевых прядей его применяют, предварительно скрутив прядь в жгут;
- филировочными ножницами прядь прореживают по всей длине, вводя ножницы на расстоянии 2 — 3 см от корня. Выполняют срезы, продвигаясь к концу пряди. Полотно ножниц находится под углом примерно 45° к плоскости пряди. В зависимости от длины и густоты пряди нужно сделать от 5 до 8 срезов. Размеры пряди при этом такие же, как при стрижке: толщина не более 1 см, ширина 3 — 5 см. После выполнения срезов нужно обязательно вычесать состриженные волосы и только после этого стричь следующую прядь. Подобная филировка выполняется по всему волосяному покрову или на отдельных его участках;
- простой или филировочной бритвой.
В последнем случае такая филировка выполняется различными методами:
- волосы расчесывают по естественному падению. Прядь волос захватывают и удерживают за концы пальцами. Бритва плавно скользит по волосам от середины пряди и на 1/3 ее длины (метод скольжения);
- волосы разделяют на зоны в соответствии с линией стрижки. Бритву ведут подсекающими движениями в направлении к концам волос перед расческой. Применяют на коротких волосах в том случае, если прическа требует плотного прилегания волос к голове (метод скобления);
- прядь волос отчесывают перпендикулярно голове и профилируют с одной или другой стороны пряди. В этом случае надо учитывать, что если прядь прорабатывается с внешней стороны, то волосы ложатся при укладке наверх, если же проработать внутреннюю сторону пряди, то волосы при укладке лягут вниз (метод прореживания);
- выделяют прядь волос в виде квадрата. Отчесывают перпендикулярно голове. Бритва движется от концов пряди к ее корням, имитируя начес. Такой метод является достаточно жестким по отношению к волосам (метод начеса). При малейших неприятных ощущениях клиента рекомендуется сразу же поменять метод филировки;
- выделяют прядь волос в виде квадрата, скручивают ее в жгут и скоблящими движениями выполняют филировку в направлении к концу пряди (метод скобления скрученной пряди).
Филировка по концам пряди придает стрижке текстурность, легкость, позволяет получить мягкость контура пряди. Выполняется:
- простыми ножницами с применением различных приемов, например врезания на глубину 1—3 см от конца пряди, пилообразного среза на ту же глубину или скользящего среза;
- филировочными ножницами, которые вводят в прядь на расстоянии 1 — 3 см от конца пряди и выполняют срез.
Окантовка — это чаще всего заключительная операция стрижки, при которой волосам придается окончательный контур, ограничивающий их по всему краю роста волос или на отдельных участках волосяного покрова. С помощью окантовки стрижке придается силуэт. В процессе стрижки выполняют любым режущим инструментом одновременно с другими операциями.
Различают следующие виды окантовки: окантовка челки; окантовка висков; окантовка шеи.
Окантовка челки выполняется простыми ножницами прямым, пилообразным или точечным срезом. Можно выполнить окантовку бритвой тупым срезом или в виде бахромы. Формой челки можно откорректировать лоб или форму лица. Горизонтальные линии лицо расширяют, косые линии отвлекают внимание от тяжелого подбородка или удлиняют лицо (рис. 5.17).
Рис. 5.17. Формы окантовки челки:
а — прямая; б — косая; в — вогнутая; г — выпуклая; д — треугольная; е — фантазийная
Челка выделяется от естественного пробора в виде треугольника с вершиной на проборе и основанием на височных выемках, чтобы скрыть залысины, если они есть. Чем гуще челка, тем дальше по пробору вершина треугольника.
Окантовка висков выполняется также прямыми ножницами (но может быть выполнена в виде бахромы) и филировочными ножницами, бритвой или машинкой (подбривание висков в мужских стрижках). Выбор формы виска зависит от формы носа, подбородка и при необходимости корректирует их. Например, прямой или косой висок подходит человеку с курносым или правильным носом. Но косой висок не рекомендуют при длинном носе или при горбинке. В этом случае рекомендуют, как правило, так называемый «венгерский» висок.
Окантовку висков начинают с левой стороны, так как она более неудобная при работе, следовательно, правую сторону легче приравнять к левой. При стрижке можно ориентироваться на мочки или козелок ушей, подбородок или уголки рта и т.д.
Формы окантовки мужских висков представлены на рис. 5.18.
Рис. 5.18. Формы окантовки мужских висков:
а — прямая (подходит для жестких темных волос в классических стрижках); б — удлиненная прямая (может корректировать полное лицо); в — укороченная прямая (выше краевой линии роста волос, подходит для спортивных стрижек); г — прямая закругленная (подходит при вьющихся волосах); д — косая; е — удлиненная косая; ж — укороченная косая; з — «венгерская» (корректирует нос с горбинкой)
Формы окантовки женских висков приведены на рис. 5.19.
Рис. 5.19. Формы окантовки женских висков:
а — прямая; б — косая; в — «пейс» (не подходит при вьющихся волосах)
Окантовка шеи выполняется любым режущим инструментом. При этом необходимо учитывать рост волос на шее и форму краевой линии. При неправильном росте, завитушках, вихрах можно эти волоски подстричь, располагая полотно ножниц плашмя и вплотную к коже. Не рекомендуют подбривать эти волоски на женских шеях. Выполняя окантовку прямыми ножницами, нужно прижать пальцами левой руки или обушком расчески волосы, которые подлежат срезу, и подстричь их.
Формой окантовки можно откорректировать восприятие формы шеи. Помните, что горизонтальные линии создают эффект расширения, а вертикальные — удлинения.
При окантовке шеи в мужских стрижках из опыта работы становятся очевидными пристрастия клиентов. Чаще всего мужчины предпочитают, чтобы шея визуально казалась шире, и при этом не любят скругленных шейных углов.
Формы окантовки шеи у мужчин показаны на рис. 5.20. Выполнение окантовки начинают от левого виска, переходят на заушную раковину, затем правый висок, другую заушную раковину и только после этого выполняют окантовку шеи. Выполняя окантовку ножницами, линию стрижки ведут от одного шейного угла до другого; при стрижке машинкой окантовку выполняют от середины шеи влево и вправо.
Рис. 5.20. Формы окантовки шеи у мужчин:
а — скобка различных конфигураций; б — «в косичку»; в — фигурная (по росту волос)
Окантовка бритвой выполняется в той же последовательности, только при этом нужно левой рукой слегка оттягивать кожу наверх. Выполняя работу слева, бритву держат вторым приемом.
Формы окантовки шеи у женщин показаны на рис. 5.21. При окантовке шеи у женщин обязательно нужно учитывать рост волос и коррекцию шеи. Если волосы на шее у краевой линии роста волос торчат в разные стороны, их следует аккуратно подстричь кончиками ножниц, при этом одно полотно плашмя прижимается к коже. Последующая стрижка и окантовка должны прикрыть подобный недостаток роста волос.
Рис. 5.21. Формы окантовки шеи у женщин:
а — прямая; б — вогнутая; в — полукруглая; г — «в косичку»; д — скобка различных конфигураций; е — фантазийная
Женская шея не должна визуально выглядеть короткой и широкой. При этом, если в районе седьмого шейного позвонка и ниже наблюдается уплотнение вследствие остеохондроза, не следует делать затылок тонким, так как это лишь подчеркнет подобный недостаток. Окантовка «в косичку» выполняется при соответствующем росте волос; при другом варианте роста волос красивая форма не получится. При таких же условиях выполняется фигурная окантовка. I
Если у клиентки длинные или средней длины волосы, окантовка выполняется на пальцах. Нужно помнить, что угол подъема прядей в таких случаях равен 0°.
Запомните главные правила окантовки:
- прядь всегда следует отчесывать перпендикулярно предполагаемой линии окантовки (рис. 5.22);
- нельзя линию окантовки поднимать выше краевой линии роста волос.
Рис. 5.22. Направление отчеса волос при выполнении окантовки
Снятие на пальцах — это операция стрижки, при которой выполняется укорачивание волос на всей голове или на ее отдельных участках. Часто является основной операцией, которой выполняется вся стрижка.
Необходимо твердо усвоить приемы, которыми выполняется снятие на пальцах:
- расческой выделяют прядь волос толщиной не более 0,5—1 см (чем тоньше прядь, тем точнее стрижка!). Каждую последующую прядь стригут, ориентируясь на длину волос предыдущей пряди, поэтому толщина пряди так влияет на точность стрижки;
- прядь тщательно отчесывают, захватывают у основания между вторым и третьим пальцами левой руки и оттягивают, соблюдая необходимый угол подъема пряди. Пальцы при этом скользят по плоскости пряди, останавливаясь на нужной длине;
- расческу перекладывают в левую руку, зажимая ее между первым и вторым пальцами;
- выполняют срез на расстоянии не более 1 см от пальцев (иначе теряется точность линии среза). Но нельзя производить срез вплотную к пальцам, чтобы не повредить их.
Для удобства и в зависимости от технологии можно выделять пряди различными проборами. При этом выбирается соответствуюшая постановка левой руки, держащей прядь. Пальцы могут быть направлены вверх или вниз; срез можно выполнять как с внутренней, так и с внешней стороны ладони.
Источник статьи: http://tepka.ru/tehnologiya_parikmaherskih_rabot/29.html