Стрижка волос у бурят

ЗУРХАЙ: с 10 по 16 марта

Среда, 10 марта (по лунному календарю 27)

Хорош для отправления в дорогу, учебы, лечения болезни, усмирения лошади и скота, переезда, знакомств.

Не следует начинать большое дело, рубить лес, изготовлять лекарство, выносить вещи из дома и отдавать чужому, давать в долг, становиться друзьями на основе клятвы.

Стрижка волос – к умиротворению.

Четверг, 11 марта (по лунному календарю 28)

Благоприятен для выбора места для поселения, сдачи экзаменов и зачетов, проведения совещаний, поиска друга, спутника.

Противопоказано заключать сделку, покупать и продавать лошадь.

Стрижка волос – к ссоре и борьбе.

Пятница, 12 марта (по лунному календарю 29)

Удачен для начала лечения, обучения наукам, усмирения врага, выдачи товара, скота на сторону.

Нежелательно продавать скот, делать кровопускание и прижигание, изготовлять лекарство.

Стрижка волос – душа заблудится.

Суббота, 13 марта (по лунному календарю 30)

Благоприятен для домашних дел, кузнечного дела.

Плохо идти на примирение, вступать в согласие, носить украшения, танцевать и праздновать, кроить одежду, советоваться по технологии искусств и ремесел.

Стрижка волос – к встрече с врагом.

Воскресенье, 14 марта (по лунному календарю 1)

Подходит для отправления в дорогу, изготовления лекарства, начала добродетели.

Нежелательно закладывать фундамент дома, созывать совещание, подавать прошение, кроить одежду, совершать кровопускание, устраивать пиршество.

Стрижка волос – жизнь станет короче.

Понедельник, 15 марта (по лунному календарю 2)

Благополучен для вступления в должность, освящения изображений божеств, поступления на лечение, издания законов и вынесения решения суда, рубки дерева, обучения технологии искусств и ремесел.

Плохо надевать новое, отправляться в дорогу и переезжать, отправлять детей из дома на сторону, созывать собрание, заводить собаку.

Стрижка волос – к ругани, ссоре и борьбе.

Вторник, 16 марта (по лунному календарю 3)

Хорош для распространенных и правомерных дел, в том числе для отправления в дорогу, ведения торговли и обмена, обращения в различные инстанции за решением дела, встречи с большим человеком, празднества по случаю радостного события.

Нежелательно рыть колодец, начинать лечение болезни, рисовать, изготовлять лекарство, точить ножи.

Источник статьи: http://www.infpol.ru/226193-zurkhay-s-10-po-16-marta/

Когда впервые стричь волосы у ребёнка

Обряды у монголов.

Первая стрижка волос – важное событие в жизни каждого монгола. У мальчиков она проводится в 3-5 лет, у девочек в 2-4 года.

В заранее назначенный день приглашают родных и друзей, устраивают праздник. Именинника наряжают и сажают на самое почетное место. Среди угощений обязательно должны быть молочные продукты. На северо-западной стороне сажают гостя, год рождения которого благоприятен для малыша.

В определенный момент управляющий пиром объявляет «Начнем стрижку». Гость касается волос младенца вначале деревянным ножом, а затем стрижет ножницами, завязанными белой лентой (хадаком). Остриженный клочок волос привязывают к концу хадака. Все гости стригут волосы ребенка по очереди. На верхней части лба или по бокам головы оставляют прядь волос.

Если ребенок будет монахом, то его стригут наголо. Имениннику дарят подарки. Подарки могут быть разными – от игрушек до денег.

Богатые и давние традиции имеет свадебный обряд монголов. Ведь если все сделать правильно, молодых будет ждать долгая и счастливая жизнь. Назначая день и час свадьбы, родители молодых договариваются, что и как должно происходить в этот день. Они благословят брак, только если жених и невеста подходят друг другу, то есть родились в подходящие годы по восточному календарю.

У разных национальностей Монголии имелись некоторые отличия в брачных обрядах, но в целом существовала общемонгольская брачная церемония. Сторона жениха, выбрав невесту, отправляет свата к родителям невесты за разрешением. Если сторона невесты принимает предложение, то выражает свое согласие тем, что принимает от сватов подарки, готовит наряд девушке и новую домашнюю утварь для молодоженов, а сторона жениха ставит для молодых новую юрту. Жених приезжает к невесте вместе со сватами-свидетелями и совершает обряд поклонения родителям невесты. Теща одевает зятя в новые одежды, желает ему здоровья, а тесть преподносит ему символическую стрелу счастья. В это время подруги невесты наряжают девушку, надевают ей украшение, называющееся “сүйх” — отличительный знак невесты и другие, готовятся к предстоящим проводам, совершают церемонию прощания с невестой.

Приданое невесты отвозят в ее будущий дом ночью. На следующее утро жених приезжает в сопровождении друзей-ровесников и сватов-свидетелей к юрте невесты. Мать невесты велит дочери преподнести жениху и гостям угощения в честь проводов. Внутри их давно ждут — угощение готовили с вечера. Справа располагаются родственники невесты, слева — жениха. Даже в такой ранний час сватов положено угощать. Утренняя свадебная трапеза обильна, — за невестой приехали четверо, а еды приготовлено будто на десятерых! После угощения, гости выходят из юрты, и в ней остаются жених и невеста со своими друзьями.

Читайте также:  Модные прически 50 летним женщинам с круглым лицом

Затем друзья жениха приглашают невесту выйти из юрты, надевают на нее церемониальную накидку, помогают ей сесть на коня и все вместе три раза объезжают юрту. И только после этого отправляются в путь. Свадьба должна состояться в новой юрте молодоженов. Родители жениха дарят новую юрту. Родители невесты – всю домашнюю обстановку.

Навстречу свадебному кортежу выезжает посланник со стороны жениха и приветствует невесту. По пути молодежь устраивает различные игры, состязания в силе и ловкости. По прибытии невесты на место ее отводят в специальную юрту, делают ей прическу замужней женщины — разделив волосы на прямой пробор на две большие пряди, заплетают косы или скрепляют их серебряными пластинами, с инкрустацией из драгоценных камней, придавая прическе форму крыльев мифической птицы Хангаруди. Затем невесту приводят к юрте свекра, чтобы поклониться бурхану, огню очага, свекру и свекрови.


После этого все направляются к новой юрте, где жених разжигает огонь в очаге, а невеста готовит первый чай. С этого момента ее будут считать уже не девушкой, а женой! Первый в юрте чай ни в коем случае нельзя пересолить. А чтобы умилостивить богиню домашнего очага, его нужно перемешать ровно двадцать один раз, — тогда счастье не отвернётся от нового дома. Жених в это время разрезает мясо. Его, в свою очередь, будут считать мужем лишь после того, как он нарежет баранину правильными ломтями. Во время пира невеста сидит за пологом. Свадебное пиршество, на котором произносится много благопожеланий, завершается традиционной песней и обрядовыми славословиями. Затем мать невесты, дав наставления дочери, уходит. Ее провожает зять.

На следующий день рано утром новобрачная открывает дымовое отверстие юрты свекра и готовит завтрак в своей юрте. Через три дня отец невесты приезжает к молодоженам и убирает полог у них в юрте, тем самым он снимает запрет, по которому невеста не имела права показываться на людях. А через месяц невеста навещает своих родителей, после чего молодые перекочевывают на другое место, чтобы начать самостоятельную жизнь.

Похоронный обряд. В день похорон к телу покойного притрагивается рукой тот человек, у которого «год» по двенадцатилетнему циклу лунного календаря подходящий, после чего начинается непосредственная подготовка к ритуальным обрядам. Прежде всего идут к ламе с просьбой открыть так называемый “алтан хайрцаг” или “золотой ящик”. Здесь необходимо небольшое отступление. Прежде всего лама говорит почему человек умер, когда и как он переродится. А затем дает наставления по поводу сутр, которые необходимо обязательно заказать в монастырях. Иначе душа умершего может причинить тебе вред.

Затем уже начинаются непосредственно сами похоронные работы. Готовится поминальное угощение, всем пришедшим проститься с умершим от имени его семьи вручаются сувениры, среди которых спички и мыло, что-либо символизирующее жизненный путь усопшего. Одежда умершего сжигается, имя его стараются не произносить. С помощью лам уточняют предпочтительный маршрут к месту погребения. Похороны проходят только в понедельник, среду и пятницу и обязательно рано утром. Очень аккуратно следует упоминать имена умерших, особенно при их родственниках. Обычно в таких случаях говорят «усопший», «ставший богом» и т.д.

В Монголии практиковались различные виды погребений: кремация, бальзамирование, погружение в воду, «небесные похороны». То, как похоронят умершего, зависело от его социального положения, причины смерти и местности, где он умер. Лицо умершего покрывают белым хадаком, согласно монгольской поговорке «при жизни скрывай интимные места, а в смерти – лицо». Запрещается не только смотреть на лицо усопшего, но и притрагиваться к телу, особенно к лицу. Умершую женщину клали в «мужской» половине юрты, а умершего мужчину — наоборот. Это отражает поверье монголов, что каждый перерождается человеком противоположного пола. Место захоронения выбирают подальше от поселений, дорог и путей кочевников, его не принято разглашать, чтобы умерший покоился в мире. На похороны приглашаются ламы. Чем их больше, тем выше был социальный статус умершего. Лама назначал день и время похорон, проводил необходимые ритуалы. Поминки устраиваются через 49 дней.

Источник статьи: http://asiarussia.ru/articles/17356/

Республика Бурятия

Краеведческий портал

Районы

Бурятская культура

25 лет назад был подписан Указ о праздновании Сагаалгана, Нового года по лунному календарю.

Бурятская культура, традиции и обычаи имеют самую древнюю и богатую историю.В преддверии новогодних праздников по лунному календарю нам не лишним будет еще раз ознакомиться с ней.

Читайте также:  Щетка для тела с натуральной щетиной какая лучше

Буряты очень заботились о своих детях. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Буряты не наказывали своих детей и не били. Ни криков, ни брани. Разве что погрозят высечь крапивой, этим дело и заканчивалось.

Дети были абсолютно свободны — играли и веселились где только могли. Новорождённым мальчикам радовались больше, чем девочкам. Это наследник, будущий хозяин и продолжатель рода. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки — барана. После рождения проводилось много обрядов для очищения и защиты. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель.

Она передавалась только от родителей мужа. Даже братья не могли брать колыбель друг у друга. Старая колыбелька была увешана оберегами — защитными ритуальными предметами, и на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Мальчику отдавали лучший кусок еды, ему символически подавали чашку с тарасуном (молочным вином) в праздники и т. д.

Таким образом, он признавался важным членом рода. Мальчиков с детства учили воинскому искусству и охоте. Девочки с 12 лет были уже мастерицами и вовсю помогали по хозяйству. Они к этому возрасту постигали все премудрости под руководством мамы, тетушек и бабушек. Жили ведь большими семьями, все вместе.

Рядом с семьей деда – семьи всех его детей, каждая в своей усадьбе. Дед – патриарх обладал большой властью и решал все сам. Взрослые дети подчинялись отцу. Спорить со старшими, пререкаться, ослушиваться, тем более грубить было недопустимо.

В присутствии старших нельзя было громко разговаривать, кричать, вмешиваться в разговор. Некрасивым считалось шаркать ногами, топать, хлопать дверьми, стучать, принимать необычные позы, плеваться, сморкаться и издавать другие неприличные звуки.

Неуважением к старшим считалось держать руки на затылке, за спиной, класть локти на стол. Складывать руки на груди считалось не только неприличным, но и греховным.

Наши предки знали, что имя влияет на жизнь, характер и темперамент человека, поэтому давали красивые хорошие имена: золото, цветок, радость.

Но иногда придумывалось прозвище, чтобы злые духи не обратили внимания на ребёнка: Забаан — негодник; Тэнэг — глупый Ребёнка, чтобы не сглазить, вне семьи следовало называть страшненьким, безобразным, плохим, глупым и так далее. Было запрещено хвалить ребёнка при чужих людях, даже если он это заслужил.

Каждый ребёнок проходил домашнюю школу, где ему прививались трудолюбие, честность, доброжелательность, мужество. Историю рода и генеалогию племени знал каждый. Каждый ребёнок должен был знать наизусть минимум семь поколений своих предков. Родовые легенды, мифы, предания и песни знал каждый.

У бурят считалось важным – умение ребенка ладить с людьми, считаться с чужим мнением, порядочность и добродушие. Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь.

Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Излюбленной игрой детишек были шагай — бараньи косточки — лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения — качеств, необходимых кочевнику.

Кстати, игра лодыжками была известна ещё в древней Месопотамии более ЗО столетий назад. С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии сотни веков назад. Бурятская народная игра «Шагай наадан» (Правила игры)

Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. Каждый бурят должен знать своё родословное древо предков двенадцати поколений, знать свои корни.

Это нужно, чтобы человек ощущал себя не одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со всем племенем, с народом, с человечеством в целом. Это необходимо и для того, чтобы ближайшие родственники не переженились между собой, потому что в результате род может вымереть из-за кровосмешения.

Ощущая себя частицей огромного сообщества, человек проникается идеей сопричастности к общей ответственности и общей карме-судьбе, делай добро, взращивай уже возникшее добро, и твои дети также будут пожинать плоды твоего труда! И, напротив, твои устремления к личному обогащению и удовольствиям могут навредить не только тебе, но и твоим далёким потомкам.

Женились и выходили замуж буряты рано, родители с детства договаривались о будущей свадьбе. Все хотели себе вот такую жену: красивую, здоровую, работящую, умную, умелую, расторопную. Такая жена могла стоить 200 — 300 голов лошадей и коров. А если что, можно обойтись и 30 головами, а иногда и даром отдавали.

Читайте также:  Прически для каре ретро

Юноша должен был быть умным и порядочным, уметь бороться, знать кузнечное дело, уметь мастерить, знать какое-нибудь ремесло, хорошо охотиться, уметь сломать руками позвоночник скотины, уметь плести кнут из восьми ремешков, уметь плести путы для лошади, уметь натягивать тетиву лука, сделанного из рога, быть хорошим наездником.

Женщина в семье пользовалась большим уважением, свободой и почетом. Она могла иметь своё мнение, спорить и отстаивать его. Неуважительное отношение к женщине считалось большим грехом.

Но женщине нельзя было приближаться к святым местам, садиться верхом на освящённых коней, присутствовать на тайлаганах, хотя её достоинствами считались умение ездить верхом на коне, читать, писать, стрелять из лука, владеть саблей и ножом.

Полная, крепкая девушка считалась красивой, потому что сможет народить здоровых ребятишек. Перед свадьбой родители жениха и невесты внимательно изучали родословные друг друга — для того, чтобы в будущем не рождались дети с плохой наследственностью.

Худенькая, хрупкая девушка могла и не понравиться. За каждую жену платился немалый калым — выкуп, поэтому вторую и, тем более, третью жену взять мог только богатый человек и только в том случае, если не было сыновей.

Родители часто договаривались о свадьбе, когда дети были совсем маленькие, девочке почти сразу же начинали готовить приданое, потому что его надо было долго собирать. Чаще всего в приданое девушке давали всё, что нужно в хозяйстве, даже новенькую юрту и скот. Конечно, это было непросто.

Одни коралловые бусы сколько стоили! После сговора засылали сватов. Невесте вручали подарок — монетку на ленточке. Если она её принимала, то считалась наречённой. Отцы повязывали друг другу пояса — кушаки, после чего договор считался нерасторжимым. Ведь у бурят-монголов не было разводов. Иногда при сговоре ещё обменивались трубками, кисетами или ножами.

Свадьбу играли летом или осенью, в полнолуние или новолуние, обязательно советуясь с ламами или шаманами, подходят ли жених и невеста друг другу, получится ли хорошая семья. Жениться нельзя было на отцовских родственницах. Свадьба сопровождалась большим количеством обрядов. Был расписан почти каждый шаг, что и как надо делать.

Эти обряды пришли к бурятам из далекой древности и имеют глубокий смысл. Сначала девичник с весёлыми играми и грустными песнями, пышный выезд из дому целым обозом в сопровождении жениха, поклонение невесты онгонам (духам) семьи жениха, родовому очагу, старшинам рода.

Потом невесту одаривали подарками, приглашали в гости к родственникам жениха, разжигали огонь в новой юрте. После этого устраивались грандиозные гулянья. Угощались, радовались и состязались оба рода. Песни, пляски, игры продолжались иногда неделю.

Сегодняшние свадьбы — очень скромные по сравнению с прошлыми. После празднеств невеста должна была ещё сдать экзамен родителям жениха, то есть показать, что и как она умеет делать.

После экзамена девушке расплетали свадебные косички и плели две косы. С этих пор она не имела права ходить с непокрытой головой и считалась семейной женщиной. Мужчины-буряты всегда носили одну косу. У женщин же причёска играла большую роль.

А невесте плели свадебную причёску: на висках заплетали девять косичек с правой стороны и восемь — с левой. Это было пожелание чадородия, большого потомства — родить восемь девочек и девять мальчиков. Эта причёска — отголосок древнего культа Солнца и Луны. Конечно, у каждого племени были свои обычаи. Например, у агинских бурят девушка носила всегда восемь косичек. Это число Солнца. У селенгинских бурят девушки плели по пять косичек. Нельзя было подстригать косички, потому что это могло плохо отразиться на младших братьях и сестрах. В некоторых племенах девочки носили до 13 лет одну косу, часть волос на затылке сбривали. Потом волосы отрастали и собирались в две косы.

В некоторых племенах женщина становилась полноправным членом общества только после рождения первенца, только тогда она могла расплести свои свадебные косы и заплести две. Выйдя замуж, женщина любого племени носила всего две косы. Число два — это муж и жена. Если муж умирал, женщина отрезала одну косу, которую хоронили вместе с мужем. Свадебную одежду специально не шили.

Одевали праздничную одежд у и много-много украшений из серебра, золота и кораллов. Украшения переходили от матери к дочери и часто были древние и дорогие. Иногда вес украшений достигал 4-5 кг.

Многие исследователи бурятского народа удивлялись такому богатству и такой любви бурятских женщин к дорогим украшениям.

Источник статьи: http://selorodnoe.ru/history/show/id3681844/

Оцените статью
Adblock
detector