- Легендарные «боб» и «pixie»: Vidal Sassoon и его стрижки
- стрижки: «К ЧЕРТУ ГНЕЗДО НА ГОЛОВЕ!»
- БИТЛЗ ОТ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА
- Закат легенды
- Видал Сассун и его авторские стрижки: революция в парикмахерской моде 1960-х годов
- Стрижки: никакого гнезда на голове
- Beatles в парикмахерском искусстве
- Как происходил закат легенды
Легендарные «боб» и «pixie»: Vidal Sassoon и его стрижки
Слоган, который придумал Vidal Sassoon – «Если вы не выглядите хорошо, значит мы не выглядим хорошо» («If you don’t look good, we don’t look good») — пришелся по душе жаждущим перемен клиенткам, и уже в 1965 году Нью-Йорк Таймс в экстазе величала Сассуна «Битлз от парикмахерского искусства»
На фотографиях конца 50-х все женщины похожи друг на друга – отложные воротники пиджачков, глаза со стрелками и упругий начес на голове, который, кажется, стоит монолитом и стихиям не подвластен. Бабуля моя, в свое время считавшаяся самой модной женщиной-инженером на своей ГЭС, про этот монолит рассказывала всякие ужасы – как женщины ходили на укладку раз в 2-3 недели, спали практически стоя, чтобы не примять «прическу», и по утрам лишь слегка приглаживали нерушимый стог, как чесали голову спицей, ибо пальцы сквозь волосы из-за обилия лака не проходили, как сама парикмахерская больше была похожа на пыточную, со всеми этими щипцами, громоздкими ульями фенов и покорным клиентками, жертвующими всем ради сомнительной красоты…
По словам бабушки, женщины без лакированного стога на голове именовались «Феклами» — натуральность в те времена была не в почете, и стрижка без укладки считалась признаком деревенщины.
«Досассуновская» эпоха
стрижки: «К ЧЕРТУ ГНЕЗДО НА ГОЛОВЕ!»
Примерно такие же настроения царили и в странах загнивающего запада в конце 50-х, когда молодой и наглый парикмахер Видал Сассун (да, да, тот самый, шампуневый) произвел революцию, сравнимую по разрушительной силе воздействия с той, что за 30 лет до него устроила в моде мадемуазель Коко. Последняя избавила дам от корсетов, Сассун же освободил их от шлема из волос и тяжелой лакированной конструкции, которая создавала перечисленные выше сложности.
В начале 60-х годов этот потомок украинских эмигрантов, который родился и вырос в беднейшем районе Лондона, представил миру свой знаменитый модернизированный «боб» тридцатых — стрижку Five Point. Четкие линии, подчеркивающие геометрию лица, ни грамма лака — революция! Новая форма противостояла не только аляповатым «бабеттам», но и неаккуратности хиппи, движения, только набиравшего силу в конце 50-х. «К черту это старушачье гнездо на голове!», — клеймил Видал сложносочиненные конструкции и проповедовал совершенно новый подход к моделированию прически.
Во-первых, хорошая стрижка должна «работать» сама по себе, без всякой укладки. Во-вторых, она должна учитывать индивидуальные особенности конкретной женщины, невозможно создать универсальную форму, которая пойдет всем. В-третьих, искусство парикмахера сродни искусству архитектора: важно понимать форму и работать с линиями, а не копировать чужие сооружения.
Свою знаменитую стрижку Видал Сассун строил по определенным анатомическим ориентирам (точкам) – челка, виски, затылок и т. д., уделяя повышенное внимание проборам, линии роста волос, геометрии затылка и углу, под которым срезались волосы клиентки.
Легендарное фото Nancy Kwan в Vogue
Новая идеология взорвала индустрию, к молодому мастеру зачастили сначала особо продвинутые дамы, потом в дело вступил Vogue, опубликовавший фото актрисы Nancy Kwan со стрижкой от Сассуна на обложке, после чего тот едва ли даже успел воскликнуть «и все заверте…», как события стали развиваться с бешеной скоростью. Философия Сассуна – «форма и натуральный здоровый блеск — превыше всего!» — неожиданно нашла поддержку в массах: они оценили преимущество волос, которые двигались вместе с хозяйкой.
Часы, которые тратились парикмахером на достижение безупречной линии вознаграждались невиданным результатом: укладка новой стрижки занимала одну десятую секунды – ровно столько, сколько требуется на то, чтобы тряхнуть головой.
Mia Farrow и знаменится стрижка pixie
Mia Farrow, 1968
Mia Farrow, 1968
Peggy Moffitt, 1965
БИТЛЗ ОТ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА
Эта философия легла в основу концепции салона, который Видал Сассун открыл сначала в Лондоне, а затем и в Америке. Слоган, который придумал сам мастер – «Если вы не выглядите хорошо, значит мы не выглядим хорошо» («If you don’t look good, we don’t look good») — пришелся по душе жаждущим перемен клиенткам, и уже в 1965 году Нью-Йорк Таймс в экстазе величала Сассуна «Битлз от парикмахерского искусства!». И это, кстати, едва ли можно назвать преувеличением — стиль 70-х во многом был создан именно этим человеком.
К началу 80-х Видал Сассун превратился в живого классика, его авторитет был настолько высок, что один из ведущих телеканалов запустил шоу «Новый день с Видал Сассуном», в котором он беседовал со звездами о высоком и между делом делился своими вескими комментариями по поводу их стиля.
Закат легенды
Однако история этого удивительного человека не так уж и похожа на сказку. Подъем, который последовал за изобретением Five Point Cut и принес Сассуну славу и деньги, завершился с уходом эпохи Диско. В середине 80-х на смену гламуру пришла панк-культура, аккуратные челки и затылки стали никому не нужны. Линия шампуней и ополаскивателей для волос, которую изобрел и запатентовал Видал Сассун (да-да, та самая «Вош энд Гоу», реклама которой взрывала неподготовленное сознание граждан постсоветского пространства), была продана компании Procter&Gamble.
Интернациональный монстр выжал из славы стареющей легенды все, что было можно и тихо списал бренд в утиль, не желая чтобы тот конкурировал с основной линейкой — PanteneProV. В 2004 году Видал Сассун попытался через суд оспорить маркетинговое решение компании об уничтожении бренда, но суд проиграл, ибо к тому моменту давно уже не имел никаких прав на марку, носящую его собственное имя. У салонов дела шли также не очень хорошо, и к концу 90-х годов часть пришлось продать, а часть – закрыть.
Несмотря на то, что Видал Сассун был помешан на здоровом образе жизни и регулярно пил сок из пророщенной пшеницы, занимался йогой и избегал любых вредных привычек, последние несколько лет были омрачены тяжелой болезнью. Диагноз «рак», неудачи в бизнесе и фактическое забвение – по траектории параболы жизнь вернула мастера к исходным позициям. В 2010-м году в свет вышел документальный фильм «Видал Сассун», в котором рассказывалось о судьбе и достижениях этого человека, однако комментарии блоггеров и журналистов в духе «Господи, он что, еще жив?!» не добавили пожилой звезде оптимизма… Видал Сассун скончался на 84-ом году жизни в Нью-Йорке, городе, который когда-то сделал его легендой, а потом просто о нем забыл.
Неизвестно, как развивалась бы мода, если бы тогда, в 63-м Сассун не совершил свою маленькую революцию – кто знает, может, мы до сих пор носили бы на головах монолитные прически и я чесала бы голову спицей, доставшейся мне по наследству от бабушки. А может, не он, так другой молодой и наглый парикмахер послал бы к черту старые веяния… Да в общем, это и не важно, история сослагательных наклонений не терпит, и именно Видал Сассун стал тем человеком, имя которого называли в парикмахерских как священный пароль наши мамы, и чьи идеальные стрижки до сих пор повторяют и воссоздают мастера в самых разных странах мира.
За что ему отдельное спасибо от всех освобожденных и хорошо стриженных женщин Востока и Запада.
Источник статьи: http://woman-delice.com/vidal-sassoon-stilist-pokoleniya/
Видал Сассун и его авторские стрижки: революция в парикмахерской моде 1960-х годов
Слоган, придуманный Vidal Sassoon, гласящий, что, если хорошо не выглядит клиент, то хорошо не выглядит и мастер, стал символом перемен. По мнению «Нью-Йорк Таймс» (1965), Видал Сассун, сделавший женские стрижки минималистичными и элегантными, – просто «Битлз от парикмахерского искусства».
Если изучить женские фото конца 1950-х годов, можно увидеть в них общие черты: воротники отложного типа, подведенные глаза и неизменный монолитный начес. Последний породил массу неправдоподобных слухов: укладка делалась всего 1 раз в 2–3 недели, ее обладательницы спали практических стоя, а в качестве расчески применялась вязальная спица. Парикмахерская напоминала камеру пыток со щипцами, громоздкими фенами и решительно настроенными во имя красоты клиентками. Если женщина подобным сооружением на голове не обладала, она считалась феклой, деревенщиной. Натуральность и отсутствие укладки всячески осуждались. Стиль причесок 1950–1960-х годов хорошо иллюстрируют нижеприведенные фото.
Стрижки: никакого гнезда на голове
Подобные настроения были характерны для стран Запада на исходе 1950-х годов. Именно тогда молодому и в хорошем смысле наглому парикмахеру по имени Видал Сассун пришла поистине революционная идея, сравнимая с мыслью Коко Шанель отказаться от корсетов. Сассун поспешил избавить представительниц прекрасного пола от лакированного шлема волос на голове.
Видал Сассун, чья биография весьма примечательна, был потомком эмигрантов из Украины. Он, родившийся и живший в детские годы в одном из самых бедных районов Лондона, в начале 1960-х годов сумел представить на суд мира известный круглый пятиконечный боб как модернизированную версию 1930-х годов – стрижку под названием Five Point. Революция заключалась в четкости линий, которые подчеркивали геометрию лица без капли лака.
Это было эффективное противостояние не только бабетте и хиппи, набиравшим обороты в 1950-х годах. Великому мастеру были не по душе старушечьи «гнезда» на голове и прочие сложно сочиненные конструкции. Стрижки Видала Сассуна знаменовали собой новый подход к моделированию прически.
Хорошая стрижка замечательно выглядит безо всякой укладки. Индивидуальность – прежде всего, поскольку универсальных рецептов здесь не существует. Парикмахер напоминает архитектора, поскольку работает с формами и линиями, не копируя чужие сооружения.
Видал Сассун выстраивал стрижки, ставшие впоследствии его визитной карточкой, на основании анатомических ориентиров по точкам, находившимся на линиях челки, висков, проборов, затылка и на углу среза волос, что можно отчетливо увидеть на фото и видео тех лет.
Новая техника стрижки аля Видал Сассун вызвала настоящий взрыв индустрии. Молодого мастера начали посещать самые продвинутые модницы. После этого журнал Vogue опубликовал снимок актрисы Nancy Kwan на обложке со стрижкой от Видала Сассуна.
Идея британского парикмахера заключалась в том, что натуральный здоровый блеск волос всегда остается на первом месте при формировании прически. Данная идея нашла широкую поддержку, поскольку преимущества свободно движущихся волос были оценены всеми без исключения.
Время, потраченное парикмахером на то, чтобы достигнуть безупречных линий, принесло невиданные плоды. На укладку уходило не более 1/10 секунды, чего достаточно для того, чтобы тряхнуть головой. Согласитесь, отличный вариант даже для тех, у кого стрижка на средние волосы.
Beatles в парикмахерском искусстве
Данная философия и сама техника Видала Сассуна стала основой концепции салона, открытого в Лондоне, а потом и в Америке. Слоган про внешний вид полюбился всем клиенткам, желавшим перемен. Именно поэтому, когда Видала Сассуна сравнили с «Битлз», имея в виду масштаб изменений в жизни общества в обоих случаях, это не было преувеличением. Неповторимый стиль женских причесок 1970-х годов, который возвращается в моду в XXI веке, – целиком заслуга этого мастера.
С наступлением 1980-х годов Видал Сассун превратился в классика. Он обладал настолько высоким авторитетом, что по лучшим каналам транслировалось телешоу «Новый день с Видалом Сассуном» в форме беседы со звездами о стиле. Иногда зрителям демонстрировался даже базовый видеоурок от мастера.
Как происходил закат легенды
Однако история этого человека отнюдь не сказочна. Изобретение Five Point Cut, которое прославило и обогатило своего автора, обесценилось с уходом эпохи DISCO. В середине 1980-х гг. расцвел стиль Glamour, и мода на аккуратные прически безвозвратно ушла. Известная линия, включавшая шампунь и ополаскиватель для волос, изобретенная и запатентованная Видалом Сассуном (вспомните знаменитую рекламу «Вош энд Гоу», поразившую советских людей), в итоге была продана компании Procter&Gamble.
Взамен появилась новая линейка под названием PanteneProV. Видал Сассун в 2004 году попытался оспаривать решения компании по суду, желая уничтожить бренд. Дело знаменитый парикмахер проиграл, поскольку права на знаменитую марку были давно утеряны. Не лучшие времена переживали и салоны, часть которых была продана на исходе 1990-х годов, а часть закрыта.
Видал Сассун всегда вел исключительно здоровый образ жизни, но даже его в последние годы поразила тяжелая болезнь. Серьезный диагноз, неудачи в работе и забвение отбросили былую знаменитость к исходным позициям. В 2010 году вышел фильм «Видал Сассун» документального характера о достижениях и судьбе мастера. Не всегда этичные комментарии блогеров и журналистов не прибавили бодрости пожилой звезде. Видал Сассун скончался в Нью-Йорке, когда ему шел 85-й год, и постепенно бывшая легенда была забыта.
Развитие моды могло пойти по другому пути, не соверши Видал Сассун в 1963 году революцию. Модницы продолжали бы носить монолитные прически и использовать спицы в качестве расчески.
Возможно, переворот в парикмахерском искусстве совершил бы кто-то другой, но именно Видал Сассун является человеком, имя которого с трепетом вспоминает старшее поколение, а стрижки, имитирующие его легко узнаваемый стиль, выполняются мастерами по всему миру по сей день.
Источник статьи: http://superstrizhki.ru/hairdressing-art/vidal-sassun-strizhki.html