Священник с прической горшок

«Под горшок»: как стриглись мужики на Руси

Мужские прически на Руси были красивыми, простыми. На старинных картинах можно увидеть мужчин с длинными волосами. Например, в книге «Изборник Святослава» князь Святослав изображен с прядями волос, которые свисают только с одной стороны. Длинные волосы косвенно подтверждали то, что их владелец не утруждает себя тяжелой работой.

Прически «под горшок»

Такие мужские стрижки пользовались большой популярностью. Исконно русская стрижка «под горшок» в немного измененном варианте встречается и сегодня. Эта прическа имеет свою историю: горшок нужного размера надевали на голову, а пряди состригали по линии края.

Стрижка «под горшок» со временем видоизменялась. Короткую прическу выбирали не только мужчины, но и женщины. Во времена правления Петра I прическу «горшок» носили крестьяне, старообрядцы.

В XVII веке вышел приказ, обязывающий сбривать бороды и состригать волосы. Тогда поменялось и отношение к прическам. Представители высшего света начали носить искусственные парики. Во времена правления Елизаветы парики стоили 5 рублей, а мешок сахара — 2,5 руб.

Мужские прически до XVII века не отличались оригинальностью. Жители Рязани, Новгорода и Владимира носили прически «под горшок» и бороду. Наличие бороды было обусловлено суровыми зимами.

Другие русские прически

На старых миниатюрах можно увидеть мужские стрижки с элисообразным подстриганием волос. Длинные пряди волос завивались наружу, что придавало мужчинам особенного стиля.

Эпоха романтизма ознаменовалась появлением мужского каре. Большой популярностью подобные прически пользовались среди литераторов, музыкантов, художников. Модники, которые насмотрелись на римлян, стригли волосы под длинное «каре».

Многие русские князья брили голову наголо, оставляя часть волос на темени. Подтверждением этому можно назвать очерки историка и писателя Льва Диакона, который описывал внешность известного князя Святослава. Л. Диакон пишет, что голова у князя была полностью голая, но с одной стороны свисала прядь волос. Стрижка «наголо» получила большое распространение к концу 30-х годов ХХ века.

Популярной считалась мужская прическа на прямой пробор волос. Крестьяне украшали эту прическу тесьмами, повязанными среди лба. Мужчины носили волосы длиной до плеч. После принятия христианства мужчины начали коротко стричь волосы.

Колдуны и ведьмаки носили косы, а миряне ходили с распущенными волосами. Позже появляются модные прически «под скобку», стрижки «в кружок».

Для русских мужчин ношение головного убора было обязательным условием. Можно точно сказать, что исконно русскими считаются стрижки «под горшок», «под скобку», «наголо» и «в кружок».

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/narody/85216-pod-gorshok-kak-striglis-muzhiki-na-ru.html

В XVIII веке в Россию из Франции приходит новая профессия — парикмахер. И тут же на головах придворной знати начинают вырастать и гнездиться «фонтажи», «корабли» и «пудели».

Во времена Анны Иоанновны в моду у мужчин входит припудренная «прусская коса», а в 1731 году эта прическа официальным указом становится обязательной для служащих всех чинов.

Фактрум удивляется разнообразию как женских, так и мужских русских причёсок разных веков, и рассказывает о самых необычных конструкциях из волос.

Древняя Русь: «под горшок» и «под скобу»

Причёска «под горшок»

Самый любопытный вариант причёски этого времени встречается на отдельных старинных миниатюрах — такая, как у князя Святослава Игоревича в «Изборнике Святослава»: длинная прядь волос, которая свисает только с одной стороны лица. Вообще же форма причёсок в Древней Руси довольно однообразна, и носить одинаковые стрижки могли и князья, и простые мужики. Самая популярная стрижка: «горшок» — на голову стригущегося надевали самый настоящий глиняный горшок, и выступающие волосы обрезали по кругу. Разновидность «горшка» — причёска «по скобу»: до середины ушей и чёлка до середины лба. Сословную же разницу определял головной убор — из простого сукна у бедных, из кожи и дорогих тканей, расшитых золотом и камнями — у знати.

Читайте также:  Как парню сделать хорошую прическу парню

С женскими причёсками всё было еще проще и понятнее: незамужние девушки заплетали волосы в косы, а замужним традиции предписывали закрывать голову платком, кокошником и убрусом (отрез ткани, который повязывался поверх шапочки).

XV–XVII века: бороды-«лопаты» и короткие чёлки

В это время в моду у мужчин входят самые разные «фасоны» бороды: круглые, остроконечные, разделённые надвое или борода «лопатой». Наголо брили лица только юнцы. Известен исторический анекдот о том, что Василий III после венчания с Еленой Глинской полностью сбрил бороду и подал этим пример своим «ближним людям» — боярам. Однако испугавшись слухов о том, что власть, мол, чудит, царь снова отрастил привычную русскому люду бороду. А в Смутное время царь Алексей Михайлович даже выпустил указ о запрете на короткие стрижки и бритьё бороды: чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил».

Девушки русского средневековья продолжают плести косы, а женщины — прятать волосы под платками.

XVIII век: «пудель» и «прусская коса»

Моднейшие причёски захватывают головы русской знати именно в этот период. Связана эта поистине модная революция с появлением в России новой профессии — парикмахеров (до этого людей стригли исключительно цирюльники). «Тупейные художники» (от французского toup — прядь) прибыли к нам из Франции и не только причёсывали и стригли высший свет, но и занимались изготовлением париков и гримом.

Большой популярностью и у женщин, и у мужчин начинают пользоваться высокие и замысловатые парики — «пудель» и «грива». Искусственные волосы были дорогим удовольствием. К примеру, во времена императрицы Елизаветы Петровны парик можно было в среднем купить за 5 рублей, в то время как пуд муки продавался за 64 копейки.
Во время правления российской императрицы Анны Иоанновны у мужчин вошла в моду «прусская коса» — она же «крысиный хвост»: обязательно припудренный парик с косичкой и буклями. Эта прическа стала обязательной для русской армии почти на 70 лет, её отменил уже только Александр I.

У великосветских дам XVIII века в моде были сложные конструкции из собственных волос с искусственными локонами и шиньонами. Например, высокая причёска с плотным, накрахмаленным кружевом и нитями жемчуга — «фонтаж». Самые продвинутые модницы носили на головах «корабли» и «фрегаты». Согласно историческим свидетельствам, первой на своей голове воздвигла целый корабль французская королева Мария-Антуанетта, которой сразу же стали подражать европейские, а затем и российские придворные дамы.

XIX век: «а-ля Тит» и «а-ля Нинон»

Причёска «а-ля Нинон»

Моду на причёски продолжают диктовать французские стилисты. В начале XIX века почетом стала пользоваться античность. Даже в парикмахерских и шляпных магазинах стояли бюсты античных богов и героев. Парики и напудренные волосы ушли в небытие. У мужчин вошла в моду аккуратная стрижка — «а-ля Тит», по образу римского императора из династии Флавиев. Нередко причёски мужчин дополнялись короткими и узкими бакенбардами — так называемыми «фаворитами».

Женщины этого времени полюбили кудри, и завивали волосы на самый разнообразный манер. Одной из самых модных стала причёска «а-ля Нинон» — чёлка, локоны и плоский шиньон на затылке.

Середина XIX века обозначена мужской модой на стрижку каре, особенно у людей искусства — писателей, художников, музыкантов. «Ввёл» моду на такую форму волос популярный пианист Ференц Лист. У женщин в моду входят разнообразные украшения для волос — цветы, гребни, перья. Популярный вариант укладки — валики, полушария.

Причёска «а-ля Капуль»

Настоящей сенсацией стало появление первых щипцов для волос в 1886 году. С этого момента женская причёска становится максимально разнообразной.

Интересная и довольно забавная мужская стрижка появляется на стыке XIX–XX веков — «а-ля Капуль», в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Её можно легко узнать по аккуратному прямому пробору, короткой чёлке и укладке полукругом с обеих сторон лица.

Читайте также:  Модные прически стрижки женские длинные волосы

Источник статьи: http://www.factroom.ru/istoriya/gorshok-pudel-i-drugie-modnejshie-russkie-prichyoski-proshlogo

Тонзура: зачем священники и монахи выбривали головы

Наверняка многие замечали на картинах средневековых художников круглые проплешины на макушках католических монахов и священников. Эту выбритую часть головы называют тонзурой. Что же она символизировала?

Откуда это пошло?

На самом деле стрижка волос практиковалось в религиях, которые имеют гораздо древнее происхождение, чем христианство. К таким религиям относится, например, буддизм. Буддийские монахи до сих пор бреют голову наголо. Одной из основных причин для возникновения подобной традиции некоторые считают соблюдение элементарной гигиены.

Однако не только к чистоте тела стремятся буддисты. Они просто освобождают себя от необходимости следить за своей прической. Кроме того, полное избавление от волос на голове и лице означает для представителей этого учения абсолютное обезличивание и отречение от старого, мирского.

Тонзура и гуменцо

Бритье головы в форме круга на макушке стало христианской традицией около VI века. Христиане переняли ее у отшельников и кающихся людей. Оголенную часть на голове католики назвали тонзурой, что можно перевести с латинского как «стрижка». Согласно решению 4-ого Толедского собора, состоявшегося в 633 году, тонзуру обязаны были носить все представители «католического клира».

Интересно, что тонзура была распространена и на Руси. Только у нас она называлась гуменцо. Лингвист Макс Фасмер утверждал, что слово «гуменцо» является уменьшительной формой существительного «гумно» (расчищенный участок земли). Этот обычай пришел в нашу страну из Византии. Длинные волосы и бороды появились у православных священников только в XV веке, когда Константинополь пал, и служители церкви взяли на себя чиновничьи функции. Чиновникам же предписывалось носить именно длинные волосы.

Символизм

Выбритая округлая площадка на голове монахов и священников, конечно, являлась отличительной особенностью представителей духовенства. По такому признаку любой мирянин сразу определял, что перед ним стоит служитель церкви.

Несомненно, тонзура (как, впрочем, и гуменцо) имела в первую очередь символическое значение. Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Так, в сохранившихся документах Собора, созванного патриархом Иоакимом в 1675 году, говорится: «… на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».

Долгая традиция

Постепенно гуменцо исчезло с голов православных священников. Однако произошло это совсем не быстро. На сайте «Православная Москва» опубликованы воспоминания святителя Филарета Московского. Живя в XIX веке, он еще встречал старых представителей церкви с гуменцом.

Что касается тонзуры, то ее ношение стало необязательным для католических монахов лишь в 1973 году. Такое решение принял известный и другими своими реформами папа римский Павел VI.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/tonzura-zachem-sviascenniki-i-monahi-vybrivali-golovy-5e372765b368e1065ae687ec

По центру можно, по краям — нельзя! Почему средневековые монахи делали такую странную стрижку?

Вы когда-нибудь смотрели на средневековую картину католического монаха и задавались вопросом, почему и кто придумал эту смешную прическу?

Многие религии и их последователи следуют строгим правилам, чтобы приблизиться к Богу или достичь просветления. Одним из наиболее распространенных правил является стрижка: в буддизме монахи бреют головы, что символизирует разрыв связей со светским миром. В средневековье то же самое применялось к католическим монахам, за исключением того, что это был уникальный стиль, при котором выбрита была только верхняя часть головы, а края оставались нетронутыми.

Почему католические монахи брили только макушку?

Стрижка этих монахов называлась Тонсура, или Tonsura на латыни. Слово тонсура означает «стрижка», подрезание волос. Причудливая стрижка появилась примерно в 1073 году , когда на престол был возведен папа Григорий VII . В то время церковь была очень снисходительной к стрижкам, дресс-коду и даже свиданиям среди монахов, священников и монахинь.

Во времена Григория VII в церкви свирепствовала коррупция. Чтобы решить эту давнюю проблему, Папа решил принудить к воздержанию каждого священника, монаха и монахиню. Им было запрещено вступать в брак или отношения, и они были вынуждены принять обет воздержания. Одним из изменений, которые внес Григорий VII, была стандартизированная стрижка для монахов.

Чтобы символизировать посвящение своей жизни Богу, монахи должны были имитировать прическу Святого Павла. Поскольку Святой Павел был лысым это означало, что каждый монах должен был чисто обрить голову. Многие христиане-католики почитали святого Павла за то, что он написал так называемые четырнадцать Посланий Павла и распространил христианство по Римской империи при его жизни. Григорий VII решил, что подражание прическе Святого Павла приблизит церковь к Богу.

Читайте также:  Веселые прически для женщин

Одна из проблем заключалась в том, что Библия запрещает стричь волосы по краю головы а так же бороду. В Левите 19:27 из Ветхого Завета говорится:

«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей»

Это было дилеммой для многих монахов, которые хотели подражать Святому Павлу, но боялись пойти против Библии. Решением этой дилеммы стала стрижка, удовлетворившая и Библию, и папу. Монахи брили макушку, чтобы воздать должное Святому Павлу, и сохраняли волосы по кругу, чтобы следовать завету Библии. Новая причудливая стрижка была названа постригом или тонсурой , и ее носили почти все католические монахи в Европе в средние века.

Как она исчезла?

Постриг со временем стал исчезать из церкви, поскольку католицизм со временем претерпевал изменения. Такие вызовы, как Крестовые походы, Реформация Мартина Лютера, тридцатилетняя война и Промышленная революция, вызвали культурные изменения в церквных кругах. Спустя столетия после нововведения Григорием VII обязательного пострига многие монахи отказались от этой стрижки. В 1972 году Папа римский Павел VI запретил постриг для всех монахов в католической церкви, объявив конец 900‐летней традиции.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/positivum/po-centru-mojno-po-kraiam—nelzia-pochemu-srednevekovye-monahi-delali-takuiu-strannuiu-strijku-5f9fa23f49505f68119e6b22

Зачем католические монахи выбривали макушки

Наверняка многие замечали на картинах средневековых художников круглые проплешины на макушках католических монахов и священников. Эту выбритую часть головы называют тонзурой. Что же она символизировала?

Откуда это пошло?

На самом деле стрижка волос практиковалось в религиях, которые имеют гораздо древнее происхождение, чем христианство. К таким религиям относится, например, буддизм. Буддийские монахи до сих пор бреют голову наголо. Одной из основных причин для возникновения подобной традиции некоторые считают соблюдение элементарной гигиены.

Однако не только к чистоте тела стремятся буддисты. Они просто освобождают себя от необходимости следить за своей прической. Кроме того, полное избавление от волос на голове и лице означает для представителей этого учения абсолютное обезличивание и отречение от старого, мирского.

Тонзура и гуменцо

Бритье головы в форме круга на макушке стало христианской традицией около VI века. Христиане переняли ее у отшельников и кающихся людей. Оголенную часть на голове католики назвали тонзурой, что можно перевести с латинского как «стрижка». Согласно решению 4-ого Толедского собора, состоявшегося в 633 году, тонзуру обязаны были носить все представители «католического клира».

Интересно, что тонзура была распространена и на Руси. Только у нас она называлась гуменцо. Лингвист Макс Фасмер утверждал, что слово «гуменцо» является уменьшительной формой существительного «гумно» (расчищенный участок земли). Этот обычай пришел в нашу страну из Византии. Длинные волосы и бороды появились у православных священников только в XV веке, когда Константинополь пал, и служители церкви взяли на себя чиновничьи функции. Чиновникам же предписывалось носить именно длинные волосы.

Символизм

Выбритая округлая площадка на голове монахов и священников, конечно, являлась отличительной особенностью представителей духовенства. По такому признаку любой мирянин сразу определял, что перед ним стоит служитель церкви.

Несомненно, тонзура (как, впрочем, и гуменцо) имела в первую очередь символическое значение. Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Так, в сохранившихся документах Собора, созванного патриархом Иоакимом в 1675 году, говорится: «… на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».

Долгая традиция

Постепенно гуменцо исчезло с голов православных священников. Однако произошло это совсем не быстро. На сайте «Православная Москва» опубликованы воспоминания святителя Филарета Московского. Живя в XIX веке, он ещё встречал старых представителей церкви с гуменцо.

Что касается тонзуры, то ее ношение стало необязательным для католических монахов лишь в 1973 году. Такое решение принял известный и другими своими реформами папа римский Павел VI.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/zachem-katolicheskie-monahi-vybrivali-makushki-5cd1a23c5a6e0400b34f0ce2

Оцените статью
Adblock
detector