Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве
Впервые увидев икону со святым Христофором, многие начинают возмущаться, считая, что видят перед собой подделку, призванную оскорбить их веру. Но это не так — Христофор на самом деле долгие столетия изображался с собачьей головой и лишь в XVIII веке православная церковь отказались от такой традиции. Откуда взялся этот мученик в пантеоне христианских святых и почему он так необычно выглядит?
Сегодня святого Христофора принято изображать в виде благообразного старца с окладистой бородой, держащего на руках или плечах младенца Христа. Но так было не всегда, ведь традиционно этого почитаемого христианами великомученика принято изображать с собачьей головой. Первое изображение святого было обнаружено на амфорах V—VII вв.ека н.э. на территории современной Македонии, что приблизительно соответствует началу его почитания христианами.
В мае 1722 года Святейший Синод запретил изображать святого «с песьею главою», так как это, по мнению руководителей православной церкви «противно естеству, истории и самой истине». После этого Христофора-кинокефала стали повсеместно переписывать на иконостасах или просто уничтожать.
Кинокефалы, или песиголовцы, впервые были описаны как народ античными историками и путешественниками. Упоминания о них можно найти в трудах Геродота, Плиния Старшего, Гесиода. Описывают историки их по-разному, но все едины в том, что этот непохожий на обычных людей народ живет на границе известной древним людям ойкумены — в Скифии, Индии, Эфиопии или Ливии.
Среди христианских авторов впервые рассказал о песиголовцах Андрей Первозванный. Апостол встретил необычный народ во время своих миссионерских странствий где-то в районе современной границы Ирана и Пакистана. Очевидно, что Христофор был родом с окраин античного мира, так как в православной традиции считается, что он попал в плен римлянам в битве при Мармарике, в Ливии.
Чужестранец, которого удалось пленить легионерам, носил имя Reprobus или Репрев, что означало «отверженный». Имел он гигантский рост, невероятную силу и настолько свирепый вид, что римский император Деций Траян, при его виде, в панике вскочил с трона. Собачья голова, могучее телосложение и громоподобный голос проиводили неизгладимое впечатление даже на самых отважных воинов.
Мы отлично понимаем, что описанное в старинных церковных книгах существо не могло существовать в реальности и его появление можно объяснить лишь фантазией авторов, неверным переводом или физическим уродством, врожденным или приобретенным. В некоторых константинопольских источниках указывается, что принимать за чистую монету описание Христофора не стоит. Монахи, являвшиеся авторами этих книг считали, что собакоголовость призвана акцентировать внимание на крайней свирепости и бесчеловечности захваченного в плен иноземца.
В качестве еще одного аргумента можно привести записки средневекового путешественника Марко Поло, который во время своих странствий встретил в Центральной Азии племя киноцефалов. Это были обычные люди, но согласно обычаю, они рассекали себе рот, чтобы он казался огромной пастью и остро затачивали зубы. Кроме этого, киноцефалы бинтовали черепа младенцев, чтобы они деформировались и приобрели вытянутую вперед форму. Поло утверждает, что эти люди выглядели жутко и напоминали ему мастифов.
Но вернемся к гиганту Репреву. Каким образом язычник с собачьей головой стал одним из самых почитаемых в Европе святых? Одна из версий говорит о том, что однажды, пересекая пустынные земли, Репрев увидел бурный поток, у которого стоял маленький мальчик. Ребенок попросил могучего путника перенести его через реку и тот согласился.
Но едва киноцефал ступил в воду с мальчиком на плечах, то он почувствовал невероятную тяжесть и стал опасаться, что упадет под своей ношей. Видя сомнения Репрева, дите сказало, чтобы он смело шел дальше, так как ничего плохого случится не может. Мальчик сообщил воину, что он Христос и тяжел так потому, что несет в себе все горести и тяготы людей.
На другом берегу Иисус крестил Репрева и дал ему имя Христофор, то есть «несущий Христа». Именно поэтому святого чаще всего изображают с младенцем, а наиболее почитаем он у тех, кто отправляется в дальний опасный путь или берется за очень трудное дело.
После крещения Христофор вернулся в Рим, где продолжил службу императору. Но при этом воин активно проповедовал христианство и многих обратил в веру. Заслышав об этом, Деций Траян приказал послать к христианину блудниц, чтобы те соблазнили его, но потерпел фиаско — Христофор и тех убедил уверовать в Иисуса.
Император не хотел лишаться одного из лучших воинов, но пришлось прибегнуть к самым крайним мерам. Воина-проповедника схватили и бросили в раскаленный медный ящик. Как и следовало ожидать, огонь не нанес вреда Христофору, поэтому римлянам пришлось отсечь ему голову. После этого мученик умер, а его тело забрал один из учеников — Петр Атталийский и увез в египетскую Александрию.
Разумеется, проверить то, соответствует ли легенда о собакоголовом мученике истине, сейчас невозможно. Архидьякон Павел Алеппский в XVII веке утверждал, что имел счастье прикладываться к мощам святого Христофора в Москве, в Благовещенском соборе. Павел описал собачью голову святого, которую лобызали в ходе обряда «омовения мощей».
Сложно сказать, как попали мощи святого в Москву и что за череп конкретно описывал архидьякон. Мощи Христофора видели в Константинополе, куда они попали из города Раб, в Хорватии. Существует легенда, что череп святого помог жителям крепости отбить морскую атаку норманнов в 1075 году. Мощи вынесли на городские стены в момент, когда вражеский флот входил в гавань. Тут же поднялся ураганный ветер, который унес корабли назад в открытое море.
Крепость города Раб
Считается, что череп святого Христофора вернули в Хорватию, где мощи впервые явили чудо и он обрел покой в реликварии церкви святой Юстины в городе Раб, где находятся по сей день. Один из бастионов рабской крепости, тот на котором находились при нападении викингов мощи, носит имя этого мученика.
Интересно, но псоглавость святого характерна лишь для православия. В католицизме такой вариант всегда рассматривали со скептицизмом и даже как богохульство. Эразм Роттердамский в своем труде «Похвала глупости» достаточно резко критикует как самого святого, так и его почитателей. Католическая церковь сомневается в существовании этого святого и даже понизила его до мучеников местночтимого значения. День поминовения святого исключен из католического календаря в 1969 году, но самого мученика деканонизировать не стали, оставив его святым.
Иероним Босх. Святой Христофор
В западной традиции Христофора изображали гигантом с ребенком на плечах — именно таким он предстает перед зрителями на полотнах Иеронима Босха, гравюрах Дюрера и Кранаха. Несмотря на отношение официальной католической церкви, святой Христофор очень популярен в Европе, особенно в Испании и Литве. Испанцы молятся Христофору, чтобы тот защитил их детей от инфекционных болезней, а литовцы считают святого покровителем свой столицы, города Вильнюс.
Напоследок стоит добавить, что в христианстве есть еще три святых с таким же именем: Христофор Римлянин, Христофор Никомедийский и Христофор Коряжемский.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://extremal.mirtesen.ru/blog/43439017853/Muchenik-s-golovoy-sobaki-samyiy-zagadochnyiy-svyatoy-v-hristian
Святой с темной бородой
Как попал в римскую армию воин-наемник по имени Иоанн, из каких точно краев – неизвестно, но у историков давно нет сомнения, что по происхождению это был славянин. Он служил в 361 – 363 годах после Р.Х. в войске римского императора Юлиана, именуемого Отступником, поскольку служа при императоре Константине Великом – защитнике христиан и поборнике христианской веры, он принял христианство, но позже отказался от него, вновь перейдя к прежней, языческой вере.
Имя Иоанн, как говорим мы теперь – Иван, древнееврейское. Его значение – дар Божий, милость Божия, благодать Божия. Поскольку о таком чудесном человеке, о его человеколюбии и жертвенном подвиге во славу Божию узнали на Руси задолго до ее Крещения святым князем Владимиром, имя Иван очень давно получило такое широкое распространение в нашем народе.
При Константине Великом святой Иоанн получил чин сотника, а когда пришел в войско Юлиана, то тот сделал его тысячником. Как он оказался в рядах войск язычника, ненавидевшего христиан? Скорее всего, надменный римлянин не думал, что представитель варварских племен, за которых тогда почитали славян, окажется христианином, он полагал, что тот – едва ли не больший язычник, чем он сам, а из-за неразвитости, которую он ошибочно подозревал в иноземце, он будет и достаточно жесток, потому и повысил его в звании. Но это только предположения.
Зато известно, что Иоанн командовал карательным отрядом, который участвовал в гонениях на христиан. Иоанн Воин же, насколько мог, предупреждал христиан о готовящихся облавах, искал им укрытия. Тех, кого спасти от темницы не удавалось, – навещал, принося им еду, ободрение и утешение в словах, и способствовал побегам. Прочим – подавал руку помощи во всех нуждах: кому – деньгами, кому – пищей, кому – одеждой. Его милосердие было так велико, что часто его помощь распространялась не только на христиан, но на всех нуждающихся, и так примером своим привлекал сердца язычников к размышлению о вере истинной. Поэтому каждый, кто находится в душевной скорби или любом другом житейском обстоянии, может обратиться к нему за помощью.
Так долго продолжаться, конечно, не могло. Юлиану донесли о том, что тысячник Иоанн всячески помогает христианам, которых должен был нещадно гнать. Император приказал схватить святого и отправить в темницу. В тюрьме Иоанна не кормили, он медленно умирал от голода. Юлиан полагал, что, вернувшись из очередного захватнического похода, он устроит над бывшим тысячником показательную прилюдную казнь. Но Господь, спасая святого Его, распорядился по-другому: в 363 году в битве с персами Юлиан Отступник погиб. С Иоанна Воина были сняты обвинения, его выпустили из темницы.
Святой оставил армейскую службу и поселился в Константинополе – уже почти полностью христианском в то время. Остаток дней своих он провел в милосердной помощи нуждающимся, немощным, больным, живя в полном самоотречении и самопожертвовании, с той же добротой и человеколюбием, которые были ему присущи.
Он ушел из жизни глубоким стариком, хотя точной даты смерти история не сохранила, как не сохранила указания на место его погребения, хотя изначально похоронен он был на кладбище для одиноких и нищих, и у могилы его начали свершаться чудеса по молитвам тех, кто приходил к ней. Затем в перипетиях времен кладбище исчезло, было стерто с лица земли, но позже, как сказано в предании, мощи святого были обретены после того, как он явился во сне одной женщине. Тело святого мученика Иоанна Воина при обретении оказалось нетленным и было перенесено в храм апостола Иоанна Богослова в Константинополе. От мощей случалось множество чудесных исцелений, но особо святой помогал по молитвам обиженных и скорбящих.
Традиционный образ святого мученика Иоанна Воина в иконописи
Обычно святой изображен с непокрытой головой в воинском облачении, он темноволосый, лик обрамлен темной бородой. В правой руке он держит крест – символ веры, которой он не изменил в тяжких испытаниях, копье – знак силы, данной ему Господом в борьбе с языческим неверием, и щит – защита от напастей.
Иногда мы видим его поясное изображение, где в одной руке святого копие, другая поднята в благословляющем жесте. Еще более ранние изображения запечатлели святой образ с копием и мечом, на сложной иконе, где святой воин в одном из эпизодов предстает как верховой на белом коне, о чем, кстати, свидетельствует чешуйчатый вид его брони.
В одной из дальних пещер Киево-Печерской лавры находится редчайшая икона Святого Иоанна Воина – он изображен на ней вполоборота к зрителю, святой уже в летах старости, и теперь голова его покрыта убором, в одной руке – крест как символ христианского служения, вторая поднята в благословении к незримому собеседнику. Эта икона – еще одно историческое доказательство того, что святой Иоанн Воин закончил дни свои в мирном служении.
Наиболее известные храмы, посвященные святому Иоанну Воину
В Москве храм Иоанна Воина стоит на Якиманке, есть такой храм в Краснодаре, туда приходят курсанты Краснодарского высшего военного училища и их родители. Есть храм в Чебоксарах, в Ростове, в Новокузнецке, в Симбирске – по всей России и сегодня высоко почитают имя этого любимого святого, спасителя гонимых, утешителя обиженных.
Святой Иоанн Воин — чудотворец
Известно, что когда в 1382 году при нашествии татар на Русь отряд их ворвался в Серпуховской Владычний женский монастырь, где находилась чудотворная икона Святого Иоанна Воина, один из нападавших в насмешку над святыней начал ее пилить. Но тут в местах распила показалась кровь, однако захватчик попытался перепилить ее еще в двух местах. Тут места распила сами собой соединились, и татарин, который пришел в себя от приступа неправедного гнева, в трепете обратился к Христу.
Этой иконе затем сделали особую ризу – так, чтобы видна была запекшаяся кровь. С тех пор 12 августа в обители поминовение святого Иоанна Воина празднуется особо – свершаются всенощное бдение и праздничная литургия.
Икону Святого Иоанна Воина возил с собою и Петр I в течение всей военной кампании против шведов, считая его своим святым покровителем.
Есть свидетельства современников, что при пропаже каких-либо вещей, если обратиться к Иоанну Воину с искренней молитвой, вещь чудесным образом будет найдена.
О чем молиться святому Иоанну Воину
Святой Иоанн Воин – защитник скорбящих, обиженных, защищает от воровства, помогает найти вора и вернуть награбленное, а также покровительствует военным и всем, идущим на битву за Отчизну. Ему же молятся о находящихся в заточении. Святой Иоанн Воин защищает от обидчиков и нападения, отводит всякую опасность. На Руси святой Иоанн Воин наряду с великомучеником Георгием Победоносцем почитается как покровитель военных в битвах за Отечество.
К святому мученику Иоанну Воину обращаются при всяких душевных скорбях и обидах. Легендарное известие о его жизни и деяниях на Киевскую Русь пришло из греческих земель, за несколько веков до Крещения Киевской Руси, поскольку у историков нет сомнения, что служивший в римском войске Юлиана воин по имени Иоанн был славянином по происхождению. После Крещения Руси и по сей день его любят, почитают и считают одним из первых защитников православных христиан, когда те прибегают к нему с просьбой о молитве его пред Богом во всяких душевных скорбях и обидах. Ему молятся, прося о покровительстве для воинов, о помощи в сражениях за Отечество. Сегодня ему можно молиться о сыновьях, призванных на срочную службу. Известно, что при служении в войске Юлиана Иоанн Воин помогал не только христианам, но всем нуждающимся, независимо от веры, поэтому обратиться с молитвой о помощи в нужде и при обиде может каждый, кто имеет в сердце доверие к святому, а значит, через него – вольно или невольно – и к Богу.
В обращении к святому мученику Иоанну Воину есть несколько молитв, из которых можно выбрать ту, которая будет отвечать насущной потребности молящегося. Успокоившись душой и сосредоточившись на стоянии перед Богом, мы произносим «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Затем молитву мытаря – «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18; 13). Молитву предначинательную: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь». И далее хорошо произнести молитвы главы «Молитвы утренние», включая Символ веры, из Молитвослова, который должен быть в любом доме, где живут православные христиане.
Молитвы святому мученику Иоанну Воину
О великий Христов мучениче Иоанне, правоверных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Услыши нас, в бедах и скорбех молящихся тебе, яко дана тебе бысть благодать от Бога печальныя утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися. Буди убо и нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, яко да твоею помощию и крепким предстательством и поборством посрамятся вси являющии нам злая. Умоли Господа нашего, да сподобит ны грешныя и недостойныя рабы Своя получити от Него неизреченная благая, яже уготова любящим Его, в Троице Святей славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, мучениче Христов, Иоанне Воине! Храбрый еси во бранех врагом прогонитель и обидимым заступник, всем православным христианом скорый помощник. О, великий заступниче и угодниче Христов Иоанне Воинственниче! Помилуй нас, грешных и недостойных, и заступи в бедах и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия; избави убо нас от обидящих и ненавидящих, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. Православным христианом и воинству во брани даруй на враги победу, яко да твоею помощию и крепким поборством посрамятся вси, творящий рабом своим злая. О, великий поборниче Иоанне Воине! Не забуди нас, всегда молящихся тебе, просящих помощи и неоскудныя милости твоея, и сподоби нас, грешных и недостойных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его. Яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Иоанне Воине! Моли с нами и о нас Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Испроси нам у Христа Бога нашего тихое и Богоугодное житие, здравие же и во всем благое поспешение, земли плодородие, во всем изобилие и вся ко спасению и житию временному потребная. О, святый страстотерпче Иоанне! Ныне пред честною твоею иконою припадающе и покланяющеся тебе, молим тя: яви многомощное заступление всем сущим в напастех, скорбех и болезнех, и избави нас от всякаго зла и от обидящаго человека, моли Всещедраго Триипостаснаго Бога, да подаст православным христианом на супостаты одоление, и да укрепит и благословит непременяемым миром и благополучием, яко да твоею помощию и крепким поборством посрамятся вси являющии нам злая, огради нас святыми твоими молитвами во вся дни жизни нашея, умоли Милостиваго Владыку всех, да дарует нам христианскую кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну; по исходе же нашем от жития сего да оградит нас святых ангел ополчением, во еже избавитися нам от козней диавола и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа славы, и Того со всеми святыми славити в Небеснем Царствии Его во веки веков. Аминь.
О, преславный угодниче Христов Иоанне Воинственниче, храбрый еси в ратех, врагом прогонитель и обидимым заступник, всем православным христианом великий заступниче и угодниче Христов! Помяни нас, грешных и недостойных рабов, в бедах, скорбех и печалех, и во всяцей злей напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека защити нас: дана бо тебе благодать от Бога молитися за нас, грешных, зле страждущих. Избави нас от обидящих нас, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, да твоею помощию и крепким предстательством и поборством посрамятся вси являющии нам злая! О, великий поборниче Иоанне Воинственниче! Не забуди нас, грешных, молящихся тебе и просящих твоея помощи и неоскудныя милости, и сподоби нас, грешных и недостойных рабов, получити от Бога неизреченная благая, яже уготована любящим Его, яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Всеблагаго Бога и Царя благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю, страдав бо ради веры мужески, блаженно же скончав течение, зриши Всетворца Господа в небесех светлейше, от Негоже прием дарование чудес, страждущим человеком во всяких напастех помогаеши: укрепляеши воины в ратех, от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши. Темже моли Владыку Христа, приснопамятне, да во всяком обстоянии сотворит нам милость и не введет нас во искушения, но спасет души наша, яко Человеколюбец.
Блаженство Евангельское возлюбив, Богомудре Иоанне, чистоту сердца девством почтил еси. Темже суету мира сего пренебрегл, устремился еси зрети Бога, Иже тя прослави чудесы во врачевании различне страждущих. Сего ради молим тя: проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления и получения Царства Небеснаго.
Благочестиваго воина Христова, победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно, Иоанна мученика, достодолжно песньми восхвалим, чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем, и молится Господу Богу от всяких бед спасти правоверныя.
Дарованьми чудес обогати тя Христос Господь, в различных бо скорбех призывающим тя помошник скор обретаешися.
Источник статьи: http://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2015/08/11/11441/