Бородатый брадобрей — решение парадокса Б. Рассела
СОКРАЩЁННАЯ И ИЗМЕНЁННАЯ глава из работы
«Логические парадоксы. Пути решения»
http://proza.ru/2009/01/22/165
Парадокс Б. Рассела «О парикмахере (цирюльнике, брадобрее)»
http://www.proza.ru/2009/06/17/17
Бритый брадобрей или снова о парикмахере
http://proza.ru/2010/11/20/674
В начале 20-го века Бертраном Расселом был открыт логический парадокс. Он сообщил о нём в своём письме к известному математику, философу и логику Готлобу Фреге – основателю современной логической семантики – когда тот «в 1902 году уже передал в печать второй том «Оснований арифметики». В письме «сообщалось о формальном противоречии в предложенном Фреге обосновании арифметики (парадокс Рассела), разрешить которое Фреге тщетно пытался до конца своей жизни. Однако именно Рассел принёс Фреге широкую известность, ибо в изложении Рассела (специальное приложение к Основаниям математики, 1903) концепция Фреге стала доступной широкому кругу читателей». Конец цитаты http://www.krugosvet.ru/articles/92/1009213/1009213a1.htm).
Не только Фреге, но и никто другой за сто с лишним лет до сегодняшнего дня не смог решить этот логический парадокс. Никто, кроме меня.
«Парадокс Рассела в первоначальной его форме связан с понятием множества, или класса» (Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение. – 1998). В таком виде решение находится в другой статье: Парадокс Рассела – исходный вариант – о множествах, http://proza.ru/2009/04/20/768. Но весь мир знает его в другой формулировке. Рассел «предложил следующий популярный вариант открытого им парадокса математической теории множеств.
Представим, что совет одной деревни так определил обязанности парикмахера этой деревни: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли он брить самого себя?». (Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение. – 1990, c. 205 – 206, http://www.koob.ru/books/iskusstvo_pravilno_mislit.rar).
Было много искажений парадокса, а также попыток решить данное противоречие, но в основном все решения сводились к следующему.
«Если да (то есть парикмахер должен брить себя сам – моя вставка), то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, то он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя. Мы приходим, таким образом, к заключению, что этот парикмахер бреет себя в том и только в том случае, когда он не бреет себя. Что, разумеется, невозможно.
Рассуждение о парикмахере опирается на допущение, что такой парикмахер существует. Полученное противоречие означает, что это допущение ложно и нет такого жителя деревни, который брил бы всех тех и только тех её жителей, которые не бреются сами. Обязанности парикмахера не кажутся на первый взгляд противоречивыми, поэтому вывод, что его не может быть, звучит несколько неожиданно. Но этот вывод не является всё-таки парадоксальным. Условие, которому должен удовлетворять деревенский брадобрей, на самом деле внутренне противоречиво и, следовательно, невыполнимо. Подобного парикмахера не может быть в деревне по той же причине, по какой нет в ней человека, который был бы старше самого себя или который родился бы до своего рождения. Рассуждение о парикмахере может быть названо псевдопарадоксом». Конец цитаты (там же).
В 1992 году 19 декабря шла любимая многими до сих пор телеигра «Что? Где? Когда?». При счете 2:6 возникла, как это очень часто бывает, спорная, даже конфликтная ситуация. И тогда Владимир Яковлевич Ворошилов задал вопрос, который должен был принести победу или поражение знатокам. Это был вопрос о цирюльнике – парадокс Рассела. Конечно, знатоки проиграли, хотя могли выиграть. Потому что он задал несколько искажённый вариант вопроса:«Звучит вопрос: бреет ли сам себя цирюльник, если сам цирюльник бреет всех, кто не бреется сам?
Ответ знатоков: нет, не бреет.» ( летопись/«Что? Где? Когда? Продюсерский центр ИГРА-ТВ», http://chgk.tvigra.ru/letopis/?19921219#cur). Им нужно было ответить:«Из информации о том, что цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, невозможно сделать вывод о том, бреет ли он сам себя, бреет ли его кто-то другой или он вообще не бреется. Потому что нет достаточных оснований для таких выводов».
Но мне не давал покоя этот парадокс. Казалось, что ответ крутится в голове, нужно лишь «ухватить его за хвост». И мне через некоторое время это удалось.
Решение, как часто это бывает, просто до безумия. Всё рассуждение в деталях и с рассмотрением искажённых вариантов занимает несколько страниц. Я приведу лишь сокращённый вариант рассуждения.
Ответить на вопрос парадокса Рассела можно, если отнести парикмахера к какому либо классу мужчин: «бреются сами» или «не бреются сами». Но после логического анализа возможных оснований отнесения к этим классам множеств мужчин следует единственный вывод – это невозможно, потому что такого логически оправданного основания не существует. Исходя из данного вывода многие, в том числе и А. А. Ивин, пришли к заключению, что парадокс нерешаем, назвав его псевдопарадоксом. Но тогда следует и все другие парадоксы «решить» подобным образом раз и навсегда. Ведь никто же не думает, что может существовать в реальности ситуация разговора матери и крокодила, миссионера и людоедов и других. Значит, отрицание логического допущения не является решением. А решение таково:
если невозможно отнести парикмахера ни к одному из классов «бреются сами» и «не бреются сами», значит, его нужно включить в третий класс – «НЕ БРЕЮТСЯ». И тогда парикмахер не нарушает ни одного логического условия, потому что на данный класс мужчин они не распространяются.
Все мужчины деревни
А. БРЕЮТСЯ 1 -сами, 2- не сами Б. НЕ БРЕЮТСЯ
И теперь парикмахеру суждено умереть бородатым.
Для правильного понимания данной задачи необходимо было лишь мысленно переставить частицу «не» перед глаголом «бреются» на место после него. И тогда смысл парадоксального условия задачи проявился бы, как на фотобумаге при печатании. Ведь фраза «не бреются сами» сразу же приняла вид абсолютно простой, не запутанной и понятной любому. А именно – «НЕ бреются сами» значит «бреются НЕ сами», то есть всё же бреются хотя и не собственными руками. И, таким образом, сразу же проявляется очевидная и грубая ошибка в логическом рассуждении всех тех, кто пытался решить данный парадокс. Такой тип ошибок я назвал «ложный вывод», когда делается абсолютно неверный и даже противоположный от необходимого по логике вывод («Логические парадоксы. Пути решения», глава «Ошибки рассуждения – ложный вывод», http://proza.ru/2009/04/25/488). В данной задаче «ложный вывод» заключается в том, что фраза в логическом рассуждении должна звучать не в виде: «если парикмахер не должен брить себя сам, то будет относиться к тем, кто не бреется сам», что неверно, а в виде: «если парикмахер не должен брить себя сам, то будет относиться к тем, кто бреется не сам или НЕ БРЕЕТСЯ».
После решения «парадокса Рассела» я решил и другие известные парадоксы, применив к ним два общих постулата: 1. при подходе к решению любой проблемы необходимо чёткое понимание самой проблемы во всех деталях; 2. знание – относительное понятие («Логические парадоксы. Пути решения», глава «О принципах решения парадоксов», http://proza.ru/2009/04/27/370). Но это уже другая статья.
Но главное, что хотелось сказать: важны не логические постулаты или способы рассуждения, а общая парадигма мышления, которую тоже можно описать двумя принципами: А. «Нет ничего невозможного»; Б. «Нет ничего важнее мелочей».
фото — Международный чемпионат бород и усов в Баварии, Etoday,
Источник статьи: http://proza.ru/2009/02/13/667
Такое же зеркало или усы бреет
Вопрос бритья и оставления усов в последнее время обсуждается чаще даже чем бритья бороды. Мы решили рассмотреть этот вопрос по всем мазхабам, так как в нем разошлись мнения ученых мазхабов. Это позволить нам делать хусну занн — хорошее предположение к братьям которые делают так или иначе, и предположить, что именно он придерживается сунны.
Итак, в «Кувейтской энциклопедии» [1] пишется следующее:
«- Ханафиты пришли к тому, что брить усы желательно (сунна), а стричь их лучше. А Тахави сказал, что бритье лучше, чем подстригание, из-за слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Вы брейте усы и оставляйте бороду», т.е. брейте начисто. Это также одно из слабых мнений у Шафиитов. А имам аль-Газали из ученых Шафиитов считает это бид’а — нововведением. Такая же версия есть и у ханафитов.
— Маликиты считают, что усы не бреют, а стригут.
— Шафииты пришли к тому, что брить усы нежелательно, но желательно стричь их при необходимости, так, чтоб явно был виден край губы.
— У ханбалитов считается желательным брить усы или стричь по краю, а вот брить определенно, более предпочтительно. Слово «аль-хаффу» в хадисе они растолковали как бритье начисто.»
Следовательно в любом случае можно посчитать, что человек следует тому мазхабу, в котором его действия считаются более предпочтительными, и на этом сделать хусну занн.
Так как у нас в Дагестане преобладает шафиитский мазхаб, то мы более подробно расскажем об этом шариатском постановлении со стороны нашего мазхаба, включая некоторые объяснения из других мазхабов. Таким образом об этом в своей книге «Маджму’ Шарх аль-мухаззаб» [2] пишет имам ан-Навави:
А что касается подстригания усов, то все сошлись на том, что это является сунной и доводом на это является оба хадиса, которые было выше приведены, а также хадис Зайда ибн Аркъама, да будет доволен им Аллах. Он сказал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот кто не убирает из своих усов, тот не из нас». Этот хадис передал Ат-Тирмизи в своем «Джами’» и сказал, что хадис достоверный (Хасан). Далее общим правилом для подстригания усов является подстригание их таким образом, чтоб был виден край губы, но не брить их начисто. Это наш мазхаб.
А имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал, что если сбрить, то нет в этом ничего такого, а также если постричь, то также ничего предосудительного. И в довод на это он привел достоверные хадисы, как хадис Ибну ‘Умара, да будет доволен им Алллах, что что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Сбривайте усы и оставляйте бороды». Хадис приводят Бухари и Муслим. А в другом риваяте (версии) хадиса приводиться: «Стригите усы. », а еще в другом: «Убирайте усы. ». Все эти передачи в нашем мазхабе приводятся к тому, что брить нужно край губы, но не полностью все волосы усов. И одним из доводов на то, что является сунной стричь часть усов, как мы сказали, является хадис, переданный Ибн ‘Аббасом, да будет доволен ими обоими Аллах, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, подстригал или убирал с усов и говорил, что пророк Ибрахим, мир ему, поступал также». Хадис привел ат-Тирмизи и сказал, что он достоверный (хасан). Также привел аль-Байхакий в своем «Сунане» от Шурахбиля ибн Муслима аль-Хуланий, что он сказал: «Я видел пятерых из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые стригли свои усы». Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдуллах ибн Баср, ‘Утба ибн ‘Абдуссальм, Аль-Хаджадж ибн ‘Амир Ас-Саамали, и Микдам ибн Ма’ди стригли свои усы по краю губы.
Также аль-Байхакий приводит от имама Малика, да смилуется над ним Аллах, что при нем рассказали о том, что некоторые люди бреют свои усы, а Малик сказал: «Следует бить тех, кто делает это, ибо в хадисе пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, говорится не так, но следует стричь таким образом, что были видны края губы и рта». Также Имам Малик сказал: «Сбривание усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей».
Сказал аль-Газали: Нет ничего плохого в том, чтобы оставить кончики с обоих сторон усов, ибо ‘Умар, да будет доволен им Аллах, и другие оставляли их.
Я скажу: Также нет ничего плохого в их подстригании. Это передает аль-Байхакий от Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах. Также желательно начинать стричь усы с правой стороны, как мы и раньше говорили, из-за того, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, во всем любил начинать с правой стороны » . Закончились слова имама Навави.
Итог: Исходя из текста Имама ан-Навави мы еще раз убеждаемся, что в Шафиитском мазхабе предпочтительнее стричь усы, таким образом, чтоб были видны края губы. На этот счёт передаются и другие хадисы. Поэтому и жителям Дагестана было бы предпочтительным следовать мнению этого мазхаба, так как в наших краях распространен именно этот мазхаб. Это в свою очередь могло бы предостеречь обратно тех же братьев, которые не имея знаний могут подумать плохо о тех, кто противоречит мнению этого мазхаба.
А Аллах знает лучше. И да увеличить Аллах наши знания.
Источник статьи: http://taalib.ru/fikh/652-usy-brit-ili-strich
История усов и бороды.
Брить или не брить?
На простой с виду вопрос – зачем мужчине борода? – коротко ответить не получится. Хотя часть ответов можно услышать в весёлой песенке Ильи Словесника. Помните?
Отличает мужика борода.
Украшает мужика борода.
Согревает в холода борода.
Разберём все аргументы по порядку.
1. Борода – вторичный половой признак, отличающий мужчину от женщины. Тут не поспоришь. Обилие растительности на лице напрямую связано с наличием мужского гормона – тестостерона. Дарвин, например, прямо называл бороду результатом полового отбора, своеобразным фетишем для привлечения женщин, вроде роскошного хвоста самца павлина.
Аргумент не бесспорный, но у многих народов борода действительно символизировала мужественность и мужское достоинство. Бородой клялись, а иногда даже приписывали ей чудодейственную силу (как у колдуна Черномора или Старика Хоттабыча). С целью укорить или унизить человека его бороду оскорбляли («Позор на твою бороду», «Я плюю на твою бороду»), при этом физическое «поругание бороды» жестоко каралось. Бритых же мужчин нередко обвиняли в женоподобии.
Впрочем, в результате гормонального сбоя пышная борода могла вырасти и у женщины. В словаре Даля даже можно встретить слово «бородуля», означающее бородатых женщин.
Кстати, даже они умудрялись находить себе мужей и продолжать свой род. Например, ещё в первой половине XVII века в Испании жила женщина по имени Магдалена Вентура, обладающая длинной окладистой бородой.
На картине Хусеппе Риберы мы можем увидеть, как она кормит младенца грудью, а рядом стоит её муж.
Сейчас времена изменились – теперь уже бородатые мужики рядятся в женское платье, чтобы эпатировать публику и привлечь к себе внимание. О победителе (победительнице?) «Евровидения-2014» Кончитте Вурст, думаю, слышали все.
2. Борода – символ возраста, мудрости и статуса. Длинная седая борода чётко указывала, что человек уже старый, а значит, мудрый и достойный уважения. Например, название почтенных старцев у тюркских народов – аксакалы, оно так и переводится – «седобородые». Можно также вспомнить и знаменитую «философскую» бороду.
В. Шекспир «Много Шума из Ничего»:
Брадатый муж – он боле, чем юнец;
А безбородый – меньше, чем мужчина.
3. Борода – символ естественности, природности. Данное «качество» бороды имеет как положительную, так и отрицательную оценку. Например, в православии и мусульманстве считалось, что брить (или даже постригать) бороду – это вмешиваться в облик, данный человеку Богом. Кроме того, борода могла служить символом близости к природе и простой жизни (Лев Толстой, хиппи). С другой стороны, растительность на лице могла восприниматься как символ дикости, варварства, отсталости от цивилизации. Конечно, в том случае, если мнящие себя «цивилизацией» сплошь и рядом были бритыми. Впрочем, аномальная волосатость (т.н. гипертрихоз), когда волосы растут по всему лицу, способна вызвать шок даже у убеждённых бородачей.
4. Борода – от нежелания или невозможности бриться. Первое – предельно ясно: если борода у вас без изысков, то уход за ней не требует много сил и времени. Чего не скажешь о постоянном поддержании гладкости подбородка. По этой же причине мы наблюдаем огромное количество бородачей на фронте или среди путешественников по диким местам, где для регулярного бритья порой нет ни условий, ни времени, ни надобности.
Из песни «Партизанская борода» (муз. Л. Бакалов, сл. М. Лапиров):
Парень я молодой,
А хожу с бородой.
Я не беспокоюся,
Пусть растет до пояса.
Вот когда окончим битву.
Сразу примемся за бритву.
Будем стричься, наряжаться,
С милой целоваться.
Бывали случаи, что военная бородатость даже входила в моду среди гражданского населения (например, после возвращения британских солдат с Крымской войны). Впрочем, были и другие примеры. Например, в своей «Бойне номер пять» (книге отчасти фантастической, но основанной на реальных воспоминаниях писателя) Курт Воннегут упоминал англичанина времён Второй мировой войны, который даже в плену продолжал ежедневно бриться – прежде всего, чтобы сохранить своё человеческое достоинство и не опуститься.
«Он ещё сказал, что видел, как люди умирали: – Они перестали держаться прямо, потом перестали бриться и мыться, потом не вставали с постели, потом перестали разговаривать, а потом умерли».
5. Борода как защита от холода. Здесь вопрос обстоит сложнее. Например, живущие в условиях низких температур эскимосы, алеуты и индейцы, видимо, не считали, что борода «согревает в холода», и безжалостно выскабливали и вырывали всякую растительность на своих подбородках. Возможно, это было связано с тем, что у монголоидов волосы на теле растут жиденько и толку от такой «теплоизоляции» немного. Зато европеоидные обитатели Севера – германские, кельтские и славянские племена – считали по-другому и вовсю щеголяли окладистыми бородами.
6. Борода как форма протеста и эпатажа. В «бритых» цивилизациях подобная метода протеста проявлялась не один раз (будь то революционеры середины XIX века или хиппи конца 1960-х).
7. Борода как способ скрыть недостатки лица. Например, некрасивый подбородок.
8. Борода как эстетическое украшение. То, что растительность на лице – не только «ценный мех», но и материал для всяческих эстетских экспериментов, люди осознали ещё на заре цивилизации.
Зачем египетская царица бороду носила, а македонский царь брил?
Сейчас мы подкрепим их конкретными примерами, а также проследим, как менялось отношение к волосатости лица у разных народов в разные исторические периоды.
Гранитный сфинкс с лицом египетской царицы Хатшепсут.
Многие народы придавали бороде чуть ли не религиозный смысл. Так, древние иудеи считали бороду неприкосновенной в полном смысле этого слова – её даже не стригли. Мусульмане тоже стали отращивать бороду – поначалу для того, чтобы отличаться от язычников. Пророк Мухаммед так и говорил: «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». Позже нравы смягчились. Что, впрочем, не помешало иранскому аятолле Хаменеи в 2012 году назвать короткую бородёнку короля Марокко «плевком в лицо Пророка».
Похожий обычай сложился и на Руси. Там брить подбородок могли лишь юноши до 25 лет, после чего бороде давалась возможность расти, как заблагорассудится. Её не стригли, но всячески ухаживали – расчёсывали, смазывали маслом. Брадобритие считалось занятием противоестественным и постыдным.
В сборнике законов «Русская правда» ущерб («поторгание»), нанесённый чужой бороде, оценивался штрафом в 12 гривен. Для сравнения: за отсечение пальца платили всего 3 гривны, а за 12 гривен можно было купить 15 коров или 6 лошадей.
Борода считалась не только неприкосновенным мужским достоинством, но и знаком, отличающим православного человека от бритых «латинян» — католиков. Некоторые священники даже считали, что «без бороды и в рай не пустят». В подтверждение они говорили, что сам Христос и апостолы были бородаты, а также приводили отрывки из «Библии» вроде: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит, 19, 27).
Когда старинному обычаю начала угрожать западная мода на бритые лица, приходилось принимать серьёзные меры. Так при Иване Грозном в 1551 году на Стоглавом соборе горячо обсуждался вопрос о брадобритии. После оного было выпущено постановление:
«Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют ни брити брад и усов, ни постригати. Правило святых апостол сице глаголет: «А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша»».
Как-то в начале XVI в. великий князь Василий III захотел понравиться литовской княжне Елене Глинской, для чего гладко побрился на западноевропейский манер. Церковь резко отреагировала на подобное кощунство – отлучила Василия от причастия и не пускала в храм. Так и топтался великий князь на паперти, пока его борода вновь не отросла.
Безбородость Лжедмитрия I также лишь добавила в народе уверенности, что «царь-то ненастоящий».
Очень ценили бороду и древние ассирийцы. Правда, в отличие от русских и иудеев, они делали на ней настоящую причёску – пряди завивали косичками в несколько ярусов, а между ними вплетали золотые нити. С бритым подбородком ходили только евнухи, а человек с неухоженной бородой вызывал всеобщее презрение.
Древние индусы тоже украшали свою бороду: известно, что они окрашивали её в пурпурный, зелёный или тёмно-синий цвет. Позже они начали брить подбородок, но оставляли пышные усы. А вот сикхи из Пенджаба до сих пор лелеют свою бороду – носят её накрученной на шнур (концы от которого убираются под тюрбан) и распускают лишь в особых случаях.
Несмотря на то что у монголоидов волосы на лице растут плохо, древние китайцы всё равно отпускали бороду и длинные висячие усы. Правда, усы у них выходили тоненькие, а борода жиденькой. Последняя часто напоминала длинную мочалку, свисающую с подбородка (взгляните на портреты китайских императоров или мудрецов).
А вот в Древнем Египте бороду было принято брить. Лишь отдельные чиновники и жрецы носили маленькие кубические бородки. И только для фараона – земного воплощения бога Хора – борода была обязательным атрибутом и служила символом власти. Правда, делали её (как, кстати, и парики) из чужих волос и крепили к подбородку повязкой. Она была узкой и длинной с загнутым кончиком (нечто похожее носил в наше время певец Борис Гребенщиков). Бороду приходилось цеплять даже египетской царице Хатшепсут, когда у неё были официальные приёмы (патриархальность власти ещё никто не отменял).
Что касается древних греков, то здесь нас может ввести в заблуждение современный исторический кинематограф, где Ахиллы и Одиссеи нередко щеголяют гладко выбритыми лицами. Однако стоит посмотреть на росписи древнегреческих амфор, как становится понятным, что взрослые греки бороду носили практически поголовно. Они заботливо ухаживали за ней, завивали и стригли, придавая конусообразную форму. Отсутствие волос на лице говорило лишь о том, что человек ещё слишком молод. Например, без бороды изображался вечно юный бог Аполлон.
В эпоху повальной педерастии (а было в Древней Греции и такое) появление бороды делало юношу мужчиной и избавляло от сексуальных домогательств со стороны «старших товарищей». Безбородого мужчину жестоко «троллили». Например, знаменитый философ Диоген спрашивал у такого: не собирается ли он подать в суд на природу за то, что она сотворила его мужчиной, а не женщиной?
На стороне «бородатой» моды был и суровый «идеолог» Спарты – Ликург. Он заявлял, что «обилие волос и бороды делает тех, кто приятен наружностью, ещё приятней, а уродливых – ещё ужаснее для врагов». Если спартанец струсил в бою, ему сбривали бороду, чтобы все видели его позор.
Закончилась бородатая традиция лишь в эпоху Александра Великого. Говорят, что у македонского царя борода росла плохо. А тут ещё подвернулся удачный повод. Перед битвой при Гавгамелах по войску прошёл слух, что персы (которые сами были изрядно бородаты), в бою очень любят подло хватать противника за бороду. Чтобы лишить врага этой возможности, Александр приказал воинам побриться, тем самым положив начало новой традиции.
Почему перестали бриться римские философы?
В античном мире моду на массовое бритьё ввёл Александр Македонский. А где-то в конце III века её переняли римляне, которые до этого бороды носили. Если верить Плинию Старшему, первым выбритым римлянином, появившимся на публике, стал генерал и консул Сципион Африканский. Отныне гладко выбритое лицо стало символом цивилизованности, отличием жителя Римской империи от варварских народов.
Вот что писал оратор Цицерон в своей речи против политического противника Пизо:
«Каким ужасным было его приближение, как дико и как ужасно было на это смотреть! Можно сказать, что ты смотришь на одного из тех бородатых мужчин – экземпляр старой Империи, экземпляр древности, собственность Республики».
Если у греков юноша становился мужчиной с появлением бороды, то у римлян – наоборот: в 20 лет первую бороду у юноши торжественно сбривали и приносили в жертву богам.
Ценнейшими людьми в Риме становятся т.н. «тонзоры» (tonsors) – т.е. цирюльники и парикмахеры (отсюда, кстати, происходит название обритой макушки монаха – тонзуры). Вот какую красноречивую надпись можно прочесть на надгробии одного тонзора:
«Здесь покоится безвременно ушедший Пантагатус, который славился умением стричь вьющиеся волосы и брить, и лёгким прикосновением стальной бритвы снимал щетину с небритых щёк. . Пусть земля будет пухом Пантагатусу и легко будет ему лежать в могиле. Он заслужил эту лёгкость, ибо лёгкой была его умелая рука».
Были и исключения. Например, вот что пишет о причудах императора Калигулы Светоний:
«Одежда, обувь и остальной его обычный наряд был недостоин не только римлянина и не только гражданина, но и просто мужчины и даже человека. . много раз он появлялся с позолоченной бородой, держа в руке молнию или трезубец или жезл, или – даже в облачении Венеры».
Другой император – Нерон – отпустил себе длинные курчавые бакенбарды, которые сходились под подбородком. Пишут, что император был большим фанатом гонок на колесницах и таким образом подражал причёске профессиональных наездников.
Интересно, что пышные бакенбарды мы видим и у Александра Македонского, изображённого на мозаике в римском городе Помпеи.
А вот у кого борода стала частью профессионального имиджа, так это у философов. Считается, что мода на «философскую бороду» началась в 155 г. до н.э., когда в Рим приехали три грека: один – из Платоновской академии, второй – из Аристотелевского лицея, а третий – глава школы стоиков из Вавилона. Они произвели фурор не только своим «умищем», но и великолепными бородами.
С тех пор борода становится распространённым атрибутом мудрецов. Когда император Домициан приказал изгнать из Рима стоика Эпиктета, тот гордо заявил:
«Кесарь может лишить меня головы, но не бороды (т.е. мудрости)!»
«Борода выражала идею, что философия – не просто интеллектуальное хобби, но, скорее, образ жизни, меняющий все аспекты жизни, включая сюда привычку бриться. Если человек продолжает бриться, чтобы быть похожим на приличного гражданина Рима, значит, философия не стала еще укладом его жизни: истинный философ отвергает общественные установки и поступает в соответствии с природой или разумом».
Мода на «философскую бороду» возродится в XIX веке – уже среди деятелей науки (Ч. Дарвин, К. Маркс, Д. Менделеев, И. Павлов). Впрочем, уже в Древнем Риме над этой модой подтрунивали. Например, римский сатирик Лукиан писал, что «если бы борода была действительно гарантией мудрости, то козёл стал бы выше Платона».
Хрестоматийным стал случай, когда к уважаемому и богатому римлянину Ироду Аттику заявился некий человек – длинноволосый, бородатый, закутанный в плащ и просящий, как водится, денег на пропитание. На вопрос Ирода – кто он такой? – посетитель раздражённо ответил, что и так видно, что он – философ. На что хозяин сделал недоуменное лицо и сказал: «Плащ вижу, бороду вижу, а вот философа пока не вижу». Впрочем, «пособие» выдал, заметив, что делает это «не ради него, как человека, однако ради нас, как людей».
Анекдот советских времён:
«Учительница показывает на портрет Карла Маркса:
– Дети, вы знаете, кто это такой?
– Конечно! Это наш новый дворник дядя Вася.
Учительница в испарине выбегает во двор и, действительно, видит дворника, внешне неотличимого от создателя коммунистического учения. Она возмущённо говорит дворнику:
– Знаете, милейший, это школа. Вы очень некстати похожи. Могли бы хоть бороду сбрить.
Дворник подумал и говорит:
– Ну, бороду-то сбрить можно. А умище? Умище-то куда девать?»
Во II веке нашей эры борода входит в моду и среди римских императоров. Законодателем считают императора Адриана – горячего поклонника всего греческого, в том числе и бороды. Правда, злые языки говорили, что таким образом он просто скрывает шрамы на подбородке. Так или иначе, множество последующих римских императоров были бородаты (Марк Аврелий, Каракалла и пр.). Зато после Константина Великого (того самого, что сделал христианство официальной религией Древнего Рима) императоры снова становятся сплошь бритыми (исключение – Юлиан Отступник, который пытался вернуть языческую религию).
Возможно, именно из тех времён берёт своё начало обычай католических священников гладко выбривать свои лица. Недаром, когда норманнские завоеватели вступили на берег Англии, лазутчики сообщили, что, видимо, все они – священники, «ибо всё лицо их и обе губы обриты, тогда как англичане оставляют волосы над верхней губой».
Как борода уменьшалась и сошла на нет к XVIII веку?
В Средние века отношение к растительности на лице постоянно менялось (как до этого и в Римской империи). Поначалу же у германских и кельтских племён борода, усы (и волосы вообще) были настоящим мужским украшением и гордостью. Допустим, нынешняя область Италии Ломбардия получила название от своих захватчиков – сурового германского племени лангобардов (т.е. «длиннобородых»). Можно вспомнить и рыжебородого скандинавского бога Тора, и пышные усы галлов Астерикса и Обелиска из французских комиксов.
Историк Диодор о племени галлов:
«Широкие и густые усы, словно сито, закрывают им рот, впрочем, иные совершенно сбривают бороду, другие только отчасти, знатные же почти всегда бреют бакенбарды».
В VIII веке франкский король Карл Великий получил у Римского папы благословение на царство и стал вводить в обиход цивилизованные римские обычаи – коротко подстригать волосы и брить подбородок. Правда, установить настоящий облик Карла трудно – иногда его изображали только с усами, а иногда – с полноценной бородой. То же касается и императора Священной Римской империи – Оттона I (Х век), которого изображали то бородатым, то бритым. Видимо, всё зависело от моды той или иной эпохи.
В начале XI века один немецкий аббат жаловался другому на то, что всё шире распространяется «отвратительный для скромных глаз постыдный обычай пошлых французов стричь бороду, укорачивать и деформировать одежду».
Зато в 1105 году проповедник Серлон Сеезский выступает уже против моды на бородатость. Он заявляет: «Длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности постыдно подражают своими грехами прелюбодеи». А прелюбодеи, мол, не бреются «из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев».
Затем (в начале XII века) мода на бородатость вновь проходит (по крайней мере, в среде аристократии). Почти все рыцари на средневековых миниатюрах изображены бритыми. Что и неудивительно, в герметично закрытом шлеме борода и длинные волосы – лишняя помеха. Одним из исключений был германский император Фридрих по прозвищу Барбаросса (что значит «краснобородый»), который свою рыжую бороду очень ценил.
Кстати, именно корень «барба» («борода») содержится в собачьей кличке Барбос и названии острова Барбадос (считается, что его так окрестили из-за фиговых деревьев, которые были обвиты эпифитами, словно бородами).
Гладко выбритые лица особенно широко распространяются во времена Бургундской моды и моды раннего Ренессанса, когда мужчины хотели выглядеть вечно молодыми юношами. В то время пышные бороды или бакенбарды в обязательном порядке носили лишь наёмные солдаты – ландскнехты, за что над ними постоянно подшучивали.
Но приходит XVI век и моду начинают диктовать первооткрыватели Нового Света – испанцы. Они распространяют по миру обычай носить «эспаньолки» – клинообразные недлинные бородки, так хорошо подходящие к круглым кружевным воротникам. Эспаньолки носились с короткими стрижками и с подкрученными вверх тонкими кончиками усов. Некоторые модники даже надевали на ночь на подбородок специальный деревянный пресс, чтобы сохранить «украшение» нетронутым.
Испанской моде последовали и в других странах – например, бородки украшают лица таких известных англичан XVI века, как Фрэнсис Дрейк и Вильям Шекспир.
Вскоре бороду начинают носить и многие священники-протестанты, но не ради красоты, а чтобы противопоставить себя бритому католическому клиру.
В XVI-XVIII веках законодателями мод становятся французские короли. При этом нередко королевские «фасоны» появлялись благодаря случаю. Например, очень аккуратная борода Франциска I, по легенде, возникла, когда король нечаянно подпалил её концы факелом. Другой французский монарх – Генрих IV Наваррский – ввёл в моду небольшую бородку в виде подковы и пышные усы, лихо торчащие в сторону метёлками.
Ещё одним фасоном бороды мы обязаны Людовику XIII (и опять-таки случаю). Как-то король решил собственноручно побрить одного из своих офицеров, да переборщил – от бороды остался только маленький кустик под нижней губой. Так в моду входит бородёнка «муш», которая в сочетании с кошачьими усами хорошо известна нам по облику королевских мушкетёров.
В середине XVII века волосатость постепенно исчезает с лица. В эпоху Людовика XIV мужская мода становится чрезвычайно вычурной, искусственной, можно даже сказать, женственной. Аристократия водружает на головы пышные парики и сбривает бороды, оставляя лишь небритую полоску под нижней губой и две разделённые под носом полоски усиков.
К началу XVIII века исчезают даже эти остатки былой роскоши и начисто выбритое лицо господствует в Европе почти полтора столетия. Всё это время окладистая борода воспринимается как символ ретроградности, дикости и даже свирепости. Вспомним хотя бы герцога Синяя Борода – серийного женоубийцу из сказки Шарля Перро. Или вполне реального пирата по прозвищу Чёрная Борода, который для устрашения противника любил вплетать в свою косматую бороду дымящиеся фитили.
Неудивительно, что именно в начале XVIII века большой поклонник западноевропейских порядков Пётр I решил объявить бороде настоящую войну на своей родине – в России.
Как Петр I бороды репрессировал, а Александр II — реабилитировал?
К началу XVIII века почти все западные европейцы надели на голову парики, а от бороды и усов отказались. А вот в России новую моду пришлось вводить буквально насильно.
Справедливости ради, надо сказать, что в среде русской аристократии бритьё стало распространяться ещё до реформ Петра. Известно, что под влиянием польской моды бороду брил Борис Годунов. А во второй половине XVII века патриарху Адриан приходится написать целое «Слово о брадобритии», где заявлялось: «Человеки, созданные по образу Божию, изменили доброте здания сего и вид свой мужеский обругали, уподобясь бессловесным неким скотам или псам и подобным им, ибо и те усы имеют, бород же не имеют».
Решающий удар по бородатой традиции был нанесён, как это водится у русских, «сверху». Молодой царь Пётр оказался большим «западником» и начал властною рукою тащить Россию в «лоно цивилизации». Уже на следующий день после приезда из-за границы он созвал на пир бояр, приветливо их принял, а в разгар празднества вместе со своим шутом. собственноручно начал срезать бороды.
Правда, сам Пётр I не полностью соответствовал европейской моде и носил усы. Некоторые поговаривали, что борода у него просто плохо росла. Так или иначе, в 1705 году будущий император объявил бороду «лишней тяготой и помехой делу» и издал официальный указ: кто бриться не хочет, пусть платит налог. Ходить бородатыми разрешалось лишь священникам и крестьянам. Правда, и с крестьян брали налог, если те входили в город. Уплатившим налог выдавался особый «бородовой знак», напоминающий монету с изображением усов, бороды и надписью «Деньги взяты». Кстати, Пётр был не первый, кто решил «срубить бабла» на бороде. Похожий налог существовал и в Англии – ещё во времена Елизаветы I.
М. Ломоносов «Гимн бороде»:
…Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
О том, какой шок произвели на правоверное население новые порядки, хорошо видно из следующего стиха староверов:
Народился злой антихриста,
Во всю землю он вселился,
На весь мир вооружился.
Стали его волю творить:
Усы, бороду стали брить,
Латинскую одежду носить,
Треклятую траву пить…
Скандальный протопоп Аввакум даже отказывался благословлять бритого боярина Шереметьева – назвав его облик «блудоносным». Некоторые бояре, вынужденно сбрившие бороду, хранили её волоски всю жизнь, чтобы хотя бы после смерти быть погребённым вместе с былым «достоинством православного человека».
Тем не менее «латинское платье» и бритьё постепенно становятся привычными в среде российской аристократии.
Зато обычая носить бороду, кроме крестьян и священников, крепко придерживались ещё два сословия – купечество и казачество. Правда, в отличие от бородатых русских казаков, украинские «козаки» гладко выбривали голову и подбородок, зато оставляли внушительный оселедец и пышные длинные усы. Из-за этого русские стали называть украинцев «хохлами», а украинцы русских «кацапами» (от укр. «Цап» – козёл).
Указ Петра отменили лишь в 1772 году при Екатерине II. Однако это не касалось придворных, чиновников и военных чинов, которые обязательно брились. Исключение было сделано лишь для двух родов войск – гусаров и уланов, которые своими лихо подкрученными усами дорожили и гордились.
Денис Давыдов:
Вместо зеркала сияет
Ясной сабли полоса:
Он по ней лишь поправляет
Два любезные уса.
. Пусть мой ус, краса природы,
Чёрно-бурый, в завитках,
Иссечётся в юны годы
И исчезнет яко прах!
После 1812 года усатость распространяется и среди других военных. Как напоминание о своём воинском звании, усы носит даже царь Николай I. Но в целом в первой половине XIX века небритость среди дворянства ещё не в моде. Зато после Великой Французской революции ушли в прошлое громоздкие парики. Взамен начинается повальная мода на бакенбарды (в России их также называли бокоушами и щекобардами). Их носили либо на римско-ампирский манер (аккуратные, сливающиеся с причёской), либо на английский (пышные и оттопыренные).
Н. Гоголь «Невский проспект»:
«Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия… Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии. Служащим в других департаментах провидение отказало в чёрных бакенбардах, они должны, к величайшей неприятности своей, носить рыжие».
Также в начале XIX века – сначала среди английских моряков – появляется особый тип бороды – шкиперская. Дело в том, что руководство британского военного флота решило, что пышная борода и усы мешает командному составу внятно отдавать приказания. В результате вышел указ: тщательно выбривать все волосы вокруг рта.
А вот на молодых бородатых людей поначалу смотрели с подозрением. Всё потому, что юношеская борода с середины XIX века зачастую свидетельствовала, что её обладатель неравнодушен к революционным идеям (неважно, кому он подражает – угнетённому крестьянству, революционеру Гарибальди или просто противопоставляет себя бритым лицам буржуазии и аристократии). Но уже во второй половине XIX века мода на бороду и усы принимает столь массовый характер, что немецкий философ Артур Шопенгауэр раздражённо пишет: «Борода, как полумаска, должна быть запрещена полицейскими мерами. Вдобавок, как половое отличие на лице, она непристойна; оттого она и нравится женщинам».
Реабилитируется борода и в среде российской аристократии. Первым российским императором, отпустившим бороду, со времён Петра Великого стал Александр II (он носил её вместе с гладко выбритым подбородком). Благодаря ему, борода стала позволительной и в среде чиновников. Все последующие самодержцы – Александр III и Николай II – также были бородачами. Александр III не только сам щеголял длинной бородой (как бы воплощая идиологему «православие, самодержавие, народность»), но и в 1882 году разрешил носить бороду в армии и на флоте.
Нечто похожее произошло и в Америке. До 1860 года не было ни одного бородатого президента США. Традицию заложил Авраам Линкольн, который поначалу бороды не носил. По легенде, во время президентских выборов ему пришло письмо от 11-летней Грейс Бедел. Девочка бесхитростно писала, что её старшие братья готовы проголосовать за Линкольна при условии, что тот отпустит бороду. Линкольн отнёсся к просьбе серьёзно и коренным образом сменил свой имидж. Его бородка, опоясывающая лицо с боков и по подбородку, стала хрестоматийной и даже была высмеяна в одной из экранизаций «Планеты обезьян» (помните памятник Линкольну, который приобрёл обезьяньи черты?). Кстати, после победы на выборах Линкольн лично посетил Грейс, чтобы показать, что её просьба выполнена.
А вот способ, с помощью которого в шведском городе Гарденбурге избирали бургомистра, иначе как курьёзом не назовёшь. По традиции претенденты на пост рассаживались за столом, распростав на нём свои пышные бороды. После чего на середину стола клали. вошь, которая и решала – к кому из кандидатов заползти в бороду, а значит, сделать бургомистром!
Всю вторую половину XIX века на улице было трудно встретить взрослого мужчину, который бы не имел на лице бороды или усов. Фасоны были самые разнообразные. Так Наполеон III ввёл в моду аккуратную остроконечную бородку, а немецкий кайзер Вильгельм II – знаменитые усы с нафабренными острыми кончиками, оптимистично направленные вверх (их называли «жизнь удалась!» или просто «кайзеровскими»).
Ещё один яркий фасон – «а-ля Франц Иосиф» (названный в честь австрийского императора) – представлял собой бороду, разделённую выбритым подбородком.
А как только ни заботились о своих усах модники-щёголи! Вытягивали, подвивали горячими щипцами, красили чёрной краской или ваксой, а чтобы сохранить форму, носили наусники или на ночь прижимали бинтами к лицу. Была даже специальная ложка с прорезью для усов, призванная защищать их во время поедания супа.
Что росло на мужском лице в XX веке?
Во второй половине XIX века повальная бритость, господствовавшая в Европе полторы сотни лет, сменилась такой же повальной усатостью-бородатостью. К началу ХХ века бороды носят уже реже, но усы по-прежнему в моде.
Лишь в 1920-е годы среди молодёжи снова становится популярно гладко выбритое лицо, которое вместе с гладко зачёсанными волосами придавало мужчине внешний лоск. В 1930-х стало модно добавлять к этому облику узенькую полоску усов (как например, у актёра Кларка Гейбла).
Другие типы усов носит в основном старшее поколение – посмотрите, на таких политиков, как Сталин или Гитлер. Последний, кстати, умудрился чуть ли не навсегда вывести из моды целый тип усов – знаменитый маленький кустик под носом.
Сослуживец Гитлера по Первой мировой рассказывал, что эта часть имиджа появилась у Адольфа Алоизовича случайно. Мол, поначалу тот носил пышные прусские усы. Но применение химического оружия и необходимость в противогазе вынудило солдат подстричь свои усищи. Усики под носом настолько срослись с образом главного злодея XX века, что ныне мало кто осмеливается их носить. Хотя такие же усы были, например, у коммуниста Климента Ворошилова или у комика Чарли Чаплина (недаром последний без труда спародировал Гитлера в к-ф «Великий диктатор»). Кстати, Чаплин говорил, что добавил крохотные усы своему образу, чтобы выглядеть старше, но при этом не терять выразительности.
Очень дорожил свои усатым имиджем и полководец гражданской войны Семён Будённый. Когда его брат Денис, тоже служивший в 1-й Конной, отрастил такие же пышные усы, Семён тут же обрезал ему их кончики, заявив: «Будённый должен быть один». Другой раз, когда художник рисовал его портрет, Будённый решил, что усы нарисованы неправильно, и собственноручно дорисовал их как надо. Не менее популярны были усы и другого полководца Гражданской войны – Василия Ивановича Чапаева (ими он прикрывал шрам над верхней губой). Говорят, в музее Чебоксар можно увидеть усы Чапаева – правда, не настоящие, а киношные, которые носил актёр Борис Бабочкин.
Усы не только украшали, но и несли информацию о характере и пристрастии своего владельца. Например, ни для кого не секрет, что Максим Горький отрастил под носом пышные «моржовые» усы в подражание кумиру своей юности – немецкому философу Фридриху Ницше.
Сальвадор Дали «Дневник одного гения»:
«Совершенно уверен, что по аналитическим и психологическим способностям я намного превзошел Марселя Пруста. И не только потому, что он депрессивный неврастеник, что сразу же видно по его унылым, поникшим усам, которые, как и ещё более обвислые усы Ницше, являют собою полную противоположность бодрым и жизнерадостным усам Веласкеса, не говоря уж об ультраносорожьих усах вашего гениального покорного слуги. . Уж мои-то усы не будут нагонять тоску, напоминать о густых туманах и музыке Вагнера. У меня будут заострённые на концах, империалистические, сверхрационалистические усы, обращённые к небу, подобно вертикальному мистицизму, подобно вертикальным испанским синдикатам».
Хотя обычай бриться закрепился в массах вплоть до настоящего времени, в 1960-х годах растительность на лице переживает очередной всплеск популярности. Поначалу романтики-интеллигенты вдохновляются мужественными бородами писателя Эрнеста Хэммингуэя и кубинских революционеров вроде Фиделя Кастро и Че Гевары. Последних даже прозвали «барбудос» («бородатые»).
Из песни «Куба – любовь моя»:
Слышишь чеканный шаг?
Это идут барбудос.
Небо над ними – как огненный стяг…
Слышишь чеканный шаг?
А затем приходит пора бунтарей-хиппи с их призывом «Назад к природе» и бунтом против респектабельной буржуазности.
Борис Гребенщиков:
Когда мы были молоды,
Мы все носили бороды,
Мы все носили волосы
И пели ясным голосом.
Все 1970-е годы бороды и усы сохраняют свою популярность. Особенно распространён фасон, когда пышные усищи спускаются вниз по бокам рта почти до подбородка. Однако главная визитная карточка 70-х – бакенбарды, которые отпускают даже те, кто ни усов, ни бороды не носил. Бакенбарды варьировали от скромных, аккуратно удлинённых, баков до пышных «зарослей» (как у позднего Элвиса Пресли).
В 1980-х годах мода на бакенбарды уходит, стихает популярность бороды. Зато в фаворе ещё остаются усы – густые, но не растопыренные, что хорошо видно по звёздам эстрады (Фредди Меркьюри) и кино (Эдди Мерфи).
Кстати, наш актёр Михаил Боярский рассказывал, что свои знаменитые усы он специально долго отращивал для роли Д’Артаньяна, но перед самой съёмкой гримёрша нечаянно их спалила. Поэтому какое-то время актёр ходил с
бутафорскими усами. Зато когда вновь отрастил свои, решил больше с ними не расставаться.
В 1990-х годах отношение к растительности на лице резко меняется. Из моды стремительно уходят усы как самостоятельное явление. Если вы видели усача без бороды, то можно с уверенностью сказать, что-либо ему далеко за сорок, либо он таким образом заявляет свою приверженность казачеству. В остальных случаях усы носили только в сочетании с бородой. Правда, пышные бороды в новом тысячелетии не в моде.
Предпочтение отдают аккуратным и ухоженным бородкам – часто в сочетании с выбритой головой (Фёдор Бондарчук) или взбитой причёской (Дмитрий Белан, Валерий Меладзе).
Не менее популярно и поддержание лёгкой «трёхдневной» небритости. Из последних тенденций можно отметить моду на остроконечные напомаженные усики-ретро в духе второй половины XIX века.
Впрочем, судя по всему, производителям средств для бритья банкротство не будет грозить ещё очень долго.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://nethistory.mirtesen.ru/blog/43705875653/Istoriya-usov-i-borodyi.