Театральная прическа по стилю

Сыромятникова И. Грим, прическа и костюм в сценическом образе (из книги «Искусство грима и макияжа»)

Значение прически в спектакле. Прическа, как и грим, является компонентом сценического образа. С ее помощью можно более полно раскрыть характер сценического персонажа.
«Прическа выражает характер человека», – писал французский философ Д. Дидро (1713-1784).
Внешнее оформление спектакля зависит от решения режиссера-постановщика, художника-постановщика. В 40-50-х годах XX века наблюдалось стремление к наиболее достоверному отражению исторической эпохи, в которой происходило действие спектакля. Вспомним оформление таких талантливых художников, как М. Курилко, А. Васильева, В. Рындина, Э. Змойро, А. Левенталя, А. Судакевич, С. Юткевича.
В своих эскизах они скрупулезно передавали формы причесок, костюмов, обстановки соответственно времени сценического действия.
В 60-е годы XX в. в театральном мире наблюдалось течение, которое особенно затронуло внешнее оформление сцены: костюмы, прически, грим были сведены до минимума, декорации были заменены сукном, минимальным оформлением. Наблюдалось небрежное отношение к художественному оформлению не только в театральных, но и в телевизионных постановках, кинофильмах. Художники перестали придавать значение таким составным частям сценического образа, как грим, прическа, не отражая их в своих эскизах, предоставляя это решать работникам гримерного, парикмахерского цехов театра. Бывали случаи, когда спектакли на историческую тему были на первых прогонах и спектаклях «одеты» в соответствующие эпохе парики, головные уборы, но по прошествии времени эти весьма необходимые детали исчезали, их просто отменяли как ненужные, усложняющие спектакль. Исторические прически заменяли современными. Это в значительной мере снижало ценность спектакля, так как, увидев спектакль на тему Древней Руси или Франции XVI в. в прическах наших современников, может возникнуть мнение, что это так было в те времена. Невозможно смотреть спектакли А. Н. Островского с его купеческим бытом, строгими нравами («Гроза», «Горячее сердце», «Бесприданница», «Бешеные деньги», «Без вины виноватые», «Волки и овцы» и др.) в прическах, которые не соответствуют моде того времени.
Прическа и грим должны органично дополнять сценический образ, в исторических спектаклях они должны соответствовать эпохе и стране, в которой происходит действие, а в современных – исполненными по самой последней моде. В силуэте прически должны быть переданы основные черты исторического стиля, характерные для определенного сословия (аристократы, буржуа, ремесленники), и она должна гармонировать с костюмом. Прическа способна отразить не только социальное положение, но и личный вкус, индивидуальные особенности, эстетические взгляды, тенденции эпохи, характеризующие тот или иной персонаж.
Прическа и грим в театральных постановках трансформируются в зависимости от жанра спектакля (драматический или музыкальный), видения режиссера, художника, самого актера-исполнителя. Спектакли разного жанра не могут иметь одинаковые гримы и прически, так как каждый жанр имеет свои специфические особенности.
Например, грим и прическа в музыкальных спектаклях (опере, балете, оперетте, шоу, мюзиклах) должны быть выполнены более ярко, четко, сохраняя общий силуэт. Поскольку сцена отделена от зрительного зала оркестровой ямой, и лица исполнителей не видны так, как в драматическом спектакле.
Особого художественного решения требуют трагедии античных авторов (Сенеки, Овидия, Софокла, Еврипида и др.), В. Шекспира, а также спектакли-сказки.
Бытовая комедия может быть оформлена с учетом характеров, используя современные формы и силуэты причесок. Часто преувеличенные размеры парика, отдельных элементов прически (кос, локонов) подчеркивали комические черты в характере персонажа. Драматические спектакли могут смягчать внешние черты причесок, грима, приближая их к современности, но делается это тонко, осторожно, сохраняя общий силуэт. Так, например, было сделано в спектаклях «Чайка» или «Женитьба Фигаро» (в постановке театра «Ленком»).
Современные режиссеры-постановщики, как и художники, стремятся облегчить внешнее оформление, они не стремятся точно передать исторические черты, считая это бессмысленным, видя в этом натурализм. Но при выполнении причесок для исполнителей должны быть сохранены основные детали, которые невозможно устранить, они помогут созданию общего силуэта. Стиль наиболее ярко в прическе можно передать при помощи силуэта (высокая, средняя, низкая прическа), объема (пышная, завитая или гладкая, прилизанная), цветового решения, при этом может быть учтен модный цвет волос того времени, прошлой эпохи. Так, в XVIII в. в эпоху рококо был моден белый цвет, парики были пудреные, поэтому XVIII век получил название «Пудреный век». Пудреные парики хорошо сочетались с великолепными платьями из атласа на кринолинах.
Парик и высокая дамская прическа «куафюра», как и кринолин, стали олицетворением королевской власти во Франции, всего XVIII века.
В оперетте «Прекрасная Елена» действие происходит во времена Троянской войны в Древней Греции. В это время прически были из завитых волос, уложенные наподобие «греческого узла», самой распространенной прически античных времен. Поэтому женщинам-актрисам можно сделать прическу «греческий узел»; самым модным цветом бы «золотой», «светлый пепельный», поэтому прически из собственных волос или парики должны быть (у женщин) светлого цвета. В произведениях античных авторов упоминается о мужских прическах, которые были «гиацинтово-красными», «медными». Исходя из этого, мужские прически можно сделать на париках цветными. «Златокудрые», белокурые волосы в Древней Греции считались признаком красоты, так как сама богиня любви и красоты Афродита воспевалась поэтами античного мира именно с такими волосами.
Украшения для головы, головные уборы также входят в понятие прически, поэтому к ним надо относиться внимательно. Во все времена прическа внешними чертами характеризовала социальное положение, религиозную принадлежность, семейное положение, личный вкус человека.
Прическа неразрывно связана с костюмом. Для того чтобы лучше проследить эту взаимосвязь, надо ознакомиться с понятиями «одежда», «костюм», «прическа». На первый взгляд понятия «костюм» и «одежда» кажутся идентичными, но это не так. Под «костюмом» подразумеваются специальным образом подготовленная одежда, головной убор, обувь, различные аксессуары: сумки, веера, зонты, а также прическа и косметика. Костюм может выражать социальную сущность человека, его достаток, положение в обществе, а также индивидуальные черты характера. Цветовое сочетание в костюме, украшения наглядно свидетельствуют о художественном вкусе его обладателя. С течением времени форма костюма меняется. На него влияют мода, вкус, понятие о красоте, а также социальные перемены в обществе. Костюм – это произведение искусства. В нем наглядно отражается дух времени и его идеалы, поэтому костюм нельзя рассматривать в отрыве от политической, социальной и культурной жизни населения данной страны.
Под понятием «одежда» принято понимать все то, что предохраняет человеческое тело от влияний климата, форма одежды остается без существенных изменений продолжительное время. Одежда включает в себя различные виды изделий: платье, брюки, пиджаки, белье, чулочно-носочные изделия. Костюм тесно связан с прической.
Даже изменение отдельных деталей в костюме в некоторых случаях способствует рождению новых форм прически. Так, с появлением высоких воротников (типа «жернова») женские прически стали высокими (типа «башня»), С модой на мягкие отложные воротники волосы, и мужские и женские, стали завивать в длинные локоны. Часто форма головных уборов, украшений также влияла на изменение причесок.
Взаимосвязь грима и костюма особенно заметна в спектаклях на исторические темы. Художники-гримеры учитывают цветовую гамму костюма при гримировании лица актера: чем ярче по краскам исторический костюм, тем ярче следует делать грим, тон румян, краску губ, глаз, бровей.
Костюм и грим должны иметь определенное «равновесие», гармонию, в противном случае будет нарушено целостное восприятие образа. Особенно внимательно гримеры подходят к портретному гриму, так как костюм помогает создать знакомый всем по иллюстрациям, портретам облик, например, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.
Достаточно надеть костюм, головной убор, парик, и актер начинает внешне походить на историческое лицо, возникает портретное сходство, которое благодаря гриму доводят до совершенства.
Связь грима и костюма прослеживается не только в портретном гриме, она заметна и в любом сценическом образе.
Каждая деталь костюма, головной убор, аксессуары совместно с гримом лица актера помогают более глубоко и многогранно раскрыть сценический образ.
Современные художники по костюму серьезно относятся к гриму, прическам сценических персонажей, учитывая форму и силуэт прически.
Случайно подобранные костюмы для сценического персонажа могут не дополнить грим, а наоборот – его «испортить», разрушив общее впечатление. Грим выполняют с учетом жанра костюма (балетный, исторический, цирковой, эстрадный, для драмы).
Грим может быть оригинальной формы, как и костюмы, если режиссер задумал показать на сцене что-то необыкновенное (например спектакль «Служанки» режиссера Романа Виктюка). Поэтому гримерам надо работать в тесном содружестве с художником-постановщиком, художником по костюмам, и успех спектакля будет обеспечен.

Читайте также:  Фен для укладки стрижки боб

Сыромятникова И. Взаимосвязь грима, прически и костюма в создании сценического образа. Искусство грима и макияжа. М.: РИПОЛ классик, 2005. С. 139-143.

Источник статьи: http://vneshnii-oblik.ru/raznoe/teatr/siromyatnikova-grim.html

Стили причёсок: от элегантной классики до экстравагантного эмо

Времена меняются, а вместе с ними — веяния и тенденции моды. Касается это не только одежды, обуви и макияжа. Женская мудрость гласит: хочешь что-то изменить в жизни — начни с причёски. Именно она отражает внутренний мир, характер и настроение своей обладательницы.

К счастью, сегодня существует огромное количество стилей причёсок, и каждая девушка может подобрать наиболее подходящий для себя вариант.

Классический и романтический

Зачастую на стиль причёски обращают внимание именно тогда, когда впереди ждёт ответственное и важное событие. Например, выпускной или свадьба. Чтобы создать такой образ, требуется помощь парикмахера. Но мало кто задумывается, что причёски, которые носятся повседневно и делаются не задумываясь, это тоже стиль — классический:

  • заплетённая на быструю руку коса;
  • хаотично собранный в спортзале пучок;
  • всем знакомый хвостик;
  • просто распущенные волосы или подобранные обручем;
  • понитэйл для любителей бега.

Более изобретательные девушки вносят в повседневный образ разнообразие — завивают локоны, делают укладку, из косы крутят гульку. Однако стоит понимать, что причёска-классика считается таковой, если на её создание тратится минута-две времени, но не более. Вторая особенность классического стиля причёски — удобство, которого салонная укладка гарантировать не может.

Романтический стиль — название говорит само за себя. Такой образ ассоциируется с красивыми бабочками, множеством цветов и бантиков в нежных тонах. Создание подобного шедевра на голове отлично подойдёт мечтательным девушкам, которые стремятся обворожить окружающих лёгкостью и невесомостью своего образа.

Проще всего создать романтический облик — накрутить кокетливые кудряшки, при этом они должны быть лёгкими, слегка небрежными и даже немного растрёпанными. Ещё один вариант — создание волн и опрятных локонов. Любая из этих укладок будет отображать романтическое настроение своей обладательницы. Но чтобы образ стал полноценным, волосы нужно украсить лёгкими заколками. Иногда в ход идут и брошки.

Такая укладка с украшениями хорошо гармонирует с летними сарафанами и платьями, подходит для свидания, прогулки вдоль набережной, ужина в стиле романтик. Она идеальна для счастливой и влюблённой девушки либо той, которая мечтает испытать эти чувства.

Деловой и вечерний

Деловой стиль у многих ассоциируется со строгостью. И именно эти рамки превращают бизнес-леди в серую и неприметную мышь. Женщины, которые не экспериментируют и не вносят разнообразия в причёски, совершают большую ошибку.

Читайте также:  Прически с шарфом или платком

Главные условия деловой укладки — элегантность, строгость и простота в создании. Соблюдая их, женщина способна прибавить себе и уважения, и статуса.

Чтобы создать образ деловой вумен, нужно придерживаться таких правил:

  • Идеальная основа. Только из здоровых, чистых и ухоженных волос получится неповторимый и строгий лук. Ведь жирные пряди как не укладывай, их грязное и уставшее состояние будет заметно каждому. Ещё один момент, который не стоит упускать из вида — окрашивание. Приветствуются лишь натуральные тона, гармонирующие с внешностью. Отросшие корни и тусклые волосы, с которых смылся цвет, категорически недопустимы. Специалисты рекомендуют тонирование на 2 оттенка светлее, чем натуральный цвет волос.
  • Ни в коем случае нельзя украшать шевелюру дешёвыми заколками и подобными украшениями. Если их и использовать, то лишь дорогие и солидные. О бюджетных ободках, резинках и цветных бантах тоже не может быть и речи. Вместо них достаточно приобрести невидимки и упаковку незаметных шпилек.
  • Причёска должна гармонировать с общим стилем и характером хозяйки, полностью отражать её. В случае если женщина/девушка будет вести себя как подросток, то от делового стиля лучше отказаться и задуматься о другом.

Если ожидается особое мероприятие, то вечерний стиль — это как раз то, что нужно. Вариантов создания шедевров на голове для такого случая масса. Креативные идеи мастера, идеально уложенные локоны, даже спортивный и ретростиль можно преобразить в шикарный вечерний образ. Главное, найти золотую середину между индивидуальностью девушки и желанием сразить всех наповал.

Самостоятельно сделать вечернюю причёску сложно, она требует опытной руки мастера и немало времени. Чтобы она получилась идеально красивой, стоит учесть такие моменты, как сам наряд, особенности внешности и dress code мероприятия, на которое получено приглашение.

Основная задача стилиста-парикмахера — чтобы женщина была уверена, что именно этот образ украсит её этим вечером.

Спортивный и этнический

Короткая стрижка «под мальчика» — отличный вариант для тренировок. Времени на мытьё и уход за волосами тратится мало, да и укладка не всегда требуется. Некоторым спортивный стиль по душе, другие боятся его на себя примерить. Но то, что с короткими волосами намного проще, чем с длинными — это факт.

Читайте также:  Стрижка очень коротко брито женщины

Стоит отметить, что причёски в стиле спорт сегодня в тренде. К тому же существует масса их вариантов. К примеру, можно на висках выбрить узоры или вообще сбрить волосы с определённого участка. Если девушка смела, не привязана к длине шевелюры и ежедневно посещает спортзал — такой образ ей точно понравится.

Если говорить о гимнастках, то к спортивным причёскам относятся и прилизанные, туго собранные в пучок волосы.

Ранее этнический стиль был связан с хиппи и аналогичными движениями. Сегодня причёски такого плана на улицах встречаются всё чаще. И зачастую их обладатели даже понятия не имеют, откуда они пошли.

В моде дреды как классические, так и безопасные, не вредящие волосам. Большой популярностью также пользуются этно-косы — вплетения искусственных прядей разных оттенков — от натуральных до невероятно ярких.

Для получения невероятного образа можно сочетать канеколоны разных цветов. Этнопрически делаются и в украинском стиле — с косой, пропущенной по голове.

Авангардный, тектоник, эмо

Причёски в авангардном стиле выходят за все рамки классической эстетики. Они отличаются экспериментальным подходом с применением оригинальных и новаторских средств.

Создать их под силу только настоящим профессионалам, на них требуется много времени, а вот проживёт такой шедевр всего один день. Уместна такая причёска на маскараде либо во время конкурса парикмахеров, когда те показывают свою фантазию, изобретательность и мастерство.

Тектоник — самый броский, вызывающий и неповторимый образ. С такой причёской остаться незамеченным в толпе вряд ли получится. Да и мнение окружающих будет неоднозначным — яркое негодование либо восторг. Но как раз на эмоции и направлены эти стили причёсок. Тектоник предпочитают в основном неформалы. Примером может быть ярко-зелёный огромный ирокез со свисающей чёлкой или же очень короткая стрижка с узорами по всей голове. Для создания такого шедевра требуется профессиональная рука мастера, в противном случае причёска будет выглядеть нелепо.

Нужно учитывать и то обстоятельство, что избавиться от подобного образа можно будет лишь одним способом — наголо состричь волосы. Поэтому, выбирая определённый стиль причёсок, нужно быть готовым к последствиям.

Если тектоник возник под влиянием музыки электро-денс, то эмо-стиль — заслуга одноимённой субкультуры.

Известный каскад или стрижка боб, закрывающая глаза чёлка — это те особенности, которые характеризуют образ. Традиционным цветом волос является чёрный.

Исторический, элегантный, экстравагантный

Ретро или исторический — это популярные и модные в прошлом причёски. К примеру, стиль Мерлин Монро.

Вариаций по созданию образа масса — от маскарадных, напоминающие высокие парики при королевских дворцах, до причёсок а-ля стиляги. Прежде чем сделать причёску в историческом стиле, нужно полностью продумать образ — всё до мелочей должно соответствовать выбранной эпохе. Зачастую в таких ситуациях выручают винтажные вещи, отыскать которые не составит труда.

Когда при взгляде на причёску появляется мысль, что она создана с больши́м вкусом — значит, речь идёт об элегантном стиле. Примером такого образа может быть:

  • длинная опрятная коса;
  • аккуратно высоко завязанный хвост;
  • вытянутые утюжком блестящие пряди;
  • красиво уложенные кудри.

Нужно учесть, что этот стиль, как и деловой, требует качественных украшений, а не ярких резинок и дешёвых заколок.

Причёску в экстравагантном стиле видно издалека. Она характеризуется необычными срезами, ярким цветом локонов, асимметрией и укладкой странной формы. Практически в 100% случаев для создания такого шедевра необходимы дополнительные средства для фиксации прядей и их декорирования.

Такой стиль отлично подойдёт тем, кто желает бросить вызов нормам и правилам, выйти из рамок, навязанных обществом. Около 20 лет назад авангард считался чем-то странным и непонятным, а сегодня это тренд.

Выбрать подходящий стиль причёски — задача не из простых. В большинстве случаев помогает метод проб. Однако упростить и ускорить процесс можно:

  • если обратиться за помощью к стилисту;
  • прислушаться к советам профессионального парикмахера;
  • воспользоваться программой «Конструктор причёсок».

Стиль прически можно изменить, в зависимости от возраста, настроения, смены социального статуса или по другим причинам. Главное, не бояться экспериментировать и самовыражаться, и в погоне за модой не растерять своей уникальности.

Источник статьи: http://prichesochki.ru/stili-prichyosok-ot-elegantnoj-klassiki-do-ekstravagantnogo-emo

Оцените статью
Adblock
detector