Курган с «усами» Новокондуровский
КУРГАН С «УСАМИ» НОВОКОНДУРОВСКИЙ
Археологический памятник эпохи кочевников в окрестностях села Новокондуровского, один из крупнейших археологических объектов Южного Урала.
Курган с «усами» – это сложная конструкция, состоящая из головного кургана и отходящих от него в восточном направлении, слегка изогнутых «усов». «Усы» – это две гряды шириной до 3 м, выложенные камнем, начинающиеся и заканчивающиеся круглыми площадками. Расстояние между восточными площадками 150 м, между западными – около 50 м. Длина северного «уса» составляет 236 м, южного – 194 м. Головной курган шестиугольной формы также состоял из камня.
Памятник был открыт геологом И.М. Батаниной методом дешифрирования аэрофотоснимков. Курган с «усами» раскопан отрядом под руководством археолога И.Э. Любчанского в 2001-2003 гг.
В ходе раскопок была полностью расчищена и изучена каменная конструкция кургана. В северо-восточном секторе центральной насыпи, под нижним ярусом камней обнаружен красноглиняный сосуд кувшинообразной формы, изготовленный на гончарном круге. По результатам исследований памятник датирован IV – началом VI в. н.э. – временем господства в степях гуннского союза племен.
Курганы с «усами» широко распространены в степной зоне Евразии: от Поволжья на западе до Алтайских гор на востоке. Южноуральские степи – северная граница ареала памятников этого типа. Курганы с «усами» не являются, в строгом смысле этого слова, «курганами», возведенными над человеческими погребениями. Вероятно, они носили культовые, а также, возможно, астрономические функции.
В 2005 г. курган с «усами» у с. Новокондуровского музеефицирован посредством рекультивации раскопа и сохранения каменной конструкции.
KURGAN “WITH WHISKERS”
Archaeological site dated IV-VI century A.D.
Under legal protection
Archaeological site of the nomads age located near Novokondurovskoe village is one of the largest archaeological sites of south Urals.
Kurgan “with whiskers” is a complex structure made up by the main kurgan and slightly curved “whiskers”, branching off eastwards. “Whiskers” are 2 ridges with the maximum width of 3 m, laid with stone, starting and ending with circular platforms. Distance between the east platforms is 150 m and approx. 50 m between west platforms. The length of north “whisker” is 236 m, south “whisker” – 194 m. Hexagonal main kurgan was also made of stone.
The site was discovered by the geologist I.M. Batanina, by interpretation of aerial photographs. Kurgan “with whiskers” was excavated by the team led by the archaeologist I.E. Lyubchansky in 2001-2003.
The entire stone structure of the kurgan was studied in the course of excavations. In the north-east part of the central kurgan, under the lower level of rocks a red clay jar was found made on potter’s wheel. According to the performed studies, the site is associated with IV — early VI century A.D. – the age of domination of the Hunnic union of tribes in the steppes.
Kurgans “with whiskers” are common in the steppe zone of Eurasia: from Volga river basin at the west to Altai mountains at the east. South Urals steppes is the south boundary of the territory where artifacts of this type are common. In the strict sense, kurgans “with whiskers” are not exactly “kurgans” built on top of human burial sites. Probably, they had ritual and, may be, astronomical functions.
In 2005 the kurgan “with whiskers” near the Novokondurovskoye village was converted into a museum by rehabilitation of the excavation site and preservation of the brickwork.
Источник статьи: http://arkaim-center.ru/maps/novokondurovsky
Майданы
Курганы с усами
Глиняные, каменные или глиняно-каменные сооружения. Центральная часть имеет один или несколько курганов, от которого отходят пара усов на восток.
Что представляют собой курганы с «усами».
Это – курганы с каменными грядами, более известные в археологической литературе под названием курганы с «усами» (КСУ). Сары-Арка – центр зарождения и распространения своеобразной кочевой культуры, связанной с возведением оригинальной по конструкции курганных сооружении на огромную территорию, охватывающую часть Степного пояса Евразии от Поволжья на западе, до Алтая на востоке, от Тянь-шаньских гор на юге и до Южного Урала на севере.
По внешнему виду они представляют собой подковообразное сооружение. С двух сторон, на небольшом расстояний от одиночного кургана или группы курганов (кернов) в восточном (редко и в южном) направлении слегка расширяясь, простираются серповидные по форме две каменные гряды. Как правило, высота курганов и гряд незначительна. Только в редких случаях высота основного кургана достигает 2-3 м, а гряд 0,5 м. Длина же грядок – «усов» колеблется от 11 до 300 м. В большинстве случаев начала и концы «усов» выложены в виде небольших курганообразных или кольцевых кернов (выкладок) в них иногда установлены стоячими камнями – стелами. Иногда ось сооружения отмечена рядом камней, как в случае КСУ на местности Садуакас, или одиночным керном, располагаемым на восточной стороне курганного комплекса между концами гряд, которым относится известный памятник «37 Воинов» у Корпетайских гор, и исследованными нами КСУ Ушкатты, Аралтобе, Сага, Ортау и Садуакас 2.
Оставаясь в конструктивном отношении подобными, эти курганные комплексы имеют вариации по числу и расположению дополнительных курганов относительно основного, а также структурой гряд. Количество курганов в отдельных случаях достигает семи, но большинство курганов с «усами» состоят из одного или двух – большого и малого, располагаемых по линии восток-запад и примерно одинаковых по размеру – по линии север-юг. Курганы сложены только из камня или камня с примесью земли. В некоторых случаях камни уложены в виде уплощенного круга или кольца, а иногда в виде спиральной ветви (КСУ Айдахарлы 1). Структура «усов» от одного к другому несколько варьирует. Чаще всего они представляют собой сплошные гряды, камни которых расположены на материковой поверхности толщиной в один или несколько слоев без какой либо системы. Некоторые из них имеют определенные особенности как в виде установленных на них крупных каменных блоков-менгиров, отдельных или примыкающих друг к другу круглых кернов-звеньев, составляющих цепочку, так и в виде коридорообразного строения из параллельно вкопанных на ребро каменных плит с поперечно установленными плитами, а концевые керны были оформлены в виде куполообразного сооружения. В большинстве случаев начала и концы гряд оформлены в виде круглых, овальных или подпрямоугольных насыпей (выкладок) с вертикально установленными менгирами или без них.
Проблемы датировки и интерпретации.
Несмотря на то, что эти памятники изучались на протяжении большого периода времени вопросы датировки, назначения и семантики до сих пор не разрешены. Датировка по сравнительному анализу немногочисленных предметов из самих КСУ, а также курганов, расположенных по соседству допускает большой разброс в определении их возраста. Самая ранняя датировка относит их к VII-V вв. до н.э., самая поздняя – VIII-IX векам н.э., т.е. они причисляются объектам как Тасмолинской археологической культуры, так и Древнетюркской эпохи. В настоящее время это обстоятельство является главной проблемой на пути выяснения их этнокультурной принадлежности. Согласно мнения А.З. Бейсенова «ряд памятников (всего 11 на территории Казахстана), в свое время был датирован исследователями первым тысячелетием н.э. на основании найденных в них впускных захоронении или же предметов, имевших характер «кладов», скорее всего, верхняя граница памятников не выходит за пределы тасмолинского периода (4 или 4-3 вв. до н.э.)». Противовес этому, С.Г. Боталов и И.Э. Любчанский полагают, что, на первичной типологии КСУ и отнесение их к курганам раннего железного века Центрального Казахстана отразилась двойная планиграфия погребальных памятников, когда КСУ располагаются на площадках могильника тасмолинской археологической культуры, а также бедность археологического материала, добываемых из КСУ. Пересматривая хронологическую и культурную принадлежность КСУ, авторы уверенно относят их (КСУ II и IV типов) к эпохе Великого переселения народов и датируют 5-8 вв. н.э.
Одним из главных проблем в изучении КСУ является выяснения их назначения. Академик А.Х. Маргулан считал, что «курганы типа «солнце» являются только ритуальными сооружением, устроенным на месте трапезы или поминок». Согласно М.К. Кадырбаеву КСУ следует рассматривать как единый комплекс, состоящий из основного погребения в большом кургане и относящихся к нему сооружений ритуального характера, «малые курганы, заключающие в себе захоронения коня или его части в сочетаний с дугообразными каменными грядами ориентированный своим открытым концом на восток, в сторону восходящего Солнца, «носят сугубо ритуальный характер и являются отражением культа – вероятнее всего – солярного», при этом он апеллирует к сообщению Геродота: «Из богов чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой то, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное».
Относительно семантики гряд существует разные мнения. В площадках или оградках на концах «усов» совершались жертвоприношения, что подтверждается наличием в них прокаленной земли, древесных углей и обожженных костей животных. По убеждению А.М. Оразбаев, гряды (в случае памятника Джанайдар – «коридор»), «очевидно, также предназначались для каких-то ритуальных обрядов, может быть, служили для «сообщения духов». Исходя из такой особенности как дискретная структура гряд некоторых КСУ, С.С. Сорокин склонен считать, что «скорее всего, такого рода памятники являются дошедшими до нас свидетельствами древних поминальных торжеств – асов, найров. Отдельные каменные устройства в дугах, как представляется, и здесь являются обозначением мест старших представителей семейных, родовых или иных общественных групп, – местами «сидящих в первом ряду». Т.е. захоронения коня или его останков, а также устройство каменных гряд совершались позже, чем погребение человека и приурочивались к времени проведения поминальных торжеств. По предположению А.З. Бейсенова «длинные гряды, в отдельных звеньях (элементах) которых имитировался огонь, видимо играли роль своеобразных огненных лестниц, путей, по которым душа умершего уносилась к восходящему Солнцу, к небу, в страну богов».
Источник статьи: http://mound.io.ua/s945612/kurgany_s_usami
КОМПЛЕКСЫ КУРГАНОВ С «УСАМИ» (ГРЯДАМИ) И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из интереснейших археологических объектов степей Евразии являются так называемые комплексы курганов с «усами» (грядами). Известные еще с середины 50-х годов, они до сих пор остаются слабоизученными, но при этом постоянно фигурируют в научной литературе как некий характерный признак тасмолинской культуры эпохи ранних кочевников Казахстана, который прочно вошел архео-логическую науку.
В последнее время были исследованы подобные комплексы курганов с «усами» (грядами) и на сопредельных территориях – в Южном Зауралье и в Башкирии. Материалы, полученные при исследовании этих комплексов, позволяют датировать их в пределах V–VIII вв. н.э. Кроме того, подобные комплексы имеются и в южнорусских степях.
Таким образом, возникает своеобразный разрыв между временем существования ранних комплексов курганов с «усами» тасмолинской культуры (VII–III вв. до н.э.) и поздних, исследованных в Южном Зауралье и в Башкирии. Для того, чтобы как-то его объяснить, думается, необходимо обратиться к анализу отдельных элементов этих памятников – типов насыпей, строению «усов» (гряд), расположению остатков погребального инвентаря в насыпях, «усах» (грядах), ритуальных площадках.
Для того чтобы правильно решить проблему хронологической и этнокультурной интерпретации комплексов курганов с «усами» (грядами), необходимо определить задачи их исследования. Можно выделить задачи двух уровней: 1) методические; и 2) научно-исследовательские. Одна из задач первого блока – разработка тщательно обоснованной методики археологических раскопок памятников рассматриваемого типа. В силу того, что сами по себе комплексы курганов с «усами» громоздки и требуют больших трудозатрат, они, как правило, не подвергались сплошному исследованию. А следовательно, новые разработки методик раскопок курганов с «усами» на настоящий момент отсутствуют. Второй задачей этого блока является отработка методики нахождения курганов с «усами» при помощи аэрофотодешифровки. В принципе, эта методика уже разработана и используется на материалах Южного Зауралья. С ее помощью в указанном регионе было обнаружено более 70 комплексов курганов с «усами», причем ошибочная погрешность составила не более двух процентов. Используя методики дешифрирования аэрофотоснимков, можно достаточно точно определить топографическое расположение памятника, его архитектуру и размеры. К тому же снимки объектов можно исследовать и интерпретировать при помощи мощной компьютерной техники и при наличии определенного пакета программ.
Ко второму блоку задач относятся следующие. Во-первых, продолжение накопления материала и создание банка данных по имеющимся в степной зоне Евразии комплексам курганов с «усами» (грядами). К настоящему времени известно около 400 комплексов. Во-вторых, необходима очень точная картография этих археологических объектов. Создание сводной карты, на наш взгляд, позволит очертить территориальные рамки распространения комплексов курганов с «усами». Сегодня известно, что основная масса подобных сооружений сконцентрирована в районе Центрального, Южного и Восточного Казахстана. Чуть меньшее количество (около 100) находится в пределах восточных склонов Мугоджар, в Южном Зауралье, а единичные комплексы встречаются и в южнорусских степях. Таким образом, зона распространения комплексов курганов с «усами» (грядами) очерчивается пространством от Джунгарских ворот на востоке до восточных склонов Уральского хребта и Мугоджар – на западе и от северной кромки степи на севере до районов предгорий Тянь-Шаня – на юге. В-третьих, необходимо сконцентрировать усилия на пересмотре известных типологических схем, и в первую очередь это касается типа I (по М.К. Кадырбаеву). Автором уже предпринята первая попытка в этом направлении. В-четвертых, на основе совокупного анализа архитектуры комплексов курганов с «усами», археологического материала, костных остатков, особенностей их расположения под насыпями и грядами необходимо конкретно обозначить время существования подобных комплексов и тем самым решить вопрос феномена хронологического разрыва, о котором указывалось выше. В-пятых, учитывая то обстоятельство, что подобные сооружения являются и объектами астрономических исследований, необходимо продолжить разработку этого направления, но планомерно и на постоянной основе, а не периодически, как этот имеет место в настоящее время.
Подводя итог, отмечу, что комплексы курганов с «усами» (грядами) являются сложными культово-археологическими объектами. Эти сооружения выступают в качестве ключевого репера при решении вопросов этнической истории номадов евразийских степей. Поэтому для успешного решения основного вопроса – вопроса этнокультурной атрибутации комплексов курганов с «усами» (грядами) – необходимо комплексное исследование памятников. Для достижения этой цели одновременно на объекте должны работать не только археологи, но и палеоботаники, палеопочвоведы, остеологи, антропологи, геофизики, минералоги, специалисты по металлообработке, астрофизики и другие специалисты смежных с археологией наук. Только в этом случае можно приблизиться к пониманию назначения таких археологических объектов и получить наиболее объективную информацию об обществе, которое возводило комплексы курганов с «усами».
Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ № 05-01-85107а/У «Урало-казахстанский регион на рубеже эр в первой половине I тыс. н.э.».
И.Э. Любчанский, Челябинский государственный госуниверситет, Челябинск
Источник статьи: http://arkaim-center.ru/science/nashi-publikacii/kompleksy-kurganov-s-usami-gryadami-i-perspektivy-ih-issledovaniya