Мода на бороду среди русских писателей и поэтов 19-20 века
История становления моды на территории Российского государства была пресыщена знаменательными событиями: под влиянием веяний западной культуры, Европы и самоидентификации народности модные направления быстро сменялись другими, кардинально отличаясь от предыдущих.
К брадоношению тоже было полярное отношение: от тотального запрета с наложением штрафов от Петра I до ухоженных остроконечных «наполеоновских» бородок у светских франтов.
Такие колебания не могли остаться без внимания – цвет нации и ближайшие к народу стремились непременно соответствовать новомодным течениям.
Император Александр II задал тон современникам и потомкам — он первый отрастил и носил густую бороду при гладко выбритом подбородке. За брутальным образом самодержца последовала сначала рать и военачальники, позже — государственные служители, а дальше мода покорила и простого крестьянского мужика.
Без тени сомнения интеллектуальная элита одобрила «бородатое» веяние: русские писатели с бородой в 19-20 веках ассоциировались с выходцами «из народа», теми, к кому можно прислушиваться, чьи высказывания разбирались на цитаты, чьему зову откликались. Образ эрудированного мужчины с трубкой в руке, размышляющего о политике и жизни государства, разбирающегося в хитросплетениях военных стратегий, вызывал доверие и искренний интерес среди народных масс.
По крупицам сложился собирательный образ российской литературы 19-20 веков: писатель с бородой, бархатным голосом и четкой жизненной позицией.
Познакомимся с бородатыми писателями, чье творчество и мировоззрение имели колоссальное влияние на соотечественников.
Александр Островский
Один из самых ярких представителей интеллигенции того времени, талантливый драматург с незаурядными организаторскими способностями. Творчество и жизненные устремления сыграли решающую роль в становлении национального театра.
Скромный и аккуратный внешний вид Островского был привит ему отцом-священником, обучение в Костромской семинарии, а позже — в духовной академии, зародили в юноше не только высокоморальные качества — человечность, сострадание, глубокое уважение к окружающим, но и тонкую душевную организацию.
Борода и усы Александра Николаевича заканчивались бакенбардами, даже в преклонном возрасте рыжая щетина обрамляла улыбающееся лицо на фоне поредевшей шевелюры. Поэт предпочитал аккуратную бородку средней длины, подбривал область под нижней губой и укорачивал усы — такое оформление не мешало драматургу внятно и разборчиво корректировать работу актеров во время репетиций перед масштабными постановками.
Леонид Андреев
Имя этого талантливого поэта занимает особую нишу Серебряного века отечественной литературы. Считается, что понятие российского экспрессионизма ввел именно Леонид Николаевич.
Впечатлительный и находчивый, эрудированный и обаятельный, он прошел долгий путь становления, борясь со своими внутренними демонами и отголосками революции.
На облик талантливого шатена оказал влияние вынужденный переезд в Италию, где он продолжил творчество, описывая революционные настроения и события Первой мировой войны. Именно в этот период он отращивает бороду на римский манер — коротко стриженная и опоясывающая нижнюю часть лица с мягким переходом к волосам на голове.
Репин изобразил Андреева с улыбающимися глазами и легкой улыбкой, которую прикрывали густые остроконечные усы. Густая шевелюра гармонично завершала образ страстного мужчины.
Константин Бальмонт
Один из самых громогласных авторов среди современников: полиглот, мемуарист, социальный деятель и талантливый писатель. Тонкий живой ум, которым обладал Константин Дмитриевич, быстро возвел его до высокого ранга, где с его словом уже необходимо было считаться. Долгий и витиеватый жизненный путь наложил отпечаток на внешность нобелевского лауреата.
Находясь на пике популярности, Бальмонт не мог позволить себе выглядеть небрежно или неопрятно. Всегда аккуратная одежда новейших фасонов, идеальная укладка коротко стриженых волос и опрятные борода и усы.
Константин Дмитриевич следовал моде английских джентльменов: густая напомаженная борода треугольной формы, немного выступающая над подбородком, и отдельно растущие усы, едва прикрывающие губы. Остальное лицо гладко выбрито и напарфюмлено.
Выбор в пользу такого консервативного образа был сделан под влиянием новомодных течений Оксфорда, позже — Парижа и Берлина, где мужчины предпочитали лаконичный стиль растрепанной бороде.
Валерий Брюсов
Фамилия незабвенного Брюсова неразрывно связана с российским символизмом, родоначальником которого и считается талантливый автор. Литературный критик и историк прошел длинный путь к личностному становлению, на пике карьеры писал и революционном периоде державы, и антиутопические произведения. Отдельной вехой стоят произведения мифологического содержания.
К моменту относительно спокойного периода в жизни и материальной стабильности окончательно сформировал свой неповторимый стиль.
Монголоидные черты лица, высокие ярко выраженные скулы позволяли носить густые остроконечные усы. Клиновидная холеная борода на подбородке и визуально вытягивала лицо, придавая аристократические черты, а в сочетании с коротко стрижеными волосами и открытым лбом образ получался загадочным и притягательным.
Иван Бунин
Известный российский писатель, номинированный на Нобелевскую премию, имел дворянские корни. Детство и отрочество сложились неблагополучно, из-за разорения юноша рано вступил во взрослую жизнь и узнал, что такое тяжелая работа. Однако жаркий характер и жажда знаний быстро возвели Ивана Алексеевича в ранг народных любимчиков.
Вместе с супругой посетил множество стран: Италию, Палестину, Францию — не прекращая творческой деятельности.
В период путешествий у состоявшегося Бунина сформировался особый стиль — педантично уложенные волосы с боковым пробором, короткие усики, расходящиеся в стороны и стриженая борода, не выходящая за размеры нижней губы. Французский стиль отчетливо просматривался не только в одежде писателя, но и в общем завершенном образе аксессуарного набора.
Иван Тургенев
Вклад в развитие и становление русской литературы этим гениальным писателем трудно переоценить: публицист и почетный доктор наук именитых университетов, автор увлекательных произведений, романист.
Детство и отрочество прошли под эгидой материнского деспотизма и лишений, но именно это закалило нрав мальчика и заставило с утроенной старательностью двигаться к достижению целей.
Среди друзей во взрослом возрасте были Гаевский, Некрасов, Добролюбов, а в период Крестьянской реформы Иван Сергеевич занял активную социальную позицию.
Близость к простому народу, за чьи права ратовал поэт, сказались и на внешнем облике: шикарная густая борода опоясывала всю нижнюю часть лица, соединяясь с усами. Однако образ мужчины не был неряшливым: волосы, как и борода, поддерживались средней длины, усики стабильно подравнивались. Такая форма «шкиперской» бороды в сочетании с изысканной одеждой завершали пресловутый образ интеллигенции.
Источник статьи: http://beardy.blog/stil/russkie-pisateli-s-borodoj/
ТОП-70 дореволюционных русских писателей. Борода как Символ Русской Литературы.
От себя добавлю. Все лучшие русские писатели были бородаты. Чем больше борода — тем больше таланта. В 18 веке почти все писатели были гладко выбриты. И ничего стоящего не написали. Первым провидцем стал Пушкин, который и отпустил бакенбарды. Тем самым, он открыл ПУТЬ к совершенству Достоевский и Толстой, Тургенев и Лесков, Щедрин и Некрасов, Островский и Гончаров составили цвет русской словесности и прославили Православную Благодатную Бороду.
Литераторы Серебренного Века сбились в ересь эстетствующей козлиной бородки. Ровно в той степени как уменьшалась их растительность на лице, падал их вес в Литературе.
Наконец, безблагодатные эссеровские и большевисткие писатели совсем предали Бороду ради Опасной Бритвы и конце своего развития русская литература стала Пустыней Бесплодной. Рейтинг писателей свидетельствует. Чем выше место писателя в истории, чем больше его издают и читают, тем больше у него волосов. А ныне молодежь завела богомерзкую привичу брить даже подмышки и еще-кое что. Результат налицо. Никто кинжки не читает.
А вот неполживый Солженицин знал тайну Русской Литературы и отрастил Благочинную Бородищу. Поэтому и стал Великим Писателем Земли Русской уже в наше время.
1
А. С. Пушкин
10,29
2
Л. Н. Толстой
7,93
3
М. Горький
7,05
4
А. П. Чехов
5,48
5
А. Н. Толстой
4,15
6
Н. В. Гоголь
4,08
7
И. С. Тургенев
4,00
8
М. Ю. Лермонтов
3,58
9
Ф. М. Достоевский
3,10
10
А. И. Куприн
2,42
11
Н. А. Некрасов
2,34
12
И. А. Бунин
2,29
13
В. В. Маяковский
2,23
14
Д. Н. Мамин-Сибиряк
2,01
15
В. Г. Короленко
1,64
16
А. А. Блок
1,57
17
Н. С. Лесков
1,49
18
А. Н. Островский
1,42
19
В. Я. Брюсов
1,40
20
Б. Л. Пастернак
1,39
21
С. А. Есенин
1,24
22
К. Д. Бальмонт
1,18
23
Ф. И. Тютчев
1,15
24
А. А. Фет
1,11
25
И. А. Гончаров
1,11
26
А. А. Ахматова
1,07
27
В. А. Жуковский
1,00
28
А. Белый
1,00
29
И. Ф. Анненский
0,88
30
Н. С. Гумилев
0,88
31
П. П. Ершов
0,87
32
Л. Н. Андреев
0,86
33
Ф. К. Сологуб
0,86
34
В. М. Гаршин
0,83
35
А. К. Толстой
0,83
36
М. И. Цветаева
0,81
37
А. С. Грибоедов
0,80
38
В. Ф. Одоевский
0,79
39
И. С. Шмелев
0,71
40
З. Н. Гиппиус
0,66
41
Е. А. Баратынский
0,66
42
О. Э. Мандельштам
0,65
43
А. И. Герцен
0,65
44
В. И. Иванов
0,64
45
Д. И. Хармс
0,62
46
М. А. Кузмин
0,6
47
Н. Г. Чернышевский
0,58
48
М. А. Волошин
0,52
49
А. А. Погорельский
0,47
50
М. Е. Салтыков-Щедрин
0,44
51
Н. Г. Гарин-Михайловский
0,44
52
Д. С. Мережковский
0,43
53
А. В. Кольцов
0,41
54
В. Ф. Ходасевич
0,38
55
А. М. Ремизов
0,35
56
Г. И. Успенский
0,35
57
Д. В. Григорович
0,35
58
П. А. Вяземский
0,28
59
К. Н. Батюшков
0,28
60
А. И. Введенский
0,28
61
Г. В. Иванов
0,27
62
И. Северянин
0,27
63
Н .А. Клюев
0,24
64
Б. К. Зайцев
0,2
65
В. Хлебников
0,2
66
А. В. Дружинин
0,17
67
А. Б. Мариенгоф
0,14
68
А. Ф. Писемский
0,13
69
Р. Ивнев
0,13
70
Н. Г. Помяловский
0,12
Источник статьи: http://zheniavasilievv.livejournal.com/723994.html
Писатели — без легендарной растительности на лице. Часть первая
Продолжаю серию публикаций о том, как выглядели известные личности, которых мы привыкли видеть с неизменными усами или бородой — без своей знаменитой растительности на лице. Прошлая публикация была посвящена историческим личностям . А сегодня — деятели литературы.
Среди моих последних публикаций была похожая тема про известных лысых , и в комментариях мне посоветовали делать двойную картинку — «было-стало». Критику принимаю, и следующие подобные вещи делаю именно так.
Начнём с 19 века. Сюда я хочу включить несколько рисунков, потому что до начала развития фотографии некоторые писатели остались запечатлёнными в изобразительном искусстве как с усами и бородой, так и без них. Конечно, картина — не фотография. Но мы положимся на совесть художников и поверим, что они нарисовали достоверные портреты.
Николай Васильевич Гоголь. Это один из моих любимых авторов. Честно говоря, я бы не узнал его на левом рисунке. Но везде написано, что Гоголь. Надеюсь, нас не обманули.
«Да, были люди в наше время».
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Усы, кстати, и на левой картинке уже пробиваются.
Лермонтов, кроме того, что писал прекрасные стихи, ещё и отлично рисовал. Но он не единственный специалист в рисовании среди поэтов!
Тарас Григорьевич Шевченко , практически основоположник украинской поэзии, был профессиональным художником. Свои портреты он тоже сам писал.
Иван Сергеевич Тургенев.
На днях дочь читала «Муму» (по школьной программе, конечно, так бы не заставил). Сказала, что собачку жалко, но читать было не интересно. Эх, молодёжь.
Николай Семёнович Лесков . Как и Тургенев, написал много сильных вещей, но в народной памяти остался автором короткого рассказа. У Тургенева это — «Муму», у Лескова — «Левша».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Его сатирические произведения совершенно не потеряли своей актуальности.
Да простят меня поклонники великого Льва Николаевича Толстого , но при мыслях о его бесспорном гении и огромной литературной плодовитости у меня в голове крутится отрывок из творения Семёна Слепакова, которое он читал в КВН на конкурсе капитанов в 2003 году:
Выхожу я на поляну,
А на ней сидит Толстой.
Первый том «Войны и мира»
Пишет правою рукой.
Левой — том второй катает:
Лучше сразу, чем потом,
В пальцах ног перо мелькает —
На подходе третий том!
Фёдор Михайлович Достоевский , как и Лев Николаевич, «неотделим» от бороды!
На днях у Антона Павловича Чехова был юбилей — 160 лет. В день его рождения я вспоминал на своём канале самую раннюю сохранившуюся экранизацию Чехова.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк . Несмотря на наличие романов и повестей, наиболее любим за прекрасные «Алёнушкины сказки», написанные для больной дочки.
Ну и никак нельзя забыть автора «Белого пуделя», «Олеси», «Молоха», «Ямы» и многого другого!
Александр Иванович Куприн.
Что мы всё о российских писателях? Надо же и мировую литературу охватить!
Виктор Гюго.
Александр Дюма (отец).
«Три мушкетёра» стали первой прочитанной мною «толстой» книгой.
От Франции переходим к Англии.
Чарльз Диккенс.
Сэр Артур Конан-Дойл .
В историю вошёл как автор цикла о Шерлоке Холмсе, хотя считал себя писателем другого направления, и хотел избавиться о своего популярного героя.
А под конец жизни всерьёз увлёкся спиритизмом.
Редьярд Киплинг.
Кстати, первый английский писатель, получивший Нобелевскую премию.
Жюль Верн .
Основоположник научной фантастики. Один из самых популярных писателей в мире — больше, чем Верна, переводят только Агату Кристи!
Герберт Уэллс.
Ещё один классик научной фантастики.
Марк Твен , он же Сэмюэль Клеменс.
По мнению Хемингуэя, вся американская литература вышла из книги Твена о Гекльберри Финне.
А вот и сам Эрнест Хемингуэй. Именно такой его образ — борода и свитер — был популярен в СССР.
«Полковнику никто не пишет». Вот так благодаря группе «Би-2» название одного из романов Габриэля Гарсиа Маркеса стало известно даже тем, кто и имени его не слышал.
Я планировал уместить «усатых-бородатых» литераторов в одну публикацию. Но при создании вспоминал всё больше и больше таких писателей, и когда их количество перевалило далеко за тридцать, понял, что надо всё же поделить материал на две части.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dom_pod_goroy/pisateli-bez-legendarnoi-rastitelnosti-na-lice-chast-pervaia-5e3352aad810225b7ccf4b77