- Почему старообрядцам запрещено брить бороду
- Российское законодательство о ношении бороды
- Историческое обоснование брадоношения у старообрядцев
- Современные старообрядцы о брадобритии
- Реальная ситуация
- Почему бритьё бороды священников
- Что говорят церковные каноны по поводу бороды
- Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду?
- Может ли православный брить бороду?
Почему старообрядцам запрещено брить бороду
Русичи издревле носили бороды, как до принятия христианства в качестве официальной религии князем Владимиром в 988 году, так и после этого эпохального события. Практически каждый взрослый русский мужчина носил традиционную одежду и бороду также и в средневековье, и в ранее новое время. И только лишь Петр I, с его программой, которую нынешними словами можно было бы охарактеризовать как «догоним и перегоним Европу», вознамерился лишить русских мужчин бороды. Для чего ему это было нужно? Дело в том, что, побывав в Европе, Петр увидел, что тамошние джентльмены носят парики и бреют лицо. Вынужденные покориться жестокой воли царя, многие из его подданных начали стричь и брить ранее неприкосновенные бороды. Однако с петровских времен и до наших дней в России осталась одна группа, которая продолжает блюсти традиции предков и носить длинные бороды – это старообрядцы, т.е. православные верующие, не принявшие в XVII веке реформы патриарха Никона. Продолжая быть частью русского народа, старообрядцы, в известной степени, выстроили свою собственную религиозную традицию, во многом отличающуюся от общепринятой в православной России.
Российское законодательство о ношении бороды
Обязательное бритье бороды было введено Петром I в 1698 году. С 1705 года за ношение бороды взималась пошлина, взамен которой выдавался специально отчеканенный бородовой знак. Указом от 1714 года было вообще запрещено носить бороду; исключение было сделано лишь для старообрядцев. По указу 1722 года они должны были платить за бороду 50 рублей в год. Из одежды они могли носить зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть из красного сукна. В 1724 году вышел указ о том, что старообрядцы должны пришивать к своей одежде медные знаки об уплате «бородатой» пошлины.
Окончательно эта пошлина была отменена лишь в 1772 году. После этого в течение длительного времени ношение бороды не являлось чем-либо удивительным. Однако в ранние советские времена бритье бороды стало нормой практически для всех граждан СССР как символ борьбы с пережитками «темного» прошлого. Из всех ближних Сталина бороду носил, пожалуй, только всесоюзный староста Михаил Калинин (кстати, некоторые современные авторы приписывают ему старообрядческое происхождение). Пожалуй, только с этого времени наличие длинной неподстриженной бороды в России стало символом принадлежности к какой-либо ярко выраженной религиозной традиции – старообрядческой, иудейской, мусульманской или какой-либо еще.
Историческое обоснование брадоношения у старообрядцев
Запрет на бритье бороды у старообрядцев восходит к предписаниям библейской книги Левит, не позволяющим брить волосы и края бороды. Одно из них гласит: «не порти края бороды твоей» (19:27). Другое указывает: «они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (21:5). Аналогичное предписание «Кормчей книги» (сборник церковных и светских законов при управлении церковью и в церковном суде) также восходит к ветхозаветному канону:
«Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите».
Как мы видим, авторы «Кормчей книги» также ссылаются на предписания Моисеевых времен, говоря о том, что мужчина, подстригающий бороду, уподобляется женщине, что «мерзость есть пред Богом». Т.е. подстригание и бритье бород напрямую отождествляется с нарушением религиозных законов. Первым это начал делать, согласно данному источнику, «Константин царь Ковалин», т.е. византийский император Константин V Копроним (718-775). Инициатор иконоборческого движения, Константин воспринимался старообрядцами как один из главных ересиархов, виновный, среди прочего и в грехе брадобрития. И еще важный фактор: сбривание бороды является искажением изначального облика человека, созданного Богом «по образу своему».
По мнению некоторых исследований, впрочем, у старообрядцев есть иное, народное понимание этого предписания: длинные бороды необходимо носить, т.к. такая борода была у Иисуса. Этот фактор, пожалуй, поможет нам понять почему старообрядцы так отрицательно воспринимали Петра I с его политикой насильственного бритья бород.
Современные старообрядцы о брадобритии
Несмотря на то, что современная РПЦ Московского патриархата не считает брадобритие грехом, нынешние старообрядцы всех толков по-прежнему решительно осуждают «брадобрийство». Так, в постановлении собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2014 года говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».
А вот что на эту тему пишут современные старообрядческие авторы Алексей Муравьев и Дмитрий Урушев в работе «Прение о бороде»: «Необходимо отметить еще один важный аспект: русские люди глубоко пережили еврейский Закон, данный в Библии как норма, продиктованная самим Богом. И строгое правило брадоношения стало для русских людей, как и для евреев, признаком покорности Богу и уважения к его благому плану творения мира. Но для русских православных христиан в бороде был еще и смысл религиозно-ограничивающей нормы. Православный человек самоидентифицировался через эту норму брадоношения».
Таким образом, как мы видим, современная старообрядческая церковь, как одна из самых консервативных церквей России, продолжает решительно и однозначно настаивать на необходимости соблюдения брадоношения как части религиозной самоидентификации православного человека.
Реальная ситуация
Значит ли это, что все современные старообрядцы все как один отпускают длинные усы и бороды? Безусловно, все духовное сословие и многие прихожане действительно соблюдают это предписание. Практически в любом информационном буклете, составленном современными старообрядцами об их религиозной традиции, можно найти информацию о необходимости носить усы и бороду. Однако, зайдя в старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Современный образ жизни неизбежно откладывает свое влияние и на эту традиционную общину, заставляя многих из старообрядцев выглядеть вполне конвенционально, не отличаясь от большинства мужчин современной России.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/121411-pochemu-staroobryadcam-zapreshheno-brit.html
Почему бритьё бороды священников
Строгого запрета на бритьё бороды у служителей православной церкви в настоящее время нет. Но есть множество причин, почему у православных священников имеются бороды.
Фактрум заглянул в старинные своды церковных правил и разобрался, почему священники носят бороду.
Что говорят церковные каноны по поводу бороды
В православной церкви священник, согласно традициям, должен носить бороду. Своими корнями это правило уходит ещё во времена жизни Христа. Как известно, Христос бороду не брил и отращивал длинные волосы, поскольку был воспитан в назорейской общине. И на всех иконах лик Господа изображался исключительно с окладистой бородой, усами и длинными волосами.
Бороды священников в России было запрещено брить согласно апостольским наставлениям и правилам Вселенского Собора. Кроме того, брадобритие в Ветхом Завете открыто называлось грехом. И в самой Библии есть отсылки к тому, что служителям церкви и истинно верующим не стоит стричь бороды. По мнению православной церкви, бритьём волос на лице человек выказывает своё недовольство ликом, что дал Господь. По этой причине Стоглавый собор в России издал правило о проведении погребальной службы над безбородыми. Умершего мужчину без бороды нельзя было отпевать, и после погребения за такого человека запрещено было ставить свечи в церквях. А в 1347 году в Вильно за категорический отказ побрить бороды язычники казнили троицу христиан. До прихода к власти Петра I удаление растительности на лице порицалось церковью. Это даже приравнивалось ко греху прелюбодейства. За бритьё бороды вполне могли отлучить от церкви.
Позиция старообрядцев по вопросу бороды у священников совпадает с православной церковью. Они верят, что только носители бороды смогут попасть в Царство Небесное. Больше того, безбородому нельзя заходить ни в одну старообрядческую церковь. Строги они и в отношении тех, кто единожды обрил бороду и не признался в этом. Таких людей старообрядцы хоронят без подобающих обрядов.
В современной православной церкви борода попа не является обязательным атрибутом его внешности. Однако подавляющее большинство священников не бреет бороды. Этим они отдают дань христианским традициям. За растительностью на лице и голове тщательно ухаживают, потому что неопрятным перед прихожанами священник быть не может.
Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду?
Юношам, учащимся в духовной семинарии, разрешается бриться и не отращивать бороду. Грех ли брить бороду для семинаристов? Нет, безбородыми они остаются потому, что так принято. Лишь с окончанием учёбы и вхождением в сан молодой священник может начать отращивать бороду.
Делают послабления и для тех священнослужителей, у кого борода не растёт от природы. Согласно канонам, у попа должна быть длинная и окладистая борода. А если у мужчины, принявшего сан, борода растёт неопрятными клочками, то он имеет полное право сбривать её.
Православные священники, живущие за границей, могут не носить бороды. Почему батюшки носят бороду в России, а за границей обходятся без неё? Потому что в шестидесятых годах мир захлестнула волна воинствующих хиппи. Священников, носящих бороды, стали путать с ними. Чтобы не иметь проблем с полицией, зарубежные батюшки начали брить бороды с разрешения РПЦЗ. Также священники-обновленцы, ратующие за модернизацию православной церкви, ходят без бороды.
Католические священники тоже не носят бород и усов. Так повелось со времён Древнего Рима, когда отсутствие бороды говорило о принадлежности к высшим слоям общества. Однако некоторые папы римские носили бороды, например, Юлий II и Климент XI.
Источник статьи: http://www.factroom.ru/religiya/pochemu-brityo-borody-u-pravoslavnyh-svyashchennikov-ne-privetstvovalos
Может ли православный брить бороду?
игумен Виталий (Уткин)
24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».
Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника».
Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.
Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно.
Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»? Тем более, если речь идет о простых верующих?
Постараемся разобраться с этими вопросами.
Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».
Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет.
Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская Церковь опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.
Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.
Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666–1667 годов).
Источником канонов является именно Церковь, как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя Иоанна Златоуста. Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка.
Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость – это нечто другое. Святость – даже не просто некий нравственный пример. Святость – это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость – динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.
Повторю еще раз – лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину.
Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.
Так вот – нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью.
А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания – сами старообрядцы.
Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне.
Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40‑ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?
Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан.
Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» ( Втор. 23, 13 ). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.
В любом случае, критерием всегда является сама Церковь – что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула.
В 40‑й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?
И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное.
В 40‑й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: “Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша”. О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».
Соответствует ли это действительности?
Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора – дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.
Кроме того, во времена апостолов вряд ли были сорокоусты и принятые у нас просфорки.
Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».
Таким образом, один из аргументов 40‑й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции.
Посмотрим на второй аргумент – об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).
Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11‑е правило Трулльского собора – совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями.
Вот, собственно, и все аргументы 40‑й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.
Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11:14–16 ).
Так что авторы 40‑й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот.
Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину.
Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?
Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.
21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».
Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.
Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».
Итак, речь идет о гуменце – выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой.
42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».
Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их – вымысел».
Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».
Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую».
Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».
И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».
Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».
То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».
И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен.
В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.
То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом – ни слова.
Смысл 96 правила Трулльского собора – сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению».
Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».
Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью.
Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают – это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни.
В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды – не иначе, как латинская ересь. Что это – вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.
Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св.Савве Сербскому. В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное – дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты.
Есть ли в Кормчей подлоги? Увы – есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли?
Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом.
Большой Московский собор 1666–1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле – разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария, не было других святых? Были. Но вот приведенные мной примеры из 40‑й главы Стоглава заставляют задуматься – а насколько вообще неправы отцы собора 1666–1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.
В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос.
Фактически, как считаю, подлоги 40‑й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут – абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.
Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае – если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589–1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей.
В связи с поднятым собором РПЦС вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь».
Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря, составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40‑й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде – факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков.
Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасифа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце».
Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы?
В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали – «стрижники».
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье – «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».
По некоторым сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». А затем этот обычай исчез.
Но почему его не сохраняют нынешние старообрядцы – непонятно совершенно. Неужели для них факультативные нормы о бороде выше нормы Вселенского собора о гуменце? Почему у них нет «поповских плешей» и «плешегреек»?
Для чего я написал этот текст? Вовсе не для того, чтобы оправдать бритые бороды или короткие волосы у клириков. Особенно, если это делается для угождения миру.
Но вот объявлять любое бритье непременно «грехом и еретическим деянием», как это вновь сделала Русская Православная Старообрядческая Церковь на своем соборе 24 октября 2014 года – это уже, как считаю, нечто несообразное. Во всяком случае, никаких реальных канонических оснований я для этого не вижу.
Источник статьи: http://azbyka.ru/mozhet-li-pravoslavnyj-brit-borodu