Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[
userinfo
|
livejournal userinfo
]
[
archive
|
journal archive
]
Цвета и их имена
[Oct. 2nd, 2009|11:51 am]
Я раньше знал, что у профессиональных художников, иллюстраторов и иже с ними личностей понимание Цвета отличается от простых смертных. Каждый оттенок для них имеет свое собственное название. Например, когда мы говорим «светло-синий», они говорят «небесный», «лазурный» или даже «цвет морской волны», что соответствует трем разным оттенкам .
Но теперь я знаю, что у тех перво-художников, которые давали эти названия, было очень тонкое чувство юмора и романтики. Иначе как объяснить такие супер-названия, как:
— цвет Бороды Абдель-Керима
Сразу думаешь: «А кто ж, черт побери, был этот Абдель-Керим? Что такого особенного было в его бороде, что в ее честь назвали оттенок?». Мне почему-то лезет в голову Старик Хоттабыч и Ко 🙂
А как вам такой оттенок — цвет «Воды пляжа Бонди»
«Дорогая, твои глаза голубы, как «вода пляжа Бонди»» . Звучит! :))))
Источник статьи: http://axxel.livejournal.com/6256.html
Цвета
Все мы знаем о великом цветовом круге))) Для визажиста, да и человека творческо-наглядной профессии, он очень важен. Конечно можно интуитивно предполагать что эти цвета родственные, а вот эти противоположные и контрастные, интуитивно находить гармоничные сочетания, но как ни крути, а все крутится и крутится по этому самому кругу. Для меня наиболее удобен цветовой круг, который предложил Йохансен Иттен. Конечно его можно дополнить высветлением (добавлением белого) и затемнением (добавлением черного), но смысл мы особо не поменяем. Принцип построения круга из основных цветов останется тем же.
Мне стало интересно, а есть ли цвета не привычные нашему слуху, используемые в диалектах народов, записанные в том же словаре Даля. И где это могло сохраниться? Конечно в народных промыслах! Это то, что передается из поколения в поколение. богатая история ремесел, их декоративно прикладной характер не могут обходиться без цветоведения..
Многое меня удивило, некоторое позабавило, а местами поразило, потому что цветовые ассоциации у каждого свои, но думаю вам тоже будет интересно!
Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»).
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou. Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу. Бистровый — — густой коричневый, бурый (от бистр — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем) Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский – «ляжкой испуганной Машки».
Бисквитный — нежный серовато-зеленый. Бисквит (франц. biscuit). 1) не покрытый глазурью фарфор. С сер. 18 в. из бисквита выполняли настольные скульптурные фигуры и группы..
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет. Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом. «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом. Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники). Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок. Влюбленной жабы – зеленовато-серый. Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Гвоздичный – серый. Лично мое восприятие — красный, по аналогии с самым распространенным оттенком цветка гвоздики. Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название Гороховый – серый или грязно-желтый. Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Драконьей зелени — очень темный зелёный. Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала. Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши – нежно-серый цвет. Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы») Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого. Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса. Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза – светло-красный. Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лондонского дыма — тёмно-серый. Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же. Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом. А не зеленый как многие думают!
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской. И все мы понимаем откуда название аквамарин. Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века. Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая. Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора. Павлиний — синевато-лиловый.
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – «солома». Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки. Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом
Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам — черный с краснотой.
Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг. Да, и крупа перловка кстати сказать так названа, потому что похожа на жемчужинки. и цвет соответсвующий. Это я уже и сама знаю))) Померанцевый — апельсиновый с розовым. Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют. Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной. Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский». Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый). Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и – врут, наверное, – цвет «блохи в родильной горячке»).
Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый. Сизый – цвет голубя, после просто синий. Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.
Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился». Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины. Фисташковый — грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии — насыщенный розовый.
Цинковый — цвета цинка, синевато-белый. Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского. Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан — цвет с переливающимися оттенками Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты). Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.
Если у вас есть собственные названия цветов, либо вы сами для себя как-то именовали определенный оттенок цвета, будет интересно послушать. Я, когда затрудняюсь в названии оттенка, привожу ассоциативный ряд. Вот как бы вы объяснили какого цвета звезда на небе?
Источник статьи: http://rudirinka.livejournal.com/72438.html