Цвет бороды имама шамиля

Кавказская война 1817-1864 годов

То внимание, которое оказывалось имаму Дагестана и Чечни в России, не могло не вызвать у Шамиля — человека благородного и мудрого – ответного чувства. Как-то в приватной беседе он признался предводителю калужского дворянства Щукину: «У меня нет слов высказать вам то, что я чувствую. Приязнь и внимание со стороны ближнего всегда приятны человеку, в ком бы он их ни встретил, но ваша приязнь

после того, как я вам сделал столько зла, совсем другое дело. За это зло вы, по справедливости, должны бы растерзать меня на части; между тем вы поступаете со мной как с другом, как с братом. Я не ожидал этого, и теперь мне стыдно; я не могу смотреть на вас прямо и всей душой был бы рад, если бы мог провалиться сквозь землю».

О своем прежнем могуществе Шамиль, по выражению его зятя Абдурахмана, жалел как о растаявшем снеге. А познакомившись поближе с Россией, имам, будучи неглупым человеком, понял, что Кавказская война рано или поздно должна было закончиться покорением Кавказа и его собственным пленением, если ему не суждено было погибнуть от русской пули.[85]

Пребывая в Калуге, Шамиль с большой охотой появлялся на публике, знакомился с городом. Пытливо осмотрев в первый же день калужские окрестности, Шамиль неожиданно радостно воскликнул: «Чечня! Совершенная Чечня!».[86]

Совершать прогулки по городу имам предпочитал в открытой коляске, которую ему подарил царь вместе с четверкой лошадей и пятнадцатью тысячами рублей дохода в год. Но несмотря на возможность много тратить, Шамиль был чрезвычайно прост в быту. Точнее, он сохранил все привычки горца, прожившего всю жизнь в горах и привыкшего к спартанской обстановке. Имам был весьма умерен в пище. За завтраком и ужином он съедал одно блюдо, за обедом — два. Ничего, кроме свежей ключевой воды, он не пил. Жил в согласии с природой. Спать ложился рано: летом в семь, зимой в девять. Вставал тоже раньше всех. В летние месяцы — в четыре, а в зимние — в шесть.

Что до одежды, то Шамиль не изменял своим привычкам и одевался как истинный горец, тем более что никто его не принуждал к европейской цивильной одежде. Более того, относясь с уважением к Шамилю — имаму Дагестана и Чечни, ему разрешили ходить в чалме (после покорения Кавказа это могли делать лишь побывавшие в Мекке). Так что по улицам Шамиль щеголял в белой красивой чалме, медвежьей шубе и желтых сафьяновых сапогах. Посетив в таком экстравагантном для калужан виде городской сад, имам сразу же запомнился публике. Вот, например, как вспоминает Шамиля один из очевидцев: «Несмотря на преклонный возраст и девятнадцать ран, полученных Шамилем в боях, он казался моложе своих 62 лет. Имам был крепкого сложения, стройный, с величавой походкой. Волосы его были темно-русого света, слегка схваченные сединой. Hoc — правильной формы, а лицо с нежным белым цветом кожи обрамлено большой и широкой бородой, искусно окрашенной в темно-красный цвет. Величавая походка придавала ему весьма привлекательный вид.»[87] Кстати, бороду Шамиль красил для того, чтобы «неприятели не заметили бы в наших рядах стариков и потому не открыли бы нашей слабости».[88]

В середине 1860 года в Калугу неспешно проследовал караван из семи экипажей. Это доставили личные вещи Шамиля и его семью. Один из экипажей был гружен несколькими тюками — обширными персидскими коврами. Это привезли библиотеку .Шамиля, сплошь состоявшую из религиозных книг. Радости имама не было предела, тем более что вместе с книгами привезли и любимую жену Шамиля Шуаннат, за жизнь которой имам особо боялся. Позже Шуаннат рассказала, что была без памяти от страха в первые часы взятия Гуниба. А когда Шамиля повезли к русскому главнокомандующему князю Барятинскому, она была уверена, что больше не увидит своего мудрейшего мужа. И даже когда князь Барятинский их обласкал и подарил им много драгоценных камней, она и то продолжала думать, что ее отправят в Сибирь на всю жизнь. «Никогда, — признавалась она, — не могли мы подумать, что в России нам так будет хорошо». Тем не менее урожденная Анна Ивановна Улуханова не желала возвращаться в христианство, веруя в мудрость Шамиля, приведшего ее в магометанство.

Читайте также:  Приподнятая прическа с распущенными волосами

И вправду, имам Шамиль был очень религиозным человеком, прожившим жизнь в согласии с Кораном, но он никогда не был фанатиком и потому с интересом присматривался к церковной жизни русских. Бывало, он заглядывал в церковь св. Георгия, где ему сделали специальное окошко, чтобы он мог следить за службой не снимая папахи. А однажды Шамиля пригласил к себе на чай епископ калужский Григорий. С ним завязалась оживленная беседа, в которой епископ спросил Шамиля: «Отчего у нас. и у вас один Бог, а между тем для христиан Он добрый, а для магометан такой строгий?» «Это оттого, — отвечал Шамиль, — что Иса ( Иисус — Авт.) ваш добрый. А наш пророк сердитый, да и народ у нас буйный, и потому с ними следует обращаться строго».[89]

Очутившись как-то в Царском Селе и подивившись лишний раз роскоши и размаху «гяуров», Шамиль замер перед величественной статуей Спасителя. Помолчав минутку, он сказал своему другу — полковнику жандармов Богуславскому: «Он многому прекрасному учил вас. Я тоже буду ему молиться. Он мне счастье даст». И это, по всей видимости, не было позой. Видя терпимое отношение русских к исламу, он- также терпимо стал относиться к «неверным». Как-то раз полковник Богуславский спросил Шамиля: «А что если бы Шуаннат сделалась христианкой, взял ли бы ее к себе как жену?» — «Возьму!» — решительно ответил имам.

Вопреки своим годам Шамиль сохранил почти что юношеское любопытство ко всему, что его окружало. Как-то раз он пожелал посетить казармы калужского гарнизона, откушав там каши, а в другой раз — Хлюстинскую больницу. Проходя одну за другой палаты, он наткнулся на раненого своего солдата. Узнав, что горца лечат так же внимательно и тщательно, как и русских, Шамиль был потрясен. Позже, встретив на улице еще двух горцев (к удивлению имама, не закованных в цепи), он завел разговор со своей «нянькой» — капитаном корпуса жандармов Руновским. «Теперь только я вижу, как дурно содержал княгинь ( Орбелиани и Чавчавадзе, взятых в плен в 1854 году – авт.), но я думал, что содержал их очень хорошо. Я вижу в Калуге сосланных сюда двух горцев, они ходят здесь на свободе, получают от государя содержание, занимаются вольной работой и живут своими домами. Я не так содержал русских пленных — и от этого меня так мучит совесть, что я не могу этого выразить словами».[90]

Находясь в России, пытливый до мелочей имам невольно сравнивал родной Кавказ с огромной страной, в которой он очутился, удивляясь ее размаху и развитию. Однажды его привезли посмотреть губернскую гимназию, в которой Шамиль попросил непременно показать ему физический кабинет. Наткнувшись там на корявый кусок магнита, имам долго с ним играл, радуясь тому, как он притягивает всякие железячки. Но в гимназии Шамилю так и не смогли объяснить, зачем русских детей учат русскому же языку. И совершенно озадаченным стал Шамиль, посетив позже русский флот в Кронштадте, монетный двор в Петербурге, фарфоровый и стеклянный заводы . «Да, я жалею, что не знал России и что ранее не искал ее дружбы!» — произнес Шамиль со вздохом, подъезжая к Калуге.

Читайте также:  Если длинный нос как подобрать стрижку

Источник статьи: http://www.refsru.com/referat-26458-11.html

Чеченская борода

Чеченская борода давно стала признаком мужской половины нации. Культура народа такова, что её начинают носить даже подростки с того момента, как проходит этап полового созревания и первые щетинки покрывают область подбородка. Сегодня мода распространилась, отращиванием растительности занимаются мужчины, не относящиеся к чеченцам. Как обстоят дела с этим атрибутом мужественности среди жителей Чечни, как исторически формировался этот образ, рассмотрим ниже.

Причины отращивания бороды чеченцами

Почему чеченцы носят бороду? В основном, все мужское население отказывается от бритья и стрижке, на то, у каждого человека есть собственные причины. Некоторые люди даже задаются вопросом, чем мазать, чтоб росла борода.

Согласно общепринятому национальному мнению, сбривание растительности – сильный грех, которого нужно семи силами избегать. Обильная щетина – символ мужественности, своего рода подарок от Господа. Если молодой человек носит его, не отказываясь, это говорит о его преклонении перед религией.

Рассмотрим несколько этапов в развитии этой традиции, начиная с давних времен.

Ранний ислам

В раннем исламе, именно пророк Мухаммед подал людям идею о том, что бритье и стрижка не подходят для истинного мусульманина. Сам он этого не делал, и других предостерегал, считая, что те, кто стрижет щетину – многобожники, огнепоклонники, которых требуется остерегаться.

Когда Мухаммед проводил свое последнее паломничество, он остриг волосы и разрешил раздать их своим почитателям. Они распространились по всему миру, хранили эти реликвии в бутылках, обернутых материей зеленого цвета.

Средневековье

Об это запрете писал правовед Ибн Хазм, считая его не харамом (полным запретом), а нежелательным действом. Такое мнение существовало, но придерживались его единицы.

Современность

Традиционное общество определяет статус человека от формы, цвет и длины растительности, что обрамляет его подбородок. Современные богословы утверждают, что она отличает представителей сильной половины человечества от слабой, а также от неверующих.

Сегодня бритье бород – запретное дело, грех их владельца.

Ближний Восток

Некоторые ближневосточные страны, к примеру, Ливан, страдают от того, что подобные стрижки сегодня перестали быть приверженностью Богу, они даже вызывают подозрительность со стороны полицейских органов.

Бородачи сегодня – это непременные пособники ИГИЛ, так считает большинство общества. На деле же, террористы уже давно избавляются от растительности, чтобы не вызывать подозрения, скрыться среди обычных людей.

Что касается Турции, то тут есть рекомендация по ношению бород. Однако, для государственных служащих длинная щетина находится под строгим запретом.

Когда в Египте находился у власти Хосни Мубарак, густая шевелюра на лице была признаком принадлежности человека к исламистским силам, чтобы настроены против власти президента. Хотя такой аксессуар носили даже христиане-копты. Во время нахождения у власти Мубарака – волосы активно сбривались, после – все пришло в норму, вернулось к историческому равновесию.

Афганистан под властью Талибана

После взятия Кабула талибами, было объявлено о появлении Исламского Эмирата, где царили шариатские нормы. Среди прочих запрещений и рекомендаций, мужчинам предписывалось носить длинную растительность, обрамляющую лицо. По улицам ходили группы, которые проверяли длину стрижек. Если она была меньше сжатого кулака, то людей избивали.

Пакистан

Здесь, на территории, что контролировалась талибами, строго обозначался тот факт, что бритье – это действо, противоречащее законам ислама. На парикмахерские содержались таблички с информацией о том, что нарушение данного закона карается смертью. Те заведения, что отказывались соблюдать данный запрет, неминуемо взрывали. В Вазиристане существовали точно такие же предупреждения.

Средняя Азия

Духовное управление мусульман Казахстан не считает бритье запретным, о том, что оно греховно, утверждает только группа ваххабитов. Считается, что призывы запретить стрижки – это мера, которая заставляет людей враждовать друг с другом, сеять раздор и панику.

Читайте также:  Рокерские прически для парней

Исламский Узбекистан не имеет явных запретов ношения густых волос, однако бородачи неизменно вызывают подозрение у милицейских сотрудников. Существует специальный «список бородатых», в который ничто не хочет попасть, поэтому, даже имамы избавляются от щетины.

Неофициальная борьба против экстремистов ведется с 1997 года, когда в Ферганской долине показательно убили должностное лицо. Тогда, даже фото в паспорте, где человек был бородатым, могло навлечь на него серьезное преследование и получение уголовного наказания.

Узбекистан тоже отличается радикальными настроениями: для получения паспорта бородачом, он должен предоставить справку о том, что не относится к членам, входящим в экстремистские группировки. Причем добиться получения данного документа очень нелегко.

Россия

Российская Федерация также содержит несколько республик, жители которых постоянно ведут борьбу за ношение или запрет отращивания щетины. К примеру, в Карачаево-Черкесии, предписывалось перестать бриться имамам республики.

Муфтий Тюменской области утверждал: право ношения волос нужно заслужить. Для этого, человек должен отвечать таким требованиям:

  • жениться;
  • иметь возраст от 30 лет (для длинной растительности после 60 лет).

Московский имам-хатиб Шамиль Аляутдинов доказывает: нельзя назвать ношение этой стрижки обязательным, такое мнение можно считать никак не традицией, а проявлением неграмотности.

Северокавказская полиция, к примеру, работающая в Дагестане, ставит на учет тех лиц, что носят длинную растительность на лице. Их обвиняют в приверженности религиозному экстремизму.

Зачем же чеченцы носят бороду

Борода чеченская – не обязательно должна быть как можно более длинной, густой. Процесс её подстригания строго регламентируется специальными нормами.

Согласно истории, пророк Мухаммад подстригал волосы, чтобы они имели опрятный внешний вид. То же самое, предписывается делать всем его последователям.

Разрешается отказ от усов, если человек не желает по любым причинам, их носить. Главное, поддерживать щетину в чистоте, ухоженности.

Как выглядит настоящая борода чеченца – фото

Борода чеченца отличается густотой и красотой. Длина может отличаться, главной её особенность является рост по всему подбородку. Однако современные мужчины, в виду плохой экологической ситуации, проблем со здоровьем, не всегда могут похвастаться наличием шикарной щетины.

Чтобы ускорить процесс появления новых волосков, придать ухоженный вид существующим стержням, нужно обратить внимание на следующие советы:

  1. Поддерживать диету, включающую большое содержание белков и жиров. Эти элементы помогают регулировать деятельность сальных желез, стимулировать работу луковиц. Ежедневное меню должно включать свежую зелень, бобовые культуры, овощи, ягоды, фрукты, кисломолочные продукты, рыбу, мясо. Нужно пить много жидкости, следить, чтобы в рационе присутствовали ретинол, токоферол, аскорбиновая кислота.
  2. Когда обеспечить наличие требуемых витаминов одним лишь питанием, не получается, необходимо принимать специальные витаминно-минеральные комплексы.
  3. Вести физически активную жизнь, заниматься спортом, чаще проводить время на свежем воздухе. Это поможет простимулировать активное образование гормона тестостерона, который ответственен за процесс появления новых волосков.
  4. Стараться исключить из своей жизни стресс. Если он все равно присутствует, изучать, воплощать на практике методики расслабления, к примеру, медитацию.
  5. Ежедневно, полноценно высыпаться. Именно во сне происходит запуск всех процессов жизнедеятельности организма, обновление клеточного, тканевого состава, их питание.
  6. При необходимости, по назначению специалиста, принимать стимулирующие средства (Мексидол).
  7. Периодически делать маски с растительными маслами в составе (репейное, миндальное, усьмы, касторовое). К ним нужно добавлять чеснок, настойку красного перца, коньяк, горчичный порошок.
  8. Полноценно ухаживать за волосами: мыть мягким шампунем, смазывать ополаскивателем, бальзамом.
  9. Периодически расчесывать шевелюру специальным гребешком. Эта процедура поможет простимулировать местное кровообращение, что заставит волосяные фолликулы активно работать.
  10. Не торопиться – отращивание щетины является длительным процессом, иногда, первые результаты можно увидеть только спустя 3-4 недели.

Источник статьи: http://borodadeda.ru/vidy-formy/chechenskaya-boroda/

Оцените статью
Adblock
detector