Турецкие усы с бородой

Турция: мужчину судят по усам. И так же определяют его отношение к правящей партии

Ирина Лагунина: 23 мая в Стамбуле завершала работу текстильная ярмарка, которая на этот раз собрала около 700 самых крупных компаний в текстильной индустрии. Турцию рассматривают как своего рода центр в этой области. Особенно после того, как во второй половине 2000 годов текстильная индустрия страны возродилась в полном объеме – после того, как окрепло евро и ЕС ввел квоты на импорт китайского ширпотреба. Между тем у турецкой текстильной промышленности весьма интересная история. И зависела она во многом от кодекса внешности, который превалировал в то или иное время в стране. Рассказывает Елена Солнцева.

Елена Солнцева: В выходные на пристани Бешикташ обычно собираются «новые левые», так называют себя последователи рабочего движения в Турции. Их можно узнать за версту. Тридцатилетние студенты в куртках цвета хаки, шнурованных полувоенных «берцах», за которыми ухаживают с особой тщательностью, регулярно полируя до блеска, натирая черным кремом и не завязывая шнурки для лучшей узнаваемости. Эти ботинки их обладатели с уважением называют «Гезмиш» — в честь лидера рабочей турецкой партии Дениза Гезмиша. Бывший студент юридического факультета за политическую деятельность был приговорен к смертной казни. В годы подпольной борьбы, когда приходилось жить на полулегальном положении и скрываться в горах, ботинки сослужили революционеру неоценимую службу.
Еще один своеобразный пароль, который дает возможность узнавать своих — значки классиков пролетарской революции, которые прикалывают на внутреннюю поверхность лацканов. Несколько лет назад за ношение такого значка с изображением Маркса, Ленина или серпа и молота можно было угодить в тюрьму, либо получить солидный штраф. Власти как огня опасались распространения коммунистических идей. В семидесятые, во время расцвета левого движения, в Турции под страхом ареста были запрещены митинги и собрания. При встрече друг с другом социалисты использовали такие значки вместо пароля. Чтобы спрятать от посторонних, крепили на внутреннюю поверхность лацканов. Но именно одежда в те времена позволяла революционерам оставаться неузнанными в больших городах. «Человеку, который носит мешковатый костюм, длинные волосы и бороду, ничего не стоит переодеться, — писал один из лидеров революционного рабочего движения в Турции Махир Чаян, — Нужно только подстричься, побриться, вымыть волосы, одеть красивый пиджак и его никто не узнает. Человек в красивом костюме не может вызвать подозрений, даже когда в портфеле находятся политические листовки». Семидесятилетний парикмахер Ахмет Беркан:

Ахмет Беркан: Я брил и стриг таких немало. Могу все рассказать про каждого, стоит мне только посмотреть на прическу и бороду. Коммунисты, социалисты, марксисты, маоисты и прочие левые традиционно отпускают длинные усы, которые спускаются вниз тонкой стрункой. Самые ярые, усато-волосатые студенты, подражая классику политэкономии Карлу Марксу, отращивают бороду. За ней, правда, приходится ухаживать: мыть, подстригать, подравнивать. Борода под «Маркса» в мужской парикмахерской стоит около семи лир. За эти деньги брадобрей причешет и оформит бороду, вымоет, сделает массаж головы. Хотя кто-то из великих когда-то сказал, что «Капитал» дремуч, как борода Карла Маркса. Стоит ее остричь большими ножницами, чтоб не морочила и не туманила людям головы.

Елена Солнцева: А в ряде религиозных районов Стамбула до сих пор действуют мужские парикмахерские, где брадобреи могут оформить настоящую янычарскую бороду. В такие заведения обычно захаживают военные пенсионеры в ностальгии о великом прошлом. Они часами пьют чай и пересказывают друг другу поднадоевшие истории о том, как Османская империя владела половиной мира, а янычары были верными слугами султана, на которых держался трон. Воинам полагалось носить висячие усы и брить голову, чтобы выделяться из общей массы бородатых мусульман. Так закрепился стереотип — усы, тюрбан, гневный взгляд, готовность зарезать ятаганом неверного гяура. Вхожу в одну из таких парикмахерских в религиозном районе Фатих. На входе красуется надпись. «Борода – украшение, созданное Аллахом для мужчин и некоторых птиц, таких как петух, чтобы отличать их от представительниц женского пола». «Нужно лишь зажать бороду в кулак, — говорит брадобрей Селаттин, — а остальное будет лишним». «Мужчина не должен быть похож на женщину, а женщина не может уподобляются мужчинам», — продолжает он.

Селаттин: Сбривание бороды у пожилых до сих пор считают харамом, великим грехом.

Елена Солнцева: Усы для турок все равно что бакенбарды для англичан — показатель принадлежности к определенному классу. По форме усов можно определить не только характер человека, но и узнать о его политических взглядах. Сорокалетний журналист Мурат Тунджа уже много лет занимается турецкой модой. Не последнее место в его исследованиях посвящено, как ни странно, усам.

Мурат Тунджа: Турки традиционно носят разные усы. Вот, например, «милетчи», националисты. Они до недавнего времени поголовно носили усы, которые были средней длинны и свисали вроде кисточек. Какое-то время националисты считали себя хозяевами страны, они были уверены, что очищают страну от террористов. Усы были главным символом, опознавательным знаком, по которому узнавали друг друга. Число представителей националистического движения среди молодежи стремительно росло, у многих усы становились длиннее. В конце концов, их стали путать с мусульманами. Лидер партии Давид Бахчели решил сбрить усы и заявил об этом публично. Он сказал, что не желает быть похожим на террориста или криминального авторитета. Его последователи дружно сбрили усы.

Елена Солнцева: Гонения на усатых начались в восьмидесятых годах, когда в стране произошел очередной военных переворот. Запретили религиозные партии, с подозрением относились к чиновникам, имевшим привычку носить усы, подозревая в них религиозных провокаторов и исламистов. В те годы нынешний премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, лидер правящей исламистской Партии Справедливости, работал в стамбульской транспортной организации. Он с ранней юности начал носить усы, за что получил кличку «имам». Его начальник в городском совете транспорта, полковник в отставке, приказал ему их сбрить, но Реджеп отказался, за что был уволен с работы. До сих пор соратники по партии считают этот поступок актом большого мужества. Мурат Тунджа, издавший книгу об истории одежды в Турции:

Читайте также:  Ползучими побегами усами примеры растений

Мурат Тунджа: Это позиция правящей исламистской партии. Эрдогану подражают практически все члены нынешнего кабинета министров. Обратите внимание, они выбривают усы, оставляя короткие усики. Демократы смотрят на них и понимают, что перед ними исламисты, представители религиозной партии. И еще один секрет. По исламским обычаям мужчина мусульманин не может носить золото, которое предназначено для женщин. Обратите внимание, все исламисты носят серебряные кольца. Они не могут украшать себя бриллиантами. Не все знают, что такое кольцо носят на правой руке, потому что в исламе правая рука олицетворяет хорошие добрые дела, а левая плохие.

Елена Солнцева: В Турции шутят, что сначала нужно научиться брить усы, а потом уже вступать в Партию справедливости, которую возглавляет Реджеп Эрдоган. Мурат показывает мне таинства превращения в государственного чиновника.

Мурат Тунджа: Вот смотрите, как нужно брить усы. Они не должны быть большими. Их бреют, потом делают меньше, они должны быть коротенькие.

Елена Солнцева: Получаются вот такие узкие усы, в стиле Адольфа Адольфа Гитлера.

Мурат Тунджа: Нет, Вы не правы. Тут есть свои тонкости. Исламисты выбривают над губой тонкую линию. У президента Турции Абдуллы Гюля слишком короткие усы, наверное, плохо растут, оттого они похожи на пучок пшеницы. Однако все наши министры, все партийные чиновники похожи друг на друга, потому что носят абсолютно одинаковые усы.

Елена Солнцева: «Мурат, — обращаюсь я к сорокалетнему журналисту,- вот Вы не носите усы. Получается, что Вы беспартийный, беспринципный человек?». Он смеется в ответ :

Мурат: Я считаю, что это восточный, арабский, оттоманский стиль. Это не по-европейски, что ли. У моего отца были усы, но десять лет назад он их сбрил. Это делает старше, смотрится как-то не по-современному.

Елена Солнцева: Чтобы придать себе более европейский вид, основатель турецкой республики Мустафа Кемаль сбрил усы. Его примеру последовали государственные чиновники. Ношение усов стали считать противоречащим кемалистским законам. Последовала революция в одежде, которая стала одним из главных завоеваний республики. В двадцатых годах были объявлены вне закона символы старого общества — хиджаб и феска — шерстяной красный суконный колпак с черной шелковой кистью. Был принят специальный закон о головных уборах, в котором отмечалось, что и кому следует носить. За ношение пережитка прошлого был назначен высокий штраф. Немедля по всей Турции стали вводиться европейская одежда и европейские головные уборы. Главный денди страны, боевой генерал Ататюрк учил всех завязывать галстук. Мужчин заставляли брить бороды. Для дам пароходами из Европы везли европейские наряды. «За несколько дней, — писали газеты тех лет, — в Стамбуле торговцы реализовали весь запас шляп и фуражек». Однако и в то время многие сомневались, можно ли таким способом приблизить Турцию к Европе. Историк одной из стамбульских школ Атакан Челик.

Атакан Челик: Сейчас феску в Турции носят только туристы и продавцы шербета. А раньше любая уважающая себя стамбульская голова была покрыта этим убором.У меня сохранились фотографии прадеда, полковника, он с гордостью демонстрирует свой новый головной убор. Родом феска из Северной Африки, однако в Стамбуле с начала девятнадцатого века ее приказали носить чиновникам и офицерам новой, устроенной на европейский манер армии. Феска сменила громоздкий тюрбан, произвела целую революцию в моде. Вместо традиционных халата и шальвар, стали носить длинный сюртук и феску. К тому же феска соответствовала обряду мусульманских молитвенных поклонов, в отличие от шляп с полями.

Елена Солнцева: «Революция в одежде» стала толчком для развития текстильной промышленности. Бедная полураздетая страна положила все силы, чтобы отстроить первые текстильные фабрики. На текстильное производство молодая республика возлагала миссию движущей силы индустриализации страны. Был основан государственный промышленный холдинг «Сюмербанк», объединивший капитал большинства имевшихся в стране текстильных фабрик. Модернизировали оборудование, готовили персонал. Сотни будущих специалистов были командированы за опытом в страны с развитой текстильной промышленностью. Из Европы привозили новые технологии. Бум на местном рынке, например, вызвало появление паровых утюгов и гладильных досок. Экономист текстильной фабрики Айше Кураглы.

Айше Кураглы: Паровой утюг вызвал революцию в текстильной промышленности. Он обеспечивал экономию энергозатрат в производстве готовой одежды при промежуточной глажке, повышал продуктивность труда. Утюг стал пользоваться большим спросом у производителей смежных отраслей, таких как швейная промышленность, ателье, чистки, прачечные и модельные мастерские. Утюг сначала не имел бачка, затем появился утюг с паровым отделением емкостью около литра. Потом объем парового бачка начал стремительно расти. Сегодня компании продают промышленные утюги с паровым бачком емкостью до пяти литров.

Елена Солнцева: К середине 60-х годов Турция сумела полностью отказаться от импорта готовой одежды. Нефтяные кризисы семидесятых вынудили экономистов обратить особое внимание на необходимость развития промышленности, чтобы обеспечить стране приток иностранной валюты. Государство предоставляло экспортерам целевые кредиты на льготных условиях, возврат налогов, частичную компенсацию расходов на научные разработки, нацеленные на повышение качества экспортных товаров.
Однако даже переодевшись в широкополую шляпу, турки по-прежнему оставались людьми консервативными, живущими по старинке, по законам ислама. Хаядун Танер, турецкий писатель и публицист заметил: «Что мы, турки, собой представляем? Некое странное среднее между феской и шляпой. Узел, средоточие противоречий между восточным мистицизмом и западным рационализмом, часть одного и часть другого».

Источник статьи: http://www.svoboda.org/a/2056630.html

Турецкая борода

Турецкая борода с давних пор считалась символом мужской брутальности и опыта. Некоторые культуры в принципе не принимали гладко выбритое мужское лицо, считая его противоестественным, оно вызывало у местного населения отвращение, становилось объектом для получения постоянных насмешек. Течение времени изменяло отношение людей к этому объекту, но некоторые религиозные течения по-прежнему не меняют своего решения, четко определяя признаки внешнего вида истинно верующего мужчины. Эта тем является предметом постоянных споров, особенно среди молодежи, которая не готова отказываться от связи с предками, но стремиться успеть за постоянно меняющимися модными тенденциями. Что касается ислама, то тут довольно трудно найти единство мнений, попробуем прояснить основные точки зрения.

Борода в исламе: что значит?

Растительность, обрамляющая линию мужского подбородка, играет важную роль в жизни каждого правоверного мусульманина. Какую именно, разобраться не так просто ученым, богословам, не говоря уже о простых людях.

Если собрать воедино многочисленные высказывания ученых умов, можно определить, что густая растительность – это символ, дающий возможность отличаться неверующего человека от правоверного мусульманина. Такой атрибут обязательно приближает расположение человека к Всевышнему, потому что является выполнением воли Аллаха.

Читайте также:  Прически которые можно сделать с короткой стрижкой

Ислам: традиционное отношение к бороде

Важность такого аксессуара, подчеркивают многочисленные религиозные деятели:

  • пророк Мухаммед велел своим последователям носить щетину, чтобы отличать их от язычников;
  • многочисленные проповедники отмечали густую бороду в качестве символа следования божьей воле.

Поверхностное рассмотрение роли волосяного покрова, обрамляющего поверхность подбородка, нельзя рассматривать с поверхностной точки зрения. Для получения максимально открытой информации по этому вопросу, нужно понять особенности формирования религиозного течения, характерные направления того периода времени.

Во время жизни пророка, несомненным мужским атрибутом являлась аккуратно оформленная растительность. Ее отращивание являлось символом вхождения юноши во взрослую жизнь, возможность отныне чувствовать себя взрослым, самостоятельным. Только, после появления волос на подбородке, молодой человек обретал возможность жить отдельно, заведя собственную семью.

Такая огромная роль бороды присутствовала не только среди последователей мусульманской веры. Даже в древнерусском государстве мужчины следили за собственной внешностью, постоянно поддерживая красоту усов, отращивая щетины. Бритье в те времена находилось под запретом, это был позор, который можно было отнести не столько к религиозным, сколько к культурным традициям.

Для мусульман, растительность является тем самым атрибутом, который показывает окружающим его несокрушимую веру в Аллаха. Несмотря на такую символичность, трудно дать точный ответ о необходимости ношения густого, длинного волосяного покрова мужского лица.

Культура ношения бороды в исламе

Некоторые приверженцы мусульманской веры считают, что чем длиннее, гуще будет шевелюра на их лицах, тем более они погружены в религию. На самом деле все по-другому, подстригание растительности является строго регламентируемым процессом:

  • Мухаммед подстригал щетину по ее длине, ширине, чтобы она постоянно имела опрятный внешний вид;
  • все правоверные должны уподобляться пророку, стремясь ухаживать за собственной внешностью таким же образом;
  • допускается оставление на лице только усов (этот момент оставлен на мужское усмотрение), чаще всего, парни отказываются от них, внимательно ухаживая лишь за растительностью на подбородке;
  • приемлемой длиной шевелюры считается та, что составляет размер сжатого мужского кулака (по мнению Мухаммеда, оставлять щетину без ухода могут только дикари).

Хадисы – что это такое?

Чтобы с точностью разобраться, какое место занимает волосяной покров у мусульман, используют хадисы. О том, что это такое, знает каждый, истинно верующий человек.

Хадисы представляют собой особые предания, содержащие информацию о словах пророка, регулирующие основы каждодневной жизни правоверного человека. Именно эти высказывания передавали мнения о тех или иных объектах, вещах. Они обязательно были порядочными, богобоязненными, если их передавал человек, не считающийся таковым в обществе, то они переставали считаться основами.

В хадисах упомянуты все сферы жизни мусульманина, поэтому о растительности здесь тоже сказано немало.

Хадисы о бороде

Хадисы о волосяном покрове содержали такие основы:

  • важность личной гигиены каждого человека;
  • правоверные должны были быть примером для подражания, потому должны стремиться к собственному аккуратному, опрятному внешнему виду;
  • верующему предписывается удалять усы, сохранять щетину, обрамляющую подбородок (это необходимо для отличия человека от многобожников, язычников);
  • определялись десять основ сохранения мусульманином естественного внешнего вида;
  • важность ухода за полостью рта, подстригания шевелюры.

Все эти основы подчеркивают важность данного аксессуара для правоверного человека. Их соблюдение является для него неколебимой основой.

Отношение к вопросу в русском исламе

У отечественных последователей пророка разные мнения о данном вопросе:

  • деятели из Карачаево-Черкесии считают, что ношение щетины – не просто право, а настоящая обязанность мужчин, им запрещается удаление волос с помощью лезвия на лице;
  • республика Татарстан: здесь густую растительность относят к привилегии, нежели к простому праву или обязанности, лишь после заключения брака мужчины могут переставать использовать станок по назначению (отращивать же длинные волосы положено только мужчинам, пересекшим шестидесятилетний рубеж);
  • столичные верующие имеют собственное мнение: для них несоблюдение гигиены на ежедневной основе принято считать невежеством (такие мировоззрения были сформированы постоянно меняющейся разнообразной и динамичной столичной культурой).

На просторах столицы длинные бороды носить не принято по той причине, что бородачи могут быть ошибочно приняты за террористов, их часто останавливают стражи правопорядка для проверки личности, что приносит множественные неудобства. По этой причине столичные жители предпочитают гладковыбритое лицо.

Борода в исламе: сунна или фарз

Несмотря на доказанную важность ношения растительности на лице, эта тема активно обсуждается многими людьми. Это связано с тем, что записанные в хадисах мнения, составляют сунны.

Суннами принято называть те рекомендации, что желательны, но не обязательны к исполнению. Выполнение правоверным сунн дает ему одобрение Аллаха, но отказ от их выполнения считается греховным.

Дело обстоит по-другому, когда речь идет о фарде, приобретении рекомендацией статуса: обязательной к исполнению. Если мусульманин не исполнит то, что он предписывает, такой поступок будет приравнен к греху, потребует последующего раскаяния, искупления.

Богословы постоянно спорят по поводу необходимости, либо возможности ношения щетины:

  • сбривание без причины не рекомендуется;
  • щетина должна быть всегда подстриженной, содержаться в опрятном состоянии;
  • сбривание допустимо только при наличии особых обстоятельств (к примеру, болезни);
  • плохо растущая шевелюра – не причина к огорчению, ощущению себя испорченным, ведь вера – это результат душевной, сердечной работы, а не внешние показатели;
  • иные придерживаются мнения, что шевелюра, растущая на подбородке – это обязательный атрибут мусульман, отличающий от их политических противников, иноверцев.

Нормы шариата – борода как символ истинной веры

Постоянно ведущиеся споры о возможности, необходимости ношения обильной щетины, они могут легко разрешиться, при обращении к законам шариата.

На Ближнем Востоке проводились осмотры молодых людей, предполагающие измерение длины волосяного покрова на лице. Она должна была составлять длину сжатого кулака, истинно правоверными считались только те люди, что проходили данный осмотр. Те, кто не могу пройти осмотр, подвергались всяческим наказаниям.

Страны, контролируемые талибами, доходят до крайностей, здесь за отсутствие щетины положено наказание в виде смертной казни.

Почему мусульмане бреют усы и оставляют бороду?

Ислам содержит массу информации, касающейся:

  • норм поведения;
  • особенностей внешнего вида;
  • грехов;
  • благовидных поступков;
  • соблюдения норм гигиены.

Основы изложены в Коране. Согласно хадисам, пророк передал своим потомкам указание на отращивание растительности, запрет ее бритья.

Это было связано с такими постулатами:

  • отличие от многобожников;
  • отличие от огнепоклонников;
  • закон чистоплотности, как наиважнейший;
  • уделение внимания духовному воспитанию, практическому жизненному укладу;
  • соблюдение телесной чистоты должно находиться на одном из первых мест;
  • отличие внешнего вида мусульманина от неверующего (чистоплотностью, облагороженной внешностью);
  • указание на количество и время мытья тела, чистки зубов, стрижки волос, ухода за растительностью, растущей на лице.

Особенности ношения усов:

  • усы разрешается оставлять, либо полностью удалять путем бритья;
  • важно соблюдать их тщательную гигиену, не допуская загрязнения во время принятия пищи, для чего их нужно особым образом укорачивать;
  • в идеале, волосы подстригают таким образом, чтобы между губой и ее кромкой оставалась лишь небольшая полоска;
  • усы требуется регулярно подвергать процедуре мытья, расчесывания, по праздникам – умащиванию с помощью благовоний.
Читайте также:  Прическа итальянка с короткими волосами

Почему не все правоверные сбривают растительность в виде усов? Некоторые вполне верующие люди, носят усы и не подумывают о необходимости их удаления с собственного лица. Это не является нарушением норм Корана, при условии, что мужчина должным образом заботиться о сохранении их чистоты, поддержании аккуратного внешнего вида. Взлохмаченные усы, отличающиеся неопрятным внешним видом – однозначное нарушение заветов пророка, неизменно вызывающее порицание.

Ислам имеет немало течений, разнообразных ответвлений, точно так же, как и иные мировые религии. Среди мусульман выделяют:

Каждый представитель той или иной конфессии имеет собственные правила, касающиеся внешнего вида. Для некоторых бритье усов – обязательно, для других – желательно, для третьих – неприемлемо.

Удаление растительности над верхней губой – признак особого рвения в своем следовании учениям Аллаха.

Причины этого феномена заключаются в следующем:

  • дозволение Корана самостоятельно решать, как поступать с усами;
  • обязательность ухода за растительностью, что была оставлена;
  • наличие такой длины, что не будет мешать принимать пищу, способствовать задержанию ее кусочков в волосах;
  • необходимость обязательного очищения волос.

Современные городские жители пришли к практически повсеместному удалению усов, только приверженцы фундаментальных течений не берут в руки станок, стремясь отращивать усы.

Окрашивание бороды

Бородатый мусульманин не способен никого удивить, равно как и тот, что подвергал щетину процедуре окрашивания. Мало кто знает, но Мухаммед давал своим последователям рекомендации окрашивать растительность, используя красный, желтый оттенки. Таким образом, правоверные должны отличаться от христиан, иудеев.

Выбирать для окрашивания черные цвета неприемлемо, здесь все богословы придерживаются единого мнения. Такой оттенок используют только те воины, то ведут джихад, цвет будет символизировать намерения этого человека.

Отращивать или брить: извечная дилемма

На этот вопрос довольно сложно найти однозначный ответ, который бы удовлетворял все стороны. Данная проблема отличается своей многогранностью. Многие люди считают, что единственно верным решением будет соблюдение заветов пророка Мухаммеда, без собственного противопоставления современному обществу.

Зачастую мусульмане носят лишь аккуратную, не большую по длине, бородку. Это связано с тем, что никто не хочет вызывать подозрения у окружающих, провоцировать их недоверие. Такое решение можно назвать правильным, сообразным сложившейся в современном мире, ситуации.

Отношение к отращиванию щетины, среди разных представителей мусульманства, различно:

  • бритье – это грех;
  • выращивание – обязательное к исполнению действие;
  • отращивание – желательное действие;
  • бритье – строго порицается, но не запрещается;
  • борода относится к символу мужественности, ее отращивание – это один из признаков естественной человеческой жизни.

Каждый период в формировании ислама имел свое особое отношение к этому вопросу.

  1. Ранний ислам: сам пророк, христиане, иудеи активно отращивали щетину. По хадисам, Мухаммед отращивал волосы, не заставляя людей их брить, тем самым, позволяя им отличаться от многобожников, огнепоклонников. Сборник хадисов, который был создан после последнего паломничества пророка, содержал его разрешение на то, чтобы люди взяли состриженные волосы Мухаммеда. Эта растительность была сохранена, распространена по всем уголкам мусульманского мира. Люди хранили их в бутылях, оборачивали зеленой материей.
  2. Средние века: о запретах удаления с лица растительности писали многочисленные проповедники. По мнению большинства улемов, такое действие было нежелательным, но не считалось серьезным грехом.
  3. Современный мир: традиционное арабское общество определяет статус человека с обязательным обращением внимания на длину, форму, оттенок щетины. Современные богословы из состава салафитов отмечают, что именно бороды нужны для отличия мужчин от женщин, а также верующих и неверующих. По их мнению, бритье – это грех, потому занятие это признано запретным.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

Количество волос на голове мусульманина не регулируется, главное, своевременное и регулярное их очищение, поддержание опрятного, аккуратного вида.

Многие страны, в которых ислам относится к одной из официальных религий, не имеют явных ограничений на присутствие на публике мужчин, имеющих бороду или не имеющих этого атрибута. К примеру, в Турции борода – это сунна исключительно для взрослого поколения мужчин, но люди, находящиеся на государственной службе, должны присутствовать на рабочем месте с гладковыбритым лицом.

Примерно такая же ситуация сложилась в другом восточном государстве – Ливане. Здесь ношение обильной щетины не является основной характеристикой правоверного мусульманина. Более того, если гражданин Ливана позволит себе такую вольность, то он будет постоянно находиться под пристальным вниманием со стороны сотрудников органов общественного правопорядка.

Жители Узбекистана, Казахстана с одинаковой толерантностью относятся к мужчинам, что носят бороду или ходят с гладковыбритыми лицами. Тем не менее, обильная растительность и здесь будет вызывать подозрения со стороны посторонних людей. Это связано с тем, что сегодня существенно поменялось отношение общества к исламу.

Сейчас эта религия – первая, с которой ассоциируется терроризм. Множество радикально настроенных террористов относят к этой религии, именно они совершали большинство террористических актов на Ближнем Востоке, в Европе, России, приведших к множеству жертв. После этих событий, люди, чьи лица закрывает густая щетина, неизменно вызывают страх, опасение. Они считаются (пусть и незаслуженно) людьми, потенциально способными на совершение разного рода страшных преступлений.

Изменение в мировом отношении к мусульманству и его традициям, привело к тому, что многие лидеры таких государств, начали положительно смотреть на бритье щетины. Это позволяет доказывать, что их подопечные не имеют никакого отношения к разрушительной силе терроризма.

Сегодня во многих странах вводится запрет ношения бород, пусть и неофициальный, который, как нельзя лучше, описывает истинное отношение людей к густой щетине на лицах мусульман.

Сегодня все больше муфтиев отмечают, что молодежь не против носить бороды, но от усов стремиться отказаться. Это отношение может порицаться богословами, но такие люди тоже причисляют себя к последователям исламистов, стремящимся выполнять заветы Мухаммеда (пусть даже и таким способом).

Некоторые муфтии утверждают, что ношение бороды должно перестать быть дозволенным каждому мужчине. Этот право, по их мнению, необходимо предварительно заслужить. Некоторые проповедники считают, что отращивать щетину можно не ранее, чем молодому человеку исполнится 30 лет, он обзаведется женой и детьми. Только к 60 годам, по их мнению, человек может отрастить длинную шевелюру, которая будет символизировать, в первую очередь, его опыт, мудрость и готовность им делиться с подрастающим поколением.

Источник статьи: http://borodadeda.ru/vidy-formy/turetskaya-boroda/

Оцените статью
Adblock
detector