У абая есть усы

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Путь Абая. Том 2

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Осеннее небо пасмурно. Воздух пронизан сыростью. Холодный ветер усиливает резкую свежесть раннего утра. Уныло чернеет голыми ветвями потерявшая листья таволга, краснеет пересохший тростник. Кивая облетевшими головками, колышутся под порывами ветра пожелтевшая полынь и ставший белесым ковыль. По поблекшей траве катится гонимое ветром перекати-поле. День только что занимается. Обильная роса, рожденная холодной ночью, еще не просохла, ноги лошадей мокры до самых щеток, влажные копыта поблескивают в траве.

Всадники, показавшиеся на широкой долине Ералы, далеко обогнали свои аулы, которые снялись на кочевку с рассветом. Впереди, беседуя со своим племянником Шубаром и с дальним сородичем Кокпаем, ехал Абай. За ними шумной кучкой двигалась молодежь: сыновья Абая — Акылбай и Магаш, еще один его племянник — Какитай и молодой акын Дармен. Чуть поотстали от этой группы двое всадников: Ербол, друг юности Абая, и сказочник Баймагамбет.

Ни унылая серая погода, ни дорожная усталость не мешали молодежи весело смеяться и перекидываться шутками. Все они были поэты, и хотя обычно сочиняли стихи дома с карандашом в руках, никто из них не отказывался сложить песню или стихотворение перед друзьями по-акынски — под напев домбры. Часто Акылбай вызывал молодых акынов на состязание в импровизации; порой он подбивал их на это даже во время быстрой скачки верхом. Тот же Акылбай рассказал им недавно о трудной форме стиха- подхвата, когда четыре поэта должны экспромтом сложить четверостишие, поочередно подхватывая друг за другом по строке.

Как раз эти стихи-подхват и были причиной шумного веселья всадников. Молодые акыны состязались в быстроте стихосложения, безобидно посмеиваясь друг над другом в своих стихах.

Магаш, пригнувшись в седле, повернулся к Какитаю и Акылбаю.

Застыл весь я! Дует со всех сторон…

Ожидая вызова, все жигиты были настороже, но первым подхватил строчку Акылбай:

Замерз и я! Осень взяла нас в полон…

Дармен раскрыл уже рот — из всех молодых акынов он был самым находчивым и обычно заканчивал сразу обе последние строки, — но Магаш схватил повод его коня и закричал:

— Погоди, Дармен, умерь свой пыл! Какитай всегда у нас в долгу, пусть он подхватит. Ну, Каке, скорее!

И Магаш с лукавой улыбкой обернулся к Какитаю, своему другу и сверстнику, над которым постоянно подшучивал. Но тот, к удивлению всех, не медля ни мгновения, тут же закончил стихи звонким, высоким голосом:

Ну, что ж, друзья! Замерзнешь ты и застынет он — Останусь я! Заменит обоих Какитай-шон!

И он громко рассмеялся, довольный своей находчивостью. Акылбай в раздумье повторил про себя строчки Какитая и спросил с недоумением:

— «Шон…» Что это еще за слово?

— Просто Какитай не подыскал рифмы и выдумал «шон»! — насмешливо сказал Магаш. — Такого слова вовсе нет. Стоит Какитаю взяться за стихи, обязательно придумает какую-нибудь чушь!

Дармен заливался хохотом.

— Ой, Каке! Откуда ты приволок такое слово, какого ни один казах не знает?

Какитай дал им посмеяться вволю, но потом начал защищаться:

— А разве для стихов годятся лишь слова всем известные, избитые, которые в зубах навязли? Порой красивые, звучные слова приходят издалека, вот тогда они и изумляют людей, как сейчас. По-моему, уж если называть нашу чепуху стихотворением, так только из-за моего слова «шон»!

Услышав взрывы смеха, Ербол и Баймагамбет нагнали молодежь, и Магаш решил обратиться к старшим. Акыны повторили свои строчки, прося Ербола рассудить их. Насмешки друзей не очень задевали Какитая, но все же он стал шутливо жаловаться Ерболу.

— Ербол-ага, избавьте меня от глупых острот! Будьте моим заступником, подтвердите им, ради бога, что есть в казахском языке слово «шон»!

Видя, что в этом споре ему приходится быть судьей, Ербол попросил прочесть стихи-подхват целиком.

Магаш начал, остальные продолжили:

Застыл весь я! Дует со всех сторон… Замерз и я! Осень взяла нас в полон! Ну что ж, друзья! Замерзнешь ты, и застынет он — Останусь я! Заменит обоих Какитай-шон!

Ербол подумал и отрицательно покачал головой. Новый град насмешек обрушился на Какитая.

Тогда Какитай кинулся за помощью к Баймагамбету.

— Подумай, что они говорят, Баке! — закричал он во весь свой звонкий голос. — Твои уши много слыхали, нет слова, которого бы ты не знал! Скажи свой приговор!

Баймгагамбет с обычной своей прямотой решительно ответил:

— Ты неправ, Какитай. Ни в сказках, ни в песнях не встречал я такой чепухи. Нет такого слова — «шон».

Все опять зашумели, ожидая, что вспыльчивый Какитай сцепится с Баймагамбетом. Но на этот раз юноша не стал спорить, хотя и не признал своего поражения.

— Ладно, Какитай не из тех, кто валится с седла от первых ударов! — воскликнул он, — Обращусь к суду Абая-ага. Скачите за мной, поглядим, какие вы мудрецы! — И, хлестнув коня, он помчался вперед.

Читайте также:  Прическа каскадом вид сзади

Пока друзья нагоняли его, Какитай, подскакав к Абаю, успел уже рассказать о споре. Видимо, о слове «шон» здесь что-то знали: Кокпай, улыбаясь, переглянулся с Абаем. В сердце юноши вспыхнула надежда. И действительно, едва остальные поравнялись с ними, Абай повернулся к Ерболу и Баймагамбету.

— Выходит, вы оба стали на сторону Магаша и принуждали Какитая сдаться? — спросил он усмехаясь.

— Я испытанный судья, — шутливо ответил Ербол. — Не только Какитая — тебя самого вынуждала

Источник статьи: http://booksonline.com.ua/view.php?book=129244&page=151

Абай Кунанбаев

Великие люди Казахстана XIX века — гордость, честь, совесть и душа нации. Они приложили огромные усилия, чтобы превратить разрозненные племена в единую нацию, прославили национальный язык, культуру, философию, литературу. Особенное место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву. Узнайте больше о его жизненном пути и достижениях.

У каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике.
Имена великих— визитная карточка народа и земли, взрастившей их. Известные люди Казахстана — отдельная страница нашей истории и культуры. Их биографии и достижения — то, что должен знать каждый казахстанец, который любит свою Отчизну и гордится национальной культурой.
Но нельзя ограничиваться только знанием, нужно еще и популяризировать людей, создающих имидж страны. А это выдающиеся личности Казахстана. По их свершениям судят о Казахстане, о его истории, культурных и ментальных ценностях.
Национальная гордость — залог свободы народа и государства. Она формируется из знаний о своем народе и лучших его представителях. Поэтому не ленитесь узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана.

Прикоснитесь к национальной легенде — к биографии и достижениям Абая Кунанбаева.

Абай Кунанбаев — великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель — человек, заложивший основы национальной литературы.
Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века.
Род Кунанбаевых принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын — тобыкты. Их родовые земли — предгорья и горы Чингизтау, река Чаган. В час рождения Абая в 1845 году эта территория находилась под управлением российского царя и относилась к Западно-Сибирской губернии, а сейчас это Восточный Казахстан.
Прямые предки Кунанбаева — батыры и бии рода тобыкты. Его отец — представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи.
Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек, — предводителя войска Орус-хана. Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов.
Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба — советник Тауке-хана.
Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем и нарекли Кунанбаева.
Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере (в девичестве Токбала), которая привила мальчику любовь к родному языку. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука. Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции — то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.
К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову — другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру — управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности.
Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.
Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду.
Из-за этих расхождений Кунанбаев в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семипалатинск.
Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы.
Встреча с политическими ссыльными — передовыми мыслителями и просветителями XIX века, сосланными царским правительством в Семипалатинскую губернию, — дает толчок к формированию демократического и гуманистического мировоззрения поэта.
По-настоящему глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики.
Первыми среди них стали его трое сыновей.
Абай Кунанбаев оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов — своих сыновей.
Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца.
Двух сыновей — Абдирахмана и Магаша — Кунанбаев готовил для военной и чиновничьей службы. Ему хотелось, чтобы они стали настоящими реформаторами, принесли пользу своему народу. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и рано (в 27 лет) ушел из жизни. Младший Магауи, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу.
Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.

Читайте также:  Уроки свадебной прически короткие волосы

Ученые утверждают, что Кунанбаев стоял у истоков рождения национальной философской мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием русских мыслителей-гуманистов и поэтов эпохи Просвещения, а также философов Востока.
У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, следовательно, нет целостной философской системы. Наиболее полно его размышления представлены в книге притч «Гаклия» («Слова назидания»).
Здесь автор последовательно излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали.

Узнайте, какие вопросы больше всего беспокоили великого поэта казахского народа:
Материалистичность мира и роль труда в его познании.

Абай считал, что мир существует независимо от мышления и сознания человека. Познание — это процесс отражения в мыслях человека объективной реальности.
Так возникают понятия. Происходит это только в процессе трудовой деятельности. Абай утверждал, что знания также результат труда человека, ведь просто так они не даются. Всегда нужно убеждаться в правоте тех или иных выводов на собственном опыте, то есть получать личный опыт и так формировать познание мира.

Загадка души и ума человека.

Человек — основа мироздания. Душа человека — это его переживания, мысли, размышления. Этим люди отличаются от животных.
Они думают о настоящем, помнят прошлое и заботятся о будущем. Человек постоянно растет вверх, потому что стремится охватить своим взором как можно больше прелестей мира, познать их и осмыслить. Люди обладают уникальной возможностью «третьей формы познания» — познание душой.
Кунанбаев считал, что важнейшую роль в правильном понимании мира играет нравственная чистота человека. Если его душа лишена пороков, кичливости и эгоизма, то отраженный в ней мир чистый и ясный. Разум и сердце.
Это два способа познания мира. Разум, по мнению Абая, познает вещи, но не может им дать оценку. Он не может различить добро и зло, а вот сердце обладает такими свойствами.
Оно источник доброты и гуманизма, благородства и привязанности. Сердце побуждает людей быть добродетельными, справедливыми и милосердными, избегать злых поступков и стремиться к моральному совершенствованию.

Именно сердце, по мнению Абая, в условиях жестокого феодализма станет движущей силой изменений, заставит бороться за права обездоленных и бедных людей.

Высший этический идеал мыслителя можно выразить фразой: «Адам бол!» — ‘Будь человеком!’.

Образование — основа счастливого общества.

В связи с вышесказанным Кунанбаев особенную роль в духовном развитии человека отводил не религии, а именно образованию.
Он считал, что чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он стремится изменить существующие порядки, сделать совершенным всё, что его окружает, построить счастливое общество, в котором царят мораль и благонравие.
Несостоятельность религиозных догм.

Кунанбаев был одним из первых просветителей, кто выступил против религиозного тумана, который не позволяет человеку увидеть реальную картину мира и изменить его, сделав лучше. Религия, по его мнению, учит служить Богу.
Однако поэт не стремится разуверить людей в существовании или могуществе Всевышнего.
Он хочет осознанности их поступков и усиления ответственности за собственную жизнь.
Мыслитель говорит, что Бог создал болезни и здоровье, но никого не заставляет болеть.
Так же и с богатством, и с бедностью. Люди должны осознать тот творческий потенциал, которым их наделила природа и высшие силы.
Только тогда они превратят мир вокруг себя в цветущий сад.

Чтобы преобразить мир, достаточно правильно воспитать человека. Делать это нужно в семье и в школе.
Для детей очень важны моральные и духовные качества наставников — родителей и учителей. Поэтому воспитание — обоюдный процесс совершенствования человека.
Тот, кто имеет знания, у кого в сердце горит пламя любви и кто действует по справедливости, — совершенный человек, который построит светлое и прекрасное будущее.
О формировании такой личности следует заботиться родителям и учителям.
Гуманист Абай Кунанбаев очень высоко оценивал возможности и значение человека. Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.
От их культурного развития, считал мыслитель, напрямую зависит развитие мира. Чем больше узнает человек о мире, тем светлее становится его душа и мысли.
Высоконравственные люди — основа счастливого общества.

Читайте также:  Мастер класс прически для кукол

Абай Кунанбаев: стихи

Стихи Абая — отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов.
Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории.
Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм — произведений акынов.
Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева.
Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века.
Его лирика — это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий.
Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, — это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие.
Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них — экспромты. Они вдохновенны и исполнены истинного чувства.
Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта:
Природа. Зеленые травы, река и аул — природа идеальная и совершенная, в ней нет ничего лишнего. Пестрым ковром устлана степь. Эта гармония наполняет сердце человека счастьем.
Такова главная мысль поэзии «Лето — солнечная пора!». Это было одно из первых стихотворений Абая, напечатанное в газете.
Этой темы автор касается в цикле, посвященном временам года, а также в стихотворениях «На воде, как челнок, луна. », «Когда станет длинною тень. ».

В 1909 году вышел сборник стихов Абая Кунанбаева, где главенствующее место было отведено произведениям, в которых осуждался паразитизм баев, утверждались идеи дружбы, равноправия, взаимной помощи и благородства.
Вот как описал автор трагедию бедности в поэзии «Ноябрь — преддверие зимы»:
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрте натекло,
И улетучилось давно последнее тепло.
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Поэт ушел от восточной пышности поэтического образа, реалистично описал быт кочевников и жизнь аула.
Детали, яркие образы производят сильное эмоциональное впечатление на читателей.

Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников.

Поэт и поэзия в жизни общества.

Эту тему автор поднимает, касаясь морально-этической и духовной составляющей жизни народа.
В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека.
Его судьба — одиночество и борьба за души людей.

Эту тему можно считать осевой для Абая Кунанбаева.
О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность — вопросы, которые выходят на первый план.
Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». Они написаны в стиле назиры, но в идейном плане выходят за пределы этой традиции.
В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского.
Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком.
Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению.
Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия.
В поэме «Масгут» автор касается невежества и его губительного влияния, которое может ослепить даже острый разум.
Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово.
Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека.
Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост.
Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества.

Автор: Оксана Гольник

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.04.2020. Великий Абай
  • 25.04.2020. Великий Абай
  • 21.04.2020. Великий Абай
  • 20.04.2020. Великий Абай
  • 16.04.2020. Абай Кунанбаев
  • 15.04.2020. Абай Кунанбаев
  • 10.04.2020. как обучали казаков в детстве до революции
  • 07.04.2020. ***

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник статьи: http://proza.ru/diary/fetter/2020-04-15

Оцените статью
Adblock
detector