- 18. Раздвоенная борода Христа и раздвоенная борода Андроника
- Читайте также
- Чёрная борода
- 1.2.6. Длинная борода Одина
- «Синяя борода» с Лубянки
- Борода
- Борода и Лаборатория-2
- «Зачем тебе борода?»
- Синяя Борода
- 18. РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА ХРИСТА И РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА АНДРОНИКА
- Черная Борода
- НЕСЧАСТНАЯ «СИНЯЯ БОРОДА»
- «Борода — глазам замена!»
- Коса и борода
- Борода и Усы
- Natalya’s блог
- Старец с длинной бородой, Чудеса Святой Горы Афон
- Борода
18. Раздвоенная борода Христа и раздвоенная борода Андроника
18. Раздвоенная борода Христа и раздвоенная борода Андроника
На многих иконах Христа он изображён с раздвоенной бородой. См., например, русские иконы на рис. 1.24 и рис. 2.26. На старинных гравюрах серии «Малые Страсти», приписываемых сегодня Альбрехту Дюреру (германская школа), борода Христа в большинстве случаев тоже изображена раздвоенной, см. примеры на рис. 2.27. Далее см. изображения Христа итальянской, флорентийской, школы на рис. 2.28. Далее, см., например, картины: Пьетро Перуджино, Пьеро делла Франческа, Фра Анджелико — см. рис. 2.29; Фра Анджелико — см. рис. 2.30; Иеронима Босха — см. рис. 2.31; Микеланджело, Джован Баттиста Чиа да Конельяно, флорентийской школы, Пинтуриккьо и помощники — см. рис. 2.32; Симоне Мартини — см. рис. 2.33; Фернандо Гальего — см. рис. 2.34; Бартоломео Кардуччи — см. его картину далее; Карло Кривелли [10], с. 60, илл.50. Подобных старинных изображений сохранилось довольно много. Причём, судя по некоторым иконам и по Плащанице, борода Христа была достаточно большой.
Рис. 2.26. Раздвоенная борода Христа. Фрагмент русской иконы «Молящиеся новгородцы». Взято из [84], икона 49.
Рис. 2.27. Раздвоенная борода Христа. Фрагменты гравюр Альбрехта Дюрера. № 1 — «Распятие». Взято из [171], илл. 246. № 2 — «Снятие с креста». Взято из [171], илл. 249. № 3 — «Восстание из гроба». Взято из [171], илл. 251. № 4 — «Явление Христа Богоматери». Взято из [171], илл. 252. № 5 — «Христос с учениками». Взято из [171], илл. 254. № 6 — «Страшный Суд». Взято из [171], илл. 258.
Рис. 2.28. Раздвоенная борода Христа. Флорентийская школа. Фрагмент картины. Якобы конец XIII века. Взято из [38], с. 21, илл. 2.
Рис. 2.29. Раздвоенная борода Христа. Фрагменты старинных изображений. № 1 — «Пьета», Петро Перуджино, якобы 1493–1494 годы. Взято из [38], с. 131, илл. 158. № 2 — «Крещение Христа», Пьеро делла Франческа. Якобы XV век. Взято из [4], с. 8, илл. 8. № 3 — «Noli me tangere», Фра Анджелико. Взято из [110], с. 35. № 4 — «Преображение», Фра Анджелико. Взято из [110], с. 38.
Рис. 2.30. Раздвоенная борода Христа. Фрагменты старинных изображений. № 1 — «Осмеяние Христа», Фра Анджелико. Взято из [110], с. 40. «Оплакивание Христа», Фра Анджелико. Взято из [110], с. 54.
Рис. 2.31. Раздвоенная борода Христа. Фрагмент картины «Осмеяние и коронование терновым венцом». Иероним Босх. Взято из [10], с. 127, илл. 126.
Рис. 2.32. Раздвоенная борода Христа. Фрагменты старинных изображений. № 1 — «Погребение Христа», Микеланджело (?). Взято из [10], с. 156. илл. 155. № 2 — «Уверение Фомы», Джован Баттиста Чиа да Конельяно. Якобы 1504 год. Взято из [10], с. 226, илл. 224. № 3 — «Вознесение», Пинтуриккьо и помощники. Взято из [114], С. 214, илл. 205. № 4 — Флорентийская школа. Фрагмент картины. Якобы около 1230–1250 годов. Взято из [38], с. 21, илл. 2.
Рис. 2.33. Раздвоенная борода Христа. Фрагмент картины «Благословляющий Спаситель». Симоне Мартини. Взято из [114], с. 74, илл. 60.
Рис. 2.34. Раздвоенная борода Христа. Фрагмент картины «Пантократор». Фернандо Гальего. Якобы около 1485 года. Взято из [1.11], с. 49.
Кстати, на Плащанице борода похожа на раздвоенную, хотя изображение в данном месте не настолько ясное, чтобы мы могли утверждать это точно, см. рис. 1.15 и рис. 1.17. Тем не менее, исследователи отмечали, что на Плащанице изображена «короткая борода, РАЗДВОЕННАЯ ПОСРЕДИНЕ». См. статью «Образ на ткани» на сайте www.shroud.orthodoxy.ru, целиком посвящённом Туринской Плащанице.
Средневековый источник «Послание Лентула» также утверждает, что «Он (Христос — Авт.) имеет густую коричневую бороду в цвет Его волос, не длинную, но разделённую НАДВОЕ» [62], с. 453.
А теперь обратимся к византийской истории. Оказывается, что у Андроника была РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА. Никита Хониат говорит: «У него длинная борода, РАЗДЕЛЯЮЩАЯСЯ НА ДВЕ ПОЛОВИНЫ И ОКАНЧИВАЮЩАЯСЯ ОСТРИЁМ» [140], с. 353. Отметим, что на некоторых иконах борода Христа чётко разделена надвое, см. выше, а на некоторых других она оканчивается ясно выраженным остриём, см. рис. 1.25 и рис. 1.26.
Надо сказать, что далеко не для каждого византийского императора сохранились сведения о форме его бороды. Что касается раздвоенной бороды, то мы не нашли в византийской истории другого такого упоминания, кроме Андроника. Подобная форма бороды — достаточно ярко выраженная особенность человека. Вообще форма бороды, а тем более раздвоенная, это необычная характеристика в описании правителей. Их внешность описывается в летописях достаточно часто, но форма бороды — весьма редко. Поэтому отмеченное совпадение вряд ли случайно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Чёрная борода
Чёрная борода Кто такой герой? Человек, о котором слагают легенды.Это определение вполне допустимо. И тогда Эдварда Тича можно с полным основанием считать героем. О нем сложено немало былей и небылиц.Он имел устрашающую внешность. Лицо его покрывала черная
1.2.6. Длинная борода Одина
1.2.6. Длинная борода Одина Сообщается, что у Одина была длинная борода (см. выше). О Христе известно, что у него была борода и длинные волосы, ниспадающие на плечи (см. подробности в книге «Царь
«Синяя борода» с Лубянки
«Синяя борода» с Лубянки Обвинения Берии в половой распущенности, повторяю, были для его противников очень кстати. На следствии Лаврентий Павлович признал:»Я легко сходился с женщинами, имел многочисленные связи, непродолжительные. Этих женщин привозили ко мне на дом, к
Борода
Борода В эпоху классической античности бороды носили философы и следом за ними некоторые римские императоры. Борода отпускалась в знак презрения к роскоши и социальным условностям. На Востоке борода служила признаком мудрости. На Западе же, наоборот, варварские народы
Борода и Лаборатория-2
Борода и Лаборатория-2 Однако совещание с учеными в назначенную дату не состоялось. Помешали другие события. Сталин мог бы перенести совещание на какую-нибудь более отдаленную дату, не будь такого потока тревожной информации из-за рубежа. Такой, например, как телеграмма
«Зачем тебе борода?»
«Зачем тебе борода?» Опять разглядываю фотографии на стене. — Шестидесятилетие Сталина, — говорит Каганович. — Тут я уже без бороды. Я бороду носил до тридцать третьего года. Сталин говорит: — «Зачем тебе борода? — Я говорю: — Давно ношу. — Сталин: — Надя, дай ножницы, я
Синяя Борода
Синяя Борода Помните сказку Шарля Перро о богатом дворянин, который убивал своих жен?Однажды девушка вышла замуж за герцога Синяя Борода, и вскоре после свадьбы муж объявил ей о своем отъезде и вручил ключи от замка. Ей разрешалось бывать повсюду, кроме комнатки в нижних
18. РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА ХРИСТА И РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА АНДРОНИКА
18. РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА ХРИСТА И РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА АНДРОНИКА На многих иконах Христа он изображен с раздвоенной бородой. См., например, русские иконы на рис. 1.24 и рис. 2.26. На старинных гравюрах серии «Малые Страсти», приписываемых сегодня Альбрехту Дюреру (германская
Черная Борода
Черная Борода « — По порядку, не все сразу, — засмеялся доктор Ливси. — Надеюсь, вы слышали об этом Флинте? — Слыхал ли я о Флинте?! — воскликнул сквайр. — Вы спрашиваете, слыхал ли я о Флинте? Это был самый кровожадный пират из всех, какие когда-либо плавали по морю.
НЕСЧАСТНАЯ «СИНЯЯ БОРОДА»
НЕСЧАСТНАЯ «СИНЯЯ БОРОДА» Героя Шарля Перро Синюю Бороду весь мир считает извергом, убившим одну за другой шестерых своих жен. На кого только ни примеривали синюю бороду исследователи! Среди кандидатов в «синие бороды» были и король Англии Генрих VIII, и русский царь Иоанн
«Борода — глазам замена!»
«Борода — глазам замена!» В один из весенних дней 1757 года (точно его установить невозможно, но где-то перед шестым марта) из здания Санкт-Петербургской императорской Академии наук окрестными дворниками наблюдалась ретирада весьма представительных духовных лиц.
Коса и борода
Коса и борода Если раскрыть на любой странице испанский эпос «Песнь о Сиде», пожалуй, первое, что бросится в глаза, – это похвала знаменитому воину: «…мой Сид, бородою славный…» В других местах говорится, что Сид «не побоялся» отрастить длинную пышную
Борода и Усы
Борода и Усы «Пастухи, грузчики и табунщики до Юрьева дня отпускают себе бороды; вообще же украинцы бреют бороды с давнего времени, хоть и неизвестно с какого. Но в давние времена на Украине борода считалась украшением старого человека»(М. Максимович).Борода, как и усы, в
Источник статьи: http://history.wikireading.ru/33414
Natalya’s блог
Старец с длинной бородой, Чудеса Святой Горы Афон
Запись опубликована · 17 ноября, 2012
2 816 просмотров
Старец с длинной бородой († 1835)
В начале 19-го века жил в скиту Кавсокаливе блаженнейший старец. Борода его была как у преп. Онуфрия и преп. Петра Афонского — на четверть лежала на земле. Когда кто желал посмотреть ее, то он становился на скамейку, и тогда она висела до земли.
Этот старец прежде был первый и славный певец по всему Афону, и не было подобного голоса во всей Св. Горе. Во все монастыри просили его на праздники для пения. В один праздник пел он всенощное бдение, и потщеславился своим голосом. После того пропал у него голос, и не мог он уже ничего петь, и от того впал в великую скорбь.
Сказывали нам о нем:
Было ему видение и от Царицы Небесной извещение, что отнялся у него голос за то, что не умел им владеть, а только тщеславился; но что в утешение дана будет ему великая борода; только бы паки не тщеславился, а то и ее лишится. И начала расти борода его, и выросла на четверть ниже ног. И он всегда носил ее подвязану, и показывал только тем, кто пожелает посмотреть.
Иером Аарон. Скит св. Андрея
В одно время в Константинополе проезжал султан Махмуд мимо патриархии. И захотелось ему по любопытству посмотреть христианскую церковь. Встретил его сам патриарх; султан долго все рассматривал в храме. Увидавши икону св. Петра Афонского и Онуфрия Великого, он сказал патриарху: — Вот у вас тут басни изображены; как возможно, чтобы у людей такие были бороды? — Патриарх ему смиренно ответил, что это не ложь, а истинная правда, и что в нынешнее время на Горе Афонской есть монах, который имеет такую длинную бороду. Султан скоро послал за ним.
Он же приехал и явился к султану. Тот приказал показать ему бороду, и монах стал на диван и распустил свою бороду. Султан весьма удивился, что борода длиннее, нежели какие на иконах видел. Потом сам захотел испытать и увериться — не подделана ли она; взял один волос от самого подбородка и вел по нему рукой до самого конца; так пробовал 3 волоса.
Потом, смотря на бороду, сказал: — у христиан, что есть писано, то все сущая правда! — А монаху дал фирман, чтобы оба они с учеником до смерти дани не платили, а жили на льготе.
Источник статьи: http://forum.optina.ru/blogs/entry/2812-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%86-%D1%81-%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD/
Борода
Борода – знак мужества, о котором часто говорится в Библии, и она всегда пользовалась высоким уважением среди семитов и особенно среди жителей Западной Азии. «Арабы, говорит путешественник Арвье, настолько почитают бороду, что считают ее как бы священным украшением. Они говорят, что борода есть совершенство человеческого лица, и что оно было бы менее обезображено, если бы, вместо острижения бороды, отрезывали нос». На египетских памятниках, как и на памятниках ассирийских, жители Азии всегда изображаются с бородой, между тем сами египтяне обыкновенно брили бороду и даже голову. Поэтому Иосиф, прежде чем представиться фараону, должен был обрить себе бороду ( Быт. 41, 14 ). Но даже и в Египте, борода ценилась настолько, что цари носили искусственную продолговатую бороду, и даже сама царица Ха-та-су, в знак своего царственного достоинства, приказала изображать себя на своих памятниках с бородой. Евреи заимствовали обычай ношения бороды из Халдеи. В этой последней стране все носили бороду, как об этом свидетельствуют туземные памятники, на которых только женщины и евнухи изображаются безбородыми. В земле Гесем потомки Иакова сохраняли этот обычай, который и отличал их от окружающего их народа. Впоследствии, с поселением евреев в Палестине, этот обычай еще более укрепился, и касательно бороды установились определенные правила. Так, обычаем требовался тщательный уход за бородой, так что нечесаная и оставленная в пренебрежении борода считалась признаком глупости ( 1Цар. 21, 18 – 14 ). Важностью, которую приписывали там бороде, объясняется любопытный восточный обычай целовать бороду в знак уважения или дружбы ( 2Цар. 20, 9 ). Обрезать кому-нибудь часть бороды, а тем более всю бороду, считалось самым вопиющим оскорблением (ср. Неем. 13, 25 ). Давид почел жестоким для себя оскорблением, когда аммонитяне обрезали его послам половину бороды; эти посланники должны были скрываться в Иерихоне, и не осмеливались показаться народу, пока вновь не отросла у них борода ( 2Цар. 10, 2 – 5 ; 1Пар. 19, 2 – 5 ). Последствием этого оскорбления была война между израильтянами и аммонитянами. В ХVІІІ веке подобное же оскорбление, нанесенное персам одним арабским вождем, было также смыто только кровью: в 1764 году Керим-хан, один из трех претендентов на престол Персии, потребовал значительной дани от эмира Магенны, стоявшего во главе независимого племени на берегах Персидского залива; последний, однако, отказался уплатить эту дань, и посланникам Керим-хана приказал остричь бороду. За это оскорбление он жестоко поплатился: Керим-хан выслал против него войско, которое завоевало почти всю страну. Еще и теперь у маронитов высшим наказанием для провинившегося священника считается острижение ему бороды. У арабов обрезать бороду кому-нибудь считается высшим знаком бесчестия, каким у европейцев считается телесное наказание; среди них многие предпочли бы смерть этого рода наказанию. Эти обычаи с достаточностью объясняют нам, почему пророк Исаия (7, 20) сравнивает царя ассирийского с бритвой, которая обреет голову и бороду народу иудейскому, и почему пророк Иезекииль (5, 1 – 5), желая выразить древнюю славу Иерусалима и потом его глубокое уничижение, сравнивает этот город с остриженной бородой, потому что это действие есть символ уничижения и разрушения. В виду такого уважения к бороде, обычаем позволялось стричь бороду, или оставлять ее в пренебрежении, лишь в знак траура или вообще в знак большой скорби ( Ис. 15, 2 ; Иер. 41, 5, 48, 37 ; 1Езд. 9, 3 ; ср. Геродот, II, 36; Феокрит, XIV, 3; Сеетонии, Калигула, V). Иногда впрочем бороду сбривали и в видах гигиены, в случае проказы, что требовалось самим законом ( Лев. 14, 9 ). В видах же гигиены, в Египте предписывалось брить все тело. Человек, подвергшийся проказе, должен был закрывать свою бороду ( Лев. 13, 45 ). Вместо острижения бороды в знак скорби можно было ограничиться также закрытием своей бороды. В Египте, наоборот, во время траура сильно отпускали бороду (Геродот, II, 36). Римляне делали то же самое (Тит Ливий, XXVII, 34).
В Новом Завете мы не находим указаний на бороду, но по общему преданию, засвидетельствованному памятниками, Спаситель и апостолы носили бороду, как и все иудеи; только ап. Иоанн изображается безбородым, и это лишь потому, что он призван был к апостольству еще очень молодым. Этот обычай сохранился в восточной церкви, предписывающей Духовенству носить бороду. Постановления Апостольские запрещают бриться и «изменять против естества образ человеческий». Еще и теперь в церкви маронитской безбородый человек считается уродом, и не может быть рукоположен в священный сан.
Латинская церковь, чуждая этих восточных воззрений на бороду, изменила этому обычаю, и вместо него установился почти повсюду обычай брить бороду, за исключением тех миссионеров, которые действуют среди восточных народов.
Этот обычай в римской церкви, очевидно, возник под влиянием древних римлян-язычников, бривших бороду. Но римская церковь, желая оправдать этот обычай, уже рано стала утверждать, что духовенство начало брить бороду, или по крайней мере обрезывать ее, уже со времен ап. Петра, как об этом говорят средневековые соборы и писатели; при этом в основание приводилось предание, по которому язычники в Антиохии, в насмешку, не только остригли ап. Петру, основателю римской церкви, голову (tonsura Petri), но и бороду. Во всяком случае, обычай этот рано распространился в римской церкви, и уже патриарх Фотий среди других упреков, которые он делал римской церкви за уклонение от древнего предания, указывал и на то, что в ней духовные не носят бороды. Оправдываясь во взводимом упреке, Ратрамн корвейский доказывал, что касательно ношения бороды духовенством ни Св. Писание, ни апостольское предание не постановили ничего определенного, и вообще у различных церквей господствовали различные обычаи. Ссылаясь, однако, на установившийся обычай Западной церкви, пана Григорий VII заставил архиепископа каглиарского с его духовенством брить бороду, и начиная с XII века, на Западе в течение всех средних веков но было почти ни одного такого собора, который бы не предписывал: сlerici barbam ne nutriant («духовные лица да не отпускают бороды»); некоторые соборы даже угрожали запрещением тем духовным лицам, которые не брили своей бороды более двух недель. Но хотя таким образом западное духовенство почти в течение тысячи лет ходило безбородым, с половины XVI века мало-по-малу среди него возобновился обычай ношения бороды, так что ему следовали и многие папы, как можно видеть в галерее портретов пап (с Павла III до Иннокентия XII, причем более ранние из них носили длинные бороды, а более поздние – короткие или только едва закрывавшие подбородок); то же самое показывают и портреты епископов и других духовных лиц этого времени. Соборы того времени и требовали только, чтобы духовные лица носили «не слишком длинную бороду» и настолько подстригали ее на верхней губе, чтобы она не препятствовала вкушению святейшей Крови. Но этот обычай впоследствии, под влиянием французской моды, с конца XVII века опять мало-по-малу вышел из употребления, и снова установился старинный обычай брить бороды, как об этом говорит Борромей, который, будучи архиепископом, сначала и сам еще носил бороду, а затем в одном послании к своему духовенству от 1576 г. выражал желание, чтобы духовные лица отличались от мирян не только своей одеждой, но и отсутствием бороды. Когда в шестидесятых годах минувшего XIX столетия среди духовенства в Баварии появилось стремление носить «достопочтенную бороду», и многие тайно стали носить ее, то Пий IX (1863) в особом бреве поручил апостолическому пунцию в Мюнхене внушить от его имени баварским епископам, чтобы они запрещали вновь появившийся у духовных лиц обычай носить бороду, и вообще не водили Никакого нового обычая без ведома и позволения апостолического престола. В упомянутом бреве ношение бороды духовенством называется «обычаем вышедшем из употребления», и «брадобритие» называется «господствующим обычаем латинской церкви». Вопрос о бороде и доселе еще не покончен в Западной церкви, особенно там, где латинское христианство приходит в соприкосновение с православием, придается большое значение соблюдению правила брить бороду; так что те из духовных лиц, которые, особенно среди русско-галицких униатов в Австрии, предпочитают носить по русско-восточному обычаю бороду, часто подвергаются преследованию со стороны своего начальства, которое всегда склонно видеть в бороде знамя и признак ненавистного ему москвофильства, и бывали случаи, что из-за бороды возникали целые дела, уладить которые было не всегда легко.
О тех спорах, которые возбуждались касательно бороды в России, особенно со стороны раскола см. под словом «Брадобритие».
Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-vtoroj-arheologija-byuhner/258