У кувшина есть прическа
СВЕТ-ХЛЕБ *Живой Музей Традиционного Хлеба* запись закреплена
ЩАНКИ, КАНДЮШКА, СОЛИЛО. ЗАБЫТЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ВИДЫ СТАРИННОЙ ГЛИНЯНОЙ УТВАРИ
ГОРШКИ в старину являлись самой распространенной и самой необходимой посудой. Их количество в крестьянском хозяйстве доходило до 30-40 штук. Так было в основном потому, что для каждого блюда полагался свой горшок: был горшок-кашник, горшок-луковник, горшок-братина, горшок-корчага. Это позволяло хозяйкам избегать смешения запахов, и блюдо сохраняло свой неповторимый вкус. В старину не пользовались глазурью, и поэтому каждый горшок пропитывался запахом того продукта, для которого он был предназначен. Раз в год хозяйки дезинфицировали горшки, прокаливая их в русской печи, поставив вверх дном прямо в печь.
ГОРШОК-ЛУКОВНИК: имел форму открытого усеченного конуса, иногда с вертикальной ручкой.
ГОРШОК-КАШНИК — маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
ГОРШОК-БРАТИНА — посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка наличием ручек.
КОРЧАГА — большой горшок для хранения сыпучих продуктов: муки, зерна, крупы и др. Корчаги, в отличие от обычных горшков, делались, как правило, без волохов (крышек) и ручек.
Корчаги использовались также для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л).
ДОЙНИК представляет собой большой горшок с вертикальной ручкой и носиком, которые приклеивались к тулову горшка с диаметрально противоположных сторон. Носик приклеивался максимально высоко, и в этом — функциональная особенность дойника, так как он служил для отстаивания молока. А как известно, у настоящего коровьего молока сверху отстаивается довольно толстый слой сливок. Через носик, который приклеивается на том уровне, где обычно заканчиваются сливки и начинается молоко, эти сливки легко можно перелить в отдельный горшок или кринку. Дальнейшая их судьба известна — из них сбивали масло или, давая скиснуть, превращали их в сметану. Делались дойники и более сложной конструкции, с двумя носиками, приклеенными с противоположных сторон. Второй носик имел внутри горшка продолжение в виде искривленного цилиндра, который достигал почти дна. Такая конструкция позволяла через один носик сливать сливки, а через другой молоко.
КИСЕЛЬНИЦА представляет собой низкий горшок с широким горлом, с носиком и ручкой как у дойника. Такое широкое горло делалось для того, чтобы горячий кисель как можно быстрее остывал (а еще для того, чтобы остывший кисель удобнее было доставать — О.Л.).
РУКОМОЙ (урыльник). У рукомоя два носика с противоположных сторон тулова и две вертикальные ручки, за которые он подвешивается. Тулово имеет форму классического горшка. При помощи рукомоя можно и умываться, недаром он имеет второе название — урыльник.
ПЛОШКА, МИСА, СОЛИЛО — в общем-то, названия одного и того же изделия. По форме они почти не отличаются друг от друга и разнятся только размерами. Миса всегда больше плошки, а солило больше мисы.
И служили они в крестьянском быту как блюда и тарелки. Правда, до начала XX века индивидуальные плошки и миски использовались крестьянами редко. В основном в семьях ели из общей посуды, и, как правило, это были горшки-братины. В солилах, мисах и плошках подавали еду к столу. В солилах, что, наверное, понятно из названия, подавались соленья: квашеная капуста, соленые помидоры и огурцы, грибы и проч.
ДВОЙЧАТКИ, ЩАНКИ, спорыши, поляточки, близня́та, двоешки, двойнички. В разных русских губерниях так называли один и тот же сосуд — склеенные между собой два одинаковых горшка с общей ручкой. Придумали наши предки этот сосуд для того, чтобы удобно было носить в поле обед. В одной руке можно нести и щи, и кашу. Щанки можно делать и из трех горшков, и даже из четырех.
КРИНКА — глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.
КУВШИН — сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком.
ЛАГУШКА — сосуд для дегтя. Когда-то деготь был людям просто необходим, особенно в деревне. Им, как машинным маслом, смазывали вращающиеся поверхности, например колеса телеги, натирали дегтем сапоги, лечили коровам и быкам растрескавшиеся копыта.
КУВШИН-ПОЛЕВИК — это кувшин, в котором носили воду, молоко, квас работникам в поле. По форме полевик представляет собой кринку с крутыми бедрами, но с носиком, приклеенным к выпуклой части тулова, и ручкой. Ручка, в отличие от простых кувшинов, к полевику приклеивается сверху, как у корзины. Такая конструктивная особенность этого сосуда понятна — его удобнее носить в руках.
КУВШИН ДЛЯ ВОДЫ — это большой кувшин (на 5-6 литров) с носиком и ручкой, в котором носили воду; отчего его часто называли русской гидрией. По форме он представляет собой большую корчагу, но с горлышком как у кувшина.
КРУПНИК (или пудовик) — ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
ОПАРНИЦА – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали» («Русская изба» иллюстрированная энциклопедия).
КУХЛЯ — это горизонтально поставленный бочонок с горлышком (горлышко иногда закрывали волохом). Кухлю делали и с ручкой, и без ручки, и с носиком для слива, и без носика, и на ножках, и без ножек. Разные варианты изготовления определялись ее назначением. В кухлях хранили и подавали на стол квас, сбитень, мед, вино, медовуху. Размеры кухли тоже были самыми разными. Если кухлю изготавливали без ножек, то ее просто придавливали к столу в подвяленном состоянии до образования плоскости, которая и служила своеобразным дном.
БАКЛАГА — это плоский дисковидный сосуд с узким коротким горлышком. Она изготавливалась в двух видах: на ножках для подачи на стол крепких напитков и с небольшими ушками на плечах; в них продевали ремень или веревку; и, в зависимости от размера, носили баклаги на поясе или на плечах.
ДЕГТЕРНИЦА — сосуд, в котором брали с собой в дорогу деготь для смазывания телеги. По форме это была все та же баклага, по только меньшей толщины и с очень узким горлышком. Это был прообраз современной масленки.
КУМГАН. Слово «кумган» — тюркского происхождения и означает «сосуд пустыни». Как и квасник, кумган использовался для различных напитков, и в частности, конечно, для кваса. Очень красивые кумганы делались русскими гончарами в XVII веке в Ростове Великом, Ярославле, Москве, Кумганы на Руси делались в основном двух типов: первый имел тулово каплевидной формы с ножкой и коротким горлышком, второй имел тулово тыквообразной формы с ножкой и высоким горлышком. Ручки у них были одинаковые — большие и плоские. Тулова кумганов, как правило, богато декорировались способом налепа.
КВАСНИК — сосуд для подачи кваса на стол. Форма его тулова представляет собой закрытый тор (бублик), поэтому квасник можно выкрутить на гончарном круге только по частям. Более того, помимо горлышка, носика и ручки к выкрученному тору нужно приклеить еще четыре ножки.
КУБЫШКА. Одно время она делалась довольно большой и с ручкой, поскольку применялась для подачи вина к столу. Позднее кубышка потеряла ручку и ее стали использовать для хранения денег. Кубышки, набитые доверху монетами, затыкали пробками и закапывали в землю. С тех пор выражение «складывать деньги в кубышку» прочно вошло в русский язык.
ПИВНЯК — сосуд для пива. Когда-то в нем отстаивали пиво, для чего в нижней части тулова чуть выше уровня осадка делали отверстие для слива, затыкаемое «стырем». Сегодня пивняк уже делается без отверстия и используется как кувшин. Он представляет собой сосуд каплевидной формы с носиком и ручкой. На Вологодчине пивняки, например, делались и без ручки.
КАНДЮШКА— чашка шаровидной формы, с ножкой и широким горлышком.
КУМОЧКА — маленькая кринка с ручкой, но очень строгой формы — шар плюс усеченный обратный конус. Ручка своим верхним концом крепилась прямо к губам кумочки.
КРУЖКА-ТУШКА — чашка бочкообразной формы с круглой ручкой. По объему она занимала место между кандюшкой и кумочкой.
Источник: материалы сайта «Керамика, керамическая посуда, гончарный круг» . На этом сайте также представлены исчерпывающие инструкции для гончаров, которые хотели бы изготовить эти изделия по старинным образцам.
Источник статьи: http://vk.com/wall-83903602_791
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Про «Горе Луковое» и Судьбу Про «Горе Луковое» и Судьбу. В записи радиостанции «Гармония мира», т.
ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (по материалам книги Глеба Чёрного «Бессмертие и сексуальный синдром»).
Ковид заканчивается, но «пандемия не закончится, пока все не вакцинируются»-А.Меркель Прошло чуть.
«Либеральный» сценарий Новый 2021 год, начался с открытой войны (спецоперации) против России. На .
Микробная теория инфекционных болезней неверна? Туберкулёз – не инфекция? В середине XIX века сре.
—Рубрики
- ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ (39)
- Академия красоты и здоровья (37)
- Лара Галль Вопросы и ответы (20)
- Альтернативное лечение микроволновой терапией (18)
- ОН-ЛАЙН КЛИНИКА (47)
- ОН-ЛАЙН КЛИНИКА СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (24)
- ОНЛАЙН СПА (16)
- СПОРТКЛУБ (12)
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНЛАЙН (8)
- ФИТНЕС НА ДИВАНЕ (8)
- КЛУБ ВСТРЕЧ (5)
- КАБИНЕТ ОНЛАЙН РЕЛАКСАЦИИ (3)
- ДОМАШНЕЕ ЛЕЧЕНИЕ (50)
- САЛОН КРАСОТЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ (37)
- Быть женственной (14)
- Верность и доверие (12)
- Женская дружба (11)
- Женская красота (23)
- Женская магия (5)
- Женская мудрость (11)
- Женская энергия (6)
- Женские секреты (10)
- Женские судьбы (17)
- Женский клуб (47)
- ЖЕНСКИЙ КЛУБ ЛЮБОВЬ И ОТНОШЕНИЯ (37)
- «Сильная женщина» (3)
- Женщинам (14)
- Жизненные ценности (7)
- Здоровье (50)
- Интересное (47)
- Информационная медицина (41)
- Истории из жизни (44)
- Как выйти замуж (8)
- Как пережить расставание (9)
- Клуб здоровье семьи (23)
- Красивая музыка (24)
- Красота (12)
- Красота женщины (10)
- КРАСОТА ЗДОРОВЬЯ (32)
- Лирика (23)
- Личные отношения (36)
- Любовный треугольник (12)
- Любовь (40)
- Любовь и отношения (37)
- Медицина 21 века (38)
- Мужчинам (50)
- Мужчины с Марса женщины с Венеры (13)
- Наша жизнь (31)
- Наши дети (45)
- Общение (14)
- Общество (21)
- Одиночество (14)
- Он и Она (13)
- Отдых (2)
- Отношения (48)
- Памятка ещё замужним и уже разводящимся (14)
- Притчи (15)
- Психология (61)
- Ревность (7)
- Семейные отношения (49)
- Семья (36)
- Семья и дети (4)
- Сказки для взрослых (40)
- Советы женщинам (26)
- Создаём настроение (11)
- Счастье есть (20)
- Тёщи и свекрови (7)
- Чего хотят женщины (10)
- Чего хотят мужчины (6)
- Чувства и эмоции (52)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Притча «Два кувшина»
У одной женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно обратить во благо. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Процитировано 11 раз
Понравилось: 13 пользователям
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/5293045/post477649489/