Истории из жизни Умара бин аль-Хаттаба
1. История о том, как ‘Умар получил прозвище «аль-Фарук»
После того, как Умар, да будет доволен им Аллах, стал на путь Истины, на сердце у него было неспокойно из-за того, что Ислам исповедовали тайно. Он обратился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, со словами: «О Посланник Аллаха! Разве мы не следуем истине независимо от того, умрём мы или останемся в живых?», на что он ответил: «Конечно! Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, вы следуете истине независимо от того, умрёте вы или останетесь в живых!». Затем Умар спросил: «Зачем же тогда скрываться? Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, мы обязательно выйдем наружу!».
После этого сподвижники вышли из дома двумя рядами. Один из них вел Хамза, а во главе другого, от которого исходил шум, подобный шуму мельницы, стоял Умар, да будет доволен ими Аллах, и на глазах врагов они вошли в Каабу. Там курайшиты увидели Умара и Хамзу, из-за чего их охватило такое уныние, подобного которому они ещё не знали. И в этот знаменательный день Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, прозвал Умара ибн Хаттаба «Аль-Фарук», что означает «отличающий истину от заблуждения».
2. История о том, как курайшиты узнали о принятии Ислама Умаром
Когда Умар ибн аль-Хаттаб принял Ислам, он захотел, чтобы об этом узнали все, несмотря на то, что знал, что курайшиты будут причинят ему вред. Со слов Абдуллаха ибн Умара приводится: «Когда Умар принял Ислам, он сказал: «Кто из курайшитов быстрее всех разносит слухи?». Ему сказали: «Джамиль ибн Ма’мар аль-Джумахи». Он отправился к нему, а я пошел за ним следом, чтобы посмотреть, что он будет делать. А в это время я был юношей, который уже понимал, что происходило вокруг меня. Придя к нему, Умар сказал: «Знаешь ли ты, о Джамиль, что я принял Ислам и вошел в религию Мухаммада?». Услышав это, Джамиль медленно встал и, не произнося ни слова в ответ, направился в сторону Каабы, где обычно собирались курайшиты, и изо всех сил закричал: «О курайшиты! Ибн аль-Хаттаб стал вероотступником!». ‘Умар, шедший позади него, сказал: «Он лжет, я не отрекся от веры, а принял Ислам!» и произнес свидетельство: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Раб Его и Посланник Его».
После этого люди набросились на него, и они дрались, пока время не приблизилось к полудню, после чего лишившийся сил Умар сел, люди встали над ним, и он сказал: «Делайте со мной, что хотите, а я клянусь Аллахом, что, если бы нас было человек триста, мы бы оставили вам Мекку, или же вы оставили ее нам!». И когда они были в таком положении, к ним подошел один старец из числа курайшитов и спросил: «Что с вами?» Ему ответили: «Умар отрекся от религии предков!» Он сказал: «Человек выбрал для себя это, так что же вы хотите? Оставьте его в покое!».
Затем после переселения в Медину я как-то спросил отца: «О отец, кто был тот человек, который велел людям отстать от тебя, когда они сражались с тобой после того, как ты принял Ислам?» На что он ответил: «О сынок, это был аль-‘Асс ибн Ваиль ас-Сахми».
3. История о том, как Умар совершил хиджру
Ибн Аббас передает со слов Али ибн Аби Талиба, да будет доволен ими всеми Аллах: «Все мусульмане переселились тайно, кроме лишь Умара. Когда Умар вознамерился совершить хиджру, он взял меч, надел на плечо лук и колчан со стрелами, прикрепил к поясу копье и направился в сторону Каабы, где в тот момент находилась группа курайшитов из числа язычников. Уверенно и спокойно обойдя семь раз вок¬руг Каабы, совершив молитву в местечке аль-Макам, Умар направился к этим людям и, обращаясь к ним, воскликнул: «Сколь безобразны эти лица! Всевыш¬ний не унизит никого, помимо вас. Если кто хочет ос¬тавить мать свою без сына, детей без отца или супругу свою вдовою, то пускай предстанет предо мной вон за той долиной». Али также сказал: «Никто из курайшитов не встал, кроме некоторых глупцов, и они получили урок от Умара».
Об Умаре ибн аль-Хаттабе, да будет доволен им Аллах, можно написать очень много, но мы остановимся лишь на этом. Да возвысит Всевышний Аллах степень Умара в Раю и соберет нас вместе с ним под знаменем любимого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, в День Суда, амин!
По книге «150 историй из жизни Умара бин аль-Хаттаба»
Подготовила Зумруд Исаева
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник статьи: http://islamdag.ru/istoriya/31136
Истории из жизни Умара бин аль-Хаттаба
1. История о том, как свет Ислама постепенно проникал в сердце Умара
До принятия Ислама Умар, да будет доволен им Аллах, был сильным, отважным и уважаемым человеком среди своего народа, причинял мусульманам много обид и преследовал их. Саид ибн Зайд, двоюродный брат Умара и муж его сестры Фатимы бинт аль-Хаттаб, сказал: «Клянусь Аллахом, Умар укреплял меня в Исламе, прежде чем сам он принял Ислам». Так, например, сообщается, что Умар связывал Саида, чтобы отвратить его от исламской религии. Однако за внешней суровостью Умара скрывались милосердие и сострадание. Сообщается, что Умм Абдуллах бинт Абу Хасма, которая вместе с другими мусульманами совершила переселение в Эфиопию, рассказывала: «Клянусь Аллахом, когда мы собирались переехать в Эфиопию и Амир ушёл за какими-то нашими вещами, пришёл Умар, который тогда был ещё язычником и причинял нам самые большие обиды, и встал рядом. Он спросил: «Уезжаете, о Умм Абдуллах?» Я сказала: «Клянусь Аллахом, да! Мы уезжаем на землю Аллаха, ибо вы обижали и притесняли нас, и (не вернёмся), пока Аллах не укажет нам выход». Тогда он сказал: «Да не оставит вас Аллах», и я заметила, что он проявляет сочувствие, чего раньше не было. Потом он ушел, и я думаю, что наш отъезд доставил ему огорчение. Затем пришёл Амир с вещами, и я сказала ему: «О Абу Абдуллах, если бы ты видел Умара, который только что был здесь, и то, как он сочувствовал нам и жалел нас!» Он спросил: «Ты надеешься, что он примет Ислам?» Я ответила: «Да». Он сказал: «Но тот, кого ты видела, примет Ислам не раньше, чем примет его осёл!». Умм Абдуллах сказала: «Он сказал так из-за отчаяния, поскольку видел грубость (Умара) и его (попытки покончить) с Исламом силой».
Таким образом, женщина оказалась более проницательной, поскольку к тому времени Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже долго молил Аллаха о том, чтобы Он укрепил Ислам Умаром.
Передают со слов Ибн Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, укрепи Ислам тем из двоих, кого Ты больше любишь: Умаром ибн аль-Хаттабом или Абу Джахлем ибн Хишамом!». Аллах ответил на его мольбу, и Умар принял Ислам после первого переселения мусульман в Эфиопию, благодаря чему Ислам укрепился, а мусульмане получили возможность молиться у Каабы, не подвергаясь нападениям многобожников.
2. История о том, как Умар, да будет доволен им Аллах, принял Ислам
Однажды курайшиты собрались, чтобы обсудить, как быть с Мухаммадом, мир ему и благословение, который оскорбил их религию и поносил их богов. Сговорились убить его, но для этого им нужен был доброволец. Собравшихся спросили: «Есть ли среди вас человек, который может убить Мухаммада, кто возьмется за это?» Никто не ответил, только Умар встал и заявил, что это сделает он, и все в один голос воскликнули: «Несомненно, только ты сможешь сделать это, о Умар!». Курайшиты разошлись и стали ждать вести об убийстве Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. С мечом наперевес он в тот же час отправился в сторону Сафы на поиски Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, а он в это время находился вместе со сподвижниками в доме Аркама, в комнате Хамзата.
На пути к осуществлению своего умысла Умар, да будет доволен им Аллах, встретил Саада ибн Абу Ваккаса, который спросил его: «Куда ты направляешься, о Умар?». На что Умар ответил: «Я иду убить Мухаммада». И Саад ибн Абу Ваккас, встав на сторону Пророка, мир ему и благословение, возразил: «Тебе не под силу убить Мухаммада. Разве племена Хашима и Захрат оставят тебя в живых, если ты убьешь его?» «Вижу, и ты склонился на его сторону!» – воскликнул Умар и кинулся на Саада. Тот тоже выхватил саблю. Они бросились друг на друга, и Саад с вызовом произнес шахаду, выявив свою веру перед Умаром. Он сказал Умару: «Почему же ты позволил принять Ислам своей сестре?». Умар не знал, что его сестра с мужем Саидом ибн Зайдом стали мусульманами. «Что, и она оставила религию предков?» – спросил он. «Да», – ответил Саад. Услышав это, Умар пришел в ярость и, оставив его, быстро направился к дому своей сестры.
Умар, да будет доволен им Аллах, ворвался в дом своей сестры. Сестра Умара Фатима с мужем Саидом были увлечены чтением суры «Та-ха». В это время у них находился Хаббаб бин аль-Аратт, да будет доволен им Аллах, принесший с собой рукопись с сурой «Таха». Услышав шаги Умара, Хаббаб затаился в углу комнаты, а Фатима прикрыла рукопись. Приближаясь к дому, Умар услышал чтение Хаббаба, и когда он вошел к ним, спросил: «Что это за бормотание я у вас слышал?» «Ничего, кроме нашей беседы», – ответили оба. Он спросил: «Может быть, и вы оставили религию предков?». В ответ его зять сказал: «О Умар, а что если истина не в твоей религии?». Тогда Умар бросился на своего зятя и стал жестоко избивать его. Сестра оттащила его от своего мужа, но Умар ударил и ее, отчего по лицу ее потекла кровь. В гневе она воскликнула: «О Умар, а что если не в твоей религии истина?! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха!». Немного остыв и заметив, что по лицу его сестры течет кровь, Умар, да будет доволен им Аллах, пожалел о содеянном, устыдился и сказал: «Дайте мне тот свиток, который у вас находится, чтобы я прочитал его». На это его сестра сказала: «Поистине, ты нечист, а касаться его могут только чистые, иди же и омойся!». И Умар послушался своей сестры и совершил полное омовение, а потом взял в руки свиток и прочел: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного», после чего сказал: «Это благие и чистые имена». Затем он принялся читать суру «Та-ха», читал, пока не дошёл до того аята, где сказано: «Поистине, Я – Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и выстаивай молитву, чтобы помнить обо Мне!» («Та-ха», 14), и воскликнул: «Какие прекрасные слова! Отведите меня к Мухаммаду!».
Услышав то, что не мечтал услышать даже во сне, Хаббаб, да будет доволен им Аллах, очень обрадовался, вышел к Умару и сказал: «Радуйся, о Умар! Поистине, я надеюсь, что это тебя касалась мольба Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с которой он обратился к Аллаху в четверг ночью, когда сказал: «О Аллах, укрепи Ислам Умаром бин аль-Хаттабом или Абу Джахлем бин Хишамом!», – а сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находится в доме, стоящем у подножия холма ас-Сафа». Хаббаб и Саид привели Умара, да будет доволен им Аллах, к воротам дома, в котором находился Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Они постучали в дверь, попросили разрешения войти. Один из находившихся там людей посмотрел в щелку, увидел Умара и сообщил об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Хамза, да будет доволен им Аллах, спросил их: «Кто с вами?». Они ответили: «Умар!» – и тогда он сказал: «А хоть бы и Умар! Откройте ему дверь, и если он пришел, стремясь к благу, мы оделим его благом, если же он пришел, стремясь к дурному, мы его убьем его же мечом!». В это время Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, вышел и встретился с Умаром, взялся за края его одежды и перевязь меча, с силой притянул его к себе и сказал: «О Умар, неужели ты не прекратишь (поступать так), пока Аллах не подвергнет тебя такому же позору и наказанию, как и Валида бин аль-Мугиру?! О Аллах, вот Умар бин аль-Хаттаб! О Аллах, укрепи Ислам Умаром бин аль-Хаттабом!». В тот же час Умар с крепким и полноценным вероубеждением произнес шахаду: « Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты – Посланник Аллаха», и принял Ислам. Все сподвижники, которые при этом присутствовали, обрадовались, воздали хвалу Всевышнему и громко произнесли такбир – «Аллаху Акбар », так, что их услышали и те, кто был у Каабы.
По книге «150 историй из жизни Умара бин аль-Хаттаба»
Подготовила Зумруд Исаева
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник статьи: http://islamdag.ru/istoriya/31138
У умара ибн аль хаттаба были усы
Насыха братьям от самого Умара, да будет доволен им Аллах.
Умар (да будет доволен им Аллах) спросил об одном человеке из Сирии, который был физически сильный (Умар заметил его отсутствие). Ему ответили, что этот человек пил очень много алкоголь. Затем Умар попросил своего писца написать ему следющее:
«От Умара ибн аль-Хаттаба, такому-то. Ас-саляму алейкум, хвала Аллаху, кроме которого нет божества достойного поклонения.
Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего, Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Нет божества, кроме Него, и к Нему предстоит прибытие. (40:1-3)»
Затем он запечатал письмо и сказал гонцу: «Не отдавай ему это письмо, кроме как когда он будет трезв»
Затем он приказал всем присутствующим помолиться за его покаяние. когда этот человек получил письмо, он начал читать его и сказал: «Мой Господь обещал мне прощение и предупредил меня о своём наказании.»
И он продолжал повторять эти слова до тех пор пока не начал рыдать. После этого он оставил вино и сторонился его.
Когда Умар узнал об этом он сказал:
«Вот так вам следует поступать. Если вы увидите, что кто-то из вас поскользнулся, то поправьте его, делайте дуа за него и не помогайте Шайтану против него (т.е. оскорблениями, нападками, упрёками и т.д.)»
См. Тафсир аль-Куртуби, 15/2562
УМАР ибн аль-Хаттаб сказал:
«Изучайте религию прежде, чем вы поседеете»
Ибн Абу Шейба 26640
Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه сказал:
«Искреннее раскаяние — это когда человек сожалеет о совершенном грехе, и впредь уже не возвращается к нему».
Абу Дауд «аз-Зухд» стр. 61.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил:
“Изучайте Коран по пять аятов, ибо поистине, ангел Джибриль ниспосылал Пророку по пять аятов”
Аль-Исма’или в “аль-Муснад” 1/170
Умар ибн Аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах):
«Кто приукрашивает себя для людей, показывая им свои некоторые черты, о чём знает Аллах, что они противоречат по-настоящему присущим ему чертам, того опозорит и обесчестит Аллах».
(«Сунан ад-Даракутни», 4/207)
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Думай наилучшим образом о поступках своего брата и никогда не думай о нем плохо по причине слов, произнесенных им – тем более, когда ты находишь им благое объяснение. Никогда не спорь в том, что тебя абсолютно не касается, и не спрашивай про то, до чего тебе не должно быть дела…»
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Тот, кто чрезмерно болтает, чрезмерно ошибается; тот, кто часто ошибается, лишается своей скромности; тот, кто потерял свою скромность, теряет богобоязненность; а тот, кто потерял богобоязненность, его сердце умерло!»
(Имам Ибн Аль-Джаузи «Манакыбу Умар ибн Аль-Хаттаб»)
Сказал хафиз Ибн Хаджар:
«Однажды Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Муса беседовали о вопросах фикха и Абу Муса сказал: «Настало время молитвы». Тогда Умар сказал: «Поистине, мы в молитве!»
منتقى الفرائد 148
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه увидев юношу, который опустил подол своего изара, позвал его к себе и сказал: «У тебя что месячные?». Тот ответил: «О правитель правоверных! Разве у мужчины могут быть месячные?!». Умар رضي الله عنه сказал: «Тогда почему подол твоего изара доходит до твоих ступней?!». Затем Умар послал за ножницами и обрезал то, что было ниже щиколотки.
Ибн Аби Шайба 8/205, «Канз аль-Уммаль» №41894.
Урва ибн аз-Зубейр (да будет доволен им Аллах и его отцом) сказал:
«Я увидел, как Умар ибн аль-Хаттаб нес на своем плече бурдюк с водой, и сказал: «О повелитель верующих! Не приличествует тебе это». Он же сказал: «Когда пришли ко мне делегации слушающихся и повинующихся, в душу мою вошла гордость и мне захотелось сломить ее»
См. «Мадаридж ас-саликин» Ибн аль-Каййима
Как-то раз Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, распределил между сподвижниками вещи и послал Муазу ценную одежду. Тот продал ее, купил шесть рабов и освободил их. Узнав об этом, Умар послал ему ещё одну одежду, и Муаз упрекнул его за это, а Умар сказал: «Ты ведь продал первую». Муаз сказал: «А тебе-то что? Давай мне только причитающуюся долю. Поистине, я поклялся, что ударю тебя этой одеждой по голове». Умар сказал: «Вот моя голова, перед тобой, а юному предписано проявлять мягкость и жалость к пожилому».
См. «Мадаридж ас-саликин» Ибн аль-Каййима
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил одного человека, как его зовут, и тот ответил: «Джамра». Умар спросил: «А как зовут твего отца?» Тот ответил: «Шихаб». Он спросил: «Ты из каких?» Человек ответил: «Из аль-Хараки». Умар спросил: «А квартал твой где?» Тот ответил: «В Харрат ан-нар». Он спросил: «А где ты живешь?» Тот ответил: «В Зат Ляза». Умар сказал: «Иди, ибо твой дом сгорел»*. И человек вернулся и обнаружил, что все так и есть.
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Таким образом Умар, узнав имена и названия, обратился к значениям, которые они в себе заключают, подобно тому, как поступил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который увидел в имени Сухайля указание на облегчение положения мусульман в день Худайбийи**, и все так и получилось».
См. «Зад аль-маад» Ибн аль-Каййима
*Умар сказал это потому, что и имя этого человека, и названия его места жительства имели непосредственное отношение к словам «огонь», «пламя» и так далее.
**Слово «легкость» в арабском языке – однокоренное с именем «Сухайль»
Мисвар бин Махрама, да будет доволен им Аллах, говорит:
«Когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был смертельно ранен, он лежал без чувств. Однажды я зашел к нему и увидел, что он покрыт одеялом и лежит без сознания. Я спросил тех, кто рядом:
– Как он?
– Как видишь, без сознания.
– Звали ли вы его на намаз? Ведь если он еще жив, то ничто не засставит его встать, кроме призыва на намаз,
– сказал я им.
Те стали говорить ему:
– Намаз, о Повелитель правоверных! Время намаза!
Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, очнулся и промолвил:
– «Неужели?! Клянусь, для тех, кто оставил намаз, нет доли в Исламе, – и, встав и истекая кровью, он совершил намаз»
Хайсами, I, 295; Ибн Сад, ΙΙΙ, 35; Муватта, Тахарат, 51).
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) во время одной из своих пятничных проповедей сказал:
“Вы говорите во время своих военных походов: “Такой-то умер шахидом, такой-то стал шахидом”. А ведь может быть и так, что тот, о ком вы это говорите, всего лишь утруждал своим весом верховое животное! Но нет, не говорите так, а говорите то, что говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто умер или был убит на пути Аллаха, тот шахид»”.
Ахмад 1/48, Ибн Хиббан 10/480, Са’ид ибн Мансур 6/88.
Имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, как-то увидел человека, который низко наклонял шею в молитве, и сказал ему:
«О обладатель шееи! Подними шею свою, ибо смирение не в шеях, а в сердцах»
См. «Мадаридж ас-саликин» Ибн аль-Каййима
Аиша, да будет доволен ею Аллах, как-то увидела юношей, которые шли, всем своим видом выражая смирение и еле волоча ноги, и спросила сопровождавших их: «Кто это?» Ей сказали: «Поклоняющиеся Аллаху». Тогда она сказала: «Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, ходил быстро, говорил громко, ударял больно, кормил досыта, и при этом он был настоящим поклоняющимся Аллаху!»
См. «Мадаридж ас-саликин» Ибн аль-Каййима
Закапывал ли Умар ибн аль-Хаттаб свою новорожденную дочь во времена джахилии?
Среди многих мусульман бытует мнение о том, что якобы Умар ибн аль-Хаттаб закопал во времена джахилии свою новорожденную дочь. Якобы Умар рассказывал, что есть две вещи совершенные им во времена джахилии. От одной ему хочется плакать, а от другой смеяться. Первая, когда закапывал свою дочь, взявшая его при этом за бороду, а вторая, что он съел когда был голодным идола из фиников.
На самом деле это ложь, и Умар не закапывал свою новорожденную дочь! Да, известно, что во времена джахилии среди некоторых арабов-язычников бытовал такой скверный и отвратительный обычай, как закапывание новорожденных девочек. Однако не все они придерживались такой омерзительной традиции! Но ‘Умар и его племя не были из числа тех, кто следовал этому, а иначе почему он не закопал свою старшую дочь Хафсу — ставшей женой посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?! Ведь она родилась у него за пять лет до начала пророческой миссии. См. “аль-Исаба” 7/582.
Доктор Абуду-Ссалям ибн Мухсин Али Иса в своей научной работе, посвященной историям о Умаре, сказал, что он не смог найти источника у этой истории. См. “Дираса накъдия филь-маруият фи шахсия Умар ибн аль-Хаттаб уа сиясатихи аль-идария” 111-112.
Что касается этой выдуманной истории о Умаре, то она приводится в книгах лживых-рафидитов, например в книге “аль-Анауар ан-ни’мания” скверного лжеца-рафидита по имени Ни’матуллах аль-Джазаири, скончавшегося более 300 лет назад.
Источник статьи: http://vk.com/topic-62595196_31651826?offset=20