- Может ли школа контролировать прически учеников
- Стрижки и прически современных школьников – веяние моды, а не способ нарушить дисциплину
- Закон – на стороне школьников
- Учительница придирается к внешнему виду дочери
- Учительница сорвала урок: ей не понравился пирсинг ученицы
- «Нигде не прописаны нормы, с какой прической или макияжем должен приходить ученик в школу»
- «Агрессивное поведение учителя говорит о его непрофессионализме и незнании возрастной психологии»
- Могут ли ко мне придираться учителя или исключить из школы за мой внешний вид?
Может ли школа контролировать прически учеников
Имеют ли право не допустить к урокам из-за внешнего вида школьника?
Стрижки и прически современных школьников – веяние моды, а не способ нарушить дисциплину
Красноярский край, г. Сосновоборск, школа №4. Учащийся четвертого класса по имени Прохор Ильиных пришел в школу с модной прической «мэн бан» – это осветленная часть волос, собранная в пучок или хвостик. Такую стрижку сделал себе любимый им футболист с мировым именем, шведский нападающий Златан Ибрагимович.
Недовольство внешним видом ребенка выразили как директор, так и завуч школы, пригрозив отстранением от занятий или переводом на индивидуальное обучение. Законность своих требований они аргументировали тем фактом, что с августа месяца текущего года в школе был принят новый Устав, согласно которому запрещается носить «экстравагантные стрижки и прически (дреды, ирокезы и тому подобное), окрашивать волосы в яркие неестественные цвета».
Представители школьной администрации, вызвав на беседу родителей подростка, потребовали сменить стрижку, а родители в свою очередь обратились в правоохранительные органы, чтобы отстоять права сына.
Новость эта в начале учебного года облетела всю страну: за мальчишку заступались и сверстники, и родители школьников, и даже футболисты ведущих российских клубов.
На сегодняшний день делом занимается Следственный Комитет РФ по месту жительства семьи.
На самом деле случай это не единичный. В последнее время отстранение от занятий школьников из-за их внешнего вида приобрело системный характер:
- в Перми директор отстранил школьницу от занятий из-за розовых волос;
- в Санкт-Петербурге школьницу не допустили к участию в праздничной линейке из-за ярко-синих волос;
- в г. Бердск Новосибирской области педагогический состав одной из школ выражал недовольство яркой прической одной из школьниц.
И это только несколько фактов, а на самом деле такие местные ЧП случаются довольно часто. Просто конфликт удается замять на уровне школы, не вынося, как говорится, сор из избы.
На самом деле сегодня увидеть красноволосую школьницу или школьника с осветленным хвостиком, окрашенной челкой или фигурно выбритыми висками и затылком – не редкость. Представители подрастающего поколения развиваются под влиянием мировых модных тенденций и зачастую именно в прическе (стрижке) находят способ выглядеть необычно или показать свое внутреннее «Я», так сказать «самовыразиться». Синие или фиолетовые волосы, зеленые или розовые удлиненные челки, дреды, осветленные локоны у школьников, хипстерские прически – все это веяния подростковой моды и молодежное направление парикмахерского искусства, отличающееся эксатравагантностью, эксцентричностью и даже некоторой небрежностью. Таковы законы времени, в соответствии с которыми и живут современные мальчишки и девчонки. И с точки зрения закона имеют на это полное право.
Закон – на стороне школьников
Требования к внешнему виду школьников, а точнее к форме их одежды, могут быть закреплены в локальных нормативных актах школ, но они не должны противоречить действующему законодательству, а должны носить лишь рекомендательный характер. Об этом говорит закон:
- Согласно ч.1 ст. 43 Конституции РФ каждый ученик имеет право на образование и лишить его этого права нельзя. А в комментарии к статье сказано: «Право на образование гарантируется каждому без какой бы то ни было дискриминации». Нарушение или ограничение права на образование (то есть даже отстранение от занятий) влечет за собой согласно ст. 5.57 КоАП РФ наказание в виде штрафа: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб, для юридических – от 100 000 до 200 000 руб.
- В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отчисление или отстранение от занятий ученика возможно только после достижения им 15-летнего возраста и за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. При этом данная мера, согласно п. 5 той же статьи, не допустима в отношении учащегося начальной школы (напомним, мальчик Прохор как раз обучается в 4-ом, то есть начальном классе школы).
Другими словами, отстранение ученика от уроков (даже временное) расценивается как ущемление его прав на получение образования. И если полномочия относительно принятия решения о введении школьной формы Федеральным законом «Об образовании в РФ» передаются на школьный уровень, то по поводу внешнего вида учащихся (цвета волос, стрижки, прически и т.д.) на федеральном уровне никаких указаний нет. А, как известно, что законом не запрещено – то разрешено.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/mojet-li-shkola-kontrolirovat-pricheski-uchenikov-5d89bfb043fdc000af2c5c9a
Учительница придирается к внешнему виду дочери
Дочь учится в 7 классе. Каждый день учительница русского языка находит к чему придраться во внешнем виде ребенка: то ей длина юбки не нравится, то сережки, то обувь. Пробовала разговаривать — никаких внятных объяснений не добилась. А ребенок на мой взгляд ничем не выделяется на общем фоне. Как быть?
Я предлагаю Вам несколько вариантов решения данной проблемы. Вначале — этическая. Есть ли проблемы у Вашей дочери с педагогом или по предмету, который она преподает? Попробуйте проанализировать вместе с дочерью, не являются ли такого рода «придирки» просто требованием педагога уделить внимание учебе? Это наиболее типичная ситуация, и очень легко разрешаемая. Пусть ответит пару раз на «5», а потом поговорите с педагогом, возможно, вы сразу найдете общий язык. Конечно, поддержите ребенка, но объясните дочери, с чем это связано. Я думаю, Вы тоже видите какие-то проявления «взросления», но это ВАША дочь, а педагог более критичен. Обхясните это ребенку.
Если проблема , на Ваш взгляд,более серьезна, я предлагаю Вам пойти по другому пути. Ознакомьтесь с Уставом школы. Та обязательно указаны требования к внешнему виду и нормы поведения педагога. Например, там будет сказано, что «учитель обязан общаться с детьми вежливо, уважительно, учитывая чувсва ребенка, в том числе чувсво собственного достоинства. » и т.д. Если Вы посчитаете, что учителем нарушены этические нормы, а ребенок одет в соответствии с требованиями, Вы можете обратиться к руководству. Лучше, чтобы об этом не знала Ваша дочь. Если ситуация не разрешиться, Вам придется научить ее или придерживаться требований педагогов, или же отстаивать собственное мнение и самостоятельность, в зависимости от целе Вашего воспитания. С уважением, Инесса Тихонюк.
Если в вашей школе есть положение о деловом стиле одежды — это одно. Надо соответствовать, потому что положение обычно является документом, принятым не только администрацией учебного заведения, но и родительским советом школы.
А так — банальные придирки. Но жить с ними трудно. Скорее всего вашей дочке надо действительно попробовать «покорить» сердце учителя, блеснув знаниями. Может пару рефератов каких написать.
здравствуйте,Ираида! вам,действительно, нужно разведать ситуацию. первоначально вам нужно узнать есть ли опрделенный дресс код в вашей школе, почитать устав. Выяснив это, если нет, можно поговорить с родителями подруг, вашей девочки. что называется по-дружески поболтать, чтобы это не превратилось в жалобы и не вызвало подозрений. Если и у других учеников имели место придирки,тогда можно обратиться к администрации о проведении беседы с педагогом по таким действиям относительно детей, либо смене педагога в данном классе.
еще такой момент смотря какие придирки. Если педагог преклонного возраста,то такой человек может придираться к коротким юбкам,высоким каблукам,коготкам сетке,макияжу,украшениям и прочее. это советская закалка,когда должны быть равны. если возраст не такой,тогда следует задуматься и разговаривать с администрацией. и еще если этот педагог занимает высокий пост в школе: завуч,директор, то если вы установите беспочвенность его поведения и это будет не только в вашу пользу. то вы можете написать заявление в ГОРОНО, комитет образования и науки в администрации города или подобную инстанцию с просьбой разобраться в ситуауии. укажите, что формы нет, в уставе не прописано, придирается ко многим детям, тем самым доводит до стрессового состояния и отвращению к учебе (например).и подписать еще другим родителям. но это только в том случае,если это не единичный случай
Я полагаю, нужно сходить и поговорить с учителем. Если не поможет, то с директором. Если Вы уверены, что нет ничего такого, к чему бы можно было придраться, то нужно идти к директору школы или завучу. В любом случае, если речь не идет о каких-то чересчур «антиобщественных, аморальных» нарядах, то правда на Вашей стороне. Потому что это нарушает права человека, а именно закрепленные в ст. 19 Конституции положения о недопустимости дискриминации по какому-бы то ни было признаку. В конце концов, не каждый может себе позволить ходить ежедневно в новых белых и отглаженных рубашках (блузках) и деловых костюмах.
Источник статьи: http://taktaktak.org/problem/68/
Учительница сорвала урок: ей не понравился пирсинг ученицы
Имеют ли право учителя придираться к внешнему виду школьников?
Педагог потребовала снять сережку в носу. Имеют ли право учителя придираться к внешнему виду школьников, и как подростку отстоять свободу самовыражения — советы психолога.
В рамках проекта gazetaby.com. «Обратная сторона медали» читательница рассказала о конфликте, который произошел в школе у ее дочери-одиннадцатиклассницы.
— Одноклассница моей дочки Алеся сделала пирсинг. Колечко в носу вызвало негативную реакцию учительницы иностранного языка. На уроке она потребовала девочку снять сережку. Та отказалась. Учительница сказала, что она не может смотреть на пирсинг и вести урок. Обратилась к ученице со словами: «Переходи в другую группу».
Прямо на уроке она пошла к коллеге, чтобы та забрала ее ученицу. Алеся не выдержала и ушла с урока, в этот день она больше в школе не появлялась. Учительница вернулась и извинилась перед классом за то, что прервался урок.
Позже дочь рассказала, что мама Алеси поговорила с учительницей по телефону, она осталась в группе. За инцидент на уроке учитель перед ученицей не извинилась.
Меня задела за живое эта ситуация. Пару лет назад моя дочь в конце учебного года также делала пирсинг, и «гвоздик» в носу провоцировал замечания со стороны администрации школы, которые в лицо дочери говорили: «Зачем ты это сделала? Тебе, наверное, больно?» Дочь отвечала, что ее внешний вид их не касается, это к учебе не имеет отношения.
Посоветуйте, как разрешать конфликты «учитель-ученик», если придирки касаются внешнего вида? Как правильно расставить границы, чтобы школа в лице администрации и педагогов не указывала подросткам, как им стричься, делать ли пирсинг и т.д.? Почему эти вопросы так волнуют учителей?»
«Нигде не прописаны нормы, с какой прической или макияжем должен приходить ученик в школу»
Психолог Лилия Ахремчик напоминает, что деятельность учителя регламентируется Законом «Об общем среднем образовании» и должностной инструкцией. Согласно Закону, задачами общего среднего образования является в том числе формирование эстетического вкуса.
— Учитель и администрация школы, придираясь к внешнему виду учеников, могут сослаться на якобы воспитание эстетического вкуса. Но! Нигде не прописаны нормы, в каком именно виде (за исключением делового стиля), с какой прической, с макияжем или без, с пирсингом или без, должен приходить ученик в школу.
Этого и не может быть, потому что любое ограничение свободы в самопредъявлении можно расценить как дискриминацию, — считает Лилия Ахремчик.
Психолог отмечает, что в Беларуси нет отдельного закона о дискриминации, и это создает лазейки для вольных интерпретаций отдельных личностей, но в государстве есть Конституция, которая гарантирует равенство прав вне зависимости от пола, национальности, внешности, состояния здоровья и прочее.
— Более того, согласно тому же Закону об образовании работники учреждения образования обязаны обеспечить «сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся», поэтому любой манипулятивный прессинг недопустим.
Эксперт подчеркивает, что у нас нет практики фиксировать у психотерапевтов стресс, депрессию, которые переживает ребенок, — то, что можно отнести законодательно к «моральным страданиям».
— Если бы родители это чаще делали и писали соответствующие заявления в вышестоящие органы, желание педагогов высказывать свое мнение относительно внешности ученика резко поуменьшилось бы.
«Агрессивное поведение учителя говорит о его непрофессионализме и незнании возрастной психологии»
Психолог считает: эксперименты с внешностью совершенно нормальны в подростковом возрасте:
— Это естественное следствие происходящих с ребенком психических процессов — поиск своей уникальности, при этом желание не отбиваться от стаи, потребность быть самостоятельным, свержение авторитетов, пересмотр социальных стандартов и прочее. Внешность — едва ли не единственное, чем подросток управляет на самом деле при его неуемной тяге к независимости. Бороться с этим — то же самое, что бороться с самой природой. Агрессивное поведение учителя, обнаружившего какие-то изменения во внешности ученика, говорит о его непрофессионализме и незнании возрастной психологии.
К тому же, законодательно учителя не обязывают во время обучения и после проходить личную психотерапию, поэтому действуют обычные механизмы психологической защиты — проекции, переносы, отрицание и прочее. Скажем, себе человек чего-то не разрешает, поэтому то, что это делает кто-то другой, так раздражает. Или, например, учительница испытывает неосознанную зависть к ученице, потому что та юна и красива, и потому вынуждает стать незаметной, снять «это все» или смыть макияж. Ничто человеческое не чуждо, как говорится.
Кроме того, школа, как поставщик рабочих кадров, не заинтересована в укреплении индивидуальности — системе нужны стандартизованные винтики, говорит Лилия Ахремчик. Поэтому творческий потенциал, сохранение личностных границ и самобытности ребенка — целиком ответственность родителей.
— Что делать родителям? Быть на стороне своего ребенка — это главное. И помнить, что они имеют дело с бюрократической системой, поэтому в отстаивании своих прав необходимо использовать нормы и документы, минимум эмоций.
Источник статьи: http://ex-press.by/rubrics/obshhestvo/2019/11/24/uchitelnicza-sorvala-urok-ej-ne-ponravilsya-pirsing-uchenicy
Могут ли ко мне придираться учителя или исключить из школы за мой внешний вид?
У меня пирсинг «смайл», синие волосы и чёлка закрывающая глаз. Я ношу кеды в школу и иногда надеваю клетчатые рубашки. Меня ругают учителя и грозятся исключить из школы из-за внешнего вида. Имеют ли право они это сделать?
Ответы юристов ( 2 )
День добрый. Исключение из школы, по общим правилам (ознакомьтесь с уставом непосредственно вашей школы), производится за совершенные неоднократно грубые нарушения устава обучающегося.
В любом случае прическа и пирсинг не оказывает отрицательного воздействие на других обучающихся, не нарушает их права и права работников, следовательно, приказ будет являться неправомерным.
Здравствуйте Юлия! Только за то, о чем Вы написали в своем вопросе- не могут. Вот основания по закону ФЗ «Об образовании» ст.19. Общее образование (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося,достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
Статья предусматривает в каких конкретных случаях возможно отчисление:
-Злостное уклонение от учебы (т.е. систематические прогулы либо непосещение школы вообще).
-Неоднократное — более одного раза — грубое нарушение устава школы (т.е. не просто плохое поведение).
-Неуспеваемость, т.е. регулярные оставления на второй год до тех пор, пока подросток не освоит программу основного общего образования (окончит 9-й класс), либо пока ему не исполнится 18 лет при условии, что 9-й класс он так и не окончил. Критерии для случаев, когда ученики 10–11-го классов постоянно не успевают по предметам, должны быть определены в уставе образовательного учреждения.
-Школьник отрицательно влияет на других учащихся, нарушает их права, права учителей и других работников школы, мешает нормальной работе школы (употребление и распространение спиртных и наркотических средств, применение физического и психического насилия, срыв уроков и т.п.).
-По медицинским причинам, когда ребенок не может осваивать школьную программу согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (диагнозы могут быть разные: умственная отсталость, существенные физиологические недостатки и отклонения в развитии и т. д.). Желаю успехов.
Источник статьи: http://pravoved.ru/question/1112369/