5. Указатели скорости ус-1600 II ус-450к
Приборы, предназначенные для измерения скорости полета летательного аппарата, называются указателями скорости.
Различают скорости полета ЛА относительно Земли и воздуха. Скорость ЛА относительно Земли называют путевой скоростью.
Скорость движения ЛА относительно воздуха называется воздушной скоростью или истинной воздушной скоростью V. Истинная воздушная скорость, приведенная к нормальной плотности воздуха ( ρ0= 1,225 кг/м 3 ), называется индикаторной (приборной) скоростью Vинд.
Принципиальная схема указателя индикаторной скорости показана па рис.19. В герметичный корпус прибора через штуцер подается статическое давление воздуха Pст, а в манометрическую коробку М — полное давление Рп. При изменении динамического давлениям (Рд=Рп-Рст) коробка деформируется и через передаточный механизм перемещает стрелку Уинд, показывающую по шкале индикаторную скорость полета.
При введении поправок па изменение температуры наружного воздуха Тн и статического давления Рст с изменением высоты полета указатель индикаторной скорости может быть использован для определения воздушной скорости. В указателе истинной воздушной скорости поправки на изменение Рст и Тн с высотой по стандартной атмосфере вводятся анероидной коробкой (рис.20). На самолете МИГ-23 установлен указатель скорости УС-1600, а на базовом вертолете указатель скорости УС-450К.
Указатели скорости УС-1600 и УС-450К предназначены для измерения индикаторной скорости полета летательного аппарата от 150 до 1600 км/ч и от 0 до 450 км/ч соответственно.
Устройство и работу указателя индикаторной скорости рассмотрим на примере прибора УС-1600 (рис.21). ЧЭ указателя служит манометрическая коробка 1, в полость которой подастся полное давление, а в корпус прибора 2 — статическое давление. Под действием динамического давления коробка деформируется и через тягу 11, поводок 10, ось 9, сектор 8 и трибку 7 перемещает стрелку 5 индикаторной скорости. Отсчет показаний производится по шкале 4, проградуированной от 0 до 1000 км/ч.
При измерении скорости свыше 1000 км/ч стрелка совершает второй оборот и одновременно открывается шторка 6 счетчика 3, показывающего в окне шкалы цифру «1» (1000 км/ч).
По конструкции УС-450 К аналогичен УС-1600 за исключением шторки и счетчика. В приборе УС-450К они отсутствуют. На вертолете установлено два указателя УС-450К: один па приборной доске летчика, второй — на левом пульте оператора.
Основные технические данные указателей скорости
1. Погрешность приборок при нормальной температуре на всех оцифрованных отметках шкалы не более ±6 км/ч. У прибора УС-1600 на отметке шкалы 1600 + 32 км/ч.
2. Герметичность статической системы прибора УС-450К такова, что при разрежении соответствующем скорости 450 км/ч, уменьшение показания стрелки за 1 мин, не должно превышать — 15 км/ч.
3. Герметичность статической системы прибора УС-1600 такова, что при разряжении соответствующем скорости 1000 км/ч, уменьшение показания стрелки за 1 мин, не должно превышать — 5 км/ч.
Источник статьи: http://studfile.net/preview/2137793/page:6/
УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ
В настоящее время применяются указатели скорости двух типов: указатели приборной скорости (УС) и комбинированные указатели скорости (КУС). Первые устанавливаются на самолетах и вертолетах, имеющих небольшую скорость. Вторые устанавливаются на скоростных самолетах.
Указатели скорости посредством трубопроводов соединяются с приемниками воздушного давления. (ПВД). В настоящее время применяются два типа ПВД: совмещенный и с раздельными системами замера давлений. Совмещенный приемник (рис. 3.12) состоит из двух трубок. Одна из них имеет открытый конец 1 и воспринимает полное давление встречного потока воздуха. Другая трубка 2 воспринимает через боковые отверстия 3 только статическое давление. Обе трубки заключены ъ общий корпус. Электрообогреватель 4 служит для предохранения приемника от обледенения. Для уменьшения аэродинамических ошибок приемник с помощью специальной штанги устанавливается в месте наименьшего искажения воздушного потока.
Второй тип приемника имеет раздельные системы замера полного и статического давлений (рис. 3.13). Полное давление воспринимается трубкой полного давления. Статическое давление появ отся через отверстие в борту фюзеляжа.
Указатель приборной скорости (рис. 3.14) состоит из мембранной манометрической коробки 1, передаточно-множительного меха-
Рис. 3.12. Схема совмещенного приемника воздушного давления:
] _ трубка, воспринимающая полное давление; 2 — трубка статического давления; 3 — отверстия, воспринимающие статическое давление; 4 і— электрообогреватель
Рис. 3.13, Схема раздельного приемника воздушного дав^
Рис. 3.14. Схема указателя приборной скорости:
1 — манометрическая коробка; 2 — передаточномножительный механизм; 3 — шкала скорости; 4 — стрелка; 5 «=• корпус прибора
шізма 2, шкалы скорости 3 и стрелки 4. Механизм указателя смонтирован в герметическом корпусе 5. В задней стенке корпуса помещены два штуцера, соединенные с приемником воздушных давлений. Через динамический штуцер в манометрическую коробку подается полное давление, а через статический штуцер внутрь корпуса прибора подается статическое давление.
В полете манометрическая коробка расширяется под действием динамического давления, представляющего собой разность между полным и статическим давлением. Перемещение верхнего подвижного центра манометрической коробки с помощью передаточно — множительного механизма преобразуется во вращательное движение стрелки, которая по шкале указывает приборную скорость самолета. В настоящее время на самолетах и вертолетах могут устанавливаться указатели приборной скорости типа УС-350, УС-800.
Комбинированный указатель скорости предназначен для одновременного измерения приборной и истинной воздушной скорости. В нем совмещены два прибора; указатель приборной скорости и указатель истинной воздушной скорости. Комбинированный указатель скорости имеет следующие основные узлы:
— чувствительный элемент, воспринимающий динамическое давление (манометрическая коробка);
— чувствительный элемент, воспринимающий статическое давление на высоте полета (анероидная коробка);
Рассмотрим устройство комбинированного указателя скорости КУС-1200. Внешний вид прибора изображен на рис. 3.15. Прибор имеет две стрелки — широкую и узкую.
Широкая стрелка показывает приборную скорость. Узкая стрелка показывает скорость, близкую к истинной. КУС-1200 позволяет измерять истинную скорость до 1200 км/ч.
На рис. 3.16 показана кинематическая схема КУС-1200. Манометрическая коробка является общим чувствительным элементом указателя приборной и истинной скорости. Внутрь коробки подается полное давление, а в корпус прибора — статическое давление. Манометрическая коробка расширяется пропорционально динамическому давлению.
Движение верхней части манометрической коробки 1 через тягу 2, поводок 3 и колодку 4 передается на валик 5, который поворачивается вместе с укрепленными на нем сектором 6 и поводком 11. Сектор 6 через трибку 7 поворачивает ось, на которой сидит широкая стрелка 8, показывающая приборную скорость по шкале 9. Рассмотренная часть кинематической схемы прибора
КУС-1200 работает аналогично указателю приборной воздушной скорости.
Анероидная коробка 10 измеряет статическое давление на высоте полета. Она включена в механизм указателя истинной воздушной скорости. Одновременно вращение валика 5 через поводок 11, тягу 12, шарнирное соединение 13, изогнутый поводок 14 и. анероидную коробку 10 передается на компенсирующий валик 15 механизма ‘истинной воздушной скорости. На валике 15 закреплен сектор 16, находящийся в зацеплении с трибкой 17, на полой оси которой закреплена стрелка 18, показывающая истинную скорость.
Рис. 3.16. Кинематическая схема КУС-1200:
1 — манометрическая коробка; 2 — тяга; 3 — поводок; 4 — колодка; 5 -“.валик; 6‘— зубчатый сектор; 7 — трибка; 8— широкая стрелка; 9 — шкала; 10 — анероидная коробка; 11 — поводок; 12 — тяга; 13 — шарнирное соединение; 14 — изогнутый поводок; 15 — компенсационный валик; 16 — зубчатый сектор; 17 — трибка; 18 — узкая стрелка#
Анероидная коробка 10 укреплена за неподвижный центр на компенсационном валике 15. К подвижному центру анероидной коробки прикреплен изогнутый поводок 14. С поднятием на высоту атмосферное давление уменьшается. Анероидная коробка, расширяясь, увлекает за собой изогнутый поводок 14. В результате шарнирное соединение 13 приближается к оси вращения валика 15. Это приводит к уменьшению ведомого плеча, вследствие чего передаточное отношение увеличивается и узкая стрелка поворачивается на больший угол, чем’ широкая. Разница в показаниях широкой и узкой стрелки возрастает с увеличением высоты и скорости полета.
В настоящее время кроме указателя КУС-1200 имеются другие комбинированные указатели скорости (КУС-2000, КУС-2500). Они отличаются от. КУС-1200 увеличенным диапазоном измерения скорости и различной конструкцией передаточно-множительных механизмов.
Источник статьи: http://ooobskspetsavia.ru/2015/09/19/ustrojstvo-ukazatelej-vozdushnoj-skorosti/
УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ
В настоящее время применяются указатели скорости двух типов: указатели приборной скорости (УС) и комбинированные указатели скорости (КУС). Первые устанавливаются на самолетах и вертолетах, имеющих небольшую скорость. Вторые устанавливаются на скоростных самолетах.
Указатели скорости посредством трубопроводов соединяются с приемниками воздушного давления. (ПВД). В настоящее время применяются два типа ПВД: совмещенный и с раздельными системами замера давлений. Совмещенный приемник (рис. 3.12) состоит из двух трубок. Одна из них имеет открытый конец 1 и воспринимает полное давление встречного потока воздуха. Другая трубка 2 воспринимает через боковые отверстия 3 только статическое давление. Обе трубки заключены ъ общий корпус. Электрообогреватель 4 служит для предохранения приемника от обледенения. Для уменьшения аэродинамических ошибок приемник с помощью специальной штанги устанавливается в месте наименьшего искажения воздушного потока.
Второй тип приемника имеет раздельные системы замера полного и статического давлений (рис. 3.13). Полное давление воспринимается трубкой полного давления. Статическое давление появ отся через отверстие в борту фюзеляжа.
Указатель приборной скорости (рис. 3.14) состоит из мембранной манометрической коробки 1, передаточно-множительного меха-
Рис. 3.12. Схема совмещенного приемника воздушного давления:
] _ трубка, воспринимающая полное давление; 2 — трубка статического давления; 3 — отверстия, воспринимающие статическое давление; 4 і— электрообогреватель
Рис. 3.13, Схема раздельного приемника воздушного дав^
Рис. 3.14. Схема указателя приборной скорости:
1 — манометрическая коробка; 2 — передаточномножительный механизм; 3 — шкала скорости; 4 — стрелка; 5 «=• корпус прибора
шізма 2, шкалы скорости 3 и стрелки 4. Механизм указателя смонтирован в герметическом корпусе 5. В задней стенке корпуса помещены два штуцера, соединенные с приемником воздушных давлений. Через динамический штуцер в манометрическую коробку подается полное давление, а через статический штуцер внутрь корпуса прибора подается статическое давление.
В полете манометрическая коробка расширяется под действием динамического давления, представляющего собой разность между полным и статическим давлением. Перемещение верхнего подвижного центра манометрической коробки с помощью передаточно — множительного механизма преобразуется во вращательное движение стрелки, которая по шкале указывает приборную скорость самолета. В настоящее время на самолетах и вертолетах могут устанавливаться указатели приборной скорости типа УС-350, УС-800.
Комбинированный указатель скорости предназначен для одновременного измерения приборной и истинной воздушной скорости. В нем совмещены два прибора; указатель приборной скорости и указатель истинной воздушной скорости. Комбинированный указатель скорости имеет следующие основные узлы:
— чувствительный элемент, воспринимающий динамическое давление (манометрическая коробка);
— чувствительный элемент, воспринимающий статическое давление на высоте полета (анероидная коробка);
Рассмотрим устройство комбинированного указателя скорости КУС-1200. Внешний вид прибора изображен на рис. 3.15. Прибор имеет две стрелки — широкую и узкую.
Широкая стрелка показывает приборную скорость. Узкая стрелка показывает скорость, близкую к истинной. КУС-1200 позволяет измерять истинную скорость до 1200 км/ч.
На рис. 3.16 показана кинематическая схема КУС-1200. Манометрическая коробка является общим чувствительным элементом указателя приборной и истинной скорости. Внутрь коробки подается полное давление, а в корпус прибора — статическое давление. Манометрическая коробка расширяется пропорционально динамическому давлению.
Движение верхней части манометрической коробки 1 через тягу 2, поводок 3 и колодку 4 передается на валик 5, который поворачивается вместе с укрепленными на нем сектором 6 и поводком 11. Сектор 6 через трибку 7 поворачивает ось, на которой сидит широкая стрелка 8, показывающая приборную скорость по шкале 9. Рассмотренная часть кинематической схемы прибора
КУС-1200 работает аналогично указателю приборной воздушной скорости.
Анероидная коробка 10 измеряет статическое давление на высоте полета. Она включена в механизм указателя истинной воздушной скорости. Одновременно вращение валика 5 через поводок 11, тягу 12, шарнирное соединение 13, изогнутый поводок 14 и. анероидную коробку 10 передается на компенсирующий валик 15 механизма ‘истинной воздушной скорости. На валике 15 закреплен сектор 16, находящийся в зацеплении с трибкой 17, на полой оси которой закреплена стрелка 18, показывающая истинную скорость.
Рис. 3.16. Кинематическая схема КУС-1200:
1 — манометрическая коробка; 2 — тяга; 3 — поводок; 4 — колодка; 5 -“.валик; 6‘— зубчатый сектор; 7 — трибка; 8— широкая стрелка; 9 — шкала; 10 — анероидная коробка; 11 — поводок; 12 — тяга; 13 — шарнирное соединение; 14 — изогнутый поводок; 15 — компенсационный валик; 16 — зубчатый сектор; 17 — трибка; 18 — узкая стрелка#
Анероидная коробка 10 укреплена за неподвижный центр на компенсационном валике 15. К подвижному центру анероидной коробки прикреплен изогнутый поводок 14. С поднятием на высоту атмосферное давление уменьшается. Анероидная коробка, расширяясь, увлекает за собой изогнутый поводок 14. В результате шарнирное соединение 13 приближается к оси вращения валика 15. Это приводит к уменьшению ведомого плеча, вследствие чего передаточное отношение увеличивается и узкая стрелка поворачивается на больший угол, чем’ широкая. Разница в показаниях широкой и узкой стрелки возрастает с увеличением высоты и скорости полета.
В настоящее время кроме указателя КУС-1200 имеются другие комбинированные указатели скорости (КУС-2000, КУС-2500). Они отличаются от. КУС-1200 увеличенным диапазоном измерения скорости и различной конструкцией передаточно-множительных механизмов.
Источник статьи: http://ooobskspetsavia.ru/2015/09/19/ustrojstvo-ukazatelej-vozdushnoj-skorosti/