- Мода на made in Ukraine: прически украинские
- Прически украинские
- Прически украинские
- Прически украинские видео
- Прически в украинском стиле, фото
- «Оселедец»: как появилась знаменитая казачья прическа
- Чуб Тараса Бульбы
- Варианты свадебных причёсок в украинском стиле
- Плетения
- Разновидности причесок
- beauty.ua
- ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Косы: новые идеи для использования любимой прически
- Оселедец
- Происхождение оселедца
- Как выглядел оселедец?
- Женский украинский национальный костюм в живописи
- Какое значение казаки придавали чубу?
- «Оселедец»: Как появилась знаменитая казачья прическа?
- Стрижка «под чуб» или «чуприну»
- Прическа белокурого Гоголя — «А Ла Мужик»
- Значение волос для казаков
- Особенности украинской причёски на свадьбу
- Обычаи казаков, связанные с волосами
- Прически украинские
- Прически под украинский костюм фото
Мода на made in Ukraine: прически украинские
Украинские прически у многих людей ассоциируются, в первую очередь, с «оселедцем» (вариант мужской казачьей прически, когда голову бреют, оставляя лишь спадающую прядь волос на макушке). Но на этот раз мы поговорим не о мужских прическах в украинском стиле, а о женских. Конечно же, речь пойдет о «косе до пояса».
Коса – прическа, актуальная на все случаи и времена. Традиционно прически в украинском стиле основаны на переплетении одной косы на бок, берущей начало с затылка и спадающей по одному плечу либо же нескольких кос – в зависимости от региона, в котором жила длинноволосая красавица. К примеру, в Закарпатье девушки плели одну основную косу и маленькие косички «дрибушки» впереди. На Черкашине делали аж 6 кос: по 3 с обеих сторон от пробора посередине. На Полесье девушки искусно связывали голову платком, украшая его цветами. В некоторых регионах Прикарпатья был обычай удлинять волосы искусственными волосами с красной хлопчатобумажной воличкой. На Гуцульщине девушки вплетали в косу нитку (так называемый, шварк), нанизывая на нее пуговицы. Косу, для фиксации, густо оплетали шерстью (поплитками) или привязывали к окончаниям кос на темечке красной ленточкой, которая достигала затылка. Нужно отметить, что в старину косу заплетали только незамужние девушки.
Прически украинские
прически украинские
Коса – это не только красивая, но и практичная прическа, которая будет держаться долго и не мешать работе. Поэтому ее так полюбил наш народ. Вариант плетения косы для повседневной жизни – простое переплетение трех прядей; а по случаю праздника, в косы заплетали яркие ленты с кружевом или цветным рисунком. Именно такой праздничный вариант особенно популярен в наши дни. Патриотически настроенные женщины и девушки все чаще надевают традиционную одежду и комбинируют ее с украинской косой. Сегодня, даже свадебную прическу, в виде французской косы, все чаще и чаще украшают вплетением в нее ярких атласных лент по цвету стиля свадьбы. Интересным решением является декорирование вечерней или свадебной прически в виде косы живыми или же искусственными цветами. Если свадьба в украинском этно-стиле, то уместными будут украинские цветы-символы: подсолнухи, ромашки, волошки, маки и искусственная калина, как символ женской красоты.
Прически украинские
прически украинские
Еще одной популярной прической в украинском стиле была коса, оплетенная вокруг головы. Эта прическа стала символом Украины, продемонстрировав все красоту, женственность и уникальность украинок. Повторить такую прическу в наше время могут лишь обладательницы длинных волос. Или же можно схитрить, используя накладные волосы, правильно подобранного оттенка.
Прически украинские видео
Известны и другие, более замысловатые украинские девичьи прически, например «увязки». При создании такой прически разделяли немного волос спереди пополам и начесывали их на обе стороны лба, образуя так называемые «начесывания», их концы закладывали за уши и крепили под косами.
Ранее мы говорили о вариантах традиционных причесок для незамужних украинок. Как только девушка выходила замуж, ее косу, по традиции, состригали ножом или топором. Женщина после свадьбы должна была ходить всегда с покрытой головой. Но и замужние женщины имели свои секреты красивых причесок. Они делили волосы на две части и наматывая волосы на деревянные кольца, закручивали их. Такой вариант традиционной украинской прически малоизвестен.
Сегодня замужние женщины редко покрывают голову и не обрезают волосы после свадьбы, но любят плести красивые косы. Ведь эта прическа не только не вышла из моды, но и остается очень даже популярной.
Источник статьи: http://xvatit.com/pricheski/143375-moda-na-made-in-ukraine-pricheski-ukrainskie.html
Прически в украинском стиле, фото
Ни для кого не секрет, что славянские женщины являются самыми красивыми в мире, и причин для этого множество.
Это и особенности фигуры, очаровательный блеск в глазах, заливистый смех и добродушная улыбка, прекрасные черты характера и мастерство хозяйки дома, но особой гордостью являются волосы славянских женщин. Волосы – богатство, которым щедро наградила их природа.
Прически в украинском стиле
Уже с рождения женщины Древней Руси имели густые и русые волосы с золотистым блеском, которые и отращивали до замужества. Чтобы волосы всегда выглядели здорово, ухожено со временем их начали заплетать в косы, что позволяло всегда выглядеть опрятно и женственно, волосы в косе можно было носить целый день, при этом они не мешали и не путались.
Прически в украинском стиле в большинстве случаев основаны на плетении одной косы на бок, которая начинается с затылка и длиной может достигать метра.
Для повседневной жизни косы просто заплетают в косу из 3 прядей, а вот в праздники, часто вплетали в косы яркие ленты с кружевом или цветным рисунком. Именно эта особенность украинской прически особенно популярна в наши дни. Сегодня, например, выбрав свадебную прическу на основе французской косы, все чаще и чаще можно встретить различные вплетения в неё ярких атласных лент.
Прически в украинском стиле
Прически в украинском стиле практичны, поэтому уже давно стали любимыми у всех обладательниц длинных волос. Так можно заплетать длинные волосы в 2 косы, разделив их пробором. Кроме того, в некоторых районах Украины до наших дней сохранилась традиция плести косы из кос, когда волосы на голове разделяют пополам пробором, у уже плетут 6 кос, из которых впоследствии и получают 2 ажурные косы.
Прически в украинском стиле
Самой популярной прической в украинском стиле является прическа Юлии Тимошенко, с косой вокруг головы. Именно эта прическа стала символом Украины, продемонстрировав все красоту, женственность и уникальность женщины. Если у вас от природы густые и длинные волосы, то вы можете самостоятельно создать подобную прическу в домашних условия.
Прически в украинском стиле
А вот, если длина волос не позволяет вас заплести косу вокруг головы, можно воспользоваться искусственным накладным хвостом, при этом правильно подобрав оттенок к своим волосам.
Прически в украинском стиле
Как видите, прически в украинском стиле основаны на плетении кос. Если вы хотите придать своему образу женственности, романтизма, нежности и яркости, то можете смело выбирать различные варианты кос, освоив технику плетения.
Источник статьи: http://style-fresh.ru/?p=21049
«Оселедец»: как появилась знаменитая казачья прическа
Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.
Чуб Тараса Бульбы
Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем седая. Бороду он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.
Смотреть галерею
Варианты свадебных причёсок в украинском стиле
Длинная коса да самого пояса – это то, чем всегда хотят похвастаться девушки, поэтому такие прически часто встречаться как свадебные варианты в особенности для торжества в украинском стиле. Их делают одну-две, в зависимости от густоты волос и их длины. К счастью многих невест с тонкими или короткими волосами, для достижения необходимого эффекта у них есть возможность воспользоваться накладными прядями. Одиночная косичка может спадать на спину или расположиться асимметрично.
Наиболее удачными косами и их техниками плетения для причёски на свадьбу в украинском стиле могут стать следующие варианты:
- Однопрядная с лентой;
- Трёхпрядная с вытянутыми прядками;
- Двойная коса (или коса в косе);
- Круглая из четырёх прядей;
- Небрежный канат из жгутов;
- Широкий рыбий хвост (он же колосок);
- Скромная в греческом стиле;
- Трёхпрядная французская коса наоборот;
- Чётырёхпрядная из пузырьков.
Плетения
Свадебная прическа с косой в украинском стиле встречается также, как и вплетённая в голову, с подбором, ажурная, обычная трёхпрядная, немного небрежная или наоборот. Это позволяет невесте открыть шею, подобрать всю массу волос, сформировав её в красивый узор на макушке. Если волосы длинные, то кончики крепятся, как небольшие пучки или же фиксируются локоны, ниспадающие на плечи.
Корона – пример идеальной свадебной украинской причёски с таким плетением.
Разновидности причесок
Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.
Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:
- хохол;
- чуб «оселедец»;
- стрижка «под чуприну»;
- «скобка», прическа «под горшок» или «под арбузную корку».
beauty.ua
Об авторе: Ольга Боднар, главный редактор Beauty.ua. По всем вопросам обращайтесь по почте, facebook.com/olga.bodnar.56. Instagram — instagram.com/bodnarolya.
24 года Независимости – 24 стильные прически. Улавливаешь связь? У нас, как всегда, все символично! В этот день мы предлагаем украсить волосы красивыми живыми цветами или искусно сплетенным веночком – прически с цветами всегда считались традиционным вариантом для самых красивых женщин в мире. Для кого? Украинок, конечно! Почувствуй себя лесной мавкой или чорнобрывой гоголевской Оксаной! Яркие, благоухающие цветы, вплетенные в косы, а также своеобразные короны из волос, пучки или просто длинные локоны, определенно, лучший вариант для прически на День Независимости!
Любая прическа превращается в настоящее произведение искусства, если в нее добавить цветы! Конечно, если учитывать особенности причесок с живыми цветами, зачастую, это не очень практично и удобно, поэтому можешь украшать волосы hand-made аксессуарами с искусственными цветами. Благо сейчас в Украине наблюдается настоящий «бум» hand-made-индустрии – найти и подобрать венок, заколку или ободок с маками, васильками, ромашками и другими традиционно украинскими полевыми цветами не составит особого труда. Воспользуйся нашими подсказками — линками на роскошные hand-made украшения:
+ Bloom Art
+ solyanka.com.ua/venki-i-obruchi
+ yaroslavakosenko.com/gallery/diademas
+ zolotiruky.in.ua/ru
+ skrynya.ua/ru
Кстати, а знаешь ли ты, что традиционные праздничные прически украинок – это всегда сложносочиненные, комбинированные плетения, обязательно дополненные цветочным венком. Проявляя креатив, украиночки украшали волосы маками, барвинком, ромашками, бархатцами, васильками, но при это четко придерживались регионального «дресс-кода» — то есть каких-либо, характерных только для этой местности, правил. Например, на Бойковщине девушки дополняли праздничные прически перьями павы, а на Волыни – крашенными в зеленый цвет мелкими куриными яйцами. Однако, именно венок был главным украшением девушки, поэтому на его плетение тратилось немало сил и фантазии. В народе верили, что венок из живых цветов выполняет функцию оберега, а чтобы укрепить его силу, его дополняли сакральными растениями – любистком, чабрецом и даже чесноком. В таком венке, верили наши пра-пра-пра-бабули, ни один бес не посмеет приблизиться и омрачить всеобщее веселье!
Косы – еще одна исконно украинская прическа, без которой сложно представить настоящую чорнобриву красуню из народных сказок и легенд! Для древних украинцев коса символизировала женскую силу, поэтому к ее плетению всегда подходили со всей серьезностью. Интересно, что до 6 лет девочки ходили только с распущенными волосами, а для первой косы в определенных регионах Украины, например, на Гуцульщине и Черкащине, приглашались близкие по роду женщины, которые заплетали ее в форме крестика. Вплетать в косы разноцветные ленты было позволено только девушкам на выданье.
На свадьбу же молодые украиночки плели красивые объемные косы, которые, обязательно дополнялись венком с барвинком – символом крепкого брака и искренней чистой любви. По завершению церемонии девушке расплетали косу и повязывали хустку, что означало: теперь ты не молодиця, а хранительница домашнего очага, жена. На брутальной Гуцульщине этот обряд проводился несколько иначе: косу молодой не просто расплетали, а… рубили топором, чтобы уже точно никто не засомневался в твоем новом замужнем статусе. Свадебные же прически в этом регионе дополняли чильцей – узким ободком, напоминавшем лепестки цветов. Сейчас чильце или рясна представляет собой вязаный ободок в традиционной для конкретного региона гамме, украшенный помпонами, бусинками, цветами и другим декором.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Косы: новые идеи для использования любимой прически
Оселедец
Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.
Смотреть галерею
Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».
Смотреть галерею
Происхождение оселедца
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».
Как выглядел оселедец?
Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.
Смотреть галерею
Прически «хохол» и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.
Женский украинский национальный костюм в живописи
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях.
Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье, классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья, в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов, в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками, своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.
Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств.
Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв.
Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья.
Константин Трутовский Сцена у колодца. Константин Трутовский У плетня. Константин Трутовский У плетня. 1879 г.
Рубашка Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка.
Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи.
Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке. Рубахи шились с воротниками и без них.
Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской. На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным.
Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды.
Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы.
Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.
Тарас Шевченко Катерина 1842 г. Тарас Шевченко Цыганка гадает украинской девушке 1841 г. Тарас Шевченко Мария. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Полтава». 1840 г. Тарас Шевченко Крестьянская семья 1843 г.
Панева Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.
Запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии.
Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником.
Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками.
В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи. Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента.
Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс.
В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже.
Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем — рушником; донские казачки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра.
Николай Пимоненко Украинская ночь. Свидание. 1905 г. Николай Пимоненко Сваты.
Николай Пимоненко .До дому
Николай Пимоненко Святочное гадание. 1888 г. Николай Пимоненко Подруги.
Головной убор Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих — они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке.
Появиться в обществе, и особенно в церкви, считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) — длинному полотенцу, который завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины.
Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.
Упрощенный вариант головного убора украинских женщин — мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку.
Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продергивали шнурок.
Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями.
Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они — круглой или полукруглой формы.
Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу — последняя являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитые лопости.
Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером.
На голову женщины надевали сперва «очипок» (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы — под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу
Украшения
Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи».
Василий Тропинин Девушка украинка в пейзаже. 1820-е г. Илья Репин Портрет С.М.Драгомировой. 1889 г. Илья Ефимович Репин. Украинка у плетня 1875 г. Константин Маковский Девушка с коромыслом 1874 г. Иван Дряпченко Украинка 1931 г. Василий Хвостенко Украинка. 1957 г.
Обувь Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой.
Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке. Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали. В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком.
Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые продергивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге.
Илья Репин Солоха и дьяк 1926 г. Александр Маковский Надоела. Н.Богданов Запоздала 1889 г.
Верхняя одежда Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. Выделяется 4 типа верхней одежды:
1. С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата.
Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев.
Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.
Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон.
Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания. Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста — шушпан.
На Дону шушпан носили с поясом.
Халатообразная одежда украинцев — кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета.
Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником.
2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.
3. Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка — женский жакет без рукавов.
4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка. Надежда Старовойтова Гуцульская осень 2006 г. Надежда Старовойтова Полтавчанка 2005 г. Надежда Старовойтова Украинка 2004 г. Надежда Старовойтова Украинка с писанками 2004 г. Надежда Старовойтова Шаль 2004 г.
Какое значение казаки придавали чубу?
Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.
Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.
Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.
Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги — Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.
Что же означает слово «чуб»? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.
Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.
Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.
«Оселедец»: Как появилась знаменитая казачья прическа?
Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки, пишет Qostanay.TV со ссылкой на издание Кириллица.
Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.
«Хохол» или «оселедец»?
Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».
Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.
Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».
Значение этой прически для казаков
Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.
Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.
Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.
Стрижка «под чуб» или «чуприну»
Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».
Прическа «под чуприну» создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:
- реестровые казаки;
- свободные крестьяне;
- помещики;
- городские жители.
Была также разновидность этой стрижки, которая имела название «под чуб по-польски». Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.
Все же «под чуб» чаще всего стриглась знать. Такую «прическу казака» носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.
Стрижка «под чуприну» также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их «под чуприну».
Прическа белокурого Гоголя — «А Ла Мужик»
Нет, Николай Васильевич Гоголь не носил каре. Современники называют его стрижку à la moujik (а ла мужик)
. Это мужская прическа, которая вошла в моду после русской кампании Наполеона.
У писателя было «несколько головных щеток, из которых одна была очень большая и кривая: ею Гоголь расчесывал свои длинные волосы», — описывал содержимое огромного мешка, который автор «Мертвых душ» всюду возил с собой, Дмитрий Михайлович Погодин (старший сын М.П. Погодина, писателя, историка, журналиста и коллекционера, в доме которого Гоголь трижды останавливался, приезжая в Москву из-за границы). Помимо прочего, в том мешке находилось и «какое-то масло, которым он мазал свои волосы, усы и эспаньолку».
Свою прическу Гоголь делал у куаферов — парикмахеров (от фр. сoiffeur — в России это слово использовалось вплоть до 20-30-х годов прошлого века).
«Знакомые Гоголя уверяли меня, что иногда встречали его в Москве у куаферов и что он завивал свои волосы. Усами своими он тоже занимался немало», — вспоминал Лев Иванович Арнольди, чиновник по особым поручениям при калужском губернаторе Н.М. Смирнове — муже своей сестры А.О. Смирновой.
К слову, Арнольди был одним из немногих, кому Гоголь читал главы из второго тома «Мертвых душ».
А в юности Гоголь не то что у «куаферов», сам причесывался редко: «…ему многократно ставилась на вид его бесприческа. Растрепанность головы Гоголя вошла у нас в общую насмешку. Голова у него едва ли когда причесывалась им; волосы с нее падали ему на лицо нерасчесанными прядями. Стричься он также не любил часто, как этого требовало от нас школьное начальство», — писал Василий Игнатьевич Любич-Романович, поэт, переводчик, товарищ Гоголя по Нежинской гимназии.
Основательно заниматься своей внешностью Гоголь стал, лишь переехав в 1828 году в Петербург — даже обрил волосы, чтобы они гуще росли, и в этот период носил парик: «…у него из-под парика выглядывала иногда вата, которую он подкладывал под пружины, а из-за галстуха вечно торчали белые тесемки», — приводит свидетельства очевидцев Пантелеймон Александрович Кулиш, публицист, историк, поэт, первый биограф Гоголя.
В целом же, когда шевелюра отросла, вышло вот что: «Волосы были завиты, и клок напереди поднят довольно высоко, в форме букли, как носили тогда», — записал свои впечатления о первой встрече с Гоголем писатель и журналист, издатель «Современника» Иван Иванович Панаев.
Классический имидж писателя: «привычный «гоголевский» пробор, подчеркнутая «шелковая скобка волос» — сложился за границей, в основном, в Италии, где Гоголь вращался в кругу русских художников и где были созданы практически все известные его портреты.
Для сравнения — два свидетельства Сергея Тимофеевича Аксакова, писателя, театрального критика, мемуариста и вообще человека, близко знавшего Гоголя: «Наружный вид Гоголя был тогда совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое», — вспоминает он облик писателя в 1832 году, когда тот жил в Петербурге, служил в департаменте уделов и только опубликовал вторую часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». А вот каким Аксаков встречает его в Москве уже в 1839-м, куда он приезжает после трехлетнего пребывания за границей: «Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного (кроме хохла) франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечам; красивые усы, эспаньолка довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение».
О том, каким Гоголь был в последние годы жизни, запомнил Иван Сергеевич Тургенев, встретившийся с ним в 1851 году: «Я попристальнее вгляделся в его черты. Его белокурые волосы, которые от висков падали прямо, как обыкновенно у казаков, сохранили еще цвет молодости, но уже заметно поредели; от его покатого, гладкого, белого лба по-прежнему так и веяло умом».
Алексей Терентьевич Тарасенков, известный московский врач, застал Гоголя в 1852-м уже таким: «Ходил Гоголь немного сгорбившись, руки в карманы, галстук просто подвязан, платье поношенное, волосы длинные, зачесанные так, что покрывали значительную часть лба и всегда одинаково; усы носил постоянно коротенькие, подстриженные; вообще видно было, что он мало заботился о своей внешней обстановке» (все приведенные здесь цитаты — из сборника «Гоголь в воспоминаниях современников» и книги В.Вересаева «Гоголь в жизни»).
Почему белокурый?
Белокурый — человек со светло-русыми волосами. И если посмотреть на писательские портреты работы Ф.А. Моллера и А.А. Иванова — они рисовали его в Риме с натуры, в отличие от прочих художников, перерисовывавших и без того темные дагерротипы и делавшие Гоголя чуть ли не жгучим брюнетом, то видно, что волосы у него все-таки светлые (с поправкой на потускневшие со временем краски).
Известно также, что Мария Николаевна Синельникова (1817—1892) — единственная женщина, которая открыто призналась писателю в любви, после его смерти заказала золотое траурное кольцо, в котором хранила русую (!) прядь с головы Гоголя — замкнула ее на бриллиант и никогда с кольцом не расставалась. На его внутренней стороне была выгравирована надпись — «Сконч. Н. Гоголь. 1852 фев. 21».
А вот еще свидетельство его младшей сестры Ольги Васильевны Гоголь (в замужестве Головня; 1825–1907): «Волосы у него были русые, а глаза – коричневые. В детстве у него были светлые волосы, а потом потемнели. Особенно потемнели у брата волосы после того, как он обрился в Петербурге. Существовало такое убеждение, что, кто из Малороссии приезжает в Петербург, на того вода петербургская так действует, что волосы вылезают. И брат, как приехал в Петербург, обрился. После того волосы у него потемнели. Ездил с ним лакей отсюда, он и тому советовал обриться, но лакей не послушался и лысым стал».
Источник: TheQuestion
Обновлено 20/08/19 20:02
Значение волос для казаков
Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.
До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.
Особенности украинской причёски на свадьбу
Свадебные прически в украинском стиле выглядят самобытно, колоритно и изящно. Всё потому, что испокон веков украинки всерьёз относились к замужеству и тщательно готовились к этому знаменательному дню.
Незамужняя девушка могла красоваться своей шевелюрой аж до самой церемонии, а в день, когда шла под венец – облагораживала её наилучшим образом. Как правило, после украинской свадьбы волосы прятались, поэтому свадебной укладке придавали такое большое значение.
Украинские свадебные прически воздушные, женственные, романтичные, сдержанные, нежные, не сложные и естественные. В отличии от тяжелых, объёмных и высоких свадебных конструкций, укладки в украинском стиле не отличаться строгостью линий, многослойностью, гладкостью поверхности, чрезмерной пышностью и вычурностью. Они делаются аккуратно даже с эффектом растрёпанности, поскольку весь образ стремится к натуральности и целостности.
Также, как и много лет назад, современные невесты украшают прически цветами, используя как свадебные аксессуары украинские венки из мака, подсолнуха, барвинка, васильков, бархатцев, ромашек, веточек калины, колосьев зерновых. Часто в волосы вплетают ленты, повязывают или голову и вплетают в венок. Это может стать отличной альтернативой фате или необычным дополнением к ней.
Обычаи казаков, связанные с волосами
Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.
У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.
Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.
Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.
Прически украинские
прически украинские
Коса – это не только красивая, но и практичная прическа, которая будет держаться долго и не мешать работе. Поэтому ее так полюбил наш народ. Вариант плетения косы для повседневной жизни – простое переплетение трех прядей; а по случаю праздника, в косы заплетали яркие ленты с кружевом или цветным рисунком. Именно такой праздничный вариант особенно популярен в наши дни. Патриотически настроенные женщины и девушки все чаще надевают традиционную одежду и комбинируют ее с украинской косой. Сегодня, даже свадебную прическу, в виде французской косы, все чаще и чаще украшают вплетением в нее ярких атласных лент по цвету стиля свадьбы. Интересным решением является декорирование вечерней или свадебной прически в виде косы живыми или же искусственными цветами. Если свадьба в украинском этно-стиле, то уместными будут украинские цветы-символы: подсолнухи, ромашки, волошки, маки и искусственная калина, как символ женской красоты.
Прически под украинский костюм фото
Есть множество вариантов плетения кос. К примеру, еще можно «поднять» косу, оплести ее вокруг головы, как венок. В старину все благочестивые девушки были длинноволосыми, ведь они не состригали косу аж до самой свадьбы. Но если длина ваших волос не позволяет это сделать, то можно прибегнуть к накладным, правильно подобрав их оттенок в тон к вашим родным волосам. Также такой венок из волос можно сделать из двух кос. Одну из нихукладываемнадлбом в левую сторону, закрепив, при помощи шпилек, ее окончание над левым ухом иличуть дальше, если позволяет длина волос. Соответственно, со второй косичкой делает тоже самое, только в зеркальном порядке. Концы кос нужно спрятать меж прядями, заколов их шпильками.
Весьма красивой будет смотреться и греческая коса. Эта, сама по себе, красивая и нарядная прическа, только украсится, если добавить к ней те же цветы или ленточки. Кстати, об украшениях — их нужно подобрать в тон украинскому костюму. Ведь сегодня есть множество вариантов и цветовой гаммы вышиванок. Позаботьтесь, чтобы цветы и ленты были в тон им.
Если же вы не длинноволосая дива — это не повод расстраивается. Ведь, как уже говорилось раньше, теперь другие времена, другая мода и правила. Можно и стрижку на коротких волосах украсить заколочкой или цветком, ну или цветочным веночком, или вышитой лентой с балабончиками — они есть в продаже. Также выберите украинский костюм современного покроя.
Выпускной в детском садике – праздник, означающий начало серьезного плавания в море знаний. Дети мечтают стать взрослыми, а значит, и выглядеть по-взрослому. Да и мамы рады им в этом помочь. Поэтому выпускной в детском садике проходит почти с размахом школьного и даже намеком на свадебное торжество.
Родители озабочены многими деталями, в том числе созданием стильного образа для своих дочек. Выбор платья при нынешнем изобилии не вызывает затруднений. А вот подобрать подходящую прическу бывает сложнее.
Портал Материнство позаботился о вашем времени, и предлагает подборку праздничных причесок для девочки на любой вкус.
Источник статьи: http://labote.ru/procedury/kazackie-strizhki.html