История украшений для волос
Кем и когда была изобретена первая заколка для волос, сказать трудно. Доподлинно известно только то, что появилась она задолго до нашей эры.
В Древнем Египте заколки были незаменимой вещью. Прически фараонов и приближенных к ним отличались изощренностью и пышностью украшений: «скромные» будничные аксессуары для волос из золота в праздники дополнялись жемчугом, золотыми пластинами и перламутровыми зажимами.
В Древней Греции женщины украшали прически живыми цветами и яркими лентами, а в праздничные дни надевали на головы диадемы из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями.
В Японии многие мужчины пользовались заколками, видя в них не только надежный фиксатор самурайских причесок, но и. незаменимое оружие. К примеру, «кансаси» — заколки в виде миниатюрных стилетов длиной до двадцати сантиметров — легко можно было использовать в качестве метательных ножей. Впрочем, столь опасные украшения были в почете разве что у ниндзя и самураев. Обычные же граждане предпочитали украшения куда менее экстремальные: безобидные шпильки и гребни.
На Руси национальной женской прической считалась коса до пояса. Заплетая косу, девушки украшали ее лентами, шелковыми кистями и подвесками. А на лбу волосы удерживались с помощью перевязок.
В Европе эпохи Возрождения миниатюрные украшения для волос трансформировались в огромные проволочные каркасы и обручи, удерживающие неимоверно высокие прически. Все эти вавилоны на голове украшали драгоценными камнями, лентами, перьями, бисером, черепаховыми гребнями и шпильками из слоновой кости.
Со временем прически начали уменьшаться в размерах, и к началу двадцатого века длина волос катастрофически укоротилась. Феминистически настроенные дамы шикарным локонам предпочитали короткие стрижки и не признавали ярких украшений. Шпильки стали незаметными, заколки и ленты — сугубо функциональными вещами: с их помощью убирали мешающую прядь или собирали волосы в неприметный пучок или хвостик.
Сегодня мода позволяет воспользоваться любым направлением из ее тысячелетней истории, ведь украшения для волос в наши дни стали неизменным элементом стиля, завершающим образ.
Привилегия знати
В стародавние времена красивые заколки и бантики были привилегией знати. Согласно легенде, первые украшения для волос получили в результате весьма любопытной истории. Дело происходило во Франции, в семнадцатом веке. Наследный французский принц отправился в Швейцарию для предложения руки и сердца тамошней принцессе. Уже в пригороде Парижа его карета сломалась. Раздосадованный остановкой принц развлекся просмотром изделий местных ремесленников, среди которых были и простенькие аксессуары для волос, которыми пользовались деревенские девушки. Карету удалось починить быстро, принцесса дала согласие, а принц со временем стал королем. Вот тут-то, в благодарность за давнюю помощь, он и предложил деревенским умельцам стать эксклюзивными поставщиками некоторых товаров быта, и в том числе различных украшений для королевского двора.
Со временем украшения для волос вошли в моду среди придворных дам, и даже появился обычай: каждой собирающейся замуж девушке иметь среди приданого сделанные специально для нее из драгоценных камней и металлов заколки. А на месте небольшой деревеньки, из которой все пошло, до сих пор существует фабрика, производящая одни из лучших аксессуаров для волос.
Заколки вчера и сегодня
Выбившийся локон, воспетый поэтом, — это всего лишь неудачно заколотые шпилькой волосы. Сегодня украшать и держать волосы в узде легко и просто. Мы вооружены автоматами , крабами , гребнями, изысканными невидимками и 1000-летними традициями.
В Древнем Египте и заколки были в большой моде. Прически фараонов и приближенных отличались изощренностью и пышностью украшений. Скромные (всего лишь из золота) будничные украшения для волос в праздники дополнялись жемчугом, золотыми пластинами, перламутровыми зажимами. В Древней Греции официальные парадные прически женщин закреплялись с помощью диадем из благородных металлов с драгоценными камнями. Прически попроще украшались лентами и цветами.
В Японии заколки использовали даже мужчины, причем довольно часто — по двойному назначению, заодно как оружие. Прически женщин-ниндзя украшались изящными заколками в виде миниатюрных стилетов длиной до 20 см — кансаси, которыми они и пронзали горло жертвы. В крайнем случае такие заколки можно было использовать как метательные ножи. Впрочем, у обыкновенных японок заколки были не такие экстремальные. Сложные прически гейш украшались большим количеством шпилек и гребней, причем более изысканные гейши носили меньше украшений в волосах, но те, что имелись, стоили дороже всех заколок гейш попроще.
В России девушки заплетали косу, украшая ее лентами, шелковыми кистями, подвесками. На лбу волосы удерживались перевязками.
В Европе эпохи Возрождения произошла своеобразная революция заколок. Прически делались огромных размеров, с использованием проволочных каркасов, обручей, и все эти вавилоны густо украшались всевозможными лентами, перьями, драгоценными камнями, бисером, шпильками из слоновой кости, черепаховыми гребнями.
В XX веке во всем мире начал торжествовать победу феминизм. Женщины коротко стриглись и максимум что использовали в качестве украшений для волос, — обручи. Шпильки стали незаметными, заколки и ленты стали сугубо функциональными вещами, их используют только для того, чтобы убрать мешающую прядь, собрать волосы в неприметный пучок или хвостик .
Сегодня украшения для волос становятся элементом стиля, лишним штрихом к образу. Мода позволяет воспользоваться любым направлением из ее тысячелетней истории — яркие цветы в стиле хиппи, этнические мотивы, восточные гребни и шпильки, к счастью, уже не являющиеся орудием убийства. Драгоценные и полудрагоценные камни используются как для изысканных украшений в духе Средневековья и Возрождения, так и для создания кичевых образов. Ободки и гребни делают из пластмассы, часто раскрашивая ее под черепаху или дерево, если используется классический стиль, или украшая перьями и камнями, если предпочтительнее авангард. Невидимки давно утратили свою невидимость, хотя некоторые разновидности по-прежнему трудно заметить в волосах, и они верно служат помощниками при составлении сложных причесок, в прическах попроще они сверкают стразами и раскрашены во всевозможные цвета. Шпильки, ныряя в глубину волос, не забывают кокетливо выставить комочек пуха или камешек, превращая волосы в инкрустированный драгоценностями шедевр.
Самые популярные материалы для заколок- автоматов — железо и пластмасса. Благодаря им заколки достаточно дешевы, чтобы менять их хоть каждый день, и достаточно прочны, чтобы с любимой заколкой не приходилось прощаться слишком быстро. Крабы и крокодильчики не зря так названы — они вцепляются даже в самые непослушные волосы, но, чтобы не повредить их, сделаны из пластика. Можно с ужасом вспомнить прошлый век, когда у нас резинками считались черные резиновые колечки. Они утягивали волосы до скрипа и были некрасивы и вредны. Сейчас резинки могут скромно прятаться в волосах или быть такими огромными, что хвостики своего ребенка вы увидите издалека!
Источник статьи: http://www.treeland.ru/article/pomo/The_history_of_jewelry_for_the_hair
Заколки, банты и резинки: краткий экскурс в историю аксессуаров для волос
Сегодня аксессуары для волос достигли пика популярности. Листая фотографии звезд street-style во время последних Недель моды, невозможно не заметить множество заколок, жемчужных клипс, мягких ободков из коллекции Prada SS’19 или сверкающие версии от бренда Miu Miu. Тренд подхватили и Instagram-инфлюэнсеры, фотографируясь в заколках для волос, которые заменили им statement-серьги.
В начале этого месяца парикмахер-стилист Сэм Макнайт дополнил образ каждой модели на парижском шоу Chanel аксессуарами для волос в той или иной форме – будь то цветок камелии, заколка с логотипом или брошь. Этот стилистический прием Макнайт посвятил покойному Карлу Лагерфельду, сказав: «Это была дань творчеству Карла сегодня на показе Chanel. Я использовал все, что он любил: камелии, бантики и броши в волосах». В бренде Simone Rocha последовали его примеру, украсив волосы моделей инкрустированными жемчугом лентами и тиарами с бисером. А Эшли Уильямс выполнила свои заколки в виде слов emo, Europe, ocean и problem, которые отражают текущее политическое и социальное настроение общества. Такое внимание к аксессуарам для волос вполне объяснимо.
Сегодняшние повязки на голову, бантики и заколки – не просто украшение. И это неудивительно. Аксессуары для волос имеют чрезвычайно интересную многовековую историю. Один из ранних примеров своего рода аксессуара для волос можно увидеть на Венере Виллендорфской, известной женской статуэтке, созданной 30 тысяч лет назад, которая считается символом богини плодородия. Ученые предположили, что на головке статуэтки изображены либо аксессуары из бусин, либо шпильки, что доказывает, насколько древней является история украшений для волос.
«Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Метрополитен-музей в Нью-Йорке включают в свои экспозиции варианты заколок для волос из Египта, датируемые примерно 1295–1070 гг. до н. э.», – рассказывает историк моды Жаклин Маркус. По мнению Миллера, высказанном им в эссе The Bobby Pin Revealed, заколка для волос в форме буквы U начала массово производиться в XIX веке в США. Миллер также утверждает, что шпилька для волос – один из древнейших аксессуаров, который наши предки обычно изготавливали из кости, дерева или драгоценных металлов.
У заколки, конечно же, была своя главная функция – поддерживать волосы, чтобы они не мешали или чтобы сформировать прическу. В некоторые периоды истории даже считалось нескромным и греховным, если женщина не заколола волосы. Изображение женщин с длинными волосами без заколок трактовалось как проявление эротизма.
Примечательно, что сегодня этот ранее «целомудренный» аксессуар имеет совершенно другие интерпретации и смыслы, что доказывают заколки Эшли Уильямс. Лондонский дизайнер прославилась своими дерзкими заколками для волос со словами «секс», «беспокойство», «слабый», «ребенок», «язычество» и «страдание». Сами украшения изначально выглядят женственно и мило, а вот такие смелые слова добавляют оттенок иронии, который трансформирует их и вписывает в современную эпоху.
В последнее время интерес вызывают и банты, присущие в основном стилю француженок. Популярностью они стали пользоваться, в частности, из-за звезд street-style и из-за глобального тренда на ностальгию. Повсеместно банты для волос стали появляться в 50–60-е годы, являясь маркером примерных учениц и чистой красоты.
Повлиял на популяризацию тренда на яркие аксессуары для волос и Balenciaga, который выпустил в курортной коллекции 2018 года резинки в стиле 80-х стоимостью 200 долларов. Современные бренды быстро подхватили тенденцию и сегодня предлагают огромное количество резинок на любой вкус.
Ободок для волос также имеет внушительное историческое прошлое. Этот аксессуар носили все независимо от гендерной принадлежности, и на протяжении многих веков он, как правило, был характерным признаком высокого социального статуса его владельца. И если вам кажется, что ободки от Prada с мягкой подкладкой немного напоминают короны, то вы не ошибаетесь.
«На протяжении многих лет ювелирные формы видоизменялись и создавались чуть ли не для каждой части тела. Для головы существовали короны, диадемы, заколки и расчески», – сообщает Британская энциклопедия. В древние времена повязки на голову были не только декоративной деталью. Их можно сравнить с доспехами, которые защищали от внешнего мира физически. В Месопотамии и женщины, и мужчины пользовались повязками, как средством для подвязывания волос, а в 1920-е годы флэпперы с гордостью носили повязки на коротких волосах, заявляя о своей эмансипации.
Однако очевидно, что наибольшую популярность аксессуары для волос переживают сегодня и являются важным элементом индустрии красоты и моды.
Мы прошли долгий путь, чтобы эти аксессуары заслужили должное внимание, как самобытное украшение. В прошлом аксессуары для волос могли указывать на классовую принадлежность, женственность и даже сдержанность, а сегодня они являются одним из наиболее выразительных способов экспериментировать с прическами без каких-либо радикальных решений, таких как стрижки или изменение цвета. Еще один плюс – они доступны. Вы можете купить ободок у Prada или подобрать аналогичный вариант за небольшую цену в масс-маркете. В этом и прелесть: неважно, насколько дорогие или брендовые аксессуары для волос вы выберете, в тренде вы будете однозначно.
Источник статьи: http://fw-daily.com/zakolki-bantyi-i-rezinki-kratkiy-ekskurs-v-istoriyu-aksessuarov-dlya-volos/
Украшения для причесок в Китае: от древности к современности
Мне, как и многим современным женщинам с длинными волосами, часто (каждое утро) приходится думать, что с волосами делать. Обычно, по привычке, я закручиваю на голове пучок и закрепляю его резинкой или просто плету простую косичку. И очень многие делают так же. Быстро, просто, и думать особо не надо.
Наверное, люди украшали, украшают и будут украшать себя всегда. Даже исторические (археологические) раскопки подтверждают, что даже в самые дальние времена у людей хватало желания и старания создавать и носить украшения. И в подавляющем большинстве культур, украшения, носимые людьми, были не просто чем-то симпатичным.
Стремление людей создать систему символов, знаков было очень высоко. Ведь это помогало всем и сразу различать родовую принадлежность, религиозные обычаи, семейный статус, культурные обычаи друг друга.
И хоть в наше время многие эти роли и их обозначения утратили такое уж важное значение в жизни людей, в современной культуре, бывает очень интересно окунуться в мир прошлого и узнать что-то о нём.
Китайская культура — одна из древнейших культур, которой удалось сохранить свою историю. Во все времена этот народ считал очень важным уход за волосами, их символическое значение.
Классический образ китайской красавицы — создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком.
Китайские девушки на картинах тайваньской художницы Der Jen
Волосы с помощью шпилек и заколок укладывались в сложную волнистую прическу, которую ценители уподобляли благородным цветам или — высший комплимент «дракону, резвящемуся в облаках». Верхом парикмахерского искусства считалось умение соединить в прическе элементы так, чтобы присутствие «дракона», скрытого «облаками», только угадывалось. Чтобы выглядеть изысканными, женщины из высшего общества покрывали лицо рисовой пудрой, а шеки — румянами, красили губы помадой цвета «спелой вишни». Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идального очертания губ, накладывая помаду кружком.
Важную роль в комплексе официальных одежд до конца эпохи Мин играли однозубчатые шпильки (цзи или цзань), наиболее интересными из которых являются костяные и нефритовые шпильки эпохи Шань-Инь, обнаруженные в руинах столицы Иньсюй (теперь город Аньян провинции Хэнань).
Интересно, что значение материалов и символов в Китае было иным, чем в Европе. Разработанная на западе классификация материалов с делением камней на три группы: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные не работала и не работает в Китае.
В Поднебесной все камни минерального и органического происхождения считались достойными использования в качестве украшения или оберега. Помимо этого обрабатывались такие материалы как рог, кость, черепаховый панцирь, эмаль, стекло, дерево (например, сандал). Платина почти не применялась, китайцы любили золото (цзинь) и серебро (инь). Избранными материалами считались нефрит (юй), перья самки зимородка (цуй-лин), жемчуг (чжу), коралл (шань-ху).
Со времен эпохи Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.) до эпохи Хань (III в. до н.э.-III в. н. э.) преобладала бронза, однако и золотые серьги (эр-хуань) в виде колец и однозубые шпильки (цзи), выполненные в технике литья, были обнаружены в шаньских погребениях под Пекином.
Используемые в традиционных украшениях камни и органические материалы обладали древней символикой. Так, например, обычай использовать птичьи перья относится к даосизму, в который пришел их шаманизма. Жемчуг был связан с буддизмом, где ассоциировался с символической драгоценностью (мани), обозначавшей самого Будду и его учение. в период династии Цин крупным морским жемчугом (дун-чжу) отделывались официальные ранговые украшения императора и наиболее знатной аристократии.
В период Цин через драгоценные материалы, которые входили в буддийский набор «семи драгоценных субстанций», также были установлены знаки отличия в костюме гражданских и военных чиновников:
- для первого, высшего ранга — рубин (хунбаоши);
- второй ранг — резной коралл (лоухуашаньху);
- третий ранг — сапфир (ланьбаоши);
- четвертый ранг — лазурит (цинцзиньши);
- пятый ранг — хрусталь (шуйцзинь);
- шестой ранг — раковина тридахны (чэцюй);
- седьмой ранг — блестящее золото (суцзинь);
- восьмой ранг — резное золото (лоухуюцзинь);
- девятый ранг — резное серебро (лоухуаинь).
Заколки для волос времён китайской династии Цин (1636 — 1912)
Парадными украшениями императриц и знатных дам в эпоху Хань считались большая шпилька «бу-яо» (что означает «трястись при ходьбе») с подвесками, раскачивавшимися при движении, и диадема шань-ти.
С периода Тан до конца династии Мин использовалась корона фэн-гуань (фениксовый убор). В период правления маньчжуров ранговыми украшениями императора и аристократов были золотые драконы (цзинь-лун), знаками отличия императриц и наложниц — золотые фениксы (цзинь фэн).
Ритуальный головной убор «Корона Феникса» для вдовствующей императрицы Сяоцзи (династия Мин, эра Ваньли: 1573-1620) . в данный момент находится в Национальном музее в Пекине, была извлечена из гробницы Динлин под Пекином.
на короне изображено 12 драконов и 9 фениксов. корону Феникса императрица одевала только во время важных событий : получения титула, посещения родового храма, приема министров.
Есть легенда, которой, говорят, около 3000 лет. Связана она с происхождением китайских палочек для еды. Император Чжоу отличался крутым нравом и очень боялся отравления, поэтому его наложница Дацзи всегда пробовала пищу первой. Однажды она не успела остудить горячее блюдо перед тем, как Чжоу-ван уже начал есть. Тогда девушка выдернула из волос нефритовые шпильки, подхватила ими кусочек и начала сильно дуть. Когда блюдо немного остыло, Дацзи угостила им императора. Чжоу-вану прием так понравился, что он обязал Дацзи всегда кормить его только шпильками. Позже наложница попросила сделать ей пару более длинных нефритовых шпилек — они, как полагают, и стали прообразом палочек для еды. Так это или нет — мы, конечно, не узнаем, но занятно 🙂
Китайские девушки на картинах тайваньской художницы Der Jen
Какой же путь проходила причёска китаянки, начиная с юных лет? Писатель минской эпохи Фэн Мэнлуна так пишет о шпильке: «Раньше в семьях были свои правила по отношению к девочкам. В 13 лет считалось, что еще слишком рано, чтобы «попробовать цветок» (сексуальность). В 14 лет уже можно сказать, что «цветок распустился» (то есть начался менструальный цикл). А к 15 годам уже следует «срывать цветок». В 14 лет девочке уже можно было делать специальную прическу и совершать при этом обряд цзицзи или шунун. Он знаменовал достижение возраста, когда можно было втыкать шпильку в волосы девушки. То есть в феодальном обществе шпилька символизировала не просто женщину, а достигшую зрелости женщину.
Только после того, как девушке сделали специальную прическу, обычно начинали вести речь о замужестве девушки, и к ней, а точнее, к ее родителям засылали сватов. Если жених уже был, то обряд совершеннолетия плавно перетекал в свадебную церемонию, а шпилька давалось девушке как подарок на помолвку.
Что же могла сказать причёска о семейном статусе женщины? Одинокие женщины заплетали свои волосы в косу, в то время, как замужние женщины собирали их в пучок на голове. В то же время, вдовы, которые не желали выходить замуж снова, брили свои головы в знак безразличия. Согласно учению Конфуция, сбривание волос являлось изменением и обесформиванием образа человека.
Пучок мог выглядеть по-разному, в зависимости от эпохи. Иногда делали пучки над ушами, волосы на затылке распускали свободно, иногда использовались специальные петли и валики.
Особой была прическа невесты. Перед свадьбой волосы невесты скручивали в жгут или заплетали в тугую косу, укрепляя 22 длинными шпильками на темени крест-накрест. Для украшения в височные пряди вплетали цветные шелковые шнуры, нити жемчуга, гирлянды из мелких цветов.
На оформлении головных украшений китаянок отразились религиозные представления народа. Среди свадебных головных украшений встречаются булавки и шпильки, украшенные символами-пожеланиями мужского потомства. Этот специфический китайский фетишизм мужского потомства является отражением культа предков, ибо только мужчины полномочны совершать жертвоприношения предкам. Однако есть и более реальная причина – боязнь потерять наследника накопленных богатств и работника в пользу своего дома. Одним из символов мужского потомства является изображение плодов граната (много зерен – много детей, сыновей; зерна и дети – один иероглиф цзы).
И ещё несколько картинок с шпильками, ради любования красотой и восхищения мастерством исполнения.
Обращаясь к современности, можно сказать, что жизнь в Китае так же быстро бежит, и времени подолгу украшаться почти ни у кого нет, и традиционные причёски используются только в праздники, церемонии, а так же в одеждах модниц и дизайнерских коллекциях. Собственно, как и у нас, в России, никто не носит просто так кокошники, кики, повойники и прочее. Даже очелье — редкость.
Вот я составила подборку фотографий с китайской «Недели моды» и просто модных дизайнеров. Здесь довольно ясно видно, что необычные причёски теперь — скорее артистический гротеск, нежели обыденность.
Вот несколько примеров причёсок первой леди Китая — Пэн Лиюань. Её причёски бывают и сложны, однако, достсочно сдержанны, кроме непостредственно артистических костюмов.
Ну и несколько фотографий китайской киноактриссы, которую многие считают китайской красавицей номер 1 — Фан Бин Бинь
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://stil.mirtesen.ru/blog/43098051431/Ukrasheniya-dlya-prichesok-v-Kitaye:-ot-drevnosti-k-sovremennost