ДОУ: расшифровка. Деятельность ДОУ
Ребенок приносит в дом радость. Но вместе с тем появляется много вопросов, которые родителям приходится решать. Например, стоит ли отдавать ребенка в ДОУ (расшифровка аббревиатуры будет представлена далее)? Чем занимаются дети в таких учреждениях? Постараемся осветить эти вопросы.
Общая информация
Итак, что же такое ДОУ? Расшифровка этой аббревиатуры звучит так: дошкольное образовательное учреждение. Из этого следует, что здесь реализуются общеобразовательные программы, имеющие различную направленность. Ну и, конечно, посещают такие организации (что тоже видно из расшифровки) дошкольники, т. е. дети в возрасте до 7 лет. Что касается того, когда малыши поступают в данное учреждение, то здесь речь может идти и о полутора годах, и о трех. Это зависит от типа ДОУ и пожеланий родителей (кто-то не считает приемлемым отдавать годовалую крошку в детский сад, а у кого-то просто нет выбора, так как нужно выходить на работу).
Нет такого человека, который бы не слышал про ДОУ. Расшифровка его редко используется, в основном мы называем такие учреждения детскими садами. Однако не все знают, что эти заведения делятся на 5 видов. Соответственно, в каждом конкретном случае будет немного разниться и деятельность ДОУ.
Детский сад общеразвивающего типа
Это традиционные ДОУ, к которым мы все привыкли. Обычно такое заведение есть в каждом районе города, и не одно. В качестве приоритетного в ДОУ такого типа может быть выбрано одно или несколько направлений развития детей: интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое и т. д. При составлении образовательных и воспитательных программ педагоги непременно руководствуются государственными стандартами. Если в учреждении есть такая возможность, то могут быть организованы дополнительные занятия, например музыкой, хореографией, иностранными языками и т. д.
Группы в ДОУ формируются по возрастному критерию:
- малыши 1,5-2 лет посещают ясельную группу;
- 2-3-летние детки – первую младшую;
- ребята 3-4 лет – вторую младшую;
- с 4 до 5 лет ребенок ходит в среднюю группу;
- с 5 до 6 – в старшую;
- дети 6 лет (иногда и 7) занимаются в подготовительной группе.
Конечно, дети не могут все время только чему-то учиться. Длительность образовательного процесса варьируется в зависимости от возраста воспитанников. Также в детский садах предусмотрены игры, чтение книг, занятия физкультурой, рисование, лепка и многое другое.
Детский сад компенсирующего типа
В таких ДОУ преимущественно оказывается квалифицированная помощь детям с различными физическими и психическими отклонениями. Образовательные программы и методики лечения, коррекции и воспитания создаются на основе информации о том, какие конкретно отклонения имеются у воспитанников. Такие учреждения могут посещать дети слепые, слабослышащие и слабовидящие, малыши с тяжелыми нарушениями речи и т. д. Прием может быть осуществлен только с согласия родителей, а также после заключения специальных комиссий: медико-педагогической и психолого-педагогической.
Деятельность таких учреждений довольно специфическая накладывает определенные требования на их оснащение. Так, ДОУ этого вида обычно оборудуются логопедическими и массажными кабинетами, бассейнами, специальными приспособлениями в группах и т. д.
Детский сад оздоровления и присмотра
Такие ДОУ, как правило, принимают малышей, которым еще нет трех лет. Здесь проводятся оздоровительные и воспитательные мероприятия. Уделяется большое внимание профилактике различных заболеваний у детей и санитарным условиям.
Комбинированный детский сад
Суть деятельности данного учреждения понятна из названия. Эти ДОУ могут объединять в себе группы разных видов (оздоровительные, компенсирующие и общеобразовательные).
Центр развития
Приоритетным для таких ДОУ является индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Большое внимание уделяется развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей детей. Для организации всего процесса образования и воспитания на должном уровне здесь оборудуются компьютерные классы, бассейны, игровые комплексы и спортивные залы. Также возможна организация различных кружков, секций, детских театров и художественных студий.
Итак, теперь мы знаем, что такое ДОУ. Расшифровка данной аббревиатуры многими воспринимается как синоним понятия «детский сад», причем в привычном понимании для среднестатистического россиянина. Однако, как мы видим, существует нескольких видов таких учреждений. Что ж, родителям малышей есть над чем задуматься.
Источник статьи: http://fb.ru/article/157010/dou-rasshifrovka-deyatelnost-dou
Коллегиальные органы управления детским садом: выбор и реализация принципа
Коллегиальные органы управления детским садом:
выбор и реализация принципа
Каждое утро миллионы российских детей идут в детский сад. В детском саду проходит очень большая часть их жизни – с ними как-то занимаются, чему-то учат; их жизнь, включая занятия, питание, медицинское обслуживание и т.п., как-то организована. Детский сад каким-то образом оборудуется, ремонтируется, финансируется, управляется – и всё это непосредственно влияет, в конечном итоге, на то, что происходит с детьми.
Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в детском саду? Очевидно, не всегда и не во всем. И тогда зададим себе вопрос: а как мы, — то есть мамы, папы, бабушки и дедушки, работники детских садов и работодатели и т.д., — можем повлиять на то, как устроена жизнь и развитие детей в детском саду?
В сегодняшней привычной модели детского сада «не можем», «не знаем», «не имеем права», «не наш вопрос» и т.п. Если ребенку в детском саду скверно, остается жаловаться начальству, что мало эффективно, или уходить в другой детский сад. Но какие гарантии, что «другой детский сад» будет лучше, чем «этот»? Гарантий нет. А права и обязанности родителей там будут иными, чем здесь? Да, вроде, нет. Будут теми же самыми.
В законе «Об образовании» говорится, что педагоги обязаны обеспечить условия для полноценного развития и воспитания детей. Для нормальной организации работы с детьми в Детском саду недостаточно иметь одни стены, необходима здоровая, современная развивающая среда. А это – игры и игрушки, модули, конструкторы, экологические уголки, минилаборатории, дидактические материалы, сенсорные комнаты, спортивные уголки, спортивное оборудование, то есть всё то, что дает ребёнку возможность найти себе место по душе, способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей. И: «где взять деньги на всё это?» — проблема, над которой думает любой коллектив детского сада, ведь так хочется, чтобы у детей было самое лучшее, чтобы их детство было счастливым и беззаботным, а воспитатели перестали бы ломать голову над тем, из какого бросового материала смастерить очередной пособие.
Одна из особенностей управления современным детским садом заключается в том, что руководитель ДОУ просто вынужден привлекать к решению проблем учреждения различные социальные институты: родителей, общественность, — иначе не справится с количеством задач по организации функционирования современного образовательного заведения.
Понятно, что проблемы детского сада не могут быть решены сиюминутно и быстро.
Давайте скажем себе честно — на сегодняшний момент создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования, повысить имидж ДОУ без помощи родителей невозможно. Но как привлечь в образовательный процесс родителей? Что сделать для того, чтобы проблемы детского сада стали насущными проблемами родителей? Как заинтересовать семью в получении педагогических знаний, участия в жизни дошкольного учреждения, преобразования среды, окружающей детей в течение 12 часов ежедневно.
Принцип коллегиальности предписан Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в ст. 26 : «Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет , управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.»
Есть детские сады, где отношения родителей с руководителем и педагогами складываются в другой системе управления. В этой новой системе – и пока, увы, для нас очень непривычной – наряду с привычными фигурами заведующего, старшего воспитателя, Учредителя, появляется новый внутрисадовский орган власти – Управляющий и/или Попечительский совет, куда входят как представители учреждения, так и представители родительской и местной общественности.
Участвуя в работе такого совета, родители смогут принять решения о более благоприятном режиме организации воспитательно — образовательного процесса детей, о выборе наиболее актуальных для детей программ, смогут влиять на распределение внебюджетных финансов детского сада и на перспективу его развития.
Конечно, коллегиальный орган управления не призван заменить заведующего, педагогов и других сотрудников сада – он должен их конструктивно дополнить.
Управляющий совет — это коллегиальный орган государственно-общественного управления учреждением, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления: в каких направлениях развивать детский сад, чтобы его сделать успешным, как привлекать и расходовать бюджетные и вне бюджетные средства и др. С другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни детского сада.
Существуют разные формы самоуправления, предусматривающих участие родителей. По времени появления можно расставить их в следующей последовательности:
Родительский комитет существовал еще в доперестроечное время, часто нормативно не закреплялся, это сугубо совещательный орган, его предложения могли носить только рекомендательный характер.
Попечительский совет — Попечительские советы вводятся в 1996 году для активизации привлечения денежных средств в учреждения образования. Основная функция Попечительского совета – организация сбора внебюджетных денежных средств в виде благотворительных пожертвований. Попечительские советы могли существовать в двух формах:
· в качестве органа внутри самого учреждения, для этого Попечительский совет должен быть внесен в Устав учреждения, дополнительно могло быть принято Положение о Попечительском совете;
· в качестве самостоятельного юридического лица (общественного объединения или некоммерческой организации), чтобы избежать строгого бюджетного контроля и сложной бухгалтерской отчетности внутри образовательного учреждения.
Управляющий совет – коллегиальный орган, имеющий управленческие полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. Главное отличие от иных форм самоуправления – члены Управляющего совета наделены реальными управляющими функциями, их решения по заранее определенному кругу вопросов обязательны для администрации .
Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления образовательным учреждением состоит в том, что управляющие советы наделены полномочиями решать определенные вопросы в соответствии с уставом и положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят императивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями.
Наблюдательный совет – создается только в автономных образовательных учреждениях. В отличие от Управляющего совета, имеет законодательную базу, которая определяет его цели, порядок формирования и, самое главное, функции. Наблюдательный совет не может выходить за пределы установленных законодательством полномочий — он осуществляет контроль за расходованием средств в образовательном учреждении, и только.
Уставами образовательных учреждений могут быть предусмотрены и иные формы участия общественности в управлении детским садом, такие как собрания (конференции) родителей, собрания педагогических работников, собрания работников образовательного учреждения. Как правило, они проводятся для информирования, заслушивания и обсуждения различных отчетов, выборов органов самоуправления, согласования значимых управленческих решений.
Важным условием эффективного функционирования детского сада является участие общественности в управлении образовательной организацией. Однако не все органы государственно-общественного управления доказали свою эффективность. Несмотря на то, что в детских садах где существовали и совет учреждения, и общее родительское собрание, и попечительский совет, и родительские комитеты групп, говорить о каких-то реальных управленческих решениях было нельзя, т. к. эти органы функционировали разрозненно и в основном на бумаге.
Существовавшие до недавнего времени в детских садах органы общественного самоуправления, такие как советы, родительские комитеты, обладали, как правило, совещательным голосом и редко являлись самостоятельными участниками управления учреждением. На практике все вопросы управления решались администрацией учреждения, при этом органы самоуправления играли фактически декоративную роль. В то время как УС обеспечивает открытость всех процессов в детском саду, расширяет возможности родителей в выработке и реализации правовых и управленческих решений.
Каковы полномочия УС?
— определение стратегических направлений развития учреждений и контроль за тем, как они претворяются в жизнь администрацией и сотрудниками ДОУ;
— согласование плана ФХД, штатного расписания, стимулирующих выплат;
— содействие привлечению внебюджетных средств с целью повышения качества образовательных услуг;
— контроль за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств.
— контроль за организацией питания;
— рассмотрение обращений и жалоб от родителей на действия административного, педагогического и иного персонала учреждения и принятие по ним решения;
— решение вопросов обеспечения безопасности пребывания детей в учреждении (безопасная среда, качество охранных услуг, вопросы здоровье сбережения детей.
И этот список можно было бы продолжать. Каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует перечень полномочий своего Совета.
Кто входит в состав УС? В его состав входят сотрудники учреждения , избранные на собрании трудового коллектива, председатель профкома учреждения, родители. Стать членом УС может любой неравнодушный ответственный родитель, готовый выдвигать свои инициативы, принимать взвешенные решения. Для этого есть два способа:
— Делегирование от группы или структурного подразделения.
Источник статьи: http://infourok.ru/kollegialnie-organi-upravleniya-detskim-sadom-vibor-i-realizaciya-principa-3937809.html