Исследовательская работа «Гнездо ремеза-святыня нашего рода»
Работа защищена на зональной олимпиаде школьников. 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ine_shanchar_kyzyl-mazhalyk.docx | 129.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики РТ
управление образования городского округа города Ак-Довурак
III Зональную Олимпиаду развивающего обучения среди учащихся начальных классов
на конкурс исследовательских работ «Тувинская национальная культура»
« Гнездо ремеза — святыня нашего рода»
Выполнили: Делгер Тайгана Семёновна, ученица 3 «а» класса МОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак;
Кужугет Буяна Буяновна,
ученица 4 «а» класса МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак
Руководитель: Буурел Оюнмаа Сааяевна,
учитель начальных классов
Ак-Довурак– 2012 г
Глава 1.1 О птичке ремезе.…………………………………………………. …4
Глава1.2 Традиция передачи игольницы в форме гнезда ремеза в роду тувинцев……………………………. 6
Мы выбрали тему этой работы, так как любим историю своего родного края и интересуюсь традициями и обычаями тувинского народа. Это тема нам близка, так как у моей семьи тоже есть традиция, которая передавалась из поколения, в поколение. Это передача игольницы в форме гнезда ремеза в нашем роду. Моя бабушка в свое время нашла гнездо ремеза. Мать, разговаривая с дочерьми во время работы или дела, рассказывает о своем роде, чем занимались ее родители, ее предки, какие традиции и обычаи соблюдают в роду. Так, мать учит и готовит к жизни своих детей, делится со своим опытом и передает традиции и обычаи своего рода.
Нам очень интересно было заниматься этой работой, так как в поисках информации и материалов нам приходилось общаться с разными людьми.
Цель нашей работы: Рассказать про традицию передачи игольницы в форме гнезда ремеза.
- Изучить семейную традицию Тувинской семьи – «передача игольницы в форме гнезда ремеза».
- Организовать поездки и встречи с родственниками.
Методы работы: Беседы с родственниками, сбор и поиск информации, анализ и обобщение собранных материалов и информации.
Новизна нашей работы: Это первая исследовательская работа, которая изучает символическое значение птицы ремез.
Актуальность: такая традиция существует далеко не в каждой семье, только сохранилась и применяется у некоторых семей. Эта работа призывает и напоминает, что у тувинцев много различных традиций, которые не освещены. И таким образом её не надо забывать, а наоборот – возрождать
Глава1.1. О птичке ремез.
Длина тела ремеза примерно 12 см, вес до 20 г. Размах крыльев достигает 60 мм. В глаза бросается серая голова с чёрной маской и красно-бурая спина. У молодых птиц чёрной маски ещё нет. Тонкий свист звучит примерно как «ции-ции».
С апреля по октябрь некоторые ремезы мигрируют в Восточной и Центральной Европе и перелетают на зиму в Средиземноморье. Некоторые птицы остаются целый год в районе Средиземного моря. Ремез предпочитает селиться в зарослях по берегам рек, озёр и болот.
Ремез ищет себе корм преимущественно на деревьях , в кустарниках, кустах и в камыше. Он питается насекомыми, пауками и семенами.
Период размножения с мая по июнь. Самец строит на свисающих над водой ветвях из растительных волокон, пуха и семян несколько пушистых, круглых гнёзд. Гнездо в форме сумки примерно 17 см в высоту и 11 см в ширину. Самка выбирает себе лучшее гнездо, помогает в последних приготовлениях и откладывает затем от 5 до 8 яиц. Примерно через 2 недели вылупляются птенцы. Ремез может иметь несколько партнёров.
Ремез предпочитает высокоствольные, в основном приречные заросли. Гнездо ремеза — сложная и оригинальная постройка, напоминающая висящую варежку с дырявым пальцем.
Гнездо обычно прикреплено к концу ветки, чаще всего над водой. Обе птицы сооружают его в течение примерно двух недель. Материал для постройки — растительные волокна и пух ив или тополя, которые птицы превращают в мягкую и прочную войлокообразную ткань. Такое гнездо висит на дереве, не разрушаясь, в течение нескольких лет. Над водой гнезда располагаются на высоте 1-5 метров, в дали от воды — на высоте 10 метров и более. Кладка в начале 5-10 белых продолговатых яиц.
В тувинском народе ремез считается святой птицей. Если встретить и найти его гнездо, то в дом приносит счастье, достаток т.е. его гнездо символизирует семейное счастье. (1)
А в русском фольклоре значение ремеза символизирует следующее:
Ремез — распространенное в прошлом во многих русских говорах название птицы из рода синиц, а также популярное мирское имя. Мирские имена существовали в России до окончательного их запрещения церковью в конце XVII века. Более того, древнерусские «домашние» имена очень часто выступали в качестве официальных именований в древних документах. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от более понятного древнерусского имени отца. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших русских обычаев, традиций является фамилия Ремезов.
У алтайцев гнездо ремеза используется в народном лечении: при глазных болях в гнезде птицы ремеза находят намерзшие сосульки, и растаяв их, пускают в глаза. При порезах присыпают их пеплом из сожженного гнезда ремеза. Вот такая удивительная птица ремез.(2)
Глава 2. Традиция передачи игольницы в форме гнезда ремеза в семье.
Одна бабушка нашла гнездо ремеза и принесла домой. Из него она сшила игольницу и повесила в юрте, с тех пор эта игольница стала святыней её рода. В том году, когда она встретила гнездо, состоялась свадьба молодых людей. На следующий день после свадьбы бабушка принесла эту игольницу как свадебный очень ценный подарок, молодым супругам и сказала: «Пусть у вас будет много детей, достаток в семье, будьте здоровы и счастливы. Это святая вещь, найти гнездо ремеза может далеко не каждый человек. Храните эту вещь и передайте своим детям, он принесёт вашему роду очень долгое продолжение». Молодые супруги вспоминают и рассказывают детям слова бабушки и говорит, действительно, поэтому у нас такая большая семья, благополучие. И в свою очередь жена сшила и дарит своим дочерям тоже игольницы в форме гнезда ремеза. Эта игольница в их семье считается святой вещью, его никто не трогает, висила на самом почетном месте дома. В поисках информации, мы встретились с одним человеком, который нашел гнездо ремеза это — Чыртак-оол Каадыр Монгушович. Вот строки из его воспоминаний: « Ынчан Кара-Холге чурттап турган бис. Хой кадарып чор мен. Арыг ишти черге, канчангаш коорумге черде кидис кескиндизи чыдыр. Баштай «бо кандыг аайлыг кидис боор чонак кескиндизи ирги бе » деп бодаан мен. Оон топтап коруп турарымга уя болган «Ус кушкаш уязы деп чуве бо-дур аа, анаа таваржырга эки чуве дижик дээш, хойлай дыртып алдым. Огге эккээримге уругларым авазы «ол ус кушкашты кончуг буянныг кушкаш деп дыӊнаан мен» дээш арыг поске ораагаш, аптараже суга тыртып алды» .« Я пас овец (тогда они жили в с. Кара-Холь Бай-Тайгинского кожуна), и около дерева лежал какой- то кусок войлока, сначала подумал: «Откуда этот кусочек здесь лежит» я взял и посмотрел- оказывается гнездо ремеза. (4)
В конце исследовательской работы я пришел к следующим выводам:
- Птица ремез символизирует семейное счастье, благополучие и достаток в семье.
- Добрая традиция «передача игольницы в форме ремеза» воспитывает у подрастающего поколения чувство привязанности к своему роду.
- Такая традиция существует далеко не в каждой семье, только сохранилась и применяется у некоторых семей. Эта работа призывает и напоминает, что у тувинцев много различных традиций, которая не освещены. И таким образом её не надо забывать, а наоборот – возрождать.
- М.Б.Кенин-Лопсан.Традиционная культура тувинцев. Кызыл .: 2006..
- Жизнь — как она возникла? Издание «Священное писание» 1992г
- Путеводитель Тува .Москва, 2004
4. Информатор – Чыртак-оол К.М. –с. Хонделен, Барун-Хемчикский кожун
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/12/issledovatelskaya-rabota-gnezdo-remeza-svyatynya-nashego-roda
Ус кушкаш уязы чуге экил
ТӨӨГҮ | История запись закреплена
КУШТАР — ПТИЦЫ
(тувинско-русские и русско-тувинские названия)
Аганак (белая куропатка)
Азакуш, өрге-мунар, чашкаадай (каменка плясунья)
Айлаң-кушкаш (соловей, варакушка)
Айлаң-сааскан (сойка)
Ак-кускун (чайка)
Ала-шокар аңгыр (пеганка)
Ала-эзир, чола (бородач)
Аңгыр (огарь)
Бааржык (дрозд)
Баа-сарыг (иволга)
Балыкчы куш (баклан)
Бора-хөкпеш (воробей)
Бос (кряква)
Бөдене, матпадак (перепел)
Бургураа (выпь)
Бүргүт (беркут)
Быра (саджа)
Далай бугазы, бургураа (большая выпь)
Даргат (крохаль, луток)
Даг казы (горный гусь)
Дас (гриф)
Дээлдиген (коршун)
Дуруяа (журавль)
Дүлей-көк (поползень)
Дылбый-ээргииш (веретенник азиатский бекасовидный)
Дылбый (бекас)
Итпик (удод)
Каарган (ворона)
Каас-ала (гоголь)
Калчан-кара (лысуха)
Кара-баарзык (скворец)
Кара-куш (глухарь)
Кара-торга (желна)
Кас (гусь)
Кояаргак (щегол)
Көге-буга (голубь)
Көгээзин, хая көге-бугазы (скалистый голубь, дикий голубь)
Көк-хөкпеш (синица)
Куу (лебедь)
Күртү (тетерев)
Кускун (ворон)
Күшкүл (рябчик)
Кызыл баштыг өдүрек (нырок красноголовый)
Кызыл-кудурук (горихвостка)
Кызыл-өөк (снегирь)
Кызыл-хөрек (щур)
Кызыл-думчук (клушица)
Кээрген (кедровка)
Кыштаар сары (зимняк)
Матпадак, бөдене (перепел)
Медээчи (зяблик)
Моол хамнаарак (монгольский жаворонок)
Мочак-хаай (дубонос)
Ногаан торга (зелёный дятел)
Омааш-думчук (пеликан)
Оңгук (гагара)
Өдүрек (утка)
Өежик (горлица)
Өрге-мунар, азакуш, чашкаадай (каменка плясунья)
Caacкан (сорока)
Сайлык (трясогузка)
Сайжы (зуёк)
Салдыг хөкпеш (усатая синица)
Сарылар (ястребиные: зимняк, курганник, канюк)
Содаачы (турухтан)
Сиргей (чирок-трескунок)
Сулажылар (овсянки)
Сыгырга, баа-сарыг (иволга)
Сыйтылаа (стриж)
Таан (галка)
Тээлдиген, көр — Дээлдиген
Тогдук (дрофа)
Торга (дятел)
Торлаа (куропатка)
Улар (улар)
Ус-кушкаш (ремез)
Үвүргей шымнырак (чернеть хохлатая)
Үгүлер аймаа (совы)
Хамнаарак (жаворонок)
Хараалчыгай (оляпка)
Хараачыгай (ласточка)
Хартыга (тетеревятник)
Хая көге-бугазы, көгээзин (скалистый голубь, дикий голубь)
Хек (кукушка)
Хову шаңгыры (пустельга)
Хор-айлаг, айлаң-сааскан (сойка)
Чашкаадай (каменка плясунья)
Чыккылаа (каменка)
Чыландык (вертишейка)
Черлик кас (гусь дикий)
Чем-кадаар (жулан)
Чола, ала-эзир (бородач)
Шавышкак-хаай (клёст)
Щаңгырлар (соколиные: кречет, балобан, сапсан, чеглок, дербник, кобчик, пустельга)
Шиижек (чиж)
Шиижекчигеш (желтоголовый королёк)
Шилен (цапля, черный аист)
Шоваажык (вьюрок)
Шопулак-хаай (колпица)
Шымнырак (нырок, чернеть)
Ыйбааңгы (филин)
Ырыксыс (поганка)
Эзир (орёл)
Ягаан кара-баарзык (розовый скворец)
ПТИЦЫ – КУШТАР
Баклан – Балыкчы куш
Бекас – Дылбый
Белая куропатка — Аганак
Беркут — Бүргүт
Бородач — Чола, ала-эзир
Варакушка – Айлаң-кушкаш
Веретенник азиатский бекасовидный – Дылбый-ээргииш
Вертишейка – Чыландык
Воробей – Бора-хөкпеш
Ворон – Кускун
Выпь – Бургураа, далай бугазы
Вьюрок – Шоваажык
Гагара – Оңгук
Галка – Таан
Грач — Бөл үглежир каарган
Глухарь – Кара-куш
Гоголь – Каас–ала
Голубь — Көге-буга
Горихвостка – Кызыл-кудурук
Горлица — Өеэжик
Горный гусь – Даг казы
Гриф – Дас
Гусь — Кас
Гусь дикий – Черлик кас
Дикий голубь, скалистый голубь — Хая көге-бугазы, көгээзин
Дрозд — Бааржык
Дрофа – Тогдук
Дубонос – Мочак-хаай
Дятел – Торга
Жаворонок – Хамнаарак
Желна – Кара-торга
Желтоголовый королёк – Шиижекчигеш
Жулан – Чем-кадаар
Журавль – Дуруяа
Зелёный дятел – Ногаан торга
Зимняк – Кыштаар сары
Зуёк – Сайжы
Зяблик – Медээчи
Иволга – Баа-сарыг, сыгырга
Каменка — Чыккылаа
Каменка плясунья – Чашкаадай, азакуш, өрге-мунар
Кедровка – Кээрген
Клёст – Шавышкак-хаай
Клушица – Кызыл-думчук
Колпица – Шопулак-хаай
Крохаль, луток — Даргат
Кряква — Бос
Кукушка – Хек
Куропатка — Торлаа
Ласточка – Хараачыгай
Лебедь – Куу
Лысуха – Калчан-кара
Нырок, чернеть — Шымнырак
Нырок красноголовый – Кызыл баштыг өдүрек
Овсянки – Сулажылар
Огарь – Аңгыр
Оляпка – Хараалчыгай
Орёл – Эзир
Пеганка – Ала-шокар аңгыр
Пеликан — Омааш-думчук
Поганка – Ырыксыс
Поползень – Дүлей-көк
Перепел — Бөдене, матпадак
Пустельга – Хову шаңгыры
Ремез – Ус-кушкаш
Розовый скворец – Ягаан кара-баарзык
Рябчик – Күшкүл
Саджа – Быра
Синица – Көк-хөкпеш
Скалистый голубь, дикий голубь — Хая көге-бугазы, көгээзин
Скворец – Кара-баарзык
Снегирь – Кызыл-өөк
Совы – Үгүлер аймаа
Сойка – Айлаң-сааскан, хор-айлаг
Соколиные: кречет, балобан, сапсан, чеглок, дербник, кобчик, пустельга — Щаңгырлар
Соловей – Айлаң-кушкаш
Сорока – Caacкан
Стриж – Сыйтылаа
Тетерев – Күртү
Тетеревятник – Хартыга
Трясогузка – Сайлык
Турухтан – Содаачы
Удод – Итпик
Улар – Улар
Усатая синица – Салдыг хөкпеш
Утка – Өдүрек
Филин – Ыйбааңгы
Цапля – Шилен
Чайка – Ак-кускун
Чернеть хохлатая – Үвүргей шымнырак
Черный аист — Шилен
Чиж — Шиижек
Чирок-трескунок – Сиргей
Щегол – Кояаргак
Щур – Кызыл-хөрек
Ястребиные: зимняк, курганник, канюк — Сарылар
1. Монгуш К.Ш. Бойдус үжүглели (Азбука природы). Кызыл, 2014, на тув. яз.
2. Шестиязычный словарь названий птиц Тувы и Западной Монголии / Забелин В.И., Забелина Г.А., Цецегдарь У. Кызыл, 1999. 120 с.
3. Тувинско-русский словарь. М., 1968.
Источник статьи: http://vk.com/wall-105944631_50962
Ус кушкаш уязы чуге экил
Кыс Диирең биле шыдыраачы
Шаанда бир кончуг шыдыраачы эр ийи Ишкиннер аразында арт кырынга шыдыраа хөлдээш, баштайында боду-биле боду ойнап эгелээн. Ол хүн ынчаар-ла хүнзээн. Чүве-даа билдиртпес. Даартазында база-ла ол черинге шыдыраазын хөлдээш олурупкан. Дүъш соонда хөлде шыдыраа боду көжүп турар болу берген. Кежээ дүжүп, кызыл хүннеп чорда, чиңге шевергин салааларлыг кыс кижиниң холдары көстүп келген.
Ооң даартазында шыдыраазын хөлдээш, олурупкаш, баштай боду көжүп эгелээн. База-ла дүүнгү чиңге салааларлыг хол бодаларны, оолдарны көжүрүп салып турар апарган. Шала кежээликтей кызыл хүннеп турда, кызыл торгу тоннуг, кончуг чараш кыс шыдырааны шимчедип, көжүрүп олурар бооп-тур.
Ол кижи ол Диирең-биле чугаалажып, каттыжа берип-тир эвеспе. Демги шыдыраачы Диирең кыс-биле ынчаар танышкаштың, ол черге үргүлчү кээп, шыдыраазын ап алгаш, чоруптар болу берген. Ол баргаш Диирең кызы-биле шыдыраа ойнап, каттыжа берген.
Ооң соонда демги шыдыраачы кижиниң мал-маганы өскеш, кедергей-ле баяан турган дээр.
(«Тыва улустуң мифтери болгаш тоолчургу чугаалары», А.Д.Арапчор, 1995)
Раиса Аракчаа “Шыдыраа” (“Тувинская каменная пластика”,каталог выставки скульптуры малых форм из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. М.: Институт востоковедения РАН, 2004. – 48 с.)
Источник статьи: http://www.kuular.ru/p/verses