Усов история отечественного исполнительства

Усов история отечественного исполнительства

Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах (1989)
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах (1975)

Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах (1989)

От автора
Раздел 1. Развитие духовых инструментов и исполнительского искусства от истоков до конца 16 в.
1. Инструменты первобытнообщинного строя и Древнего мира
2. Духовые инструменты в Западной Европе в средние века (5-14 вв.)
3. Духовое инструментальное искусство эпохи Возрождения
Раздел 2. Искусство игры на духовых инструментах в Зап. Европе в 17 и 18 вв.
1. Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле 17 в.
2. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов 1-й пол. 18 в.
3. Становление духовых инструментов в орк.-исполнит. культуре 18 в.
4. Духовые инструменты в творчестве венских классиков
Раздел 3. Искусство игры на духовых инструментах в Зап. Европе в 19 и нач. 20 в.
1. Духовые инструменты в творчестве композиторов-романтиков
2. Духовые инструменты в творчестве композиторов конца 19 — начала 20 в.
3. Исполнительское искусство и педагогика
4. Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых их видов
Раздел 4. Современная заруб. лит-ра для духовых инструментов и исполнит. школы
Заключение
================
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах (1975)

BB (для форума) Комментарии

Всего комментариев: 2

Духовые инструменты.
Только где аплодисменты?
Ведь без них (без инструментов)
не сыскать дивертисментов!

К сожалению, не смотря на то, что в этих книгах есть много фактологической информации, морально они давно устарели.

Все, что относится собственно к истории до середины 19 века взято из двух книг С.Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры».

В остальном в работах Усова все сводится к перечислению московской и питерской профессуры от открытия консерваторий до середины 70х годов XX века, с некоторыми биографическими подробностями, и упоминанию произведений, с поверхностным анализом некоторых.

Более того, как было принято в то время, Стравинский попал в когорту западных композиторов.

Ну и самое забавное, что в предисловии он пишет, что главной движущей силой развития духовых был оркестр, а по факту 3/4 книги разговор о фамилиях исполнителей и сольных произведениях, а об оркестре от силы одна треть. Соответственно, в этом контексте у него отсутствуют вообще такие имена как Брукнер и Малер, да и много кто еще.

Совершенно не поднят вопрос об эстетике аутентизма, но это вполне объяснимо. Тогда в СССР об этом практически еще не было известно.

Источник статьи: http://www.intoclassics.net/news/2017-09-19-43599

Усов история отечественного исполнительства

  • Автор: Усов Ю.
  • Издательство: «Музыка», 1975
  • Тираж: 9000 экз.
  • К-во страниц: 200

В пособии освещается история возникновения и развития исполнительской культуры на духовых инструментах в России. Большое внимание уделяется особенностям и достижениям советской школы.

Раздел 1. Исполнительство на духовых инструментах в России от его возникновения до 60-х годов XIX столетия Глава 1. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах 6
Глава 2. Духовое инструментальное искусство в XVIII и первой половине XIX века 10
Глава 3.
Духовые инструменты в творчестве русских композиторов 28

Раздел II. Русское искусство игры на духовых инструментах в 1860-1917 годы
Глава 1.
Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков 42
Глава 2. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах 67

Раздел III. Советская школа игры на духовых инструментах (1917-1945)
Глава 1.
Становление советской школы игры на духовых инструментах 104
Глава 2. Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других консерваториях нашей страны 117
Глава 3. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов 135

Раздел IV. Советское искусство игры на духовых инструментах после 1945 года
Глава 1.
Расцвет исполнительства на духовых инструментах 155
Глава 2.
Крупнейшие советские педагоги. Их методические труды 164
Глава 3. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов 177
Заключение 195

Источник статьи: http://i1.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=122489

Усов история отечественного исполнительства

  • Автор: Усов Ю.
  • Издательство: «Музыка», 1975
  • Тираж: 9000 экз.
  • К-во страниц: 200

В пособии освещается история возникновения и развития исполнительской культуры на духовых инструментах в России. Большое внимание уделяется особенностям и достижениям советской школы.

Раздел 1. Исполнительство на духовых инструментах в России от его возникновения до 60-х годов XIX столетия Глава 1. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах 6
Глава 2. Духовое инструментальное искусство в XVIII и первой половине XIX века 10
Глава 3.
Духовые инструменты в творчестве русских композиторов 28

Раздел II. Русское искусство игры на духовых инструментах в 1860-1917 годы
Глава 1.
Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков 42
Глава 2. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах 67

Раздел III. Советская школа игры на духовых инструментах (1917-1945)
Глава 1.
Становление советской школы игры на духовых инструментах 104
Глава 2. Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других консерваториях нашей страны 117
Глава 3. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов 135

Раздел IV. Советское искусство игры на духовых инструментах после 1945 года
Глава 1.
Расцвет исполнительства на духовых инструментах 155
Глава 2.
Крупнейшие советские педагоги. Их методические труды 164
Глава 3. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов 177
Заключение 195

Источник статьи: http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=122489

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Список вопросов по специальности духовые инструменты

История исполнительства на духовых инструментах

История отечественного исполнительства на духовых инструментах
14. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах
15. Духовое инструментальное искусство в XVIII — первой половине XIX вв.
16. Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков
17. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX — начало ХХ в.)
18. Становление советской школы игры на духовых инструментах
19. Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других музыкальных вузах нашей страны
20. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов
21. Расцвет исполнительства на духовых инструментах в послевоенный период (после 1945 г.)
22. Крупнейшие отечественные педагоги

Литература по вопросам исполнительства на духовых инструментах

Gourdet Georges. Les instruments a vent. — P.: PUF, 1967. — 128 p. — BG — p. 128.

История исполнительства на духовых инструментах

МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

История исполнительства на медных духовых инструментах

Труба

Иностранная литература
Casella A., Mortari V. La tecnica de la orquesta contemporanea. — La Habana, 1978.
Gourdet Georges. Les instruments a vent. — P.: PUF, 1967. — 128 p. — BG — p. 128. (La trompette – pp. 89-98; Le cornet a piston – pp. 98-100).
Андерсон В. Методика для трубы.
Гордон К. Систематический подход к ежедневным занятиям на трубе.
Гордон К., Маджио Л. Систематические ежедневные занятия на трубе.
Давидсон Л. Техника трубача.
Кларк Г. Техникчесике упражнения для корнета.
Колин Ч. Современные методы игры на трубе или корнете.
Костелло В. Техника амбушюра и его развитие для трубы и тромбона
Куинке Р. Метод амбушюра.
Манбет К. Система Луиса Маджио для медных духовых инструментов (основной курс для трубы)
Описание и каталог мундштуков для трубы фирмы Винсента Баха.
Сполдинг Р. Двойное верхнее «до» в 37 недель.
Уильямс Э. Школа для трубы или корнета (части 1 и 2).
Шлесберг М. Ежедневные уроки и технические этюды для игры на трубе.
Шефер А. Стратосфера игры на корнете или трубе.

Озвученные пособия
Докшицер Т.А. Штрихи на трубе. — ГМПИ им. Гнесиных, 1966.
Докшицер Т.А. Исполнительские средства трубача и вопросы трактовки музыки. — ГМПИ им. Гнесиных, 1975.
Докшицер Т.А. Этюды трубача. — ГМПИ им. Гнесиных, 1977.
Система занятий трубача. — ГМПИ им. Гнесиных, 1982.

Докшицер Т.А. Штрихи на трубе. — «Мелодия», 1968.

Литература о музыке для трубы
Истомин В. М. Развитие жанра сонаты и концерта для трубы от возникновения до современности. Рукопись.

Из репертуара трубача

Бинкин А. Концерт для трубы с эстрадным оркестром.
Беме О. Концерт для трубы с оркестром.
Петров В. «Сюита» для трубы с духовым оркестром.
Пескин В. Концерты для трубы в сопровождении фортепиано
Щелоков В.

Сонаты
Бибер Э. (1644-1704)
Мартину Б. (1890-1959)
Хиндемит П. (1895-1963)

Пауэр И. «Тромпетина»
Руфа Дж. Сонатина

Источник статьи: http://yuri317.narod.ru/ped/ass/truba.html

Усов история отечественного исполнительства

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
программа для музыкальных училищ по специальности 0501.03
«Инструментальное исполнительство» (Духовые инструменты)

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Духовые и ударные инструменты».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства

Составитель преподаватель ПЦК «Духовые и ударные инструменты», доктор искусствоведения Р.А.Маслов
Рецензенты старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук М.В.Фомичева;
профессор кафедры культурологии, политологии и социальной антропологии Российской государственной академии физической культуры, кандидат исторических наук С.А.Чернов

Курс «История исполнительства на духовых инструментах» является составным звеном цикла специальных дисциплин, изучаемых учащимися отделов духовых инструментов музыкальных училищ. Метод проведения занятий предлагается лекционный. Возможно проведение семинаров по отдельным разделам курса и прослушивание музыкальных аудиозаписей. В середине учебного года проводится зачет, который состоит из устного ответа и (или) письменного реферата. В конце учебного года проводится устный экзамен.

Цель курса «История исполнительства на духовых инструментах» состоит в необходимости дать учащимся знания по истории искусства духового исполнительства, показать историческую обусловленность и последовательность развития игры на духовых инструментах. В содержание курса должны включаться и вопросы, связанные с конструктивно-техническим совершенствованием музыкального инструментария.

Необходимо раскрыть историческую последовательность совершенствования выразительных возможностей духовых инструментов в оркестровом, камерном и сольном исполнительстве, ознакомить учащихся с основными эстетическими, педагогическими и исполнительскими взглядами и принципами мировых национальных школ и отдельных выдающихся музыкантов-духовиков.

Все проблемы, освещаемые в настоящем курсе, должны рассматриваться в контексте исторического развития музыкального искусства на основе принципа историзма и хронологической периодизации.

Курс делится на два основных раздела: история зарубежного исполнительства на духовых инструментах и история отечественного искусства игры на духовых инструментах. В данной программе мы не предлагаем почасовой тематики, поэтому преподавателю предоставляется возможность самому планировать количество часов, отведенных на какую-либо тему.

2. Развитие и совершенствование духовых инструментов
и возникновение исполнительства на них.
(Первобытно-общинный строй – XVI век)

А) Духовые инструменты первобытно-общинного строя и Древних цивилизаций.

Разновидности духовых инструментов: флейтовые, язычковые, мундштучные. Способы звукообразования на них.

Инструменты эпохи палеолита: флейты с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная труба, дудки с двойным язычком, металлическая труба. Предки медных духовых инструментов изогнутой (горны, от слова horn – рог) и прямой (прототипы труб) форм. Постепенное совершенствование духовых инструментов.

Древневосточные цивилизации. Древний Египет. Эпоха Древнего царства. Преобладание культовой музыки. Продольная флейта мем и поперечная флейта себи. Язычковые инструменты.

Среднее царство. Танцевальная музыка и ее инструментарий: древние гобой и флейта.

Появление диатонико-хроматического лада в эпоху Нового царства и связанное с ним конструктивное совершенствование духовых инструментов. Появление военных оркестров. Труба как главный инструмент этих оркестров.

Месопотамия. Роль музыки в описываемую историческую эпоху. Инструменты язычковой и флейтовой групп. Их обожествление. Рог и прямая военная труба. Дифферентизация музыкальных жанров.

Палестина и Финикия. Разнохарактерность музыкального искусства этих цивилизаций. Влияние на музыку Палестины и Финикии музыкальных традиций предшествующих эпох. Музыкальный духовой инструментарий: угаб, шофар, хасосра. Инструменты язычковой группы: халиль и замр.

Древний Китай. Характер древнекитайского музыкального искусства. Его связь с конфуцианством. Духовой инструментарий: флейтовая группа – сюань, пайсяо, сяо, чи и др. Язычковая группа: гуань и сона. Инструменты мундштучной группы: да-чун-ку и сяо-чун-ку. Музыкальные учебные заведения и оркестры в Древнем Китае.

Древняя Индия. Музыкальные жанры. Система шрути. Флейтовая и мундштучная группы духовых инструментов в музыке Древней Индии: ванша, шурали, шанкха, ниасата-ранга.

Эллада и Древний Рим. Духовые инструменты Эллады: авлос, сальпинкс, сиринкс, роги, трубы. Музыкальные жанры с инструментальным сопровождением: гетерофония, авлодия.

Влияние музыкальных традиций Эллады на музыкальное искусство Рима. Духовой инструментарий Древнего Рима: тибия, туба, литуус, корну, букцина. Исполнительский духовой стиль Древнего Рима. Первые конкурсы музыкантов-духовиков.

Общая историческая характеристика эпохи. Характер феодальной культуры Раннего и Среднего Средневековья. Удаление духовых инструментов из церковной музыкальной практики.

Развитие народно-бытовой музыкальной культуры. Искусство жонглеров, шпильманов, мимов и его музыкальный инструментарий.

Средневековый Восток. Духовые инструменты и исполнительство на них.

Духовые инструменты Востока – предшественники и прототипы европейских средневековых духовых инструментов. Мюзетт, шнабельфлейта, блокфлейта, швегель и руспфайф. Описание этих инструментов. Продольная флейта и появление в Европе поперечной флейты. Семейства шалмеев, поммеров, басовых поммеров (бомбард). Их техническое устройство и звукоизвлечение.

Круммхорн – гобой XII века. Его устройство, звукоизвлечение, тембр. Блаттершпиль как разновидность круммхорна.

Роги и трубы. Два типа труб – дискантовый и басовый. Цинки, или корнеты.

Вторая половина XI столетия. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Характеристика их исполнительского музыкального искусства. Инструментальные ансамбли для сопровождения пения и танцев.

Оседание странствующих музыкантов – шпильманов и жонглеров – в средневековых городах. Особая роль духовых инструментов в городской музыкальной культуре Средневековья. Башенная музыка.

Появление первых городских и межрегиональных музыкальных корпораций (цехов) и их структура.

Историческая характеристика эпохи. Арс нова и его связь с городским искусством. Возникновение домашнего музицирования. Духовой инструментарий Арс нова. Появление тромбона.

Взаимосвязь вокального и духового исполнительского искусства. Роль юбиляций в инструментальном исполнительстве. Постепенное осознание композиторами и исполнителями функциональной роли и драматургического значения тембра инструмента. Появление виртуозных пассажей у духовых.

Практика инструментального музицирования. Менестрели.

Придворные капеллы и городские ансамбли. Их составы. Ренессансный оркестр и его связь с практикой бассо-континуо.

Трактат С.Фирдунга и его значение для истории исполнительства на духовых инструментах.

Инструментальное искусство Италии XVI века. Венецианский музыкальный стиль. Творчество А.Габриэли (1510-1586) и Дж.Габриэли (1557-1612). Роль духовых инструментов в их произведениях. Появление в сочинениях Дж.Габриэли как отдельных партий духовых, так и ансамблей нового типа, состоящих из инструментов, объединенных близостью тембров и соображениями художественного порядка – первый шаг к формированию симфонического оркестра.

Появление фагота. Семейство фаготов. Стремление к хроматизации духовых инструментов и совершенствование клапанного механизма духовых инструментов.

3.
Развитие и совершенствование духовых инструментов
в XVII и XVIII столетиях

Общая историческая характеристика эпохи.

Использование духовых инструментов в интермедиях музыкальных драм.

Зарождение оперы. Правила применения инструментов в ранних произведениях этого музыкального жанра.

Инструментальная реформа К.Монтеверди. Связь инструментовки с оперной драматургией.

Оркестр венецианской оперы. Творчество композиторов Ф.Кавалли (1602-1676), М.Чести (1623-1676).

Оркестровые преобразования А.Скарлатти (1660-1725) – главы неаполитанской оперной школы. Включение в оркестр валторн, устранение «парного» письма для духовых инструментов.

Роль духовых инструментов в творчестве Г.Шютца (1585-1672). Принцип концертино как принцип соревнования групп духовых инструментов друг с другом и голосами солистов -вокалистов. Состав оркестра Шютца.

Ж.Люлли (1632-1687) – крупнейший реформатор оркестра. Особенности исполнительского стиля и состав оркестра Люлли.

Самостоятельные духовые инструментальные эпизоды в операх Люлли: пасторальные интерлюдии (флейты, гобои) и военные эпизоды (трубы, литавры).

Введение Люлли системы конкурсов в оркестр. Точное следование оркестровой партии – закон для исполнителя в его оркестре. Выдающиеся исполнители: флейтисты Декато и Фильбер, гобоисты Оттетер и Филидор.

Трактат Преториуса (1618) как описание развития музыкального инструментария вплоть до начала XVII столетия.

Две тенденции в развитии духового инструментария: количественный рост в семействах духовых и появление новых видов инструментов.

Техническое совершенствование продольной флейты. Появление гобоя, его конструктивное совершенствование и разновидности: альтовый и теноровый гобои.

Завершение процесса формирования валторны: от лесных рогов до натурального инструмента с цилиндрическим сверлением ствола инструмента и чашеообразным раструбом.

Расцвет музыкальной культуры Англии в конце XVII столетия. Г.Перселл (1659-1695) и его интерпретация духовых инструментов. Соната для трубы и струнных си бемоль мажор Перселла.

Труба во второй половине XVII века. Ее использование в оперном оркестре как инструмента сигнального и военного характера. Партии трубы в стиле кларино.

Произведения для трубы с оркестром Дж.Торелли (1658-1708) – образцы виртуозного использования инструмента. Соната N1 для трубы, струнных и органа ре мажор Торелли.

Общая историческая характеристика столетия. Стиль барокко как высокий патетический стиль.

Работы по конструктивно-техническому совершенствованию флейты, гобоя, фагота, валторны и трубы.

Усовершенствование шалюмо И.Деннером. Появление шалюмо в оркестровых партитурах Первые прототипы кларнета. Сын И.Деннера – Якоб Деннер как продолжатель работы по формированию морфологии кларнета и совершенствованию клапанного механизма инструмента.

Кларнеты в ратушной и церковной музыке. Первое использование кларнетов в оркестре: Месса антверпенского композитора и органиста А.Фабера. Первый концерт кларнетиста Чарльза (Karoly) (Дублин 1742г).

Первые произведения для кларнета концертного жанра: концерты И.Мольтера (1740е годы), написанные для кларнетиста Дурлахской капеллы И.Ройша.

Введение кларнета в партитуры композиторов И.Х.Баха, Р.Кайзера, Ж.Рамо, Г.Генделя.

А.Вивальди (1678-1741) – основатель концертного жанра для духовых инструментов. Два типа инструментального стиля композитора: скрипичный и трубный Программные концерты для духовых. Концерт для гобоя ре минор.

Гипотетические кларнеты в творчестве А.Вивальди и принципы их использования.

Музыка для духовых инструментов композиторов Т.Альбинони (1671-1750) и А.Марчелло (1684-1750).

Инструментальное творчество Г.Телемана (1681-1767). Его Сюита для флейты и струнных инструментов ля минор.

Музыка Г.Генделя (1685-1759) для духовых инструментов: шесть трио-сонат для двух гобоев и клавира, три сонаты для флейты с басом, три концерта для гобоя и др.

И.С.Бах (1685-1750) – величайший представитель эпохи барокко в европейской музыке XVIII столетия. Исполнительский анализ его произведений для духовых инструментов: Сюиты си минор для флейты, двух скрипок, альта и баса и Сонаты для флейты соло ля минор. Особенности использования духовых инструментов в оркестре И.С.Баха.

Воздействие гомофонно-гармонического стиля музыкального письма на развитие инструментальной духовой культуры.

Галантный стиль (рококо) как антитеза барокко.

Первые концертные организации. Северо-германская и мангеймская школы. Мангеймский оркестр – лучший оркестр того времени. Его руководители. Семья Стамиц. Каннабих и др.

Оперная реформа К.В.Глюка и его в новации в использовании духовых инструментов

Преобладание гомофонного стиля в музыке второй половины XVIII столетия.

Конструктивные изменения духовых инструментов второй половины века: флейты (Тромлитц, Поттер Тейсит и др.), гобоя (Делюс, Грензер, Гофман, А.и Дж.Безоцци), кларнета (И.Беер, Ж.Лефевр, А.Штадлер), фагота. Создание бассетгорна. Совершенствование валторны (Гампель)и трубы (Вегель и Штейн).

Знаменитые виртуозы – исполнители на духовых инструментах: флейтисты – Доттель и Гемпсон, гобоисты -отец и сын Барты, Гальяр, Гофман, Фишер – автор 10 концертов для гобоя, гобоист В.А.Моцарта Ф.Рамм, кларнетисты – Ф.Тауш, И.Беер, М.Йост, Ж.Лефевр, А.Вандерхаген, А.Штадлер, братья Магоны, фаготисты – Миллер, Хогг, Макинтош, Эшли.

Творчество замечательного флейтиста И.Кванца (1697-1773). Его школа «Опыт обучения игре на поперечной флейте». Потсдаммская школа духовых инструментов.

Характеристика творчества И.Гайдна (1732-1809). Интерпретация композитором духовых инструментов в ранних и поздних симфониях на примере симфонии «Утро» и Лондонских симфоний. Драматургические принципы в использовании деревянных духовых инструментов.

Образцом инструментального духового стиля И.Гайдна являются 4 Лондонских трио для двух флейт и виолончели. Концерты для флейты, валторны и трубы лаконичны по форме. В них преобладают светлое настроение, ясность и простота музыкальных образов.

В.А.Моцарт. Его оркестр. Различия в подходе к духовым инструментам у В.Моцарта и И.Гайдна. Возрастание роли духовых инструментов в симфонических и оперных произведениях.

Жанры пленерной музыки (кассады, серенады, дивертисменты) в творчестве Моцарта.

Камерно-инструментальное творчество: Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота ми бемоль мажор, «Штадлеровский» квинтет для кларнета и струнного квартета ля мажор, Квинтет с валторной ми бемоль мажор.

Сольные концерты для духовых инструментов и особенности их интерпретации: для флейты – Концерт соль мажор, для гобоя – Концерт ми бемоль мажор. Концерт для кларнета ля мажор; история его написания и редакций. Концерт N4 ми бемоль мажор для валторны, Концерт для фагота си бемоль мажор.

Значение эпохи венских классиков для мирового музыкального искусства.

4. Развитие и совершенствование исполнительства на духовых инструментах в XIX и XX веках

Конец XVIII – начало XIX веков – переломная эпоха в истории человечества. Великая французская революция и связанный с нею рост общественного значения музыкального искусства. Возрастание роли оркестровой музыки для духовых инструментов как массового жанра. Б.Саррет и Ф.Госсек – композиторы и руководители духового оркестра Парижской Национальной гвардии. Состав оркестра. Организация Парижской консерватории и первые профессора классов духовых инструментов.

Школы игры на духовых инструментах XIX столетия: для флейты – Тюлу и Фюрстенау, для гобоя – Барре, для кларнета – Лефевра, И.Мюллера, Г.Клозе, К.Бермана, Р.Штарка. для фагота – Ози, для валторны – Допра, для трубы – Буля и Арбана.

Связь научно-технического прогресса с конструктивно-техническим совершенствованием духовых инструментов. Реформа Т.Бема.

Работы К. и Ф.Трибертов по техническому усовершенствованию гобоя. Применение к гобою системы Т.Бема.

Российский кларнетист-виртуоз И.Мюллер – реформатор кларнета. Дальнейшее усовершенствование кларнета «немецкой» системы (К.Берман, О.Элер, Т.Молленхауэр).

Новый кларнет Клозе – Бюффе – Бема (40е годы XIX века) – инструментальная система, оказавшая огромное влияние на исполнительство на кларнете.

Изобретение саксофона А.Саксом в 40-х годах столетия.

Совершенствование конструкции фагота. Работы Ф.Триберта, К.Альменредера и В.Геккеля.

Исходным этапом инструментальной реформы в группе медных духовых инструментов следует считать хроматизацию валторн и труб.

Введение Штельцелем и Блюмелем, а также братьями Кернерами вентильной системы на валторне во втором десятилетии XIX века.

Двухвентильная труба братьев Кернеров. Создание Ш.Саксом вращающегося вентильного механизма для трубы и применение помповых вентилей Ф.Перине. Первые хроматические трубы появились в оркестре в 1831 году.

Изобретение корнета-а-пистона С.Штельцелем и его усовершенствование в 1828 году мастером Алари.

Семейство тромбонов в XIX веке.

Серпент – предшественник тубы. Семейство бюгельгорнов. Клапанные роги и офиклеид. Випрехт, Мориц, Червеный и А.Сакс – создатели тубы. Валторновые тубы, изготовленные по инициативе Р.Вагнера.

Вторая половина XVIII века – первая половина XIX столетия – «золотой» век развития виртуозности и концертирования на духовых инструментах.

Выдающиеся исполнители флейтисты: флейтист и фаготист Ф.Девьен, Ж.Тюлу, Р.Карт, Ф.и К.Допплеры, К.Таффанель.

Кларнетисты-виртуозы: И.Мюллер, Г.Берман, И.Гермштедт, Б.Крузель, И.Фридловский, Ф.Блатт, К.Берман, Р.Мюльфельд; французские кларнетисты-виртуозы Фр.Берр, Г.Клозе, С.Розе и др. Бельгийский виртуоз А.Блез, итальянский кларнетист Э.Каваллини. Английские кларнетисты: Т.Уиллмен, Г.Лазарус, Ч.Дрейпер.

Выдающиеся исполнители: на валторне Л.Шунке, Л.Савар, Э.Вивье; на трубе (корнете) Арбан

Открытие консерваторий в городах Западной Европы: Прага, Вена, Варшава, Лиссабон, Лейпциг, Мюнхен, Кельн, Штутгарт.

Новую эру в музыкальном искусстве XIX столетия открывает творчество Л.Бетховен. Камерные сочинения композитора с участием духовых инструментов: 3 Дуэта для кларнета и фагота, Вариации на тему «Дон Жуана» Моцарта для 2-х гобоев и английского рожка и Трио для того же состава, Квинтет ми бемоль мажор для фортепиано, кларнета, гобоя, фагота и валторны, Трио си бемоль мажор для фортепиано, кларнета и виолончели, Соната фа мажор для валторны и фортепиано, Септет ми бемоль мажор для скрипки, альта, кларнета, фагота, валторны, виолончели и контрабаса.

Совершенствование Бетховеном состава классического оркестра. По формальным признакам оркестр романтиков почти не отличается от оркестра эпохи венских классиков. Суть изменений заключается в расширении и переосмыслении исполнительских средств духовых инструментов.

Ф.Шуберт – родоначальник романтизма в камерно-инструментальной музыке. Интерпретация духовых инструментов в произведениях Шуберта. Исполнительский анализ «Интродукции и темы с вариациями» для флейты и фортепиано.

К.М.Вебер (1786-1826) – выдающийся представитель романтического музыкального искусства. Произведения Вебера для духовых инструментов: Концерт для фагота с оркестром, Концертино для валторны, Концертино, два концерта для кларнета с оркестром, Большой концертный дуэт для кларнета с фортепиано. Квинтет с кларнетом. Функции духовых в оркестре Вебера.

Л.Шпор и его концерты для кларнета.

Творчество для духовых инструментов композитора И.Гуммеля (1778-1837).

Г.Берлиоз – величайший новатор оркестра. Его трактат об инструментовке. Р.Вагнер – последователь Берлиоза в сфере интерпретации духовых инструментов в симфоническом оркестре.

В музыке Дж.Россини духовые инструменты трактуются в блестящем, виртуозном плане. Он легко и свободно применяет в партиях духовых повторяющиеся звуки и мелодические украшения. Произведения композитора для духовых инструментов: Квартеты для флейты, кларнета, валторны и фагота, Вариации для кларнета и фортепиано.

Камерно-инструментальное творчество И.Брамса (1833-1897) для духовых инструментов. Сонаты для кларнета и фортепиано, Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, Трио для кларнета, виолончели и фортепиано.

Два направления в развитии оркестровой стилистики: французский оркестровый стиль и продолжение вагнеровских традиций.

Сочинения К.Сен-Санса (1835-1921) для духовых инструментов: сонаты для гобоя и фортепиано, кларнета и фортепиано и фагота и фортепиано.

Стилистические особенности музыки импрессионистов. Пьеса К.Дебюсси «Сиринкс» для флейты соло и Первая рапсодия для кларнета с оркестром.

Состав оркестра и интерпретация партий духовых инструментов в произведениях Р.Штрауса. Два концерта для валторны (1885 и 1942гг.). Концерт для гобоя с оркестром (1946г.).

Виртуозное использование духовых инструментов в музыке Ф.Стравинского (1882-1971). Октет для двух тромбонов, двух труб, двух фаготов, кларнета и флейты (1924), «История солдата» и Три пьесы для кларнета соло (1918)

Духовые инструменты в творчестве композиторов «Шестерки». Триада сонат Ф.Пуленка (1899-1963) для деревянных духовых инструментов.

Сюита для квинтета духовых инструментов «Камин короля Рене» и «Зимнее концертино для тромбона» и струнных Д.Мийо (1892-1974).

Произведения для духовых инструментов Ж.Ибера, А.Томази, Э.Бозза.

Сонаты П.Хиндемита (1895-1963) для духовых инструментов.

Произведения композиторов США: концерты для кларнета с оркестром А.Копленда и У.Пистона

Выдающиеся исполнители на духовых инструментах XX века: флейтисты — М.Дебро, Ж.Летрокер, Ж.Рампаль, Ф.Чех, В.Жилка, Кинкейд, Драйер. Гобоисты: Ж.Труба, М.Бург, Л.Гуссенс, Шумен, гобоистка Э.Ротуэл. Кларнетисты: Делеклюз, Габэ, Б.Гудман, С.Майер, Ч.Найдик, М.Этлик. Саксофонист Ж.Лондейкс. Фаготисты К.Бидло, Гальфельд, Шаров. Валторнисты Б.Теквел, И.Гобик. Трубачи: Р.Сабариш, М.Андре, Ж.Мер, А.Шербаум, В.Юнек, тромбонист Ю.Петрахович.

5. Отечественное исполнительство на духовых инструментах.

А) Духовые инструменты от возникновения до середины XIX века

Истоки отечественной духовой инструментальной культуры связаны с народным музыкальным творчеством. Сведения об использовании народных духовых инструментов в ритуальной и военной музыке, в бытовом музицировании на Руси встречаются в древних летописях и исторических хрониках.

Духовые инструменты в быту древних славян: окарины, многоствольные флейты, сопели, жалейки, сурны, роги и деревянные трубы.

Военные оркестры при княжеских дружинах в эпоху Киевской Руси.

Искусство скоморохов XI-XVI веков. Их музыкальный инструментарий составляли гусли, домры, прямые трубы, сопели и т.д.

Оркестр, составленный из западноевропейских музыкальных инструментов, впервые появился в Москве в 1606 году. В его составе были скрипачи, лютнисты, флейтисты, гобоисты, трубачи и литавристы.

Светское музыкальное искусство России вплоть до XVIII столетия развивалось, прежде всего, как прикладной вид, сопряженный с театральными мистериями. Московский придворный театр в правление царя Алексея Михайловича. Иностранные музыканты в Москве XVII века.

Театрально-музыкальная школа боярина А.Матвеева.

Новый этап развития музыкальной, в том числе и духовой инструментальной культуры, связан с просветительской деятельностью Петра I. Приглашение к императорскому двору музыкантов из стран Западной Европы.

Военные оркестры эпохи Петра I и их составы (гобои, трубы, валторны, литавры и барабаны). Начало военно-оркестровой службы (1711). Составы военных оркестров в 1730х годах.

Подготовка отечественных исполнителей-духовиков: в 1704 году к обучению игре на духовых инструментах (гобоях и фаготах) приступила группа певчих. Появление к 1705 году «трубаческих школ».

Учреждение в 1741 году инструментальных классов Придворной капеллы. Обучение игре на духовых инструментах во второй половине XVIII века проходило в университетах, в Академии художеств, Сухопутном шляхетском корпусе, при театрах Книппера и Меддокса, школе при Московском воспитательном доме. Открытие императорских театральных училищ в Петербурге (1779) и Москве (1809). Преподавание игры на духовых инструментах в театральных училищах.

Первый придворный оркестр был преобразован в 1729 году из капеллы герцога Голштинского. Им руководил скрипач Иоганн Гюбнер (1696 – ок.1750). Инструментальные капеллы придворной знати (Меньшикова, Апраксина, Строганова, Нарышкина). Типичные составы таких ансамблей.

Расширение штата придворного оркестра. Разделение его на два состава: камерный и бальный.

Появление в России кларнета (50е годы столетия). Первыми кларнетистами были немецкие музыканты, приглашенные на службу в императорскую капеллу: Ланкаммер, И.Гримм, И.Бруннер, К.Манштейн. Первый русский кларнетист Ф.Ладунка. Творческая деятельность кларнетиста-виртуоза Йозефа Беера в России.

Фабрики по производству музыкальных инструментов Конструктивное совершенствование медных духовых инструментов: придворный камер-музыкант Кельбель (1708-178?) – изобретатель клапанного механизма (1760г).

Создатель уникального явления мировой музыкальной духовой культуры – рогового оркестра, ученик прославленного виртуоза-валторниста Гампеля, Ян Мареш (1719-1794). Состав рогового оркестра, его звучание, выразительные возможности.

Крепостные театры и капеллы. Театр Шереметевых и его оркестр. Оперный и симфонический репертуар театра. Школа при театре Шереметевых.

Российские исполнители-виртуозы на духовых инструментах первой половины XIX столетия: флейтист Папков, валторнист Лузин, гобоист Самарин, фаготист М.Л.Костин и кларнетист П.И.Титов.

Концерты зарубежных исполнителей на духовых инструментах во второй половине XVIII – первой половине XIX веков: флейтистов Гартмана, братьев Турнер, гобоиста Шарендона, валторнистов Леара и Поллака, кларнетистов А.Штадлера, И.Беера, Б.Крузеля, Г.Бермана и К.Бермана, А.Блеза, фаготистов Пулло и Буллянте.

Два направления развития русского оркестрового стиля: первое связано с именем композитора Дж.Сарти. Второе – с развитием русской оперы. Характеристика обоих направлений.

Первая русская опера «Цефал и Прокрисс» (музыка Ф.Арайи) была поставлена в 1755г. Оркестр придворного театра в то время состоял из 24 музыкантов.

Духовые инструменты в творчестве русских композиторов XVIII столетия Д.Бортнянского, Е.Фомина, В.Пашкевича.

А.А.Алябьев (1787-1851). Квинтет для духовых инструментов.

М.И.Глинка (1804-1857). В его произведениях сложилась самостоятельная и своеобразная ветвь инструментальной музыкальной культуры, выросшая на почве национальной русской песенности и обусловленная глубоким постижением народности как основы художественного реалистического мировосприятия.

Индивидуальность оркестрового стиля композитора. Интерпретация М.И.Глинкой духовых инструментов. Его «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано – ярчайший образец русской камерно-инструментальной музыки. История написания произведения и первые исполнители.

Творчество П.И.Чайковского (1840-1893) – важный этап в расширении и обогащении выразительных возможностей духовых инструментов. Дальнейшее развитие принципов использования духовых инструментов, заложенных М.И.Глинкой. П.И.Чайковский интерпретирует духовые инструменты как инструменты, предназначенные для исполнения мелодий и раскрывает их лучшие художественные выразительные возможности.

Открытие Н.А.Римским-Корсаковым новых приемов игры на духовых инструментах. Яркие проявления их индивидуальных особенностей в мелодическом тематизме, тембровым спектре гармонии.

Деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора военно-морских оркестров.

Квинтет Н.А.Римского-Корсакова для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота – образец великолепной интерпретации духовых инструментов. Концерт для тромбона си бемоль мажор, Вариации для гобоя соль минор и Концерт для кларнета с духовым оркестром ми бемоль мажор. Лаконичность и строгость формы, русский народный колорит, классические традиции – черты этих сочинений.

А.Н.Скрябин продолжил развил принципы оркестровки Римского-Корсакова. В музыке Скрябина ярко проявляются тенденции к подчеркнутому выделению тембров духовых инструментов и приданию им образно-выразительного значения. Раскрытие Скрябиным богатейших выразительных возможностей медных духовых инструментов. Романс для валторны и фортепиано ля минор, посвященный Луи Савару – французскому валторнисту-виртуозу.

Произведения для духовых инструментов А.Глазунова (»Грезы Востока» для кларнета и струнного квартета, 10 дуэтов для различных духовых инструментов, «Идиллия для валторны и струнного квартета др.), С.Танеева (»Канцона» для кларнета и струнного оркестра), А.Аренского (»Концертный вальс» для трубы и фортепиано), А.Гречанинова (соната для кларнета и фортепиано).

Во второй половине XIX столетия развитие отечественного музыкального искусства настоятельно требовало такой постановки обучения музыки, которая соответствовала бы запросам времени и позволяла готовить образованных композиторов, певцов и оркестровых исполнителей. Эти задачи были призваны решать Санкт-Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории, а также музыкальные училища Императорского русского музыкального общества.

Классы духовых инструментов Петербургской консерватории. Класс флейты: Ч.Чиарди, класс гобоя – В.Шуберт (с 1866) и В.Геде (с 1906, ученик В.Шуберта), класс кларнета – Э.Каваллини, К.Нидман (с 1869), В.Бреккер (с 1897). Класс фагота – К.Куштбах (с 1869) и Э.Коттэ (с 1875). Классы трубы и валторны возглавлял Г.Метцдорф. Его заменил выдающийся солист-корнетист В.Вурм. Он является создателем целого ряда учебных пособий, переложений, произведений для трубы. Его лучшими учениками были замечательные трубачи, в дальнейшем профессора Петербургской консерватории А.Иогансен и А.Гордон.

Классы валторны вели известные музыканты Ф.Гомилиус (с 1870) и Я.Тамм (с 1897). Тромбон и тубу преподавал с 1870 года австрийский музыкант Ф.Тюрнер, а с 1906 года класс тромбона вел замечательный русский тромбонист П.Волков.

С 1895 года класс флейты возглавил солист оркестра Мариинского театра Ф.Степанов, первый флейтист, который стал обучать в Петербурге игре на флейте Бема.

Первые профессора Московской консерватории, солисты оркестров Московских императорских театров Ф.Бюхнер (флейта), Э.Медер (гобой), В.Гут (кларнет), М.Бартольд (валторна), Ф.Рихтер (труба), Г.Эзер (фагот). Х.Борк (тромбон).

Малочисленность духовых классов Московской консерватории и невысокий уровень подготовки учащихся. Ф.Циммерман – профессор класса кларнета – один из виднейших исполнителей и педагогов. Его лучшие ученики: Н.Лакиер, И.Преображенский, А.Орлов-Соколовский, С.Розанов. Преемственность традиций московской ветви отечественной кларнетной исполнительской школы: И.Беер и Ф.Тауш – Г.Берман – К.Берман – Ф.Циммерман – С.Розанов.

И.Сханилец – замечательный валторнист и педагог. Его ученик – профессор Московской консерватории В.Солодуев.

Профессора Московской консерватории: В.Кречман (флейта), его ученики В.Цыбин, Н.Платонов и др., Ф.Эккерт (валторна) – замечательный валторнист, педагог и капельмейстер, В.Кристель (фагот), В.Денте (гобой).

В.Брандт – известный трубач – был первым иностранным музыкантом в России, который в своей исполнительской и педагогической деятельности опирался на русскую национальную культуру и традиции русского музыкального исполнительства. Его этюды для трубы и концертштюки для трубы и фортепиано.

Первым отечественным профессором по классу трубы стал выпускник Петербургской консерватории по классу Вурма, солист оркестра Большого театра М.Адамов.

Профессор по классу тромбона и тубы Х.Борк преподавал также и игру на ударных инструментах. Его учениками были выдающийся тромбонист В.Блажевич и ударник М.Купинский, впоследствии профессора Московской консерватории.

Учебные программы по специальности, составленные в 70х годах XIX века. Их достоинства и недостатки.

Классы духовых инструментов Училища Московского филармонического общества.

С.В.Розанов – выдающийся отечественный кларнетист. Исполнительская манера С.В.Розанова. Первое в России исполнение «Патетического трио» М.Глинки Шишкиным, Розановым и Кристелем.

Концертная деятельность исполнителей на духовых инструментах. Квартет медных духовых инструментов (Марквардт, Путкаммер, Кунст, Брандт, Табаков).

Концерты иностранных исполнителей на духовых инструментах: флейтиста Таффанеля, гобоиста Жилле, кларнетиста Тюрбана, валторниста Савара.

Оркестры императорских театров в Москве и Петербурге, Придворный симфонический оркестр под управлением Варлиха, оркестр под управлением С.Кусевицкого.

Задачи по коренному перестраиванию обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах.

Помощь военным оркестрам со стороны ведущих музыкантов – профессоров консерваторий.

Образование в 1922 году «Персимфанса». Появление на рубеже третьего и четвертого десятилетий XX столетия новых симфонических оркестров.

Зарождение методики обучения игре на духовых инструментах как науки. Стремление к выработке общих подходов к вопросам исполнительского дыхания, техники губ, пальцев, языка. Брошюра С.В.Розанова «Методика обучения игре на духовых инструментах» (1935) – первая научно-методическая работа в СССР. Работа над созданием и расширением художественного репертуара для духовых инструментов. Переложения А.Ф.Гедике и С.В.Розанова.

Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей на духовых инструментах (1935 и 1941) и их результаты.

Классы духовых инструментов Московской консерватории: первый заведующий кафедрой духовых инструментов С.В.Розанов. Его лучшие ученики А.Володин, И.Майоров, А.Александров, А.Пресман, А.Семенов, А.Штарк.

В.Цыбин. Его исполнительская, методическая и композиторская деятельность. Его ученики: Н.Платонов, Ю.Ягудин, Г.Саакян, Б.Тризно и др.

В.Блажевич – замечательный тромбонист, педагог, дирижер и композитор. Педагогические принципы Блажевича изложены в его этюдах, «Школе для раздвижного тромбона» и др. Его ученики: В.Щербинин и Б.Григорьев – солисты оркестра Большого театра и профессора Московской консерватории и ГМПИ им.Гнесиных.

М.Табаков – выдающийся трубач и педагог, создатель советской школы игры на трубе. Его методические работы. Его учениками являются видные исполнители и педагоги С.Еремин, Т.Докшицер, Н.Полонский, Л.Юрьев, Г.Орвид, Н.Яворский.

Плодотворной в этот период была деятельность старейшего профессора Московской консерватории Ф.Эккерта. Его лучшие ученики А.Усов, А.Янкелевич, С.Леонов.

Г.Гек – профессор по классу гобоя. Его ученики Л.Славинский, Ф.Тесситоре, К.Юдин.

В 1940 году класс гобоя возглавил Н.Назаров. Его учеником является профессор И.Пушечников. Назаров был солистом оркестра Большого театра. Он – автор обработок и переложений для гобоя и фортепиано и «Школы игры на гобое».

Классом фагота с 1922 года руководил ученик Кристеля, солист оркестра Большого театра И.Костлан. Его ученики: Р.Терехин, П.Савельев, П.Караулов, А.Абаджан, Ю.Неклюдов.

В 40-60е годы классы духовых инструментов вели Н.Платонов, Ю.Ягудин (флейта), Н.Солодуев, М.Иванов (гобой), А.Володин, А.Семенов, В.Петров, Б.Диков (кларнет), Р.Терехин и П.Савельев (фагот), А.Усов, А.Янкелевич (валторна), С.Еремин, Г.Орвид, Ю.Усов (труба), В.Щербинин, П.Чумаков, М.Зейналов (тромбон).

В последнее тридцатилетие XX столетия на кафедру духовых инструментов Московской консерватории пришли такие талантливые музыканты как А.Корнеев и Ю.Должиков (флейта), В.Соколов, Р.Багдасарян, Л.Михайлов (кларнет), В.Попов (фагот), В.Демин (валторна), В.Баташев (тромбон), В.Новиков (труба).

Открытие в 1944 году ГМПИ им.Гнесиных (ныне РАМ им.Гнесиных). Первые педагоги кафедры духовых инструментов: М.Табаков, А.Штарк, Б.Григорьев, Г.Мадатов, Я.Шуберт, И.Пушечников, Н.Яворский. Позднее на кафедре стали работать Т.Докшицер (труба), С.Леонов (валторна), А.Рябинин (валторна), М.Каширский (флейта), А.Федотов, И.Мозговенко, И.Бутырский, Н.Мозговенко, Р.Маслов (кларнет), М.Шапошникова (саксофон), К.Ладилов, Н.Филиппов (тромбон), В.Досадин (туба), В.Прокопов, Е.Фомин, В.Пушкарев (труба), А.Любимов, Л.Кондаков (гобой) и др.

Классы духовых инструментов Ленинградской – Петербургской консерватории: А.Васильев – замечательный фаготист и педагог. Его исполнительская манера, звучание фагота, фразировка. Его лучшие ученики: Д.Еремин, Г.Еремкин, Л.Печерский, С.Левин, М.Халилеев.

М.Буяновский рассматривал валторну как инструмент, обладающий огромными выразительными возможностями. Игра Буяновского отличалась масштабом и содержательностью. Его учениками были А.Рябинин, П.Орехов. В.Буяновский и др.

К профессорам старшего поколения относится и В.Бреккер (кларнет). Его методические работы.

В.Генслер – выдающийся кларнетист, ученик В.Бреккера и продолжатель его школы. Его лучшие ученики В.Безрученко и М.Измайлов.

Другие преподаватели консерватории: Н.Верховский, И.Янус, Б.Тризно (флейта), А.Паршин, К.Никончук (гобой), А.Березин, В.Красавин, П.Суханов (кларнет), М.Ветров, А.Большиянов (труба), Д.Еремин и Г.Еремкин (фагот), П.Орехов, В.Буяновский (валторна), Е.Рейхе, А.Козлов (тромбон). Сейчас в Петербургской консерватории успешно преподают профессор А.Вавилина (флейта) В.Безрученко, А.Казаков (кларнет), В.Соболев (гобой), К.Соколов (фагот), В.Сумеркин (тромбон) и др.

Классы духовых инструментов Киевской, Одесской, Саратовской, Бакинской и др. консерваторий (1930-1960гг.).

Духовые инструменты в оркестровых произведениях Д.Шостаковича, С.Прокофьева, А.Хачатуряна.

Сочинения для духовых инструментов В.Щелокова (концерты для трубы), А.Гедике (концерты для валторны и трубы). Соната для флейты и фортепиано, «Увертюра на еврейские темы» и Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса С.Прокофьева.

Произведения для духовых инструментов последнего тридцатилетия XX века.

Участие отечественных исполнителей на духовых инструментах в Международных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсах (1940е-1970е гг.).

Направления научно-методической мысли в сфере исполнительства на духовых инструментах: развитие общей теории и методики обучения игре на духовых инструментах, стремление вскрыть фундаментальные проблемы исполнительского процесса и выявить закономерности выразительных средств с помощью объективных методов исследования; конкретизация исследовательских работ, направленная на создание методик обучения игре для каждого духового инструмента;.

Работы Н.Платонова, И.Пушечникова, Б.Дикова, А.Федотова, Н.Волкова, К.Мюльберга, В.Леонова, В.Апатского, Ю.Усова и др.

Работы по истории исполнительства на духовых инструментах: диссертации Ю.Усова, А.Розенберга, А.Баранцева, Р.Маслова.

Дальнейшие перспективы развития исполнительства на духовых инструментах, его теории и истории.

Источник статьи: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/istoria_isp_duh_2000

Читайте также:  Прически для девочек с одноразовыми резинками
Оцените статью
Adblock
detector