Усы дали конкурс для художников

Содержание
  1. Международный онлайн-конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и фотографии «Усы Дали» / «Dali’s Mustache» в июне 2020
  2. Усы Дали
  3. Все записи Записи сообщества Поиск Усы Дали запись закреплена SpiroGraph Усы Дали запись закреплена Усы Дали запись закреплена Art Traffic. Культура. Искусство М. В. Матюшин. «Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» Книга классика русского авангарда художника М. В. Матюшина написана на основе его многолетних исследований восприятия цвета и формы. Выявленные закономерности предложены для использования в художественной практике. Книга задумана автором как практическое пособие для художников, дизайнеров и архитекторов. Цветовые таблицы иллюстрируют принципы гармонического подбора цветов. Показать полностью. Михаил Васильевич Матюшин (1861—1934) вошел в историю русской культуры как художник, музыкант, педагог, художественный и музыкальный критик, исследователь-экспериментатор в сфере психофизиологии восприятия искусства. Сын крестьянки, в полном смысле тот, кого называют самородком, он сумел выдвинуться и получил одновременно и художественное, и музыкальное образование. В 1880 закончил Московскую консерваторию, живописью занимался в Обществе поощрения художников и в Академии художеств. Его художественное мировоззрение складывалось в кругу общения с братьями Бурлюками, В. Каменским, В. Хлебниковым, К. Малевичем, А. Крученых. В 1910 Матюшин вместе с женой художницей Еленой Гуро выступили инициаторами создания творческого объединения «Союз молодежи». Их квартира стала местом собраний петербургских и московских футуристов. Матюшин организует издательство, в котором выходят книги Хлебникова, Филонова, Малевича. В 1913 пишет музыку к знаменитой футуристической опере «Победа над Солнцем». В своей художественной практике Матюшин, стараясь расширить границы зрительных возможностей, разрабатывал новую живописную систему. В основе ее лежал метод «расширенного смотрения», связанный с активизацией бокового зрения. Свою систему «нового видения» Матюшин развивает в педагогической деятельности, возглавив в 1918 мастерскую пространственного реализма в ГСМХ Вхугеина. Из среды учеников вокруг него организуется группа художников «Зорвед». В 1924—1926 Матюшин одновременно с Малевичем руководил научно-исследовательской работой в ГИНХУКе (Институт художественной культуры). Совместно со своими учениками он проводил опыты по восприятию цвета и звука в различных условиях. Задачей этих исследований было лабораторным путем определить закономерности взаимодействия средств пластического языка — формы, цвета, звука. Цветовая система М. Матюшина Законы цвета не были ни анализированы, ни преподаваемы в наших художественных школах, ибо во Франции считается излишним изучать законы цвета, в соответствии с поговоркой: «Рисовальщика можно обучить, но живописцем нужно родиться». Тайна теории цвета? Зачем называть тайнами законы, которые должны быть известны каждому художнику и которым мы все должны обучаться. Делакруа В 1932 году в Государственном издательстве изобразительных искусств в Ленинграде вышел в свет «Справочник по цвету». Он состоял из четырех тетрадей-таблиц — красочных гармоний-трехцветий и большой статьи «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний». Автор предложенной цветовой системы и созданного на ее основе цветового гармонизатора — старейший ленинградский художник и педагог М. Матюшин. Цветовые таблицы были выполнены вручную по трафарету группой молодых художников — учеников Матюшина. Отсюда и мини-тираж: 400 экземпляров. Но зато каких экземпляров! Цветосила, яркость и светоносность этих рукотворных таблиц поразительна до сих пор при всей освоенности нашего глаза с самыми технически совершенными методами воспроизведения цвета. «Справочник», как говорится в тексте, «рассчитан на применение в работе над цветом в производстве: внутреннее и наружное оформление архитектуры, текстиль, фарфор, обойное, полиграфическое и другие производства». Вместе с тем составители справочника предостерегали от рецептурного его использования: «Было бы совершенно неправильным относиться к предлагаемым таблицам, как к нормам-рецептам рекомендуемых цветовых сочетаний и рассматривать их как вообще красивые и вообще правильные. На предлагаемом материале надо учиться учитывать закономерность цветовой изменяемости». Цветовые трехзвучия-таблицы рассматривались автором как опора для интуиции художника, для тренировки его глаз, «пища» для возбуждения творческой фантазии. Цветоведение Матюшина основано на установлении непосредственной зависимости эстетических качеств цветовых гармоний от психофизиологических факторов восприятия, как известно, вплотную смыкающихся с психологией творчества. Объектом исследований и экспериментов ленинградского художника был не только цвет сам по себе, но и процессы «цветового» зрения человека в различных условиях. «Гармонизатор» цвета возник как один из выводов в процессе синтеза определенных аспектов науки и искусства в работе Матюшина, как методологическое и практическое пособие, которое может использоваться при создании цветовых композиций и подборе красочных гамм. [ . ] В условиях возрастающего интереса к проблемам теории цвета и практического ее применения «Справочник» Матюшина, несмотря на всю специфичность данной работы, приобретает и общепознавательный характер, его содержание открывает для нас новые аспекты, расширяющие сферу возможного применения, основанную на практических выводах, цветовой теории, созданной художником. Представляется, что главное качество «науки о цвете» Матюшина, в отличие, например, от популярной цветовой системы немецкого физика-оптика В. Оствальда, в том, что оно создано живописцем, художественно и по происхождению, и по смыслу, и по всему своему значению. Эстетика цвета Оствальда основана на проведенной им всеобщей систематизации цветов, что явилось большим достижением физико-оптической науки, способствовавшей упорядочению представлений о цвете, в том числе и в художественной деятельности. Однако, по существу, цветовые гармонии Оствальда имеют отдаленное соприкосновение с эстетикой, так как представляют собой математически вычисленные на цветовом круге механически полученные сочетания цветов. Можно понять широкую до сих пор распространенность легко доступных любому практику, в том числе не художнику, принципов цветовой гармонизации Оствальда и у нас, и на Западе. Но можно понять и то, как эта система вскоре же после своего появления вызвала резко критическое отношение, в первую очередь со стороны живописцев, которые сами пытались разрабатывать науку об искусстве цвета. У нас первым среди них был Матюшин. Ученик Л. Бакста и Я. Ционглинского, Матюшин уже в конце 1900-х — начале 1910-х годов сформировался как своеобразный «фиолетовый» импрессионист. Исповедуя и по-своему развивая импрессионизм, Матюшин одновременно живо интересовался новыми аналитическими направлениями искусства6. Осмысляя их опыт, он пришел к выводу о самоценной эстетической значимости цвета. «Самостоятельная жизнь и движение цвета. » — более всего занимали художника. Однако, как это станет очевидно, идея, предугадывавшая будущее полихромии — новой области художественной деятельности, посвященной цветооформлению архитектуры и всей предметно-пространственной среды, оформилась в новое цветоведение позже, в потоке открытий, «вывороченных на поверхность. взрывом русской революции, давший свободу и жизнь всему действительно живому и ищущему». Эта идея, в полной мере еще не оформившаяся, повлияла на многостороннюю деятельность художника в области разработки им теории органической культуры, романтической концепции формирования всесторонне развитого «идеального» человека путем воспитания и развития всех его «воспринимающих способностей» к цвету — живопись, к звуку — музыка, к осязанию — скульптура и т. д. К идее органической культуры Матюшин обратился не случайно, потребность в теоретическом и практическом развитии ее была вызвана к жизни широтой его творческих интересов, серьезными занятиями живописью, музыкой, поэзией, его педагогической деятельностью в первые годы революции как музыканта и художника. Вся практическая педагогика Матюшина строилась на основе этих идей. Если говорить об ее истоках, овеянная духом античности и Возрождения теория органической культуры глубоко современна в попытках ее научной объективизации на базе психофизиологии восприятия. Матюшин, в течение многих лет специально занимавшийся проблематикой художественного «ви́дения» мира, пришел к выводу, что ценность зрения заключается в умении видеть не только детали и подробности, но и охватывать все наблюдаемое сразу, целиком, что человек в этом плане недостаточно использует возможности собственных органов восприятия. Он призывал воспитывать умение «расширять угол зрения», приучать «видеть все разом, наполнено, сразу кругом себя». Недаром, публикуя декларацию своей творческой группы в 1923 году, Матюшин назвал ее членов «зорведами», то есть ведающими зором, то есть взором — зрением («зор» — слово, изобретенное Хлебниковым). Стремление к цельности зрительного образа отличает школу Матюшина от импрессионистов с их «фрагментарным», «беглым» восприятием. Здесь не место анализировать пространственные теории Матюшина. Они складывались в русле общих для многих деятелей русского и европейского искусства попыток художественно осмыслить новые научные представления о пространстве и времени, но при этом были настолько своеобразны, что заслуживают специального разбора. Отметим лишь, что эти взгляды сыграли важную роль в формировании его цветовой системы, так как именно при «расширении» угла зрения, при сдвигах точек зрения в полной мере проявляют себя многие закономерности восприятия цвета. Особенности восприятия цвета в пространстве, в среде, в движении, во времени; формообразующие качества цвета, взаимоотношения и взаимодействия цвета и звука — эти направления проводившихся Матюшиным и его учениками исследований, получивших осуществление в многочисленных экспериментальных цветовых таблицах, имели основополагающее значение. Цвет для Матюшина — явление сложное, подвижное, зависимое от соседних цветов, от силы освещения, от масштабов цветовых полей, то есть от той цветосветопространственной среды, в которой он находится и которая определяет условия и особенности его восприятия. Вероятно, увлекательной искусствоведческой задачей было бы прослеживание связей между пейзажами Матюшина, этими своего рода моделями внутренних всеобщих художественных построений, и трехцветными гармониями — моделями дифференцированных красочных построений, с помощью которых живопись как бы может быть переведена в свое другое бытие, в архитектурной и предметнопространственной композиции. Цветовые таблицы «Справочника» Матюшина с их выразительностью собственно цветовых тонов и сочетаний, с их контрастностью, как бы рассчитанной на пространственное движение цвета, на переходы от одного к другому, на многообразные композиционные связи с внутренне присущей им цветомелодичностью в тональных решениях — то ярких, звонких, то погашенных, низких, — как бы воплощают в себе законы цветопластики, непосредственно связанные с новой пространственной концепцией синтеза искусств. Точкой отсчета в «художественной» науке о цвете Матюшина является закон дополнительных цветов. Общеизвестно, что если смотреть несколько минут на красный квадрат, а потом закрыть глаза, то останется изображение, но в виде зеленого квадрата. И наоборот — если смотреть на зеленый квадрат, то остаточным будет красный. Этот эксперимент можно повторить с любым цветом, и всегда в качестве остаточного глаз оставит дополнительный цвет. Это явление называется последовательным контрастом дополнительных цветов. Очевидно, что само зрение стремится с его помощью к равновесию и ощущению полного удовлетворения. На основополагающее значение этого закона для эстетики обратил внимание еще Гёте: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Отдельный цвет благодаря особому восприятию побуждает глаз стремиться к всеобщности. Затем, для того чтобы осуществить эту всеобщность, глаз в целях самоудовлетворения ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветное пространство, на котором он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом заключается основное правило цветовой гармонии». Большой интерес проявляли Матюшин и его ученики к работе французского химика М. Шеврейля, директора парижской фабрики «Гобелен», опубликовавшего в 1839 году книгу «О законе единовременного контраста и о выборе окрашенных предметов», возможно, послужившую теоретической основой импрессионистической и неоимпрессионистической живописи. Трехцветные гармонии, предложенные Матюшиным, создавались прежде всего на основе осмысления цветовых эффектов последовательного и единовременного (симультанного) контрастов путем экспериментального исследования взаимодействия цвета и среды на моделях восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Нововведением методики Матюшина было наблюдение эффектов цветовых контрастов не только в условиях точечного, но и прежде всего расширенного смотрения, путем сдвига глаза с цветовой модели на нейтральное поле среды. Можно предположить, что с этим связана внутренне присущая цветовым сочетаниям таблиц пространственная динамичность. В условиях эксперимента сдвиг глаза становился как бы протомоделью динамического восприятия цвета в реальном пространстве полихромированной среды. Наблюдение за поведением появляющихся дополнительных цветов во времени и пространстве привело к установлению следующих закономерностей в изменчивости создающихся цветовых аккордов: «I период: нейтральное поле окрашивается в дополнительный цвет, не резко выраженный; II период: наблюдаемый цвет окружается резким ясным ободком дополнительного цвета, в среде появляется третий цвет; III период: наступает изменение — потухание самого цвета под влиянием наложения на него дополнительного цветового рефлекса; в среде происходят новые изменения». В вводной статье Матюшин обращает внимание на ту большую роль, какую при цветовом оформлении архитектуры и различных предметов играет влияние цвета на форму. Проведенная исследовательская работа в этой области показала, «что холодные цвета имеют склонность к прямизне граней и образовыванию углов, если даже острые формы, окрашенные в теплые цвета, теряют остроту углов». Большое внимание уделял Матюшин исследованиям взаимодействия цвета и звука, в результате чего было установлено, что в ощущениях человека при восприятии теплые цвета понижают звук, а холодные повышают. Эти разработки позволили создавать своего рода цветовые гаммы, позволявшие улавливать самые тонкие оттенки цветов, «междуцветья». Гармонизатор цвета Матюшина, говоря современным языком, открытая система. Она как бы предполагает сотворчество художника, пользующегося ею. Эстетика цвета Матюшина неотрывна от его концепции органической культуры. Она отличается особой, здоровой полнокровностью ощущения цвета как органического элемента среды жизни, как компонента человеческих чувств, формирующих духовную полноту развития личности. В последние годы жизни Матюшин на базе теории органической культуры пришел к идее синтетического художественного творчества. «Мы уже стоим на пороге могучего актива, объединяющего все наши способности. Архитектор, музыкант, литератор, инженер будут действовать в новом обществе сообща и создадут совершенно неизвестное буржуазному обществу творчество организованных новой социальной средой людей». Написанную им книгу «Творческий путь художника» он посвятил будущему коллективу художников синтетического искусства. Он мечтал, чтобы в этих условиях цвет стал универсально гармонизирующим средством формообразования. При этом для художника, принимающего участие в оформлении и проектировании отдельных компонентов жизненной среды, цвет стал бы органическим средством творческого мышления: «Цвет не должен быть случайным. Цвет должен быть равным форме в условиях творчества и как бы проникающим в форму всюду, где бы он ни появлялся. [. ] Надо архитектору, инженеру, художнику путем предварительной учебной тренировки научиться создавать в своем представлении всякий строимый объем уже окрашенным». Источник статьи: http://vk.com/usy.dali
Читайте также:  Как укладывать короткие стрижки с удлиненной челкой

Международный онлайн-конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и фотографии «Усы Дали» / «Dali’s Mustache» в июне 2020

Дистанционный конкурс с возможностью выставить свои работы в интернет-галерее и найти европейского покупателя на свои работы.

Главный приз — поездка в Испанию за счет спонсора фестиваля.

Возник вопрос? Напишите нам и наш менеджер ответит вам на email

Международный онлайн-конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и фотографии

«Усы Дали» / «Dali’s Mustache»

Прием заявок до 10 июня 2020 г.

Оценка конкурсантов до 30 июня 2020 г.

Главный приз спонсора: бесплатное участие в одном из престижных конкурсов Испании в 2021 году с проживанием в отеле.

Спонсором международного конкурса является ювелирный бренд “Giverola”.

«Усы Дали» – не просто дистанционный конкурс, это возможность продемонстрировать свои работы в интернет-галерее, которую посетят сотни тысяч людей со всего мира. Также конкурс дает возможность продать собственную работу зарубежным покупателям!

7 ПРИЧИН ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЭТОМ КОНКУРСЕ:

  • Престижный международный конкурс
  • Оценка зарубежных экспертов
  • Комментарии жюри
  • Диплом международного образца (который размещается на сайте во избежание подделок)
  • Возможность выставить свою картину в интернет-галерее с последующей продажей
  • Гран-призеры выигрывают бесплатное участие в одном из престижных конкурсов в Испании в 2021 году с проживанием в отеле
  • Лауреаты первых степеней получают скидку до 50% от стоимости участия с проживанием в одном из конкурсов в Испании в 2021
  • изобразительное искусство;
  • фото и видео творчество (фотомастерские, фотовыставки, студии, авторы);
  • декоративно-прикладное творчество и дизайн (художественные мастерские, студии, самостоятельные мастера).
  • I ) младше 9 лет
  • II ) 10-12 лет
  • III) 13-15 лет
  • IV) 16-19 лет
  • V) 20-25 лет
  • VI) от 26 лет

Жюри дистанционного конкурса Dali’s Mustache

В состав жюри фестиваля-конкурса входят деятели культуры Испании, Франции, Италии, Канады и стран Восточной Европы и Азии. Международное жюри формирует организатор фестиваля.

Жюри конкурса имеет право:

  • присуждать не все премии;
  • делить премии между исполнителями;
  • вручать специальные призы педагогам за выдающиеся достижения;
  • жюри оценивает участников конкурса по 100 балльной системе, итоговый результат складывается из среднего количества полученных баллов и из средней величины промежуточных оценок;
  • решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.
  • творческая индивидуальность и мастерство автора;
  • владение приёмами композиции;
  • владение техникой, в которой выполнена работа;
  • оригинальность замысла и исполнения;
  • колористическое решение.

Награды – дистанционный конкурс Dali’s Mustache

По жанрам исполнения и номинациям награды распределяются по семи возрастным группам:

  • участники набравшие до 70 баллов, становятся – дипломантами (медный диплом);
  • участники набравшие от 70 до 79 баллов – лауреаты третьей степени (бронзовый диплом);
  • участники набравшие от 80 до 89 баллов, становятся – лауреатами второй степени (серебряный диплом);
  • участники набравшие от 90 до 99 баллов, становятся – лауреатами первой степени (золотой диплом);
  • участники набравшие 100 баллов, становятся – Гран-призерами конкурса «Dali’s Mustache» (платиновый диплом).
Читайте также:  Воск taft для бороды

Специальные призы от спонсора конкурса – ювелирного бренда Giverola.

Гран-призеры – выигрывают бесплатное участие и проживание в отеле на одном из престижных конкурсов в Испании в 2021 г.

Лауреаты первых степеней получают скидку до 50% от стоимости участия и проживания в отеле в одном из престижных конкурсов в Испании в 2021г.

Как принять участие в дистанционном конкурсе?

Срок приема заявок на дистанционный конкурс

  • выберите конкурсную работу для участия;
  • на конкурс принимаются сканы или фотографии работ в формате: JPG размером не менее 1200 px по одной из сторон, весом не более 10 Мб.
  • загрузите конкурсную работу в любую социальную сеть, или в файлообменники типа , DropBox, GoogleДиск , или любой другой сервис;
  • оплатите участие в конкурсе, – после оплаты вы попадете на страницу с формой заявки;
  • заполнить заявку участника и разместите в специальном поле ссылку на конкурсную работу;
  • ожидайте объявление результатов конкурса.
  • прием заявок открыт до 10 июня 2020 г;
  • результаты будут объявлены до 30 июня 2020 г;
  • результаты и отчет публикуются на сайте в конце каждого триместра;
  • все вопросы относительно участия в конкурсе можете задавать через по почте
  • количество участников конкурса ограничено, новый прием заявок открывается в начале каждого месяца.

Стоимость участия в конкурсе за 1 номер

Каждая конкурсная работа оценивается и оплачивается отдельно

  • регистрация заявки 5€ с заявки
  • Участие в конкурсе
  • Оценка нашими членами Жюри
  • Публикация диплома на сайте

Участие + комментарий Жюри

  • регистрация заявки 5€ с заявки
  • Участие в конкурсе
  • Оценка нашими членами Жюри
  • Публикация диплома на сайте
  • Комментарий Жюри

Участие с комментарием и выставкой-продажей

  • регистрация заявки 5€ с заявки
  • Участие в конкурсе
  • Оценка нашими членами Жюри
  • Публикация диплома на сайте
  • Размещение работы в интернет-выставке-продаже
  • Возможность продать свою работу

Возник вопрос? Напишите нам и наш менеджер ответит вам на email

Источник статьи: http://www.art-center.ru/events/dali-2020/

Усы Дали

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Усы Дали запись закреплена
SpiroGraph
Усы Дали запись закреплена
Усы Дали запись закреплена
Art Traffic. Культура. Искусство

М. В. Матюшин. «Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний»

Книга классика русского авангарда художника М. В. Матюшина написана на основе его многолетних исследований восприятия цвета и формы. Выявленные закономерности предложены для использования в художественной практике. Книга задумана автором как практическое пособие для художников, дизайнеров и архитекторов. Цветовые таблицы иллюстрируют принципы гармонического подбора цветов.
Показать полностью.

Михаил Васильевич Матюшин (1861—1934) вошел в историю русской культуры как художник, музыкант, педагог, художественный и музыкальный критик, исследователь-экспериментатор в сфере психофизиологии восприятия искусства.

Сын крестьянки, в полном смысле тот, кого называют самородком, он сумел выдвинуться и получил одновременно и художественное, и музыкальное образование. В 1880 закончил Московскую консерваторию, живописью занимался в Обществе поощрения художников и в Академии художеств. Его художественное мировоззрение складывалось в кругу общения с братьями Бурлюками, В. Каменским, В. Хлебниковым, К. Малевичем, А. Крученых. В 1910 Матюшин вместе с женой художницей Еленой Гуро выступили инициаторами создания творческого объединения «Союз молодежи». Их квартира стала местом собраний петербургских и московских футуристов. Матюшин организует издательство, в котором выходят книги Хлебникова, Филонова, Малевича. В 1913 пишет музыку к знаменитой футуристической опере «Победа над Солнцем».

В своей художественной практике Матюшин, стараясь расширить границы зрительных возможностей, разрабатывал новую живописную систему. В основе ее лежал метод «расширенного смотрения», связанный с активизацией бокового зрения.

Свою систему «нового видения» Матюшин развивает в педагогической деятельности, возглавив в 1918 мастерскую пространственного реализма в ГСМХ Вхугеина. Из среды учеников вокруг него организуется группа художников «Зорвед».

В 1924—1926 Матюшин одновременно с Малевичем руководил научно-исследовательской работой в ГИНХУКе (Институт художественной культуры). Совместно со своими учениками он проводил опыты по восприятию цвета и звука в различных условиях. Задачей этих исследований было лабораторным путем определить закономерности взаимодействия средств пластического языка — формы, цвета, звука.

Цветовая система М. Матюшина

Законы цвета не были ни анализированы, ни преподаваемы в наших художественных школах, ибо во Франции считается излишним изучать законы цвета, в соответствии с поговоркой: «Рисовальщика можно обучить, но живописцем нужно родиться».

Тайна теории цвета? Зачем называть тайнами законы, которые должны быть известны каждому художнику и которым мы все должны обучаться.
Делакруа

В 1932 году в Государственном издательстве изобразительных искусств в Ленинграде вышел в свет «Справочник по цвету». Он состоял из четырех тетрадей-таблиц — красочных гармоний-трехцветий и большой статьи «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний». Автор предложенной цветовой системы и созданного на ее основе цветового гармонизатора — старейший ленинградский художник и педагог М. Матюшин. Цветовые таблицы были выполнены вручную по трафарету группой молодых художников — учеников Матюшина. Отсюда и мини-тираж: 400 экземпляров. Но зато каких экземпляров! Цветосила, яркость и светоносность этих рукотворных таблиц поразительна до сих пор при всей освоенности нашего глаза с самыми технически совершенными методами воспроизведения цвета.

«Справочник», как говорится в тексте, «рассчитан на применение в работе над цветом в производстве: внутреннее и наружное оформление архитектуры, текстиль, фарфор, обойное, полиграфическое и другие производства». Вместе с тем составители справочника предостерегали от рецептурного его использования:

«Было бы совершенно неправильным относиться к предлагаемым таблицам, как к нормам-рецептам рекомендуемых цветовых сочетаний и рассматривать их как вообще красивые и вообще правильные. На предлагаемом материале надо учиться учитывать закономерность цветовой изменяемости». Цветовые трехзвучия-таблицы рассматривались автором как опора для интуиции художника, для тренировки его глаз, «пища» для возбуждения творческой фантазии.

Цветоведение Матюшина основано на установлении непосредственной зависимости эстетических качеств цветовых гармоний от психофизиологических факторов восприятия, как известно, вплотную смыкающихся с психологией творчества. Объектом исследований и экспериментов ленинградского художника был не только цвет сам по себе, но и процессы «цветового» зрения человека в различных условиях.

«Гармонизатор» цвета возник как один из выводов в процессе синтеза определенных аспектов науки и искусства в работе Матюшина, как методологическое и практическое пособие, которое может использоваться при создании цветовых композиций и подборе красочных гамм. [ . ]

В условиях возрастающего интереса к проблемам теории цвета и практического ее применения «Справочник» Матюшина, несмотря на всю специфичность данной работы, приобретает и общепознавательный характер, его содержание открывает для нас новые аспекты, расширяющие сферу возможного применения, основанную на практических выводах, цветовой теории, созданной художником.

Представляется, что главное качество «науки о цвете» Матюшина, в отличие, например, от популярной цветовой системы немецкого физика-оптика В. Оствальда, в том, что оно создано живописцем, художественно и по происхождению, и по смыслу, и по всему своему значению. Эстетика цвета Оствальда основана на проведенной им всеобщей систематизации цветов, что явилось большим достижением физико-оптической науки, способствовавшей упорядочению представлений о цвете, в том числе и в художественной деятельности. Однако, по существу, цветовые гармонии Оствальда имеют отдаленное соприкосновение с эстетикой, так как представляют собой математически вычисленные на цветовом круге механически полученные сочетания цветов.

Можно понять широкую до сих пор распространенность легко доступных любому практику, в том числе не художнику, принципов цветовой гармонизации Оствальда и у нас, и на Западе. Но можно понять и то, как эта система вскоре же после своего появления вызвала резко критическое отношение, в первую очередь со стороны живописцев, которые сами пытались разрабатывать науку об искусстве цвета. У нас первым среди них был Матюшин.

Ученик Л. Бакста и Я. Ционглинского, Матюшин уже в конце 1900-х — начале 1910-х годов сформировался как своеобразный «фиолетовый» импрессионист.

Исповедуя и по-своему развивая импрессионизм, Матюшин одновременно живо интересовался новыми аналитическими направлениями искусства6. Осмысляя их опыт, он пришел к выводу о самоценной эстетической значимости цвета. «Самостоятельная жизнь и движение цвета. » — более всего занимали художника.

Однако, как это станет очевидно, идея, предугадывавшая будущее полихромии — новой области художественной деятельности, посвященной цветооформлению архитектуры и всей предметно-пространственной среды, оформилась в новое цветоведение позже, в потоке открытий, «вывороченных на поверхность. взрывом русской революции, давший свободу и жизнь всему действительно живому и ищущему».

Эта идея, в полной мере еще не оформившаяся, повлияла на многостороннюю деятельность художника в области разработки им теории органической культуры, романтической концепции формирования всесторонне развитого «идеального» человека путем воспитания и развития всех его «воспринимающих способностей» к цвету — живопись, к звуку — музыка, к осязанию — скульптура и т. д.

К идее органической культуры Матюшин обратился не случайно, потребность в теоретическом и практическом развитии ее была вызвана к жизни широтой его творческих интересов, серьезными занятиями живописью, музыкой, поэзией, его педагогической деятельностью в первые годы революции как музыканта и художника.

Вся практическая педагогика Матюшина строилась на основе этих идей. Если говорить об ее истоках, овеянная духом античности и Возрождения теория органической культуры глубоко современна в попытках ее научной объективизации на базе психофизиологии восприятия.

Матюшин, в течение многих лет специально занимавшийся проблематикой художественного «ви́дения» мира, пришел к выводу, что ценность зрения заключается в умении видеть не только детали и подробности, но и охватывать все наблюдаемое сразу, целиком, что человек в этом плане недостаточно использует возможности собственных органов восприятия. Он призывал воспитывать умение «расширять угол зрения», приучать «видеть все разом, наполнено, сразу кругом себя». Недаром, публикуя декларацию своей творческой группы в 1923 году, Матюшин назвал ее членов «зорведами», то есть ведающими зором, то есть взором — зрением («зор» — слово, изобретенное Хлебниковым). Стремление к цельности зрительного образа отличает школу Матюшина от импрессионистов с их «фрагментарным», «беглым» восприятием.

Здесь не место анализировать пространственные теории Матюшина. Они складывались в русле общих для многих деятелей русского и европейского искусства попыток художественно осмыслить новые научные представления о пространстве и времени, но при этом были настолько своеобразны, что заслуживают специального разбора. Отметим лишь, что эти взгляды сыграли важную роль в формировании его цветовой системы, так как именно при «расширении» угла зрения, при сдвигах точек зрения в полной мере проявляют себя многие закономерности восприятия цвета.

Особенности восприятия цвета в пространстве, в среде, в движении, во времени; формообразующие качества цвета, взаимоотношения и взаимодействия цвета и звука — эти направления проводившихся Матюшиным и его учениками исследований, получивших осуществление в многочисленных экспериментальных цветовых таблицах, имели основополагающее значение. Цвет для Матюшина — явление сложное, подвижное, зависимое от соседних цветов, от силы освещения, от масштабов цветовых полей, то есть от той цветосветопространственной среды, в которой он находится и которая определяет условия и особенности его восприятия.

Вероятно, увлекательной искусствоведческой задачей было бы прослеживание связей между пейзажами Матюшина, этими своего рода моделями внутренних всеобщих художественных построений, и трехцветными гармониями — моделями дифференцированных красочных построений, с помощью которых живопись как бы может быть переведена в свое другое бытие, в архитектурной и предметнопространственной композиции.

Цветовые таблицы «Справочника» Матюшина с их выразительностью собственно цветовых тонов и сочетаний, с их контрастностью, как бы рассчитанной на пространственное движение цвета, на переходы от одного к другому, на многообразные композиционные связи с внутренне присущей им цветомелодичностью в тональных решениях — то ярких, звонких, то погашенных, низких, — как бы воплощают в себе законы цветопластики, непосредственно связанные с новой пространственной концепцией синтеза искусств.

Точкой отсчета в «художественной» науке о цвете Матюшина является закон дополнительных цветов. Общеизвестно, что если смотреть несколько минут на красный квадрат, а потом закрыть глаза, то останется изображение, но в виде зеленого квадрата. И наоборот — если смотреть на зеленый квадрат, то остаточным будет красный. Этот эксперимент можно повторить с любым цветом, и всегда в качестве остаточного глаз оставит дополнительный цвет. Это явление называется последовательным контрастом дополнительных цветов. Очевидно, что само зрение стремится с его помощью к равновесию и ощущению полного удовлетворения.

На основополагающее значение этого закона для эстетики обратил внимание еще Гёте: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Отдельный цвет благодаря особому восприятию побуждает глаз стремиться к всеобщности. Затем, для того чтобы осуществить эту всеобщность, глаз в целях самоудовлетворения ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветное пространство, на котором он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом заключается основное правило цветовой гармонии».

Большой интерес проявляли Матюшин и его ученики к работе французского химика М. Шеврейля, директора парижской фабрики «Гобелен», опубликовавшего в 1839 году книгу «О законе единовременного контраста и о выборе окрашенных предметов», возможно, послужившую теоретической основой импрессионистической и неоимпрессионистической живописи.

Трехцветные гармонии, предложенные Матюшиным, создавались прежде всего на основе осмысления цветовых эффектов последовательного и единовременного (симультанного) контрастов путем экспериментального исследования взаимодействия цвета и среды на моделях восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Нововведением методики Матюшина было наблюдение эффектов цветовых контрастов не только в условиях точечного, но и прежде всего расширенного смотрения, путем сдвига глаза с цветовой модели на нейтральное поле среды. Можно предположить, что с этим связана внутренне присущая цветовым сочетаниям таблиц пространственная динамичность. В условиях эксперимента сдвиг глаза становился как бы протомоделью динамического восприятия цвета в реальном пространстве полихромированной среды.

Наблюдение за поведением появляющихся дополнительных цветов во времени и пространстве привело к установлению следующих закономерностей в изменчивости создающихся цветовых аккордов:

«I период: нейтральное поле окрашивается в дополнительный цвет, не резко выраженный;

II период: наблюдаемый цвет окружается резким ясным ободком дополнительного цвета, в среде появляется третий цвет;

III период: наступает изменение — потухание самого цвета под влиянием наложения на него дополнительного цветового рефлекса; в среде происходят новые изменения».

В вводной статье Матюшин обращает внимание на ту большую роль, какую при цветовом оформлении архитектуры и различных предметов играет влияние цвета на форму. Проведенная исследовательская работа в этой области показала, «что холодные цвета имеют склонность к прямизне граней и образовыванию углов, если даже острые формы, окрашенные в теплые цвета, теряют остроту углов».

Большое внимание уделял Матюшин исследованиям взаимодействия цвета и звука, в результате чего было установлено, что в ощущениях человека при восприятии теплые цвета понижают звук, а холодные повышают. Эти разработки позволили создавать своего рода цветовые гаммы, позволявшие улавливать самые тонкие оттенки цветов, «междуцветья».

Гармонизатор цвета Матюшина, говоря современным языком, открытая система. Она как бы предполагает сотворчество художника, пользующегося ею.

Эстетика цвета Матюшина неотрывна от его концепции органической культуры. Она отличается особой, здоровой полнокровностью ощущения цвета как органического элемента среды жизни, как компонента человеческих чувств, формирующих духовную полноту развития личности.

В последние годы жизни Матюшин на базе теории органической культуры пришел к идее синтетического художественного творчества.

«Мы уже стоим на пороге могучего актива, объединяющего все наши способности. Архитектор, музыкант, литератор, инженер будут действовать в новом обществе сообща и создадут совершенно неизвестное буржуазному обществу творчество организованных новой социальной средой людей». Написанную им книгу «Творческий путь художника» он посвятил будущему коллективу художников синтетического искусства. Он мечтал, чтобы в этих условиях цвет стал универсально гармонизирующим средством формообразования. При этом для художника, принимающего участие в оформлении и проектировании отдельных компонентов жизненной среды, цвет стал бы органическим средством творческого мышления: «Цвет не должен быть случайным. Цвет должен быть равным форме в условиях творчества и как бы проникающим в форму всюду, где бы он ни появлялся. [. ] Надо архитектору, инженеру, художнику путем предварительной учебной тренировки научиться создавать в своем представлении всякий строимый объем уже окрашенным».

Источник статьи: http://vk.com/usy.dali

Оцените статью
Adblock
detector