Пояснения к иллюстрациям
Пояснения к иллюстрациям
Воспроизведенный в альбоме портрет Лермонтова (№ 4) работы художника А. Челышева в собрания лермонтовских портретов не входит, ибо достоверным лермонтовским изображением не считается. Главная причина, которая мешала отнести его к числу лермонтовских портретов, заключалась в том, что представленный на нем юнкер изображен без усов, тогда как на миниатюрном портрете художника Заболотского Лермонтов изображен и в студенческие годы уже с густыми усами. А так как военные в те времена брить усы не имели права[1078], то исследователи лермонтовской иконографии челышевский портрет в число лермонтовских изображений включить не решались[1079].
Между тем на миниатюре художника Заболотского Лермонтов изображен отнюдь не в студенческие годы, а в 1840 году[1080]. Соображение о том, что в юнкерской школе Лермонтов непременно должен был носить усы, отпущенные еще в университете, оказывается, таким образом, совершенно неверным. На самом деле ни в университете, ни в первый год обучения в юнкерской школе Лермонтов усов не носил и носить не мог — по той простой причине, что их у него еще не было. Вскоре после зачисления его в юнкерское училище М. А. Лопухина писала ему: «Как бы я хотела видеть вас в форме и с усами!»[1081] Следовательно, в 1832 году, когда Лермонтов впервые надел военный мундир, усы у него еще не росли. А поэтому основной довод против подлинности челышевского портрета можно считать опровергнутым.
Портрет этот куплен Государственным Литературным музеем в Москве в 1934 году от И. Л. Поливанова. Сзади, на подрамнике, имеется надпись, сделанная его отцом, Л. И. Поливановым: «Поэт Лермонтов. Подарен мне фон Баумгартеном. Снят с натуры и находился у родственников поэта — Юрьевых».
Эта помета не оставляет сомнений в том, что сведения о достоверности портрета идут из самых авторитетных источников. С Юрьевыми Лермонтов находился в близком родстве, а с одним из них, Николаем Дмитриевичем, был особенно дружен как раз в те самые годы, когда оба они учились в юнкерской школе. С Александром Карловичем Баумгартеном, офицером гвардейского генерального штаба, и с его двоюродным братом, поручиком Алексеем Егоровичем Баумгартеном, командиром артиллерийского взвода, Лермонтов служил вместе в 1840 году на Кавказе[1082]. Поэтому нет никаких оснований опасаться, что Юрьевы или Баумгартены могли признать за подлинное недостоверное лермонтовское изображение. Скорее можно было бы усомниться в том, действительно ли принадлежал портрет названным выше владельцам.
Однако и на этот счет не должно быть никакого сомнения. У потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году хранилась старинная, выцветшая фотография челышевского портрета с надписью: «Поэт Лермонтов. Подлинный портрет в имении Баумгартена „Сурочки“, Княгининского уезда, Нижегородской губернии». В свое время эта фотография принадлежала самому Григорию Григорьевичу Гагарину, а он, как известно, в молодые свои годы находился с Лермонтовым в самых дружеских отношениях. Заметим кстати, что такая же старая фотография с подобной надписью имеется в Литературном музее.
Таким образом, сведения о том, что оригинал составлял собственность Баумгартена, вполне совпадают с записью Поливанова на обороте челышевского портрета. Впрочем, в авторитетности слов Л. И. Поливанова можно не сомневаться еще и потому, что это человек, весьма осведомленный в биографии Лермонтова через своего двоюродного брата Владимира Павловича Веселовского, женатого на «кузине» Лермонтова Екатерине Павловне, родной сестре Акима Павловича Шан-Гирея[1083].
Поэтому можно считать, что на портрете Челышева изображен действительно Лермонтов — в пору его пребывания в юнкерской школе. Возможно даже, что сама мысль заказать этот портрет художнику возникла в связи именно с тем, что Лермонтов впервые надел военную форму. В таком случае портрет следует датировать второй половиной ноября — декабрем 1832 года.
Оригинал портрета, хранящийся в Литературном музее, реставрировался, но, к сожалению, неудачно и был сильно испорчен. В этой книге он воспроизводится по фотографии, снятой еще до реставрации.
Кроме этого, несколько слов надо сказать о сопоставлении картин и рисунков Лермонтова с кадрами из кинофильма «Загадка Н. Ф. И.».
После того как я, путешествуя по дорогам Кавказа и Грузии, отыскал все изображенные Лермонтовым места, был задуман телевизионный фильм, в котором наряду с другими научно-исследовательскими сюжетами должна была войти работа и по «опознанию» лермонтовских живописных работ.
Постановку этой картины осуществляла студия «Ленфильм». Ставил ее режиссер Михаил Шапиро, снимал оператор Вячеслав Фастович.
Во время экспедиции группы в Грузию — в Тбилиси и на Военно-Грузинскую дорогу — были сняты для сопоставления с работами Лермонтова «Замок Тамары» в Дарьяльском ущелье, селение Сиони, Военно-Грузинская дорога близ Мцхета, вид Тбилиси из Авлабара и вид на церковь Шушаны возле Метехи.
Все эти изображения совпали.
Но вид развалин на берегу Арагвы Лермонтов рисовал, очевидно, сверху, а потом, дорисовывая и дополняя свой скорый рисунок на память, внес в него другой «горизонт» и видоизменил детали пейзажа.
Найти одну строгую точку, с которой он его рисовал, не удалось. Кроме того, поскольку от самих развалин не осталось почти ничего, сходство рисунка с кинокадром следовало признать недостаточно точным.
Тогда режиссер Шапиро решил восполнить фотографическое изображение дорисовкой исчезнувшей церкви и крепости. В фильме эту «реконструкцию» выполняет рука художника Всеволода Улитко.
Сопоставление живописных работ Лермонтова с видами, снятыми с натуры уже в наше время, воспроизводится в конце книги, в альбоме под номерами 34–37.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Необходимые пояснения
Необходимые пояснения 1. Причины, по которым интервью было взято именно у этих писателей, просты:Во-первых, мы ставили себе целью опубликовать мнение только отечественных авторов, поскольку одной из тем была будущая судьба России. Поэтому я не беседовал, к примеру, с
Источник статьи: http://lit.wikireading.ru/23457
Дантес украл у Лермонтова усы
Издательство «Китап» проиллюстрировало Лермонтова Дантесом.
Башкирское издательство «Китап» выпустило книгу о знаменитостях, в которой статья «М. Ю. Лермонтов и Башкирский край» оказалась проиллюстрированной портретом Жоржа-Шарля Дантеса, сообщает «Янтарный Край – газета Online Калининград».
← Предыдущая | Следующая → |
17.09.2010 17:35 | Кот Кстати, никакого внешнего сходства кроме усов и мундира нет — совершенно разные лица. Скорее всего, кто-то пошутил. | |
17.09.2010 19:39 | marko СК, «Китап» в общем серьезное издательство и не прибегает вроде к таким штукам ради пиара, так что это, скорее всего, именно ляп. Но я изначально хотел упомянуть здесь и о том, что в текстах новостей об этом случае почти всегда говорили «фотография Лермонтова» и «фотография Дантеса». Представляешь себе фотографирующегося Дантеса? :))) | |
18.09.2010 00:05 | white-snow похоже он и Н украл, собако | |
21.09.2010 14:08 | marko Ох и язво же вы, Снег! :)) Спасиба, исправлено. Оставить комментарийЧтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
Одинокая птица над полем кружит. Источник статьи: http://reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/meynstrim/news3112.php Интересный факт из жизни Лермонтова. Каким был на самом деле великий поэт?Почитатели русской классики знают Михаила Лермонтова как очень талантливого поэта, последователя Пушкина, борца за справедливость, ярого противника самодержавия и рабства. Но мало кто задумывается, каким на самом деле человеком был всемирно известный писатель, как к нему относилось окружение, кого он любил, а кого ненавидел. Современники литератора не очень-то его жаловали, преждевременная гибель Михаила Юрьевича на дуэли никого не огорчила, а царь Николай I так и вообще сказал: «Собаке – собачья смерть». Описание внешности представляет собой интересный факт из жизни Лермонтова. Писатель был небольшого роста, имел кривоватые ноги, большую голову, некрасивое лицо, кифоз. В молодом возрасте Михаил Юрьевич начал лысеть, а несчастный случай во время катания на лошади сделал его еще и хромым. К физическим недостаткам следует еще добавить и его неопрятность. Писатель не заботился о личной гигиене, очень часто он менял рубашку только после того, как ее разрывали на нем друзья, до того одежда была грязной и дурно пахнущей. Неприятная внешность сказалась и на характере поэта. Интересный факт из жизни Лермонтова: он был беспощаден к слабостям других людей, не умел вести светские беседы, разговаривал дерзко и язвительно, вел себя высокомерно, никому не прощал личных обид. Современники окрестили Михаила Юрьевича невежей, неприятным типом, «дурным человеком, который никогда ни про кого не отзовется хорошо», «желчным, испорченным и угловатым существом». Из-за сложного характера писателю довелось за свою короткую жизнь побывать на 3 дуэлях. Излишняя любовь к еде и отсутствие всякого чувства меры – это еще один интересный факт из жизни Лермонтова. Поэт был настолько прожорлив, что поедал абсолютно все блюда, подаваемые к столу, очень часто оставляя своих друзей голодными. Если он видел любимое кушанье, то со смехом и криком бросался на него и вонзал вилку в самые аппетитные куски. Один раз друзья решили подшутить над Михаилом Юрьевичем и приказали напечь для него пирожков с опилками. После длительной прогулки он так проголодался, что съел одну булочку и брался уже за другую, пока товарищи его не остановили, показав несъедобную начинку. Интересные факты из жизни Лермонтова касаются и его общения с окружающими людьми. Из-за некрасивой внешности поэт не мог нравиться женщинам, поэтому он будоражил их воображение и соблазнял, напуская на себя таинственный и мрачный вид, драпируясь в байронизм. На светских приемах писатель всегда стоял в сторонке, выбирая жертву, на которую потом устремлял пронзительный, ядовитый взгляд. Его черные глаза приводили в замешательство даже мужчин, а женщины так и вообще обращались в бегство. Михаил Юрьевич слыл очень невезучим человеком, предвестники трагедии и тень неудачи омрачали жизнь поэта. Он рано остался без родителей, воспитывался бабушкой, остальные родственники относились к нему враждебно. Еще при рождении акушерка неожиданно сказала, что мальчик не умрет своей смертью. Михаил Юрьевич проигрывал во всех состязаниях и азартных играх. Еще один интересный факт из жизни Лермонтова: писатель посетил гадалку Кирхгоф, и та ему предрекла скорую смерть. Как бы там ни было, Михаил Юрьевич остается одним из самых талантливых русских поэтов. Источник статьи: http://fb.ru/article/126116/interesnyiy-fakt-iz-jizni-lermontova-kakim-byil-na-samom-dele-velikiy-poet Прочитайте онлайн Дзын | Усы писателя ЛермонтоваУсы писателя Лермонтова Прошел со дня возвращения Костика месяц. Отработал Крыжовников у станка двадцать четыре рабочих дня. Настало время получать зарплату. — Константин, — сказал на двадцать пятый день слесарь Златорукий. — Иди-кось заработанную плату получать. А Костик-то как раз точил напильником интересную деталь с лошадиным названием «хомут». — А что, — сказал Костя. — И пойду! Положил напильник и пошел. Своего человека, который деньги выдавал бы, в Чушках не было. Бухгалтер Тамара Эдуардовна приезжала из райцентра каждое пятое число. В тот день как раз пятое число и было. Приезжая Тамара Эдуардовна располагалась за прилавком сельского магазина и отсчитывала всем зарплату. Обычно в магазине деньги тратят. А вот в Чушкинском их получать можно. Тамара Эдуардовна была грузна и усата. Усы у нее были, конечно, не генеральские, а все ж имелись. Небольшие. Как у Лермонтова. Тамара Эдуардовна даже охранников-инкассаторов с собой никогда не брала. Она всех разбойников усами на расстоянии держала. Навалившись мощными локтями на прилавок, бухгалтер из райцентра сверяла записи в своей счетной книге. Все ли получили заработанное? Получалось что все. Только молодой слесарь Константин Крыжовников еще не приходил. Тут открылась дверь магазина, и вошел как раз молодой слесарь Крыжовников. Тамару Эдуардовну оранжевый платок Крыжовникова сильно потряс. Сама-то она в лисьей шубе ходила. Но еще больше изумили Костю лермонтовские усы бухгалтерши. — На поэта-то как смахивает, — удивлялся Костик. — Не на Пушкина ли? — Он, наверное, беженец, — размышляла в свою очередь Тамара Эдуардовна. — Ходить не в чем. Вот на зарплату-то и купит. — Фамилия? — спрашивает бухгалтерша. Костик с трудом оторвал взгляд от небольших усов и переместил его на располагающиеся выше глаза. Они были пронзительные. Как у участкового Семашко. Только у дяди Василя усов не было. — Крыжовников, — говорит Костик. — К. В. — Кирилл Владимирович? — интересуется бухгалтер. — Константин Викторович, — объясняет Крыжовников. — Ну, что ж, тогда получай зарплату. Тамара Эдуардовна ткнула мощным указательным пальцем в счетную книгу и попала прямо в пустое пространство между надписью «Крыжовников» и цифрами «1.500». Пока молодой слесарь Крыжовников расписывался, Тамара Эдуардовна сильно сомневалась, что он все-таки Кирилл Владимирович, но отчего-то не хочет в этом признаться. — Тыща пятьсот, — объявила бухгалтерша, крупно плюнула на пальцы правой руки и принялась отсчитывать деньги. Бухгалтеры всегда плюют себе на пальцы правой руки. Конечно, если они не левши. — Чой-то много, — вдруг говорит Костя. — Мне, пожалуй, восьмисот хватит. К этому моменту усатая бухгалтерша добралась до пятисот пятидесяти пяти рублей и остановилась передохнуть. Тамара Эдуардовна работала давно и в разных организациях. Она привыкла, что людям денег не хватает. То, что кому-то переплатили, Тамара Эдуардовна слышала в первый раз. И это ее совсем не обрадовало. Ей-то платили как раз за то, чтоб она все деньги, сколько посчитано, другим отдала. Не больше, конечно, а все же и не меньше. В соответствии с бумагами. — Не на базаре, — сказала бухгалтерша. — Ишь, расторговался. Она плюнула на правую ладонь второй раз и стала считать дальше. Купюры были мелкие. Считать приходилось долго, а уж плевать — часто. — Нет, — снова говорит молодой слесарь в странном оранжевом платке. — Вы мне только восемьсот давайте. Чего мне с остальными-то делать? — А чего хочешь. Хоть на лоб себе клей. — Дак кабы одна купюра можно и на лоб. А у вас их пачка. Их только на спину лепить, как горчичники. — Можешь на спину, — отвечает бухгалтерша и считать продолжает. А купюра-то совсем мелкая пошла. По десятке. Тамара Эдуардовна утомленно остановилась. Дала пальцам немного отдохнуть. — Что ль торгуешь чем? Приторговываешь? — Слесарю. Деталь точу. — А, деталями приторговываешь, — смекнула Тамара Эдуардовна. — Не, мы их в трактора вставляем. — И, подумав, Костя добавил: — Чтобы ездили. — Интересно как, — подумала бухгалтерша, — не приторговывает и денег не хочет. — Может больной? — вдруг испугалась она. — С рельсов сдвинутый? В оранжевом платке ходит. Однако лицо у молодого слесаря было светлое. И даже мудрое. — Теть, вот ты всю зарплату проедаешь? — вдруг спрашивает слесарь Крыжовников. — Всю не проедаю. А треть — пожалуй. — А остальное куда ж? — Коммунальные платежи нынче велики. — Нешто, такие большие? — Немалые, — подтверждает бухгалтерша. — А ведь еще дача имеется недостроенная. Знаешь, туда сколько материалу надо? Видно, материалу требовалось много. — Шубу надо брать, новую. В этой-то ходить стыдно. Между тем в лисьей шубе Тамары Эдуардовны было бы не стыдно ходить и русскому царю. — А чем же эта нехороша? — А тем, что на лису мода кончилась. На норку началась. Тамара Эдуардовна снова смочила пальцы и стала листать денежную стопку. Со стороны казалось, что в шубе бухгалтерше стало жарко и поэтому она обмахивается китайским зеленым веером. — А вот помрете, — сказал вдруг Крыжовников. — На кой вам, мертвой, шуба и дача? Зеленый веер замер. Стих сухой шелест купюр. Будто кто-то шел по усыпанной осенними листьями дороге и вдруг отчего-то остановился. Видно, помирать Тамара Эдуардовна не собиралась. — А так, — наседал Костя. — Скоропостижно. Страшно сделалось бухгалтерше из райцентра. Ей привиделось, что она вдруг умерла, а дача и шуба продолжают жить на этой земле. И живут в даче совершенно не знакомые, неприятные люди, одетые в ее лисью шубу. Стало Тамаре Эдуардовне больно и горько. — Что же делать? — сетовала она. — Как же теперь жить? — А так, выписывайте мне восемьсот рублей. — Остаток в сельсовет отдайте. Путь на новый трактор копят. А-то старый не ходкий. Вот-вот и кончится. Давайте подпишу чего надо. Костя подписал чего надо и пошел с восемьюстами рублями к двери. — Будьте здоровы, Кирилл Викторович, — ответила Тамара Эдуардовна. Источник статьи: http://litra.info/book/dzyn/page-21.html Adblockdetector |