Усы как у петра первого

Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

Читайте также:  Как мне эта прическа приложение

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831

Чеканный шаг бородачей.

Кусая длинный ус…

В России особенно актуально встала эта проблема при Петре Первом. Как известно, параллельно шло создание регулярной армии по европейскому образцу и прививание европейского уклада жизни и внешнего вида. Все помнят о знаменитых боярских брадобритиях. Птенцы гнезда Петрова и примкнувшие к ним бояре сразу разделились на две неформальные партии: полностью бритые, большинство из которых составляли иностранцы и русские западники, и усачи, в большинстве русские.

Позиции усачей были сильнее: сам царь Петр Первый носил усы, которые торчали в стороны, как у кота. Генералиссимус А.Д.Меншиков слыл и франтом-усачом в российской армии: его тонкие аккуратные усики можно заметить только если приглядеться к старинным гравюрам. И генерал-фельдмаршал Б.П.Шереметев, главнокомандующий русскими силами в Полтавской баталии, тоже носил усы. Кстати, все трое усачей были друг за другом «мэтрами» Екатерины Первой.

К 1820 году усы снова в фаворе. Сохранился перечень предметов, которые должны быть при военном. В него входит и «банка фабренная», баночка с фаброй, блестящим средством из воска, черной краски и жира. Утром после умывания усы сильно фабрили и загибали перпендикулярно вверх, а на ночь выпрямляли. Особенно усердствовали в фабрении усов кавалергарды. Требование обязательного нафабривания усов было отменено только в конце XIX .

Среди высших чинов вошли в моду усы, торчащие вверх, отличавшие офицеров от солдат, носивших усы концами вниз.

С середины XIX века вслед за гражданской мужской модой и военная начинает отдавать предпочтение бородам.

В стороне от перипетий моды на усы остаются казаки. Усы были гордостью казаков во все времена, они не следовали европейской моде в ХУIII в. и остались верны своим традициям в XIX. Не случайно, Лесков в знаменитом «Левше» упоминает об усах лихого атамана Платова.

В Западной Европе кроме регулярной армии при королевских дворах имелись наемные солдаты, т.н. «ландскнехты». Внешность их была весьма экзотической. костюмы пестрели цветными заплатами, на лице красовались усы большого размера с пушистыми концами, дополнением могли быть бороды или бакенбарды, часто только с одной стороны(!).

В 1618- 1648 гг Франция прошла через тридцатилетнюю войну с Габсбургами. В центре событий стал талантливый полководец, участнаж Тридцатилетней войны Альбрехт Валенштейн (1583- 1654), Немецкая мода «а-ля Валенштейн» распространилась в армии, среди офицеров. Усы, аккуратные, хорошо подстриженные дополняли бородку, напоминавшую эспаньолку.

Во Франции начала XVII века среди гвардейцев кардинала и мушкетеров короля сначала Людовика ХII, а затем Людовика XVIII мода на yсы была ограничена. Их могли носить только офицеры. Усы остались привилегией отборных королевских отрядов. Позднее после реставрации монархии во Франции во французской армии стали возрождать аристократические традиции, но усы также разрешалось носить только офицерам.

В ХIХ в. военные подражали монархам, например, Францу Иосифу, бороде императора Наполеона III и воинственно торчавшим вверх усам Вильгельма II. В конце XIX и начале ХХ вв. в европейской армии форма усов зависни от возраста офицера, так молодые носили усы-«щеткой», пожилые — большие усы о подусниками, для этого на щеках оставляли щетину, которая вырастая соединялась с усами.

Читайте также:  Мужские прически с бриолином

ХХ век — это время отмирания моды на бороды в армии. Начинался он с роскошных и весьма необычных усов и бород. Вспомните Гражданскую. Какие колоритные типы. Длинные подусники генерала Юденича и испаньолка Корнилова, козлиная борода Троцкого, сверх-усы Буденного и красного военачальника Яна Фабрициуса и небольшой оазис волос под носом среди безжизненной пустыни лица Котовского.

Это идут барбудо…

Повстанческая борьба на Кубе стала всплеском моды на бороды в армии. Барбудо по-испански — «бородачи«. Так называли себя кубинские революционеры во главе с Фиделем Кастро. Советская легенда приписала им торжественную клятву не бриться до полной победы Мировой революции, но на самом деле, появление бород было вызвано бытовыми трудностями партизанской борьбы, что видно и из записок Че Гевары «Эпизоды революционной войны».

Их бороды были такие разные: от роскошной курчавой бородищи Камило Сьенфуэгоса до аккуратной бородки Рауля Кастро. Общее у них одно: бороды стали для «стиля» кубинской революции знаковым явлением.

Известно, что, понимая это, и, скорее, даже слишком зациклившись на бороде Фиделя, американцы обсуждали — уже после победы революции — план покушения на Кастро. предполагалось, что лидеру Острова Свободы подсыплют в пищу специальный порошок, от которого у него вылезут волосы на бороде, и Фидель потеряет свою харизму.

Но безусловно самой «культовой» бородой среди кубинских барбудос является боорода Че Гевары, канонизированная по всему миру в миллионах открыток, маек и постеров, ежегодно переиздающихся с самого дня его смерти.

Именно бороды кубинских революционеров, отсылающие вглубь веков к буйной растительности основоположников марксизма или, скажем, итальянцев Гарибальди. Как контрастировали они с дряблыми подбородками социалистической бюрократии! Те, кто жил в то время помнят визиты бородатого высокого красавца Фиделя, по три часа без бумажки выдававшего речи без бумажки. Бороды кубинских революционеров для моды ХХ века — то же, что бороды карбонариев для моды ХIX — символы романтической борьбы и опасности.

Ирина Сыромятникова(исторический экскурс), Арсений Загуляев (Куба)

Источник статьи: http://krasota.ru/posts/chekannyij-shag-borodachej

Главные усачи в русской истории

Усы в России — больше, чем усы. Русские усачи делали историю России, командовали армиями и дивизиями, внесли вклад в литературу, а также боролись с засилием бород.

Петр I

Петр I был одним из самых экцентричных русских правителей. Сам он носил усы, но после возвращения из Великого посольства, насмотревшись на гладковыбритых европейцев, решил, что все беды в России от растительности на подбородке и ввел налог на бороды.

Нужно сказать, что здесь русский царь не был оригинален. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

В 1705 году Петр издал указ об обязательном брадобритии. За право носить бороду аристократам нужно было выложить от 50 до 100 рублей.

«Бородачи» получали так называемые бородовые знаки, этакие паспорта на бороду. Нелегальное ношение волос жестоко каралось.

Царский шут Яков Тургенев по приказу Петра брил провинившихся даже во время балов, снимая острым лезвием с щек вместе с волосами кожу и мясо. Налог на бороду был отменен только императором Екатериной II. За 70 лет ношение бород уже вышло из моды, а усы напротив — стали частью имиджа военных, однако до 1832 года их могли носить только гусары и уланы.

Александр II

Усы и борода с петровских времен были частью политического процесса. В 1860 годах Александр II ввел новую моду — ношение усов с подусником и роскошных бакенбард.

Бороды Александр II никогда не носил и бородочей не любил. В его окружении их и не было, но многие, следуя за имиджем монарха, носили усы с такими разросшимися бакенбардами, что они закрывали бритые подбородки и были похожи на бороды.

Даже молодой наследник, Александр Александрович, во второй половине 1870-х годов на некоторое время отпустил длинные бакенбарды.

Александр II принимал и «бородовые законы». В 1874 году он разрешил ношение бороды во всех войсках и на флоте, кроме гвардии, гренадер и императорской свиты, а в 1874 году военным было запрещено фабрить усы и бороды.

Григорий Котовский

Григорий Котовский остался в фольклоре благодаря своей прическе, точнее её отсутствию — стрижка наголо в советское время называлась «под Котовского». Один из самых ярких авантюристов русской истории, уголовник и друг первых воров законников, красный командир «Гришка-кот» в разные периоды своей бурной жизни носил усы разного фасона.

Читайте также:  Модные стрижки 2021 женские короткие молодежные

В годы своей службы в Красной армии Котовский носил усы-щеточкой, позже оставшиеся в истории как «усы Гитлера и Чаплина».

Этот вид усов был в те годы распространен, такие же носил Генрих Ягода. Мода на них пришла в Россию в конце XIX века из США, где они назывались Toothpick Moustache.

В воюющей стране они прижились ещё и потому, что были практичны: из-за бороды и густых усов в Первую мировую войну во время химических атак погибло много людей — противогазы не могли плотно прилегать к лицам.

Именно в целях безопасности подверг грумингу свои кайзеровские усы во время Первой мировой и Адольф Гитлер.

В заметках писателя Александра Фрайя, служившего вместе с будущим фюрером, есть описание того, как Гитлер приобрел свои характерные «усики».

«Пышные усы, которые пришлось подрезать, скрывали уродливый разрез его рта», — написал позднее Александр Фрай.

Чапаев

Легендарный красный комдив, ставший персонажем фольклора, литературы и кинематографа, Василий Иванович Чапаев был на самом деле не Чапаевым, а Гавриловым. «Чапаев» или «Чепай» было прозвищем, которое получил дед комдива Степан Гаврилович.

Чапаев — человек-миф. Так, несмотря на образ идейного кавалериста, в жизни Василий Иванович лошадям предпочитал автомобили. Еще на фронтах Первой мировой он получил серьезное ранение в бедро, поэтому верховая езда стала проблемой.

Чапаев стал одним из первых красных командиров, кто пересел на машину. Железных коней он выбирал очень придирчиво.

Первый – американский «Стевер», он забраковал из-за сильной тряски, от красного «Паккарда», пришедшего ему на смену, тоже пришлось отказаться – он не подходил для военных действий в степи. А вот Форд, который выжимал тогда 70 верст по бездорожью, красному командиру пришелся по душе.

Василий Иванович Чапаев носил пышные фельдфебельские усы. Они стали неотъемлеомой частью его образа, одной из немногих черт, которая совпадала у Чапаева исторического и Чапаева-персонажа фольклора.

Буденный

Семен Буденный спорил с самим Сталиным, а свою репутацию готов был отстаивать с шашкой наголо. Человек-харизма, военачальник, командарм Первой конной — маршал Буденный был и остается одной из самых ярких фигур XX века.

Усы Буденного заслуживают отдельного разговора. Они сами по себе стали частью народной мифологии. Так, есть предание, что во время боев за Крым, когда Будённый проверял трофейные патроны, то поднёс к ним папиросу. Порох вспыхнул и опалил один ус, который стал седым. С тех пор Семён Михайлович его подкрашивал.

Будённый хотел совсем сбрить усы, но Сталин не дал: «Это, Семён, не твои усы, а народные…».

К своим усам Буденный относился очень ревностно. Во время Гражданской войны в Первой Конной армии служил брат Семена, отрастивший себе такие же усы. Буденному это не нравилось. По легенде, однажды, пригласив брата в гости, Семен обрезал спящему брату концы усов, приговаривая: «Буденный должен быть один».

За свои усы он горячо спорил с художником Николаем Мешковым, писавшим портрет маршала. В итоге Мешков изобразил усы такими, как хотел Буденный.

В музее Первой конной армии и сейчас хранится наусник Семена Будённого, подаренный музею в 1979 году.

Горький

Главный пролетарский писатель Максим Горький прославился в том числе и своими знаменитыми усами. Разгадка их происхождения проста: молодой Горький очень любил Ницше, который сильно повлиял на ранннее творчество «буревестника революции». Максим Горький натурально бредил Ницше. Об этом свидетельствуют дневниковые записи и воспоминания современников.

Романтический герой горьковских рассказов (он же ницшеанский Übermensch) оказывается включенным в среднеразвитых, злых, жестоких людей, в мир тусклых красок, и так же, как ницшеанский герой, он призван разрушить сонное прозябание мира.

Во всех ранних горьковских рассказах противопоставлен сверхчеловек и обыватель. Отсюда и «выросли» знаменитые усы Горького.

Сталин

Как и Петр I, Иосиф Сталин отличался паталогической «бородофобией». Вероятно, это было связано с тем, что главный враг Сталина – Лев Троцкий – носил бородку. К концу правления Иосифа Виссарионовича бородатых почти не осталось ни в армии, ни в правительстве.

Исключением был, пожалуй, только «народный староста» Михаил Калинин.

В советских отделах кадров было негласное распоряжение – не брать на работу людей с бородой. Не касалось это только презираемой пролетариями интеллигенции, населявшей НИИ и кафедры университетов. Усы при Сталине таке разрешалось носить не всем, но в ближайшем окружении «вождя народов» было немало усатых. Достаточно вспомнить Вячеслава Молотова и Андрея Жданова.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/glavnye-usachi-v-russkoi-istorii—5b52d0f88ad8e000a868de21

Оцените статью
Adblock
detector