Меню

Усы как у тарас бульба

Внешность Тараса Бульбы и его образ в целом

Произведения Николая Гоголя вводят читателя в таинственный мир человеческого существа, его души, в комические и трагические ситуации из жизни отдельной личности и целого народа. Персонажи писателя всегда гармоничны — внешние черты перекликаются с внутренними качествами. Так показано и в выдающемся произведении автора «Тарас Бульба», истории о защитниках земли и национальном характере, о славных временах казачества на примере одной личности и его семьи. Как внешность Тараса Бульбы отражает внутренние особенности запорожца и как она описана в повести?

Характер и внешность героя

Настоящего казака отличает мужество и верность товариществу. Интересы войска и державы — выше собственного счастья. Таким и был Бульба-старший — глава семейства и полка. Описанию внешности героя Гоголь умышленно уделил немного строк. И все эти качества так или иначе указывают на характер героя. Так, статность, упитанность указывают на положение Тараса в обществе казаков как воина, на которого равняется войско, его авторитет. Кроме того, это показатель безбедного существования его семьи (жены и двоих сыновей).

Возраста Бульба среднего. Имеет большие усы и ровную осанку — однозначные признаки уверенности, гордости героя, примера для окружающих. Характер Тараса — это характер типичного казака. Он носит шаровары, хорошо держится в седле и не выпускает из рук курительную трубку. Без этих элементов сложно представить запорожца. Именно этим Гоголь подчеркивает, что Тарас в первую очередь казак, а, значит, ему свойственны все казаческие атрибуты внешности.

Острый взгляд, статность фигуры, уверенные и точные движения указывают на его возраст и социальное положение. Другие внешние черты второстепенны по отношению к внутреннему содержанию образа героя.

Описание внешности Тараса Бульбы

Тарас носит привычную для казака одежду — широкие шаровары, папаху. Прическа — классический оселедец (чуб) запорожца. Характер Бульбы отражается в его отношении к внешности. Он не терпит излишеств, не видит смысла в приукрашивании своего облика, называя это «барскими замашками». Например, шаровары у героя всегда запачканы дегтем.

Тарас носил при себе саблю, пистолеты, фитильное ружье, в седле проявлял всю свою стойкость и уверенность. На коне он держался прямо и очень любил конную езду.

В целом, описание внешности Тараса Бульбы можно представить так: мужчина средних (ближе к преклонным) лет, среднего роста, коренастый, широкоплечий, с мускулистыми руками, полный. Голова обрита, но есть оселедец, поседевший с годами и от перенесенных трудностей. Бороду не носит, но отращивает усы. На лице и теле много шрамов (последствий проведенных сражений). Одет в привычную казацкую одежду, носит оружие, курит трубку и часто ездит на лошади.

Внешность Тараса Бульбы: цитаты

О том, как выглядит герой, можно судить по нескольким описаниям, коротким и емким. Его сильное, здоровое тело описано как «чрезвычайно тяжел и толст», со «здоровым румянцем» на лице. Физическая мощь и величавая внешность Тараса Бульбы показана как «могучие плечи», «дебелый казак», «сильная рука». Много цитат указывают на седину героя и его преклонный возраст: «поник седою головою», «посеребрившеюся головою» и прочие.

В каждой фразе произведения видно не столько внешность Тараса Бульбы, сколько характер: «гордо провел рукою по усам», рубцы делают его облик «повелительным», «очи хмурые», «крепкий, как дуб».

Сами казаки признают, что более доблестного, чем он, человека в их войске нет. Полководец он беспощадный к врагам и мудрый в кругу собратьев. Деятельность, строгость и справедливость читается в описании мужественных черт лица и стана героя.

Собирательность образа

Для читателей становится ясно, что не так важно, как выглядел Тарас Бульба. Самое главное заключается в том, что олицетворяет его образ. Мужество, неприхотливость, преданность идеалам войска и гражданскому долгу — те качества, которые можно рассмотреть за поверхностным описанием внешности главного героя. Тарас Бульба со своими классическими шароварами, оселедцем, мощной фигурой, горделивой осанкой и уверенным, смелым взглядом становится неким идеальным образом казака.

Читайте также:  Как остановить кровь после стрижки когтей у собак

Тех нескольких строк, в которые Гоголь собрал описание внешности Тараса Бульбы, достаточно, чтобы понять: настоящий защитник не нуждается в выразительном облике. Его сущность в доблести и готовности отдать жизнь за народные идеалы. Блестяще воплотил образ этого культового персонажа Богдан Ступка в фильме «Тарас Бульба», снятом в 2008 году Владимиром Бортко.

Источник статьи: http://fb.ru/article/305656/vneshnost-tarasa-bulbyi-i-ego-obraz-v-tselom

Прическа казака: чуб-оселедец, чуприна, стрижка «под горшок». Фото, история появления, значение

Прическа казака — чуб, чуприна или стрижка «под макитру» (горшок) — это не просто элемент образа. За каждым способом стрижки стоит целая легенда. В этой статье мы поговорим об истории появления своеобразных причесок и значении их в жизни казачества.

Чуб Тараса Бульбы

Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем седая. Бороду он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.

Разновидности причесок

Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.

Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:

  • хохол;
  • чуб «оселедец»;
  • стрижка «под чуприну»;
  • «скобка», прическа «под горшок» или «под арбузную корку».

Хохол

Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение «хохолок».

Оселедец

Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».

Как выглядел оселедец?

Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.

Прически «хохол» и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.

Какое значение казаки придавали чубу?

Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.

Читайте также:  Модная стрижка длиною до плеч женская

Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.

Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.

Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги — Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.

Что же означает слово «чуб»? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.

Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.

Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.

Стрижка «под чуб» или «чуприну»

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа «под чуприну» создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • реестровые казаки;
  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название «под чуб по-польски». Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же «под чуб» чаще всего стриглась знать. Такую «прическу казака» носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка «под чуприну» также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их «под чуприну».

Стрижка «под макитру»

Также она имела название «под горшок», «под арбузную корку». Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы — яркий пример представителя казачества со стрижкой «под горшок».

Читайте также:  Стрижка гарсон с длинными волосами

Борьба царей с прическами запорожцев

Русских правителей раздражали прически казаков. Петр 1 издал указ сбрить усы и чубы. От этого можно было только откупиться крупной суммой.

Екатерина 2, которая не очень жаловала казаков, называла чубы «селедками». По-украински это звучит как «оселедець». В моде в то время были накрахмаленные огромные парики с локонами, и казаки смотрелись на этом фоне весьма странно.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких «хваленками». Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Источник статьи: http://fb.ru/article/386211/pricheska-kazaka-chub-oseledets-chuprina-strijka-pod-gorshok-foto-istoriya-poyavleniya-znachenie