- Мистер Большие Усы и Ближний Восток: портрет Кристофа де Маржери
- «Большие Усы» – переговорщик с чувством юмора: зачем президент Total Кристоф де Маржери прилетал в Москву?
- Между Ямалом и Норвегией заработал регулярный танкерный маршрут
- Капитан танкера «Кристоф де Маржери» кавалер орденов «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени и «За морские заслуги» Сергей Зыбко
- Ледовая обстановка в Карском море на экране локатора
- Морской канал в Обской губе. Атомный ледокол «50 лет Победы» рядом с гигантом газовозом выглядит малышом
- Знаменитые усы Кристофа де Маржери на баке танкера-газовоза, названного его именем
- В команде газовоза не только моряки, но и операторы уникального оборудования, которым оснащен танкер
- На арктической вахте третий помощник штурмана Евгения Корнева
Мистер Большие Усы и Ближний Восток: портрет Кристофа де Маржери
Кристоф де Маржери родился 6 августа 1951 года в городе Ла-Рош-сюр-Йон на западе Франции в семье капитана Пьера Родоканаши и Колетт Тэттенже. Мать Кристофа позднее повторно вышла замуж за Пьер-Алена де Маржери, который усыновил ребенка и дал тому свою фамилию.
По материнской линии глава Total приходился внуком Пьеру Тэттенже, знаменитому французскому предпринимателю и политику, основателю бизнес-империи Taittenger, объединяющей одноименный винодельческий дом элитных шампанских вин и ряд производителей товаров класса люкс (выручка в 2013 году — €130 млн). Отчим Кристофа, которого тот характеризовал как «грозного человека», происходил из знатного рода, многие представители которого занимали высокие посты в коммерческих структурах и на дипломатической службе. Его сводная сестра Виктория де Маржери, к примеру, является гендиректором франко-британской компании Rondol, крупного производителя микросхем.
Сам Кристоф предпочел строить собственную карьеру, а не продолжать династию Тэттенже.
Окончив старейшую европейскую бизнес-школу, парижскую Высшую школу торговли ESCP Europe, он в 1974 году устроился на работу в финансовый департамент Total в статусе стажера. В интервью де Маржери в шутку говорил, что предпочел нефтегазовый концерн предложениям из IBM и Alcatel просто потому, что офис компании находился «в паре шагов» от его дома в 16-м округе Парижа. Семья была потрясена выбором 22-летнего Кристофа: «нефтянку» штормило из-за антиизраильского эмбарго ОПЕК, да и Total в те годы находился отнюдь не на первых ролях в отрасли. «Мне говорили: «Ты сделал худший выбор. Через несколько месяцев наступит коллапс», – вспоминал глава Total.
Сегодня французская компания входит в топ-20 мировых производителей нефти, и заслуги де Маржери в ее успехах трудно переоценить. «Я всему научился на Ближнем Востоке», – говорил он. В 1992 году Серж Чурук, на тот момент глава Total, доверил перспективному менеджеру ведение бизнеса со странами нефтеносного региона – и не прогадал. Де Маржери быстро освоился в новой для себя деловой среде и научился правильно выстраивать отношения с влиятельными фигурами арабского мира. Уважение к чужой культуре и цивилизации, важность личных связей, умение подстраиваться под непривычный бизнес-этикет – все эти навыки, обретенные в годы работы на Ближнем Востоке, глава Total считал ключевыми слагаемыми успеха на зарубежных рынках. На рынке де Маржери даже получил прозвище «мистер Ближний Восток».
Правда, тесные контакты с регионом стали причиной главного репутационного скандала: в 2006 году, аккурат в момент объявления о грядущем назначении менеджера на пост генерального директора, ему были предъявлены обвинения в коррупции. Де Маржери, по версии французских прокуроров, оказался причастен к даче взяток чиновникам режима Саддама Хуссейна в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» в период 1995-2003 гг. Он был даже арестован и допрошен по делу, но быстро отпущен под залог. Сам глава Total категорически отрицал обвинения в свой адрес – и в 2013 году был полностью оправдан судом.
Так или иначе, карьере де Маржери в Total нюансы взаимоотношений с иностранными чиновниками не повредили. С конца 1990-х он отвечал в компании за разведку и добычу, а в 2007-м стал преемником предыдущего гендиректора Тьерри Демарета. Еще через три года де Маржери стал также председателем совета директоров Total. За период его руководства компания нарастила выручку с €133 млрд в 2006-м до €172 млрд в 2013 году, ее доказанные запасы нефти снизились с 7 млрд баррелей до 5 млрд баррелей, запасы газа выросли с 26 трлн куб. футов до 33 трлн куб. футов.
Легко узнаваемый благодаря своим пышным усам (в компании его так и звали – «Большие Усы»), глава Total слыл любимцем прессы благодаря хорошему чувству юмора и ярким выступлениям.
Как и президент России Владимир Путин, де Маржери славился своей привычкой сильно опаздывать на встречи – и не извиняться за опоздания.
Из напитков он отдавал предпочтение не семейному шампанскому, а виски.
Несмотря на пережитый иракский скандал, глава Total не боялся вести бизнес с режимами, имеющими на Западе спорную репутацию – например, правительствами Уганды и Ирана. В 2013 году французская компания выплатила в США почти $400 млн штрафа, чтобы снять с себя подозрения в даче взяток, на этот раз иранским чиновникам.
На родине де Маржери лоббировал разрешение на добычу сланцевых углеводородов и критиковал правительство Франции за отставание от стремительно набирающей обороты американской нефтегазовой индустрии. И его шансы склонить чашу весов в свою пользу многократно возросли после того, как Николя Саркози в Елисейском дворце сменил Франсуа Олланд. Если к первому де Маржери относился откровенно прохладно, то с нынешним лидером у главы Total сложились добрые отношения. Но главным политическим союзником топ-менеджера считался даже не президент, а премьер-министр Мануэль Вальс. Де Маржери был гостем на свадьбе председателя правительства, а после гибели главы Total тот высокопарно отозвался о покойном как о «полководце французской промышленности».
Де Маржери никогда не скрывал, что считает неизбежным глобальный дефицит нефти, а потому готов был добывать сырье там, где оно осталось, и заключать сделки «хоть с самим дьяволом», писал о главе Total американский Forbes в 2011 году. Прямолинейность, откровенность и умение идти против течения стали основой бизнес-стратегии компании при де Маржери. «Прозрачность всегда приносит выгоду, – говорил глава Total. – Мы должны объяснять, что не занимаемся никакими противозаконными вещами. Когда крупный нефтяной бизнес работает честно, он неуязвим».
Этот подход в полной мере проявился в ситуации с санкциями против России. Де Маржери не побоялся превратиться в публичного лоббиста Кремля на Западе – он призывал к отмене ограничений и возвращению сторон в плоскость политических решений, и даже называл «другом» попавшего под санкции миллиардера Геннадия Тимченко.
Без Путина Россию ждет «хаос», пугал глава Total западный истэблишмент.
При этом он оставался прагматиком и призывал найти альтернативу поставкам российских энергоресурсов, прежде чем портить отношения с большим восточным соседом.
Источник статьи: http://www.forbes.ru/kompanii/resursy/271339-mister-bolshie-usy-i-blizhnii-vostok-portret-kristofa-de-marzheri
«Большие Усы» – переговорщик с чувством юмора: зачем президент Total Кристоф де Маржери прилетал в Москву?
Глава французской нефтегазовой компании высказывался против антироссийских санкций
В числе жертв авиакатастрофы в аэропорту Внуково – глава французской нефтяной компании Кристоф де Маржери, который был в России для участия в Консультативном совете по иностранным инвестициям, который провел в подмосковных Горках в понедельник российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
Главе совета директоров крупнейшей во Франции нефтегазовой компании было 63 года. Известный под прозвищем «Большие Усы» Кристоф де Маржери возглавил Total в феврале 2007 года. Руководя компанией, он получал в год около 2,7 млн. евро в качестве «компенсации» (в том числе 1,25 млн. в виде зарплаты и 1,49 млн. в виде бонуса). В мае 2010 года он был назначен председателем и СЕО компании Total.
Родившийся в семье дипломатов и успешных бизнесменов Кристоф де Маржери был внуком Пьера Теттенже, основателя знаменитого дома шампанского Taittinger.
С 1974 года де Маржери работал в финансовой дирекции французской нефтяной компании, с тех пор поднимался по карьерной лестнице. Стал членом совета директоров в 1992 года, а в 1995 году возглавил ближневосточный филиал компании – Total Moyen-Orient (к слову, де Маржери был еще и директором Института арабского мира). В 1999 году он вошел в состав исполнительного комитета в качестве главы подразделения изысканий и производства.
Не обходилось и без скандалов – в 2007 году в отношении де Маржери было начато юридическое расследование по подозрению вовлеченности возглавляемой им компании в коррупционную сделку с Ираном. Подозрения, в частности, были насчет незаконных платежей, призванных обеспечить сделку по природному газу с Ираном в 1997 году. Сам де Маржери отрицал предъявляемые обвинения. Он даже провел ночь под арестом, но был выпущен без внесения залога. Расследованием утверждалось, что Кристоф де Маржери выплачивал «откаты» для получения выгоды для своей компании в 1996-2002 гг.
В прошлом году сообщалось, что Total заплатит в качестве штрафа $398 млн., поскольку в ходе судебных разбирательств в США адвокаты компании признали, что разрешение на разработку месторождения в Иране было получено незаконно.
«Большие Усы» фигурировали и в скандале с программой ООН «Нефть в обмен на продовольствие», действовавшей в Ираке при Саддаме Хусейне. Речь шла о даче взяток иракским чиновникам в 1996-2003 гг. Но парижская прокуратура добилась снятия обвинения с де Маржери и бывшего министра внутренних дел Франции Шарля Паскуа.
При всем этом Кристоф де Маржери имел репутацию высокопрофессионального переговорщика, решительного и обладающего большим чувством юмора.
Де Маржери неоднократно встречался с российскими руководителями. В частности, в 2009 году тогдашний премьер-министр РФ Владимир Путин во время встречи с Кристофом де Маржери заявил, что Россия готова рассмотреть расширение участия Total в освоении Штокмановского месторождения.
В марте 2011 г. концерн Total приобрел 12-процентный пакет компании «НОВАТЭК» и 20% акций компании «Ямал СПГ». Меморандумы о сотрудничестве были подписаны в присутствии Владимира Путина главой «НОВАТЭКа» Леонидом Михельсоном и президентом компании Total Кристофом де Маржери.
После введения западных санкций против России из-за украинского кризиса будущее проектов Total в России оказалось под вопросом, напоминает Би-би-си. Хотя в сентябре руководство Total заявило, что санкции не скажутся на проекте «Ямал СПГ» и что компания не собирается уходить из России, ранее французская компания приостановила сотрудничество с российской компанией «Лукойл» по совместной разработке месторождений в Западной Сибири.
Сам Кристоф де Маржери неоднократно высказывался о том, что Россия не является врагом Европы, а западные санкции против Москвы не принесут ничего хорошего. «Мы собираемся строить новую Берлинскую стену? – вопрошал французский топ-менеджер в июльском интервью агентству Reuters. – Россия это партнер и мы не должны тратить время, защищаясь от соседа».
Источник статьи: http://www.mk.ru/social/2014/10/21/bolshie-usy-peregovorshhik-s-chuvstvom-yumora-zachem-prezident-total-kristof-de-marzheri-priletal-v-moskvu.html
Между Ямалом и Норвегией заработал регулярный танкерный маршрут
Раньше гражданским судам по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения было не пробиться. Теперь здесь заработал регулярный танкерный маршрут — от Ямала до Норвегии, который открыл первый в своем классе газовоз «Кристоф де Маржери».
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС — специально для «Огонька»
В иллюминаторе черная-черная полярная ночь. Глухо гудят дизеля. Воет за переборкой суровый северный ветер. Мелькают на экране телевизора беззвучные кадры и мерцают в капитанской каюте мониторы компьютеров. Мы сидим за столом с капитаном первого арктического гигантского танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» Сергеем Зыбко, пьем чай и толкуем о жизни. Мастер, так на западный манер называют на судне капитана, вспоминает по моей просьбе 27 ноября прошлого года, Екатерининский зал Кремля и президента, который вручал ему орден «За морские заслуги». Мастер сказал тогда: «Мне и моему экипажу выпала честь участвовать в исторических событиях в освоении русской Арктики, о которой я в детстве читал в романе «Два капитана». Никогда прежде суда такого размера, такие огромные, не могли работать круглогодично в сложнейших навигационных условиях на полуострове Ямал. Технические характеристики нашего танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» вызывают искреннее восхищение, удовольствие в работе. Раньше о таком можно было только мечтать, как о фантастике…»
— А что вам сказал президент, когда прикреплял орден?
— Он спросил: «Тяжело?» Я ответил: «Если честно, то тяжело…»
Капитан танкера «Кристоф де Маржери» кавалер орденов «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени и «За морские заслуги» Сергей Зыбко
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Тем, кто никогда не бывал, не работал в Арктике, трудно объяснить, что такое здесь «тяжело». Нет, это не суровые, порой доходящие до 40 градусов и ниже обжигающие морозы. Не бураны, внезапно налетающие на человека, на танкер, в молочной круговерти которых не видно ни зги, даже в полутора метрах перед тобой, а тем более перед тяжелым и малоповоротливым газовозом. Самое трудное — это ответственность: за танкер, за экипаж, за взрывоопасный груз. Его ты должен принять на борт и доставить из точки А в точку Б в указанное тебе с поправкой на погоду время. И не допустить ни малейшего сбоя в работе и людей, и механизмов. И хотя ты и экипаж прошли различные курсы и тренинги, в том числе и за рубежом, имеете собственный опыт вождения судов в сложных арктических условиях, его не сравнить с тем, что предстоит сделать. Тем более что этого никто в мире и никогда до тебя, твоего экипажа и твоего газовоза не делал.
«Кристоф де Маржери» — первый в серии из 15 судов по проекту, разработанному специалистами Совкомфлота, «Ямал-СПГ» и Total при поддержке российских и финских институтов и судостроителей. Построен в 2017 году на верфи DSME (Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering co. ltd.). Его отличает уникальное свойство — он может ходить в очень сложных льдах, так как его двигатели сопоставимы по мощности с двигателями атомного ледокола. При этом может давить, разламывать и даже крошить льды не только традиционным способом — собственным весом, но и тремя азиподами — управляемыми винторулевыми двигательными установками, которые способны поворачиваться вокруг своей оси на 360 градусов, что позволяет судну развернуться во льдах практически на месте, а также двигаться кормой вперед.
Ледовая обстановка в Карском море на экране локатора
Фото: Виктор Литовкин, Коммерсантъ
А ведь речь идет о громадном ледовом танкере грузовместимостью 172 600 кубических метров (он способен перевозить в своих четырех танках такой объем сжиженного газа, которым можно в течение месяца обеспечить, к примеру, всю Швецию).
Сергей Зыбко принял танкер-газовоз безымянным — прямо на верфи. Совершил на нем переход через Индийский океан, вокруг Африки и ее мыса Доброй Надежды, затем вошел в Атлантику, оттуда в Северный Ледовитый океан для ледовых испытаний и после их завершения пришел на Балтику, в Санкт-Петербург, где произошло торжественное наречение судна именем большого друга России, президента фирмы Total Кристофа де Маржери, трагически погибшего в авиационной катастрофе. Он был энтузиастом перевозок сжиженного газа из Арктики по Северному морскому пути. И первый в серии гигантских танкеров по праву назван его именем.
Морской канал в Обской губе. Атомный ледокол «50 лет Победы» рядом с гигантом газовозом выглядит малышом
Фото: Виктор Литовкин, Коммерсантъ
А судоходство в Обской губе — дело особое. Если у причала поселка Сабетта, где расположен завод СПГ, еще относительно просто развернуться, то выйти в Карское море, как и войти из него в порт, можно только по специально проложенному 50-километровому каналу шириной в 300 метров и глубиной в 14 (осадка танкера с грузом 12 метров, ширина — 50). При этом лед в канале не всегда монолитный или, как его называют моряки, припай, то есть крепко-накрепко примерзший к обеим берегам реки. Очень часто на отдельных участках он просто дрейфует. При небольшой скорости танкера и практической невозможности маневра в узком канале сильный ветер может снести судно вместе с припаем на мель. И сделать это, что называется, на раз. В обстоятельствах непреодолимой силы. У капитана нет права на ошибку — каждое движение, каждый поворот джойстика азиподов, каждое увеличение или уменьшение оборотов двигателей должно быть безукоризненно точным. Это так же трудно, как провести даже не верблюда, а слона через игольное ушко: огромный танкер — почти как легший на бок 10-этажный дом, в котором сжиженного газа на сумму свыше 62 млн баксов (само судно — ценой в 330 млн «зеленых»), 30 человек экипажа. Все это вместе и есть ответственность.
Знаменитые усы Кристофа де Маржери на баке танкера-газовоза, названного его именем
Фото: ПАО Совкомфлот
Капитана и экипаж Арктика проверяет на прочность буквально в каждом рейсе. Нынешняя зима оказалась самой сложной в ледовой обстановке Обской губы за последние 7 лет. Когда судно шло по каналу с юга на север, припайный лед вдруг кончился и начался дрейфующий, моряки называют его «сало» (действительно похоже на холодец: сверху тоненькая прослойка белого «жира», а под ним ворочающиеся серо-бурые 2-метровые глыбы-стамухи смешанного с морской водой речного льда). И буквально за две мили до выхода из узости канала танкер вошел в ледяное поле торосов. Одна попытка, другая, третья — торосы не поддаются. А в это время судно сносит от центра канала. И капитан Зыбко принимает решение маневрировать назад, к южному входу морского канала.
Но одно дело поставить перед собой задачу. Другое — сделать.
Переход из одной среды в другую тоже не сулит ничего хорошего. А тут еще отливы и приливы и ураганный ветер до 20 метров в секунду. Здесь и пригодились годами накопленные знания и наработанный опыт.
— Возможности свободно маневрировать, естественно, на морском канале нет,— рассказывали мне потом члены экипажа.— Поэтому мастер перешел на кормовой мостик и повел «Кристофа» кормой вперед. Азиподы развернули, и они стали не толкать, а тянуть.
В команде газовоза не только моряки, но и операторы уникального оборудования, которым оснащен танкер
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Многотонная махина газовоза послушно двинулась в нужном направлении, но ситуация усугублялась тем, что в северной части морского канала были разрывы ледяных полей и в них — чистая вода. А это представляло опасность, так как на чистой воде управляемость судна при движении кормой представляет дополнительную сложность — объяснение в физических законах и судостроении. У капитана даже пальцы, сжимавшие джойстики азиподов, побелели от напряжения. Но шаг за шагом, метр за метром — судно благополучно завершило маневр.
— Пара седых волосков у меня, конечно, добавилось,— прокомментировал с улыбкой эту ситуацию капитан Зыбко.— Хотя ситуация эта штатная…
В «прошлой жизни» Сергей Зыбко был командиром торпедной подводной лодки, капитан 2-го ранга (у него есть орден «За службу в Вооруженных силах СССР» 3-й степени), прослужил на Черноморском и Северном флоте в подплаве без малого 17 лет. Потом совершил, что называется, «персональную конверсию» — работал вторым помощником и старпомом в норвежской судоходной компании с русским экипажем, стал капитаном. А теперь именно он — мастер на уникальном ледовом танкере-газовозе.
На арктической вахте третий помощник штурмана Евгения Корнева
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
За те две недели, что мы провели на танкере, я ни разу не слышал, чтобы капитан Зыбко на кого-то хоть раз повысил голос. Все проходило спокойно, четко. Без суеты действовали и его подчиненные — штурманы, несущие вахту на мостике, матросы и мотористы на баке и корме, принимающие и отдающие швартовые. И лоцману, как бросилось в глаза, было легко и удобно работать с такими высококвалифицированными специалистами. И еще я заметил, что на газовозе «Кристоф де Маржери» идеальный порядок. Здесь даже поручни и леера, которых за сутки касаются десятки рук, в том числе механиков и мотористов, всегда чистые и сухие, словно ты не на рабочем судне, а где-то на круизном лайнере. Не могу не отметить и такой детали. В экипаже «Кристофа де Маржери» никто не закрывает своих кают. Капитанская так вообще открыта настежь целый день — есть вопросы, заходи, поговорим. На мой взгляд, этот штришок как нельзя лучше характеризует обстановку в коллективе, где все друг другу полностью доверяют.
Источник статьи: http://www.kommersant.ru/doc/3894309