Усы (2005)
Что это было? – вслух сказала я, когда пошли титры. Я так делаю очень редко, практически никогда и не делаю, за тем лишь исключением, когда у меня возникает ощущение, что меня обманули. Дали надежду, а потом решили забрать ее обратно, посчитав слишком шикарным и избитым – раскрыть-таки карты и дать ответы на поставленные вопросы. Пусть зритель останется с повисшим в воздухе вопросом, на который дотошный киноман потом будет искать ответ, а не очень озабоченный просто забудет это кино – странное, скучное, бесполезное, претенциозное – нужное подчеркнуть.
Марк (Линдон) однажды вечером решает избавиться от усов, о чем сообщает жене (Дево). Она не за и не против – она любит мужа с усами, и не понимает, к чему такие метаморфозы. Жена исчезает за дверью ванной, погружаясь в неотложные дела, а Марк после нескольких клацаний ножницами и движений бритвой уже собирает свою растительность с ванны, любовно поглаживая свое безусое лицо. Немного помедлив, он предъявляет себя нового вернувшейся супруге, которая остается безразличной к переменам.
Не оценили нового образа Марка и друзья, к которым они поехали ужинать, и коллеги, и он начал сходить с ума от индифферентности самых близких своих людей. Указав, наконец, своей жене на ее невнимательность к тому, что ее муж вообще-то сбрил усы, он получает ошарашивающий ответ: никогда в жизни он не носил усов…
Почти весь фильм мы видим двух героев с фокусом на Марка, его растущее параноидальное состояние, виной которому… усы. Кучка волос, которую он потом раскапывает в мусорном баке, которую он пытается найти на старых фотографиях, которую отказываются признавать его жена и друзья. С избавлением от злополучных усов он будто шагает в новую для него реальность, которая затягивает его и стирает личность того Марка, которым он себя помнит. Царящее в фильме состояние безысходности и отчаяния удачно нагнетается не только актерской игрой, но и депрессивной музыкой Филиппа Гласса (того самого, который написал музыкальную тему к «Часам»).
На протяжении всего экранного времени ожидаешь шокирующей, неожиданной развязки. Как-будто безнадежно спутанный узел вдруг расслабится и будет беспомощно болтаться банальной нитью, даря облегчение за все эти мучительные неполные полтора часа времени. Но не тут то было.
Когда идет фильм, на ум приходит фраза из бессмертной рязановской комедии: «Мне кажется, что один из нас сумасшедший, – И я догадываюсь кто…». Здесь нет никаких догадок, есть только томительное ожидание, оттого так разочаровывает финал.
Но имеем ли мы право разочаровываться? Фильм поставлен Эмманюэлем Каррере по роману Эмманюэля Каррере. Автор и режиссер, слившись воедино, имели право творить то, что им, вернее, ему, заблагорассудится, не давая отчетов о дальности полета своей творческой фантазии. Имеющий глаза, воображение и живой ум да раскопает аллегории, которые здесь есть. А усы, как показывает опыт и жизненный, и экранного героя, они отрастают. И все встает на свои места. Кажется.
«Усы»
La Moustache
Франция, 2005
Режиссер – Эмманюэль Каррере
В ролях: Венсан Линдон, Эмманюэль Дево, Матье Амальрик, Ипполит Жирардо и др.
Источник статьи: http://cinewest.ru/usy-la-moustache/
Усы (фильм)
Усы | |
---|---|
La Moustache | |
Жанр | Драма |
Режиссёр | Эмманюэль Каррер |
Продюсер | Энн-Доминик Туссэн |
Автор сценария | Жером Божур, Эммануэль Каррер |
В главных ролях | Венсан Линдон, Эмманюэль Дево |
Оператор | Патрик Блосье (фр.) русск. |
Композитор | Филип Гласс |
Кинокомпания | Pathé |
Длительность | 87 мин |
Страна | |
Язык | французский |
Год | 2005 |
IMDb | ID 0428856 |
Официальный сайт |
«Усы» (фр. La Moustache ) — французский фильм 2005 года режиссёра Эмманюэля Каррера. Сценарий основан на одноимённом романе Эмманюэля Каррера. В главных ролях снимались Венсан Линдон и Эмманюэль Дево. Фильм получил приз Label Europa Cinemas (фр.) русск. на Каннском кинофестивале в 2005-м году.
Содержание
Сюжет
Марк (Венсан Линдон), парижанин средних лет принимает ванну и спрашивает свою жену Агнес (Эмманюэль Дево), стоит ли ему сбрить усы, которые он носит почти всю жизнь. Жена отвечает, что не узнала бы его без усов, но тем не менее Марк их сбривает. В течение всего последующего вечера Марк удивляется отсутствию какой-либо реакции на изменения в его облике со стороны Агнес и друзей семьи, к которым они ездили в гости, Сержа и Нади Шефер. На прямой вопрос «разве ты не заметила, что я сбрил усы?» Агнес отвечает, что у Марка никогда не было усов. Он устраивает скандал, считая всё произошедшее глупым розыгрышем.
На следующий день Марк идёт на работу, но история с игнорированием изменений в его внешности повторяется — все коллеги тоже игнорируют исчезновение усов. Разница в восприятии реальности между ним и женой становится ещё больше: Агнес утверждает, что они с Марком никогда не были в отпуске на Бали, что отец Марка на самом деле умер год назад, и что она не знакома с Сержем и Надей. В дом к Агнес и Марку приезжает Бруно, начальник Марка, обеспокоенный его отсутствием на работе. Они предлагают Марку согласиться на помощь психиатра, но Марк убегает из дома и садится в такси, где выясняется, что он не может найти дом своих родителей и дозвониться до матери — оператор сообщает, что набранного номера не существует. Вернувшись домой, Марк берёт документы, деньги и едет в аэропорт, где садится на первый попавшийся рейс — в Гонконг.
В Гонкоге Марк весь день проводит в поездках на пароме. Ночью, после последнего рейса он уговаривает местных жителей взять его с собой в лодку. Утром Марк прибывает в неизвестную китайскую деревню и надолго поселяется в отеле. Со временем он знакомится с местными жителями и снова отращивает прежние усы.
Однажды днём Марк поднимается в свой номер и обнаруживает там Агнес, как будто она провела вместе с ним всё это время. Вечером они идут в казино и встречаются со знакомыми Агнес, которых Марк никогда раньше не видел. «Знакомые» демонстрируют Марку совместные фотографии, на которых у Марка присутствуют усы.
Вечером Агнес просит Марка сбрить усы, чтобы хоть раз увидеть его без них. Он выполняет просьбу, и Агнес говорит Марку, что без усов он выглядит замечательно. Неясно, отражает ли финальная сцена то, что произошло на самом деле или всего лишь мечтой Марка.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Венсан Линдон | Марк Тирье Марк Тирье |
Эмманюэль Дево | Агнес Тирье Агнес Тирье |
Матьё Амальрик | Серж Шефер Серж Шефер |
Ипполит Жирардо | Бруно Бруно |
Силия Малки | Самира Самира |
Маша Поликарпова | Надя Шефер Надя Шефер |
Фантин Камю | Лара Шефер Лара Шефер |
Фридерик Имберти | Управляющий кафе Управляющий кафе |
Брижитт Бемоль | Женщина-полицейский Женщина-полицейский |
Работа над фильмом
Из интервью Эммануэля Каррера [1] :
После «Возвращения в Котельнич» (фр. Retour à Kotelnitch , 2003, док. фильм) я хотел начать сначала. Снять новый фильм, но совершенно иначе. «Котельнич» получился без всякого сценария, в режиме финансовой экономии, но полной свободы, при полном моем доверии к происходившему.
На этот раз я хотел противоположного, мне нужны были сценарий, актеры, режиссёрская работа, финансирование — со всеми ограничениями и необходимостью проработки стратегии. Это желание, стремление попробовать всё это появилось раньше, до желания поведать историю. То есть я действовал, как художник, который решил нарисовать что-нибудь. Почему не натюрморт? Почему не вазу с цветами, которая стоит у меня дома? Для меня этой вазой стали «Усы». И едва я начал это серьезно обдумывать, понял, что передо мной возникают проблемы чисто кинематографического свойства.
Художественные особенности и трактовка сюжета
Режиссёр Эммануэль Каррер на протяжении всего фильма показывает две версии реальности, сбивая зрителя с толку. В одной из них Марк всегда носил усы, его отец жив, Марк и Агнес отдыхали вместе на Бали и были знакомы с Сержем и Надей. В другой реальности эти факты и события отсутствуют, но зритель невольно сочувствует Марку и воспринимает именно его версию реальности как достоверную благодаря регулярному появлению в кадре визуальных подтверждений его правоты: фотографии с Бали, фотография в паспорте, сообщение от отца на автоответчике, открытка из гонконгского отеля [2] .
Сюжет фильма — метафора, отражающая взаимное отчуждение в браке, тот факт, что даже самые близкие люди живут в разных мирах [3] .
Примечания
- ↑Эммануэль Каррер – о своем фильме «Усы» (2005) (рус.) (24.09.2012). Проверено 6 октября 2015.
- ↑Nina Ekstein.Irony in Emmanuel Carrère’s La moustache (англ.) (PDF). Trinity University (2013). Проверено 6 октября 2015.
- ↑Stephen Holden.‘La Moustache’: A French Mystery Plays With Notions of Conspiracy and Illusion. (англ.) . NYTimes.com (2008). Проверено 6 октября 2015.
Ссылки
- «Усы» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A3%D1%81%D1%8B_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Усы (5)
фотографии с Бали
Это Марк и Аньез. Нас нет дома. Оставьте сообщение.
Это Брюно. Марк! Если ты там, возьми трубку
Это просто смешно.
Так, я получу объяснения?
Подожди
Думаю лучше нам прекратить всё это
Ты свалял дурака, ладно
Без сомнения по просьбе Аньез. Я не буду на тебя сердиться
— Ты должен понять — ей не хорошо
— В чём дело?
Тебе не кажется, что если кто-то просит тебя участвовать в её фантазии, это может вызвать большие проблемы?
— что кое-кто может оказаться в опасности?
— О чём ты говоришь?
— Она тебе звонила позавчера?
— Для чего?
Ну. подговорить тебя Я избавился от усов
Я не понимаю
Так, давай проясним. Ты не заметил, что я сбрил усы?
Нет. Подожди минутку
Дай я соображу. Аньез говорит что у тебя были усы?
— Вот именно нет! Что у меня небыло усов.
— Хорошо
У тебя их небыло. У тебя их небыло все 15 лет что я тебя знаю
О чём ты говоришь?
— Подожди, кажется она вернулась
— Дай ей труб.
Кто это был?
Никто
В чём дело?
— Алло
— Привет, Аньез.
— Это ты сейчас звонил?
— Да.
Да. Можешь назвать это проблемой.
Я знаю, знаю
Дать его опять?
Слушай, он тебе перезвонит.
Да. Спасибо, Брюно
Ты очень добр. Пока
Значит это со мной
Сейчас четверть первого.
Мы всё ещё идём на обед к твоим родителям, или лучше нет?
Я бы лучше не пошёл
Я им позвоню
Да, Катрин, это Аньез
Мне неловко что я звоню так поздно, но только что позвонил Марк
У них там завал на работе, И он там проведёт всё воскресенье.
Ага. Как всегда
Да. В любом случае, он сказал что звонил вам сегодня днём
Да, вот именно. Мне очень жаль
Целую
Раз уж ты взялась, может позвонишь Наде и отменишь встречу на сегодня?
Кому позвонить?
Сержу и Наде
Серж. и Надя Шеффер.
Твой бывший и его русская жена
Мы должны были идти к ним сегодня
мы к ним ходили в четверг на ужин на день рождения твоей крестницы Лары
Ты не знаешь Сержа и Надю. Верно?
А Брюно? Ты знаешь Брюно?
Он звонил недавно?
Да, конечно
И ты звонила моим родителям несколько минут назад сказать что мы не придём на ужин?
Твоей матери, да
Да, ты говорила с моей матерью
Но мы же собирались на ужин к родителям, верно?
Твой отец умер, Марк
Твой отец умер в прошлом году
Только что, ты говорила «к твоим родителям» а не «к твоей матери»
Я слышал это. Я клянусь я это слышал
Я наверное пойду прилягу. на немного
Аньез, а ты не исчезнешь?
только не ты
— Ты уверена что он спит?
— Да, я дала ему снотворное
Во сколько они придут?
Точно не знаю
Они знают своё дело
Я надеюсь они не станут надевать на него смирительную рубашку
Они больше не используют смирительных рубашек. Сейчас всё делается с помощью лекарств
Ему сделают укол
И он немного отдохнёт
Марк, ты в порядке?
Варен авеню
— Какой номер?
— Я скажу где остановиться
Мы на месте
Мы наверное
Источник статьи: http://cinematext.ru/movie/usy-la-moustache-2005/?page=5