- Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 2021 года 6-7 класс вопросы и ответы
- Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 2021 года 4-5 класс вопросы и ответы
- Фонетика: играем в буквы
- Расколдуем слово!
- Лишняя буква
- Сделать хотел грозу – а получил козу.
- Первые опыты классификации – расселяем звуки
- Глухие и звонкие
- Твердые и мягкие
Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 2021 года 6-7 класс вопросы и ответы
Конкурс «Русский медвежонок 2021» пройдет 3 марта 2021 года. Принять участие в игре-конкурсе могут все желающие, учащиеся 2 — 11 классов.
Русский медвежонок — олимпиада по русскому языку, которая проводится с 2000 года на территории РФ и СНГ. Конкурс предназначен для 5 возрастных групп: 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте 30 вопросов, на каждый из которых предлагается 5 вариантов ответов. Для учащихся 2-3 классов – вопросов чуть меньше – 28.
Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.
1. Фокстерьера Микки из книги Саши Чёрного мучает такой вопрос: «Почему Зинин дядя сказал, что у него » … на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел».
Какое слово мы заменили многоточием?
(А) волосы;
(Б) усы;
(В) глаза;
(Г) очки;
(Д) уши.
2.— Этими сырыми дровами нельзя топить печку. Положи их отдельно, пусть они … .
(А) засохнут;
(Б) просохнут;
(В) присохнут;
(Г) отсохнут;
(Д) пересохнут.
3. Какое из данных слов в современном русском языке имеет ударение только на первом слоге?
(А) договор;
(Б) приговор;
(В) разговор;
(Г) заговор;
(Д) уговор.
4. Какое слово лишнее?
(А) длиннее;
(Б) зеленее;
(В) раннее;
(Г) сильнее;
(Д) чудеснее.
5. 1. Наши доходы составили в общей сложности рублей четыреста.
2. В общей сложности ученики решили больше двадцати задач.
3. Мы провели в Москве в общей сложности больше двух недель.
4. Проблема не в отдельных трудностях, а в общей сложности предстоящей работы.
5. Мальчики, собирая грибы, нашли их в общей сложности около сотни.
В каком из этих пяти предложений в общей сложности означает не то, что в остальных?
(А) в первом;
(Б) во втором;
(В) в третьем;
(Г) в четвёртом;
(Д) в пятом.
6. Заполните пропуск: Васенька _____ вёслами, языком и ногами и кричал, что задел веслом рыбу (Тэффи. Из дневников).
(А) болтал;
(Б) бултыхал;
(В) качал;
(Г) теребил;
(Д) трепал.
7. В стихотворении Романа Сефа читаем:
Мы встанем
Чуть свет,
За окошком
Темно,
Звезда одинокая
Смотрит в окно.
Мы снасти возьмём
И на цыпочках
Выйдем,
И сразу
Бескрайнее
Небо увидим…
Куда идут герои?
(А) на охоту;
(Б) на рыбалку;
(В) за грибами;
(Г) на стройку;
(Д) в школу.
8. Какое из этих слов можно понять в двух совершенно разных смыслах?
(А) однотонный;
(Б) полуторатонный;
(В) двухсполовинойтонный;
(Г) пятидесятитонный;
(Д) стотонный.
9. В какой паре слов второе образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса от первого?
(А) пора — порка;
(Б) ворона — воронка;
(В) родина — родинка;
(Г) ложа — ложка;
(Д) сторона — сторонка.
10. В западноевропейской традиции ноты часто обозначаются буквами: до — С, ре — D, ми — E, фа — F, соль — G, ля — A, си — B или H. Как называется произведение немецкого композитора Карла Готлиба Геринга (1766–1853), которое начинается с нот до–ля–фа–фа–ми–ми?
(А) Пивная симфония;
(Б) Винная рапсодия;
(В) Чайная кантата;
(Г) Кофейный канон;
(Д) Молочная оратория.
11. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?
(А) застегни; (Б) заверни; (В) зашвырни; (Г) затемни; (Д) засни.
12. 周二 周四 周一 周三 Что здесь написано по-китайски?
(А) понедельник, вторник, среда, четверг;
(Б) вторник, четверг, понедельник, среда;
(В) среда, четверг, понедельник, вторник;
(Г) четверг, вторник, понедельник, среда;
(Д) вторник, понедельник, четверг, среда.
13. Четыре слова образованы от глаголов одного вида, а одно — от глагола другого вида. Какое это слово?
(А) проситель;
(Б) носитель;
(В) спаситель;
(Г) даритель;
(Д) хулитель.
15. Книга Анны Красильщик о школьниках называется _____
Б) «Три четверти»
17. Какой вариант предложения значит не то, что остальные? Этот человек мне ____
Г) симпатизирует
18.Найдите выражение, синонимичное выражению «как ошпаренный»:
Б) как в воду опущенный
В) как ужаленный
Д) как вкопанный
19. Сколько разных гласных букв здесь пропущено: дав_шний, давн_шний, никуд_шный, тогд_шний, тут_шний? В каждом слове пропущена одна буква.
А) везде одна и та же
Д) пять
20. У какого из этих слов больше суффиксов, чем у остальных?
(Б) стиральный;
21. Какое слово не связано с остальными по происхождению?
а)выдворять
22. Даны пары глаголов, различающихся в 1-м лице единственного числа только ударением:
1) стою — стою, 2) таю — таю, 3) парю — парю, 4) узнаю — узнаю. Образуем теперь от каждого глагола форму 3-го лица множественного числа. В какой паре формы будут различаться не только ударением?
Б) во второй;
Д) во всех парах формы глаголов различаются только ударением.
23. Определить, сказать, обстоять, подлежать. Каким глаголом можно продолжить этот список?
(В) дополнить;
24. Упав в … легко …
Многоточиями в этом утверждение заменены одинаковые по написанию слова, начинающиеся на:
Б) пр-
26. Но гномы единодушно … за ужин, притом не откладывая, и потому не пожелали задерживаться (Д. Р. Р. Толкин, «Хоббит», перевод Н. Рахмановой).
Какое слово пропущено:
Б) стояли
27. Даны названия мостов в Санкт-Петербурге и история их происхождения. Какое название образовано не так, как остальные:
A) Аничков мост — в честь инженера Михаила Аничкова
Б) Бердов мост — в честь инженера Карла Берда
B) Матвеев мост — в честь рабочего Михаила Матвеева
Г) Поцелуев мост — в честь купца Никифора Поцелуева
Д) Тучков мост — в честь купца Авраама Тучкова
28. Четыре фразы иногда используются на конкурсе «Угадай измененную фразу», а пятая — нет. Какая?
А) От глупого писка до беды близко
Б) На горе и шапка горит
В) Врач на горе — весна во дворе
Г) По одёжке протягивай ложки
Д) Без труда не вынешь и рыбку из пруда
29. «Мы отсеяли всё ненужное». В этой фразе можно поменять одну букву на другую и смысл почти не изменится. На какую?
В) к
30. В какой паре слова ни в какой форме не рифмуются друг с другом?
Источник статьи: http://alisaznaet.ru/konkurs-po-yazykoznaniyu-russkiy-medvezhonok-2021-goda-6-7-klass-voprosy-i-otvety.html
Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 2021 года 4-5 класс вопросы и ответы
Конкурс «Русский медвежонок 2021» пройдет 3 марта 2021 года. Принять участие в игре-конкурсе могут все желающие, учащиеся 2 — 11 классов.
Русский медвежонок — олимпиада по русскому языку, которая проводится с 2000 года на территории РФ и СНГ. Конкурс предназначен для 5 возрастных групп: 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте 30 вопросов, на каждый из которых предлагается 5 вариантов ответов. Для учащихся 2-3 классов – вопросов чуть меньше – 28.
Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.
1. В каком из глаголов значение приставки отличается от остальных?
(Г) усидеть;
2. Майкл впервые приехал в Россию. Как-то он пошёл гулять во двор, где ребята играли в прятки. Через некоторое время Майкл сказал, что знает русские названия чисел от 1 до 5. Названия какого числа он на самом деле, скорее всего, не узнал?
(А) 1
3. Я это сделаю в два счёта. Что означает эта фраза?
(А) я сделаю это очень быстро;
(Б) я не смогу сделать это быстро;
(В) я сделаю это в два этапа;
(Г) я сделаю это за два дня;
(Д) мою работу надо будет оплатить по двум отдельным счетам.
4. Какое слово не связано по смыслу с другими?
(А) звонок
(Б) перезвон
(В) звонкий
(Г) зазвонить
(Д) позвоночник
5. Яйцо — скорлупа, банан — кожура, лук — … .
(Б) шелуха;
6. Посмотрите на начало известной считалки. В ней из пропущенного слова в каждой следующей строчке убирается по одной букве, начиная с первой.
Как называлось судно?
(В) «Победа»;
7. Про мальчика Костю говорят, что он за словом в карман не лезет, на уроках часто бьёт баклуши, никогда не вешает нос, зато часто его задирает. А значит, о Косте нельзя сказать, что он ______.
(Б) трудолюбивый;
8. В какой паре отношения между словами совсем не такие, как в остальных?
(А) решить — решать;
(Б) вступить — вступать;
(В) вручить — вручать;
(Г) купить — купать;
(Д) лишить — лишать.
9. Граф, графа, графин, графиня. Какая пара слов здесь может обозначать мужа и жену?
(Б) граф и графиня
(В) графин и графа
(Г) графин и графиня
(Д) здесь нет таких слов
10. Согласно одной шутке, собака по кличке … может произнести почти половину своего имени.
(В) Гаврила
11. В каком из двустиший, взятых из стихотворений Самуила Маршака, на месте обоих пропусков следует вставить мягкий знак?
(А) Приходите к Мише в гос_ти, Сладкий пряник Мише брос_те.
(Б) Даже львы меня боят_ся… Как над ними не смеят_ся?
(В) Нельзя грубить и чванит_ся. Знакомым надо кланят_ся.
(Г) Нет, твой голос нехорош_. Слишком тихо ты поёш_!
(Д) Медведя лет пяти-шес_ти Учили, как себя вес_ти.
12. В одном рассказе упоминается человек, будто бы говоривший плечами. А что он ими «говорит»?
(Д) Не знаю.
13. Абонемент на полгода — это … абонемент.
(Б) полугодовой;
14. Ржится рожь, овёс овсится, ____ ___. Пятое и шестое слова в этом шуточном стихотворении читаются одинаково. Как выглядит пятое слово?
(В) чечевица;
15. Найдите предмет, который не может ни разбиться, ни порваться, ни перегореть, ни сесть.
(Б) стул;
16. Как могут начинаться русские слова?
(А) жж;
17. Вот четверостишие поэта Эли Бар-Яалома: Печник внезапно завопил: «Меня природа обманула! Я печки столько лет топил — но ни одна не ___!» Как оканчивается последняя строка?
(В) утонула;
18. Когда-то в одной газете печатались рецензии на телепередачи, подписанные фамилией Кранов, которой предшествовал инициал. Какой?
В) Э
19. Из всех написанных ниже слов, кроме одного, можно вычеркнуть один слог (в начале, середине или конце слова) и получить новое слово. Из какого слова таким способом новое слово не получится?
Б) пароход
20. С какого из этих сочетаний букв может начинаться и исконно русское, и заимствованное слово?
Г) поз…
21. В повести Владислава Крапивина «Лётчик для особых поручений» четверо друзей играли на громадном пустыре. Это место они называли как одну из частей света. Они вырезали на столбе ножиком свои имена:
Как звали четвёртого мальчика?
В) Данилка
22. Даны пары глаголов, различающихся в 1-м лице единственного числа только ударением:
1) мЕчу — мечУ
2) плАчу — плачУ
3) сУжу — сужУ
В каких парах оба глагола относятся к одному и тому же спряжению?
В) только в 3-й
23. Слова SS (на языке фарси) и 1717 (на языке йдиш) означают
(Б) кукушка;
24. Игорь придумал новый способ шифровки русских слов. Если он зашифрует слово мир, у него получится нёс, а из слова дар получится жяс. А что получится из слова гул?
г) дом
25. В какой паре у существительных есть совпадающие по звучанию и написанию формы?
(А) сирень — сирена;
(В) лебедь — лебеда;
(Г) месть — место;
(Д) тесть — тесто.
26. Раньше в Китае использовался особый лунный календарь, а сейчас чаще используется привычный нам европейский. Месяцы какого времени года по европейскому календарю здесь написаны по-китайски?
А) зимы
28. У какого из этих слов больше суффиксов, чем у остальных?
Г) спальный
Уважаемые, если Вы заметили ошибку либо недостающие вопросы, пожалуйста сообщите. Заранее спасибо
Источник статьи: http://alisaznaet.ru/konkurs-po-yazykoznaniyu-russkiy-medvezhonok-2021-goda-4-5-klass-voprosy-i-otvety.html
Фонетика: играем в буквы
Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому родителю.
Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, и вот его искренний детский интерес к родному языку заменяется скучными школьными правилами и зубрежкой.
Что же делать, чтобы этот интерес продолжал развиваться, как помочь дошкольнику открыть для себя мир Слова? Конечно, в форме игры, увлекательной и для взрослого, и для ребенка. Начнем мы, пожалуй, с фонетики (напомним: фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковой строй речи).
Расколдуем слово!
Многие дети очень любят игры со словами, их завораживают «словесные превращения», когда одна буква заменяется другой, и смысл слова полностью изменяется. Для начала можно попробовать поиграть, например, в «заколдованную букву». Взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т.д., и становится колдуном.
Колдун говорит: «На лугу паслись свечки». Ребенок должен расколдовать слово – найти ту самую букву, которая изменила смысл слова. «На лугу паслись овечки!» – восклицает ребенок, и колдун побежден! Эта игра очень выручала нас в долгих очередях к врачу, в дороге и в прочих скучных ситуациях.
После этого мы решили записывать такие словесные превращения и заодно потренироваться в чтении простых слов.
Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Для того, чтобы игра букв в слове стала наглядной, запишем эти словесные цепочки особым образом. Допустим, существует цепочка из пяти слов: ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ.
Лист бумаги формата А4 разрежем поперек на три части, сложим каждый прямоугольник пополам, вложим все три один в другой и скрепим в середине степлером, так, чтобы получилась маленькая тетрадка. Теперь разрежем одновременно все шесть ее страничек перпендикулярно сгибу по середине странички.
Наша тетрадка состоит теперь из двух половинок, каждая из которых перелистывается по отдельности. (Подумать о том, как сказать: поворачиваем обрезом к себе, получается что-то вроде двух отрывных календариков, соединенных вместе) На правой половинке запишем вторую, неизменную (подумать) часть слова ОМ, а на каждой страничке левой половины запишем по букве: Т, С, К, Л, Д. Таким образом, обе половинки каждой странички составляют целое слово. На обороте левой половинки можно нарисовать соответствующий предмет, это будет картинка-ответ. Вот другие варианты таких цепочек: ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК, ЛАК; БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква слова. Можно менять и среднюю букву (тогда все странички нашей книжки-малютки разрежем не на две, а на три части): БУК, БОК, БЫК, БАК.
Меняющиеся буквы можно подобрать особым образом, так, чтобы они отражали ту или иную характеристику звука: глухость-звонкость (ДОЧКА-ТОЧКА, ГРОТ-КРОТ, ШАГАЛ-ШАКАЛ, КОСТЬ-ГОСТЬ) или твердость-мягкость (ПАЛЬЦЫ-ПЯЛЬЦЫ, НОС-НЁС, ПЫЛ-ПИЛ, ЛЫСЫЙ-ЛИСИЙ, ВОЗ-ВЁЗ). Можно поиграть с омофонами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (КОД-КОТ, ЛИСА-ЛЕСА, ЛУК-ЛУГ, ПРУД-ПРУТ).
А вот пары слов, демонстрирующие «смягчающие» функции мягкого знака: МЕЛ-МЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ, СЕМЯ-СЕМЬЯ, КОН-КОНЬ, КРОВ-КРОВЬ, ЕЛ-ЕЛЬ, ПОЛКА-ПОЛЬКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ. Малышам пока можно не называть (и уж ни в коем случае не навязывать!) строгие школьные термины: глухость, звонкость, твердость, мягкость. Просто удивитесь вместе с ребенком – мы лишь чуть-чуть изменили слово, а смысл у него стал совершенно иной!
Лишняя буква
Запишем на полоске бумаги слово УТОЧКА. Теперь загнем полоску так, чтобы закрыть первую букву. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая или последняя буква может быть «лишней», «заколдованной»: ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ, ЗУБР-ЗУБ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, ПОЛК-ПОЛ, УДОЧКА-ДОЧКА, ВОЛК-ВОЛ, ЭКРАН-КРАН, ПОЛК-ПОЛ, ВСЛАСТЬ-СЛАСТЬ, БЕДА-ЕДА, ШАР-ШАРФ, СТО-СТОЛ, СТОЛБ, УСЫ-БУСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, РОЗА-ГРОЗА-УГРОЗА, ЛАД-КЛАД-СКЛАД. Такие загадки на прибавление-убавление буквы называются логогрифами.
«Лишнюю» букву можно вставлять и в середину слова:
РУБКА-РУКА, ТЕПЛО-ТЕЛО, ГОРСТЬ-ГОСТЬ, КРАСКА-КАСКА, ЛАПА-ЛАМПА, ПАРА-ПАРКА. В этом случае «лишнюю» букву тоже можно спрятать в складке бумаги, только эта складка будет не в начале и не в конце, а в середине слова.
Мамы и папы наверняка помнят детскую считалку о корабле «Победа»:
- на корабле «ПОБЕДА»
- после ОБЕДА
- случилась БЕДА:
- пропала ЕДА.
- «Ты украл?» «ДА».
- Матросы кричат: «А!»
Для детей, которые только начинают читать, можно сделать мини-книжку по принципу телефонного справочника или словаря, где каждая страничка будет на одну букву длиннее, чем предыдущая. Можно придумать свои истории-считалки и для других подобных слов, например, ОГРАДА, ДОСАДА.
- «Что за ОГРАДА,
- не выдержала ГРАДА,
- соседка-то и РАДА,
- не знает она этого АДА!»
- «Неужели?» «ДА!»
- «Ужас какой! А!»
Сделать хотел грозу – а получил козу.
Теперь попробуем немного усложнить задачу. Вашему малышу нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как? Зачеркнуть «лишнюю» букву! Ну, например, во что можно превратить слово «гроза»? Правильно, в «розу»! Вот еще исходный материал для подобных превращений: КОЛЯ, ВАНЯ, ШАРФ, ЛАМПА, ОГОРОД, КРОТ, КРОШКА, СМЕХ, ЛЕНТА, ВЕРБА, ИГРА, ЛОБЗИК, ТИГР, ШПОРА, БРИТВА, КОРКА.
Другой вариант этой игры – не зачеркивать «лишнюю букву», а изменить ее так, чтобы получилось новое слово: КОШКА (КОРКА), БЕЛКА (БУЛКА), ТОЛЯ (КОЛЯ), ОЛЕНЬ (ОСЕНЬ), САЛЮТ (САЛАТ) и т.д. А помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ — ДОЧЬ — ДОЛЬ — ДАЛЬ — ДАНЬ – ДЕНЬ.
Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!
Их тоже можно вставлять в слово: КАША-КАЛОША, ЖАБА-ЖАЛОБА, РЕКА-РЕЗИНКА, КОРКА-КОРЗИНКА, РУКА – РУБАШКА, КОРА – КОБУРА. Вот примеры на замену одного слога другим в середине слова: РУСАЛКА-РУЧОНКА; КОБУРА-КОЖУРА-КОНУРА.
Можно менять только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.
Что дают подобные фонетические игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.
Первые опыты классификации – расселяем звуки
Итак, ваш малыш уже достаточно поднаторел в словесных превращениях, он почувствовал себя настоящим волшебником, который легким движением руки (или пера!) совершает чудеса. Вполне вероятно, что он уже учится в школе.
Пришла пора узнать, как устроены звуки, чем они отличаются друг от друга. Для начала подойдем к зеркалу и попробуем что-нибудь произнести, внимательно глядя на свое отражение. Вы заметили: одни звуки мы произносим с открытым ртом, и воздух свободно выходит из нашего рта (это – гласные звуки), а другие произносятся с сомкнутыми или приоткрытыми губами, и воздух на выдохе встречается с какими-то препятствиями – губами, зубами, языком (а эти звуки называются согласными). Произнося различные звуки, попытайтесь проследить, как меняется ваше лицо, какие органы участвуют «в работе». Моя дочь когда-то придумала, что разные гласные звуки отражают разные настроения: О – удивление, У – обиду, А– испуг, Ы – недовольство; И – похоже на улыбку, Э – (цитирую) «когда человек и не знает, что же ему сказать».
А для чего нужны гласные и согласные звуки?
Представьте себе, если бы в нашем языке были бы только гласные звуки? Или только согласные? Поиграем в такую игру. Один игрок задумывает любое слово и записывает на листке бумаги только согласные этого слова (или гласные). Другой должен отгадать, какое было задумано слово. Например, ТЛВЗР, КРНДШ – ЕЕО, ААА (телевизор, карандаш). В каком случае легче отгадывать и почему?
Кстати, человечество на «заре» своей истории тоже играло в такие игры. Например, в финикийской письменности не было гласных! Поэтому нередко получалось, что разные слова на письме выглядели совершенно одинаково. Запишем по финикийскому методу слово «кит». У нас получится КТ. Но ведь так же мы должны были бы записать и слово «кот». БК – это бак, бок, бык, бук? МЛ – мыл, мал, мёл, мел, мол, мил? ЛП – липа, лапа, лупа?
Давайте построим отдельные домики для наших гласных и согласных! Домики можно нарисовать на листе ватмана и прикрепить на стену. В домиках сделаем окошки для каждого звука, чтобы было видно, кто здесь живет. В «согласном» домике есть двойные окошки для парных звуков-друзей (твердые и мягкие, глухие и звонкие), а есть – одинарные (для непарных).
Глухие и звонкие
Произнесите различные согласные звуки вслух и шепотом. Вы сразу заметите, что звонкий звук шепотом произнести невозможно – он сразу становится глухим. Найдем все глухие и звонкие пары и расселим их по соответствующим окошкам. А теперь будем придумывать слова и предложения, состоящие только из звонких или только из глухих звуков. Для того, чтобы запомнить все глухие согласные, запомните такую фразу: «Фока, хочешь поесть щец?» Если зачеркнуть в ней все гласные и мягкий знак, то останутся только глухие согласные.
А теперь расшифруйте вместе с ребенком очень СЕКРЕТНОЕ предложение:
Шил-пыл у папужки зереньгий гослиг.
Ну, как, получилось? Конечно, это начало знаменитой трагической истории о бабушке и ее козлике, только в нем перепутались все пары звонких и глухих согласных. Теперь попробуйте сами зашифровать какой-нибудь простенький текст. Таким образом можно писать друг другу секретные послания и заодно тренироваться в классификации звуков.
Твердые и мягкие
Гласные звуки, как мы уже выяснили, очень любят встречаться с согласными. Только вот одной пятерке гласных (я, ю, е, и, ё) больше нравятся мягкие согласные звуки, а другой (а, у, э, ы, о) – твердые. Вот согласные под них и подстраиваются: встречаясь с первой пятеркой, становятся мягкими (мя, мю, ме, ми, мё), а со второй – твердыми (ма, му, мэ, мы, мо). Но есть и еще один способ твердую согласную превратить в мягкую – это, конечно, мягкий знак. Помните, как мы искали «лишнюю» букву в словах галька, уголь, полька? Что получится, если убрать мягкий знак? А теперь, наоборот, прибавим мягкий знак к словам: ел, кон, мел, мол, был, кров, вес, дан, ясен.
Итак, незаметно, легко и играючи мы познакомились с очень важными лингвистическими понятиями, а главное – смогли вызвать к ним живой и неподдельный интерес.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Выпускающий редактор — Филиппова Галина
Источник статьи: http://medportal.ru/enc/parentschildren/precocity/32/