Усы тигра как лекарство

Тигровый ус

Притча неизвестного происхождения

К старому мудрецу за советом пришла молодая женщина.

— Речь о моём муже, — рассказала она. — Он очень мне дорог. В течение последних лет он был на войне. Но после своего возвращения он почти ни с кем не разговаривает. Когда я с ним заговариваю, он будто не слышит меня. Но если и говорит, то очень грубо. Если я готовлю его любимые блюда, он отталкивает и рассерженный уходит. Иногда, когда он должен был бы работать на рисовом поле, я вижу его сидящем на вершине холма, и смотрящем вдаль на море. Мне нужно зелье, чтобы он стал любящим и ласковым, каким был раньше.

Мудрец велел ей принести ус живого тигра, из которого он смог бы сделать волшебный напиток для её мужа.

Ночью, когда муж уснул, женщина крадучись вышла из дома. В руке у неё был горшок с рисом, политым мясным соусом. Она пошла на то место, у склона горы, где, как все знали, жил тигр. Стоя вдалеке от пещеры тигра, она держала в руках горшок с рисом, приглашая тигра выйти и поесть, но тигр не выходил. Каждую ночь она приходила на то место, и каждый раз подходила к тигру на несколько шагов ближе. И хотя тигр не выходил на её призыв, но постепенно стал к ней привыкать.

Однажды она приблизилась к пещере на расстояние брошенного камня. На этот раз тигр вышел, прошёл несколько шагов и остановился. Они посмотрели друг на друга. На следующую ночь произошло то же самое, но на этот раз они стояли так близко, что она заговорила с ним тихим, успокаивающим голосом.

На следующую ночь, внимательно посмотрев в её глаза, тигр поел принесённую ею еду. После этого тигр уже ожидал её прихода, стоя на тропинке у пещеры.

Прошло около полугода с момента её первого визита к пещере. И, наконец, погладив голову животного, она сказала:

— О щедрое животное, мне нужно получить от тебя один ус. Не сердись на меня пожалуйста, — и она вырвала у него один ус.

Женщина прибежала к мудрецу с тигровым усом. Мудрец же внимательно исследовал этот ус, после чего выбросил его в огонь.

— Послушай, — сказал старик, — можно ли назвать мужчину более свирепым существом, чем тигр? Неужели ему труднее ответить на доброту и понимание? Если твоё терпение и нежность могли вызвать у дикого и кровожадного животного чувство доверия, ты вполне можешь сделать то же самое с собственным мужем.

Источник статьи: http://pritchi.ru/id_9699819

Усы тигра как лекарство

На юге Дальнего Востока России, зачастую в тесном соседстве с многолюдными городами и небольшими таёжными посёлками, обитают дикие тигры и леопарды. Их встречают на деревенских околицах и на окраинах райцентров; полосатые и пятнистые фигуры неожиданно появляются в свете фар летящих по шоссе машин, а отблеск звериных глаз нет-нет да и призрачно блеснёт через окошко таёжного зимовья…

Судьба наших героев никого не оставляет равнодушным. Но если для жителей мировых столиц — Москвы, Лондона, Вашингтона — гигантские кошачьи просто симпатичные персонажи телерепортажей и рекламных плакатов, то для многих уссурийцев они и соседи, и конкуренты, и довольно часто враги.

Ежегодно у нас в стране убивают от двадцати пяти до сорока тигров и одного-трёх леопардов. Почему это происходит? Кто виноват? Что делать?

На эти традиционные российские вопросы и пытается ответить автор настоящей книги, кандидат биологических наук, специалист по крупным хищникам Михаил Кречмар. В течение двух лет он был координатором программ по редким и исчезающим видам Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) и в ходе многоплановых исследований пришёл к нескольким парадоксальным выводам, которые и изложил в этой книге. В ней прослеживается история взаимоотношений тигров и леопардов с людьми на протяжении всего времени их совместного существования, описываются способы охоты на этих животных — как ушедшие в прошлое, так и существующие поныне, — повадки зверей-людоедов. И самое главное — автор пытается понять глубинную суть противоречий между дикими кошачьими и Человеком разумным…

Для широкого круга читателей.

Книга: Полосатая кошка, пятнистая кошка

Тело тигра — лекарство и оберег

Тело тигра — лекарство и оберег

Джеймс Фрезер в своём монументальном труде «Золотая ветвь» говорит о традиционной вере в переход к человеку физических и моральных свойств животного, происходящий при поедании его тела, и при этом в качестве одного из субъектов такого поедания указывает на тигра:

«Народность мири, живущая в Ассаме, превозносит мясо тигра как пищу, придающую мужчинам силу и мужество. Но оно не годится для женщин; отведав его, они стали бы слишком решительными. В Корее кости тигров, как средство внушить доблесть, ценятся выше костей леопарда. Чтобы набраться храбрости и свирепости, некий китаец, живущий в Сеуле, купил и съел целого тигра».

Тигры-обереги под детской люлькой. Императорский дворец в Шэньяне, Маньчжурия.

Во многих странах части тигриного тела использовались не только как лекарство, но и как амулеты. Н. Байков рассказывает:

«Тигровый коготь носится как амулет и, по поверью, предохраняет обладателя от дурного человека и дурного глаза. Кости тигровых пальцев передней лапы приносят удачу во всяком деле, как бы оно опасно и рискованно ни было. Засушенный тигровый глаз помогает видеть то, что скрыто от человеческого глаза. Тигровая шкура уничтожает злую волю, действующую извне, и успокаивает нервы лежащего на ней человека. Подобных суеверий о влиянии тигра на человека можно было бы привести много, но это заняло бы целый том. Все эти поверья указывают только на то обаяние и значение, которыми пользовался хищник, и на ту роль, какую он играл в жизни и миросозерцании народов южной и восточной Азии».

Ч. Майер пишет о том, как происходила разделка тигра на Суматре:

«Усы тигра были осторожно вытащены. Их продают малайским и китайским докторам, которые жгут их и золу употребляют как лекарство. Внутренности также сохраняются: их сушат, и китайцы считают их хорошим лекарственным средством; зубы берут на амулеты.

У туземцев был свой порядок, как делить добычу. Всё обошлось вполне дружелюбно. Я взял себе когти, для них всегда есть сбыт: суеверные люди и в Европе и в Азии употребляют их как талисманы. Тот, у кого на часовой цепочке висит тигровый коготь, может быть спокоен, что он застрахован от бед!

…Но один предприимчивый малаец нашёл нетронутым одно ухо. Он отрезал его. Абдул сказал мне, что хоть он и не всем талисманам доверяет, но одно несомненно верно: если ухо такого свирепого тигра высушить и носить как амулет на поясе, то ни один живой тигр не осмелится напасть на человека, у которого такая надёжная защита».

До сего дня жители Азии считают, что частицы тела тигра лечат добрую половину всех человеческих болезней.

Современные лекарства из тела тигра.

Тигр до сих пор очень ценится в дальневосточной народной медицине. Лекари использовали для своих нужд буквально всё тело этой кошки. Прежде всего, конечно, мясо, которое якобы помогает работе пищеварительных органов человека, в особенности селезёнке и желудку, а также улучшает так называемую энергию «ки» (кит. «ци»).

Корейцы верили, что когти тигра нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Использовали их и для лечения гангрены.

Коренные зубы тигра употребляли для врачевания кожных болезней мошонки. Зубы нагревали на огне и измельчали в порошок. Давали это снадобье также тем больным, у кого слабо работает желудок и селезёнка, «под ложечкой горит огонь», и тем, кто после еды ощущает рвоту и тошноту.

Кости тигра корейцы наделяли жаропонижающим и противовоспалительным свойствами. Ими лечили ревматизм, артрит. Считалось, что они помогают человеку укреплять скелет и мускулы, ими лечили спортивные травмы. Больного со слабыми почками и печенью, «у кого от слабости этих органов уже не ходят ноги», тоже лечили препаратами из тигриных костей. Их применяли также и для врачевания сильного сердцебиения, эпилепсии, обморочного состояния у маленьких детей. «Кровавый понос, который долго не прекращается и приводит к постепенному уходу „ки“ из тела», тоже был болезнью, которую исцеляли наружными мазями, настоянными на тигриных костях. За один приём предлагалось использовать восемь-тридцать граммов костных тканей хищника.

При артрите в качестве лечебного средства применялись ножные мышцы тигра. Его почками лечили жар и боль в горле у детей. Глаза тигра наделялись свойством «прояснять зрение», ими снимали помутнение роговицы. Это же средство действовало и против «испуга с сильным сердцебиением у младенцев». Корейцы полагали, что жир тигра помогает при геморроидальных кровотечениях и рвоте. Им же смазывали и прыщи, язвы и большие пятна на голове у детей. Желчный пузырь тигра излечивал беспокойство и детские обмороки. При падениях, ушибах, побоях, от которых пострадавший «находится на грани смерти и не может есть», употребление желчного пузыря тигра, по мнению народных целителей, способствует быстрому исчезновению кровоподтёков и скорому выздоровлению.

На протяжении веков природная медицина была единственным средством, на которое мог рассчитывать кореец в случае заболевания. Её опыт интересен, однако была она далеко не столь действенна, как это представляется нам сейчас, — недаром в начале XX века средний кореец доживал лишь до двадцати восьми — тридцати лет.

Источник статьи: http://ours-nature.ru/lib/b/book/1745411692/31

В китайских зоопарках развернулась торговля тигриными усами

До наступления Нового года по лунному календарю осталось несколько недель, а тем временем в китайских зоопарках растут объемы продаж достаточно экзотичных товаров. Так, в зоопарке города Чанша (провинция Хунань) в продажу поступили тигриные усы. Помимо того, что это послужит прекрасным символом наступающего года, во многих странах тигриные усы считаются настоящим талисманом, который защищает от пуль и придает храбрости.

Ус тигра, считающегося в Китае самым могущественным животным, любой посетитель зоопарке города Чанша может приобрести по цене от 30 до 100 юаней (4,4-15 долларов). Стоимость определяется длиной, толщиной и блеском уса.

Как заверяют продавцы, обладание тигриным усом поможет избежать неприятностей и катастроф в будущем году. Именно поэтому спрос на этот тигриный сувенир уже сегодня, за несколько недель до наступления года Тигра, во многом превышает предложение, сообщает РИА «Новости».

По некоторым данным, с 1970 по 1993 год на рынки Восточной Азии было вывезено более 10 тонн тигровой кости, ради чего было убито около 1000 животных. Количество тигров в конце прошлого века настолько резко сократилось, что в середине 90-х годов в Китае был введен запрет на торговлю препаратами из частей тел тигров.

Вместе с тем в зоопарке заверяют, что все поступившие в продажу усы тигры потеряли естественным путем, никто из смотрителей, согласно старинной китайской поговорке, не рискует «дергать тигра за усы».

Кстати, в китайской медицине более тысячи лет с успехом используются как внутренние органы тигра, так и шерсть, усы, зубы и кости полосатого хищника. Жир тигра считается средством от проказы, кровь — укрепляющим и тонизирующим средством, хвост рекомендуется против кожных заболеваний, глазные яблоки — для снятия судорог и лечения катаракты, а усы применяются для облегчения зубной боли.

Читайте также:  Какие прически подходят девушкам с зелеными глазами

Источник статьи: http://www.kleo.ru/items/news/2010/01/19/tiger.shtml

Т. А. Асеева кандидат философских наук


Название Т. А. Асеева кандидат философских наук
страница 6/13
Дата 27.04.2013
Размер 1.87 Mb.
Тип Книга

Глава 123. Лечение отравлений составленными ядами

Намо Гурубхйа! [Телом, речью и умом –] «тремя дверями» – с благоговением навечно склоняюсь перед Учителем, являющимся воплощением всех будд трех времен и покровителем [для всех] без исключения [живых существ] трех миров, обладающим тремя телами и пятью аспектами абсолютной мудрости!

В этом [разделе пойдет речь] о вызываемых внешними условиями «болезнях ядов». В стародавние времена боги и асуры, взбаламутив океаны [в поисках] желанной амриты 98 , изгнали оттуда устрашающего вида существо 99 с желтыми волосами, пышущими огнем глазами и четырьмя оскаленными клыками. Когда Брахма сказал «Хум«, [страшилище] разлетелось на мелкие кусочки, которые погрузились в двигающиеся и неподвижные [объекты. Так появились] «неподвижные» [яды, к которым относятся] бонг-нга, бцан-дуг, спйанг-дуг, ’дзин-па или ра-дуг, бсе-шинг, тханг-пхром, рта-спу и т. п., и «двигающиеся» [яды – переносимые] бешеными собаками, змеями, скорпионами, срин-бу-ба 100 и т. п. Хотя [в тантре] наставления даются [в соответствии с] грубой классификацией – [отравления] составленными ядами, превращенными ядами и природными ядами, ниже в отдельных главах описываются [отравления ядами, исходя как из описанной здесь] подробной, так и из грубой [классификаций].

В этой главе будет говориться о составленных ядах. С наступлением периода упадка последнего пятисотлетия [кальпы люди], помышляя об убийстве [себе подобных, начнут] изготавливать ядовитые составы, в эти времена [в сознание людей] внедрятся еретические взгляды и будут распространяться вредные идеологии, [оправдывающие] производство ядовитых смесей, [которые обладают способностью лишать] жизни двуногих существ. В подробных описаниях этих [ядов] говорится о пяти «рассылающих конях», четырех странах, шести видах веществ, двадцати трех [вызываемых] болезнях, трех «периодах подъема», пяти способах проникновения и т. п. 101 , однако, [такое обилие информации может] сбить с толку [лекарей] низких способностей. Как бы то ни было, поскольку во времена упадка в любой стране имеются [все] шесть разновидностей [ядовитых] веществ и много [видов] пищи 102 , к которой можно подмешать яд, будет дано описание трех [основных тем –] способы превращений [ядов], признаки [отравления ядами] и лечение.

[1. О способах превращения ядов в организме.]

Вначале эти болезни «падают» в желудок, где яд «седлает прозрачный сок [пищи» –] в результате возникают отрыжка, рвота и неутолимая потребность в пище, т. е. на первой [стадии отравление] проявляется насварением. После этого такой «прозрачный сок» в печени превращается в кровь, из-за чего возникают боли и колики в печени и в верхней части [тела], а также пульсирующие [боли в] сосудах. Затем такая кровь трансформируется в мясо, из-за чего [мясо] бледнеет и усыхает, возникают внезапные колики неопределенной локализации. Затем такое мясо превращается в жир, из-за чего появляется слабость и нарушается сон <– иногда [больной спит слишком] много, иногда мало>. Когда такой жир превращается в кости, будут болеть зубы и ногти, возникают внезапные колики неопределенной локализации в костях и крупных суставах. Затем, когда костная ткань трансформируется в головной, спинной и костный мозг, появятся головокружение, непереносимость солнечного света, пульсирующие [боли в] костном мозге и выпирание позвонков, массаж которых приносит кажущееся облегчение. Когда из головного и спинного мозга «вызревает» белое и красное семя, у мужчин возникает истечение «нектара» и пропадает вожделение, а у женщин происходит разлитие или, наоборот, «завихрение» месячных. Когда «прозрачный сок» такого семени превращается в «цвет», который локализуется в сердце, под действием «оседлавшего» [этот «цвет»] яда пропадает румянец, появляется сильная забывчивость, сумасшествие и депрессия. Короче говоря, яд, «оседлав прозрачный сок», проникает в семь тканей тела и во все нечистоты, [при этом совершает многократные] превращения в «местах падения», из-за чего наблюдаются самые необычные симптомы, «возбуждается собрание [всех виновников» –] рлунг, мкхрис и бад-кан, поэтому на начальной, средней и конечной стадиях производить распознавание, лечение и «обрубание хвоста» [этих болезней] очень тяжело. Используя в качестве «коней» отдельные ингредиенты состава 103 , ткани тела и пищу, [яды могут] «падать» на «плотные» органы, «проваливаться» в «полые», накапливаться в костях, «разбегаться» по сосудам, «выпадать» на мясо, кожу и т. п.

[2.] Методов распознавания [отравления ядами] семь – распознавание по наружным, внутренним и тайным [признакам], распознавание ингредиентов [ядовитой смеси], распознавание [отравления] исходя из «места падения» и распознавание признаков смерти, [при наличии которых от лечения рекомендуется] отказываться.

О первых трех [методах] распознавания – по наружным, внутренним и тайным [признакам:] по наружным признакам отравление дифференцируют от других болезней; [изучение] внутренних признаков – пульса, мочи, особенностей течения болезни и условий, вызывающих подъем [болезни – позволяет] определить наличие болезни [«отравление ядом»]; посредством анализа тайных [признаков в сомнительных случаях можно убедиться в] достоверности [диагноза.

2.1] Вначале [о наружных признаках.

Пусть больной сразу после пробуждения,] когда ещё не встал с постели, не сказал ни слова и не поел – пока слюна не перемешалась во рту [и, следовательно, сохраняет] собственные свойства, сплюнет в [сосуд с] чистой водой – если слюна останется на поверхности, значит отравления нет, а если опустится на дно, значит есть. Или намажь слюну [больного на рог] ргйа-ру или пусть плюнет сверху – если слюна закипит <– будет пузыриться>, значит [отравление] есть. Если сплюнутая на раскаленный в огне [камень] ’кхар-гонг-срин-мед слюна после остывания уменьшится до размеров ячменного зерна и почернеет, значит отравление есть. Влей в рог [животного] ба-мен смесь мочи больного с вином – если при помешивании иглой дикобраза [жидкость будет переливаться цветами] радуги, значит отравление есть. Если помешивание влитой в рог [животного] ба-мен мочи усами зайца вызовет обугливание усов, значит отравление есть. Продержи волосы с висков больного в [его же] моче в течение дня – если наутро обнаружишь, что волосы скрючились (?) и [выглядят] опаленными, значит [отравление] есть. В мочу [больного] влей кровь из петушиного гребня и брось бонг-нга – если [смесь] станет похожей на гной, значит отравление есть. Привяжи [на ночь] ниткою к зубам пластинку из чистого – без примеси латуни и других [металлов] – серебра; если наутро обнаружишь, что [пластинка] потускнела и [покрылась] плохо отделяемой ржавчиной, значит [отравление] есть. С вечера дай выпить смесь пригоршни вина и [порошка из] минг-бдун-сман-гчиг-ма, т. е. браг-скйа-ха-бо, ’бйунг-бйа’и-мкхрис-мчхин, т. е. ’уг-па’и-мкхрис, и цан-дан-дкар и, не дав сказать [ни слова], уложи [в постель] – если наутро обнаружишь, что язык, десны и нёбо будут окрашены [в цвета] радуги, значит отравление есть. Заставь [перед сном] проглотить, не разжевывая, закатанное в масло [и привязанное к бечевке (?)] перо павлина, наутро [это перо] вытащи и сполосни водой – если цвет пера не поблек, значит отравление есть. Бывает так, что [при использовании] этих наружных методов распознавания застарелые остатки яда остаются [не проявленными, а случайно попавшие в желудок крупинки] табака могут проявиться.

[2.2] Если все [эти наружные методы] не дают полной уверенности в наличии отравления, проясняй суть болезни путем изучения внутренних признаков.

[2.2.1] Пульс при отравлении «раздвоенный», в глубине толстый, но может быть и неопределенным – каким угодно, постоянно меняется и поэтому напоминает пульс, который бывает при наличии демонов.

[2.2.2] Моча [отравленного] по цвету черная или переливается [всеми цветами] радуги, [на просвет] мутная. [Если такую мочу приложить к телу здорового человека (?) в виде] компресса, [у испытуемого спинка] языка побледнеет, а кончик станет красным как собачий язык или [язык может] стать равномерно красным без налета слизи (?) как язык птицы, на зубах и ногтях появятся трещины, наружные покровы [тела] деформируются (?) и покроются множественной сыпью. Или исследуй цвет мочи следующим образом: хотя [при отравлении ядами цвет] может быть любым – белым, красным или черным, но если мочу влить в закрывающийся бронзовый сосуд и на сутки закопать так, чтобы исключить выход пара, то наутро обнаружишь [осадок в виде] порошка из песка, камней и трав или напоминающий черепашьи яйца, или будет черная муть с радужным отливом, или моча станет более прозрачной. Ещё [об одном тесте:] смажь мочой обезжиренную красную медь – если [медная пластина] почернеет, значит отравление есть. Или влей [мочу] в железный сосуд и помести [туда же] волосы с макушки – если [волосы] обуглятся, значит [отравление] есть. Кроме того, советуют плюнуть на [камень] ’кхар-гонг-срин-мед, варившийся в моче [больного до полного] выпаривания мочи – если [слюна] почернеет или начнет с шипением разлетаться по сторонам, значит [отравление] точно есть. Влей в мочу кровь из петушиного гребешка и брось [туда же порошок] бонг-дкар – если [смесь] «загноится», значит [отравление] есть. Подсуши кровь, налитую в чашку из колокольной меди, на огне [из веток растения] ’ом-бу, [а затем туда же] влей слюну больного – если [слюна] свернется в комки, [напоминающие языки (?)] пламени, значит отравление точно есть 104 .

[2.2.3] Об особенностях течения болезни [«отравление ядами»].

Приблизительно через месяц [после того, как] яд попал внутрь [организма, будут наблюдаться такие] проявления: внезапные кашель и простуды, слабость, общее ухудшение самочувствия. Через два месяца появляются «периодические» боли – [эти боли] то усиливаются, то затихают. Через три [месяца возникают] боли по «месту падения» яда. Через четыре месяца [боли будут] усиливаться «под действием условий» – из-за неподходящих диеты и образа жизни. В зависимости от состава [ядовитой смеси], «возвысившегося виновника» [из «собрания болезненных факторов»], пищи, которая была «конем» [яда], и «места падения» проявления могут быть самыми разными и все же в большинстве случаев появляются следующие признаки: пища [кажется больному] безвкусной, будет вялость, вспыльчивость, тяжесть в теле, упадок сил, мясо усыхает и бледнеет, язык покрывается трещинами, появляется «гусиная кожа», немеют основания ногтей, кружится голова, будет помрачение сознания, [больной] качается при ходьбе как пьяный, будут боли в голове, по периметру желудка и печени, а также в спине, подергивание и судороги мышц, болят крупные мышцы и ноги, тянет то к огню и на солнце, то в прохладу и в тень, тело потное и горячее, то сонливость, то бессонница, мутнеет в глазах, нарушается восприятие вкусов, будут частые зевание и чихание, временами понос и рвота или задержка мочи, пропадает эрекция, время от времени возникает депрессия, временами появляются колики неопределенной локализации в нижней и верхней [частях тела, а также во всех] конечностях, возникают колики в зубах, ушах и голове, [может быть] «одеревенение» шеи, охриплость и т. п. – возникает множество неопределенных, [т. е. не сводимых к какой-то] одной [болезни], признаков; в частности, болями в ротовой полости, зубах и костях [«отравление ядами»] напоминает [болезни] рлунг, пожелтением глаз и усилением жара напоминает мкхрис, ухудшением переваривания, отрыжкой, рвотой и переполнением [желудка] напоминает бад-кан, пульсирующими [болями в] сосудах и коликами в верхней части тела напоминает болезни крови, зудом, онемениями и отечностью напоминает [болезни] чху-сер, ознобом и болями в крупных суставах напоминает римс, кровавой рвотой и болями в желудке и печени напоминает смуг-по, [возникающей] слабостью и усыханием мяса и кожи напоминает болезни из-за са-бдаг’ов. Были описаны особенности течения болезни [«отравление] составленными ядами», [попавшими в организм с] пищей. В тех [случаях, когда характеристики] пульса и мочи очень нестабильны, а течение болезни отличается многообразием и весьма изменчиво, [выявляй наличие следующих признаков:] как бы много ни съел, пища не идет впрок и мясо продолжает усыхать, неблагополучие [со стороны] желудка и печени, простуженность, подавленность, беспричинные боли, которые могут прекратиться без лечения – если имеется семь этих признаков, значит точно наличествует отравление, а не «пожирание [человека] демонами».

[2.2.4] Кроме того, [можно определить наличие «отравления ядами» посредством анализа] условий, вызывающих «подъем» [болезни –] выявляя, что помогает и что вредит [в диете и образе жизни: если болезнь] «вздымается» от совокуплений, от употребления в пищу конины, ослятины, рыбы, подгнившего мяса, «коней» [ядовитого] состава 105 [или] супа из крови, выпущенной из любого четвероногого животного, это указывает на наличие болезни [«отравление ядами».

2.3] Если все эти признаки нестабильны и остаются сомнения относительно наличия «отравления ядами», изучай тайные [признаки]. Если [болезнь] «вздымается» после употребления похлебки из чху-рца с добавлением рыбы [или] свинины, значит это определенно «отравление ядами». Дай в вечерние сумерки пригоршню сгущенного в воде [отвара из] ру-ракша-лнга – если будет смятение ума, тяжесть в теле и озноб, значит [отравление] имеется. Или дай одну дозу рэ-рал с восемью пригоршнями коровьего молока – если вырвет, значит есть. Если порошок из рнам-пар, т. е. йуг-шинг, цан-дан-дкар-по и скйер-шун, запиваемый настоем спйи-жур, т. е. стаб-сенг, вызовет понос, рвоту или колики и т. п., значит [отравление] есть. Если отвар из а-ру, спанг-ргйан-дкар-по, сэ-ргод и скйер-ба’и-бар-шун вызовет боли во всех крупных суставах, а также в мелких костях ниже запястий, значит есть. Или дай прокипяченный в коровьей моче [порошок из] шуг-’бру, шинг-кун, гла-рци и ’брас-бу-гсум – если усилятся колики по «месту падения» [болезни], значит это «отравление ядами». Вечером дай отвар из сэ-ргод и ’ом-бу’и-бар-шун, а утреннюю мочу прокипяти в чистом сосуде до полного выпаривания жидкости – если [в результате моча] соберется в отдельные [капли], значит отравление безусловно есть.

Если при помощи всех [этих методов] не удается определить [наличие «отравления»], для прояснения [сути болезни] давай любые «собирающие» лекарства из приведенных ниже – если появятся любые описанные признаки «сбора», значит [«отравление»] безусловно есть, а если не появятся, а также если появятся другие признаки, значит наличествует болезнь подобия отравления и истинной болезни «отравления [ядами»] нет – очень важно не принять болезнь подобия отравления за [истинную] болезнь «отравление ядами». Лучшим «собирающим» лекарством будут пилюли из бцан-дуг, дкар-по-чхиг-тхуб, дбанг-лаг, йунгс-кар, пхаг-кхраг, ка-ра и бзанг-друг-сна (?) – если после приема [этих пилюль] появится вздутие и урчание, [ощущение] скручивания желудка, понос или рвота, значит точно [отравление есть]. Кроме того, [можно приготовить следующее «собирающее» лекарство: порошок из] ргйа-ру и бсе-ру-дкар-по, [взятых] поровну, а также «тайного лекарства из соков», т. е. цан-дан-дкар-по, и гла-рци, [дозы которых] последовательно уменьшаются наполовину, <Для очищения от ядов [приготовленную смесь следует] смешать [с порошком из] бзанг-друг, вес [которого должен быть] равен [весу описанной] четверки, и оставить на полмесяца.> замеси [на воде и оставь] на сутки, [а затем] сверни в пилюли размером с набухшие горошины; перед сном [это лекарство следует] запить настоем гйер-ма, воздержавшись от ужина, в утренние сумерки – мочой, а на рассвете – топленым маслом; [если после приема этих пилюль] будет понос, рвота, боли в желудке и т. п., значит [отравление] есть. Или [применяй] «тайное лекарство из трав» – [имеется в виду растение] ко-тха, техника сбора которого не отличается от общепринятой <– выкапывай вместе с мелкими корешками>, [а вот методика хранения будет] специфической – [хранить следует в] освященном сосуде, в темноте и так, чтобы не прикоснулась женщина; второй [особенностью является] техника долбления – если при долблении семена будут вылетать [из ступы] наружу, выполняй «правый обход по кругу», не говоря ничего, кроме многократного начитывания двух слогов «ко-тха«; третьей [особенностью будет применяемая] методика заквашивания – порошок из выше[описанного растения] полдня продержи в трех фарфоровых чашках с хорошим вином, которые поставишь [в ящик] с ячменем, а чтобы не попала пыль и т. п., накроешь чашки крышками; четвертой [особенностью является] способ приема – дай [лекарство] в утренние сумерки, переложив подушку от головы к ногам, затем над подушкой больного установи [изображение божества (?)] Лха-рджес, а больному дай кусочек «красного» мяса, после чего троекратно воздай хвалу [божеству] Лха-рджес, а затем пусть хвалу произнесет больной, после чего промой [больному] рот и уложи, запретив разговаривать – если [отравления] любыми ядами нет, [это лекарство] не окажет ни пользы, ни вреда, а если есть, будет понос, рвота и урчание в животе. [Это лекарство к тому же] «собирает» и одновременно «убивает» [болезни из-за ядов.

Были описаны методы] распознавания болезни [«отравление ядами»] по общим признакам 106 – наружным, внутренним и тайным.

[2.4] О распознавании ингредиентов [ядовитого] состава <в подробном и кратком [изложении]>.

[При отравлении] ядом из драгоценностей возникает слабость, мясо усыхает и становится по цвету все более бледным, боли и жар не очень сильные, в желудке [ощущаются] колики и холод, а во рту привкус ржавчины, пропадает эрекция, желтеют глаза, будет вздутие внутренностей и отрыжка, после употребления жо возникает кровавый понос. [При отравлении] составами из камней желудок тяжелеет и твердеет, истончаются конечности, опухает лицо, проявления [болезни] указывают на жар, но при «вытягивания» [жара болезнь] переходит в холод, над печенью, желчным [пузырем], желудком и селезенкой «сворачиваются» скран’ы. [При отравлении] мясными составами будет дискомфорт в желудке и печени, краснеют белки глаз, мутнеет в глазах, будет закупоривание пищевода, охриплость, кровавый понос или кровохарканье, болят те [части тела], мясо с которых содержится [в ядовитой смеси – может быть мясо с] головы, шеи, наружное мясо, внутренности и т. п., ощущаются внезапные боли неопределенной локализации. [При отравлении] волосяными составами – из усов тигра и т. п. – [будет такое чувство], будто бы в нижней части живота ползает насекомое, [там же] возникают боли, тонкая кишка «разъедается» кровью, будут колики вдоль крупных «внутренних каналов». [При отравлении] составами из «соков» будет болеть половина тела, на этой стороне <– там, где болит,>усыхает мясо, будут боли в голове, ногах и крупных суставах, озноб, нарастает жар, мутнеет в глазах, появляется ощущение скручивания в диафрагме <– во внутренностях>. [При отравлении] составами из природных ядов – бонг-нга, тханг-пхром и т. п. – будут неметь язык и основание ногтей, мутнеет в глазах, чернеют зубы, трескаются язык и губы. [При отравлении] составами из трав будут боли в «скелете» <– [имеется в виду] костный каркас тела, [т. е.] позвоночник, ключицы, костные соединения рук от плечей, костные соединения ног от таза [и т. п.]>, «одеревенение» сухожилий конечностей, тело [становится на ощупь] холодным, будет сердцебиение, смятение ума, [больной] падает при ходьбе, одержим навязчивой идеей об отеках рта и губ.

[2.5] Тайные наставления о распознавании ингредиентов [ядовитой смеси].

Полей кровью из безымянного пальца больного [порошок из] йунг-ба и гу-гул – если образуется желтый узор, значит яд [содержит] шерсть хищных зверей. В кипящую в котле мочу брось стекло – если половина [стекла] почернеет, значит [в смеси присутствует] тот же [яд], что и выше. В [наполненный] мочой котел влей слюну больного и добавь [порошок] а-ру – если [слюна свернется в] черные шарики, значит присутствует яд из перьев павлина. В [наполненное] собачьей кровью медное блюдо брось [порошок из] бсе-ру и бонг-нга-дкар, [а затем] влей мочу [больного – если смесь] посветлеет, значит имеется яд из заячьей желчи. В мочу девочки, не достигшей восемнадцати[летнего возраста], влей раствор скйер-кхан и мочу больного – если образуются черные шарики, значит имеется яд из бйанг-кхра. В свиную кровь брось [бри-гу-]сер-тхиг и кал больного – если образуются желтые шарики, значит имеется яд из мозгов жабы. Подобным же образом [порошок из] конины и ослятины, а также сушеного кала больного смешай с желчью павлина – если [смесь станет черной] как древесный уголь, значит имеется яд из драгоценностей. В огонь [горящих веток растения] скйер брось [порошок из] браг-спос, бсе-ру, йунг-ба и гла[-рци, а появившийся] дым заставь вдохнуть через нос – если из носа пойдет бледно-красная кровь, значит яд [проник через органы] обоняния.

[2.6] О распознавания [«отравления ядами»] исходя из «места падения».

При «падении» [яда] в сердце будет заикание, смятение ума, сильная потливость, частое чихание, [больной] издает протяжные стоны. При «падении» в легкие будет частый кашель, заложенность носа, зуд, чихание, охриплость и сильная икота. При «падении» в печень будут боли в глазах, рвота желчью и колики в диафрагме. При «падении» в селезенку губы [покрываются] трещинами, будет вздутие и колики в левом боку. При «падении» в почки будет «одеревенение» ног, задержка мочи и шум в ушах. При «падении» [яда] в любой из шести «полых» органов будет отрыжка и рвота, несварение пищи, вздутие и урчание в тонкой и толстой кишках, «бросает в жар», возникает понос. При «падении» в мясо будет подергивание [мышц] и судороги, «отстегиваются» суставы, бледнеет кожа. При «падении» в сосуды [в области локализации] сосудов будут судороги, пульсирующие [боли] и онемение. При «падении» в сухожилия «деревенеют» мышцы спины, стягивает конечности. При «падении» в кости будут боли во всех костях – [в костях] позвоночника и т. п., отекают суставы, из-за чего тяжело сгибать и разгибать конечности, все кости усыхают [и болят – боли] не имеют определенной локализации.

[2.7] Когда посредством этих общих и частных методов распознавания удостоверишься [в наличии отравления, определи], возможно излечение или невозможно. Признаки смерти, [указывающие на] невозможность [излечения суть]: усыхает мясо, вваливаются виски, пропадает аппетит или возникает рвота в меру съеденной пищи [и выпитого] питья, бледнеют язык, десны и ногти, истощаются «силы тела», тело покрывается черными нарывами, появляется удушье, отекают «пять мест» <– живот, грудь и [область локализации] копчика (?), т. е. ’дус-со-гсум, а также тайная [точка] печени и стык 16-го [позвонка]>, возникает сумасшествие, [больной] отказывается от приема любых лекарств, [содержащих] яды, появляется понос разложившимися внутренностями, а также понос и рвота свежей кровью, [от которой исходит] дурной запах – при наличии этих признаков рекомендуется отказываться от лечения. Очень важно [знать] все общие методы распознавания; если при помощи частных [методов] не удается определить состав ядовитой смеси, [по крайней мере, определи] возможность излечения посредством выше[описанного] обследования [исхода болезни.

3.] Методов лечения шесть – «собирающие», «убивающие», «очищающие» и «комплексные» 107 лекарства, заклинания, усиливающие [действие лекарств], и «обрубание хвоста» [болезни].

[3.1] Хотя существует очень много «собирающих] составов, [здесь будут описаны лишь некоторые. Чтобы «собрать» яды,] несколько раз дай в теплом виде сгущенный отвар из сэ-ргод, скйер-ба, браг-жун, пхаг-кхраг, луг-ру-смуг-по, рэ-рал и ’ом-бу. По утрам [в течение] одного, двух [или] трех дней – в зависимости от [«сроков] падения» болезни – давай [порошок из] йунгс-кар [030], шинг-мнгар [060], бонг-дкар [020], пхаг-наг-кхраг [100], рэ-рал [050], гсер-мдог [050] и дза-ти [050], запиваемый пригоршней холодной воды. [С целью] «сбора» снова и снова давай [состав] «Тханг-чхен-25″, описанный в главе [о лечении] смуг-по. Признаки «сбора» таковы: будет тяжесть в теле, одолевает лень, пропадает аппетит, сохнет во рту и на языке, возникают колющие боли в желудке. Если эти признаки не появились, значит [яды ещё] не «собраны» и [необходимо] продолжать прием [«собирающих» лекарств]. После появления признаков «сбора» продолжать прием «собирающих» лекарств нельзя, поскольку из-за излишнего [действия] «собирающих» [лекарств] яды [могут вновь] разойтись по сосудам.

[3.2] После того, как «соберешь» [яды, назначай] «противников», которые «убивают» [болезнь. Давай описанный] в великой тантре состав 108 из «соков» [под названием] «Ргйал-блон-27″, в котором бсе-ру, му-тиг, лчагс-пхйе, цха-ла и мцхал «разрушают» яды из драгоценностей, а-мри-та, т. е. чхос-сман, ги-ванг и бзанг-по-друг «разрушают» яды из «соков», бре-скйес-рэ-рал, ’ом-бу, сэ-ргод и скйер-ба’и-бар-шун «разрушают» яды из трав, цан-дан, а-ру, спйи-жур, т. е. стаб-сенг, и бонг-нга-дкар «разрушают» природные яды, а ми[-мкхрис], дом[-мкхрис], пхаг-мкхрис и пхйа-цхан-гсум «разрушают» мясные яды. [Описанное лекарство] гарантированно «разрушает» [ядовитые] составы из драгоценностей, «соков», трав, природных [ядов] и мяса; если имеются признаки наличия конкретного [ядовитого] состава, увеличь дозировку «противников» этого [яда]. «Разбивает» [любые] яды порошок из стаг-ша, го-снйод, кйи-лче, шинг-мнгар, цхос, йунг-ба, гла-рци, над-па’и-дри-чхен, браг-жун, ми-ша и лчагс-жун в смеси с сахаром, запиваемый настоем сенг-лденг. Или «посади верхом» на белый сахар [порошок] «Манг-сбйор-чхен-мо» из а-ру [080], браг-жун [080], гсер-гйи-мэ-тог [050], кхйунг-сдер [050], дп’а-по-сер-по [050], бйа-пхур-леб [050], ру-рта [040], бонг-нга-дмар [050, бонг-нга-]сер [050, бонг-нга-]дкар [050], дуг-нйунг [040], хонг-лен [040], гй’а-кйи[-ма 030], ганг-га-чхунг [050], рэ-рал [050], браг-спос [040], ’ом-бу [050], при-йанг-ку [040], му-мен [030], бйу-ру [030], гйу [070], му-тиг [040], мцхал [040], гла-рци [050], ги-ванг [050], ба-ша-ка [040], тиг-та [040], гангс-тхигс [050], зи-ра [050], ба-ле-ка [040], бсе-ру [050], цан-дан-дкар [050, цан-дан-]дмар [040], чху-сер-сман-гсум, т. е. спос[-дкар 030], тха[л-ка-рло-рдже 040] и со[-ма-ра-дза 040], ге-сар-гсум, т. е. на-га [040], падма [030] и пушпа [030], бзанг-друг, т. е. чу[-ганг 030], гур[-гум 020], ли[-ши 030], дза[-ти 040], су[г-смел 030] и ка[-ко-ла 020], пхйа-цхан-гсум – [имеется в виду сырой] кал новорожденных [животных] ми, рта и кхйи [050:050:050] – и сэ-’бру [040. Как сказано в] непревзойденных наставлениях, [это лекарство] полностью устраняет [последствия отравления] любыми ядами – составленными ядами, превращенными ядами, природными ядами, зрительными ядами, контактными ядами, «ядами солнечных лучей» 109 , ядовитыми испарениями и т. д., «вытягивает со дна» скрытый жар и застарелый жар.

[3.3] При этих болезнях особо рекомендуются «очистители». [Перед проведением «очищения»] четыре-пять раз дай «собирающее» лекарство – длительная подготовка при выполнении этой [процедуры] не нужна. [Произведи] омовение [больного] и массаж, а затем [дай] «очищающее» лекарство. [Для приготовления «очистителя» растение] ко-тха собери, измельчи и т. д. с соблюдением всех инструкций, которые были описаны [выше в тематической] вставке: [вначале каждое растение] раздолби по отдельности, а затем все вместе, [добавь] семь размолотых зерен риса и смешай с чистой водой <– [объемом] с птичье яйцо>; [получившуюся смесь], завернув в мешочек из не имеющей запаха хлопчатобумажной ткани, отожми в драгоценный не имеющий трещин сосуд; [процеженную жидкость] освяти [начитыванием] двух тайных слогов <– ко-тха>. Способ приема [«очистителя»:] в течение трех дней [следует] избегать утомительных прогулок и отказаться от жирной пищи, [затем начинай] вредящей пищей «возбуждать» [болезнь; уложи] больного так, чтобы изголовье оказалось на востоке – [если в этом] направлении нет [мест обитания] злобных са-бдаг’ов; [для установления] причинно-следственных связей (?) врачу [следует] съесть кусочек «красного» мяса и семь, девять [или] одиннадцать раз омыть рот водой; [давай «очиститель»] больному [раз за разом] подмешивая к пище – давая следующую дозу по мере переваривания пищи, с каждой дозой [лекарства пусть проглатывает] по горошине; сразу после приема [«очистителя»] уложи [больного в постель], переместив изголовье в ноги; затем [больному следует] встать на корточки и пребывать [в такой позе], не разговаривая. [Через некоторое время] возникнут пульсирующие боли, урчание, дрожь, страхи и т. п. – вначале в результате «сбора» [яда] будут боли во всем теле, в средний [период] в результате «убийства» [яда] появится урчание в желудке и толстой кишке, а в конце [произойдет «вычищение» всех] болезней и будет сильный понос. [Если «очиститель»] не «проделает отверстия», значит доза [лекарства была слишком] маленькой – необходимо увеличить [до такой величины, чтобы произошло] «очищение». Выход всех проглоченных ранее горошин или шелухи [от гороха будет означать, что] «вычищение болезни ядов» произошло. «Очищение» гарантированно избавляет от «болезней [ядов»]. Если [больной] ослаблен, а внутри [все ещё] сохраняется застарелая [«болезнь яда»], поддержи [силы] свежей и «сочной» [пищей, а затем] вновь и вновь производи послабление до [полного] «вычищения» [яда] – назначай повторно любые «очищающие» лекарства [из описанных] выше <– этот специфический или описанные в предыдущих главах ["очистители" из] дан-рог и т. п.> или «Рин-чхен-цха-гранг-дбанг-по’и-рил-бу«, применяй [любых] подходящих «противников» этой болезни.

Если, несмотря на такое лечение, [болезнь] не «выходит», если длительно [протекающая] болезнь «рассеивается» [или] превращается в хроническую, тогда, если позволяют силы [больного, выполни назначения, описанные ниже]. До появления признаков «сбора» давай «собирающие» лекарства; при появлении полного [набора признаков] «сбора» произведи омовение, растирание и массаж, а затем дай [состав-]»разведчик» из лчум-рца, а-ру-мчху-ринг, ргйам-цха, чху-ма-рци, скйер-шун и пи-пи-линг – это [лекарство поможет] оценить «твердость живота», [что необходимо для определения дозировки «основного очистителя». Чтобы приготовить] «основной [очиститель», возьми поровну (?)] бсе-ру, гсер-мдог, бонг-нга-дкар, лчум-рца, днгул-чху-дуг-брал, тайное лекарство <– поскольку болезни ядов как правило "падают" в печень, [в качестве тайного лекарства следует] взять семь плодов [растения] донг-га>, рэ-рал, гла-рци и ргйа-цха в небольших количествах каждого, добавь дур-бйид-даг-гранг-’дул-кханта, [вес которого должен быть] равен суммарному весу всех [остальных ингредиентов; получившуюся смесь измельчи в порошок и сверни в] пилюли, [которые будешь давать по] тринадцать, пятнадцать [или] семнадцать штук – в зависимости [от «твердости живота»], «подгоняя кнутом» – сингс-по, [который в данном случае служит] заменителем [настоя из] ко-тха. Если понос будет недостаточно сильным, [давай эти] пилюли повторно – [до тех пор, пока не появится] понос цвета яда, [вызвавшего отравление]. Любой яд – даже подмешивавшийся к пище в течение месяцев [или] лет – постепенно [выйдет вместе с] калом. Когда после правильно выполненного «очищения» будет выходить лишь «кнут», мягко останови [понос] «прохладной» [или] «теплой» [пищей – похлебкой из] риса и т. п. При очень старом «въевшемся» отравлении [следует давать] «собирающие», «убивающие» и «очищающие» [лекарства] повторно, одновременно поддерживая «силы тела» [подходящей пищей.

3.4 Когда больной] ослаблен, а болезнь застарелая, давай лекарства, которые одновременно «собирают» и «убивают» [яды. Давай] порошок из а-ру, браг-жун, бонг-нга-гсум, [т. е. бонг-нга-]дкар, [бонг-нга-]сер и [бонг-нга-]дмар, дп’а-бо-дкар, [дп’а-бо-]сер, цан-дан-дкар, [цан-дан-]дмар, чу-ганг, гур-гум, ги-ванг, чхос-сман, рэ-рал, йунг-ба, дом-мкхрис, сэ-’бру, сэ-ргод, скйер-ба и йунгс-кар, запиваемый настоем браг-жун. [Это лекарство] одновременно «собирает» и «убивает» [яды].

Или [в соответствии с] традицией Жамбы [давай] запиваемое кипятком [лекарство] » ^ Бсе-ру-17″ из тщательно измельченных бсе-ру-дкар-по-жиб-пар-чху-брдунгс 110 [100], ги-ванг [010], кхйунг-сдер-смуг-по [060], рма-бйа’и-ша [100], гла-рци [080], рэ-рал [100], ’ом-бу [100], гсер-гйи-мдог [100], гур-гум [060], спанг-рци-до-бо [060], пхаг-па’и-кхраг [100], сэ-ргод [080], скйер-ба’и-бар-шун [080], бонг-нга-дкар [060], браг-жун [060] и тайных лекарств из «соков» и трав <– [тайным лекарством из] "соков" является цан-дан-дкар-по 111 , а из трав – йу-гу-шинг>, которое [одновременно] «собирает» и «убивает» [яды], а также является «противником» любых отравлений, вызванных ядовитыми смесями.

Или сверни пилюли размером с горошину из смеси тщательно измельченных тайного лекарства <– [в данном случае берется] печень [птицы] рма-бйа или печень человека, выжившего после [отравления] ядами>, браг-жун, лчагс-пхйе, а-ру-гсер-мдог, гла-рци, бсе-ру-дкар, бонг-дкар, бжи-нам, бзанг-друг, дом-мкхрис и ргйа-цха, [взятых] по «хорошей» дозе, с присоединением трех жо кхант’ы из чхар-нйунг – если принимать [эти пилюли] по пять [или] семь штук три раза в день, запивая водой, произойдет «собирание ядов и убийство болезней [ядов] в канавах».

Или давай [порошок из] днгул-чху, двух тайных лекарств <– гла-рци и су-ми-дмар-по>, дп’а-бо-дкар, [дп’а-ба-]сер, бонг-дкар и го-бйи-ла с отваром лодыжек – [это лекарство не только «собирает» и «убивает» болезни ядов, но и] уменьшает колики.

Пилюли на патоке, [используемой в качестве] «коня», из дбанг-рдо-рил, бсе-ру, гур-гум, нйунг-ма-йи-кханта, дза-му-ра, т. е. дрел-пхруг-ги-пхйа-цхан, тайного лекарства, т. е. гйу-рнйинг, ли-ши, чу-ганг, гла-рци, гсер-гйи-бйе, ру-рта, нйи-дг’а, сдиг-срин, ’брас-сна-гсум, цан-дан-дкар-по, ги-ванг, ба-ша-ка, рэ-рал, го-йу, ’брас-гсум, ргйам-цха и мцхал-дкар «собирают» и «убивают» свежие и застарелые болезни ядов, а также застарелый жар.

У любого [из этих лекарств можно] «менять наконечник стрелы» в зависимости от «места падения» и типа яда <– [подразумевается добавление] лекарственных ингредиентов, указанных при описании [состава] "Ргйал-блон-27″ 112 >.

[3.5] Или лечи тайными заклинаниями.

[Если прочтешь заклинание] «Ом-ка-ли-ку-ку-ри-ханг-’унг, ’бу-’дзу-бха-ти-се-дхан-дха-бхис, бха-ганг-’унг, а-на-бхис, дхес-ганг-’унг, бхис-па-рик-’унг, бхис-ганг-дхи-бхис, ха-ра-ха-ра-ме-хум-кхйи-сва-ха, сраб-бха-ра-бхис, ла-хи-ка-ра-а-мри-та-ка-ри-ба-ри-на-хо, ма-ха-де-ро, ни-лен-кан-дха-то-хор-ца, ха-ри-бхис, нан-ти-бхис, Ом-шад-ди-шад-ди-сва-ха, Ом-шед-шед-пи-шед-сва-ха, Ом-круг-ле-хри-а-хри-кха» для собственной защиты двадцать один раз, а для защиты другого [человека] сто или тысячу раз, вылечишь «болезни ядов», полностью «разрушишь» [яд] бцан-дуг, мясные яды и составленные яды. Можно написать [это заклинание на бумаге] золотой [краской] без точек, разделяющих слоги, и носить [получившийся амулет при себе для защиты]. Это были наставления из королевской тантры.

Или [применяй] следующие ещё более тайные наставления: как только солнце [позолотит вершины] гор, молча [сядь на] удобное сиденье и произведи самопорождение [в образе] павлина с телом зеленого [цвета], с желтым клювом, красными глазами и ногами; [визуализируй как из] макушки распространяются очень [яркие] пятицветные лучи света, клювом и когтями [павлин] вонзается в желудок и печень [больного], пожирая [имеющийся там] яд …

Или на рассвете до того, как запоют птицы, за один выдох двадцать один раз произнеси «Ха-рам-кам«, [а затем] пососи безымянный палец левой [руки и тогда] в течение трех лет отравленная [пища] будет выскальзывать (?) [из рук].

Или дай проглотить натощак бумажку, на которой чистой китайской тушью [нарисована] эта «дикая» буква – .

При любых отравлениях [рлунг] «Выравнивающий огонь» прекращает [«участвовать»] в переваривании пищи, поэтому время от времени присоединяй [в лечении лекарство] «Дангс-ма-гнас-’джог«. Если отравление «сопровождается червями», давай [описанный в] 4 т. ЧШ [порошок] «Гур-гум-13″ с добавлением пхаг-кхраг. Кроме того, [при лечении] этих болезней [в назначаемых лекарствах] увеличивай дозировку «противников» [тех нйес-по –] рлунг, мкхрис, бад-кан [или] крови, которые «возвысились». Куда бы не «опустился» [яд – в] мясо, кожу, сосуды, кости, «плотные», «полые» органы [или в] суставы, присоединяй [в лечении] соответствующих «проводников», «противников» и «союзников». При любых возникающих осложнениях выявляй основную болезнь и «убивай» [эту болезнь подходящими методами лечения]. Однако, несмотря [на наличие столь подробных наставлений], во времена упадка [нерадивые] лекари, не зная [соответствующих методов] лечения, [будут назначать] неподходящие лекарства и диету, которые будут лишь «возбуждать» эти болезни – [в результате такого лечения отравления] чаще всего вызывают появление скран’ов и [дму-]чху. При появлении подобных [осложнений] опытный [врач, применяя методы] лечения, описанные в соответствующих главах, [может исправить] ошибки [невежд и спасти больного.

3.6] После этого, чтобы предупредить возврат [болезни], применяй методы «обрубания хвоста»: назначай [ванны в] горячих источниках типа чонг-жи пяти разновидностей; рекомендуй в течение года отказываться от употребления рыбы, свинины, подгнившего мяса и «коней» [ядовитой] смеси, от верховой езды и совокуплений.

[Этим] завершается сто двадцать третья глава, [в которой даны] наставления о лечении отравлений составленными ядами из «Дополнений» к тайной Тантре наставлений восьмичленного сущностного нектара, [уподобляемого] драгоценности, преодолевающей страдания, кинжалу, пресекающему аркан преждевременной смерти.

Источник статьи: http://medznate.ru/docs/index-73856.html?page=6

Оцените статью
Adblock
detector