Усы у бабы яги
АЗБУКА БАБЫ ЯГИ
У меня есть любимая бабушка. Живёт она в Калужской области. И зовут её баба Яга. Каждое лето я заезжаю к ней — дровишек порубить, избушку подправить.
Яга — бабуля не очень молодая. Она, правда, говорит, что ей всего семьсот лет, но я думаю, больше. И нога у неё побаливает костяная, и поясницу ломит, а в последнее время склероз старушку замучил: заклинания волшебные стала забывать.
Вызвала Яга дождь для поливки огорода, а вместо дождя град пошёл…
— Все огурцы побил! — пожаловалась Яга. — Совсем я дура стала!
— А вы бы свою книгу Волшебную посмотрели, — говорю ей. — Ту, что у вас в чулане лежит.
— Лежать — лежит, да толку от неё как от козла молока! — вздохнула Яга. — Читать-то я не умею. С рождения неграмотная. А книжку просто так держала, для фасону…
— А хотите, я вас читать научу? Я для детей целую Азбуку написал…
— Что ещё за Азбука? — заинтересовалась старуха.
— Это, — говорю, — книжка такая. По ней все буквы можно выучить. А кто буквы выучит, тому читать научиться проще пареной репы.
Стал я ей Азбуку читать. А бабка половины слов не понимает: ни слова «компьютер», ни «экскаватор», ни даже «бегемот».
— Не понимаю я этих Бебемотов! У нас в Калужской области они не водятся. Медведи водятся, волки водятся, обормоты встречаются, а Бебемоты — нет… Больно сложная эта твоя Азбука. И помру я, — вздохнула баба Яга, — как родилась, неграмотной!
«Ну уж, — думаю, — нет!»
И решил написать такую азбуку, чтобы любой старой бабушке было понятно.
Вскоре привёз я бабуле «Сказочную Азбуку». Эту самую.
И — не поверите — Яга моя в неделю все буквы выучила, потому что русские сказки знала назубок.
Думаю, и ребята, которые любят сказки, тоже быстро освоят буквы. Да ещё и бабушек своих научат!
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=179224&p=3
Костюм Бабы-Яги своими руками
Баба-Яга может появиться на любой костюмированной вечеринке, от Нового Года до Хэллоуина. С раннего детства нам знаком этот яркий типаж с сильным характером.
Если вы решили перевоплотить ребёнка во вредную старушку, которая не гнушается “закусывать” молодыми богатырями и готовит своё варево в избушке, ниже вся нужная информация.
Расскажем, как создать костюм и полностью вжиться в роль с наименьшими затратами времени и средств для родителей.
Создаем костюм Бабы-Яги
Вспоминаем основные черты образа. Баба-Яга живёт одна в лесу, ходит в лохмотьях, горбится. Значит нужны: юбка и кофта понеряшливее, платок на голову и горб.
- юбка — длина любая, главное, чтобы ребёнок не путался в ней при ходьбе
- фартук
- рубашка с рукавом — не новая и не белоснежная. Выбирайте по принципу “не жалко”
- платок, можно несколько
- небольшая диванная подушка — из неё будем делать горб
- полосатые носки или колготки
- мешковина, отрезы ткани или старых вещей на заплатки
Примерно так будет выглядеть конечный результат, на него и ориентируемся.
Самые простые детали образа — это юбка и кофта.
Для кофты используйте старую рубашку, лучше на несколько размеров больше. Рукава обрежьте и по краю сделайте небольшую бахрому — эта рубашка носится уже много веков. Нашейте на неё заплатки контрастных цветов: красные чёрные, с узором — какие найдутся, желательно также контрастными нитками.
То же и с юбкой. Позаимствуйте из гардероба дочки любую имеющуюся, поищите вариант, оптимально “подходящий случаю”. Замечательно, если это будет видавшая виды вещь.
Вещи по цвету не подбирайте — чем сильнее диссонанс, тем ярче образ. Отлично подойдут юбки с нанесённым узором: в цветочек или клетку. Сверху на неё нашейте заплаты.
Баба-Яга почти всё время что-то готовит, поэтому ей нужен фартук. Если ваш слишком новый, состарьте его. Фартук светлых тонов покрасьте в чайной заварке (замочите на час-другой в чайной заварке), добавьте живописные пятна краской. Залаты пойдут и сюда.
Вместо фартука можно завязать платок поверх юбки. Напомните дочке периодически держаться за поясницу — многовековой радикулит штука серьёзная.
Для горба возьмите подушку и пришейте к ней лямки, как на рюкзак, её надеваем под рубашку. Доставляет дискомфорт- обойдитесь без неё, пусть малышка чуть сутулится — в этот вечер можно.
Самая сложная часть наряда — жилет. Старушка мёрзнет, поэтому без жилета никак. Если не нашли подходящего, придётся шить. Лучше из грубой ткани, искусственной кожи или мешковины.
Для мастериц, умеющих шить, создание этой детали не составит труда. Тем более аккуратность выкройки и исполнения здесь не нужна и даже будет лишней.
Альтернативный рецепт жилетки без шитья — взять прямоугольный кусок мешковины или другой ткани и прорезать в нём две дыры для рук. Жилетка Бабы-Яги на скорую руку готова.
На ноги наденьте полосатые чулки или гетры, либо чёрные плотные колготки.
В качестве обуви используйте калоши. Их можно расписать или надеть на них сверху разрезанный носок — дайте волю фантазии. Также подойдут домашние тапочки и валенки. Если карга современная, наденьте угги или любую другую удобную обувь, но “украсьте” её подобающим образом.
Наклейте на обувь пауков из магазина розыгрышей, листья, сухую траву — что угодно, можно нашить ту же мешковину на кеды, или тапочки с тканевым верхом.
Дополняем костюм аксессуарами
Образ колдуньи из русских сказок будет неполным без устрашающего носа, ожерелий и помела. Ступу на праздник брать не стоит — полетать вам вряд ли удасться.
Начнем с носа. Есть желание и время — вспоминаем школьные годы и создаём нос из папье-маше. Ребёнку мастерить эту деталь с вами доставит массу удовольствия и веселья.
Создаем слепок носа из пластилина. На него в несколько слоев накладываем вымоченные в ПВА обрывки газет. Ждём пока изделие высохнет, раскрашиваем, делаем по бокам отверстия, протягиваем резинку — и важнейший атрибут колдуньи готов.
Если нет желания тратить время на создание носа — в магазинах розыгрышей и карнавальных костюмов продаётся масса бутафорских частей тела. Выбирайте любой, главное подходящий по размеру ребёнку.
На шею повесьте характерные ожерелья — это могут быть искусственные насекомые на шнурках, мухоморы на ниточке или просто связка сушёных грибов. Мухоморы сделайте из папье-маше или купите пластмассовые копии в магазине игрушек.
Простая ниточка красных бус тоже подойдёт нашей старушке.
Следующий важный атрибут — помело. С ним проще всего — покупаете метлу или собираете приглянувшиеся ветки и связываете верёвкой. Вместо ровного магазинного древка используйте палку, подобранную на прогулке в парке. Чем кривее, тем лучше. Но палка не должна быть слишком длинной, иначе ребёнку будет некомфортно и есть шанс “зашибить” других сказочных персонажей.
Завершающий штрих — платок, повязанный на голову. Выбирайте яркий цвет, так малышка будет выглядеть наряднее. Повязать можно как угодно — главное удобство.
Для полного сходства добавьте к костюму ведьминский макияж и причёску. Нарисуйте широкие неряшливые брови чёрным карандашом. Лицо “вымажьте” тенями и прорисуйте рельеф тёмными румянами, карандашом или аквагримом. Добавьте пару бородавок — грим закончен.
Как вжиться в образ
Напомните ребёнку — что его образ злобная Баба-Яга. Посоветуйте делать зверское лицо, хмуриться и иногда зловеще хохотать и потирать руки.
Предложите “заколдовать” приглянувшегося добра-молодца и внимание окружающих обеспечено. Пересмотрите вместе бессмертные сказки Роу, где Баба-Яга поражает зрителей своей харизмой и позаимствуйте у неё некоторые выражения, типа “Фу ты ну ты, духом человечьим здесь пахнет”.
Детский костюм Бабы-Яги, сделанный своими руками, придаст образу индивидуальности и ребёнок в нём будет самым ярким персонажем на вечеринке. А мама прослывет креативной мастерицей на все руки. Главное предупредите юную Бабу-Ягу, что заколдовывать никого по-настоящему не нужно. Не забудьте сделать яркие фото и наслаждайтесь результатом проделанной работы.
Источник статьи: http://www.my-karnaval.ru/info/kostyum-baby-yagi-svoimi-rukami/
Баба Яга . мифология, теории, версии
Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.
Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.
Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами.
У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями.
А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
«Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. «
А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина.
Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.
Её имя находит отклик в нескольких славянских языках — польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар». В словаре Даля мы можем найти даже толкование созвучного «ЯГАТЬ» — вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба.
Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.
«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых»* (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну), благодаря совершению определённых ритуалов.
Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора, высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы — Яги и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы — Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.
Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.
Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.
Её считали заботливой берегиней. Имя «Яга» получилось из-за огрубления «Яшки», т.е. «ящура», а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово «пращур» — предок. Баба Яга, согласно этой теориии — прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Куриные ножки избы на самом деле звучали как «курьи ножки», что в различных толкованиях может восприниматься и как пыльные (курява) или как ножки-подпоры того же «куреня», обозначения избы закрепившееся в Украине и некоторых южных регионах России.
Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга.
Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов.
Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Ее почитали как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.
В период христинизации Руси необходимо было искоренить языческие верования народа, и потому языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Мокошь упомянута в многочисленных поучениях против язычества . «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся»
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобную старуху-людоеда.
Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков.
это часть статьи взятой с просторов интернета «Как менялись легенды. Баба-Яга»
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii