- Звуко-буквенный разбор слова УСЫ
- ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «УСЫ»
- !Комментарий
- ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
- Автоматизация звука С картотека по логопедии (старшая группа)
- Автоматизация звука [С] Картотека заданий.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Автоматизация звука С в слогах и словах
- Постановка звука С в словах, слогах и словосочетаниях
- Артикуляция звука С
- Автоматизация звука С в слогах
- Автоматизация С в прямых слогах:
- Автоматизация С в обратных слогах:
- Автоматизация С в интервокальных слогах:
- Со стечением согласных:
- Автоматизация звука С в словах
- Автоматизация С в начале слова:
- Автоматизация С в середине слова:
- Автоматизация С в конце слова:
- Автоматизация звука С в словосочетаниях
- Дыхательная гимнастика и упражнения
Звуко-буквенный разбор слова УСЫ
В слове усы 2 слога: у-сы, ударение падает на второй слог усы́.
Транскрипция слова [усы]
- у — [ у ] — гласный , безударный
- с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
- ы — [ ы ] — гласный , ударный
3 буквы, 3 звука
Цветовая схема слова
Cколько звуков в слове
УЖИН
Примеры фонематического анализа слов с такими буквами: СУЫ
Буквы а, о, у, ы, э делают предыдущий согласный твёрдым, буквы я, ё, ю, и, е — мягким.
Cколько звуков в слове
АРМЯНИН
Верно ли значение у слова?
ХИЛСОН137
«ХИЛСОН137» (XLSON137) — популярный украинский видеоблогер и автор песен.
© 2019–2021. Все опубликованные материалы носят информационный характер и предназначены для ознакомительных целей. Их нельзя использовать в качестве решения заданий.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.
Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.
Источник статьи: http://zvukibukvy.ru/%D1%83%D1%81%D1%8B
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «УСЫ»
В слове ус ы́ :
1. 2 слога (у-с ы́ );
2. ударение падает на 2-й слог: ус ы́
!Комментарий
См. тж. инфинитив ус, от которого образовано слово «усы».
1) Транскрипция слова «ус ы́ »: [ус ы́ ].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
у | — | [у] | — | гласн., безударный ; ниже см. §§ 9, 10. |
с | — | [с] | — | согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
ы | — | [ ы́ ] | — | гласн., ударный ; ниже см. § 8. |
3 буквы, 3 звука
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 8. Буква ы обозначает гласный [ы] внутри слова после твердых согласных, в том числе и после [ц] (кроме [ш], [ж], после которых пишется и; см. § 7). Ср. мыть, заб ы́ ть, дым, был а́ , сыт а́ , дым о́ к, дымов о́ й, цыц, к у́ цый.
§ 9. Гласный [у] как под ударением, так и в безударных слогах произносится в соответствии с написанием. Он обозначается на письме буквами у и ю.
§ 10. Буква у обозначает звук [у] в следующих положениях; а) в начале слова: ум, у́ лица, уд а́ р, убир а́ ть; б) после гласных: на у́ ка, па у́ к, зауч и́ ть, в ы́ учить, с о́ ус, кл о́ ун; в) после твердых согласных: сук, пух, куст, шум, жук, пуч о́ к, бук а́ шка, кул а́ к, шум е́ ть, цук а́ ты, пулемёт, жуликов а́ тый, в ы́ куп, в ы́ ступ; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: ч у́ тко, чуб, щ у́ ка, чуд а́ к, чуг у́ н, чудак и́ , на о́ щупь, пл а́ чут.
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
Источник статьи: http://fonetika.su/?word=%D1%83%D1%81%D1%8B
Автоматизация звука С
картотека по логопедии (старшая группа)
Автоматизация звука [С] Картотека заданий.
ИС – ИС – ИС на суку Борис повис
АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа «Открытые ворота».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях.
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/15/avtomatizatsiya-zvuka-s
Автоматизация звука С в слогах и словах
Са-са-са-сад-сад-сад
со-со-со-сом, сок, Соня, песок, носок
су-су-су-сук, суп, сумка, сундук, несу, посуда
ста-ста-ста-стадо, стакан, капуста, невеста
сто-сто-сто-место, тесто, пусто, густо
сту-сту-сту-стук, ступка, ступеньки
сты-сты-сты-кусты, мосты, хвосты, аисты
Автоматизация звука [с] в словах
Цель: добиваться правильного произношения звука [с] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук.
Автоматизация в словах:
а) со звуком [с] в начале:
Сад, сам, сани, Саня, сало, сайка, сахар, сабля; салат, сапог, салют, сарай, самокат, самолёт, самовар, сарафан;
сом, сон, соя, сор, сода, Соня, соль, совы, соты, сойка, сопка, соус, сокол, соболь, сорок, ссора, сохнуть; сосед, сорока, солонка, собака, соловей;
сук, суп, сухо, сухарь, сумма, сумка, сутки; судак, сучок, сурок, судья, сукно, сундук, сугроб, сухарь;
сыт, сыпь, сыпать, сытый, сырник; сырок, сынишка, сыроежка; свая, свора, свалка, смута, смуглый, смыть, смысл,
спор, спорт, спуск, спутник, стан, сто, стол, стон, столяр,
стул, ступа, стужа, стык, стыть, скатерть, скука, скумбрия;
сварить, свобода, смола, смутить, смычок,
спасибо, спаниель, спускать, стакан, стадион, старик, студент, стыдить, стыковка, скамейка, скакать, скользить, скорпион, скулить, сковорода;
б) со звуком [с] в конце:
Бас, нас, квас, палас, баркас,
нос, босс, трос, насос, кокос, покос, кросс, вопрос, поднос, матрос, Барбос, абрикос,
ус, вкус, трус, укус, индус,
бис, кис-кис, лис, рис, ирис, редис, Борис, Денис, кумыс, кипарис, барбарис,
вес, лес, нёс, утёс, овёс, пляс;
голос, колос, лотос, космос, термос, компас, ананас, уксус, ярус, минус, парус, палтус, фикус, фокус, кактус, глобус, автобус, троллейбус;
в) со звуком [с] в середине:
Оса, коса, лиса, роса, масса, трасса, гусак, полоса, посадка, колбаса;
песок, кусок, висок, лесок, брусок, осока, фасоль, поясок, колосок, волосок, голосок;
усы, осы, носы, весы, бусы, косы, кассы, трусы, рельсы, посылка, индусы, тунгусы, матросы, вопросы, автобусы,
барсук, рисунок; астра, асфальт, Астрахань, хруст, небосвод, спускать.
г) с ударением на слоге.
Образец: с—ам, с—оп-ка, пе-с—ок.
са сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса полоса, колбаса.
со сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий колесо, фасоль, рассол.
су суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда рисую, несут, плясун.
сы сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, ко сынка, посылка.
д) без ударения на слоге.
Образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.
са сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.
су сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.
сы сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.
е) слова со стечением согласных.
Образец: с—вой, с—патъ, прис—танъ.
сва, свосвая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.
ска, скоскала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.
сла, сло, слуслава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.
смо, сму, смы, сна, сно, снысмог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.
Игра «Добавь слог».
Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет слово «сок» («бусы»).
авто… (бусы) ре… (бусы) гло… (бусы) троллей… (бусы)
пе… (сок) воло… (сок)
ку… (сок) коло… (сок)
но… (сок) голо… (сок)
Задание «Назови второй слог, а потом все слово»
(материал предъявляется на слух).
Упражнение в назывании слов со звуком [с].
Упражнение в проговаривании названий предметов со звуком [с].
Упражнение в проговаривании имен, названий животных, продуктов питания со звуком [с].
Игра «Добавь слово»,
И-го-го! — поёт лошадка.
Спи, мышонок, сладко… (сладко).
Дядя Стёпа в этот раз Утопающего… (спас).
Динь-дон. Динь-дон, В переулке ходит… (слон).
Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты… (спишь)
Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский… (сад).
Почетный диплом получил водолаз. Он в море тонувшего мальчика… (спас).
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи. Х
вост лохматый, чёрный нос…
Кто же это? Рыжий… (пёс).(И. Киуру).
Автоматизация звука С в слогах и словах Автоматизация звука С в слогах и словах Автоматизация звука С в слогах и словах
УНП 2080457
Заславль, Минск, Заславская сш №2
+ 375-29-660-19-18
+ 375-29-555-97-67
Источник статьи: http://logosha.com/stati/avtomatizaciya-zvuka-s-v-slogax-i-slovax.html
Постановка звука С в словах, слогах и словосочетаниях
Правильная и грамотная речь – это основной навык, который позволяет людям общаться. Чтобы собеседник понимал обращенную к нему речь, важно развитие всей речевой системы в целом, и в том числе, чтобы в речи отсутствовали какие-либо фонетико-фонематические нарушения. Кроме того, фонетически и грамматически правильная речь крайне необходима в успешном обучении, а также в овладении письмом и чтением.
Неправильное произношение звука С до определенного возраста считается нормой. Но если к 5 годам дефекты остаются, то это тревожный сигнал для родителей, который не нужно игнорировать. Постановка звука С требует квалифицированной помощи логопеда, потому что это сложный многоэтапный процесс. Обращать внимание на произношение нужно начинать уже с 3-летнего возраста.
Артикуляция звука С
Прежде чем приступать к постановке и автоматизации звука С, важно знать, как именно этот звукпроизносится. Артикуляция следующая:
- Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.
- Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).
- Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.
- Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.
- Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.
- Воздушная струя сильная.
- Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.
- Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Артикуляция мягкого С’ отличается от твердого С только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается).
При произношении звука «С» могут быть следующие нарушения:
1. Звук «С» отсутствует в речи ребенка (сигматизм);
2. Звук «С» заменяется другим звуком.
Наиболее распространенными являются следующие виды замен:
- губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф»);
- призубный парасигматизм (замена на «Т»);
- шипящий парасигматизм (замена на «Ш»);
3. Звук «С» произносится искаженно.
Наиболее распространенные искажения:
- межзубный сигматизм;
- боковой сигматизм;
- носовой сигматизм.
Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений.
Автоматизация звука С в слогах
Ребенок должен повторять слоги. При этом логопед должен следить за правильной артикуляцией звука.
Автоматизация С в прямых слогах:
СА – СА – СА – СА – СА
СО – СО – СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
Автоматизация С в обратных слогах:
АС – АС – АС – АС – АС ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС УС – УС – УС – УС – УС
Автоматизация С в интервокальных слогах:
АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
АСА – УСА – ОСА – ИСА
АСО – УСО – ОСО – ИСО
АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
Со стечением согласных:
СТА – СТА – СТА – СТА – СТА СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
СКА – СКО – СКУ – СКЫ СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СВА – СВО – СВУ– СВЫ СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СФА – СФО – СФУ – СФЫ СНА – СНО – СНУ – СНЫ
Автоматизация звука С в словах
Слова нужно проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук. При необходимости логопед может повторять слово по 2-3 раза для лучшего усвоениям.
Автоматизация С в начале слова:
- [СА] – сад, сани, самокат, сауна, сапоги, Саня, сайка, сабо, самолет, сало.
- [СО] – сон, сом, совок, сок, сода, Софья, сопка, сойка, сонный, соты, соя, сотня, сокол.
- [СУ] – суп, суббота, сумка, сухо, сукно, сундук, сухой, сутки, суд, суета.
- [СЫ] – сыт, сын, сыпать, сынок.
Автоматизация С в середине слова:
- [СА] – оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса;
- [АС] – паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно;
- [СО] – песок, кусок, носок, босой, осока, высокий, поясок;
- [ОС] – пост, воск, мост, киоск, хвост;
- [СУ] – несу, пасу, посуда;
- [УС] – куст, пусто, капуста, август, фокусник;
- [СЫ] – весы, бусы, гусыня, посыпать, косынка;
- [ЫС] – выступ, выставка;
- [ИС] – писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист;
- [ЕС] – место, тесто, тесно, теснота, весна;
- [ЮС] – бюст;
- [ЯС] – ясный.
Автоматизация С в конце слова:
- [АС] – квас, бас, нас, погас, ананас.
- [ОС] – нос, покос, голос, волос, космос, поднос, кокос.
- [УС] – вкус, кактус, укус, фокус, автобус, глобус, фикус, минус.
- [ЫС] – мыс, кумыс.
- [ИС] – Денис.
- [ЁС] – пёс, овёс, утёс, унёс.
- [ЕС] – навес, лес.
- [ЯС] – пояс.
Автоматизация С в словах со стечением согласных:
Сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скула, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступеньки, ступа, студить, студент, стынуть.
Автоматизация звука С в словосочетаниях
Необходимо четко и внятно произносить следующие словосочетания, в которых содержится автоматизируемый звук С:
- Густые леса.
- Пустой сарай.
- Пёстрая собака.
- Старый костюм.
- Узкие сапоги.
- Чистая посуда.
- Вкусный суп.
- Соня устала.
- Слава в кустах.
- Саня уснул.
- У Ларисы коляска.
- Сыпь песок, Настя.
- Солёное масло.
- Солёная капуста.
- Сладкий арбуз.
- Кисло-сладкий квас.
- Спелый абрикос.
- Салат из редиски.
- Колбаса с чесноком.
- Миска с рисом.
- Высокая берёзка.
Дыхательная гимнастика и упражнения
Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука С. Для примера приведем некоторые из них:
- «Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
- «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
- «Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].
- «Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
- «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть бумажку, положенную на кончик языка. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит прямо.
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):
- «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
- «Улыбка 2». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд и тянуть звук И.
- «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
- «Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место. Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):
- «Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, «ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
- «Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
- «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх.
- «Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
- «Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
- «Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
- «Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука.
Для начала ребенок должен научиться произносить звук С изолированно. Существует несколько способов постановки звуков:
1. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».
2. По подражанию с введением игровых приемов:
- насосом накачиваем колесо (с-с-с);
- дует холодный ветер (с-с-с);
- сдувается шарик (с-с-с);
- подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).
3. От опорных звуков.
Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».
4. Механическим способом.
Взять узкую палочку (каминную спичку), палочку от чупа-чупс, положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук «С». Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук «С» поставлен.
Рассмотрим разные виды парасигматизма.
1. Звук «С» заменяется на «Ф»:
Губно-зубной парасигматизм
Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т.д.
Для того, чтобы начинать работу по постановке звука «С» в этом случае, необходимо сделать следующее:
- развивать фонематический слух (подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки «Ф» и «С»);
- выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.
При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы. Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука «С» и только после этого приступить к постановке звука.
Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука «И». Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.
2. Звук «С» заменяется на звук «Т»:
Ребенок говорит так: «толдат» – вместо «солдат», «нотки» – вместо «носки» и т.д.
Работа строится по следующим направлениям:
- Развитие фонематического слуха.
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения для выработки воздушной струи.
Звук «С» при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков «И» и «Ф» и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук «С». Можно проводить постановку звука «С» от звука «Т», меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук «Т», при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука «С», т.е. заводит за нижние резцы.
3. Звук «С» заменяется на звук «Ш»:
Ребенок говорит так: «шадик» – вместо «садик», «лашточка» – вместо «ласточка» и т.д. Работать следует так же над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится «Ш», а где «С». Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.
Далее занимаемся артикуляционной гимнастикой.
При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:
- Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С» кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш» язык поднят кверху.
- Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С» воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш» воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.
4. Звук «С» заменяется на звук «Щ»:
Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «лища» – вместо «лиса» и т.д.
При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука «С» и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука «С».
После постановки звука и отработки изолированного произношения, нужно переходить к автоматизации звука С в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Начинать всегда нужно со слогов, постепенно усложняя задачу.
Источник статьи: http://logopedprofiportal.ru/blog/795274