- Текст песни Дожиночный приговор и припевка — Уж мы вьем, вьем бороду
- Уж мы вьем бороду
- Основное меню:
- Библиография:
- Писатели — классики:
- Советский период:
- Русский язык:
- Поиск по сайту:
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Рубрики
- —Музыка
- —Помощь новичкам
- —Ссылки
- —Фотоальбом
- —
- —Стена
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- СПОЖИНКИ- славянский праздник УРОЖАЯ
Текст песни Дожиночный приговор и припевка — Уж мы вьем, вьем бороду
К хозяевам, которые в этот год отдали дочь замуж, односельчане собирались на дожин. На поле завивали «бороду» (несжатую горсть стеблей и колосьев). По окончании дожина хозяева устраивали застолье.
Приговор: — Спасибо, жнеюшки!
Сожали нивушку,
Гибкими спинами,
Белыма руками,
Вострыми серпами.
Предь на семена,
Предь на продажу,
Предь для запасу.
— Сейцас, Михаил Некифорыч, можно ли на вашем поли песня спеть о конци дожина?
— Пойте! Пойте!
Уж мы вьём, вьём бороду
У Михайла на поли.
Завиваём бороду
У Некифорыча на широком.
Да на нивы великое,
Да на полосы широкое.
Уж мы вьём, вьём бороду
У Олександра на поли.
Завиваём бороду
У Михайловича на широком.
Да на нивы великое,
Да на полосы широкое.
Уж мы вьём, вьём бороду
Да у Нины на поли.
Завиваём бороду
У Николаевны на широком.
Да на нивы великоей,
Да на полосы широкое.
Уж мы вьём, вьём бороду
Да у Анны на поли.
Завиваём бороду
У Михайловны на широком.
Да на нивы великое,
Да на полосы широкое. To the owners, who this year gave their daughter in marriage, the villagers gathered for their families. On the field curled «beard» (uncompressed handful of stalks and ears). At the end of the dinner, the hosts arranged a feast.
Verdict: — Thank you, zhneiushki!
Caught a young woman,
Flexible backs,
Belima hands,
Vicious crescents.
Prev on the seeds,
Prev for sale,
Pre for stock.
— Seitzas, Mikhail Nekiforovich, can you sing on your poly song about the death squad?
«Sing it!» Sing!
We are in full swing, beard
Mikhail has a poly.
We Shave a Beard
At Nekiforich on the wide.
Yes to the great fields,
Yes, the strip is wide.
We are in full swing, beard
At Oleksandr on poly.
We Shave a Beard
At Mikhailovich on the broad.
Yes to the great fields,
Yes, the strip is wide.
We are in full swing, beard
Yes, Nina has poly.
We Shave a Beard
At Nikolaevna on the wide.
Yes to the fields of great,
Yes, the strip is wide.
We are in full swing, beard
Yes, Anna has a poly.
We Shave a Beard
At Mikhailovna’s on the broad.
Yes to the great fields,
Yes, the strip is wide.
Источник статьи: http://songspro.ru/5/Dojinochnyy-prigovor-i-pripevka/tekst-pesni-Uj-my-vem-vem-borodu
Уж мы вьем бороду
Основное меню:
Библиография:
Писатели — классики:
Советский период:
Русский язык:
Поиск по сайту:
Жнивные — Русские народные песни |
Жнивные — Русские народные песни И говорило Аржаное жито, В чистом поле стоя, В чистом поле стоя: Да в поле стояти, Да в поле стояти. Да в поле стояти Во пучок завязаться, В засенку ложиться. Во пучок взвязали, 3 меня рожь выбирали». С собой выводила. По утру раненько, — Чтобы было с чего жити В краю не бывали; В краю не бывали, Людей не видали. Ох и слава богу, Что жито пожали! Что жито пожали И в копы поклали: На гумне стогами, В клети закромами, А с печи пирогами. Уж мы вьем-вьем бороду У Василья на поле, У Ивановича нашего На ниве великоей, На полосе широкоей! Уж мы вьём, вьём бороду У Гаврилы на поли, У Васильевича да на широком, У Васильевича да на широком. На нивы великой, На полосы широкой, Да на горы на высокой, На земли чернопахотной, На землицы на пахотной. Вейся, вейся, борода, После «завивания бороды» последним житом заворачивали косу и, придя домой, кланялись хозяину, припевая эти слова. Сей год — борода, на новой — друга. Девка сорвёт — дак замуж уйдёт, Вдова сорвёт — сколотка — принесёт, Кобылка стопчет — жеребенка приведёт. Сей год — борода, на ново бы друга, Если старик стопчет, то помрёт, Старуха стопчет — тоже помрёт, А молодец стопчет — в солдаты пойдёт, А девица стопчет — замуж пойдёт. Три пряди нажали, Первая прядь — на еду, Вторая прядь — на семена, Третья прядь-про запас. Припевали, когда приходили с поля в дом. Источник статьи: http://russkay-literatura.ru/russkie-narodnye-pesni/127-rabota-na-pole/530-zhnivnye.html LiveInternetLiveInternet—ЦитатникИгрушки — моталки Оксаны Жмаевой Что такое «моталки» или откуда у моталок нитки растут А раст. Художница Nene Thomas. Часть 1. Прекрасные дамы из фэнтези стран. Все иллюстрации здесь Deidr. Леди в стиле Ар-деко. Claire Coxon Здесь вся коллекция — Art Deco Lady https://d.radikal.ru/d. Яркие и захватывающие дух полотна в стиле ар-деко. Trish Biddle Триш Биддл широко. Буйство акварелей Patricia Govezensky (Israel, 1961). Давай-ка поднимем, подруга, бокал За все, чт. —Рубрики
—Музыка—Помощь новичкам—Ссылки—Фотоальбом——Стена—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—СтатистикаСПОЖИНКИ- славянский праздник УРОЖАЯ |
Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 14:43 + в цитатник
Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на 7 число последнего летнего месяца — примерно середина августа по современному календарю. В этот день вяжется последний сноп пшеницы. Делается это в полной тишине. Считается, что лишние разговоры и шум могут спугнуть духа поля, который должен поселиться в последнем снопе.Часть колосьев перевязывали лентой и оставляли в поле не срезанными. Их наклоняли к земле и клали под них хлеб с солью Это был дар богу Велесу. Ведь именно он, по поверьям древних славян научил их выращивать пшеницу, хранить и перерабатывать её. «Завивая бороду Велесу , припевали:
«Уж мы вьем, вьем бороду
У Белеса на поле…
Завиваем бороду
У Белеса да на широком…
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»
На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:
«Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божие.
«Спожинать» — кончать жатву, дожинать хлеб. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого деревня, живущая «на земле», должна успеть в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа слывет под названием «молодого бабьего лета». По стародавнему народному изречению — «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать — лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да за три дня после Успенья!». Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывается на деле.
На Спожинки, там, где к этому времени заканчивалась жатва, — по деревням устраивали «мирскую складчину», варили пиво и пекли праздничные пироги из новой муки . На пирушки созывались все родные и добрые соседи — «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день кололи купленного на мирские деньги барана.
В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами.
Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних колосьев свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходил боярин с боярынею и приглашал жниц во двор, принимал венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.
А кое-где на поле оставляли несколько не срезанных колосьев, свивали их, перевязывая лентой — «завивали бороду», и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». «Бороду» пригибали к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб-соль, и низко кланялись матушке-ниве: «Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса!».
Этот обычай пришел еще с языческих времен, когда крестьяне верили, что на ниве обитают духи-полевики. По древним славянским преданиям, урожаи зависели именно от них. Носясь в воздушном пространстве, полевики нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя, и в материнских недрах земли превращаются в различные злаки. При уборке хлеба некоторые из этих добрых духов, чтобы перезимовать прямо на родной ниве, прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню.
Другие же полевики попадают в дожиночный сноп; вот почему еще он пользуется таким почетом — не меньшим, чем зажиночный конца прошлого месяца. В некоторых местах из дожиночного снопа изготавливали куклу наподобие ребенка — в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рожденное плодовитой землей. Иногда же на дожиночный сноп надевали сарафан, приделывали ему из палок подобие рук и носили по деревне, а потом, во время застолья, украшенный сноп ставили на середину стола, и совместное пиршество длилось до позднего вечера.
Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катались по жнивью, голося-приговаривая:
Жнивка, жнивка!
Отдай мою силку:
На пест, на колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
Этим надеялись они набраться новой силы для дальнейших работ — осенних и зимних — бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась какая-нибудь подобающая случаю песня:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродися на лето,
Рожь с овсом,
Со дикушей,
Со пшеницею:
Из колосу — осьмина,
Из зерна — коврига,
Из полузерна — пирог.
Родися, родися,
Рожь с овсом!
По народным приметам, соблюдением этого старинного, завещанного отцами-дедами обычая обеспечивались плодородные дожди на будущую весну и лето.
Во времена христианства, праздник Спожинки превратился в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Христиане пекли в этот день хлеб и носили его в церковь освещать. Освященный хлеб хранили весь год, считалось, что он обладает чудодейственными свойствами и излечивает от болезней. Уронить на пол крошку такого хлеба было кощунством.
Через две недели после Успеньего дня начинался период сватовства в деревнях. Крестьянские девушки верили, что самого лучшего жениха надо присматривать именно после праздника, а иначе можно остаться в ддевках навсегда.
В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина — веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post179081839/