- Василий ус сподвижник степана разина
- Литература:
- Как соратник Степана Разина стал европейской сенсацией
- Ус Василий Родионович
- Смотреть что такое «Ус Василий Родионович» в других словарях:
- Восстание Василия Уса: как казаки правды искали
- Начало восстания
- Ход восстания
- Дальнейшая судьба Василия Уса
- Глава — 6. Василий Ус — воевода Астрахани
Василий ус сподвижник степана разина
Ус Василий Родионович (год рожд. неизвестен — умер летом 1671, Астрахань), донской казак, один из руководителей Крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина 1667-1671. В мае 1666 возглавил поход беднейших дон. казаков к Москве, чтобы просить назначения на царскую воен. службу. На пути продвижения отряда от Воронежа к Туле и в лагере, к-рый он организовал на берегу р. Упа близ Тулы, к нему присоединялись беглые крестьяне и холопы многих уездов юга страны. Движение приняло антифеод. характер. Царское пр-во спешно снарядило карательную экспедицию против отряда Уса. Не решаясь вступить в бой с царскими войсками, У. отвёл свой отряд на Дон, где по требованию царского пр-ва был подвергнут казачьим войсковым кругом наказанию. Опасаясь дальнейшего преследования, Ус скрылся. Летом 1668 начал собирать на Дону новый отряд, весной 1670 присоединился к повстанческому войску С. Т. Разина и стал одним из его ближайших соратников; командовал конными казаками. Во время наступления на Царицын и Чёрный Яр возглавлял повстанческое войско, шедшее на стругах, командовал одним из отрядов при взятии Астрахани (1670). После ухода повстанческого войска вверх по Волге Ус оставался в городе атаманом и совместно с Ф. Шелудяком обеспечивал коммуникации и тыл повстанцев.
Советская военная энциклопедия.
Ус Василий Родионович (г. рожд. неизв. — лето 1671) — донской казак, один из руководителей Крестьянской войны в России в 1670-1671 годы. В мае 1666 года возглавил поход донской казачьей голытьбы к Москве с целью просить назначения на царскую военную службу. Близ Тулы Ус организовал лагерь, куда сбегались крестьяне, служилые приборные люди и холопы. Движение охватило многие уезды юга страны и приняло антифеодальный характер. Опасаясь посланного против него карательного отряда князя Ю. Н. Барятинского, Ус отвел свой отряд на Дон, где по требованию царского правительства был подвергнут казачьим войсковым кругом «наказанию жестокому». Летом 1668 года Ус начал собирать на Дону новый отряд, чтобы примкнуть к С. Разину, действовавшему на Каспии, но домовитые казаки не пропустили его. Весной 1670 года Ус со своим отрядом присоединился на Дону к повстанческому войску и стал ближайшим соратником С. Разина. Во время наступления на Царицын и Черный Яр он командовал флотилией (стругами). При взятии Астрахани (22 июня 1670 года) возглавлял один из отрядов. После ухода повстанческого войска вверх по Волге остался в городе главным атаманом и вплоть до своей смерти возглавлял там восстание, сплачивая различные социальные слои населения Астрахани в борьбе против правительственного лагеря.
Е. В. Чистякова. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ — ФЕЛЕО. 1971.
Литература:
Крестьянская война под предводительством Ст. Разина. Сб. док-тов, (сост. Е. А. Швецовой), т. 1, М., 1954;
Крестьянские войны в России XVII- XVIII веков. М., 1974;
Чистякова Е. В. Василий Ус — сподвижник Степана Разина. М., 1963.
Степанов И. В., Крестьянская война в России в 1670-1671 гг., т. 1, Л., 1966.
Источник статьи: http://www.hrono.ru/biograf/bio_u/us_vasili.php
Как соратник Степана Разина стал европейской сенсацией
После пленения предводителя восстания казаков и крестьян Степана Разина боевые действия не закончились. Да, царские воеводы разбили Разина — а затем и пленили его самого — но боевые действия продолжались. В Астрахани находились атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. И они не сидели сложа руки.
Вообще говоря, Василий Ус уже несколько лет был источником головной боли для властей. Он был участником русско-польской войны. А затем несколько раз приезжал в Москву, пытаясь получить для донских казаков деньги, боеприпасы и продовольствие. При этом по пути атаман собирал крупные отряды из казаков и крестьян, так что в конечном итоге власти стали относиться к нему как к опасному бунтовщику.
К войску Степана Разина Василий Ус присоединился весной 1670 года. Очень быстро он стал одним из доверенных людей предводителя восстания. После того, как повстанцы взяли Астрахань, Разин оставил атаманом в городе именно Василия Уса. И тот вполне справлялся с задачей по охране тыла армии восставших.
В октябре 1670 года, узнав о поражении Степана Разина под Симбирском, Василий Ус отправил людей, которые должны были помочь раненому Степану Разину перебраться на Дон. Там разинцы надеялись собрать новую армию, но просчитались. В апреле 1671 года зажиточные казаки напали на Кагальницкий городок, где находился Разин. Большинство его сторонников были перебиты, а сам Степан Разин, его брат Фрол и еще несколько человек выданы царским властям.
Между тем, в Астрахани Василий Ус и Федор Шелудяк решили начать новый поход. В начале мая 1671 года Шелудяк во главе большого отряда выступил к Симбирску. Он осадил Симбирск, но осада закончилась неудачей для повстанцев.
Федор Шелудяк вынужден был повернуть обратно. Он получил известие о кончине Василия Уса. Атаман совершенно неожиданно заболел. Как отмечалось по этому поводу в грамотах царских властей, атаман скончался от «злой смертью» от кожной болезни — якобы его «черви изъели».
Это может показаться поразительным, но сообщение о смерти атамана Василия Уса стало настоящей сенсацией в Европе. По крайней мере, в Голландии местные «газеты» уделяли этому большое внимание. Почему их привлек именно Ус? Об атамане знали, он был известен еще до разинского восстания. А вообще, происходившее в далекой Московии воспринималось как интересная экзотика и подогревало интерес читателей.
Атаманом же в Астрахани стал Федор Шелудяк. Город сопротивлялся царским войскам до начала декабря 1671 года. И сдался на почетных условиях. Воеводы побоялись устраивать репрессии сразу, опасаясь нового восстания. Даже Шелудяк спокойно жил в Астрахани несколько месяцев. На расправу с мятежниками власти решились только летом 1672 года, когда окончательно стало понятно, что нового восстания не будет.
Источник статьи: http://www.rusday.com/articles_new/2019-11-27/vasiliyus/10363/
Ус Василий Родионович
Лит.: Чистякова Е. В., Василий Ус √ сподвижник Степана Разина, М., 1963.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Ус Василий Родионович» в других словарях:
Василий Родионович Серов — Полковник Василий Родионович Серов Василий Родионович Серов (? 1901) уральский казак, генерал лейтенант, участник Туркестанских походов Родился в Гурьеве (точную дату рождения установить не удалось). Окончил Неплюевский кадетский корпус в… … Википедия
Петров, Василий Родионович — Василий Петров Основная информация Полное имя … Википедия
ПЕТРÓВ Василий Родионович — Василий Родионович (18751937), певец (бас), нар. арт. РСФСР (1933). В 190236 в Большом т ре (Москва). Гастролировал, в т.ч. за рубежом … Биографический словарь
Ус Василий Родионович — (? 1671), соратник С. Т. Разина, донской казак. В 1666 возглавил крестьянско казацкое движение на верхнем Дону. В 1670 присоединился к войску Разина, участник походов на Царицын, Чёрный Яр, Астрахань (командовал стругами). После ухода разинцев… … Энциклопедический словарь
Петров Василий Родионович — (1875 1937), певец (бас), народный артист РСФСР (1933). Один из крупнейших представителей русского вокального искусства. В 1902 36 в Большом театре. Концертировал. * * * ПЕТРОВ Василий Родионович ПЕТРОВ Василий Родионович (1875 1937), российский… … Энциклопедический словарь
Серов, Василий Родионович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Серов. Василий Родионович Серов Полковник Василий Родионович Серов Дата рождения … Википедия
Петров Василий Родионович — [28.2(12.3).1875, с. Алексеевка, ныне Харьковской области,‒ 4.5.1937, Москва], русский советский певец (бас), народный артист Республики (1933). В 1902 окончил Московскую консерваторию по классу пения А. И. Барцала. В 1902‒37 солист Большого… … Большая советская энциклопедия
ПЕТРОВ Василий Родионович — (1875 1937) российский певец (бас), народный артист России (1933). Один из крупнейших представителей русского вокального искусства. В 1902 37 в Большом театре. Концертировал … Большой Энциклопедический словарь
Петров, Василий Родионович — [28.2(12.3.). 1875, слобода Алексеевка, ныне Харьков. обл. 4.5.1937, Москва] арт. оперы (бас), камерный певец и педагог. Нар. арт. РСФСР (1933). Род. в многодетной семье сельского портного. В пять лет сам научился играть на скрипке… … Большая биографическая энциклопедия
Ус Василий Родионович — (?1671), соратник С. Т. Разина, донской казак. В 1666 возглавил крестьянско казацкое движение на верхнем Дону, совершил поход к Москве с целью поступления на царскую военную службу. Под давлением правительственных войск вернулся на Дон.… … Большой Энциклопедический словарь
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/143262/%D0%A3%D1%81
Восстание Василия Уса: как казаки правды искали
В XVI-XVIII веках беспокойная казачья вольница была постоянным источником бунтов и восстаний. Задолго до легендарного Стеньки Разина смелые и харизматичные атаманы собирали отряды, контролировать которые правительство было не в состоянии. В мирное время оставшиеся без дела и денег вооруженные казаки нередко становились инициаторами открытых бунтов против московских властей.
Начало восстания
О самом Василии Усе известно немного. Биография донского казака начинается с русско-польской войны 1654-1667 гг. Тогда он упоминается в качестве предводителя отряда, остановившегося в Могилеве зимой 1655-1656 гг. Следующее свидетельство о нем относится к июню 1664 года, когда атаман привел три сотни казаков в Тулу для защиты от поляков.
Лето 1665 было неурожайным и весной 1666 года на Дону разразился голод. Жившие по рекам Хопру и Иловле казаки рассудили, что единственным разумным вариантом будет направиться в Москву и поступить на царскую службу. В этом деле предводителем был избран Василий Ус — человек авторитетный, опытный и закаленный в боях. Когда спало половодье, казаки отрядом из 700-800 человек выдвинулись в сторону Воронежа — крепости с гарнизоном до 1,5 тысяч человек.
Группа хорошо вооруженных людей, направляющихся к Москве, вызвала беспокойство у воронежского воеводы Василия Уварова и он отказался пропустить их на север. Исключение он сделал для небольшой делегации из шестерых казаков во главе с Евдокимом Якимовым. Они добрались до столицы и 22 июня подали царю Алексею Михайловичу прошение о включении в действующую армию, а также выдаче соответствующего жалования.
Надежды казаков не оправдались. Война с Польшей подходила к концу, войска были достаточно укомплектованы, а тратить лишние деньги Россия себе позволить не могла. Уже 26 июня в Воронеж пришло предписание развернуть людей Уса и тихо отправить обратно на Дон. Казаки не подчинились и продолжили путь на север. Уже вскоре случилось то, чего Москва боялась больше всего — к небольшому отряду стали присоединяться сотни недовольных. Люди осели лагерем на Упской гати недалеко от Тулы.
Ход восстания
К концу июля 1665 года в войске Василия Уса насчитывалось около 8 тысяч человек. В основном это были крестьяне, а также небольшое количество казаков и беглых рекрутов. Атаман отправлял подручных для вербовки людей со всей округи, обещая каждому новобранцу деньги, коня и оружие.
С увеличением отряда встала проблема обеспечения людей и коней пищей, одеждой, крышей над головой. Полуголодные крестьяне были вынуждены грабить усадьбы помещиков, хозяева которых бежали в Тулу под защиту крепостных стен, а холопы прибивались к повстанцам. Тульский воевода осознавал серьезность ситуации и предлагал Усу прислать парламентеров, но атаман, помня о бесполезных переговорах в Воронеже, договариваться с властями отказался.
На борьбу с повстанцами отправили опытного полкового воеводу, участника войны с Польшей, Ю.Н.Барятинского, под его началом выступил «особый» полк Приказа тайных дел. Князь, известный жестокими методами поддержания армейской дисциплины, должен был вступить в переговоры с первоочередной целью — внести раскол в ряды повстанцев. Его задача была в том, чтобы посулить казакам Василия Уса деньги и продовольствие в обмен на возвращение домой и выдачу остальных участников мятежа. Предполагалось, что вина за беспорядки и разорение помещичьих усадеб будет возложена исключительно на крестьян и беглых солдат.
Атаман не стал вести переговоры с Барятинским, а обратился к царю с челобитной напрямую, для чего вместе с доверенными людьми приехал в Москву 14 июля 1666 года. Казаки писали государю, что пустились в путь от безысходности, в поисках спасения от нищеты. Они отрицали, что принимали в отряд беглых и не признавали участия в грабежах.
Правительство не стало вникать в проблемы казаков и через десять дней отправило их обратно на переговоры к Барятинскому, но до Тулы они не доехали. Сбежав в районе Серпухова от отряда сопровождения, Василий Ус вернулся в лагерь повстанцев, а казаки утвердились во мнении, что правительство договариваться с ними не намерено и в случае неповиновения с легкостью применит силу.
Тем временем в Тулу стягивались правительственные войска и вооруженные отряды окрестных помещиков. Опасаясь открытого столкновения, казаки решили вернуться домой, на Дон. В целях безопасности они разделились на три отряда и по пути обходили крупные города.
Василий Ус благополучно добрался до донских земель, но был наказан своими же земляками. За бунт и самовольство, а главное — за вызванное у царя недовольство, казачий войсковой круг осудил его, но атаман сбежал из-под стражи.
Дальнейшая судьба Василия Уса
Летом 1668 года Ус собрал отряд из 300 казаков и отправился на Волгу к Степану Разину, но не доехал до него и повернул на Белгород, где его люди стали частью регулярного войска.
Только в 1670 году беспокойный казак присоединился к войску Разина. Командовал конницей, участвовал во взятии Царицына и Астрахани. В Астрахани атаман остался фактическим правителем, когда Разин покинул город и отправился дальше. Через год, летом 1671 года, Василий Ус умер, как сообщалось в правительственных грамотах, от кожной болезни.
Источник статьи: http://rrepetitor.ru/empire/vosstanie-vasiliya-usa-kak-kazaki-pravdy-iskali/
Глава — 6. Василий Ус — воевода Астрахани
Невестой подвенечной вырядилась Астрахань встречая своего воеводу – Василия Ларионовича Уса. Великий князь, заступник наш, заступись за несчастную вдову Пелагею. Некий вельможа велел перепахать её поле, и оставил без хлеба насущного. Топерича хотит взять старшую дочь силою в наложницы, молю тебя слёзно заступись за вдовицу. Поднимись! – попросил Василий Ларионович Ус, Федя съезжай да разберись с жалобой, да не оставь просящего без ответа, а лихоимца накажи по всей строгости. Хорошо атаман, не сумлевайся, всё будет исполнено. Шелудяк взял в помощь двух стрельцов и втроём вышли выполнять атаманский указ. Изба как изба, черно всё блестит, на стенах сажа. Детишки голые по земляному полу ползают, а какие поболе так те за столом сидят репу с водой запивают, хлебушка — то нетути. Проходите — гости дорогие, не желаете ли с нами отобедать? Нет ничего у нас, только одна репа, садитесь коли есть хотите? Развязали котомку странники, положили на стол хлеба, сала кусок, да и пошли себе далее под урчание пустых желудков. К полудню виновник был строго наказан, он висел и бился в конвульсиях, вдова получила немалую денежку для прожития. Василий Родионович постоянно излагал речи перед народом на площади: «Бедный люд, жизнь в радость нам дана, чтобы всем жилось привольно на земле, а она матушка всех кормила. Но насели на нас бояре, Да князья, дворяне, да дети боярские, хуже турка, нехристя какого сосут кровушку нашу, жилы тянут из нас. Правление в Российском государстве чисто – тираническое: все основные государственные установления направлены в пользу и выгодам лишь одного царя. А дворянству дана несправедливая и неограниченная свобода повелевать, — простым народом». Толпы умилённо слушали речи народного атамана. Астрахань в ту пору – укрепленный город, снабжающий почти всю Россию солью и солёной рыбой.
Велик сей атаман – Василий Ларионович Ус, да и его старшины Фёдор Шелудяк и Иван Терской. Фактически в городе установлен – казачий порядок управления, когда главным законодательным органом является — круг. Столько благ, столько пользы они принесли обездоленному люду. Отряд казаков ехал крестьянским полем, поднялись на косогор. Смотрят, мужик пашет землю, только не конь у него в сохе. Впряглись вместо лошади трое: крестьянская жена, мать – старуха, да сын – малолетка. Подъехали конные к пахарю: » Ты, что же мать твою, людишек заместо скотины имеешь. Мужик смотрит барин весь разодетый, такой нарядный, да с ногайкой, видать боярин, али воевода? Со страха повалился в ноги, растянулся на борозде. Сироты мы, сироты потому нет коня, лицо всадника перекосилось. На — забирай коня, слез с коня, да протянул мужику поводья. Застыли жена и старуха – мать, не верят такому чуду. Конь статный, высокий, масти сизой княжеский конь. Бери мужик, а то передумаю. Повернулся мужик к коню, не колдовство ли это? Потянулся к коню, а конь возьми, да и ударь мужика копытом. Схватился мужик за побитое место, слава господи – настоящий, не приснилось, и взвыл от боли и счастья. Да за кого же мне молиться, за Василия Родионовича Уса прокричали всадники. Минувшая жизнь, схожа на печальный звон колокола, всё совокупляется вокруг него. Завидев атамана толпа приветствует и кричит: «Здрав будь атаман».
Несмотря на напряжённую обстановку в Астрахани ни на один день не приостанавливалась торговля. На пристани и на берегу расположены торговые ряды. Чернобородые греки, да итальянцы продают свои товары: диковинный птиц, больших попугаев говорящих по человечески, крохотных птичек размером с грецкий орех, изумительного оперения, всевозможных обезьян, различными растениями с тёплых краёв, ароматические снадобья и прочие заморские товары, здесь продают привезённых негров – под видом отдачи их в услужение богатым купцам, домовитым горожанам. Стоят здесь немцы, шведы, турки в красных фесках. У каждого приколот ярлык с правом на торговлю. Послушники атамана строго следят за порядком и при этом не упускают возможности воспользоваться от торгующих мелкой взяткой. Многочисленная гуляющая публика покупает диковинки с большой охотой, они приятны и не дороги. Большим спросом пользуются апельсины и в стеклянных банках финики. Фруктовые плоды, здесь самые лучшие, они вкуснее даже чем в самой Персии: это яблоки, грецкие орехи, большие жёлтые дыни, а также арбузы. Татары по очень дешёвой цене еженедельно доставляют по 20 возов в Астрахань. В Астрахани идёт активное развитие торговли, она становится одним из крупнейших центров российского рынка. В городе не только русские, но и персы, индийцы, все они имеют по своему рынку. Также здесь бухарские, и ногайские татары, а также армяне со всякого рода товарами, они ведут тут большую торговлю. Этот город приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму одних пошлин – 12 тысяч рублей. Волго — каспийский промысел — государственная — приравненная к земле. Указом от 1653 года патриарху Никону и его преемникам отведены в Астрахани в вечное владение, а также передан промысел Камызяк со всеми рыбными ловлями и угодьями, и сверх того учуг Чаган, за оброк без перекупки. Другим важным и распространённым занятием населения был соляной промысел. В лагунах или соляных лужах – имеются соляные жилы, через которые рассол поднимается вверх, под влиянием солнечной жары, соль выпаривается на поверхность, в виде ледяных глыб кристальной чистоты и с приятным запахом фиалки.
Ничто так сердце не тешит как сытость. А она предвестник праздности, развлечений. Сытые и богатые не думают о тех, кто не может — есть досыта, сытая птица – голода не боится. Они атаманы стали забывать истинные ценности крестьянского движения, порой стали отходить от принципов, так как «господская жизнь принуждала их приспосабливаться. И уже не было той нужды, которая царила среди простых крестьян, холопов. В результате грабежей атаманы приподнялись из этой среды, одарили жён, многочисленных любовниц драгоценностями. Один Ус всё награбленное дуванил среди мятежников строго поровну, себе, как правило, не брал ничего, а зачем оно мне на том свете, мы явились на этот свет голыми, да и уйдём голыми – говаривал Василий Ус. Поэтому авторитет его был всюду не замаранным. Атаманы мятежников перенимали развлечения царской знати, любимым развлечением Василия Уса стала соколиная охота, богатства его не прельщали. Битвы и льющаяся кровь утомляли предводителя, сколько народа православного загублено? Ус стал почитателем этого вида охоты и был знатным ценителем, он был охотник достоверный, настоящий, страстный никогда не мог вдоволь налюбоваться бескрайними калмыцкими степями и изящным полётом хищных одомашненных птиц, их стремительным, молниеносным ударом по своей жертве.
Особенно ему нравился сокол – это царственная, свободная, гордая птица. Приручить его – дело тонкое, искусное, требующее терпения. Каждый год ловчие присылали десятки птиц, где обучали их для охоты. Начинали с того, что несколько дней не давали птице спать, она от этого становилась вялой, безучастной и позволяла надеть на голову колпачок, а на ноги путы. Затем его на сутки оставляли без пищи, после чего брали на руку и кормили, сняв колпачок с головы. Кормили только свежим отборным мясом, чаще голубями. Когда птица была исклобучена, её принимались – вабить – звать. Сажали в избе на стул, а сокольничий казак Иван с кусочком мяса в руке постепенно увеличивал расстояние, сокол должен пролететь, чтобы получить пищу. Добившись того, что сокол по зову охотника покорно садился на руку. Последнее, чему обучали соколов, была борьба с сильными птицами: цаплями, журавлями и пр. Для первой схватки коршаков (коршун), сарычей (канюк) ослепляли, дабы они не покалечили молодых и неопытных ловчих птиц.
Птиц использовали при охоте на зайцев, лис, даже на волков, которые водились в бескрайних калмыцких степях в великом множестве.
— 10 –
В первый раз ещё в октябре 1670 года в Астрахани стало известно о поражении Разина от царских воевод под Симбирском. За пять лет крестьянской войны, когда каждый день был уготован погибелью, сильно изменили внешность атамана, исчезла бравада, молодецкая удаль. Василий Ус жил в воеводском доме. Лицо старого Родионовича было доброе, только вот на сердце легла печаль, он вспоминал всю свою прожитую жизнь, до последних подробностей, каждый взмах своей сабли, каждого срубленного им супротивника, и каждый обман, и каждую чарку выпитой им горилки. От того иногда становилось стыдно в этой жизни. Лицо старого бродяги было бледным, глаза горели от выпитого зелья. Он вспомнил, как стал воеводою Астрахани, принимал участие в молодецких играх на забаву, был победителем в конских скачках. Конница мятежников состояла наполовину из татар. В этот год у татар был праздник. На конях сидели хмельные всадники. Эти поклонники Магомета не особенно блюдут запрещения Корана. Не сдержать коня и вывалиться из седла это может быть с каждым пьяным, но для хорошего татарина – это позор, хотя бы при таких сложных обстоятельствах. Но, вот прямая как стрела сторона луга, на ней заметно оживление, отовсюду сбегают любопытные. Появились всадники, это бега – лошадиные скачки. Впереди скачет татарин Ильнур, с каждым ударом копыт расстояние между ним и остальными всадниками увеличивается. Глаза татар сверкают от возбуждения, почти злобой. Все татары на скаку неистово кричат, машут руками, жестикулируют, отдавшись всем корпусом назад, почти на спины лошадей. Один лишь Василий Ус скачет по «рассейски» пригнувшись к лошадиной шее, и издавая короткие свисты, звучавшие резко, как удары хлыста. Его конёк почти ложился на землю, распластавшись в воздухе, точно летящая птица. Симпатии окружающих зрителей были на стороне победителя. Эх, удалой молодца – выкрикивали они, а старые конокрады, страстные любители дикого спорта, приседали и хлопали себя по коленкам, в такт ударам лошадиных копыт. Но прошло – то всего пять лет и он вдруг обессилил, и занемог ещё хуже; едва бродил по комнатам и мучил себя, в самый знойный день – это вылёживая хворь часами под лучами палящего солнца, но язвы не проходили. Однако он всё ещё думал о том, чтобы двинуться самому в поход. Родные районы центральной России, русские деревни ему снились. Далеко наша сторона – Рассея, всё здесь не по нашему. Вот взять хотя бы скотину, лошадь к примеру: « У нас лошади используют в основном в хозяйстве как тягловую силу, пашут на ней, к примеру, возят. А тут скачут, а для извоза используют волов. Атаман, уже престарелый с седыми усами и выражением боли и грусти стоял перед казаками. Ему было около пятидесяти лет, но глубокое на лице и какой – то бледно – серый цвет лица показывал, что душа его убита и разрушена сразу и вдруг, в одно мгновение, и вся его прежняя весёлость и шумная жизнь исчезли навеки. Душа упала, потускло сердце моё. Чую и вижу — люди бродят, будто укушенные чёрной смертью, бредят лица. Увезу проклятое золото, рухлядь, кину всё среди своих людей. Дуваньте братцы, проклятое добро, сколь людей извёл я, как лиходей неразумный. Так быстро к нему и незаметно подкралась старость. Быстро прошла жизнь, много было побед, но много и было поражений. Часто задумываясь, он не мог ответить на поставленные вопросы, чего в жизни было больше счастливых дней, или же тревожных и горестных. Вспомнил свою любимую женушку Матрёну ликом светлую, пригожую, характером покладистую, да сынка своего махонького Ванечку не разумного. Вспомнил барина, изголявшегося над ими. Перед глазами стоит до сих пор картина, как по приезду после засечных работ он застал смертушку в своей домине, жена и сын умерли голодными, и замёрзли в нетопленной избе. Для себя он взял обет в память супружницы, который хранил всю оставшуюся жизнь, не иметь отношений с женщинами. Как потом он поднял руку на барина. И тот послал за великую милость на «кобылу» ложиться, опосля которой, не один холоп не вставал. А он встал и сбёг в леса. Но барину отомстил, тёмной ночью подпёр двери хоромов, да и подпустил ему красного петуха, всех холопов сбил в ватагу и увел в лес. Вот он оглядел всю свою горькую жизнь, как он мог всё это пережить? Получив известие о поражении Разина от царских воевод под Симбирском, навстречу раненому Степану Разину он отправил отряд людей, который должен оберегать батьку и проводить его на Дон. При этом каждый казак имел две лошади. За пять лет крестьянской войны, когда каждый день был уготован погибелью, сильно изменили внешность атамана, исчезла бравада, молодецкая удаль. Дали о себе знать многочисленные раны, болезни, да и волнения последних лет усугубили здоровье. Он уже представлял собой просто старую развалину, уставшего от всех и всего. Дали о себе знать многочисленные раны, болезни, да и волнения последних лет усугубили здоровье. Хотел бы в тайге умереть, в тайге оно бродяге лучше. Годы мои уже не те, поизносился, не честно старому бродяге помирать такой смертью. Эх, может кому из казаков доведётся в Тамбове побывать, поставьте там — в соборе моему угоднику свечку, вопрошал старый Василий Ус. 1августа 1671 года в правительственных грамотах сообщалось, что злой смертью скончался Василий Ус. Весть о смерти Василия Уса разнеслась по стране и за рубежом. После смерти атамана Василия Уса все полномочия перешли к его помощнику Фёдору Шелудяк. На протяжении года Астрахань была неприступной и хранила свою независимость. В конце лета 1671 года к Астрахани подошло 30 – ти тысячное войско воеводы И.Б. Милославского. 2 сентября 1 1671 года началась осада. Восставшие пытались делать вылазки, но несли большие потери. Пытаясь поддержать боевой дух среди осаждённых, Фёдор Шелудяк вновь созвал круг, на котором решили «сидеть» до конца в осаде, но вскоре он был пойман во время переговоров у князя Черкасского в свой лагерь в гости. В осаждённой Астрахани, лишённой руководства начались разброд и шатания, многие переметнулись в полки царёвы. 27 ноября 1671 года Астрахань капитулировала. Под арест попали почти все жители поголовно, многие были четвертованы, или заживо сожжены, даже живьём зарыты в землю, многим отрезали языки.
Источник статьи: http://proza.ru/2019/05/03/345