Вавилон древняя ассирия прически
Глава вторая. Прически Ассирии и Вавилонии
Общая характеристика
Большое значение в истории государств Передней Азии имеет культура Древней Ассирии и Вавилонии. Это государство возникло в междуречье Тигра и Евфрата в четвертом тысячелетии до нашей эры. Деспотическая монархия с сильным, хорошо обученным многочисленным войском быстро расширила свою территорию за счет соседних государств.
Влияние Древнего Египта, более развитого, чем Ассирия, способствовало скорому возвышению и укреплению этой страны, достигшей наивысшего расцвета в IX-VII веках до нашей эры.
Ассирийцы часто совершали набеги на соседние земли. В периоды затишья они занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, торговлей. Так как мужчины больше проводили время в военных походах, то древние художники увековечили своих современников не за плугом, а на скачущих лошадях, колесницах, на царской охоте- и пирах, в состязаниях и поединках. В XII веке до нашей эры Вавилон и Мидия захватили Ассирию и она перестала существовать как самостоятельное государство, войдя в состав Вавилонского царства. Больше Ассирия не возвысилась среди стран Востока.
Возникший из небольшого поселка на берегу полноводной реки Евфрат, в Южном Двуречье, город Вавилон сумел в короткое время сделаться столицей могущественного Вавилонского царства. Благодаря выгодному географическому положению Вавилон стал богатейшим городом Двуречья. Богатство Вавилона дало возможность царям содержать армию, вести завоевательную политику, присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. Наибольшего расцвета Вавилонское царство достигает в первой половине XVIII века до нашей эры, в период царствования Хаммураппи. Постоянные войны разоряли государство, поэтому могущество Вавилонского царства было непродолжительно. Но в период расцвета город Вавилон богато украшался постройками и дворцами, славился своими «висячими» садами и парками.
Остатки ассиро-вавилонской культуры дошли до нас в основном- в виде разрушенных архитектурных сооружений. Огромный интерес представляют скульптуры, рельефы, монументальная живопись и росписи, сохранившиеся в когда-то неприступных крепостях и пышных дворцах. По ним мы можем судить о быте, костюмах и прическах ассирийцев и вавилонян. Судя по изображениям, это были люди крепкого телосложения, с крупными чертами лица. Одежды и прически отличались простотой и четкостью.
Увековеченные ассиро-вавилонским искусством облики кровожадных и жестоких царей, возможно, носили черты идеально прекрасных людей в представлении того времени. Мужчины высокого роста, крепкого, мускулистого сложения, с крупными чертами лица, зобообразными подбородками; густые волосы в прическах и бороде. Женских изображений сохранилось мало.
Основные виды и формы причесок
Мужчины знатного происхождения носили волосы, распущенные до плеч, зачесывая их назад. При этом уши оставались открытыми (рис. 12). Основная масса волос была завита и уложена крупными волнами, расположенными в несколько рядов. Знатные люди носили волосы, уложенные в сетку, или скалывали на затылке заколкой, связывали цветными лентами (рис. 13). Во всех прическах волосы на лбу подстригали короче и завивали в крутые, кольцеобразные локоны возле вискоз и ушей; на щеки спускались небольшие волнистые прядки. Разобранные на прямой ряд волосы спадали мягкими волнами на спину и плечи, концы их подвертывали в валик. Иногда горизонтальных валиков было несколько. Низшие сословия — земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги — также зачесывали волосы, носили большие бороды из собственных волос, в то время как царь и его приближенные отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную
Рис. 12
форму, завивали в тугие трубчатые локоны и укладывали плотными рядами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями или шнурами. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, то можно предположить, что они были искусственными и делались только наполовину из естественных волос или целиком из шерсти животных-коз, верблюдов, буйволов. Служители культа не носили ни бород, ни усов, лица чисто выбривали. Воины носили небольшие остроконечные бороды.
Рис. 13
Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Густые волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими волнами по горизонтальной линии или по вертикали (рис. 14). Концы волос подвертывались внутрь в виде валика. Иногда дамы носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок. Существовала оригинальная прическа вавилонок. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами. Пробор прямой. На макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы, разноцветные перья птиц.
Рис. 14
Разберем некоторые прически подробнее. На рельефе «Слуги, несущие убитого льва» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669-635 гг. до н. э.) мы видим довольно однотипные прически слуг: волны, уложенные горизонтально, и тугие вертикальные локоны. Зрительно прическу можно разделить на две части-от пробора до мочки уха и от мочки уха до плеча. Волнообразность достигалась при помощи холодной укладки или горячей завивки на металлических стержнях. Волосы надо лбом нависали низко, закрывая почти половину лба. Украшений нет.
«Царь Саргон II, несущий жертвенного козленка». Фрагмент рельефа из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Ассирия (712-707 гг. до н. э.). Прическа правителя по общему силуэту напоминает прически слуг. Различна лишь завивка — она более мелка на теменной части. Всю прическу зрительно можно разделить на две части по разновидности завивки — спиральной на теменной части и кольцеобразных локонов на концах. Мелкие локоны уложены в семь четких горизонтальных рядов. Прическу дополняет широкая повязка, украшенная плоскими розетками цветов. На конце повязки-плотная, торчащая вбок кисть.
Обращает на себя внимание огромная борода царя. В ней можно различить три вида завивки, выполненной четко и аккуратно. Туго завитые локоны подчеркивают величественный и свирепый вид их: обладателя. Размер бороды так велик, что она кажется фальшивой. Можно предположить, что она сделана руками искусных мастеров-парикмахеров.
Аналогичные прически изображены на барельефе Куюнджика «Охота на льва», барельефе из Хорсабада «Крылатые львы из Хорсабада», «Царь на троне», «Осада города» (ниневийский барельеф), «Ассирийское войско», «Борьба царя с Аримоном» (из персепольских барельефов).
Женские прически нам почти неизвестны. На изображении барельефа «Ашшурбанипал пирует с женой в саду» (VII в. до н. э.) женская прическа мало чем отличается от мужской. Та же волнообразная завивка четкими горизонтальными волнами уложена поголове, те же горизонтальные валики, заканчивающие прическу на концах волос, уложенные параллельными четкими рядами. Женщины низших сословий носили волосы распущенными по плечам или собранными в пучки на темени.
О прическах Вавилонии можно судить и по барельефам и мозаикам. Фактически это варианты ассирийских причесок.
Головные уборы, украшения, косметика
Одежды населения Ассирии и Вавилонии, так же как и одежды египтян, очень просты по линиям. В основном это рубаха-канди разной длины (до колен или до щиколоток). Верхние одежды (плащи) имели право носить только цари и знатные сановники. Одежды изготовлялись из шерсти качественной обработки; канди царя делали из тонкой шерсти белого цвета, богато орнаментировали, украшали бахромой, вышивкой, чеканными пластинками, драгоценными камнями и металлами. Ассирийцы достигли большого мастерства в обработке шерсти.
Ткани стали основным предметом вывоза в другие страны. Цвета верхней одежды — плащей — были различны: голубой, пурпурный, оранжевый, синий, фиолетовый, красный, коричневый. Ассирийцы переняли у финикийцев мастерство крашения, добывая краски из морских моллюсков. Сведения о технологии крашения содержались в глубокой тайне.
Об одежде женщин известно очень мало. В целом одежда женщин почти не отличалась от мужской. Царицы и женщины низших сословий одевались одинаково — в прямые столбообразные рубашки, скрывающие форму тела. Фактура ткани, ее цвет, отделка зависели от сословия.
Головные уборы. Мужские головные уборы однотипны: массивные, они плотно сидели на голове, низко надвигались на лоб, оставляя открытыми уши. Головные уборы царя и знатных вельмож изготовлялись из дорогих материалов, украшались орнаментом. Цари носили тиару-кидарис, представляющую собой невысокий усеченный конус — в середине макушки воздвигалась небольшая остроконечная башенка. Нижняя часть украшалась венцом-фанонс, орнаментированным золотыми пластинками и розетками. Сзади опускались расшитые ленты с бахромой на концах. Ленты делали из пурпурной или фиолетовой ткани или золотых плоских шнуров. Придворные носили широкие повязки и обручи округлой формы из золота или драгоценных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, эмалями, а также шапки из войлока, замши, кожи, по форме напоминавшие тюрбаны. Воины и мужчины низших слоев населения носили шлемы и шапки из войлока, материи, кож более грубой выделки. Женские головные уборы состояли из платков, войлочных шапочек, колпаков. Знатные дамы носили широкие головные повязки, лобные украшения, широкие обручи, вуали, прикрепленные на головные уборы. Для путешествий — покрывала из грубой шерсти.
Украшения. На барельефах из украшений чаще всего встречаются длинные серьги, подвески в виде крестов и полумесяцев. Предплечья и запястья украшались массивными золотыми браслетами с изображениями богов и животных. Распространены были браслеты в виде спиралей из эмали и золота. Знать носила массивные золотые цепи, воротники из пластин с крупным жемчугом. Низшие сословия- украшения из простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.
Косметика. Все население независимо от ранга широко применяло косметику, особенно ценились ароматические настойки и эссенции для лица и тела. Женщины густо белили и румянили лицо, подкрашивали глаза и брови черной краской. Окраска волос хной, басмой была обычным явлением.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st007.shtml
Мужские и женские прически Ассирии и Вавилона
Историческая справка
И Ассирия, и Вавилон находились на территории Северного Двуречья. Сегодня это территория государства Ирак.
Ассирия – это государство, которое существовало в период с XXIV века до н. э. и до VII веке до н. э. (около 609 года до н. э.). Именно в VII веке до н.э. Ассирия окончательно пала под натиском Вавилона и Мидии. Период с 750 года до н.э. по 620 год до н. э. считается периодом расцвета Ассирийской империи. К слову, как утверждают историки, Ассирия была первой империй в истории человечества.
Вавилон во II-I тысячелетие до н. э. являлся столицей Вавилонского царства. Сам же город известен еще со времен шумеров (шумеры – первый и весьма загадочный народ, живший в долине рек Тигра и Евфрата). В шумерские времена Вавилон, скорее всего, назывался Кадингирра. Но больше всего Вавилон, этот первый город-мегаполис, известен благодаря библейской истории о Вавилонской башне.
Эту историю знают все – решили люди построить башню, самую высокую в мире, с целью добраться до небес. И, таким образом, разгневали они своей гордыней Бога, и Бог разделил людей, дав им разные языки. К слову, башни в Вавилоне были на самом деле, и не одна, ведь самая любимая форма архитектуры Междуречья – башня. И даже головные уборы вавилонян и ассирийцев были по своей форме похожи на миниатюрные башенки.
Мардук — верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилон
Идеал красоты
И Ассирия, и Вавилон были полностью военизированными государствами, нацеленными на захват территорий. Поэтому главное представление о мужской красоте заключалась в том, что мужчины должны быть в первую очередь хорошими воинами – то есть обладать «накачанной» мускулатурой, один вид которой должен был внушать мысль о неумолимой и всесокрушающей силе.
Именно такими, накаченными и воинственными, изображали своих богов и героев вавилоняне и ассирийцы. К слову, самих изображений, в основном это рельефы, сохранилось очень мало. Так что об одежде и прическах ассирийцев и вавилонян судить крайне тяжело. При этом мужских изображений сохранилось гораздо больше, чем женских. Мужчины на таких рельефах изображались в основном во время боя, охоты или же на пирах.
Барельеф «Охота на львов». Ниневия, дворец Ашшурбанапала, VII в. до н. э.
Внешне ассирийцы и вавилоняне были смуглыми и коренастыми людьми с волнистыми или же курчавыми чёрными волосами и с крупными чертами лица.
Мужские прически
Знать носила распущенные волосы длиной до плеч, зачесанные назад. При этом уши оставались открытыми. Обязательным элементом причесок, как мужских, так и женских, была завивка. Волосы у мужчин завивались плоскими крупными волнами, которые располагались в несколько рядов. Волосы возле висков могли завиваться кольцеобразными локонами.
Иногда вместо причесок с распущенными волосами, мужчины носили прически, в которых волосы сзади собирались в хвост цветными лентами или же скалывались заколками. Но по-прежнему непременным атрибутом прически оставалась завивка.
Саргон II вместе с высокопоставленным лицом
Хорсабад, дворец Саргона II (Лувр)
Неоассирийский период, правление Саргона II (721-705 гг. до н.э.)
Царь и его приближенные отличались от простых смертных своими бородами. Так, вавилонские цари носили большие бороды прямоугольной формы, завитые в трубчатые локоны, которые в свою очередь, как и в прическах, были уложены ровными рядами. Так как бороды были очень длинными, в них помимо собственных волос использовались и искусственные локоны – шерсть животных (буйволов, верблюдов, коз).
Царь принимает знаки почитания. Ассирийский рельеф из Нимруда, деталь. VII век до н. э.
Жрецы бород не носили вовсе – они ходили с чисто выбритыми лицами. Были выбриты наголо и головы жрецов. Кроме жрецов сбривать все волосы могли и рабам, но только в случае их освобождения. Таким образом, сбривание волос и у жрецов, и у рабов считалось знаком очищения. Вавилонским цирюльникам под страхом смерти запрещалась сбривать волосы с голов рабов, которых не освободил хозяин, ведь данная прическа говорила бы о том, что раб теперь свободен.
Каменная статуэтка богомольца. Лагаш. III тыс. до н. э.
Воины носили небольшие остроконечные бородки, а крестьяне – бороды и усы из собственных волос. При этом прически крестьян и горожан были очень похожи на прически знати – такие же длинные завитые и уложенные симметричными рядами волосы, однако все же без добавления искусственных прядей, а значит и гораздо короче в отличие от знатных людей.
Носили вавилоняне и ассирийцы и различные головные уборы, в основном похожие на колпаки. Воины носили шлемы, а цари головной убор, который назывался тиара-кидарис. Тиара-кидарис – это конусообразный головной убор с башенкой на макушке, сзади украшенный лентами с бахромой. Кидарис – означает белый тонкий войлок, тот самый материал, из которого был сделан головной убор.
Тукультиапал-Эшарра (Тиглатпаласар) III, царь Ассирии (Месопотамия), в 745-727гг. до н.э. Царь Вавилонии в 729-727 гг. до н.э.
Здесь виден головной убор тиара-кидарис
Женские прически
Женские прически жительниц Вавилона и Ассирии по своей форме мало чем отличались от мужских причесок. Они также носили распущенные волосы, разделенные прямым пробором и обязательно с прядями с мелкой завивкой, уложенными ровными рядами.
Иногда женщины могли носить и парики, скорее всего следуя египетской моде.
Простые женщины – крестьянки и горожанки – носили распущенные волосы длиной до плеч или же волосы, собранные в пучки.
Статуя богини Иштар (Инанны). XVIII в. до н. э.
Прическа вавилонянок
Жительницы Вавилона носили особую прическу. Выглядела она следующим образом – волосы разделялись на прямой пробор, над ушами находились объемные плотные валики из волос в виде полушарий, на макушке – маленькая, украшенная бисером и драгоценностями шапочка, к которой сверху крепились стебли растений, цветы или же перья птиц.
В качестве украшений для причесок женщины носили ленты. Также носили вуали.
«Мона Лиза» из Нимруда. Слоновая кость. 720 г. до н. э.
Источник статьи: http://mylitta.ru/2019-hairstyles-assyria-babylon.html