Веревочные усы для самостраховки

Усы самостраховки

Усы самостраховки — второй по необходимости, и важности элемент индивидуального снаряжения для работы на высоте после страховочной системы.

Как и в случае с железом, современная индустрия товаров для высотных работ, уже предлагает множество специализированных устройств под различные специфические нужды. То же можно сказать и об усах самостраховки, коих на рынке сейчас можно легко найти с избытком: верёвочных и тканых, одинарных и сдвоенных, длинных и коротких, амортизированных и нет. В промышленном альпинизме (где работник часто перегружен весом промышленного инструмента и строительных материалов) золотым стандартом давно уже считается связка инерционных систем Petzl ASAP и амортизаторов Petzl ASAP’SORBER. В спортивном скалолазании они практически не встречаются в силу своей специфичности, сложности и относительно большого веса, из-за чего чаще используются более простые, лёгкие и универсальные решения типа Petzl Connect Adjust и их аналогов.

В погоне за чем-то универсальным я решил собрать свои усы самостраховки самостоятельно, и пошел немного дальше обычного отреза динамической верёвки с тремя узлами и двумя карабинами. В результате у меня получилось нечто среднее между спортом и промальпом, но заложенная в данную конструкцию функциональность зарекомендовала себя настолько удачно, что я решил поделиться ею с вами.

Для того, чтобы создать свои усы самостраховки, мне понадобились следующие компоненты:

  • Динамическая верёвка — в моём случае это отрез верёвки Tendon Ambition 10 mm 5 метров в длину, способной удлинятся при рывке, тем самым поглощая часть нагрузки. Для усов самостраховки используйте только динамическую верёвку! Многие крупные магазины продают её не только бухтами по 60-100 метров, но и на метраж, чем советую воспользоваться для покупки необходимого вам количества. Диаметр 10 мм. считаю оптимальным в соотношении надёжность\вес, но, исходя из ваших потребностей, можете использовать и верёвки диаметрами 9,2 — 12 мм. Чем меньше диаметр — тем легче будут ваши усы самостраховки, чем больше — тем дольше они прослужат при постоянном использовании.
  • Карабины — для усов самостраховки вам потребуется три карабина. На фото выше изображены карабины First Ascent Ovalock, но позже два из них я заменил карабинами First Ascent HMS Autolock, которые вы увидите на фото в конце статьи. Если ваши усы самостраховки будут закреплены к одной страховочной системе постоянно, то один из карабинов можно сэкономить, заменив его петлёй верёвки и парой узлов.
  • Прусики — два отреза вспомогательной верёвки Tendon Reep 6mm метровой длины, завязанные узлом грейпвайн в замкнутые петли. С их помощью в дальнейшем вяжутся узлы Прусика для контроля длины усов самостраховки.

После того как вы соберёте все необходимые компоненты, можно создавать ваши усы самостраховки, для чего вам потребуется выполнить следующие манипуляции.

На одном конце верёвки завяжите узел Бочка (Barrel Knot) и в его петлю вставьте один из карабинов. Если вы ещё не знаете как вязать этот узел — в нашей предыдущей статье мы как раз о нём рассказывали. Следите за тем, чтобы узел был корректным, и выходящий из него конец имел минимум 10 см. запаса длины. Чем сильнее вы будете тянуть за коренной конец верёвки — тем сильнее будет зажиматься вставленный в узел карабин, что делает узел Бочка оптимальным для создания усов самостраховки.

На противоположном конце верёвки завяжите такой же узел Бочка, но на сей раз не спешите встёгивать в него карабин. Вместо этого вытяните из него запас длины коренного конца достаточный для того, чтобы создать большую петлю как на фото выше.

Длины этой петли должно хватать для того, чтобы из неё можно было создать узел Стремя петлями и накинуть его на используемую вами обувь. В последствии эту петлю можно будет использовать в качестве педали для подъёма вверх по верёвке. Запас длины ходового конца, выходящего из узла Бочка и на этом конце также не должен составлять менее 10 см.

Читайте также:  Фотки лиц девушек с короткой стрижкой

Накиньте узел Стремя на ногу и определите удобную для себя длину педали, что позволит вам высчитать место размещения второго карабина.

Прикинув комфортную длину педали, определите место расположения второго карабина. На фото выше он ввязан при помощи узла Восьмёрка витком. В данном месте также можно использовать и узел Бочка. Пускай он и быстро развязывается (зачем его развязывать вы поймёте немного позже), но вот завязать его обратно, особенно имея на конце ещё одну длинную петлю, не всегда быстро и удобно. Потому я всё-таки предпочитаю пока использовать для крепления второго карабина Восьмёрку витком.

После того как вы ввязали в верёвку второй карабин, сложите их вместе для определения середины отрезка верёвки между ними. Этой точкой ваши будущие усы самостраховки будут крепиться к вашей индивидуальной страховочной системе (ИСС).

Возьмите петли из вспомогательной верёвки и завяжите их узлом Прусика недалеко от обоих карабинов. Следите за тем, чтобы узлы грейпвайны на этих петлях были смещены относительно места встёгивания петель в карабин.

Завяжите узел Стремя петлями на центральной точке между карабинами как показано на фото выше.

Встегните узел Стремя и обе петли Прусика в третий карабин. Для этих целей лучше всего подходят карабины овальной формы, позволяющие равномерно расположить три узла, без особых конфликтов между ними. Теперь вы получили основную точку фиксации, которой ваши усы самостраховки будут крепиться к индивидуальной страховочной системе.

Встегните карабин в страховочную петлю вашей страховочной системы. Если вы не планируете использовать усы самостраховки с другими системами, то можно обойтись и без карабина, ввязав узел Стремя и петли-Прусики непосредственно в петлю. Многие предпочитают именно такой способ, аргументируя его тем, что усы самостраховки и система становятся неразрывными, а также вы не используете карабин, который потенциально может раскрыться или перекоситься при рывке. Но это, к сожалению, не мой случай, т.к. я меняю системы, из-за чего приходится перестёгивать и усы самостраховки.

По завершении всех описанных манипуляций ваши усы самостраховки приобретут вид с фото выше. В результате в вашем распоряжении окажутся два регулируемых посредством Прусиков уса самостраховки, и педаль для подъёма. Но давайте подробнее остановимся на использовании преимуществ данной конфигурации усов самостраховки.

Некоторые школы утверждают, что усы самостраховки обязательно должны быть разной длины, некоторые — наоборот, что одинаковой. В данной же ситуации вы получаете два уса самостраховки одинаковой длины, любой из которых в зависимости от необходимости можно укоротить посредством петли-Прусика. Всё что вам необходимо — это просто подобрать необходимую длину, пододвинуть узел вдоль верёвки и нагрузить его. При помощи таких усов вы можете фиксироваться в две независимые точки (анкерные петли, шлямбуры или проушины) где бы они не находились относительно друг друга. При этом вы можете как уравновесить нагрузку между ними, так и сместиться в сторону одной из них, плавно продвинув нагруженный Прусик вдоль верёвки. При необходимости вы даже можете протянуть всю верёвку с одной стороны на другую, просто протянув её сквозь узел Стремя, что позволит вам получить один длинный и регулируемый ус самостраховки.

Помимо собственно самостраховки, данная конфигурация усов также позволяет вам без каких-либо существенных модификаций получить минимальный комплект для подъёма по верёвке. Как видите всё что вам потребуется — это добавить к усам жумар и кроль. Жумар встёгивается в ус с педалью, а кроль — в страховочную петлю системы, после чего вы можете подыматься по верёвке даже в безопорном пространстве, попеременно продвигая жумар и кроль вдоль неё, и используя педаль для переноса веса с одного подъёмного устройства на другое. Как видите, ваша педаль ещё и всегда остаётся соединена со страховочной системой одним из усов, что существенно снижает шансы сорваться, уронить или потерять её.

Читайте также:  Как делается стрижка паж

В дополнение к двум весьма очевидным способам применения усов самостраховки, есть у этой конфигурации и один не столь очевидный, для которого вам, правда, доведётся таки внести в систему кое-какие модификации. Сбросьте узел Стремя и одну петлю-Прусик с центрального карабина, а также развяжите узел Восьмёрку, удерживающую один из карабинов. В результате у вас получиться индивидуальная страховочная система для позиционирования в непосредственной близости от края. Закрепившись к опоре одним из карабинов, вставьте в петлю педали второй карабин и затяните её полностью. Одну петлю-Прусик, оставшуюся на верёвке встегните в центральный карабин — и вы получите один ус самостраховки длиной без малого пять метров, вдоль которого вы сможете свободно передвигаться, фиксируя своё положение посредством Прусика. Такая система, к примеру, выручит вас при вывешивании основной верёвки. Основная прелесть тут состоит также в том, что вы не используете никакого дополнительного снаряжения, а вернуть усы в исходное состояние весьма просто.

Надеюсь мне удалось проиллюстрировать вам основные преимущества данной конфигурации, и убедить вас не отрезать избыток от пятиметрового куска динамической верёвки для получения двух усов самостраховки. Добавив всего пару прусиков и карабинов вы можете наделить свои усы самостраховки доселе недоступными возможностями, что позволит им стать куда более функциональными и универсальными.

Однажды MAD устал собирать полезную информацию о туризме, выживании и снаряжении в блокноты, записывать цитаты на бумажках, добавлять закладки в сети, и откладывать полезные статьи на потом . Вот тогда он и решил запустить SECRET SQUIRREL, на страницах которого Вы сейчас находитесь. Что из этого получилось — судить Вам

Источник статьи: http://secretsquirrel.com.ua/snaryazhenie/usy-samostrahovki/

Изготовление безопасных регулируемых усов самостраховки

В этой статье вы найдете пошаговое руководство по вязке усов самостраховки, отличающихся большой прочностью и удобством регулировки. Для этого понадобится всего 1 метр репшнура и 4 метра динамической веревки.

1 метр репшнура и 4 метра динамической веревки

Ус самостраховки – это обязательный элемент снаряжения альпиниста, который представляет из себя кусок веревки или стропы, служащий для удобства закрепления на точке страховки.

Помимо предлагаемой в этой статье системы, существует еще несколько видов самостраховочных усов. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Примечание. Некоторые из пунктов данного списка являются средствами позиционирования, а не самостраховки. Однако, далеко не все альпинисты прислушиваются к указаниям производителей, а потому обозначим и их – для полноты картины.

  • Нейлоновая кольцевая стропа. Недостатки: слабая амортизация рывка, петля путается под ногами.
  • Дейзи-чейн. Не является средством самостраховки, хотя и используется многими альпинистами.
  • Клифа – мягкая одинарная стропа с пряжкой. Ее можно укорачивать в безопорном пространстве. Не является средством самостраховки. Действительно может не выдержать даже небольшой рывок.
  • Одинарная динамическая веревка. Сшитая или с узлами. Не очень удобна из-за относительной жесткости (по сравнению со стропами). Нет возможности оперативно менять длину уса.

Помимо этого, альпинистами используется множество других вариантов, каждый со своими преимуществами и недостатками (самостраховки с амортизаторами рывка, одинарные стропы с резинками внутри и т.д). Однако, приведенные 4 средства самостраховки используются наиболее часто.

Предлагаемая система основывается на варианте самостраховки из динамической веревки. Ее преимуществом является возможность быстрой регулировки длины одного из усов. Кстати, большая часть даваемых ниже рекомендаций может быть с успехом использована даже если вы решили использовать не регулируемую самостраховку.

Читайте также:  Модные аксессуары для причесок

Что понадобится:

  1. Беседка с раздельными ногами и поясом (Type C). Подойдет и другая система, но рекомендации по длине усов будут для нее недействительны.
  2. 4 метра динамической веревки, диаметр 9 мм. На самом деле, понадобится чуть больше 3 метров, но проще взять с запасом. Прочности 9 мм веревки достаточно, а на более тонкой будет плохо держаться схватывающий.
  3. 1 метр репшнура 5 или 6 мм. Шесть миллиметров – спокойнее, но пятерка лучше схватывает основную веревку. (Здесь допустимо использование тонкого репшнура, т.к. он всегда подстрахован основной веревкой).

Далее дается пошаговая инструкция по завязыванию системы.

1. Надеваем обвязку.
2. Продеваем веревку в ножные петли и пояс – параллельно центральному коушу системы
3. Завязываем простой проводник – так, чтобы петля узла была той же длины, что и центральный коуш. Не затягиваем его.

4. Вяжем восьмерку на том конце, что покороче. Теперь регулируем и затягиваем простой проводник так, чтобы петля восьмерки доставала до кончика носа.

В этот ус, посредством карабина, будет встегиваться жумар. При таком положении, каждое передвижение жумара будет достаточно длинным, но вы всегда сможете до него дотянуться и не придется подвисать на руке.

На простом рельефе иногда хочется использовать жумарный ус подлиннее. Однако, делать это крайне нежелательно. Проблема в том, что при прохождении по перилам, могут вылететь промежуточные точки, и есть вероятность оказаться на более крутом рельефе (даже на нависании), чем тот, по которому пролез лидер. Оказавшись в такой ситуации на длинном усе (особенно с тяжелым рюкзаком), придется потратить много сил, чтобы достать до ручки жумара и выйти обратно на маршрут..

5. Вытяните оставшийся свободным конец вверх, на вытянутую руку – держите его между средним и указательным пальцами. Свяжите восьмерку так, чтобы место перегиба оказалось в ее петле. Таким усом самостраховки уже можно пользоваться, однако его пока невозможно регулировать, что доставляет массу неудобств: он будет постоянно цеплять колено и зубья кошек, на станции не получится его укоротить, чтобы удобно разместиться на полочке.

6. На длинном самостраховочном усе завяжите обыкновенный схватывающий из репшнура – так, чтобы один из оставшихся хвостов был сантиметров на 20 длиннее другого. Проверьте, хорошо ли он схватывает веревку. Если нет – добавьте на схватывающем еще один оборот.

7. Проденьте длинный конец репшнура рядом с петлей простого проводника и центральным коушем. Завяжите узел Грейп-Вайн. Между схватывающим и простым проводником обязательно должен остаться зазор в несколько сантиметров – это нужно для удобства регулировки.

8. Обрежьте лишнюю веревку после узлов – восьмерок и грейп-вайна. (Свободные концы после узлов должны равняться семи—восьми диаметрам веревки) Обязательно оплавьте срезы.

Усы самостраховки готовы, можно пользоваться!

Подобные системы, с небольшими вариациями, я видел в использовании у нескольких инструкторов советской закалки, причем из разных городов. Такие усы я использовал сам, и предлагаю вязать то же самое участникам учебных отделений. Рекомендации по длине веревки и связанных из нее усов – плод моих собственных наблюдений.

Длина второго (не жумарного) уса позволяет комфортно вставать на самостраховку в одну станцию сразу нескольким участникам. Будучи пристегнута на разгрузочную полочку обвязки, она не образует больших петель, в которых могли бы путаться колени и кошки.

Мне неизвестно, проводились ли стендовые испытания таких самостраховок, однако, можно предположить, что ее прочность составит порядка 5 kN — до момента, когда начнет ползти схватывающий, а 9 мм веревка с данными узлами выдержит свыше 10 кN. (Более чем достаточный запас прочности).

Источник статьи: http://4sport.ua/articles?id=22493

Оцените статью
Adblock
detector