Тайны русской косы на полотнах русских живописцев
«Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд»
Каждой из нас хорошо знаком относительно простой и удобный способ собрать волосы. Я говорю о косе. А ведь было время когда коса была единственной прической у многих поколений наших предшественниц.
В этой статье собраны самые интересные факты о роли женской косы на Руси, а в виде иллюстраций использованы картины русских художников.
В давние времена девушки украшали косы лентами или косником (толковый словарь: чаще всего украшение, привязываемое к концу косы, пучок лент, кисть из лент, бус и т. п., лоскуток или подушечка (треугольная, в форме сердца), вышитая бисером).
Женщины закрывали повойником (толковый словарь: платок, обвитый вокруг головы).
В. Максимова Сборы на гулянье
Однако коса была не просто прической. Косы имели вполне определенное значение.
До замужества все девушки плели одну косу и носили ее с лентами, предпочитая алый (защитный от темных сил) цвет.
К.Е. Маковский Молодая боярыня
На девичнике подружки с традиционным плачем, переплетали одну косу в две.
Н. А. Антохина-Куракса Крестьянская свадьба.
В.Е. Феклистов Приготовление невесты к венцу.
А. И. Корзун. Девичник
Две косы носили все замужние женщины на Руси. Их укладывали в виде короны на голове или связывали лентой, чтобы было удобно одевать головной убор. С момента вступления женщины в брак никому, кроме мужа косы не показывались.
К.Е.Маковский Боярыня у окна с прялкой
Предания гласят, что в волосах заключена огромная сила, которой можно было управлять с помощью косы в известной степени. Маленьким девочкам плели так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса была расположена строго вдоль позвоночника, именно так, по мнению наших предков, она служила для наполнения жизненными силами человека. Поэтому при вступлении в брак женщинам заплетали две косы, чтобы одна коса проводила жизненную энергию её обладательнице, а вторая — её детям.
Ф.О. Будкин Девушка перед зеркалом
По косе можно было много узнать о ее обладательнице. Например, если девушка носила одну косу, то считалось что она в «активном поиске». Если в косу вплеталась лента, то девица получала статус «на выданье», и все потенциальные кандидаты могли засылать к ней сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были от ее середины — это означало, что у девицы появился официальный жених. Потому, что две ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.
М. Шибанов Празднество свадебного договора
Волосы традиционно считались носителем жизненной силы. Расчесывание было подобно священному ритуалу. Для восстановления утраченных за день жизненных сил требовалось провести гребнем по волосам больше 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосики только родители.
П.Н. Десятов Девушка, расчесывающая волосы
К.Е.Маковский Под венец
К косам вообще относились с почтительным уважением как к символу чести и благородства. Дернуть за косичку в те времена было бы оскорблением, сорвать шапку — штраф, а отрезать косу — позорное насилие, навлекавшее гнев всей семьи.
О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, хорошо знали и в старину. Все помнят хорошо сохранившуюся до наших дней примету? Во время беременности нельзя стричь волосы. Считалось, что в это время энергию женщина получала не только для себя, но и для будущего ребенка. Остричь волосы во время беременности означало лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Что же касается маленьких детей, то их обычно не стригли до возраста 3-5 лет. Добровольно, позволяли состригать свои волосы только женщины, переживающие сильное душевное потрясение. Такие традиции заодно с крепким здоровьем и чистой экологией делали косу до пояса, а то и до пят, нередким явлением.
В. А. Нагорнов Барышня, заплетающая косу
Идеалом считалась коса толщиной в руку, которая свидетельствовала о здоровье и жизненной силе женщины и о том, что она сможет родить здоровое потомство — такая девушка была желанной невестой.
Е. Демаков. У окошка
К сожалению, как и в наши дни, не все красавицы могли похвастаться толстыми длинными косами. Вот и лукавили барышни — вплетая в свои косы волосы из конских хвостов.
А кто их обвинит? Замуж-то хотелось всегда и всем!
К.Е.Маковский Боярский свадебный пир
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2603907-tajny-russkoj-kosy-na-polotnah-russkih-zhivopistsev
Культура
История женской прически
Когда началась история женской прически? Вероятно, это произошло в тот день, когда Ева, откусив от яблока, живо заинтересовалась тем, как она выглядит, и занялась своими волосами. О том, в какой из дней появился первый на Земле парикмахер, историки также точно сказать не могут, хотя и бьются над этим вопросом долгие годы. Однако, 13 сентября свой профессиональный праздник будут отмечать мастера расчесок, щипцов, фенов и ножниц. А мы, готовясь к этому дню, отправимся в небольшой экскурс по страницам Истории парикмахерского искусства.
Прически, укладки, окраска волос, модные парики – все это знали еще древние ассирийцы, греки, персы и египтяне. Сведения об их прическах дошли до наших дней благодаря археологическим находкам с изображением фараонов, греческих богов, знатных римских матрон и персидских воинов. В древней Греции завивали волосы и приподнимали их к верху при помощи лент; кельтские и германские девушки носили распущенные волосы, дамы же заплетали их в большие косы; персы славились умением окрашивать волосы и бороды, а так же завивать их. В раннем средневековье европейские женщины, напротив, не только тщательно скрывали свои волосы, но и выбривали те места, которые могли выглянуть из-под чепца, а в позднем уже начинают их модно укладывать, выставляя напоказ первые произведения парикмахерского искусства тех времен. Оказывается, стоило только начать! Чепец все уменьшался и уменьшался в размерах и, благодаря Ренессансу, превратился в украшение, а волосы стали заплетать в самые причудливые косы и даже осветлять – это стало модным! Не отставали от дам и кавалеры, не только отращивавшие длинные волосы, но и завивавшие их волнами или в кудри. Реформация поступила с прическами по-своему – мужчины коротко стриглись, а женщины снова прячут волосы под чепцы.
Настоящий расцвет парикмахерского искусства начался в эпоху рококо, когда тон моде задавала Франция. Парики, кружева, ленты, гребни, самые удивительные приспособления для создания и сохранения невиданных причесок и уйма времени на их создание – вот что должно было быть у парикмахера того времени. Парижанки носили на голове не волосы — башни из них, украшенные живыми цветами (бутылочки с водой для них прятались внутри прически), чучелами птиц, фруктами и овощами. Конец века 18-го самый экстравагантный период в истории причесок, на тему которых сохранилось множество карикатур, по части которых большими мастерами были англичане, открыто потешавшиеся над неугомонными француженками.
Примерно в 1713 году в моду вошли простые и изящные прически с соответствующими названиями – бабочка, тайна, неженка…. Но с середины XVIII века прическа снова безудержно устремилась вверх, превращаясь в сложные сооружения из собственных и накладных волос, а также бесконечного количества украшений. Моду диктовали две дамы – графиня Дюбарри, фаворитка Людовика XV, и молодая дофина Мария-Антуанетта. Последняя, став королевой, большую часть времени была занята изобретением причесок вместе со своим личным парикмахером. Плодом их трудов стали новые прически – взрыв чувствительности, тайная страсть, сладострастная….
При всей изысканности названий и разнообразии украшений великолепные прически стали родным домом для… вшей. И того хуже – дабы уберечь прическу от проникновения мышей по ночам на нее надевали стеку-каркас. Были в ходу даже специальные лопатки на длинных ручках, чтобы дама могла почесаться и унять зуд от назойливых жителей модной прически.
Французская революция уничтожила многое, в том числе и гигантские прически и парики, хотя милостиво оставила дамам ленты и локоны, ниспадающие на затылок.
Эпоха ампира сделала новым хорошо забытое старое – прически подобные античным, вошедшие в моду во время Наполеоновских войн. Им на смену пришли гладко зачесанные на прямой пробор волосы с узлами по бокам головы и на темени, а также укладки с пучками волос, щедро завитыми в локоны по обе стороны. Век 19-ый славился изящными, но непростыми прическами – тщательно завитыми локонами, косами, уложенными самым причудливым образом. Дамы были прекрасны и романтичны, но сделать такую прическу без умелых рук было невозможно, и парикмахерскому искусству обучали горничных, держали в доме личных парикмахеров, обученных из крепостных.
Мода на прически менялась постоянно, но с такой скоростью, как в XX веке никогда! Бурные перемены, связанные с прогрессом, войнами, расцветом культуры и освоением космоса не могли не коснуться и женской прически. Сложные начесы начала 1900-х типа шлем или тюрбан, украшенные жемчужными нитями или цветами, сменили короткие стрижки и перманент 1920-х. Первые короткие стрижки были вызваны не столько модой, сколько необходимостью: началась первая мировая война и у ухаживающих за раненными девушек не было времени на сложные сооружения из длинных волос.
Мода на новые прически распространялась с невероятной доселе скоростью, благодаря и кинематографу. В тридцатые годы законодательницей мод, в том числе и на прически, стала киноактриса Грета Гарбо — лик XX века. Самыми популярными стала стрижки а-ля гарсон и каре, а так жепрически буби-копф (из коротких завитых мелкими кудряшками волос), фокстрот, танго и полька. Однако, длинные волосы по-прежнему были в моде: их разделяли на прямой пробор, гладко расчесывали, завязывали узлом или закалывали в пучок на шее, заплетали в косы и укладывали вокруг головы. Украшения для прически стали гораздо скромнее: черепаховые гребни, ленты, броши из бижутерии, скромные кружева.
В военные 40-е в моду входят прически с валиком из волос, а после войны и в 50-е годы волосы стали укладывать волнами надо любом, челку подвивали ярусами, локоны завивали в виде ракушки и улитки, появились изящные сеточки для волос, модные завивки. В парикмахерские буквально выстроились очереди – пришла мода на светлый цвет волос и шестимесячные завивки.
Прически 60-х – так когда-то укладывали свои волосы наши бабушки и мамы. Особо модной была прическа колокол и стрижка гаврош. Укладки напоминали листья цветов, челку разделяли на две части и начесывали волосы в объемные прически. Но самую большую популярность приобрела бабетта, сошедшая с киноэкрана благодаря Брижит Бардо, которая вела моду и на прическу конский хвост, и на шиньоны.
70-е годы принесли романтику и женственность, а также моду на готовые прически в виде париков. Самыми модными стрижками с укладкой были: паж, раз и навсегда ставший образом Мирей Матье и творение французского парикмахера, названное в его честь – сассун. Начесы исчезли, оставив место для пышных «африканских» завивок как у Анжелы Дэвис.
80-е дали волю фантазии, предоставив парикмахерам вторить практически все, что им вздумается, вплоть до индейских «ирокезов», но на первом месте оказались спортивные стрижки с асимметричной челкой, пробором и завивкой, укладка каре и… окраска перышками и в самые невероятные цвета, переходящие один в другой. Фигурные заколки, огромные банты, вязаные повязки – стали новым стилем женских украшений для волос.
В конце 80-х годов и начале 90-х пришло великое разнообразие, как в стрижках, так и в укладках. Хотя самой распространенной была простая стрижка каре, количество ее вариантов было многообразным: классическое каре, под углом, градуированное, овальное и множество вариаций на разной длине волос. Тон по-прежнему задавали кино и теле экраны – все стремились быть похожими на популярных звезд. И, если на Западе широко применялись новейшие средства укладки и сохранения формы причесок, то в нашей стране на фоне тотального дефицита женская половина населения выкручивалась, как могла: кудри завивали «на пиве», фиксировали «сахарным сиропом», изобретая совершенно немыслимые чудеса из волос! Стоит вспомнить и популярную в те годы «химическую завивку». Парикмахерская мода стала очень демократичной и на многочисленных парикмахерских конкурсах мастера создавали просто фантастические модели причесок!
Настал новый век и дамы, вдоволь наигравшись «демократией в прическах и цвете волос» стали более женственны и требовательны к своему виду – в моду прочно вошли простота и элегантность. Сейчас носят длинные волосы, из которых можно сделать множество причесок от простого «хвоста» до оригинальной укладки с помощью множества модных заколочек, зажимов, шпилек, ободков или заплетая волосы в множество «африканских» косичек. Не вышли из моды и стрижки, которые приобрели особую элегантность, формируя новые образы, скрывая недостатки овала лица или подчеркивая его достоинства. Цвет волос может быть совершено любым, возможностей для этого более чем достаточно, но предпочтения сместились в сторону естественных цветов, вытесняющих яркие краски.
Парикмахерское искусство достигло невероятных высот благодаря не только мастерству парикмахеров, но и предоставленных им достижениями современной науки возможностей. Варианты причесок, которые можно увидеть на международных конкурсах парикмахерского искусства, невероятно фантастичны и больше похожи на картину художника-фантаста, чем на женскую прическу. Однако, кто знает, может быть они станут самыми обычными для дам следующего века?
Источник статьи: http://iledebeaute.ru/culture/2013/9/11/37016/