Меню

Высока колода да колюча борода что это

Народные загадки

1. Без рук, без ног, стучит, в избу просится.

2. Серый брат из-за куста хват.

3. Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет.

4. Не зверь, не птица, нос, как спица.

5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

6. Сидит дед, многими шубами одет, кто его раздевает, слёзы проливает.

7. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

8. Был ребёнок, не знал пелёнок, стал стариком, сто пелёнок на нём.

9. Ела, ела дуб, дуб поломала зуб, зуб.

10. Маленький Иван – костяной кафтан.

11. Малые малышки, зелёные катышки, сквозь землю прошли, на тычинку вползли.

12. Сама толста, щека тепла, а рот красен.

13. Без хвоста, без мордочки, два соболя на жердочке, им не спится, не сидится, хочется воды напиться.

14. Заря-зарница, красная девица, по лугу гуляла, бусы потеряла, месяц видел, а солнце украло.

15. Поля стеклянные, ограды деревянные.

16. Высока колода, да колюча борода.

17. Белый, но не снег, сладкий, а не мёд.

18. Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит-воет, а сядет – землю роет.

19. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.

20. В поле мешалкой, в мешке жемчугом.

21. Чёрная собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает.

22. Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется.

Источник статьи: http://journal-shkolniku.ru/narodnie-zagadki.html

Урок внеклассного чтения в 1-м классе «Русские народные загадки»

  1. Ознакомить с загадкой, как с жанром устного народного творчества.
  2. Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки.
  3. Развивать навыки анализа, умения делать выводы.
  4. Воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.
  • план- конспект урока (Приложение 1);
  • рабочая тетрадь ученика;
  • презентация, помогающая донести до учащихся информацию средствами наглядности (Приложение 2).

1. Организационный момент .

2. Постановка целей урока.

— Посмотрите на обложки книг, которые стоят на выставке. Что там нарисовано? (Разные предметы: животные, овощи, явления природы, домашние предметы.)

— Кто может прочитать название книг? («Ни окон, ни дверей», «Двенадцать братьев», «Красное коромысло через реку повисло».)

— Где вы встречали такие слова? (Это начало загадок. Это слова из загадок.)

Правильно. Сегодня мы будем читать и отгадывать русские народные загадки. Мы узнаем, как придумывал загадки народ, будем учиться их отгадывать. И попробуем сами сочинить загадку.

(Чтение произведений учителем.)

3. Знакомство с книгой.

Я вам прочитаю загадки из книги «Ни окон, ни дверей», давайте откроем книгу. На первой странице книги снова написано ее название. А внизу есть еще надпись. Прочитайте ее на доске: «Ни окон, ни дверей» – русские народные сказки, загадки.

Это значит, что в книге собраны разные по жанру произведения: сказки и загадки.

— Что же объединяет эти произведения? (Это устное народное творчество русского народа.)

— С каким жанром устного народного творчества вы познакомились на уроках внеклассного чтения? (Мы читали сказки, песенки, потешки.)

А теперь вы познакомитесь с еще одним жанром – загадками.

— Что же такое загадки, как вы думаете? (Это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать.)

Давайте откроем следующую страницу. Посмотрите, первая буква страницы большого размера, она украшена узорами, красного цвета. Пролистаем другие страницы. Что вы заметили? (На каждой странице первая буква украшена.)

— Как вы думаете, почему загадки так разделены? (На каждой странице загадки на одну тему.)

— Что нарисовано на этой странице? (Ночь, звезды. Лают собаки.)

Это загадки о звездах и планетах. А теперь сами определите тему загадок по иллюстрации на страницах. (О явлениях природы; о зиме; о хлебе; об овощах; о домашних животных; о видах транспорта; о лесе и т.д.)

Читайте также:  Прически для выпускников 4 класс

(Чтение учителем загадок о животных.)

Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.

Русские народные загадки удивительно образны, поэтичны. В них вы услышите поэзию народного языка. Очень долго загадки оставались для простого народа единственным средством для развития смекалки, ума. Давайте и мы понаблюдаем за языком русских народных загадок. Поучимся их отгадывать.

  • Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
  • Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи собирает,
    В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.)
  • В болоте плачет, а из болота нейдет. (Кулик.)
  • Висит сито, не руками свито. (Паутина.)
  • Кто над нами вверх ногами? (Муха.)
  • Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)
  • Ни зверь, ни птица, а нос как спица,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)

(«Ни окон, ни дверей». Русские народные загадки, сказки. М.: Детская литература, 1989.)

Отгадаем первую загадку. (Это сова.) Почему вы думаете, что это сова? (В загадке сказано: «Днем спит».)

Но днем спят многие хищники: тигры, насекомоядные ежи, гиены и т.д. (В загадке еще сказано:«. ночью летает».)

Летучая мышь тоже летает ночью. Может это летучая мышь? (Нет. В загадке говорится «. прохожих пугает». А сова ночью кричит, «ухает». Когда слышишь эти звуки, бывает страшно ночью в лесу.)

Значит, можно ли по одному признаку или свойству предмета отгадать его? (Нет, надо выделить из загадки все свойства предмета.)

Я прочитаю вам загадку еще раз. Найдите в тексте рифмующие строчки. (Летает — пугает.)

А сейчас отгадайте вторую загадку:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует.

— Какие свойства, признаки предмета можно выделить в загадке? (Маленький, серенький. Ищет пищу у жилища человека. «Ворует» зерно в полях.)

— О какой птице идет речь? (О воробье, у него оперение серого цвета, он часто добывает пищу вблизи жилища людей. Воробьи стаями слетаются в поля, когда идет уборка зерна.)

— Какие рифмующиеся слова вы заметили? (Мальчишка – в сером армячишке, шныряет – собирает, ночует – ворует.)

— Что такое «армячишко»? (Если дети затрудняются, учитель показывает рисунок и объясняет значение слова: армяк – вид верхней одежды крестьян из толстого сукна.)

4. Физкультурная минутка.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик!
Не робей
Я бывалый. (воробей).

5. Самостоятельная работа учащихся.

Ознакомление с книгой.

Прочитайте название книги на первой странице.

— Как найти в сборнике загадки об овощах? (Можно поискать иллюстрации.)

Найдите рисунки с овощами.

— Что нарисовано на странице? (Репа, картофель, лук, огурец, капуста.)

6. Самостоятельное чтение.

Прочитайте загадки об овощах. Выучите две-три загадки и докажите отгадку.

  • Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)
  • Сидит Федосья, распустивши волосья. (Лук.)
  • Алый сапог в земле горит. (Свекла.)
  • Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)
  • Ни окон, ни дверей — полна горница людей. (Огурец.)
  • Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы.)
  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
  • Желтая курица под тыном дуется. (Тыква.)
  • Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (Арбуз.)
  • Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух.)
  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

(Ни окон, ни дверей». Русские народные загадки, сказки. М.: Детская литература, 1989.)

7. Беседа о прочитанных произведениях.

Расскажите, какие загадки вы выучили. Выделите свойства предметов и докажите отгадку.

Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла.

(Это картофель, потому что клубни картофеля растут под землей. Они растут вместе, как будто в одном гнезде. А сами картофелины похожи по форме на яйца птиц.)

Читайте также:  Стрижки для тех у кого жидкие волосы

— Какие рифмующиеся слова есть в этой загадке? (Свила – нанесла.)

Аналогично ведется работа по тексту других загадок. Учитель обращает внимание на язык загадок, на старинные слова. Объясняет значение таких слов. Например: горница, кафтан и т.д.

8. Творческая работа в группах.

А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в группах иллюстрации или фоторепродукции предметов.

Рассмотрите предмет. Выделите его свойства, признаки. Составьте текст загадки с опорой на вопросы:

  • Кто это?
  • Что это?
  • Где это можно увидеть?
  • На что похож предмет?
  • Что он может делать?

Детям раздаются иллюстрации: петух, свинья, гусь, корова, кошка, собака. Учитель рассаживает детей в группы по 4-6 человек, организовывает работу.

Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.

9. Подведение итогов урока.

— С каким жанром устного народного творчества вы познакомились? В чем его особенности? (Мы познакомились с загадками. В загадках описываются свойства и признаки предмета, а сам предмет не называется. Его надо угадать.)

— В чем особенность языка русских народных загадок? (В них есть рифмы. Встречаются старинные слова.)

Давайте проверим знания – разгадаем кроссворд «Народные загадки».

Кроссворд «Народные загадки».

3. Без рук, без ног, стучит, в избу просится.
6. Серый брат, из-за куста хват.
7. Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет.
10. Не зверь, не птица, нос, как спица.
12. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
13. Сидит дед, многими шубами одет, кто его раздевает, слезы проливает.
14. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
16. Был ребенок, не знал пеленок, стал стариком, сто пеленок на нем.
20. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
21. Маленький Иван – костяной кафтан.
22. Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку вползли.

1. Сама толста, щека тепла, а рот красен.
2. Без хвоста, без мордочки два соболя на жердочке, им не спится, не сидится, хочется воды напиться.
4. Заря-заряница, красная девица, по лугу гуляла, бусы потеряла, месяц видел, а солнце украло.
5. Поля стеклянные, ограды деревянные.
8. Высока колода, да колюча борода.
9. Белый, а не снег, сладкий, а не мед.
11. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит – воет, а сядет – землю роет.
15. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.
17. В поле мешалкой, в мешке жемчугом.
18. Черная собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает.
19. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.

3. Ветер.
6. Волк.
7. Река.
10. Комар.
12. Баран.
13. Лук.
14. Книга.
16. Кочан.
20. Пила.
21. Орех.
22. Горох.

1. Печка.
2. Ведра.
4. Роса.
5. Окна.
8. Сосна.
9. Сахар.
11. Жук.
15. Гриб.
17. Овес.
18. Замок.
19. Топор.

Молодцы! Вы отгадали не только те загадки, которые мы читали на уроке, но и другие.

10. Домашнее задание.

Прочитайте загадки в книгах из уголка внеклассного чтения. Поищите дома книги с русскими народными загадками. Нарисуйте отгадки и подпишите их текстами загадок. А кому понравилось придумывать свои загадки, попробуйте дома сами составить загадки об овощах, животных, растениях, явлениях природы и т.д.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/572200

Эта загадка на смышленость для детей. А вы сможете ее решить?

я не думаю, что это задача на смышленость. Это скорее задача на неординарность, на нестандартность мышления. Это значит видеть то, что в целом не используется в повседневной жизни обычным человеком. Видеть то, чего нет.

Читайте также:  Мужская стрижка когда сзади коротко спереди длинно

Обычный человек, умеющий писать, видит тут цифры. Ребенок, не знающий эти символы, посчитает, что это кружочки с хвостиками. Это, действительно, задача для детей. Ребенок просто ответит, что в одних рядочках есть кружки, а в других — нет.

Или это задача-обманка. Ее не решит ни взрослый, ни ребенок (так как он не знает цифр).

Особенно полезного в ней ничего нет. Не надо заставлять искать в машине отражение бликов, вместо того, чтобы думать, что это совокупность механической и электрической систем.

Возможно, задача полезна для художников. Они вечно придумывают какие-то приколы, чтобы прославиться

Задачи на внимание, и как сказано выше на смышленность и неординарное мышление. И никакие медали вам не помогут, взрослый с высшим, да и просто окончивший школу, и т.д., но не обладающий этим самым неординарным мышлением не решит задачу, начнет проводить расчеты, искать зацепки. Ребенок — сразу поймет. (хотя думаю не все), надо пересчитать кружочки в циферках.

я в детсве книжки так разукрашивала, все «дырдочки» закрашивала.

мне нравится, что новая система образования делает упор на такие задачи. и меня пугают люди которые воспринимают их в штыки. Такие люди сами не способны мыслить таким образом и фантазировать (пример нарисовать мир глазами кузнечика) и детям не дают развиваться, зато сами блистают «умом» оскорбляя создателей )

так. ушла от темы. Решение — посчитать кружочки, ответ 2.

Источник статьи: http://otvet.ws/questions/1659146-eta-zagadka-na-smyshlenost-dlja-detej-a-vy-smozhete-ee-reshit.html

Что такое — высока колода, да колюча борода?

Безусловно, эта загадка с большим подвохом. В качестве колоды,(а она всегда деревянная) стоит представить дерево, подходящее для изготовления колоды. Ну, а поскольку у этого дерева должны быть игольчатые ветви-«колючая борода», то подходят по этим параметрам хвойные деревья -сосна(или ель).

По всей вероятности речь идёт о членистоногих, например о раках или крабах. Их хитиновый покров имеет если не чёрный, то достаточно тёмный окрас. Во время варки в кипящей воде хитиновый панцирь меняет цвет и становится красным. Получается, что краб, либо рак, погружается в кипяток будучи чёрным, а изымается из кипятка уже красным.

Конечно же это подберёзовики. Правда в разных областях название этих грибов разное. Например на Урале принято такие грибы называть » Обабки «, в других регионах просто березовики, а кое где и — серенькие.

Всё равно даю ответ на загаданную загадку именно — Подберёзовики, ведь это название и является наиболее научным названием этих грибов, да и растут они обычно не далеко друг от дружки, где обнаружил один, ищи и его собратьев.

Задачка на логику для маленьких детей. Очень помогает развивать правильное мышление. Правильный ответ подушка. Утром мы поднимаем голову с подушки когда просыпаемся, а вечером ложимся спать голова опять на подушке.

Можно научить кого-нибудь делать то, что хорошо умеете сами.

Допустим, продемонстрировать, как сделать ремонт своими силами.

Или поделиться собственными секретами приготовления вкусной еды.

Оказать первую помощь в случае необходимости.

В общем, подать пример, как можно действовать в тех или иных жизненных ситуациях.

Съесть поданный пример вряд-ли кому-то удастся.

Очень интересная и познавательная загадка и полностью согласен с «НИННЕЛЛЬ», сейчас многие и молодые и не очень будут в затруднении что бы отгадать ее. Дело в том что на Руси была распространена такая обувь как лапти. Носили их в основном в деревнях и сами их плели из лыка.

А что бы они крепче держались на ноге их привязывали тесемками — отсюда на ноге бежит , а отвязанный лежит. Это — ЛАПОТЬ.

Источник статьи: http://otvet.ws/questions/1018819-chto-takoe-vysoka-koloda-da-koljucha-boroda.html

Adblock
detector