- Зачем самураи цепляли на шлем усы?
- Почему японцы не носят бороды?
- Запрет на усы и бороды в Японии
- Мужчины-«гейши»: древнее искусство развлечения
- Самый безумный бой в истории ММА. Что стало с его участниками
- До боя: Дон Фрай — пожарный, звезда UFC, патриот Америки
- До боя: Йошихиро Такаяма — регбист, охранник, самый лохматый рестлер
- Бой: 90 ударов за 30 секунд
- После боя: Фрай стал актером, Такаяма — парализован
Зачем самураи цепляли на шлем усы?
Традиции воинов-самураев феодальной Японии были построены на многочисленных ритуалах и зачастую отличались особой театральностью, поэтому даже такой сугубо практический элемент доспехов, как защита лица, очень напоминал маску актера. Подобные самурайские личины принято называть «мэнгу» или «мэнёрои».
Считается, что традиция ношения мэнгу перекочевала в Японию из соседнего Китая, хотя маски в бою одевали воины Древней Греции и Рима. В традиционных доспехах самураев личины получили наибольшее развитие и распространение — маска мэнгу стала органичным дополнением к экзотичным шлемам кабуто.
Конечно, основной функцией мэнгу, в первую очередь, была защита лица воина от всевозможных метательных снарядов противника. Для этого маски изготавливались из толстой кожи или металла, а иногда эти материалы комбинировались
Для привязывания к кабуто на мэнгу предусматривались специальные крепления в виде штырьков или крючков, а в нижней части цеплялся прочный воротник. В сборе получалась довольно прочная и хорошо защищающая голову и шею воина, но плохо вентилируемая конструкция.
Для того, чтобы хоть как-то избавится от текущего пота, в подбородке маски делалось специальное «сливное» отверстие. Судя по всему, для лучшей вентиляции и увеличения кругового обзора кроме цельной маски сомэн, японцы изобрели разновидности с частичной защитой лица.
Мэмпо прикрывала весь низ лица до уровня глаз. Хоатэ закрывала щеки и подбородок. Хаппури, напротив, обрамляла верхнюю часть лицо, оставляя открытыми нос и рот. Хампо представляла собой пластину, защищающую только нижнюю челюсть.
Защита лица была не единственной целью ношения мэнгу. Философия самураев подразумевала не только победу тела, но и духа. Японские воины одним своим видом старались напугать или посеять страх в сердце врага.
Для этого мастера-оружейники придавали изделиям причудливый вид: украшали маски густыми усами, глубокими морщинами, декоративными зубами и выдающимися носами. Молодой самурай, одевший такую личину, вместе с ней получал силу и мудрость, превращаясь в легендарного воителя, поэтому мог одолеть любого врага.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/adarma/zachem-samurai-cepliali-na-shlem-usy-5c58037d57bd9200adf827c7
Почему японцы не носят бороды?
Вы когда-нибудь видели японца с густой бородой? Вот и я тоже нет, если это, конечно, не режиссерская постановка, а актер не играет императора Мейдзи.
Практически все японцы гладко выбриты, никаких тебе усов и оригинальных бород. Более того, если появиться в таком «неухоженном» виде на рабочем месте, то можно и вовсе его потерять.
Почему же так происходит? У японцев не растут волосы на лице? Они считают бороду проклятием?
И снова ответ на вопрос кроется в бурной истории страны: многие столетия подряд борода или на яп. «хигё» была обязательным атрибутом японских самураев. Если же самураю не посчастливилось и бороды он был лишен не то по воле самой матушки-природы, не то в силу других обстоятельств, то несчастный моментально становился предметом насмешек всего народа.
Позднее, чтобы как-то справляться со своими особенностями организма и чахлой растительностью, многие самураи придумали накладные бороды, которые изготавливались из состриженных человеческих волос.
С закатом империи исчез и дух воинственности: тогда-то борода и начала восприниматься как символ будущего восстания и скрытой агрессии, поэтому многие мужчины сбривали свои бороды. Как что к началу 18 века бородатых японцев практически уже и не встречалось.
Конечно позднее, в эпоху Мейдзи и далее, усы появились исключительно у знати и крупных военачальников. Чего только стоят 70- сантиметровые усы Гаиши Нагаоки !
Однако японское общество и здесь всеми силами пыталось избавиться от налета войн, поэтому уже с 40-х годов прошлого столетия вся японская общественность заговорила о новом течении «mobo» или » modern boy» , которое предполагало короткие стрижки и гладко выбритое лицо, тем более в этот период по всей Японии начали продаваться безопасные бритвенные станки.
На сегодняшний день молодое поколение Японии стремится ориентироваться на модные тенденции Запада, где борода как раз на пике популярности. И хотя своей бородой японец сегодня не удивит парикмахера, но в уме тысяч жителей Японии по-прежнему сидит стереотип о том, что борода- это просто отвратительно и очень агрессивно. У кого-то она ассоциируется с бунтом и нарушением правил, а у кого-то с грязью и бомжами.
Многие японские компании четко упоминают в требованиях к своим кандидатам на место про отсутствие всякой растительности. Особенно строго с этим обстоят дела у государственных служащих, у работников общественного питания и гостиничного дела.
Нередки случаи, когда работников увольняли за лишние усики, что, формально, считается противозаконным. Многие мужчины до последнего отстаивали свое право носить бороды и продолжать занимать должность. В Японии такие слушания даже прозвали «дела о бороде» на яп. «хигё саибан.
Понравилась статья?
Не стесняйся, ставь лайк и подписывайся на мой канал)
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/blushing_cheeks/pochemu-iaponcy-ne-nosiat-borody-5b81cc916a028a00aa572cad
Запрет на усы и бороды в Японии
В Японии почти у всех мужчин нет усов и бороды. В настоящий момент, это не закреплено законодательно, но имеется множество общественных, отраслевых и корпоративных порядков, норм и запретов, связанных с ношением усов и/или бороды. К счастью, на иностранцев это не распространяется.
Со Средневековья и до середины периода Эдо, продолжавшегося с 1603 года по 1868 год, в Японии для самураев ношение бороды (по-японски «хигэ», кандзи 髭 ) было обязательно. Безбородые самураи высмеивались и не уважались. Тем же, у кого борода отсутствовала из-за природных особенностей, приходилось носить не настоящую бороду (по-японски «тсукэхигэ», кандзи 付け髭 ). Ярким примером ношения «тсукэхигэ» являлся известный японский военный и политический деятель, объединитель Японии, Тоётоми Хидэёси (1537—1598), родившийся в крестьянской семье.
Позднее, при переходе к мирному гражданскому обществу, «хигэ» стало считаться проявлением самурайского духа и демонстрацией намерений поднять восстание. В то же самое время, в России, Пётр I (1672—1725) рубил бороды своим боярам. К концу XVII века самурайскую стрижку и бороду запретили носить всем, а не только самим самураям. Запрет был нацелен на поддержание общественной морали, исключение сделали только для граждан с серьёзными повреждениями кожи на лице.
В период Мейдзи (1868—1912), после вестернизации Японии, борода и усы стали вновь популярны среди верхушки японского общества. Одним из самых известных последователей такой моды являлся генерал-лейтенант японской армии Гаиши Нагаока (1858—1933), обладавший 70-и сантиметровыми усами (смотрите фото выше).
С приходом периода Сёва (1926—1989) пришла мода на гладко выбритое лицо, а дорогая серебряная особо опасная бритва стала показателем статуса в зажиточных семьях.
В настоящее время мода на ношение бороды и усов растёт с каждым днём, но в обществе всё ещё царит предвзятое отношение к ним.
По общепринятым нормам, японцы не должны носить бороду и усы при работе в следующих областях: банковское дело, инвестиции, страхование, железная дорога, ресторанный и гостиничный бизнес. Существует множество корпоративных запретов, включая запреты в некоторых госучреждениях, связанных с ношением бороды и/или усов. В японском обществе, в целом, сложилось негативное отношение к обладанию растительностью на лице.
Увольнение за ношение усов и/или бороды незаконно, поэтому в последние годы в японских судах всё чаще стали рассматриваться дела «хигэ саибан» (отстаивание в суде права ношения бороды на работе, кандзи 髭裁判 ).
Однако, отношение к бороде и усам в японском обществе постепенно либерализируется и позирование с конфетными бородой и усами подрастающего поколения тому яркий пример (смотрите фото выше).
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/culture_of_japan/zapret-na-usy-i-borody-v-iaponii-5ca09b01b59e2e00b3fcbf03
Мужчины-«гейши»: древнее искусство развлечения
Когда современный человек слышит о Японии в культурно-историческом аспекте, многим на ум сразу приходят расшитые узорами кимоно и искусство приготовления чая, а также, конечно, очаровательные гейши, ставшие символами этой страны. Однако немногим известно, что первыми гейшами стали представители сильного пола. В чём заключалось их искусство? Как они сумели сберечь его, дав жизнь и в наше время?
Значение слова «гейша» в точном переводе означает «служитель искусства». Мужчины, которые открыли эту традиции, впоследствии в некотором роде уступили место гейш прекрасным дамам, но некоторые элементы их культуры сохранились и по сей день. Уже в XII веке они называли хоканами, впоследствии переменили наименование на тайкомоти.
Что же стало толчком к появлению хоканов? Конечно, у всего есть причина, а основой развития к возвышенному стало распространение самурайских традиций. Когда же к ним добавляется буддийская философия Дзи, что также набирала популярность, родились «первые» хоканы. Дело в том, что Дзи указывало в многочисленных текстах, что особенного душевного равновесия и очищения, гармонии с миром и внутри себя можно добиться с помощью танца. Грубо говоря, первые хоканы были танцующими самураями, однако это лишь поверхностный взгляд на данную профессию.
С одной стороны, главным призванием хокана, как и впоследствии гейш, было развлечение своего господина. Тот, кому подчинялся хокан, выбирался также по самурайскому принципу. Воины, как известно, служили за определённую плату, при этом выполняли все поручения своего «клиента». Главным преимуществом хокана была способность к ведению непринуждённой беседы. Такой человек часто шутил, веселя рассказами своего господина, умело проводил чайную церемонию, что было крайне важным мастерством. При этом хокана нельзя было назвать лишь скоморохом при дворе вельможи. В точном переводе «хо-кан» является сочетанием слов, что означает «помогать людям» или «помогать человеку в чувствах». Согласитесь, так можно называть лишь мудрого человека, что способен не только веселить, но и оказывать поддержку, рассуждая на глубокие и сложные темы.
Тайкомоти уже не напоминали хоканов, ведь к периоду их появления самураи уступают своё почётное место купцам, а потому им приходится искать самые разные источники заработка. Учитывая то, что многие воины были прекрасно воспитаны и образованы, они становятся востребованы во многих домах вельмож. Тогда вместо хоканов появляются тайкомоти, которых можно отчасти сравнить с идеальными английскими дворецкими. При этом тайкомоти прекрасно разбирались в искусстве, могли уместно рассказать о чём-то интересном или же просто похвалить своего господина. Последнее проясняет значение слова «тайкомоти» — «тот, кто умеет хвалить».
Позднее прекрасные гейши становятся серьёзными конкурентами мужчин, однако тайкомоти сберегли своё искусство и в наше время. Особенности работы этих людей заключались в создании неповторимой атмосферы, в которой бы их господин не чувствовал себя расстроенным или одиноким. Как рассказывает один из тайкомоти, он научился танцевать даже на доске для шахмат, поскольку вся пища была расставлена на полу. Не должно было подняться в воздух даже крошечной пылинки из-под его ног. Другой случай – когда тайкомоти всюду сопровождал своего господина, играя на музыкальном инструменте. Даже во время посещения туалета тайкомоти стоял за дверью и наигрывал мелодию, чтобы вельможа знал, что остался не один в узком пространстве кабинки.
Хоканы, как и тайкомоти, были служителями искусства, однако нередко их беседы уводили господ в миры любовных грёз. В этом не было ничего необычного. В культуре японцев, что долгое время были нацией, полностью зависящей от урожая, немало таких сказаний. При этом они приобретают форму верований, когда рассказывается о весеннем возрождении, когда в природе соединяется два начала, чтобы породить жизнь. Как и гейши, тайкомоти стремились «любовь» приукрасить ноткой размышлений о бесконечности времени, в которое уходит красота, что, увы, так не вечна. В сочетании с таким подтекстом при умелой подаче подобные рассказы хоканов бередили душу людей, не оставляя никого равнодушным.
В конце XIX века начинается широкое распространение искусства гейш – как женщин, так и мужчин. Хоканы служат яркой основой торжеств, а без них веселье сложно даже представить. Они становятся своеобразными ведущими и организаторами с национальным оттенком. При этом достигается двойной эффект – и гости воодушевлены, и традиции страны не уходят на второй план, что на тот момент уже происходило в других странах. Однако после продолжительных войн интерес к прекрасному становится поверхностным. Понимание гейш ограничивается любой японкой, одетой в национальный наряд. Профессии, основанные на распространении искусства, терпят кризис, а потому и количество тайкомоти уменьшается в несколько раз.
В наше время в некоторых японских увеселительных заведениях существует должность «тайкомоти». Чаще всего это лишь образ, которые принимают юноши, что надевают кимоно. Их нанимают представительные женщины для сопровождения во время встреч и вечеринок. Конечно, приятно, что ценится национальный колорит, однако в данном случае тайкомоти не имеют никакого отношения к этим молодым людям.
Японские служители искусства на своём примере подчёркивают, как важно ценить красоту и изысканность, не поддаваясь на пёстрые замены истинного. И в XXI веке продолжает существовать немногочисленный класс представителей этой профессии. Они считают её зовом своей души, а многим из тайкомоти уже немало лет. Впрочем, они не перестают надеяться, что смогут вернуть интерес к своему утончённому искусству, а потому даже занимаются воспитанием нескольких учеников. Пока остаётся хотя бы один тайкомоти – это искусство будет жить!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/history_world/mujchinygeishi-drevnee-iskusstvo-razvlecheniia-5bec1361cfec6100aea4ca8c
Самый безумный бой в истории ММА. Что стало с его участниками
Сейчас, когда спорт замер на месте, самое время для ностальгии. В футболе вспоминают великие матчи, а в ММА — великие бои. На Youtube-канале UFC теперь выкладывают не только знаковые драки UFC, но и Pride — промоушена, который шумел в 2000-х. В начале апреля на канале опубликовали бой, который собрал уже 900 тысяч просмотров. Это грандиозный мордобой (самое подходящее слово), который устроили Дон Фрай и Йошихиро Такаяма 23 июня 2002 года в Сайтаме.
До боя: Дон Фрай — пожарный, звезда UFC, патриот Америки
Фрай внешне похож на человека, который обучался единоборствам в баре на Диком Западе, но это не так: Дон занимался борьбой в школе, а потом и в университете, причем тренировался под руководством Дэна Северна, будущей звезды ММА. Также Фрай полтора года ходил на тренировки по боксу и даже провел один профессиональный бой — в 1989 году он нокаутировал Луиса Мору с рекордом 0-3. Затем Дон стал работать врачом скорой помощи и пожарным. Параллельно занимался дзюдо, где получил черный пояс. В UFC он пришел в 1996 году — универсальным бойцом. Фрай взял себе прозвище Хищник.
Тогда в лиге не было регулярных чемпионов, а были победители так называемых супербоев и турниров-восьмерок, которые проводились за один день. Фрай в 1996-м выиграл два таких (бил Гари Гудриджа (дважды), Танка Эбботта), а еще в одном дошел до финала, где уступил Марку Коулману. Бой Фрая с Гудриджем на UFC 8 привел в ярость бывшего кандидата в президенты США Джона Маккейна, который случайно наткнулся на запись турнира. «Бить лежачего — это не по-американски!», — возмущался он. Потом Маккейн попытался запретить ММА в Америке, но у него ничего не получилось.
Хищник стал звездой UFC, однако после 1996 года там не выступал — он перешел в японский прорестлинг, где хорошо платили. А в 2001-м вернулся в ММА — в Pride, где платили еще лучше, чем в прорестлинге. В Pride тогда выдавали деньги наличными (руководители лиги сотрудничали с якудзой), и Фрай увозил домой спортивные сумки, забитые банкнотами.
«Когда я вернулся домой после моего первого боя в Pride, я пришел в банк в Тусоне, штат Аризона, с таким видом, будто владел им и собирался уволить какого-нибудь менеджера, — рассказал Дон в интервью Ultimate Insider. — Я бросил сумку с деньгами и сказал блондинке за столом: «Я здесь, чтобы внести депозит, и я буду стоять тут, пока вы будете считать это, дорогуша».
Американец перед рубкой с Такаямой провел в Pride два боя против сильных парней — Гилберта Айвела и Кена Шемрока. Он победил обоих. Поединок с Айвелом прошел спустя 13 дней после терактов 11 сентября 2001 год. Фрай впервые в карьере вышел в шортах в цветах американского флага.
Соперником Дона на Pride 21 должен был стать Коулман. Фрай очень хотел взять реванш, однако Марк получил травму шеи, и руководству Pride пришлось искать замену. О том, что соперником американца станет Такаяма, стало известно за две недели до боя.
До боя: Йошихиро Такаяма — регбист, охранник, самый лохматый рестлер
Фрай с рекордом в ММА 15-1 был однозначным фаворитом. Такаяма до этого провел три боя в смешанных единоборствах, проиграв во всех. Первый — в 1996 году (причем на открытом стадионе), два других — спустя пять лет в Pride. Правда, соперники у Йошихиро были серьезные — Кадзуюки Фуджита и Сэмми Шилт.
Такаяма тогда был известным в Японии прорестлером. Путь в единоборствах он начал в кендо (фехтование на бамбуковых мечах). Также Йошихиро играл в регби, работал охранником. Он всегда носил длинные волосы — из-за микротии (врожденное недоразвитие ушной раковины или ее отсутствие). «Я долго отращивал волосы, когда учился в школе — чтобы прикрыть ухо. Но меня все равно дразнили девчонки — из-за прически. Тогда я записался в секцию регби — чтобы стать сильным», — рассказал огромный японец (196 см, 125 кг) Ultimate Insider.
Бой: 90 ударов за 30 секунд
Фрай был большой звездой в Японии (в прорестлинге он даже бился с самим Антонио Иноки), и его бой поставили во главу карда, даже несмотря на то, что Коулмана заменил Такаяма. В со-главном событии шоу Pride 21 состоялся дебют в Pride Федора Емельяненко — он уверенно победил по очкам Шилта.
Дуэль взглядов — тоже история: Фрай и Такаяма посмотрели друг на друга так, что сразу стало ясно — сейчас начнется что-то страшное.
Как вспоминал американец спустя много лет, он вышел на ринг мотивированный, как никогда, ведь для подготовки к Pride 21 он устроил самый продолжительный и дорогостоящий лагерь в карьере — на Гавайях. «Я вложил в него 30 тысяч долларов! — рассказал он Ultimate Insider. — То поражение от Коулмана для меня сравнимо с разводом с первой женой. Я не мог с ним мириться. Я жил в Японии, а все равно постоянно думал о реванше. А когда узнал, что Марк серьезно травмировался, очень переживал. Я уважаю его. Когда стало ясно, что ничего страшного с ним не случилось, я был просто счастлив».
А вот что Хищник сказал про Такаяму: «Он был огромным. Японский прорестлинг — это что-то вроде тяжелой спарринг-сессии. Так что я понимал, что Такаяма — это жесткий ублюдок».
В первые 30 секунд на ринге был дикий, сумасшедший бой. Фрай выбросил в голову Такаямы полсотни ударов. Как Йошихиро выдержал мощные панчи — необъяснимо. Говорят, что в прорестлинге он поражал стойкостью, но все же человеком со стальным подбородком его не назовешь — в бою с Шилтом он упал. Дон тоже бил очень плотно. Тем не менее японец не только выстоял, но и сам зарядил серию жестких ударов — не полсотни, но не намного меньше — где-то 40.
Схватившись за шеи, они остервенело дубасили друг друга. Такое можно увидеть в прорестлинге, но там это постановочные удары, соперники даже не касаются друг друга. Здесь же тяжеловесы били по-настоящему. Уже к 15-й секунде боя лицо Такаямы опухло так, будто он провел минимум два раунда. «Фанаты были шокированы тем, как начался бой, но им я могу сказать вот что: «Я вышел в ринг, чтобы драться, а не бегать», — подчеркнул Такаяма в интервью Ultimate Insider.
Японец утихомирил противника жесткими ударами коленями (Фрай потом признался, что ему было очень больно: «Он мог вырвать мне кишки»), а потом перевел вниз великолепным броском. Дон поднялся, Такаяма добавил ему коленом, и они снова зарубились.
После четырех минут драку прервали — чтобы врачи осмотрели Такаяму. Удивительно, но ему, уже очень крепко избитому, разрешили продолжить бой. «Не буду врать: я молился, чтобы бой остановили. Но я понимал, что остановки не будет — потому что это Pride — и был готов идти до конца», — вспоминал Фрай.
Японец пропустил еще несколько сильных ударов. Понимая, что проигрывает в стойке, Йошихира попробовал исполнить такой же бросок, как несколькими минутами ранее, но на этот раз попытка провалилась: Фрай упал на него, а затем забил. Технический нокаут. Рефери остановил поединок на отметке 06:10 (в Pride первый раунд длился 10 минут). Дон так описал решающий момент боя: «У него не было навыков работы в партере, плюс он был измотан. Я тоже устал, но в колледже у меня был опыт борьбы с такими большими парнями. Я понимал, что еще немного — и выиграю. В какой-то момент подумал попробовать выйти на удушающий, но отказался от этой идеи — у меня просто не оставалось энергии».
Такаяма после нокаута еще некоторое время лежал на ринге. Могло показаться, что ему нужна срочная медицинская помощь, однако он нашел в себе силы подняться и поблагодарить противника за бой. Всего бойцы нанесли 134 значимых удара — это третий показатель за всю историю Pride.
«На турнирах Pride фанаты обычно были настолько сдержанны и спокойны, что можно было услышать, как мочится крыса. Поэтому, когда я услышал, как они сходят с ума, я понял, что наш бой действительно особенный», — вспоминал Фрай.
Шоу Pride 21 состоялось, когда в Японии и Южной Корее проходил чемпионат мира по футболу. По словам Фрая, их мордобой с Такаямой по резонансу в Японии затмил даже ЧМ.
После боя: Фрай стал актером, Такаяма — парализован
В карьере Фрая началась черная полоса. В 2002-м ему уже было 37 лет, он думал над завершением карьеры, однако ему предложили 350 тысяч долларов за бой с олимпийским чемпионом по дзюдо Хидехико Йошидой, и Дон решил продолжать.
Хищник проиграл Йошиде болевым приемом. В 2003-м все-таки случился реванш с Коулманом — Фрай уступил раздельным решением судей. Затем — еще шесть поражений, в том числе от Гудриджа и Джеймса Томпсона, которого Александр Емельяненко в 2004-м убрал за 11 секунд. Поединок с Томпсоном состоялся 8 апреля 2007 года — на последнем турнире в истории Pride.
Дон провел заключительный бой в декабре 2011-го, когда ему было 46. Сейчас он жалеет, что выступал так долго. «В конце карьеры я проиграл людям, которые никогда не должны были получить право рассказывать в баре, как они били Дона Фрая. Бой с Такаямой — последний, когда я чувствовал себя Хищником», — говорит Фрай.
В 2004-м харизматичный Фрай, брутальный ковбой в шляпе и с густыми усами, начал сниматься в кино — в комедиях и боевиках. Самый известный фильм с его участием — «Джонни Д» Майкла Манна (2009 год, оригинальное название ленты — Public Enemies («Социально опасные элементы»), где боец сыграл рейнджера, который охотится за легендарным гангстером Джоном Диллинджером (его роль исполнил Джонни Депп). Еще у Фрая был видеоблог на Youtube, в котором он разбирал бои и пил виски — стаканы ему подносила пышногрудая блондинка.
В 2016 году Фрая включили в Зал славы UFC. На церемонии он толкнул яркую речь.
Такаяма провел в ММА еще один бой — 31 декабря 2002-го он проиграл Бобу Саппу. Потом он вернулся в рестлинг, где стал даже большей звездой, чем до ухода в ММА.
С Фраем они встречались еще не раз. Однажды — на съемочной площадке: в 2005 году Дон и Йошихиро воспроизвели свой сумасшедший бой в японском боевике «Нагуримоно». В последний же раз они виделись в феврале 2019-го. Встреча произошла из-за печальных обстоятельств.
В мае 2017 года 50-летний Такаяма принял участие в рестлерском шоу. Он неудачно сделал прием и приземлился на голову. Врачи диагностировали множественные переломы позвоночника и полное повреждение шейного отдела. Теперь он почти полностью парализован. О том, что случилось с Йошихиро, общественности стал известно лишь через несколько месяцев после трагического поединка. Фрай, узнав о произошедшем, выступил с заявлением (до того, как состояние японца стабилизировалось):
«Такаяма-сан, Бог дал мне величайшего противника, которого только можно было пожелать. Вы устроили величайшую битву, которую когда-либо видел мир. Вы — причина, по которой наш бой побил Кубок мира по футболу один на один по телевизору. Вы — настоящий самурай. Вы — тот человек, о котором меня всегда спрашивают, когда встречают. Вы — воин. Такаяма-сан, если вы закончили с этой жизнью, с этим приключением и хотите двигаться дальше — удачи. Но мы не готовы потерять вас и отпустить. Поэтому мы всегда будем помнить о вас. Но если вы должны уйти, сэр, то — с Богом».
У Фрая у самого не все хорошо со здоровьем — его мучают боли в спине (был момент, когда бывшего бойца даже потребовалось ввести в искусственную кому). Последнее большое интервью — летом 2019-го — он дал, лежа на больничной койке — после операции. Тем не менее американец нашел в себе силы, чтобы слетать на прощальный вечер рестлера Абдуллы Мясника. Там, в Японии, он навестил Такаяму.
«Мое здоровье — отстой, и у Такаямы — тоже. Благослови его Господь. Но тогда мы были царями вселенной. Наш бой будет жить вечно», — говорит Фрай.
Источник статьи: http://www.sport-express.ru/martial/mma/reviews/samyy-bezumnyy-boy-v-istorii-mma-chto-stalo-s-ego-uchastnikami-1662483/