Традиционные японские прически
Многие свои культурные традиции японцы позаимствовали у китайцев. Так, у китайцев японцами была заимствована чайная церемония, искусство письма — каллиграфия, да и сам язык. А еще костюм и прически. Впрочем, и сами жители японских островов когда-то давным-давно приплыли из Китая. Но при этом японцы никогда бездумно не копировали. Взяв основы, они видоизменяли все до неузнаваемости, при этом совершенствуя и делая более изящным. То же самое произошло и с прическами.
Император Хирохито (1901-1989), 124-й император Японии.
Традиционный костюм и прическа.
Мужские прически Японии
Император и знать носили прическу, состоящую из волос, скрученных в жгуты и уложенных на макушке в пучки. Сверху на такую прическу одевались шелковые или же бархатные мешочки.
Император Хирохито (1901-1989), 124-й император Японии.
Прическа дзангири.
При этом император и члены его семьи поверх прически могли носить головной убор в виде высоких круглых шапочек из черного шелка.
К слову, головные уборы среди японцев не пользовались популярностью. Единственные шляпы, которые чаще всего носили крестьяне, так как вынуждены были защищать голову от солнца, но не только крестьяне, эти шляпы иногда могли одевать и знатные люди, – это конусообразные шляпы с широкими полями из тростника, бамбука или соломки. Носили их как мужчины, так и женщины.
Своя прическа была и у самураев. Она так и называлась – «прическа самурая». Спереди волосы сбривались, с затылка и висков поднимались вверх и сворачивались жгутом, который пропускался через небольшой футляр. Футляр в свою очередь мог делаться из парчи, бамбуковых палочек или же позолоченного картона.
Лица японцев традиционно были выбриты. Усы и небольшую бородку носили только старики.
Гравюра Утагава Куниёси из архива Библиотеки Конгресса США.
Торговля с европейцами.
В XIX веке Япония переживает период так называемой европеизации. После долгого периода вынужденной изоляции (японцы сознательно отгородились от Запада и даже запретили подплывать к своим берегам любым европейским кораблям, а не только военным и торговым), очередной японский император решает реформировать японское общество по западному образцу. Его реформы были удачными. Но они, впрочем, касались не только экономики, но и самой жизни общества, а также внешнего вида японцев.
В 1871 году был издан указ, по которому стирались сословные границы японского общества, к примеру, запрещалось носить мечи, а еще вводились европейские прически – короткие стрижки, которые в Японии получили название дзангири.
Традиционные японские конусообразные шляпы из бамбука.
Традиционной детской японской прической для мальчиков была прическа с выбритой головой, на которой оставлялись лишь небольшие участки волос над висками или же на макушке. Эти волосы у самого основания перевязывались лентами.
Монахи, как и монахини, ходили с полностью выбритыми головами.
Женские прически Японии
Что касается женских причесок, то они были весьма сложными. Женские прически чаще всего состояли из нескольких элементов. Это были высокие прически с пучками. При их создании использовали бархатные валики, подушечки, которые подкладывались под волосы, к примеру, под пучки из волос и зрительно увеличивали их размеры. А также различные гребни, которые не только выполняли декоративные функции, но и удерживали саму конструкцию прически.
Японская картина. Красавица с веером, 1927 г.
Женская прическа.
Женские прически в основном делались из натуральных волос, но знатными дамами могли использоваться и парики. Что касается женщин из простых семей, то они также носили высокие прически с пучками, однако более простые и менее декорированные.
Красавица на прогулке, японский рисунок на свитке, 1880-е гг.
Для сохранения причесок при сне женщинами использовались специальные деревянные подставки – подголовники.
Три красавицы в тени вишни. Тёкосай Эйсё. Период Эдо (конец XVIII века).
Самые же сложные прически были у гейш. Само слово гейша (или гейся) буквально переводится как человек искусства. По легенде первой гейшей был мужчина. Это был человек, в задачи которого входило развлечение знатных японцев во время трапезы – он должен был уметь поддерживать беседу. То же самое стало и обязанностями гейш – общаться с мужчинами за трапезой, скрашивать их досуг, поддерживать беседу о литературе, искусстве.
Соответственно и сами гейши должны разбираться в искусствах. У гейш есть хозяйка. Хозяйки обучают будущих девочек-гейш с раннего детства, после чего те отдают им часть своего заработка. Гейша может стать и самостоятельной (работать без хозяйки), но для этого ей нужно будет себя выкупить. Может выкупить гейшу и мужчина, с которым она будет жить. Но в таком случае ее «муж» должен заботиться о нарядах гейши.
Час Змеи. Серия Женщины в различные часы. Кикугава Эйдзан. Период Эдо (датировано 1812 г.).
Прически гейш были наиболее сложными по своей конструкции. Но их главным отличием от причесок обычных японок служили шпильки с крохотными веерами на концах, а также бумажные цветы в волосах.
Девочки носили косы.
Интересным было и использование косметики в Японии. Косметику в Японии использовали все – как мужчина, так и женщины. По этикету императорского дворца на прием японцы должны были являться набеленными и нарумяненными. При этом губы у японок чаще всего подкрашивались зеленой краской.
Прическа гейши (макияж – зеленая помада).
Среди знатных японок была мода на полное сбривание бровей. На месте же бровей рисовались большие цветные пятна округлой формы, которые доходили до лобных бугров.
Источник статьи: http://mylitta.ru/1710-japan-hairstyle.html
Древняя Япония. Прически, украшения, косметика
Мода древней Японии
Япония долгое время была страной изолированной от всего мира, частично этому способствовало островное положение страны, частично национальная политика, запрещавшая контакты с иностранцами.
Хотя на культуру Японии оказали сильное влияние соседние Китай и Корея, японцы значительно переработали обычаи своих соседей и создали свою собственную, непохожую на другие.
Прически древней Японии
Прически Древней Японии поражают своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не изменяли.
Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких женских прическах. Силуэты прически мужской и женской для всех слоев населения были однотипны.
Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок. Женские прически напоминали экзотические цветы.
Прическа императора и знатных мужчин представляла скрученные в жгуты волосы, уложенные на макушке в пучки. Иногда на них надевали небольшие бархатные или шелковые мешочки.
Распространенной мужской прической среди знати была так называемая “прическа самурая”. В этой прическе волосы с теменной части сбривали, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускался сквозь небольшой футляр. Для футляра использовали бамбуковые палочки, позолоченный картон, парчу. “Хвост” укладывали на темени.
Лица чисто выбривали, только в старости отпускали усы и бороду.
С появлением путешественников из Европы символом европеизации Японии стала прическадзангири — коротко остриженная голова. Она сменила теммагэ (бритые лбы и пучки на затылке) -прическу, которую носили мужчины в феодальные времена.
В детских прическах волосы на голове выбривались, оставлялись только небольшие кружки над висками. Эти волосяные пряди у основания связывали лентами, шнурами, резинками.
Женские прически состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди.
Мастера часто подкладывали в волосяные петли легкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Для сохранения прически голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, вернее, подголовники, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Прическа оставалась на весу. Прически выполнялись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики.
Парики также были многоярусны. Обычно нижний ярус от верхнего отделяли шелковым шарфом или большим гребнем. Женщины низших слоев также носили высокие прически, но в упрощенных вариантах. Банты и петли были меньших размеров и не так богато украшены.
Прически гейш выполнялись наиболее тщательно. Гейшами называли свободных, образованных, красивых женщин, которых приглашали на банкеты, приемы, чайные церемонии в качестве своеобразного украшения. Они были умны, музыкальны, пластичны, владели искусством стихосложения и каллиграфии.
Существовала прическа, которую носили только гейши: затылочные волосы образовывали напуск, при этом шея была обнажена, стойка воротника значительно отставала от шеи.
Отличием также служили воткнутые в прическу шпильки с крохотными веерами на конце, бумажные цветы. Монахини брили головы, так как религиозные обычаи требовали принесения в жертву волос. Девочки носили косы.
Головные уборы
На японских гравюрах редко можно увидеть японцев в головных уборах. Возможно, их надевали редко. Император и его семья носили высокие шапочки черного шелка, круглой формы или низкие, плоские. Сзади они оканчивались как бы козырьком.
Были также шляпы конусообразной формы с широкими полями — из тростника, соломки, бамбука, покрытые лаком. Их носили и мужчины и женщины.
Шляпы были ярких цветов — фиолетового, красного, желтого. Средние и низшие сословия в основном носили шляпы из тростника или рисовой соломки. Аристократы, стремясь отличиться от простонародья, пользовались менее роскошными головными уборами, чем император, но достаточно дорогими и недоступными для бедняков.
По всей Японии была распространена мода на китайские накидки, которыми закрывали головы. Невесте кроме длинных золотых шпилек надевали налобник — цуно-какуси — из белого шелка.
По поверью, он должен был скрывать “рога ревности”, якобы прорезывающиеся у каждой девушки, как только она станет супругой. Старые женщины носили стеганые повязки.
Косметика
Косметику употребляли все японцы. Этикет императорского двора обязывал всех придворных являться на приемы набеленными и нарумяненными. Иногда дамы так злоупотребляли белилами, что их лица казались масками.
Губы, в отличие от европейцев, японки подкрашивали зеленой краской.
Среди аристократок была распространена мода на полное сбривание бровей. Вместо них рисовали краской большие цветные пятна округлой формы, доходящие до лобных бугров.
В театральных представлениях надевали маски, делали грим. По форме маски были меньше или больше человеческого лица, кренились двумя шнурками. Использовали разнообразные парики.
Прически женских театральных париков напоминали бытовые. На парике “благородной героини” — волосы, расчесанные на прямой пробор, перевязь из дорогой материи скрепляет волосы сзади, на уровне шеи, концы свободно ниспадают.
Исполнители ролей стариков и старух надевали парики из белых волос. Косматые гривы из волокон растений служили париками для масок фантастических существ. Длина их различна: до плеч, до пояса, до земли.
В спектаклях театра Ноо употребляли разнообразные головные уборы, которые подчеркивали социальное положение действующих лиц: крестьян, монахов, воинов, священников, рыбаков, путников. Использовали накладные бороды больших размеров.
источник – история прически (?)
Источник статьи: http://ageiron.ru/istoriya-kostyuma/drevnyaya-yaponiya-pricheski-ukrasheniya-kosmetika
Японские прически 16 века
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Интересное из истории прически. Япония.
Прически Древней Японии поражают своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не изменяли.
Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких
Силуэты прически мужской и женской для всех слоев населения были однотипны. Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок. Женские прически напоминали экзотические цветы.
Прическа императора и знатных мужчин представляла скрученные в жгуты волосы, уложенные на макушке в пучки.
Иногда на них надевали небольшие бархатные или шелковые мешочки. Распространенной мужской прической среди знати была так называемая «прическа самурая».
В период начального зарождения самурайства прически были предельно простыми и ничем не отличались от причесок остальных японцев. Но частые контакты с племенами айну стали поводом для заимствования у них особого способа состригания волос.
Совершеннолетним мужчинам полагалось носить прическу сакаяки, или тёммагэ, в этом случае волосы на лбу, темени и макушке сбривались полностью, а пряди, остающиеся с боков и на затылке, затягивались в узел и аккуратно укладывались на макушке, а если же волосы были короткими, то им придавался вид торчащей вверх косички — сакаяки.
В бою такую косичку выпускали наружу через отверстие в навершии шлема. Волосы на голове и на подбородке сбривались каждый день, ведь самурай должен был быть готов умереть в любую минуту, а значит, встретить смерть ему нужно было в надлежащем виде.В этой прическе волосы с теменной части сбривали, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускался сквозь небольшой футляр. Для футляра использовали бамбуковые палочки, позолоченный картон, парчу. «Хвост» укладывали на темени. Носили прическу «щетка».
Лица чисто выбривали, только в старости отпускали усы и бороду.
С появлением путешественников из Европы символом европеизации Японии стала прическа дзангири — коротко остриженная голова. Она сменила теммагэ (бритые лбы и пучки на затылке) -прическу, которую носили мужчины в феодальные времена. В детских прическах волосы на голове выбривались, оставлялись только небольшие кружки над висками. Эти волосяные пряди у основания связывали лентами, шнурами, резинками.
Женские прически состояли из нескольких элементов.
Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди.
Мастера часто подкладывали в волосяные петли легкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Для сохранения прически голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, вернее, подголовники, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Прическа оставалась на весу.
Прически выполнялись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики. Парики также были многоярусны. Обычно нижний ярус от верхнего отделяли шелковым шарфом или большим гребнем.
Женщины низших слоев также носили высокие прически, но в упрощенных вариантах. Банты и петли были меньших размеров и не так богато украшены.
Прически гейш выполнялись наиболее тщательно. Гейшами называли свободных, образованных, красивых женщин, которых приглашали на банкеты, приемы, чайные церемонии в качестве своеобразного украшения.
Они были умны, музыкальны, пластичны, владели искусством стихосложения и каллиграфии. Существовала прическа, которую носили только гейши: затылочные волосы образовывали напуск, при этом шея была обнажена, стойка воротника значительно отставала от шеи. Отличием также служили воткнутые в прическу шпильки с крохотными веерами на конце, бумажные цветы. Монахини брили головы, так как религиозные обычаи требовали принесения в жертву волос. Девочки носили косы.
У девушек прически были легкими и простыми. У замужних — более плотными и массивными. Придворные знатные дамы носили парики темно-синего или фиолетового цвета, выпуская при этом небольшую челку собственных волос.
Произведения знаменитых японских художников дают возможность познакомиться с традиционными прическами японок. Крупнейший художник XVIII века Судзуки Харунобу (1718—1770) отразил национальный тип женской красоты: тонкая, стройная фигура, длинные черные блестящие волосы, нежный овал лица, миндалевидные глаза, маленький рот; костюмы и прически изысканны, нарядны, головки украшены гребнями и шпильками.
Китагава Утамаро (1753—1806) приобрел всемирную известность после выхода в свет альбома гравюр «Ежегодник зеленых домов Йосивара». Он был настоящим певцом женской красоты.
В произведениях «Десять женских портретов», «Дни и часы женщины», «Женщины за шитьем», «Большие головы» и многих других он также воплотил национальный женский тип. Изысканные и сложные прически героинь Утамаро, их позы и лица помогут внимательному зрителю в изучении прически и грима Японии.
Головные уборы, украшения, косметика. Одеждой как мужчин, так и женщин были длинные кимоно, которые надевали часто по нескольку — одно на другое. Кимоно шили из разных сортов шелка, иногда из хлопка, декорированного растительным орнаментом. Дополнением женского наряда был широкий пояс — оби, который на спине завязывался бантом.
Украшения дополняли прическу и часто служили ее опорой. Они обозначали характер празднества, время года, сословную принадлежность. Головы украшали гирляндами изящно свитых цветов аира, сакуры — вишни, вьюнка, мальвы, бузины. Популярны были хризантемы.
Но самым распространенным украшением причесок были гребни и шпильки. Их делали из сандалового дерева, панциря черепахи, слоновой кости, богато инкрустировали жемчугом и перламутром. Каждая шпилька или гребень становился настоящим произведением искусства. Поверхность изделия покрывалась лаками, тщательно шлифовалась, расписывалась.
Косметику употребляли все японцы. Этикет императорского двора обязывал всех придворных являться на приемы набеленными и нарумяненными. Иногда дамы так злоупотребляли белилами, что их лица казались масками. Губы, в отличие от европейцев, японки подкрашивали зеленой краской. Среди аристократок была распространена мода на полное сбривание бровей. Вместо них рисовали краской большие цветные пятна округлой формы, доходящие до лобных бугров.
В театральных представлениях надевали маски, делали грим. По форме маски были меньше или больше человеческого лица, кренились двумя шнурками. Использовали разнообразные парики. Прически женских театральных париков напоминали бытовые. На парике «благородной героини» —волосы, расчесанные на прямой пробор, перевязь из дорогой материи скрепляет волосы сзади, на уровне шеи, концы свободно ниспадают. Исполнители ролей стариков и старух надевали парики из белых волос. Косматые гривы из волокон растений служили париками для масок фантастических существ. Длина их различна: до плеч, до пояса, до земли. В спектаклях театра Ноо употребляли разнообразные головные уборы, которые подчеркивали социальное положение действующих лиц: крестьян, монахов, воинов, священников, рыбаков, путников. Использовали накладные бороды больших размеров.
1. 2. — причёска древнего японского воина;
3. — причёска высшей придворной знати и букэ;
4. — причёска букэ, называемая «большой плод дерева гинко»;
5. — причёска кобин буси;
6. — причёска самурая эпохи Хоряку (1751-64г.)
7. — причёска подростка букэ эпохи Гэнроку;
8. — причёска юноши букэ — «дзиин».
9.10 — причёска молодого самурая эпохи Хоряку;
11. — причёска Ронина эпохи Канъэй (1624-44г.);
12. — причёска Ронинна времён Кёхо (1716-36г.) и называвшаяся «плод дерева гинко».
Источник статьи: http://sova-rpg.livejournal.com/147710.html