Японские заколки для прически

Кандзаси — японские традиционные украшения для волос.

Разнообразие кандзаси в эпоху Эдо.

У кандзаси долгая история, однако по сей день неизменным остается любовь, которой это украшение пользуется несмотря на все изменения.

Считается, что золотая пора кандзаси – это середина и вторая половина эпохи Эдо (1603—1868). С развитием парикмахерского дела и распространением шиньонов, появилось и огромное разнообразие кандзаси для украшения женских волос.

Все кандзаси представленные ниже считаются традиционными и используются до сих пор.

Тама кандзаси — это совсем простые украшения, состоящие из «палочки» и круглого украшения. Однако ни один другой тип кандзаси не был так любим японками с древности и до сегодняшнего дня, как тама кандзаси.

Они были популярны в период Эдо, но даже в эпохи Мэйдзи (конец 19-начало 20 века) и Тайсё (1912-1926гг.) не вышли из моды, ими было принято закалывать маругамэ (особый тип шиньона, который носили замужние женщины) или и-чё гаэси (традиционная японская прическа, в которой заколотые волосы напоминают по форме крылья бабочки). Точно так же эти кандзаси используются и сегодня.

Для создания круглого украшения используются самые разные материалы: коралл, агат, нефрит, черепеховая или слоновья кость, в конце эпохи Эдо – стекло, а в эпоху Тайсё – пластмасса. В мире гейш Киото существует традиция использования коралловых кандзаси в повседневной жизни, а нефритовые украшения носить только летом. Также считается, что чем крупнее круглый элемент заколки, тем более юной девушке он к лицу.

Серебряные кандзаси Эдо – это более короткие заколки длиной около 12 сантиметров сделанные из серебра и широко распространенные в Эдо (старое название Токио) в период с середины 16 по конец 19 веков. Изначально они были длиннее 15 сантиметров, но к концу эпохи Эдо именно короткая версия стала эталонной.

Стандартно такие кандзаси имели круглые или продолговатые, напоминающие по форме кабачок, украшения из коралла или авантюрина (разновидность кварца). Чаще всего кандзаси делают из чистого серебра, однако в поздний период Эдо стали появляться заколки покрытые золотом или, как было распространено в Осака, серебряной была только нижняя часть, а верхняя – из меди, украшенной золотом.

Хираути кандзаси имеют плоскую рамку круглой формы с гербом семьи или цветочным узором в стиле сукасибори (ажурная плавка) или кебори (тонкая гравировка) внутри. Эти кандзаси преимущественно создавались из серебра или покрытого серебром металла, поэтому другое их название – «гин хара» («серебряное и плоское»).

Хирагучи кандзаси обычно носили женщины из самурайских семей, однако в эпоху Эдо были популярны и в среде гейш. В то время как женщины из самурайских семей носили украшения с гербом своей семьи, гейши украшали кандзаси гербом семьи любимого или инициалами их имени. Среди узоров распространены веера, деревья гингко, цветы павлоний или стебли бамбука. Узоры с веерами были особенно популярны в эпоху Эдо, когда ценилась элегантность, а этот узор имел связь с сезоном. Узор мог быть сделан из разнообразных материалов, таких как серебро, черепашья или слоновья кость.

Эти кандзаси начали делать в конце Эпохи Эдо для незамужних женщин. Их определяющей чертой был уникальный дизайн: с заколки свисает множество цепочек, украшенных бабочками или птицами. Эти украшения свисают с левой стороны головы и являются наиболее модным и красивым видом кандзаси. Их носили женщины из преуспевающих семей торговцев. Однако они не приняты среди замужних или обрученных.

Детально украшенные бира-бира кандзаси создавались из черепаховой кости или копыта лошади, они покрыты узорами цветов, например, пионов. Меньшие цепочки из трех, пяти или семи все уменьшающихся элементов могут свисать с цветов, которыми оканчиваются основные цепочки.

Один из видов кандзаси, производимых из металла и используемых как заколка для волос майко и представительницами смежных профессий. Верхняя часть выполнена в форме веера или круга, на котором выгравировано имя семьи. Из-за формы их также называют «оуги» («веер») и «химэгата» (форма для принцессы»). Вокруг плоской верхней части могут быть расположены плоские же узоры полукруглой формы, которые издают тихий звон при движении носительницы.

Читайте также:  Идеи прически для девушек

Это стандартный тип кандзаси, используемый и современными майко – они прикалывают их справа. По превращении в гейшу, майко перестают носить это украшение.

Тсумами кандзаси делают из тонкой ткани, порезанной на квадратики и сложенной в форме птиц и цветов. Цветочный мотив очень распространен, поэтому и кандзаси зовут «хана кандзаси» («цветочные»). Обычно для производства используется шелк, и раньше мастера даже красили его вручную.

Есть два способа носить тсумами кандзаси: приколоть пару слева и справа у висков или носить только одну заколку. Пик популярности этого украшения пришелся на середину эпохи Эдо. В то время их носили майко, но также дети на праздник «сити го сан» («семь, пять, три») — ежегодное японское празднование, посвященное долгоденствию и здоровью девочек 3 и 7 лет и мальчиков 5 и 7.

Йоси тё кандзаси представляют собой длинные прямые заколки без узоров и украшений и выглядят как очень большая палочка для ушей. Раньше их делали из металла или черепаховой кости, но сегодня основные материалы — металл и пластик.

Замужние женщины обычно прикалывают одну такую кандзаси над левым виском. Гейши могу носить только пару, а придворные дамы, не скованные ограничениями, украшали волосы множеством таких заколок.

Эти кандзаси в форме гребня для волос. Чаще всего они сделаны из черепашьей кости, но бывают и деревянные, покрытые клеем или лаком. Для украшения используются жемчужины, перламутр или золотой лак.

Верхняя часть кандзаси широкая, так как на ней располагается украшение. В отличие от западных гребней, у которых зубья занимают всю поверхность, на японских они расположены только в середине. Дело в том, что японские гребни были придуманы, чтобы поддерживать буклю, а располагаясь в нижней части прически, зубцы должны соответствовать прическе только по ширине.

В этих коротких кандзаси использовалась «тегара», кусочек ткани для поддержания или украшения прически. В отличие от других кандзаси, часть, удерживающая волосы, здесь расположена вертикально по отношению к орнаменту. Такие заколки используются для причесок молодых майко под названием «варэ синобу», и, будучи богато украшены бабочками, хризантемами, павлинами и цветами из коралов и нефритов на серебряной или платиновой основе, являются предметом роскоши.

Основная статья взята с сайта http://japanese-kimono.net
За перевод спасибо Дарине Бжигаковой

Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной, фотография будет немедленно удалена.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/etnoskazki/kandzasi—iaponskie-tradicionnye-ukrasheniia-dlia-volos-5c759b0f57accc00b6dcc1b1

Life Style

Традиционные женские украшения: Япония

Традиционный Японский женский костюм не допускал украшений на руках или ожерелий на шее. О каких же тогда женских украшениях пойдет речь? Главным украшением примерно лет 400 назад стала прическа! Именно украшения для волос стали основным способом самовыражения и демонстрации достатка и статуса. Украшения для волос получили имя — канзаши (кандзаси) и стали настоящими произведениями искусства. Их разнообразие по назначению и исполнению таково, что может понадобиться отдельный словарь с описаниями, чтобы разобраться – какое украшение для какой дамы, когда и где его можно носить и даже в какое время года, и в каком возрасте! В Японии все с глубоким смыслом – даже дамские шпильки!

Почему история японских женских украшений началась именно 400 лет назад? До этого прическа была очень простой — гладко расчесанные волосы taregami (тарэгами), но в конце эры Хэйан придворные дамы сменили свои прически на nihongami (нихонгами) – причудливую укладку с использованием шпилек, палочек и гребней. Так появились украшения «кандзаси», буквально значащие «воткнутые в волосы». В начале эпохи Эдо кандзаси стали не только самым популярным и модным украшением, но и грозным оружием самообороны, а в конце эпохи настал их звездный час – прически стали настолько сложными, что для их создания требовалось много украшений. На гравюрах того времени можно насчитать примерно два десятка кандзаси в прическе.

Читайте также:  Стрижки для полного лица с двойным подбородком вьющиеся волосы

Прически майко и гейши

Японские украшения в причёсках строго регламентированы – вид и количество заколок, гребней, шпилек и цветов соответствует возрасту, статусу и социальному положению носящей их женщины.

Самое трепетное отношение к кандзаси в «мире цветов и ив» — среди гейш. Особо богато украшены прически у учениц майко, а вот сами гейши закалывают прическу только простым деревянным гребнем и шпилькой. Кандазси изготавливали из серебра, латуни, олова, платины, черепахового панциря, сандала и аквилярии, японского ладана и даже из кристаллов с отделкой из кораллов, янтаря и полудрагоценных камней. Сегодня кандзаси могут быть из пластика, стекла, целлулоида, а дорогой коралл заменяется имитацией из… селитры и яичного белка. Цветы для дорогих кандзаси должны быть из натурального шёлка особых сортов, но в наши дни используют и более дешевые материалы.

Разобраться во всех сложностях предназначений японских украшений и их правилах их использования очень трудно. Одних классификаций несколько, при этом в каждой из них множество типов и подтипов украшений!

Например, по расположению в причёске:

Маэдзаси — находятся справа и слева от чёлки и втыкаются вперёд.

Татисаси — находятся в верхней части «крыльев» причёски, втыкаются вертикально.

Магэсаси — помещаются вниз и втыкаются в магэ (пучок волос на затылке).

Итидомэ — фиксирующие и поддерживающие магэ изнутри тонкие шнуры. И это только начало….

Далее, по внешнему виду:

Мацуба (сосновая игла) — самое простое из всех видов украшений в виде иглы из черепашьего панциря.

Мимикаки («палочка для чистки ушей») – множество типов украшений с одной общей деталью – небольшим декоративным элементом на одной или двух ножках.

Хираути — шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом, при этом ножка шпильки может быть раздвоенной. Такие украшения носили жены самураев, особенно популярны были серебряные шпильки с декоративным элементом, на котором был изображен камон – родовой знак. Так, по прическе, можно было определить, к какому клану относится женщина. Гейши могли носить хираути с изображение камона любимого, если не имели своего.

Мусасино кандзаси — коротенькие бамбуковые шпильки в форме птичьих крыльев, украшения популярные среди незамужних девушек.

Эдо-гин-кандзаси — украшения в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода.

Эдо-гин делали из чистого серебра, с позолотой или медными, но с инкрустацией золотом. Латунные Эдо-гин-кандзаси — предмет вожделения бедных девушек, приезжавших в Эдо на заработки, а искусно изготовленные железные были аксессуарами шикарных гейш.

Рётэн-кандзаси — комплект из двух кандзаси, вкалываемых по обеим сторонам от чёлки. Украшали их камоном или цветами из шелка.

Украшения можно различить по статусу и положению в обществе обладательницы:

Кинсэки-кандзаси — серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, носили незамужние горожанки, а иногда и юдзё (куртизанки, но не гейши).

Миокури полоски толстой бумаги «васи», покрытые серебристой краской, которые были частью прически дебютировавшей гейши.

Ёситё (раздвоенные плоские шпильки из черепахового панциря) — украшали затылочную часть причёски женщин, ведущих роскошный образ жизни. Замужние женщины носили одну ёситё около виска, гейшам можно было носить более двух ёситё на висках, а юдзё (куртизанки) носили множество ёситё во всех частях причёски. Надежное средство отличия!

Читайте также:  Современные стрижки до плеч для женщин

Бира (биракан) — развевающиеся кандзаси, ими украшали причёски незамужних дочерей купеческого сословия. Бира имели форму бабочек или птиц со свисающими цепочками. Как только девушка была помолвлена, она переставал носить бира.

Тирикан (так же развевающиеся кандзаси) – пластинка со свисающими частями, украшенная сверху шёлковыми или металлическими цветами и бабочками. Это украшение преимущественно гейш.

Цумами-кандзаси со свисающими цветами (сидарэ-кандзаси) – кроме учениц гейш (майко) их могут носить дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки вместе с кимоно для торжественных случаев.

Отдельно идут украшения, поддерживающие прическу:

Каноко-домэ (заколка для ленты «каноко»). Каноко — мягкая лента, поддерживающая магэ (пучок волос на затылке).

Ити-домэ — тонкий шнурок-проволока, удерживающий причёски изнутри (используется вместо лака для волос).

Когай — шпилька в форме меча в ножнах. Украшение, которое использовали как женщины, так и мужчины. Когай – обязательный элемент в прическе невесты.

Куси (гребень) — поддерживает верх причёски. В мире гейш популярны богато украшенные гребни с широким основанием.

Совершенно особый вид украшений, которые меняются в течение года – сезонные хана-кандзаси – украшения с гирляндами цветов. Ими украшают свою прическу только майко и хангёку (ученицы гейш в Киото и Токио). Цветы делают мастера высокого класса из особых сортов шелка, причем каждому из 28 сезонов японского календаря соответствует свой цветок!

Основной мотив в январе — сётикубай (сосна, бамбук, слива).

В начале февраля — цветок сливы, тюльпан и бабочки, а концу — нарциссы.

Символы в марте — нарциссы, цветы персика и пиона, желтого и белого рапса, бабочки.

Апрель — месяц цветения сакуры и ханами (праздника любования цветами вишни). Кроме цветов вишни кандзаси украшают серебряной или золотой бабочкой и крошечным фонариком-бомбори, символом скорого наступления лета.

В мае – глициния и ирисы, а так же небольшая серебряная бабочка.

Июнь в Японии месяц дождей и ему подходит плакучая ива (символ гейш), гвоздика и гортензия.

В июле мода на кандзаси меняется каждый год, в прическе постоянны только круглые веера утива, стрекозы и цую-сиба (капли дождя на траве). Веера относятся к фестивалю, который проходит в квартале гейш Gion в Киото.

Мотивы августа – асагао (ипомея) и сусуки (китайский мискант, похожий на ёжика из стебельков). Юные майко носят розовые сусуки-кандзаси, а старшие — белые.

Цветы в сентябре — кикё (японский колокольчик тёмно-розового цвета), клевер, хризантемы, гвоздика.

Октябрь — месяц кику (хризантем). Хризантемы — символ императорского дома. Для кандзаси подходят красные и белые хризантемы.

Осенний листопад – мотив ноября. Чаще всего это бывают кленовые листья, так как в ноябре проходит «праздник любования кленовыми листьями» — камбукай.

Декабрь – скоро Новый год и прически гейш и майко украшаются сосновыми иглами, белыми мотибана (маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов), листьями бамбука и… двумя маленькими листочками бумаги maneki. По старой традиции майко, заходят в гримёрные к своим любимым актёрам Кабуки театра Minamiza, которые оставляют свои автографы прямо на кандзаси. При этом один из актеров обязательно должен быть исполнителем женской роли!

В Новый год майко и гейши надевают особенные украшения — кандзаси с рисовыми колосками и голубем без глаз. При этом майко располагают украшение справа, а гейши слева. Они раскрашивают только один глаз у голубя, загадывая сокровенное желание, а второй глаз должен закрасить тот гость, чье желание сбылось в прошлом году.

Япония — удивительная и загадочная страна, все в ней наполнено глубоким смыслом и значением, даже женские украшения. Как меняются времена года, течет человеческая жизнь, так и меняются удивительные украшения кандзаси, каждое из которых не только произведение искусства, но и часть женской красоты, и миг ее жизни.

Источник статьи: http://iledebeaute.ru/lifestyle/2013/8/26/36604/

Оцените статью
Adblock
detector