За что на Синюю Бороду свалили чужие издевательства над жёнами
Более трех столетий назад сказочник Шарль Перро написал триллер про, как сейчас бы выразились, серийного маньяка Синюю Бороду, безжалостно убивавшего своих жен. Его прототипом считают барона Жиля де Рэ (Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д’Ингран и де Шанту) – рыцаря без страха и упрека, соратника и телохранителя Жанны д’Арк, маршала Франции, которого казнили то ли на дыбе, то ли умертвили гароттой (удавкой) в 1440 году.
Человека из знатного рода обвинили в чудовищных преступлениях: убийствах более чем сотни детей, в запретных алхимических опытах и дьяволопоклонничестве. В памяти большинства он остается серийным убийцей, и мало кто знает, что в конце XX века барона посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления.
Так кто же и почему заклеймил несмываемым пятном позора совершенного невиновного человека?
Верой и правдой, мечом и деньгами
Прежде чем «превратиться» в самого омерзительного преступника, Жиль прославился своими военными подвигами. Мальчик был в родстве с прославленным полководцем Бертраном Дюгескленом. Его отец – Ги II де Лаваль – погиб то ли на войне, то ли на дуэли. Мать, Мари де Краон, вышла замуж и отдала Жиля вместе с его братом Рене на попечение деда – Жана де Краона. Известно, что будущий вояка отлично фехтовал, увлекался соколиной охотой, знал несколько языков и уже в юношеском возрасте собрал приличную библиотеку.
В 16 лет дед ему нашел невесту – кузину Катрин де Туар. В то время браки между двоюродными братьями и сестрами не поощрялись. Жилю пришлось вначале выкрасть невесту, тайком с ней обвенчаться, а потом уже выпросить разрешение на официальный брак у церкви.
У них родилась дочь Мария, но семье отец и муж уделял не так уж много времени – шла Столетняя война. Молодой барон выступил на стороне дофина Карла – будущего короля Карла VII, которому Жиль постоянно ссужал деньги. А потом в его жизнь ворвалась Орлеанская дева – Жанна д’Арк.
Уже опытный полководец встал под ее знамена: охранял Святую Жанну, помогал ей во время военных действий, оплачивал ее армию и был с ней почти до самого конца. После ее гибели, когда Франция оставила освободительницу во вражеском плену, он отказался служить королю, предавшему свою героиню, и осел в замке Тиффож.
Невиноватый он!
В своих владениях он жил на широкую ногу: имел 200 охранников-рыцарей, около 50 придворных (музыкантов, пажей, поваров), 20 прелатов и личную церковь. Жиль де Рэ баснословные деньги тратил на роскошные пиры, театральные постановки и другие развлечения. К нему в замок как мухи на мед слетались все, кто хотел урвать свой жирный кусочек. Деньги утекали сквозь пальцы, и сеньор начал продавать свои другие владения.
Замок Тиффож в наши дни. Wikipedia
Но тут воспротивился его брат Рене, не желающий терять наследство, а Карл VII наложил запрет на продажу. Тогда Жиль де Рэ начинает заниматься алхимией, чтобы добыть золото. К магическим опытам привлекает профессионалов, которые никак ему не могут помочь, а потом появляется как черт из табакерки некромант (маг, взаимодействующий с миром мертвых – прим. ред.) Франческо Прелати.
Якобы он науськивал очарованного им Жиля де Рэ вызвать самого дьявола, чтобы ускорить процесс получения золота. И сдал в руки инквизиции, которая запрещала проведение алхимических опытов и занятия чернокнижием. Но барона обвиняли не только в этом.
Среди почти 50 пунктов был и такой, где говорилось: Жиль де Рэ экспериментировал над бедными детишками, мучая, насилуя и убивая преимущественно малолетних мальчиков. Их тела он приносил в жертву дьяволу. В материалах следствия подробно и тщательно были описаны все эти мерзости. Крестьяне давали показания, что их дети, отправляясь в замок за милостыней, пропадали бесследно. Вначале говорилось, что барона не пытали и он сам во всем признался.
Позже появилась информация, что его растягивали на так называемой «лестнице», ломая кости. И под чудовищными пытками барон согласился со всем, что ему вменяли. При этом не было найдено ни одного доказательства того, что он мучил и убивал детей.
Однако его все равно казнили. Карл VII забыл все заслуги своего бывшего друга еще и по той причине, что не хотел ему отдавать большой долг. А Франческо Прелати удалось избежать наказания. В 1992 году французские ученые подняли все документы о деле Синей Бороды и, тщательно изучив все допросы и показания, посмертно оправдали Жиля де Рэ.
Претенденты на роль
Так почему же ни в чем неповинный барон стал прообразом Синей Бороды? Исследователи сказок и историки пришли к тому, что сюжет с казнью Жиля де Рэ наложился на уже бытовавшие литературные сюжеты. Например, ходила история о графе Кономоре Проклятом, который во время дьявольских ритуалов убивал беременных жен. Одна воскресла, и убийца был наказан.
Можно предположить, что необъяснимым образом замученные жены переплелись с детьми, якобы убитыми сеньором де Монморанси-Лавалем. Могли припомнить Жилю де Рэ и нескольких невест, по каким-то причинам умерших еще до свадьбы с ним.
Так и родилась страшная легенда о Синей Бороде. Шарль Перро по-своему переосмыслил и написал жуткую сказку. А почему именно о синей, объясняет еще одна бретонская легенда, в которой рассказывается уже о бароне Жиле де Рэ, укравшем чужую жену. Он клялся ей в любви, обещая отдать свою душу и тело. Как только она дала согласие, тут же превратилась в дьявола синего цвета. Сатана рассмеялся и окрасил бороду барона в синий цвет, таким образом поставив ему «печать нечистой силы».
Гравюра Густава Доре к сказке Шарля Перро «Синяя Борода» (1862). Wikipedia
Кроме Жиля де Рэ на роль Синей Бороды претендуют основатель династии Тюдоров, король Англии – Генрих VIII, избавившийся от шести жен. Римский аристократ Франческо Ченчи, который растлил свою дочь Беатриче, устраивал оргии с ней и с ее мачехой. В итоге был убит дочерью. Претендентом является даже наш Иван Грозный, который менял любовниц и по очереди так или иначе извел каждую из восьми жен.
Источник статьи: http://www.eg.ru/culture/484559/
Кто на самом деле убил жен Синей Бороды? Альтернативная версия сказки
Я никогда не считала сказку «Синяя Борода» подходящей для чтения детям и думаю, многие со мной согласятся. Уж слишком жуткую историю рассказал нам Шарль Перро. Поэтому из его сборника сказок своей шестилетней дочери я предпочитаю озвучивать «Ослиную шкуру» или «Свинопаса», придумывая разные уловки, чтобы пропускать «Синюю Бороду».
Но тут как-то перечитала ее сама и задумалась. А так ли все было на самом деле, или в сказке есть подтекст?
Если в сказке «Колобок» или «Теремок» я по большей части додумывала детективную составляющую, то здесь любителю триллеров есть где разгуляться. Жертвы все настоящие, не раздутые моим воображением. А если есть жертвы, то преступник-то всегда найдется!
Шарль Перро указывает нам на единственно возможного убийцу: состоятельного мужчину по прозвищу Синяя Борода. Но так ли это? Виновен ли он в смерти своих жен?
Как мы знаем из сказки, Синяя Борода был аристократом и богачом, но успеха у женщин он не имел: всех пугала его синяя борода. Но все же женщины не отказывались выходить за него замуж, и даже известно, что жен было несколько.
И здесь мой первый вопрос. Если жены Синей Бороды бесследно исчезали, то как он мог жениться впоследствии? Ведь если мужчина убивал своих жен, а затем тщательно скрывал факт их смерти, то на основании чего он заключал последующие браки? Если его первая жена считалась пропавшей, как он мог жениться на второй, третьей и так далее?
Да и стал бы он так рисковать, скрывая факт смерти жен? Ведь мужчина легко мог попасть под подозрение, что было весьма логично, учитывая, что жены просто бесследно исчезали. Если бы Синяя Борода замыслил избавление от своих женщин, то, скорее, искусно подстроил бы несчастный случай, перерубив все концы и вернув себе свободу. Тогда он получал бы статус вдовца и мог себе преспокойно искать новую жертву, изображая горечь утраты и боль от одиночества. В такой ситуации вызвать симпатию новой невесты было бы куда проще.
А так всех потенциальных супруг пугает уже не только цвет бороды этого мужчины, но и его сомнительное прошлое, связанное с непонятным исчезновением всех его жен.
Тогда, если мы начнем отталкиваться от гипотезы, что Синяя Борода не виновен в гибели своих жен, возникает вопрос: кто же их убил?
Персонажей в сказке не так уж и много, но все же перечислю их, составив список:
— Синяя Борода — богач средних лет, состоял в браке несколько раз, но судьба его предыдущих жен неизвестна;
— Молодая жена — младшая из двух сестер, согласилась выйти замуж за Синюю Бороду после того, как познакомилась с ним поближе, оценив его доброту и приятные манеры, а также его роскошный замок;
— Старшая сестра жены — оказалась в доме Синей Бороды в тот день, когда он неожиданно вернулся и понял, что его молодая жена его ослушалась, зайдя в запретную комнату;
— Братья жены — тоже случайно оказались у дома Синей Бороды, тем самым спасли жизнь своей младшей сестре, заколов Синюю Бороду своими саблями;
— Родители жены — представители аристократии, были рады отдать свою младшую дочь за богатого и знатного жениха;
— Подружки жены — наводнили дом Синей Бороды, когда он был в отъезде, и пришли в полный восторг от его несметных богатств.
Проанализировав эту информацию, я получаю следующую версию: Синяя Борода действительно хотел убить свою последнюю жену, но предыдущих жен он не убивал.
Начнем с личности Синей Бороды. Очевидно, что у этого человека были явные проблемы с психикой (нормальный человек не стал бы красить бороду в синий цвет). И изначально он не был так уж богат. Но странности его поведения не ускользнули от двух предприимчивых мужчин — его соседей, также не очень богатых. И в их головах родился коварный план: сделать Синюю Бороду самым богатым человеком в округе, а затем женить его на их младшей сестре.
Братьям не составило труда втереться в доверие к добродушному соседу, и они легко состряпали его первую свадьбу с богатой невестой. Братья знали, что Синяя Борода страдает провалами в памяти, и умело воспользовались этим. Устроив отъезд Синей Бороды, они убили его первую жену, спрятав ее тело в одной из комнат замка.
Вернувшись, Синяя Борода решил, что жена просто исчезла. Таким же образом братья устроили еще несколько свадеб для Синей Бороды, выбирая для него невест с самым большим состоянием.
Когда же Синяя Борода стал невероятно богат, братья решили, что пришел черед женить его на своей младшей сестре.
После свадьбы им нужно было поскорее избавиться от Синей Бороды, чтобы все его состояние унаследовала их сестра. Для этого братья привели синебородую жертву в комнату, где лежали тела его бывших жен, и убедили хозяина дома, что это он убил их всех. И пригрозили, что если теперь он не уедет как можно скорее, то они сдадут его в руки правосудия.
Синюю Бороду охватил неописуемый ужас. Он отсылает братьев из замка, оставляет все ключи своей жене и в спешке уносит ноги.
Внезапно Синяя Борода вспоминает, что тела женщин все еще в замке, а ключ от комнаты — у его жены. Он срочно возвращается домой, но видит, что опоздал, так как жена все знает. Синяя Борода пытается ее убить как ненужного свидетеля, но братья, следившие за замком, вовремя приезжают и ликвидируют Синюю Бороду.
Все остаются жить в его роскошном замке, как и задумывали братья-злодеи.
Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал. Я буду рада!
Читайте о других альтернативных расследованиях, например, в статье «Кто убил десять негритят?» (см. здесь) .
Всех поздравляю с наступающим Новым годом!
Празднично ваша Таисия Кольт
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/taisia_kolt/kto-na-samom-dele-ubil-jen-sinei-borody-alternativnaia-versiia-skazki-5c2295e568bdca00aacb2df1
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Кто не слышал о злодее, увековеченном Шарлем Перро под именем Синей Бороды? С тех пор как история была напечатана в 1697 году в сборнике «Сказки моей матушки Гусыни…». Синебородый рыцарь одну за другой убивал своих жен-красавиц, как только те осмеливались нарушить строжайший запрет мужа: не пользоваться ключом от некой таинственной комнаты. Очередная хозяйка замка, естественно, не могла справиться с любопытством. Она открывала заветную дверь и… взору красавицы представала страшная картина: в холодном полумраке на окровавленном полу лежали бездыханные тела прежних недолгих спутниц жизни ее супруга. Ошеломленная открытием девушка, наконец, осознавала смысл мрачного предупреждения странного супруга, однако — слишком поздно. Застигнутая врасплох несчастная присоединялась к чудовищной коллекции в подземелье. Для тех, кто менее начитан, «Синяя Борода» — просто синоним то ли многоженца, то ли женоубийцы…
Эту сказку читали все дети Европы, а вот откуда она появилась, известно не каждому взрослому. Считается, что прообразом Синей Бороды послужил Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, маршал Франции, герой Столетней войны, современник и соратник знаменитой Жанны д’Арк. Вот только справедливо ли достались ему «лавры» убийцы и колдуна?
Утром 26 октября 1440 года площадь перед нантским кафедральным собором была запружена огромной толпой. Всем хотелось поглядеть на казнь знатного сеньора, обвиненного в чудовищных преступлениях. В соборе маршал Жиль де Рэ каялся и просил прощения. У церкви — за вероотступничество, ересь, богохульство и колдовство. У своего сеньора, герцога Жана Бретонского, — за многочисленные убийства малолетних детей. Церемония не была долгой — уже в десятом часу с площади к месту казни тронулась процессия повозок: на первой — сам маршал, за ним — двое его ближайших слуг-телохранителей и, по их собственным показаниям, помощников в нечестивых делах — Анри Гриар и Этьен Корийо. Эти двое, люди незнатные, полчаса спустя будут заживо сожжены на костре. Их господина палач задушит гарротой, «символически» подожжет хворост под мертвым телом, тут же вытащит труп, который и передадут родственникам. Те, впрочем, остерегутся хоронить «изверга» в фамильном склепе — он найдет вечное упокоение под безымянной плитой в кармелитском монастыре на окраине Нанта…
Eloi Firmin Fron. Gilles de Laval, sire de Rais. Портрет из галереи маршалов Франции в Версале.
Пытались также идентифицировать Синюю Бороду с бретонским королем 6 века по имени Кунмар или Коморр, который женился на святой Трифиме, дочери герцога Ваннского.
Фрески в церкви Морбихана рассказывают всю эту историю, но так как они принадлежат 17 веку и были нарисованы на 6 лет после появления сказки Перро, вряд ли автор взял за образец ту историю. В остальном же легенда о Коморре очень стара. В «Больших Хрониках» 1531 года Алэн Бушар пишет: «Коморр уже убил нескольких своих жен. Герох, граф Ваннский, на захотел отдать ему в жены свою дочь Трифиму, но потом согласился, при условии, что святой Гильд воскресит ее, если понадобится. Новая королева однажды зашла в часовню, где были похоронены жены Коморра, и ей явились их тени, предупредившие королеву, что король убивает свою жену, как только та забеременеет. Так как Трифима были именно в этом положении, она испугалась. Тени дают ей разные предметы, чтобы помочь ее бегству, и Трифима убегает. Коморр преследует ее, настигает и отрубает голову. Граф Герох просит святого Гильда выполнить свое обещание, тот идет к трупу, приставляет голову к телу, и слезами и молитвами упрашивает Бога воскресить королеву». Эта история тоже легендарна. Коморр убивает своих жен, так как, вроде Эдипа, его сын должен убить его.
В других случаях страшный герой ест трупы. Но это не так важно для главной темы сказки: испытание жены, обычно запрещение входить в комнату, от которой ей дают ключ.
Есть еще такая необычная версия, что прототипом «синей бороды» стал ни кто иной как Генрих Vlll, король Англии, отец незабвенной Елизаветы. Именно он проявил верх изобретательности в делах семейных несмотря на приверженность протестантизму, со своими шестью женами обращался скажем так, жестко.
Почему борода именно синего цвета?
Эта история – самая мистическая! Настоящая легенда с сюрреалистическим развитием событий, где даже появляется властелин преисподней!
«Мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!»
Но мы с вами все таки подробнее рассмотрим основную версию …
Наперсник дофина
«Жил-был человек, у которого были красивые дома и в городе, и в деревне, посуда, золотая и серебряная, мебель вся в вышивках и кареты, сверху донизу позолоченные. Но, к несчастью, у этого человека была синяя борода, и она делала его таким гадким и таким страшным, что не было ни одной женщины или девушки, которая не убежала бы, увидев его». Уже в самом начале сказки, похоже, содержится первый навет на героя нашей истории, носившего, судя по портретам, аккуратно подстриженную темную бородку.
Жиль де Рэ, рожденный в 1404 году в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу, — отпрыск старинного и знатного рода, давшего Франции двенадцать маршалов и шесть коннетаблей (носитель этой должности соединял обязанности главнокомандующего и военного министра).
О его детстве источники ничего не говорят, что обычно для той смутной эпохи. Известны лишь самые общие сведения. В 1415-м одиннадцатилетний Жиль и его младший брат Рене лишились обоих родителей: отец Ги де Лаваль, барон де Рэ, погиб то ли на войне, то ли на дуэли, матушка скончалась чуть раньше, а дети оказались под опекой своего деда Жана де Краона. Тот, видимо, приложил немало сил, чтобы привить Жилю любовь к чтению и наукам — занятиям, вообще-то, не слишком популярным у довольно грубого в те времена рыцарства. Во всяком случае, в зрелом возрасте его воспитанник страстно собирал древности и проявлял крайнюю пытливость ума. Проведя большую часть жизни в седле и на поле брани, он тем не менее умудрился составить богатую библиотеку и никогда не жалел денег на ее пополнение.
Памятник Бертрану дю Гесклену, знаменитому полководцу, предку Жиля де Рэ.
Еще в юном возрасте этот блестящий рыцарь выгодно (но, заметьте, в первый и единственный раз!) женился на девице Катрин, внучке виконта де Туара, и получил вдобавок к и без того немалому состоянию два миллиона ливров приданого и обширные земли в Пуату (в том числе замок Тиффож, которому суждено будет сыграть немалую роль в его дальнейшей судьбе). Женой он интересовался мало и почти не уделял ей внимания. Достаточно сказать, что родилась у них — в 1429 году — только одна дочь, Мари де Лаваль.
А вот богатством своим барон де Рэ пользовался, по крайней мере, любовно, внимательно и рачительно. В краткий срок оно помогло расположить к себе наследника, принца Карла Валуа, и получить место в его свите. Молодой дофин, почти ровесник Жиля, в отличие от своего нового придворного вечно жил у края финансовой пропасти, в силу чего его шансы на французскую корону приближались к нулю. Да и корона-то была призрачной: половину страны уже давно прочно занимали англичане и их союзники бургундцы, а во многих провинциях хозяйничали местные феодалы. Бедному во всех отношениях принцу с трудом удавалось удерживать только города в долине Луары, и при этом он и носа не высовывал из своей резиденции в Шинонском замке.
Бушующая кругом Столетняя война и определила поприще нашего героя. Он решился сделать ставку на дофина Карла, в те годы правильность этого выбора была совсем не очевидна. Однако барон не изменил ему и не просчитался.
Порни, Замок «Синей Бороды», Сегодня мы видим постройку 19 века. Французская революция сровняла крепость с землей — из-за славы Жиля де Рэ, или просто по стечению обстоятельств. Она была восстановлена только в 19 веке.
Национальный герой
В Жиле де Рэ текла кровь прославленного коннетабля Бертрана Дюгесклена — знаменитейшего из полководцев страны, погибшего в 1380 году. Конечно, внучатому племяннику «грозы англичан» не давали покоя лавры знаменитого предка. И ему удалось достичь столь же громкой славы. Преодолевая вялость и апатию своего сюзерена и друга Карла, барон де Рэ не жалел сил и средств. Он за свой собственный счет формировал крупные отряды и совершал — с 1422 по 1429 год — весьма удачные рейды по землям, занятым врагом, штурмом взял несколько замков и, наконец, покрыл себя общенациональной славой, сражаясь рука об руку с Жанной д’Арк под Орлеаном и при Жаржо. За эти подвиги Монморанси-Лаваль уже в 25 лет стал маршалом Франции — случай беспрецедентный! Злые языки утверждали, что случилось это благодаря тому, что барон де Рэ на свои деньги содержал не только войско, но и Карла со всем его двором, оплачивая всевозможные пиры, охоты и прочие увеселения, которые так обожал дофин. Впрочем, и действительные военные подвиги маршала никто не ставил под сомнение.
После памятной Орлеанской победы в мае 1429 года война покатилась к успешному для Карла концу. 17 июля того же года он короновался в Реймсе — месте, где традиционно с 498 года венчались на царство французские короли. Победа Валуа уже вызывала так мало сомнений, что Жиль де Рэ счел уместным осторожно дать понять новоиспеченному государю, что теперь, когда все идет хорошо, пора начать расплачиваться по займам. И, как нередко бывает в подобных случаях, маршал не только не получил обратно потраченные средства, но вдобавок еще впал в немилость и был удален от двора. Ведь хорошо известно: маленький долг рождает должника, большой — врага.
Гравюры XVI столетия иногда еще изображают Жиля де Рэ благородным воином (фото слева: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS). Но лубочные листки XIX века по большей части живописуют «достоверные» сцены обнаружения чудовищных «улик» (фото: AKG/EAST NEWS)
Ошибка Жиля де Рэ
С 1433 года наш герой — официально в отставке. Он тихонько живет себе в замке Тиффож в глухой Бретани и от скуки зачитывается книгами по алхимии. В конце концов, в ней была и насущная нужда — его финансовые дела шли все так же скверно, а надежда поправить их возвратом королевского долга улетучилась.
Видимо, в поисках выхода из денежных затруднений Жиль де Рэ совершает и главную стратегическую ошибку в жизни. В 1436 году он радушно принимает у себя нового дофина — Людовика. Принимает как сына своего старого боевого друга и короля. Барон не мог не знать, что дофин, будущий король Людовик XI, хитрейший из монархов Европы, уже сейчас интригует против отца и в поместьях маршала, собственно, укрывается от монаршего гнева. Хорошо зная Карла, как же мог он сомневаться, что тень вражды отца и сына ляжет на него самым непосредственным образом (пусть даже формально визит Людовика был представлен ему как «инспекторская» проверка).
Наказание последовало незамедлительно. Чтобы добыть хоть какую-то наличность, маршалу приходилось закладывать недвижимость — то один замок, то другой… Операции эти были абсолютно законны и выгодны, но от короля последовал указ: барона Жиля де Рэ в коммерческих операциях с его владениями ограничить. Для опального маршала это стало немалым ударом — тем с большим усердием он принялся искать способ превращения свинца в золото. Он приказал своему алхимику Жилю де Силле сконцентрироваться только на этой задаче.
Под алхимическую лабораторию переоборудовали чуть ли не весь первый этаж замка Тиффож. Хозяин не скупился на расходы. Его агенты скупали в промышленных масштабах нужные для опытов компоненты, некоторые из которых — например, акульи зубы, ртуть и мышьяк — стоили по тем временам очень дорого.
Но, как нетрудно догадаться, это не помогло — получить золото никак не удавалось. В сердцах маршал распрощался с более или менее трезвомыслящим де Силле и в 1439 году пригласил на место главного алхимика Франческо Прелати, который, по всей видимости, убедил барона в своей исключительности. Возможно, его привлек тот факт, что итальянец прямо заявлял, что он — колдун и держит в услужении личного демона, через чье посредство общается с миром мертвых (и это в то время, как прежние «ученые мужи» барона были в основном священниками).
К сожалению, очень скоро Франческо Прелати получил огромную власть над своим хозяином, человеком сколь эрудированным, столь и нестандартно мыслящим. Последнее качество заставляло его все время желать общения с людьми необыкновенными, явно ломающими рамки современных ему представлений о науке. Однако на сей раз наш герой не распознал явного шарлатана.
Со временем об их колдовских упражнениях прослышала вся Бретань и ужаснулась до такой степени, что вмешаться пришлось самому герцогу Бретонскому, вассалом которого был барон де Рэ. Вскоре герцог во главе двухсот вооруженных солдат стучал в ворота Тиффожа. Тучи над головой маршала сгустились, но он сам еще не знал, насколько они грозны.
Древний старец Синяя Борода на иллюстрациях Гюстава Доре к сказке Шарля Перро не имеет уже совершенно никакого сходства с реальным Жилем де Рэ. Фото: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS
Еще один злодей…
Большинство филологов — исследователей волшебных сказок, а также историков сходятся на мысли, что в истории Синей Бороды реальный сюжет с казнью Жиля де Рэ наложился причудливым образом на мифологический, литературный, а не наоборот, как это бывает обычно. С самого раннего Средневековья в Бретани (а также в кельтских областях Великобритании — Корнуолле и Уэльсе) был популярен сюжет о графе Кономоре, который женился на некоей Трефинии, впоследствии святой. Он просил руки девушки у ее отца, графа Героха, но тот отказал «по причине чрезвычайной жестокости и варварства, с которыми тот обращался с другими своими женами, которых, как только они становились беременными, приказывал убивать самым бесчеловечным образом». Так, во всяком случае, сообщает «Жизнеописание святых Бретани». Затем при посредничестве одного праведного аббата свадьба — при торжественных клятвах Кономора вести себя достойно — все же состоялась. Но едва Трефиния забеременела, граф — язычник в душе — все же убил ее, очевидно, исполняя какой-то дьявольский ритуал. Далее, как гласит легенда, последовали воскрешение святой и кара убийце. Не правда ли, контуры будущей «страшилки» о Синей Бороде вполне просматриваются? Учитывая, что в XV веке, когда жил Жиль де Рэ, рассказы такого рода составляли основной массив местного фольклора, неудивительно, что судьба маршала соединилась с ними. И неудивительно, что дети, «замученные» сеньором де Монморанси-Лавалем, слились в народной памяти с женами из легенд о Кономоре и уже в таком виде попали к Шарлю Перро. Обычное дело в истории литературы…
Пробный удар
В конце августа 1440 года монсеньор Жан де Малеструэ, епископ Нантский, главный советник и «правая рука» герцога Бретонского, выступил в кафедральном соборе с сенсационной проповедью перед толпой прихожан. Его преосвященству якобы стало известно о гнусных преступлениях одного из знатнейших дворян Бретани, маршала Жиля де Рэ, «против малолетних детей и подростков обоего пола». Епископ потребовал, чтобы «люди всякого звания», располагающие хоть какими-то сведениями об этих «леденящих душу деяниях», доносили ему о них.
Речь епископа, исполненная многозначительных недомолвок, произвела в слушателях впечатление, будто следствие располагает серьезными уликами. На самом же деле Малеструэ было тогда известно об одном-единственном исчезновении ребенка, которое хоть как-то удавалось связать с Жилем де Рэ, и произошло оно за месяц до судьбоносной проповеди. О прямых доказательствах не шло и речи — очевидно, что правящие верхи Бретонского герцогства просто решили использовать удобный случай, чтобы расправиться с опальным маршалом.
Вскоре у епископа появился повод проинформировать обо всем главу инквизиционного трибунала Бретани — отца Жана Блуэна. В общем, следствие с этих пор развернулось по всем направлениям. Уже через несколько дней на свет появился обвинительный акт. На современников он произвел сильное впечатление. Чего здесь только не было: и человеческие жертвоприношения домашнему демону, и колдовство «с применением специальных технических средств», и убийства детей с расчленением и сжиганием их тел, и сексуальные извращения…
Обвинительное заключение из 47 пунктов было отправлено герцогу Бретонскому и генеральному инквизитору Франции Гийому Меричи. Маршала официально поставили о них в известность 13 сентября 1440 года и предложили ему явиться в епископальный суд для объяснений.
Инквизиционный процесс в Нанте мало напоминал современный состязательный суд. Фото: ALAMY/PHOTAS
Обвинение в колдовстве
Заседание трибунала было назначено на 19 сентября, и Жиль де Рэ наверняка понимал: у него есть более чем веские основания уклониться от явки. Если обвинения в пропаже детей он еще мог счесть «неопасными», то колдовские манипуляции, подробно описанные в обвинительном акте, могли стать причиной больших неприятностей. Церковь преследовала их весьма свирепо. Кроме того, герцог Бретонский санкционировал еще и светское разбирательство, и оно тоже дало кое-какие результаты…
В принципе оставалась возможность бежать в Париж и пасть к ногам Карла VII, но, видимо, надежды на помощь старого друга было очень мало, раз обвиняемый не захотел воспользоваться этим средством. Он остался в Тиффоже и объявил, что непременно явится в суд. Тут его положение еще ухудшили собственные приближенные, чьи нервы оказались не так крепки. Друг Жиля, Роже де Бриквилль, и бывший доверенный алхимик Жиль де Силле на всякий случай пустились в бега. В ответ прокурор Бретани Гийом Шапейон объявил их розыск, что дало ему законную возможность явиться со стражниками в баронский замок и схватить там других подозреваемых: колдуна-итальянца и телохранителей барона — Гриара и Корийо. Все эти люди последние годы провели бок о бок с хозяином и, конечно, могли много порассказать о его занятиях. Что они, собственно, и сделали на суде, заседавшем в октябре 1440 года в городской ратуше Нанта. Власти постарались придать процессу как можно большую гласность: о нем было объявлено на площадях всех городов Бретани, и на него приглашали всех, кто мог иметь хоть какое-то, истинное или мнимое, отношение к делу (при этом требование обвиняемого об адвокате отвергли!). Зрители допускались свободно, и наплыв их оказался столь велик, что многим пришлось торчать за дверьми. В адрес Жиля де Рэ неслись оскорбления, женщины бросались на охранников, чтобы прорваться поближе и суметь плюнуть «проклятому злодею» в лицо.
Ну а что касается показаний… Достаточно сказать, что они оправдали ожидания толпы.
Алхимик Франческо Прелати под присягой заявил, что барон де Рэ сочинил и кровью написал соглашение с демоном Барроном, в котором обязался приносить последнему кровавые жертвы за три дара: всеведения, богатства и власти. Свидетелю неизвестно, получил ли обвиняемый эти дары, но жертвы он приносил: сначала пробовал откупиться курицей, но по требованию Баррона перешел на детей.
Жиль де Силле подробно рассказал о сексуальном поведении своего бывшего патрона — чудовищных надругательствах над несовершеннолетними обоего пола. Кроме того, подтвердил, что барон участвовал в алхимических экспериментах, отдавая себе отчет в их греховности, и, таким образом, впал в ересь.
О пропавших детишках свидетельствовали их родители. Кое-кто из них заявлял, что последний раз видел своих детей, когда отправлял их во владения барона де Рэ — просить милостыню. Наконец, Гриар и Корийо дали самые жуткие показания, будто маршал коллекционировал человеческие головы, которые хранились в особой темнице замка, а также о том, что, почувствовав опасность ареста, маршал лично приказал им эти головы уничтожить (показание особенно важное, ввиду того что при многочисленных обысках во владениях маршала ничего подозрительного найдено не было).
Печать Зла
Как же возникла связь между реально существовавшим бароном Жилем де Рэ и литературным персонажем Синей Бородой? И почему «борода» именно «синяя»? Известно, что, собирая бретонские легенды, Шарль Перро, в частности, записал такую: мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!» Вот вам и соединение двух сюжетных линий: в фольклорном сознании якобы замученные дети превратились в жен, а «печатью нечистой силы» стал цвет бороды. Конечно же, обросло предание и топографическими признаками: буквально все разрушенные замки близ Нанта и в долине Луары ко времени Перро приписывались Жилю де Рэ, а в Тиффоже за пару монет показывали комнату, где он резал то ли маленьких ребят, то ли женщин.
Вынужденное признание
Какими бы крепкими нервами ни обладал бывалый полководец, наверняка он испытал потрясение. Тем большее уважение вызывает то невозмутимое спокойствие, с которым он продолжал твердить о своей невиновности и требовать адвоката. Видя, что никто и не думает слушать его, он заявил, что лучше пойдет на виселицу, чем будет присутствовать в суде, где все обвинения лживы, а судьи — злодеи. Такого, в свою очередь, не могли стерпеть «злодеи»: епископ Нантский немедленно отлучил обвиняемого от церкви, а 19 октября суд постановил пытать его, дабы «побудить прекратить гнусное запирательство».
Жиля де Монморанси-Лаваля, барона де Рэ, растянули на так называемой лестнице. Этот способ пытки, самый популярный в тогдашней Франции, заключался в том, что жертву, привязав за руки и за ноги, растягивали на горизонтальной решетке, как на дыбе. Под пыткой мужественный маршал быстро раскаялся в былом упорстве и пообещал впредь быть сговорчивее. Для начала он преклонил колени перед епископом, смиренно просил его снять отлучение, а позже начал давать показания и мало-помалу «сознался» во всем. Для полной «капитуляции» перед судом, правда, потребовались новые пытки, 21 октября, но уж после них Жиль де Рэ публично согласился и с тем, что «наслаждался пороком», и подробно описал свои любимые способы убийства и собственные ощущения при этом. Барон сам назвал число замученных им детей — 800 (таким образом, он должен был умерщвлять по одному ребенку в неделю последние 15 лет!). Но суд благоразумно посчитал, что довольно будет и 150.
25 октября епископ Нантский повторно «исторг Жиля де Рэ из лона Церкви Христовой» за «столь тяжкие прегрешения против догматов веры и законов человеческих, что невозможно человеку и вообразить их». В тот же день «грешника», естественно, приговорили к костру — вместе с его «словоохотливыми» сообщниками. В качестве акта особой гуманности (все-таки речь шла о маршале Франции) в случае покаяния и примирения с церковью Жилю де Рэ обещали не сжигать его живьем, а предварительно задушить.
Маршал предпочел примириться с церковью на этих относительно гуманных условиях и был казнен со своими сообщниками на следующий день. Среди друзей-родственников казненного маршала не нашлось ни одного, кто бы рискнул защищать его имя и честь.
Прошло несколько столетий, прежде чем некоторые историки стали указывать на разного рода изъяны и нестыковки обвинений в процессе над героем Столетней войны. Сомнителен уж сам факт совершения инкриминированных ему деяний. Во всяком случае, оговор его специально подготовленными свидетелями представляется весьма вероятным, а признания под пыткой недорогого стоят. Кроме того, подозрения вызывает и такой факт: самые одиозные персонажи процесса, вроде колдуна Франческо Прелати, подверглись всего лишь заключению (из которого он, кстати, скоро и легко бежал). Возможно, оговорили де Рэ по почину короля, испытывавшего сильную неприязнь к своему бывшему другу: он был уверен, что Жиль поддерживает опального дофина Людовика, а главное, Карлу очень не хотелось возвращать маршалу огромный долг.
Имя Жиля де Рэ в качестве маньяка Синей Бороды, убийцы женщин и детей, упоминали разные авторы готического или оккультного жанра: Роберт Блох, Артур Мейчен, Еремей Парнов… А в небольшом рассказе Кира Булычева «Синяя борода» злодеем оказывается начальник лаборатории, который демонтирует недисциплинированных биороботов.
Только в 1992 году по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто состоялся новый судебный процесс полностью реабилитировавший Жиля де Рэ. Извлеченные из архивов инквизиции документы рассказали, что не было ни замученных детей, ни страшных опытов. Исследователи приняли во внимание многое, в том числе свидетельства современников. Например, хронист XV века Монстреле так писал о приговоре, вынесенном Жилю де Рэ: «Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывали в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».
Все оказалось проще пареной репы. Таким образом герцог Бретани Иоанн V решил прибрать к рукам часть замков, принадлежавших барону. Вот он и развернул кампанию, подкупив духовных и административных лиц. Король, которому бывший сподвижник был уже не нужен, дал свое «добро», и состоялось жестокое шоу в средневековом стиле.
Нашлось объяснение и тому, каким образом Жиль де Ре стал Синей Бородой, героем народных легенд, собранных Шарлем Перро. Имя барона было столь популярно, что неоднократно упоминалось в устных сказаниях. И в одной из бретонских баллад оказалось рядом с некой Синей Бородой из другой истории. Случай соединил их, а народная фантазия превратила замученных детей в убитых жен. Вот такая история.
Источник статьи: http://masterok.livejournal.com/920801.html